«Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей и взрослых в организации мини – музеев краеведческого направления».
Краткое описание
Цель:Создание условий для развития познавательной активности детей средствами экспериментирования в процессе организации мини-музея краеведческого направления.
Задачи:1.Обогащать предметно-развивающую среду группы.2.Расширять кругозор дошкольников знаниями о родном крае.3.Развивать проектно-исследовательские умения и навыки.4.Развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
Задачи:1.Обогащать предметно-развивающую среду группы.2.Расширять кругозор дошкольников знаниями о родном крае.3.Развивать проектно-исследовательские умения и навыки.4.Развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
Описание
«Совместная познавательно — исследовательская деятельность детей и взрослых в организации мини – музеев краеведческого направления».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 компенсирующего вида» г. Лысьва Пермского края. Мишланова Татьяна Алексеевна, воспитатель детского сада, высшая квалификационная категория. Несколько лет назад я увлеклась экспериментированием и смогла увлечь детей, организовав в группе кружок «Почемучка». На занятиях кружка дети познают окружающий мир, получают новую информацию, учатся выделять причинно-следственные связи и опытным путем проверять свои предположения. Ведь всем известно, чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее развивается ребенок. Мы живём на Западном Урале, места наши знамениты, сказочно красивы, живописны, богаты недрами, но у дошкольников нет знаний об объектах неживой природы родного края.Детям в силу возраста трудно понять и усвоить всё это разнообразие, поэтому мы исходили из зоны ближайшего окружения и начали своё знакомство с природой Урала с самых простых, обычных природных материалов: песок, глина, камни… Вспомните, с каким увлечением дети играют с песком: строят из него замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы. Но без специально организованной деятельности дети усваивают лишь скудные знания о свойствах песка. Вот поэтому мы очень много экспериментируем с этим материалом: · «Откуда берется песок?» · «Свойства песка» · «Песчаный конус» · «Песок сухой и мокрый» · «Какой песок тяжелее» Когда мы рассматривали песок через лупу, дети с удивлением обнаружили много интересного: песчинки неодинаковы по размеру, по цвету, по степени блеска. Понятнее также стала причина быстрого высыхания песка: ведь песок сыпучий и рыхлый. Во время опытов с глиной, мои «почемучки» познакомились с такими её свойствами, как пластичность, плотность и вязкость. Они сравнивали мокрую и сухую глину, определяли различия между глиной и песком: · «Какая бывает глина?» · «Из чего построен дом?» · «Для чего человеку песок и глина?» Уточнить и закрепить знания о свойствах этих материалов, полученные во время опытов, помогла практическая деятельность. Дети лепили из глины посуду и игрушки, рисовали «глиняные» сказки, т.е. сказочные предметы из глины (печку из сказки «Гуси-лебеди», горшочек из сказки «Горшок каши», кувшин из сказки «Лиса и журавль» и т.д.). В уголке экспериментирования совместными усилиями организовали выставку предметов из песка и глины. Были проведены экскурсии на стройку и на карьер. В выходные дни дети с родителями искали объекты для наблюдений за этими строительными материалами. Детям понравились опыты: · «Куда исчезла вода?» · «Через что быстрее пробегает вода?» · «Фильтрация воды». Игры-эксперименты · «Песчаные бури» (что произойдет с песком и с глиной, если дунуть в трубочку?). · «Норка для мышки» (из чего нора крепче – из песка или глины?) · «Следы на песке» (сухом и влажном). · «Почему падает дерево?» · «Узоры из песка» Совместно с родителями изготовили макет песчаного карьера, а ящик с песком стал в нашей группе необходимым атрибутом для многих игр. Помогали закрепить представления о свойствах песка и глины подвижные игры: «Мы — песчинки». Поднять эмоциональный настрой, вызвать живой интерес мне помогла викторина «Любимые сказки». Дети искали на иллюстрациях рисунки с кирпичными или глиняными предметами, вспоминали, какие герои жили в кирпичных домах и в домах с черепицей, собирали печку из кирпичей (пластилиновых), выкладывали из разрезных картинок различные кувшины и горшочки и т.д. Все эти занятия помогали мне организовать в интересной и доступной форме процесс познания свойств и качеств природных материалов Урала. Так неживая природа становилась детям понятнее, ближе, интереснее. Прежде, чем приступить к экспериментам с камнями, мы побывали в нашем краеведческом музее на выставке работ горнозаводского камнереза Бориса Мальцева «Когда камни оживают». В его руках неподатливый и сложный для обработки материал получает вторую жизнь, превращаясь в животное, насекомое или растение. Дети с любопытством рассматривали каменные статуэтки, затаив дыхание слушали о том, что камень нужно любить, им нужно восхищаться, только тогда он откроется во всей своей красе. Под впечатлением от выставки, мои воспитанники понесли в детский сад камни. На прогулках, во время экскурсий по улицам города, в выходные дни с родителями на берегах реки, пруда дети искали красивые, интересные, необычные камни. Огромный интерес и желание узнавать новое вызывали эксперименты с ними: · «Какие бывают камни?» · «Найди на ощупь камешек» · «Рассмотри через лупу» · «Может ли камень плавать» · «Как галке напиться?» · «Могут ли камни издавать звуки?» Прочитала детям сказку И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки». Обратила их внимание на то, что характеры и поведение героев – камней отражают их реальные свойства и особенности происхождения: кремень – твердый и неуступчивый; базальт – горячий и взрывной, но быстро остывает; мергель – мягкий и податливый и т.п. На занятиях и в совместной деятельности проводила с детьми игры: · «Камень, ножницы, бумага». · «Что исчезло» · «Я положил в рюкзак геолога» · Подвижные игры: «Камень — беги», «Время собирать камни», «Найди камень» (на ориентировку в пространстве)
На подарок родителям я предложила детям изготовить из гипса игрушки – подвески. Застывший гипс напоминает камень. Дети выступили в роли камнерезов, художников. Совместно с детьми мы изготовили из камней панно «Домик Наф-Нафа". На занятиях по рисованию расписывали красками обычные камешки, а также использовали мел и уголь. Дала детям представление о том, что происхождение этих камней связано с живыми организмами. При знакомстве с Уральскими горами, показывала детям, что они состоят, как и любые другие горы из камней, используя для этого метод моделирования. Искали мы Урал на карте и глобусе, несли в детсад картинки и фотографии с видами родного края. В течение всего этого периода наша коллекция камней пополнялась новыми экспонатами. Ребята несли не только камешки, но и осколки стекла, керамики, кусочки кирпичей, обломки бетона, асфальта, — т.е. то, что создано руками людей. Вместе мы узнавали названия, заучивали их во время рассматривания, игр. Дети гладили, прижимали их к щеке, взвешивали в ладонях, рассматривали через лупу. Собирая коллекцию, мы узнали, что камень Ангидрит в народе называют Ледяной гипс. — Родонит – «орлиный камень»- на Руси, например, считалось необходимым положить его в колыбель ребёнка, чтобы он вырос здоровым, сильным, смелым, зорким как орёл. — Яшма – «пёстрый» — на Урале всегда считался символом верной дружбы. — Малахит – называют русским камнем. — Змеевик своей окраской похож на змею. Вот какую красоту создала природа нашего края. Все экспонаты разместили в ячейки специальных лотков. «Сыпучие» минералы – соль, песок, почву – упаковывали в пакетики, подписывали названия камней и минералов. Найденные образцы подразделили на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник) и искусственные. Так постепенно у нас в группе и возник мини-музей камня.
Используя его экспонаты, дети играли в игры «Что сделали люди, а что природа», «Разложи образцы» (по цвету, прозрачности, блеску, плавающие и т.д.), «Узнай камень» (по описанию). Придумывали сказки «Как камень из горной речки в детский сад попал?», «На дороге лежал обычный камень». Ребята с увлечением придумывали приключения камня, давали ему имя, выдумывали его друзей и врагов. Когда зашла речь о предметах из камня, я рассказала дошкольникам о первобытных людях, о том, как они делали из камней много полезных вещей. Каменные ножи, топоры, наконечники стрел, посуду, с помощью кремня добывали огонь. Мы рассматривали открытки, иллюстрации с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита, станций метро, памятников, женских украшений, сувениров. Совместно с родителями оформили альбомы «Драгоценные и поделочные камни», «Кое-что о минералах», «Как подобрать для себя камни-самоцветы».
Дети с родителями ходили в магазины сувениров, где с восторгом обнаруживали изделия из камней (малахита, яшмы, лазурита). Я учила детей видеть красоту природы, находящейся под нашими ногами, окружающей нас со всех сторон и в то же время такой обыденной и незаметной. Старалась, чтобы дети поняли, что «Глядя на мир, нельзя не удивляться!». В результате проделанной работы дети стали более любознательными, активными, самостоятельными. Непосредственное общение с неживой природой родного края оказало большое влияние на формирование нравственных и патриотических чувств. У детей появилось чувство гордости за свой родной край, привычка к бережному отношению к природным богатствам в недрах земли. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотизм поднимается до любви к своему Отечеству.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 компенсирующего вида» г. Лысьва Пермского края. Мишланова Татьяна Алексеевна, воспитатель детского сада, высшая квалификационная категория. Несколько лет назад я увлеклась экспериментированием и смогла увлечь детей, организовав в группе кружок «Почемучка». На занятиях кружка дети познают окружающий мир, получают новую информацию, учатся выделять причинно-следственные связи и опытным путем проверять свои предположения. Ведь всем известно, чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее развивается ребенок. Мы живём на Западном Урале, места наши знамениты, сказочно красивы, живописны, богаты недрами, но у дошкольников нет знаний об объектах неживой природы родного края.Детям в силу возраста трудно понять и усвоить всё это разнообразие, поэтому мы исходили из зоны ближайшего окружения и начали своё знакомство с природой Урала с самых простых, обычных природных материалов: песок, глина, камни… Вспомните, с каким увлечением дети играют с песком: строят из него замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы. Но без специально организованной деятельности дети усваивают лишь скудные знания о свойствах песка. Вот поэтому мы очень много экспериментируем с этим материалом: · «Откуда берется песок?» · «Свойства песка» · «Песчаный конус» · «Песок сухой и мокрый» · «Какой песок тяжелее» Когда мы рассматривали песок через лупу, дети с удивлением обнаружили много интересного: песчинки неодинаковы по размеру, по цвету, по степени блеска. Понятнее также стала причина быстрого высыхания песка: ведь песок сыпучий и рыхлый. Во время опытов с глиной, мои «почемучки» познакомились с такими её свойствами, как пластичность, плотность и вязкость. Они сравнивали мокрую и сухую глину, определяли различия между глиной и песком: · «Какая бывает глина?» · «Из чего построен дом?» · «Для чего человеку песок и глина?» Уточнить и закрепить знания о свойствах этих материалов, полученные во время опытов, помогла практическая деятельность. Дети лепили из глины посуду и игрушки, рисовали «глиняные» сказки, т.е. сказочные предметы из глины (печку из сказки «Гуси-лебеди», горшочек из сказки «Горшок каши», кувшин из сказки «Лиса и журавль» и т.д.). В уголке экспериментирования совместными усилиями организовали выставку предметов из песка и глины. Были проведены экскурсии на стройку и на карьер. В выходные дни дети с родителями искали объекты для наблюдений за этими строительными материалами. Детям понравились опыты: · «Куда исчезла вода?» · «Через что быстрее пробегает вода?» · «Фильтрация воды». Игры-эксперименты · «Песчаные бури» (что произойдет с песком и с глиной, если дунуть в трубочку?). · «Норка для мышки» (из чего нора крепче – из песка или глины?) · «Следы на песке» (сухом и влажном). · «Почему падает дерево?» · «Узоры из песка» Совместно с родителями изготовили макет песчаного карьера, а ящик с песком стал в нашей группе необходимым атрибутом для многих игр. Помогали закрепить представления о свойствах песка и глины подвижные игры: «Мы — песчинки». Поднять эмоциональный настрой, вызвать живой интерес мне помогла викторина «Любимые сказки». Дети искали на иллюстрациях рисунки с кирпичными или глиняными предметами, вспоминали, какие герои жили в кирпичных домах и в домах с черепицей, собирали печку из кирпичей (пластилиновых), выкладывали из разрезных картинок различные кувшины и горшочки и т.д. Все эти занятия помогали мне организовать в интересной и доступной форме процесс познания свойств и качеств природных материалов Урала. Так неживая природа становилась детям понятнее, ближе, интереснее. Прежде, чем приступить к экспериментам с камнями, мы побывали в нашем краеведческом музее на выставке работ горнозаводского камнереза Бориса Мальцева «Когда камни оживают». В его руках неподатливый и сложный для обработки материал получает вторую жизнь, превращаясь в животное, насекомое или растение. Дети с любопытством рассматривали каменные статуэтки, затаив дыхание слушали о том, что камень нужно любить, им нужно восхищаться, только тогда он откроется во всей своей красе. Под впечатлением от выставки, мои воспитанники понесли в детский сад камни. На прогулках, во время экскурсий по улицам города, в выходные дни с родителями на берегах реки, пруда дети искали красивые, интересные, необычные камни. Огромный интерес и желание узнавать новое вызывали эксперименты с ними: · «Какие бывают камни?» · «Найди на ощупь камешек» · «Рассмотри через лупу» · «Может ли камень плавать» · «Как галке напиться?» · «Могут ли камни издавать звуки?» Прочитала детям сказку И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки». Обратила их внимание на то, что характеры и поведение героев – камней отражают их реальные свойства и особенности происхождения: кремень – твердый и неуступчивый; базальт – горячий и взрывной, но быстро остывает; мергель – мягкий и податливый и т.п. На занятиях и в совместной деятельности проводила с детьми игры: · «Камень, ножницы, бумага». · «Что исчезло» · «Я положил в рюкзак геолога» · Подвижные игры: «Камень — беги», «Время собирать камни», «Найди камень» (на ориентировку в пространстве)
На подарок родителям я предложила детям изготовить из гипса игрушки – подвески. Застывший гипс напоминает камень. Дети выступили в роли камнерезов, художников. Совместно с детьми мы изготовили из камней панно «Домик Наф-Нафа". На занятиях по рисованию расписывали красками обычные камешки, а также использовали мел и уголь. Дала детям представление о том, что происхождение этих камней связано с живыми организмами. При знакомстве с Уральскими горами, показывала детям, что они состоят, как и любые другие горы из камней, используя для этого метод моделирования. Искали мы Урал на карте и глобусе, несли в детсад картинки и фотографии с видами родного края. В течение всего этого периода наша коллекция камней пополнялась новыми экспонатами. Ребята несли не только камешки, но и осколки стекла, керамики, кусочки кирпичей, обломки бетона, асфальта, — т.е. то, что создано руками людей. Вместе мы узнавали названия, заучивали их во время рассматривания, игр. Дети гладили, прижимали их к щеке, взвешивали в ладонях, рассматривали через лупу. Собирая коллекцию, мы узнали, что камень Ангидрит в народе называют Ледяной гипс. — Родонит – «орлиный камень»- на Руси, например, считалось необходимым положить его в колыбель ребёнка, чтобы он вырос здоровым, сильным, смелым, зорким как орёл. — Яшма – «пёстрый» — на Урале всегда считался символом верной дружбы. — Малахит – называют русским камнем. — Змеевик своей окраской похож на змею. Вот какую красоту создала природа нашего края. Все экспонаты разместили в ячейки специальных лотков. «Сыпучие» минералы – соль, песок, почву – упаковывали в пакетики, подписывали названия камней и минералов. Найденные образцы подразделили на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник) и искусственные. Так постепенно у нас в группе и возник мини-музей камня.
Используя его экспонаты, дети играли в игры «Что сделали люди, а что природа», «Разложи образцы» (по цвету, прозрачности, блеску, плавающие и т.д.), «Узнай камень» (по описанию). Придумывали сказки «Как камень из горной речки в детский сад попал?», «На дороге лежал обычный камень». Ребята с увлечением придумывали приключения камня, давали ему имя, выдумывали его друзей и врагов. Когда зашла речь о предметах из камня, я рассказала дошкольникам о первобытных людях, о том, как они делали из камней много полезных вещей. Каменные ножи, топоры, наконечники стрел, посуду, с помощью кремня добывали огонь. Мы рассматривали открытки, иллюстрации с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита, станций метро, памятников, женских украшений, сувениров. Совместно с родителями оформили альбомы «Драгоценные и поделочные камни», «Кое-что о минералах», «Как подобрать для себя камни-самоцветы».
Дети с родителями ходили в магазины сувениров, где с восторгом обнаруживали изделия из камней (малахита, яшмы, лазурита). Я учила детей видеть красоту природы, находящейся под нашими ногами, окружающей нас со всех сторон и в то же время такой обыденной и незаметной. Старалась, чтобы дети поняли, что «Глядя на мир, нельзя не удивляться!». В результате проделанной работы дети стали более любознательными, активными, самостоятельными. Непосредственное общение с неживой природой родного края оказало большое влияние на формирование нравственных и патриотических чувств. У детей появилось чувство гордости за свой родной край, привычка к бережному отношению к природным богатствам в недрах земли. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотизм поднимается до любви к своему Отечеству.
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Воспитатель
Технологии, методики, формы работы
Программа под. ред. М.А. Васильевой
07 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО