Обобщающее слово при однородных членах предложения
1.Познакомить учащихся с обобщающим словом при однородных членах предложения.
2. Научить употреблять обобщающие слова в предложении.
3.Изучить пунктограмму ««Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами предложения»
4. Воспитывать ответственное отношение к близким людям.
1. Тулаева Ольга Юрьевна
2. 1 квалификационная категория
3. г. Липецк
4. МБОУ гимназия №1
5. Русский язык, 5 класс
6. УМК под ред. Бабайцевой В.В.
7. Обобщающее слово при однородных членах предложения
8. 40 минут
9. Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал
10. Цели урока:
1. Знакомство учащихся с обобщающим словом при однородных членах предложения. 2. Употребление обобщающих слов в предложении. 3.Изучение пунктограммы ««Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами предложения» 4. Воспитание ответственного отношения к близким людям. 11.Ход урока.
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Учитель читает строки:
Всё лежит у нас в порядке:
«Практика», «Теория», тетрадки,
Ручка, и пенал, и карандаш,
И дневник, конечно, наш!
2) . ПОВТОРЕНИЕ. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ · Что вам известно об однородных членах предложения?
· Какие словосочетания образуют однородные члены предложения?
· Назовите средства связи слов в сочинительных словосочетаниях.
· Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
· Всё лежит у нас в порядке:
«Практика», «Теория», тетрадки,
Ручка, и пенал, и карандаш,
И дневник, конечно, наш!
Найдите однородные члены предложения.
Объясните постановку знаков препинания.
Какими членами предложения являются данные однородные члены?
Какое ещё слово в данном предложении выполняет функцию подлежащего? (всё)
В каких смысловых отношениях находится данное слово с рядом однородных членов? (оно объединяет значения всех однородных членов)
Как мы можем назвать такое слово? (объединяющее, общее, обобщающее)
Именно о таких словах пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока.
3) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА · запись темы урока;
· сообщение целей урока.
4) ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Задание:
Спишите, раскройте скобки, выбрав нужное слово, найдите однородные члены предложения, подчеркните их как члены предложения.
1. Мама сказала (надеть, одеть) свитер, куртку, шапку, варежки.
Задание:
Запишите предложение, заменив ряд однородных членов словом или словосочетанием, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните данное слово как член предложения.
2. Мама сказала надеть теплые вещи.
Задание:
Составьте предложение так, чтобы в нем были и однородные члены, и слово, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните однородные члены и данное слово как члены предложения.
3. Мама сказала надеть теплые вещи: свитер, куртку, шапку, варежки.
· В каком из получившихся предложений употребляется обобщающее слово?
· Каким членом предложения являются обобщающие слова?
5) ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание: спишите, вставьте подходящие по смыслу слова.
Слова для справок: всегда, все, зрители, везде. |
Проверка упражнения:
Какие слова вставили? Как называются такие слова? Какими членами предложения являются данные обобщающие слова? Каким членами предложения являются однородные члены?
6) СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО МАТЕРИАЛА Слово учителя: перед вами теоретические сведения об обобщающем слове, но, к сожалению, не всё удачно напечатано. Ваша задача – восстановить пропущенные слова.
Обобщающее слово при однородных членах предложения 1. Обобщающее слово — это слово, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов. 2. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены. 3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения: • всё; • всегда; • везде; • всюду. 4. Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове»: |
|
Работа с опорным материалом:
· проверка 1-3 пункта;
· объяснение пунктограммы (4 пункт);
· закрепление пунктограммы:
Задание: спишите предложения, расставьте знаки препинания. 1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы. 2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду. 3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое. |
7) РАБОТА С ТЕКСТОМ 1. Орфоэпическая пятиминутка (обсуждаются слова, которые встречаются в тексте и могут вызвать затруднение при произношении)
Поднялось, поднялась, поднялся; принял, приняла; зубчатый; кровоточащий.
2. Чтение текста
(1)Утреннее солнце неторопливо поднялось из-за зубчатой стены дальнего леса. (2)Митя слез с лошади, поднялся по прогнившим ступеням крыльца.
(3)С тех пор как отец ушел на фронт, крыльцо заметно осело, весь дом принял какой-то сиротливый вид.
(4)Не дожидаясь особого приглашения, Митя сел за стол и стал торопливо есть завтрак, приготовленный для него матерью.
(5)В это время мать, еще молодая, но измождённая женщина, хлопотала у окна, собирая себе и сыну обед в поле.
(6)В небольшую котомку она положила продукты: четыре картофелины, пару луковиц, яйцо, бутылку молока, краюшку ржаного хлеба. (7)Себе в старую холщовую сумку она положила хлеб, картошку и лук, вместо молока налила воды, а яйцо, бросив быстрый и какой-то смущенный взгляд на спящую дочку, отнесла на кухню и там положила рядом с кружкой молока и ломтем хлеба, оставленными дочери на обед.
(8)После этого мать принялась торопливо одеваться. (9)Затемпошла к двери, но у порога остановилась и вернулась к окошку.
(10)На низеньком подоконнике кучкой лежали сшитые ею с вечера маленькие полотняные мешочки. (11)Мать начала торопливо натягивать мешочки на пальцы.
(12) — Митя, помоги-ка мне, — попросила она. (13)Митя уже поел и собирался уйти. (14)Он нехотя вернулся, но взглянул на руки матери — и его душу обдало леденящим холодом.
(15)Кожа на руках матери была покрыта множеством больших и маленьких трещин. (16)Но особенно страшными были пальцы, на каждом сгибе которых зияла кровоточащаярана.
(17)Митя знал, что вода, солнце и ветер превращают даже гранит в пыль, а железо — в ржавую труху. (18)Руки матери не были ни гранитными, ни железными.(19)Одно только знали эти руки — работу.(20) В зимнюю стужу, в летний зной, под проливным дождем, пронизывающим ветром, изо дня в день с раннего утра и до позднего вечера руки матери трудились: жали хлеб, косили траву, рубили дрова, разгребали снег.
(21)Вечером, после долгого трудового дня, управившись еще и со всеми домашними делами, мать смазывала свои натруженные, огрубевшие, потрескавшиеся пальцы маслом.(22)Но за ночь руки не заживали, кровоточащие трещины лишь затягивались тонкой пленкой, которая лопалась от малейшего движения, и вновь открывались раны, из которых выступала сукровица.
(23)Но надо было работать. (24) Война…
(25)Завязывая нитки вокруг пальцев матери, Митя как-то неловко дотронулся до больного места. (26)Мать вскрикнула и отдернула руку, словно ее ударили током. (27)На глазах у нее выступили слезы. (28)Втянув в себя воздух сквозь стиснутые зубы, она умоляюще проговорила:
— Осторожней, сынок!
(29) — Я нечаянно, — виновато и испуганно отозвался Митя.
Задания к тексту
1. Сформулируйте тему текста. Как можно озаглавить данный текст?
2. Сформулируйте основную мысль текста.
3. Среди 1-3 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.
4. Среди 15 -17 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.
5. Среди 4-7 предложений найдите предложение с обобщающим словом.
6. Среди 20 – 24 предложений найдите предложение с обобщающим словом.
Проверка
8) ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК. 9) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ опорный материал;
упражнение 294;
орфоэпический словарь.
Методические рекомендации по использованию презентации
-
Количество слайдов - 33
-
Среда (редактор), в которой выполнена презентация - Microsoft Office PowerPoint - 2007
-
Цель использования презентации – наглядное сопровождение урока
-
Тулаева Ольга Юрьевна
-
1 квалификационная категория
-
г. Липецк
-
МБОУ гимназия №1
-
Русский язык, 5 класс
-
УМК под ред. Бабайцевой В.В.
-
Обобщающее слово при однородных членах предложения
-
40 минут
-
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал
-
Цели урока:
1. Знакомство учащихся с обобщающим словом при однородных членах предложения.
2. Употребление обобщающих слов в предложении.
3.Изучение пунктограммы ««Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами предложения»
4. Воспитание ответственного отношения к близким людям.
11.Ход урока.
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель читает строки:
Всё лежит у нас в порядке:
«Практика», «Теория», тетрадки,
Ручка, и пенал, и карандаш,
И дневник, конечно, наш!
-
. ПОВТОРЕНИЕ. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ
-
Что вам известно об однородных членах предложения?
-
Какие словосочетания образуют однородные члены предложения?
-
Назовите средства связи слов в сочинительных словосочетаниях.
-
Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
-
Всё лежит у нас в порядке:
«Практика», «Теория», тетрадки,
Ручка, и пенал, и карандаш,
И дневник, конечно, наш!
Найдите однородные члены предложения.
Объясните постановку знаков препинания.
Какими членами предложения являются данные однородные члены?
Какое ещё слово в данном предложении выполняет функцию подлежащего? (всё)
В каких смысловых отношениях находится данное слово с рядом однородных членов? (оно объединяет значения всех однородных членов)
Как мы можем назвать такое слово? (объединяющее, общее, обобщающее)
Именно о таких словах пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока.
-
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
-
запись темы урока;
-
сообщение целей урока.
-
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Задание:
Спишите, раскройте скобки, выбрав нужное слово, найдите однородные члены предложения, подчеркните их как члены предложения.
-
Мама сказала (надеть, одеть) свитер, куртку, шапку, варежки.
Задание:
Запишите предложение, заменив ряд однородных членов словом или словосочетанием, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните данное слово как член предложения.
-
Мама сказала надеть теплые вещи.
Задание:
Составьте предложение так, чтобы в нем были и однородные члены, и слово, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните однородные члены и данное слово как члены предложения.
-
Мама сказала надеть теплые вещи: свитер, куртку, шапку, варежки.
-
В каком из получившихся предложений употребляется обобщающее слово?
-
Каким членом предложения являются обобщающие слова?
-
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание: спишите, вставьте подходящие по смыслу слова.
4. ………: утром, вечером, днем и ночью – наши мамы беспокоятся о нас. Слова для справок: всегда, все, зрители, везде. |
Проверка упражнения:
Какие слова вставили? Как называются такие слова? Какими членами предложения являются данные обобщающие слова? Каким членами предложения являются однородные члены?
-
СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО МАТЕРИАЛА
Слово учителя: перед вами теоретические сведения об обобщающем слове, но, к сожалению, не всё удачно напечатано. Ваша задача – восстановить пропущенные слова.
Обобщающее слово при однородных членах предложения 1. Обобщающее слово - это слово, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов. 2. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены. 3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения:
|
Работа с опорным материалом:
-
проверка 1-3 пункта;
-
объяснение пунктограммы (4 пункт);
-
закрепление пунктограммы:
Задание: спишите предложения, расставьте знаки препинания. 1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы. 2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду. 3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое. |
-
РАБОТА С ТЕКСТОМ
-
Орфоэпическая пятиминутка (обсуждаются слова, которые встречаются в тексте и могут вызвать затруднение при произношении)
Поднялось, поднялась, поднялся; принял, приняла; зубчатый; кровоточащий.
2. Чтение текста
(1)Утреннее солнце неторопливо поднялось из-за зубчатой стены дальнего леса. (2)Митя слез с лошади, поднялся по прогнившим ступеням крыльца.
(3)С тех пор как отец ушел на фронт, крыльцо заметно осело, весь дом принял какой-то сиротливый вид.
(4)Не дожидаясь особого приглашения, Митя сел за стол и стал торопливо есть завтрак, приготовленный для него матерью.
(5)В это время мать, еще молодая, но измождённая женщина, хлопотала у окна, собирая себе и сыну обед в поле.
(6)В небольшую котомку она положила продукты: четыре картофелины, пару луковиц, яйцо, бутылку молока, краюшку ржаного хлеба. (7) Себе в старую холщовую сумку она положила хлеб, картошку и лук, вместо молока налила воды, а яйцо, бросив быстрый и какой-то смущенный взгляд на спящую дочку, отнесла на кухню и там положила рядом с кружкой молока и ломтем хлеба, оставленными дочери на обед.
(8)После этого мать принялась торопливо одеваться. (9)Затем пошла к двери, но у порога остановилась и вернулась к окошку.
(10)На низеньком подоконнике кучкой лежали сшитые ею с вечера маленькие полотняные мешочки. (11)Мать начала торопливо натягивать мешочки на пальцы.
(12)- Митя, помоги-ка мне, - попросила она. (13)Митя уже поел и собирался уйти. (14)Он нехотя вернулся, но взглянул на руки матери - и его душу обдало леденящим холодом.
(15)Кожа на руках матери была покрыта множеством больших и маленьких трещин. (16) Но особенно страшными были пальцы, на каждом сгибе которых зияла кровоточащая рана.
(17)Митя знал, что вода, солнце и ветер превращают даже гранит в пыль, а железо - в ржавую труху. (18)Руки матери не были ни гранитными, ни железными.(19) Одно только знали эти руки - работу. (20) В зимнюю стужу, в летний зной, под проливным дождем, пронизывающим ветром, изо дня в день с раннего утра и до позднего вечера руки матери трудились: жали хлеб, косили траву, рубили дрова, разгребали снег.
(21)Вечером, после долгого трудового дня, управившись еще и со всеми домашними делами, мать смазывала свои натруженные, огрубевшие, потрескавшиеся пальцы маслом. (22) Но за ночь руки не заживали, кровоточащие трещины лишь затягивались тонкой пленкой, которая лопалась от малейшего движения, и вновь открывались раны, из которых выступала сукровица.
(23)Но надо было работать. (24) Война…
(25)Завязывая нитки вокруг пальцев матери, Митя как-то неловко дотронулся до больного места. (26)Мать вскрикнула и отдернула руку, словно ее ударили током. (27)На глазах у нее выступили слезы. (28)Втянув в себя воздух сквозь стиснутые зубы, она умоляюще проговорила:
- Осторожней, сынок!
(29)- Я нечаянно, - виновато и испуганно отозвался Митя.
Задания к тексту
-
Сформулируйте тему текста. Как можно озаглавить данный текст?
-
Сформулируйте основную мысль текста.
-
Среди 1-3 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.
-
Среди 15 -17 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.
-
Среди 4-7 предложений найдите предложение с обобщающим словом.
-
Среди 20 – 24 предложений найдите предложение с обобщающим словом.
Проверка
-
ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
опорный материал;
упражнение 294;
орфоэпический словарь.
Работа с текстом
Орфоэпический словарь
Поднялось, поднялась, поднялся;
принял, приняла;
зубчатый;
кровоточащий.
(1)Утреннее солнце неторопливо поднялось из-за зубчатой стены дальнего леса. (2)Митя слез с лошади, поднялся по прогнившим ступеням крыльца.
(3)С тех пор как отец ушел на фронт, крыльцо заметно осело, весь дом принял какой-то сиротливый вид.
(4)Не дожидаясь особого приглашения, Митя сел за стол и стал торопливо есть завтрак, приготовленный для него матерью.
(5)В это время мать, еще молодая, но измождённая женщина, хлопотала у окна, собирая себе и сыну обед в поле.
(6)В небольшую котомку она положила продукты: четыре картофелины, пару луковиц, яйцо, бутылку молока, краюшку ржаного хлеба. (7) Себе в старую холщовую сумку она положила хлеб, картошку и лук, вместо молока налила воды, а яйцо, бросив быстрый и какой-то смущенный взгляд на спящую дочку, отнесла на кухню и там положила рядом с кружкой молока и ломтем хлеба, оставленными дочери на обед.
(8)После этого мать принялась торопливо одеваться. (9)Затем пошла к двери, но у порога остановилась и вернулась к окошку.
(10)На низеньком подоконнике кучкой лежали сшитые ею с вечера маленькие полотняные мешочки. (11)Мать начала торопливо натягивать мешочки на пальцы.
(12)- Митя, помоги-ка мне, - попросила она. (13)Митя уже поел и собирался уйти. (14)Он нехотя вернулся, но взглянул на руки матери - и его душу обдало леденящим холодом.
(15)Кожа на руках матери была покрыта множеством больших и маленьких трещин. (16) Но особенно страшными были пальцы, на каждом сгибе которых зияла кровоточащая рана.
(17)Митя знал, что вода, солнце и ветер превращают даже гранит в пыль, а железо - в ржавую труху. (18)Руки матери не были ни гранитными, ни железными.(19) Одно только знали эти руки - работу. (20) В зимнюю стужу, в летний зной, под проливным дождем, пронизывающим ветром, изо дня в день с раннего утра и до позднего вечера руки матери трудились: жали хлеб, косили траву, рубили дрова, разгребали снег.
(21)Вечером, после долгого трудового дня, управившись еще и со всеми домашними делами, мать смазывала свои натруженные, огрубевшие, потрескавшиеся пальцы маслом. (22) Но за ночь руки не заживали, кровоточащие трещины лишь затягивались тонкой пленкой, которая лопалась от малейшего движения, и вновь открывались раны, из которых выступала сукровица.
(23)Но надо было работать. (24) Война…
(25)Завязывая нитки вокруг пальцев матери, Митя как-то неловко дотронулся до больного места. (26)Мать вскрикнула и отдернула руку, словно ее ударили током. (27)На глазах у нее выступили слезы. (28)Втянув в себя воздух сквозь стиснутые зубы, она умоляюще проговорила:
- Осторожней, сынок!
(29)- Я нечаянно, - виновато и испуганно отозвался Митя.
Обобщающее слово при однородных членах предложения
1. Обобщающее слово - это слово или словосочетание, которое является ……..................... обозначением находящихся при нём …………………..членов.
2. Обобщающее слово является …………..членом предложения, что и ………………………….….. .
3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения:
-
-
-
-
..
4. Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове» :
-
О : О, О, О, О .
-
О , О, О, О — О .
-
О : О, О, О — ... .
1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы.
2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду.
3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе
красоты, что впечатленье было магическое.
Обобщающее слово при однородных членах предложения
1. Обобщающее слово - это слово или словосочетание, которое является ……..................... обозначением находящихся при нём …………………..членов.
2. Обобщающее слово является …………..членом предложения, что и ………………………….….. .
3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения:
-
-
-
-
..
4. Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове» :
1. О : О, О, О, О .
-
О , О, О, О — О .
-
О : О, О, О — ... .
1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы.
2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду.
3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе
красоты, что впечатленье было магическое.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»