РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 6 КЛАСС, СНЕЖНЕВСКАЯ, 2ЧАСА В НЕДЕЛЮ
Краткое описание
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 6 КЛАСС, СНЕЖНЕВСКАЯ, 2ЧАСА В НЕДЕЛЮ
Описание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Учебный предмет «Литература»– одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Курс литературы в школеосновывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
· освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
· овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основная цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели литературного образования определяют его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Нормативно-правовое обеспечение программы: — Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.) «Об образовании»; — Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271; — Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089; — Приказ МО РФ от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 год»; — Программа развития МБОУ гимназии №1; — Образовательная программа МБОУ гимназии №1. Данная рабочая программа создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11классы/под ред. Г.И. Беленького.- М.: Мнемозина, 2009.
Программа под ред. Г.И. Беленького конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На первой ступени основного общего образования, в 5-6 классах, формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. В этот период продолжается работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Выбор именно этой авторской программыобусловлен тем, что в ней содержание обучения литературе отобрано и структурировано на основе системно-деятельностного подхода. В соответствии с этим у учащихся на уроках литературы формируются и развиваются ключевые компетенции: § ценностно-смысловая компетенция(умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок);
§ общекультурная компетенция(владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и культурных ценностей в России и других странах; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, писателя);
§ учебно-познавательная компетенция (умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
§ информационная компетенция(владение навыками работы с различными источниками информации — книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет-ресурсами; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии;
§ коммуникативная компетенция(владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос, корректно вести диалог и пр.);
§ компетенция личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения).
Основными механизмами формирования компетенцийявляются
· проектная деятельность
· исследовательская деятельность
· применение ИКТ
При изучении литературы в 6 классе предполагается использование следующих технологий обучения:
— технология формирования критического мышления;
— технология проблемного обучения;
— информационно-коммуникационные технологии;
— проектная технология;
— технологии личностно-ориентированного обучения
Процесс изучения литературы в 6 классе предусматривает использование
классно-урочной системы:фронтальной, парной, групповой, индивидуальных форм учебной деятельности (урок-консультация, урок-практическая работа, уроки-деловые игры, уроки-соревнования, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-общения, уроки-игры, уроки-диалоги, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии).
Основными формами контроля являются:
1. Сочинение
2. Комплексная контрольная работа
Виды контроля
· предварительный
· текущий
· тематический
· итоговый
Сопоставление рабочей и авторской программвыявило отсутствие в последней некоторых тем, которые введены в рабочую программу в целях патриотического воспитания обучающихся:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, Учебный план 6 классов МБОУ гимназии №1 г. Липецка на 2012-2013 учебный год предусматривают обязательное изучение литературы в VIклассе в объёме 68 часов (из них 4 часа – контрольные мероприятия: 1 сочинение, 3 комплексные контрольные работы), т.е. по 2 урока в неделю в течение 34 учебных недель.Именно на данное количество часов рассчитана рабочая программа по литературе для учащихся 6 классов. Программа реализуется с использованием УМК под ред. БеленькогоГ.И.(Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова]; под ред. Г.И. Беленького. — М.: Мнемозина, 2009)
Планируемый уровень подготовки обучающихся 6 класса на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой МБОУ гимназии №1 В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии на конец года обучающиеся должнысопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; использовать полученные знания и умения для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; для определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; для поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ №
Наименование раздела, темы урока
Содержание учебного материала(дидактические единицы)
Требования к уровню подготовкив соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы МБОУ гимназии №1 г. Липецка
1
Введение.
О главном в литературе. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте
Человек как главный объект изображения в
художественной литературе. О книге и чтении
Обучающиеся должны знать: главное в литературе – человек, его внутренний мир.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться аппаратом учебника, составлять план текста.
2-4.
Внеклассное чтение
Книги, прочитанные летом. Тема детства в произведениях А.Рыбакова, В.Каверина,
В. Крапивина
Нравственная проблематика произведений. Композиция произведений
Обучающиеся должны знать: содержание самостоятельно прочитанных произведении.
Обучающиеся должны уметь: пересказывать содержание
произведений; беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям, выделять смысловую структуру текста.
5-15
«ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»
5
Устное народное творчество
О былине и её героях
Былина как фольклорный жанр, былинный стих,
построение былины, язык былины, постоянные эпитеты,
гипербола
Обучающиеся должны знать: содержание изученных произведений;
художественные особенности былин, уметь работать с вопросами
после текста.
6
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.
Построение и язык былины. Былинный стих, гипербола, постоянные эпитеты
Обучающиеся должны уметь: пересказывать содержание изученного
произведения; беседовать по самостоятельно прочитанному тексту;
исполнять произведения фольклора.
7-8
Из литературы Древней Руси.
«Повесть временных лет»
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
Летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.
Обучающиеся должны знать: изученное произведение, особенности
летописи.
Обучающиеся должны уметь: определять жанры древнерусской
литературы, пересказывать подробно и кратко тексты и фрагменты
произведений, выразительно читать текст с учётом особенностей
художественного произведения.
9
Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат»
Исторические события, отражённые в произведениях. Прославление
патриотического подвига русских воинов
Обучающиеся должны знать: изученные произведения.
Обучающиеся должны уметь: определять жанры древнерусской
литературы, пересказывать подробно и кратко тексты и фрагменты
произведений, выразительно читать текст с учётом особенностей
художественного произведения.
10
Баллада как лиро-эпический жанр. Торжество добра и любви в балладе В.А.Жуковского «Светлана»
Понятие о балладе. Фольклорная основа
баллады. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы.
Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл
баллады
Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его
особенности.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять план текста.
11
В.А. Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. Баллады И.В. Гёте, Ф.Шиллера
Понятие о балладе. «Лесной царь». «Перчатка».
О рифме и строфе
Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их
особенности.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять
тексты в жанре баллады.
12
Баллады А.Н.Майкова, А.К. Толстого
Понятие о балладе. «Емшан». «Канут»
О рифме и строфе
Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их
особенности.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять
тексты в жанре баллады.
13
Повторение изученного по теме «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
Былина как фольклорный жанр, былинный стих,
построение былины, язык былины, постоянные эпитеты,
гипербола.Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
Летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.Понятие о балладе. Фольклорная основа баллады. Особенности балладного сюжета.
О рифме и строфе
Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их
особенности.
Обучающиеся должны уметь: пересказывать подробно и кратко тексты
произведений, выделять смысловую структуру текста, анализировать язык, исполнять тексты, систематизировать знания, обобщать.
14-15
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…» И ЕЁ АНАЛИЗ
16
Внеклассное чтение
«Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь». Анализ повести Альберта Лиханова «Последние холода»
Дети военного времени. Нравственная проблематика повести
Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его
особенности.
Обучающиеся должны уметь: анализировать текст
произведения.
17-46
«ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА»
17
Жизнь и творчество А.С. Пушкина
Детство поэта. Пушкин на юге. Вторая ссылка поэта. Михайловское. «Няне». Волнующая задушевность стихотворения
Обучающиеся должны знать: биографические сведения о Пушкине, значение творчества поэта для русской и мировой культуры
18-19
Художественные особенности «Песни о вещем Олеге»
Летописный источник и балладный характер песни.
Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога
Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи
Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его особенности, отрывок наизусть.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, сопоставлять балладу с летописным источником, выразительно читать текст.
20-21
Зимние мотивы в поэзии А.С. Пушкина
«Зимняя дорога». Зарисовки природы, передающие настроение поэта. «Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин
Обучающиеся должны знать: наизусть изученные произведения, их особенности.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведения, выразительно читать тексты.
22
Избранные страницы Пушкинской поэзии
«Узник». «Цветок». «Туча»
Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их особенности.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведения, выразительно читать тексты.
23
Пушкин-прозаик. История создания и композиция романа «Дубровский»
Мастерство Пушкина в создании ярких
характеров героев, пейзажа, в восприятии быта и нравов. Интерьер и его роль. Авторская характеристика.
Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его особенности, роль интерьера, авторской характеристики в тексте.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведения, выделять смысловую структуру текста, отдельные эпизоды, характеризовать героев.
24
Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский»
Столкновение чести, достоинства независимой
личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. Характеристика героев
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды.
25
Владимир Дубровский в родительском доме
Внутренний монолог. Диалог как средство обрисовки характеров героев и раскрытия их внутреннего мира. Характер Владимира Дубровского, композиционная роль данного персонажа в романе.
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды.
26
Владимир Дубровский в доме Троекурова
Мотивы поступков В. Дубровского. Средства раскрытия характера В.Дубровского
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа.
27
Образ Маши Троекуровой. Финал романа «Дубровский».
Построение романа. Роль Маши в судьбе Владимира. «Дубровский» в искусстве. Картина В.В. Пукирева «Неравный брак»
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа, выявлять аналогии между персонажами художественного произведения и картинами известных художников
28-29
СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА 30-31
Внеклассное чтение Повесть А.С. Пушкина «Барышня — крестьянка»
Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа.
32
Н.М. Языков – один из ярких поэтов пушкинской поры
«Песня», «Пловец». Своеобразие лирики
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.
33
М. Ю. Лермонтов. Личность поэта.
Биографические сведения. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества
Обучающиеся должны знать: биографические сведения.
34-35
Мотивы грусти, тоски, мятежности и одиночества в лирике Лермонтова
«Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Чувство одиночества и грусти. Сложности переживаний поэта. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании
живописных картин.
«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром.
Аллегорический смысл стихотворения
Обучающиеся должны знать: наизусть изученные произведения.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.
36
Избранные страницы Лермонтовской поэзии
«Казачья колыбельная песня», «На севере диком…», «Утёс». Трёхсложные размеры стиха
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты, определять стихотворные размеры.
37
Н.В. Гоголь. Личность и творчество
Биографические сведения. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Занимательность сюжетов повестей. Роль рассказчика
Обучающиеся должны знать: биографические сведения, особенности творчества.
38
Сочетание реального и фантастического в повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»
Повесть как жанр литературы. Сказочность повести
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, выделять смысловую структуру текста, выразительно читать текст.
39
Мотивы вольнолюбия в изображении персонажей повести «Майская ночь, или Утопленница»
Ироническое изображение «власти». Поэтизация чистой, светлой любви. Картины народной жизни
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, выразительно читать текст.
40
Вн. чт. Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Система образов. Тема любви
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, выразительно читать текст.
41
С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня».
Изменчивая картина зимнего дня.
Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкие
чувства природы. Особенности интонации
Обучающиеся должны уметь:
анализировать очерк как литературный жанр.
42
Мотивы родной природы в русской лирике
Стихотворения В. А. Жуковского, Н. П. Огарёва, А.К. Толстого, А.А. Фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирическое произведение, видеть художественные детали, выразительно читать текст.
43
А.П. Чехов. Жизнь и творчество писателя
Биографические сведения. Раннее творчество писателя.
Обучающиеся должны знать: биографические сведения, особенности раннего творчества.
44
Смешное в жизни и в литературе. Рассказы А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил»
Приёмы создания комического эффекта в рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористической обрисовке героев. Острота комического сюжета
Обучающиеся должны знать:приёмы создания комического эффекта в рассказах, роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористической обрисовке героев.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать юмористическое произведение.
45
Повторение по теме «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»
Биографии писателей. Художественные особенности изученных произведений
Обучающиеся должны знать:биографии изученных авторов, художественные произведения.
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать лирические, прозаические, юмористические произведения, отдельные эпизоды, систематизировать знания, обобщать.
46
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА»
47-67
НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ 47
Повесть В.Г.Короленко
«В дурном обществе».
Факты биографии писателя. Вера писателя в человека.
Обучающиеся должны знать: биографические сведения.
48-49
Нравственная суть взаимоотношений героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Нравственная суть взаимоотношений героев. Труд в жизни детей. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования. Портрет
литературного героя
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, видеть роль портретной характеристики в тексте.
50
Проблема нравственного выбора в рассказе Н.Д. Телешова «Домой»
Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения.
Человечность старика – каторжника. Роль пейзажа в рассказе.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, определять проблему текста, видеть роль пейзажа в рассказе.
51
Мотивы поступков и ответственности человека за них в рассказе А.Доде «Маленький шпион»
Трагические последствия необдуманного поступка
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки.
52
А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа
«Песчаная учительница»
Труд как нравственная основа жизни.
Самоотверженность, доброта, отзывчивость героини
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки.
53
Внеклассное чтение Рассказ А. П. Платонова «На заре туманной юности»
Нравственная проблематика повести
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки.
54
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
Личность писателя. История создания сказки-были «Кладовая солнца». Особенности жанра
Обучающиеся должны знать: биографические сведения, историю создания сказки-были «Кладовая солнца».
55
Образы Насти и Митраши в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Конфликт в художественном произведении. Характеристика литературного героя. Олицетворение. Особенности пришвинского пейзажа. Смысл названия сказки-были
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, выборочно пересказывать текст, характеризовать героев и объяснять их поступки.
56
Образ весны в лирике русских поэтов
Стихотворения И.Бунина, И. Северянина, А. Твардовского
Обучающиеся должны уметь:
анализировать пейзажную лирику, видеть художественные детали, находить средства художественной выразительности, выразительно читать тексты.
57
Роль смеха в рассказах М. М. Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя»
Особенности рассказов М.М. Зощенко
Обучающиеся должны знать: особенности рассказов М.М. Зощенко.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать юмористические произведения, раскрывать внутренний мир литературного героя на основе средств изображения персонажа
58
Проблема ответственности человека за мир природы в рассказе Ю.М. Нагибина «Старая черепаха»
Тема и идея художественного произведения. Средства изображения внутреннего мира человека в художественном произведении. Авторская позиция
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения, через сочувствие герою и постижение авторской позиции осознать ответственность человека за мир природы.
59
Внеклассное чтение.
Интегрированный урок. Песни Победы
История создания песен. Авторы. Исполнители. Важность слова в песнях в годы Великой Отечественной войны
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.
60
Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»
Личность и творчество В. Г. Распутина. Нравственная проблематика прозы В.Г. Распутина. История создания рассказа «Уроки французского»
Обучающиеся должны знать: биографические сведения, историю создания рассказа «Уроки французского»
61
Уроки доброты и милосердия в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Понятия «духовная память», «духовный опыт», «ответственность за свои поступки», «самовоспитание». Рассказ и реальные события, положенные в его основу. Сопоставление отношения к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения.
62
Внеклассное чтение Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Нравственная проблематика рассказа
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения.
63
«До слёз теперь любимые места!..» Стихотворения Н. Рубцова о детстве, о родине
Стихотворения «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Воробей»
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирические произведения, выявлять авторские чувства, выраженные в стихах, определять стихотворные размеры, выразительно читать тексты.
64
Мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев рассказа Дж. Олдриджа «Последний дюйм»
Становление новых взаимоотношений героев в критической ситуации. Многозначность названия рассказа «Последний дюйм», его связь с идеей произведения
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, объяснять композиционную роль пейзажа, замечать средства изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог, осмысливать их значение для передачи внутреннего состояния персонажа, формулировать тему и идею произведения.
65
Повторение изученного по теме «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
Биографии писателей. Художественные особенности изученных произведений
Обучающиеся должны знать:биографии изученных авторов, художественные произведения.
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать лирические, прозаические, юмористические произведения, отдельные эпизоды, объяснять композиционную роль пейзажа, замечать средства изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог, осмысливать их значение для передачи внутреннего состояния персонажа, формулировать тему и идею произведения, определять стихотворные размеры, систематизировать знания, обобщать.
66-67
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ» И ЕЁ АНАЛИЗ
68
Резервный урок
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 1. Комплексная контрольная работа по теме «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
2.Сочинение по творчеству А.С.Пушкина
3. Комплексная контрольная работа «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»
4.Комплексная контрольная работа по теме «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объем учебного времени, отведенного на реализацию рабочей программы, соответствует учебному плану.
Объем учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов (тем) рабочей программы, соответствует общему объему учебного времени.
№
Наименование раздела, темы урока
Кол-во часов, отведённое на изучение темы, раздела
Календарные сроки
Примечание По плану
Фактически
По плану
Фактически
1
Введение.
О главном в литературе. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте
2
Внеклассное чтение
Книги, прочитанные летом. Тема детства в произведениях А.Рыбакова, В.Каверина, В. Крапивина
3
Внеклассное чтение
«Будь судьбы своей капитаном» (по роману В.А. Каверина «Два капитана»)
4
Внеклассное чтение
В. Крапивин «Дети синего фламинго»
5-15
«ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»
5
Устное неродное творчество
О былине и её героях
6
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
7
Из литературы Древней Руси
«Повесть временных лет»
8
«Повесть временных лет»
9
Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат»
10
Баллада как лиро-эпический жанр. Торжество добра и любви в балладе В.А.Жуковского «Светлана»
11
В.А. Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. Баллады И.В. Гёте, Ф.Шиллера
12
Баллады А.Н.Майкова, А.К. Толстого
13
Повторение изученного по теме «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
14
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»
15
Анализ комплексной контрольной работы по теме «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
16
Внеклассное чтение
«Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь». Анализ повести Альберта Лиханова «Последние холода»
17-46
ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
17
Жизнь и творчество А.С. Пушкина
18-19
Художественные особенности «Песни о вещем Олеге»
20-21
Зимние мотивы в поэзии А.С. Пушкина
22
Избранные страницы Пушкинской поэзии
23
Пушкин-прозаик. История создания и композиция романа «Дубровский»
24
Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский»
25
Владимир Дубровский в родительском доме
26
Владимир Дубровский в доме Троекурова
27
Образ Маши Троекуровой. Финал романа «Дубровский».
28-29
СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА
30-31
Внеклассное чтение Повесть А.С. Пушкина «Барышня — крестьянка»
32
Н.М. Языков – один из ярких поэтов пушкинской поры
33
М. Ю. Лермонтов. Личность поэта.
34-35
Мотивы грусти, тоски, мятежности и одиночества в лирике Лермонтова
36
Избранные страницы Лермонтовской поэзии
37
Н.В. Гоголь. Личность и творчество
38
Сочетание реального и фантастического в повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»
39
Мотивы вольнолюбия в изображении персонажей повести «Майская ночь, или Утопленница»
40
Внеклассное чтение
Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
41
С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня».
42
Мотивы родной природы в русской лирике
43
А.П. Чехов. Жизнь и творчество писателя
44
Смешное в жизни и в литературе. Рассказы А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил»
45
Повторение по теме «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»
46
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА»
47-67
НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕН-НОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ
47
Повесть В.Г.Короленко
«В дурном обществе»
48-49
Нравственная суть взаимоотношений героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
50
Проблема нравственного выбора в рассказе Н.Д. Телешова «Домой»
51
Мотивы поступков и ответственности человека за них в рассказе А.Доде «Маленький шпион»
52
А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа
«Песчаная учительница»
53
Внеклассное чтение Рассказ А. П. Платонова «На заре туманной юности»
54
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
55
Образы Насти и Митраши в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
56
Образ весны в лирике русских поэтов
57
Роль смеха в рассказах М. М. Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя»
58
Проблема ответственности человека за мир природы в рассказе Ю.М. Нагибина «Старая черепаха»
59
Внеклассное чтение.
Интегрированный урок. Песни Победы
60
Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»
61
Уроки доброты и милосердия в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
62
Внеклассное чтение Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
63
«До слёз теперь любимые места!..» Стихотворения Н. Рубцова о детстве, о родине
64
Мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев рассказа Дж. Олдриджа «Последний дюйм»
65
Повторение изученного по теме «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
66
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕН-НАЯ ОТВЕТСТВЕН-НОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ»
67
Анализ комплексной контрольной работы по теме «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
68
Резервный урок
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Основная литература
Учебные и справочные пособия
1. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова]; под ред. Г.И. Беленького. — М.: Мнемозина, 2009
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11классы/под ред. Г.И. Беленького.- М.: Мнемозина, 2009
Дополнительная литература 1. Амбушева Т.М. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков. — Волгоград: Учитель, 2009
2. Картавцева М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие.- Воронеж, 2009.
3. Кривоплясова М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы. — Волгоград: Учитель, 2010
4. Хренова О.М. Методические советы к учебнику для 6 класса. Литература. Пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2011
5. Цветкова Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. — Волгоград: Учитель, 2011
6. http://www.a4format.ru/
7. http://school-collection.edu.ru/
8. http://www.prosv.ru/ebooks/Chertov_Uroki_liter_6kl/index.html
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Учебный предмет «Литература»– одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Курс литературы в школеосновывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
· освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
· овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основная цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели литературного образования определяют его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Нормативно-правовое обеспечение программы: — Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.) «Об образовании»; — Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271; — Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089; — Приказ МО РФ от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 год»; — Программа развития МБОУ гимназии №1; — Образовательная программа МБОУ гимназии №1. Данная рабочая программа создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11классы/под ред. Г.И. Беленького.- М.: Мнемозина, 2009.
Программа под ред. Г.И. Беленького конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На первой ступени основного общего образования, в 5-6 классах, формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. В этот период продолжается работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Выбор именно этой авторской программыобусловлен тем, что в ней содержание обучения литературе отобрано и структурировано на основе системно-деятельностного подхода. В соответствии с этим у учащихся на уроках литературы формируются и развиваются ключевые компетенции: § ценностно-смысловая компетенция(умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок);
§ общекультурная компетенция(владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и культурных ценностей в России и других странах; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, писателя);
§ учебно-познавательная компетенция (умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
§ информационная компетенция(владение навыками работы с различными источниками информации — книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет-ресурсами; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии;
§ коммуникативная компетенция(владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос, корректно вести диалог и пр.);
§ компетенция личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения).
Основными механизмами формирования компетенцийявляются
· проектная деятельность
· исследовательская деятельность
· применение ИКТ
При изучении литературы в 6 классе предполагается использование следующих технологий обучения:
— технология формирования критического мышления;
— технология проблемного обучения;
— информационно-коммуникационные технологии;
— проектная технология;
— технологии личностно-ориентированного обучения
Процесс изучения литературы в 6 классе предусматривает использование
классно-урочной системы:фронтальной, парной, групповой, индивидуальных форм учебной деятельности (урок-консультация, урок-практическая работа, уроки-деловые игры, уроки-соревнования, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-общения, уроки-игры, уроки-диалоги, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии).
Основными формами контроля являются:
1. Сочинение
2. Комплексная контрольная работа
Виды контроля
· предварительный
· текущий
· тематический
· итоговый
Сопоставление рабочей и авторской программвыявило отсутствие в последней некоторых тем, которые введены в рабочую программу в целях патриотического воспитания обучающихся:
· «Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь». Анализ повести Альберта Лиханова «Последние холода» |
· Интегрированный урок. Песни Победы По рекомендации психолого-педагогической службыв рабочую программу включены специальные коррекционные мероприятия. Данные мероприятия направлены на формирование тех интеллектуальные операций, которые недостаточно развиты в отдельных классах: 6А – логическая оперативная память 6Б – понятийная категоризация, абстрактное мышление 6Г — понятийная категоризация, пространственное мышление. |
Планируемый уровень подготовки обучающихся 6 класса на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой МБОУ гимназии №1 В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии на конец года обучающиеся должнысопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; использовать полученные знания и умения для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; для определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; для поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ №
Наименование раздела, темы урока
Содержание учебного материала(дидактические единицы)
Требования к уровню подготовкив соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы МБОУ гимназии №1 г. Липецка
1
Введение.
О главном в литературе. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте
Человек как главный объект изображения в
художественной литературе. О книге и чтении
Обучающиеся должны знать: главное в литературе – человек, его внутренний мир.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться аппаратом учебника, составлять план текста.
2-4.
Внеклассное чтение
Книги, прочитанные летом. Тема детства в произведениях А.Рыбакова, В.Каверина,
В. Крапивина
Нравственная проблематика произведений. Композиция произведений
Обучающиеся должны знать: содержание самостоятельно прочитанных произведении.
Обучающиеся должны уметь: пересказывать содержание
произведений; беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям, выделять смысловую структуру текста.
5-15
«ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»
5
Устное народное творчество
О былине и её героях
Былина как фольклорный жанр, былинный стих,
построение былины, язык былины, постоянные эпитеты,
гипербола
Обучающиеся должны знать: содержание изученных произведений;
художественные особенности былин, уметь работать с вопросами
после текста.
6
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.
Построение и язык былины. Былинный стих, гипербола, постоянные эпитеты
Обучающиеся должны уметь: пересказывать содержание изученного
произведения; беседовать по самостоятельно прочитанному тексту;
исполнять произведения фольклора.
7-8
Из литературы Древней Руси.
«Повесть временных лет»
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
Летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.
Обучающиеся должны знать: изученное произведение, особенности
летописи.
Обучающиеся должны уметь: определять жанры древнерусской
литературы, пересказывать подробно и кратко тексты и фрагменты
произведений, выразительно читать текст с учётом особенностей
художественного произведения.
9
Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат»
Исторические события, отражённые в произведениях. Прославление
патриотического подвига русских воинов
Обучающиеся должны знать: изученные произведения.
Обучающиеся должны уметь: определять жанры древнерусской
литературы, пересказывать подробно и кратко тексты и фрагменты
произведений, выразительно читать текст с учётом особенностей
художественного произведения.
10
Баллада как лиро-эпический жанр. Торжество добра и любви в балладе В.А.Жуковского «Светлана»
Понятие о балладе. Фольклорная основа
баллады. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы.
Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл
баллады
Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его
особенности.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять план текста.
11
В.А. Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. Баллады И.В. Гёте, Ф.Шиллера
Понятие о балладе. «Лесной царь». «Перчатка».
О рифме и строфе
Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их
особенности.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять
тексты в жанре баллады.
12
Баллады А.Н.Майкова, А.К. Толстого
Понятие о балладе. «Емшан». «Канут»
О рифме и строфе
Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их
особенности.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять
тексты в жанре баллады.
13
Повторение изученного по теме «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
Былина как фольклорный жанр, былинный стих,
построение былины, язык былины, постоянные эпитеты,
гипербола.Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
Летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.Понятие о балладе. Фольклорная основа баллады. Особенности балладного сюжета.
О рифме и строфе
Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их
особенности.
Обучающиеся должны уметь: пересказывать подробно и кратко тексты
произведений, выделять смысловую структуру текста, анализировать язык, исполнять тексты, систематизировать знания, обобщать.
14-15
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…» И ЕЁ АНАЛИЗ
16
Внеклассное чтение
«Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь». Анализ повести Альберта Лиханова «Последние холода»
Дети военного времени. Нравственная проблематика повести
Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его
особенности.
Обучающиеся должны уметь: анализировать текст
произведения.
17-46
«ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА»
17
Жизнь и творчество А.С. Пушкина
Детство поэта. Пушкин на юге. Вторая ссылка поэта. Михайловское. «Няне». Волнующая задушевность стихотворения
Обучающиеся должны знать: биографические сведения о Пушкине, значение творчества поэта для русской и мировой культуры
18-19
Художественные особенности «Песни о вещем Олеге»
Летописный источник и балладный характер песни.
Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога
Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи
Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его особенности, отрывок наизусть.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, сопоставлять балладу с летописным источником, выразительно читать текст.
20-21
Зимние мотивы в поэзии А.С. Пушкина
«Зимняя дорога». Зарисовки природы, передающие настроение поэта. «Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин
Обучающиеся должны знать: наизусть изученные произведения, их особенности.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведения, выразительно читать тексты.
22
Избранные страницы Пушкинской поэзии
«Узник». «Цветок». «Туча»
Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их особенности.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведения, выразительно читать тексты.
23
Пушкин-прозаик. История создания и композиция романа «Дубровский»
Мастерство Пушкина в создании ярких
характеров героев, пейзажа, в восприятии быта и нравов. Интерьер и его роль. Авторская характеристика.
Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его особенности, роль интерьера, авторской характеристики в тексте.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведения, выделять смысловую структуру текста, отдельные эпизоды, характеризовать героев.
24
Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский»
Столкновение чести, достоинства независимой
личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. Характеристика героев
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды.
25
Владимир Дубровский в родительском доме
Внутренний монолог. Диалог как средство обрисовки характеров героев и раскрытия их внутреннего мира. Характер Владимира Дубровского, композиционная роль данного персонажа в романе.
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды.
26
Владимир Дубровский в доме Троекурова
Мотивы поступков В. Дубровского. Средства раскрытия характера В.Дубровского
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа.
27
Образ Маши Троекуровой. Финал романа «Дубровский».
Построение романа. Роль Маши в судьбе Владимира. «Дубровский» в искусстве. Картина В.В. Пукирева «Неравный брак»
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа, выявлять аналогии между персонажами художественного произведения и картинами известных художников
28-29
СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА 30-31
Внеклассное чтение Повесть А.С. Пушкина «Барышня — крестьянка»
Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа.
32
Н.М. Языков – один из ярких поэтов пушкинской поры
«Песня», «Пловец». Своеобразие лирики
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.
33
М. Ю. Лермонтов. Личность поэта.
Биографические сведения. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества
Обучающиеся должны знать: биографические сведения.
34-35
Мотивы грусти, тоски, мятежности и одиночества в лирике Лермонтова
«Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Чувство одиночества и грусти. Сложности переживаний поэта. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании
живописных картин.
«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром.
Аллегорический смысл стихотворения
Обучающиеся должны знать: наизусть изученные произведения.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.
36
Избранные страницы Лермонтовской поэзии
«Казачья колыбельная песня», «На севере диком…», «Утёс». Трёхсложные размеры стиха
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты, определять стихотворные размеры.
37
Н.В. Гоголь. Личность и творчество
Биографические сведения. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Занимательность сюжетов повестей. Роль рассказчика
Обучающиеся должны знать: биографические сведения, особенности творчества.
38
Сочетание реального и фантастического в повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»
Повесть как жанр литературы. Сказочность повести
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, выделять смысловую структуру текста, выразительно читать текст.
39
Мотивы вольнолюбия в изображении персонажей повести «Майская ночь, или Утопленница»
Ироническое изображение «власти». Поэтизация чистой, светлой любви. Картины народной жизни
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, выразительно читать текст.
40
Вн. чт. Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Система образов. Тема любви
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, выразительно читать текст.
41
С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня».
Изменчивая картина зимнего дня.
Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкие
чувства природы. Особенности интонации
Обучающиеся должны уметь:
анализировать очерк как литературный жанр.
42
Мотивы родной природы в русской лирике
Стихотворения В. А. Жуковского, Н. П. Огарёва, А.К. Толстого, А.А. Фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирическое произведение, видеть художественные детали, выразительно читать текст.
43
А.П. Чехов. Жизнь и творчество писателя
Биографические сведения. Раннее творчество писателя.
Обучающиеся должны знать: биографические сведения, особенности раннего творчества.
44
Смешное в жизни и в литературе. Рассказы А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил»
Приёмы создания комического эффекта в рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористической обрисовке героев. Острота комического сюжета
Обучающиеся должны знать:приёмы создания комического эффекта в рассказах, роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористической обрисовке героев.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать юмористическое произведение.
45
Повторение по теме «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»
Биографии писателей. Художественные особенности изученных произведений
Обучающиеся должны знать:биографии изученных авторов, художественные произведения.
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать лирические, прозаические, юмористические произведения, отдельные эпизоды, систематизировать знания, обобщать.
46
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА»
47-67
НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ 47
Повесть В.Г.Короленко
«В дурном обществе».
Факты биографии писателя. Вера писателя в человека.
Обучающиеся должны знать: биографические сведения.
48-49
Нравственная суть взаимоотношений героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Нравственная суть взаимоотношений героев. Труд в жизни детей. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования. Портрет
литературного героя
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, видеть роль портретной характеристики в тексте.
50
Проблема нравственного выбора в рассказе Н.Д. Телешова «Домой»
Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения.
Человечность старика – каторжника. Роль пейзажа в рассказе.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, определять проблему текста, видеть роль пейзажа в рассказе.
51
Мотивы поступков и ответственности человека за них в рассказе А.Доде «Маленький шпион»
Трагические последствия необдуманного поступка
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки.
52
А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа
«Песчаная учительница»
Труд как нравственная основа жизни.
Самоотверженность, доброта, отзывчивость героини
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки.
53
Внеклассное чтение Рассказ А. П. Платонова «На заре туманной юности»
Нравственная проблематика повести
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки.
54
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
Личность писателя. История создания сказки-были «Кладовая солнца». Особенности жанра
Обучающиеся должны знать: биографические сведения, историю создания сказки-были «Кладовая солнца».
55
Образы Насти и Митраши в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Конфликт в художественном произведении. Характеристика литературного героя. Олицетворение. Особенности пришвинского пейзажа. Смысл названия сказки-были
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, выборочно пересказывать текст, характеризовать героев и объяснять их поступки.
56
Образ весны в лирике русских поэтов
Стихотворения И.Бунина, И. Северянина, А. Твардовского
Обучающиеся должны уметь:
анализировать пейзажную лирику, видеть художественные детали, находить средства художественной выразительности, выразительно читать тексты.
57
Роль смеха в рассказах М. М. Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя»
Особенности рассказов М.М. Зощенко
Обучающиеся должны знать: особенности рассказов М.М. Зощенко.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать юмористические произведения, раскрывать внутренний мир литературного героя на основе средств изображения персонажа
58
Проблема ответственности человека за мир природы в рассказе Ю.М. Нагибина «Старая черепаха»
Тема и идея художественного произведения. Средства изображения внутреннего мира человека в художественном произведении. Авторская позиция
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения, через сочувствие герою и постижение авторской позиции осознать ответственность человека за мир природы.
59
Внеклассное чтение.
Интегрированный урок. Песни Победы
История создания песен. Авторы. Исполнители. Важность слова в песнях в годы Великой Отечественной войны
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.
60
Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»
Личность и творчество В. Г. Распутина. Нравственная проблематика прозы В.Г. Распутина. История создания рассказа «Уроки французского»
Обучающиеся должны знать: биографические сведения, историю создания рассказа «Уроки французского»
61
Уроки доброты и милосердия в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Понятия «духовная память», «духовный опыт», «ответственность за свои поступки», «самовоспитание». Рассказ и реальные события, положенные в его основу. Сопоставление отношения к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения.
62
Внеклассное чтение Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Нравственная проблематика рассказа
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения.
63
«До слёз теперь любимые места!..» Стихотворения Н. Рубцова о детстве, о родине
Стихотворения «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Воробей»
Обучающиеся должны уметь:
анализировать лирические произведения, выявлять авторские чувства, выраженные в стихах, определять стихотворные размеры, выразительно читать тексты.
64
Мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев рассказа Дж. Олдриджа «Последний дюйм»
Становление новых взаимоотношений героев в критической ситуации. Многозначность названия рассказа «Последний дюйм», его связь с идеей произведения
Обучающиеся должны уметь:
анализировать произведение, объяснять композиционную роль пейзажа, замечать средства изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог, осмысливать их значение для передачи внутреннего состояния персонажа, формулировать тему и идею произведения.
65
Повторение изученного по теме «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
Биографии писателей. Художественные особенности изученных произведений
Обучающиеся должны знать:биографии изученных авторов, художественные произведения.
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать лирические, прозаические, юмористические произведения, отдельные эпизоды, объяснять композиционную роль пейзажа, замечать средства изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог, осмысливать их значение для передачи внутреннего состояния персонажа, формулировать тему и идею произведения, определять стихотворные размеры, систематизировать знания, обобщать.
66-67
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ» И ЕЁ АНАЛИЗ
68
Резервный урок
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 1. Комплексная контрольная работа по теме «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
2.Сочинение по творчеству А.С.Пушкина
3. Комплексная контрольная работа «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»
4.Комплексная контрольная работа по теме «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела |
Кол-во часов | Из них уроки внеклассного чтения |
Из них контрольные мероприятия |
1 |
Введение. О главном в литературе |
4 | 3 |
- |
2 |
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» · Устное народное творчество · Из литературы Древней Руси · Баллады |
12 | 1 |
1 |
3 |
Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека · А.С. Пушкин · Н. М. Языков · М.Ю. Лермонтов · Н.В. Гоголь · С.Т. Аксаков · В.А. Жуковский · Н.П. Огарёв · А.К. Толстой · А.А. Фет · И.С. Никитин · А.Н. Плещеев · И.З. Суриков · А.П. Чехов |
30 | 2 |
2 |
4 |
Нравственная ответственность человека перед собой и обществом · В.Г. Короленко · Н.Д. Телешов · А. Доде · А.П. Платонов · М.М. Пришвин · И.А. Бунин · И. Северянин · А. Твардовский · А. Межиров · М Зощенко · Ю. Нагибин · В Распутин · Н. Рубцов · Д. Олдрижд |
21 | 2 |
1 |
Итого | 68 часов |
Объем учебного времени, отведенного на реализацию рабочей программы, соответствует учебному плану.
Объем учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов (тем) рабочей программы, соответствует общему объему учебного времени.
№
Наименование раздела, темы урока
Кол-во часов, отведённое на изучение темы, раздела
Календарные сроки
Примечание По плану
Фактически
По плану
Фактически
1
Введение.
О главном в литературе. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте
2
Внеклассное чтение
Книги, прочитанные летом. Тема детства в произведениях А.Рыбакова, В.Каверина, В. Крапивина
3
Внеклассное чтение
«Будь судьбы своей капитаном» (по роману В.А. Каверина «Два капитана»)
4
Внеклассное чтение
В. Крапивин «Дети синего фламинго»
5-15
«ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»
5
Устное неродное творчество
О былине и её героях
6
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
7
Из литературы Древней Руси
«Повесть временных лет»
8
«Повесть временных лет»
9
Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат»
10
Баллада как лиро-эпический жанр. Торжество добра и любви в балладе В.А.Жуковского «Светлана»
11
В.А. Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. Баллады И.В. Гёте, Ф.Шиллера
12
Баллады А.Н.Майкова, А.К. Толстого
13
Повторение изученного по теме «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
14
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»
15
Анализ комплексной контрольной работы по теме «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
16
Внеклассное чтение
«Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь». Анализ повести Альберта Лиханова «Последние холода»
17-46
ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
17
Жизнь и творчество А.С. Пушкина
18-19
Художественные особенности «Песни о вещем Олеге»
20-21
Зимние мотивы в поэзии А.С. Пушкина
22
Избранные страницы Пушкинской поэзии
23
Пушкин-прозаик. История создания и композиция романа «Дубровский»
24
Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский»
25
Владимир Дубровский в родительском доме
26
Владимир Дубровский в доме Троекурова
27
Образ Маши Троекуровой. Финал романа «Дубровский».
28-29
СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА
30-31
Внеклассное чтение Повесть А.С. Пушкина «Барышня — крестьянка»
32
Н.М. Языков – один из ярких поэтов пушкинской поры
33
М. Ю. Лермонтов. Личность поэта.
34-35
Мотивы грусти, тоски, мятежности и одиночества в лирике Лермонтова
36
Избранные страницы Лермонтовской поэзии
37
Н.В. Гоголь. Личность и творчество
38
Сочетание реального и фантастического в повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»
39
Мотивы вольнолюбия в изображении персонажей повести «Майская ночь, или Утопленница»
40
Внеклассное чтение
Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
41
С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня».
42
Мотивы родной природы в русской лирике
43
А.П. Чехов. Жизнь и творчество писателя
44
Смешное в жизни и в литературе. Рассказы А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил»
45
Повторение по теме «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»
46
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА»
47-67
НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕН-НОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ
47
Повесть В.Г.Короленко
«В дурном обществе»
48-49
Нравственная суть взаимоотношений героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
50
Проблема нравственного выбора в рассказе Н.Д. Телешова «Домой»
51
Мотивы поступков и ответственности человека за них в рассказе А.Доде «Маленький шпион»
52
А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа
«Песчаная учительница»
53
Внеклассное чтение Рассказ А. П. Платонова «На заре туманной юности»
54
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
55
Образы Насти и Митраши в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
56
Образ весны в лирике русских поэтов
57
Роль смеха в рассказах М. М. Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя»
58
Проблема ответственности человека за мир природы в рассказе Ю.М. Нагибина «Старая черепаха»
59
Внеклассное чтение.
Интегрированный урок. Песни Победы
60
Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»
61
Уроки доброты и милосердия в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
62
Внеклассное чтение Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
63
«До слёз теперь любимые места!..» Стихотворения Н. Рубцова о детстве, о родине
64
Мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев рассказа Дж. Олдриджа «Последний дюйм»
65
Повторение изученного по теме «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
66
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕН-НАЯ ОТВЕТСТВЕН-НОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ»
67
Анализ комплексной контрольной работы по теме «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
68
Резервный урок
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Основная литература
Учебные и справочные пособия
1. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова]; под ред. Г.И. Беленького. — М.: Мнемозина, 2009
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11классы/под ред. Г.И. Беленького.- М.: Мнемозина, 2009
Дополнительная литература 1. Амбушева Т.М. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков. — Волгоград: Учитель, 2009
2. Картавцева М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие.- Воронеж, 2009.
3. Кривоплясова М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы. — Волгоград: Учитель, 2010
4. Хренова О.М. Методические советы к учебнику для 6 класса. Литература. Пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2011
5. Цветкова Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. — Волгоград: Учитель, 2011
6. http://www.a4format.ru/
7. http://school-collection.edu.ru/
8. http://www.prosv.ru/ebooks/Chertov_Uroki_liter_6kl/index.html
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Литература
6 класс
08 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «План противодействия коррупции: цели, задачи, наполнение»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»