Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса
Данная работа включает в себя задания для 4-х классов, обучающихся в начальной школе (независимо от образовательной программы и уровня подготовки обучающегося). Задания могут быть использованы при составлении викторин, олимпиад, творческих конкурсов, во внеклассной работе, а так же на уроках русского языка.
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Определите части речи в предложении.
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
Задание 2. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.
Душистая_________________ Спелая ___________________
Зимний ___________________ Широкая _________________
Русский __________________ Тёплое ___________________
Вкусное __________________ Новое ____________________
Задание 3. Замени метким выражением такие высказывания:
- обнаружить своё присутствие ______________________________
- выполнить своё обещание _________________________________
- молчать, не говорить лишнего _____________________________
- неспокойно, тоскливо на душе _____________________________
- обидевшись, сделать недовольное лицо _____________________
Задание 4. Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной в корне.
1) ____________ матери лучше ____________ греет.
2) _______________ нечестному не товарищ.
3) Тайна, _________________ троим, уже не тайна.
4) _____________ встанешь – мало сделаешь.
5) Рукам работа - душе _________.
Задание 5. Какими синонимами (из четырёх букв) можно заменить такие слова?
Приятель - ______________ Работа - __________________
Противник - _____________ Дорога - __________________
Солдат - ________________ Шагать - __________________
Печаль - ________________ Красный - _________________
Задание 6. Обозначь в словах ударение.
Вкусный щавель, туристский компас, географический атлас,
трудный километр, добыча ископаемых, звонит телефон, умелый
столяр.
Задание 7. Распространи предложение так, чтобы каждое новое предложение увеличивалось на одно слово. Продолжай сочинять новые предложения, пока у тебя не кончится фантазия.
Дима рисует.____________________________________________________________ ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
в школе –__________________
в гостинице –________________ в монастыре – ________________
в больнице – ________________ в самолёте ________________
комната
в поезде –__________________ в театре –_______________
на заводе – ________________ в музее –__________________
на корабле – ________________
Задание 3. Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:
…………очка …………ушка по……ила ………ышко.
Вы………ло на ………ке …………ое …………ышко.
Задание 4. Выпиши из ряда слов слова в два столбика. В первый столбик – родственные слова,
во второй - формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь, у лесника
______________________ ________________________
______________________ ________________________
______________________ ________________________
______________________ ________________________
______________________ ________________________
______________________ ________________________
Задание 5. Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова.
Атлас, свекла, щавель, цемент, пикировать, трусить, выходить, премировать, ирис.
Задание 6. К каждому сочетанию в левой колонке найди сочетание противоположное по значению
из правой колонки. Соедини линией.
1. Держать язык
за зубами.
2. Воды
в рот набрать.
3. Ворон считать.
4.В руки взять.
5.Своим горбом жить.
6. Не покладая рук.
7. Лясы точить.
6. Не покладая рук.
7. Лясы точить.
2. Сидеть сложа руки.
3. От рук отбиться.
4. Кричать во всю Ивановскую.
5. Читать от корки до корки.
6. На чужой шее сидеть.
7. Держать в ежовых, рукавицах.
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Найди «лишнее слово» разными способами и объясни своё решение:
брюки, хлопоты, дверцы, вилы
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Придумай новые значения данных слов, используя другое значение корня, существующее в русском языке:
Речушка – это_____________________________________________________
Горевать – это _____________________________________________________
Задание 3. Составь предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя):
день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым,
в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Подчеркни в тексте устойчивые словосочетания с переносным смыслом (фразеологизмы) и замени их близкими по значению выражениями (надпиши сверху):
Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился не покладая рук. Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел сложа руки и, хотя знал, что все то, что он задумал, ему не сойдет с рук, он со своими друзьями рука об руку пошел против тиранов.
Задание 5. Посмотри на картинки и закончи пословицы:
Какова пряха, ____________________ Не сиди, сложа руки, _______________
__________________________________ ___________________________________
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Собери три корзины цветов. В первую запиши названия цветов, содержащие только мягкие согласные звуки, во вторую – названия, имеющие только твердые согласные звуки, а в третью – названия, где есть и мягкие, и твердые согласные:
Задание 2. Сгруппируй слова, являющиеся одинаковыми частями речи, и запиши их в соответствующие колонки. Расставь ударение, укажи часть речи в каждой колонке:
Стекло, тепло, тело, смело, мало, пело, зло, свело, подло, пекло, забрало, около, дуло
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом.
Посадка в чужие сани уже объявлена.
Проводили по одёжке.
Шайбы по весне считают.
Задание 4. Составь слова, соответствующие схемам (обрати внимание на место ударения):
Задание 5.
а) Замени выделенное слово близкими по значению словами. Запиши все варианты:
Вот бегает дворовый мальчик, в салазки жучку посадив, себя в коня преобразив;
шалун уж отморозил пальчик...
б) Подчеркни в скобках правильный вариант глагола:
Мадам Сесиль в тесто ваниль (клáла, клалá, ложúла, лóжила).
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
Яркие краски утомляют глаза.
Глаза утомляют яркие краски.
Задание 2. Выдели корни в данных словах.
Отвори - отвари; спеши - спиши; полоскать - поласкать.
Задание 3. Подчеркни пары однокоренных слов.
Проданный - преданный
Учитель - учитывать
Слеза - слезать
Камень - каменщик
Левый - львиный
Задание 4. В каждом ряду подчеркни слова с одинаковым окончанием.
Домов, столов, коров, ковров.
Ножей, батарей, шей, ушей.
Задание 5. Впиши в скобках название части речи выделенного слова.
Ведро стало течь (______), и вода стала течь(_____).
Задание 6. Употреби правильно слова почивать и потчевать правильно. Вставь их в предложение.
Лиса __________________ журавля, размазав кашу по тарелке.
Бабушка устала и отправилась ______________________.
Задание 7. В каждом предложении подчеркни имя существительное, к которому относится имя прилагательное пышный.
Люблю я пышное природы увяданье.
Люблю я пышной природы увяданье.
Задание 8. Определи слова, о которых идет речь, и напиши их.
Период, продолжающийся четверть года - _________________.
Место, где скрещиваются улицы - ________________________.
Машина для уборки хлеба - ______________________________.
Задание 9. Поставь правильно запятые между однородными членами предложения.
Зябнет осинка Дайте осинке
Дрожит на ветру Пальто и ботинки
Стынет на солнышке Надо погреться
Мерзнет в жару. Бедной осинке.
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Вставь пропущенные буквы:
Он буд . т хорошо учиться.
Он буд . т меня каждое утро.
Задание 2. Подбери вопросы к прилагательным. Подчеркни правильный ответ.
А Дедушка ходил в бараньем тулупе. ( чьём? каком?)
Б У неё были лисьи повадки. ( чьи? какие?)
В Из дупла выглянула беличья головка. ( чья? какая?)
Задание 3. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141. Напиши имя мальчика.
___________________________________________________________________
Задание 4. Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
Документ подписан директором.
___________________________________________________________________
Задание 5. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Что это? Напиши ответ.
________________
Запиши транскрипцию слова: [__________]
Сосчитай сколько звуков ______, букв ______ в слове.
Докажи многозначность слова: ________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание 6. Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям? Обведи его.
я ты вы они мы
Задание 7. Напиши названия пяти дней, расположенных подряд, но так, чтобы в их названиях не встретилась буква и.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 8. Подбери и запиши слова с противоположным значением.
дружить - ________________________________
недостаток (в человеке) - ______________________________
уважать - ________________________________
Задание 9. Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Золотое кольцо – золотые руки
каменное здание - каменное сердце
строить планы - строить мост
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Звуки каждого слова произнеси в обратном порядке. Запиши получившиеся слова:
куб, короб, пыж, ель, ноль, тощ.
Задание 2. Какая бывает книга? Подбери и запиши подходящие прилагательные:
Задание 3. Запиши названия спортивных площадок в разных видах спорта:
Задание 4. Раздели все существительные из списка на группы по значению. Дополни группы своими примерами. Укажи, кого из литературных героев можно так назвать (запиши имя в соответствующий столбик):
Храбрец, мастер, бука, щеголь, герой, молчун, пижон, дока, виртуоз, денди
Задание 5. Разложи в корзины слова из списка по принципу их написания. Объясни своё решение:
Пыль, семья, живьём, увидишь, рожь, полька, настежь, ночь, беречь, зорька, полью
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Обозначь части речи.
Урщух с пустрым урщонком поняво корили и бримяли тавую анилу в щицинном баку.
Задание 2. Исправь ошибки, докажи написание (графически или подобрав проверочное слово, его подпиши внизу).
Тучю пранисло неожыданно быстра. Разом стало свитло и на неби засверкало
сонце. Дышать было лехко и радосно. Всё кругом сияло звездачками даждевых
капель.
Задание 3. Отметь существительные с суффиксом – ОК.
Замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток.
Задание 4. Запиши слова в форме родительного падежа.
Чулки - …………….., туфли - …………, ботинки - ………….., носки - ……………, валенки - ………….., платья - …………., сани - …………, граммы - ……………., апельсины - …………, облака - ………….., домики - …………, окна - …………, рамы - ………, килограммы - ………………, двери - …………, каникулы - ………….., семьи - …………, яблони - …………., румыны - ………….., цыгане - ………… .
Задание 5. В этом стихотворении использованы омофоны (слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение). Вдумайся в смысл, раскрой скобки, слова и предлоги напиши раздельно.
Область рифм – моя (стихия)…………,
И легко пишу (стихия)……………;
Без раздумья, без (отстрочки)………….
Я бегу к строке (отстрочки)…………;
Даже к финским (скаламбурым)………….
Обращаюсь (скаламбуром)…………….. . (Д Д Минаев)
Задание 6. От названий частей тела часто образуются уменьшительные слова, которые могут приобретать и переносные значения. Например: взять ребёнка за ручку (прямое); дверная ручка (переносное значение). Сколько среди этих слов с переносным значением? Докажи, составив словосочетания.
Ножка - ………………….. Горлышко - ………………………..
Носик - ………………….. Спинка - …………….
Задание 7. В четырех из этих пяти слов можно переставить буквы так, чтобы получились названия растений. Сделай это.
Насос, мошкара, пила, мышка.
………………………………………………………………………………………….
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении:
Седой - ______________________
Бархатный - _____________________
Прямой - __________________
Задание 2. Подчеркни слова с приставками. Выдели приставки.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил. Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.
Задание 3. У каких имён существительных нет формы единственного числа? Подчеркни их.
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
Задание 4. Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.
Берёза, руки, человека.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Замени высказывания одним словом - именем прилагательным женского рода.
Выдели окончания.
Растения, которые находятся в комнате -
Работа, которая выполняется дома -
Машина, которая встретилась на пути -
Дорога, которая пролегает далеко -
Почта, которую мы получаем утром - ____________________________________
Путешествие, которое было летним -__________________________________
Задание 6. Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Яблоко, помидор, теленок, килограмм, чулки, носки, облака, туфли. Ботинки, лужа, Даша.
Задание 7. Составь словесный портрет любого знакомого, используя как можно больше
прилагательных к данным существительным:
лицо - _________________________________________________________________________
лоб - __________________________________________________________________________
нос - __________________________________________________________________________ волосы - _________________________________________________________________ взгляд - _________________________________________________________________ улыбка - ________________________________________________________________
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.____________________________________________класс_________
Задание 1. Учитель записал на доске слово: прим_ рять и попросил вставить пропущенную букву. Вася сказал, что нужно вставить букву е, а Коля - букву и, Кого из детей похвалил учитель? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Марина написала два слова, но показала только две последние буквы этих слов. Определи, какой частью речи являются эти слова? Докажи.
1. ______ло ___________________________________________________
2. ______ ти _________________________________________________________
Задание 3. Укажи слова, в которых окончания имеют одинаковый звуковой состав.
Акция, светло, эксперимент, птичья (клетка), книга, ружьё.
_____________________________________________________________
Задание 4. Учитель записал на доске слова так, как мы их говорим. Укажи орфограмму.
[шышка], [шыстой], [жыз 'н'], [шыповн 'ик], [шырма], [жыр], [жысток 'т]
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Найди в Серёжином тексте ошибки, выпиши и сгруппируй слова с ошибками по способу проверки.
В начали осени, в окресных лесах, растут много грибов. Мы решили поехать за грибами. Раннем утром собираимся у подъезда школы. Пора отправлятся. Поезд мчица, а ты смотреть в окно и любуешься осенней природой. От деревне к деревни тянутся леса, поля, огороды. И вот мы в лесу! Впереди день отдыха!
Запиши текст правильно. Дай рекомендации Серёже, как ему справиться со своими ошибками.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Максимальное
количество баллов - 30.
1 задание - 4 балла 4 задание - 6 баллов
2 задание - 7 баллов 5 задание - 10 балла
3 задание - 3 балла
Задание 1. Обоих. Полное
пояснение.
Задание 2.
а) существительные среднего рода
глаголы прошедшего времени примеры слов.
наречия
прилагателъные краткой формы
б) глагол неопредепенной формы
существительные множественного числа
числительное
местоимение
Задание 3. Акция, птичья, книга.
Задание 4.
Шишка Шестой Орфограмма слабой
Ширма ЖИ-ШИ Шиповник позиции гласного
Жир Жестокий в корне слова
Жизнь
Шиповник непроверяемый Шишка Орфограмма слабой
Жестокий б/уд.гласный в Ширма позиции гласного
корне слов Жестокий окончании слова
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.____________________________________________класс_________
Задание 1. Прочитай слова. Что общего в этих словах? Что их отличает?
Произведи классификацию данных слов на основе их отличия. Обоснуй её.
Пресса, бассейн, россыпь, класс, рассада, масса, рассмеялся, шоссе,
рассыпать, массив, ссора, рассматривать.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Произведи классификацию данных слов на основе соотношения формы и грамматических
значений имён существительных. Обоснуй её.
Дело, дерево, кофе, депо, тепло, добро, пальто, кенгуру, рука, дядя.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Придумай предложения со словами: простой, окуни, мели, белила.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Раскрой смысл данных выражений:
1) Воды в рот набрать.
2) Как в воду опущенный.
3) В огонь и в воду.
4) Зарубить на носу.
5) Рукой подать.
6) В час по чайной ложке.
7) Морочить голову.
8) Яблоку негде упасть.
9) Сел в галошу.
Задание 5. а) Определи, сколько раз встречаются звуки [ т ], [ т’] в предложении. Подчеркни слова, в которых есть эти звуки.
Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
б) Подчеркни слова, в которых нет мягких согласных звуков:
Водит, пашешь, верит, смог, мел, можешь, матч.
ОТВЕТЫ К
ЗАДАНИЯМ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Максимальное количество баллов -19.
1 задание - 6 баллов 4 задание
-3 балла
2 задание - 3 балла 5 задание
– 4 балла
3 задание - 3 балла
Задание 1.
Ребенок должен выявить основное
отличие в написании:
а) на основе
запоминания;
б) на основе знания состава слова.
Задание 2.
Особого внимания заслуживают возможности ребенка определять расхождения между формой и грамматическим значением (числа, рода ... ).
Задание 5.
а) Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики- 9 раз.
б) пашешь, смог, можешь.
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.____________________________________________класс_________
Задание 1. Среди данных согласных подчеркни звуки, которые могут находиться в конце слова:
[г], [г'], [й'], [с], [с'], [л'], [л], [ж], [ш], [ф],[ч']
Задание 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Чуть со...це пригрел... откосы,
И стал... в л...су пот...плей,
Б...рёза з...лёные косы
Развесила с тон... в...твей.
Вся в бел... платье одета,
В с...рёжках, л...стве кружевной.
Ст...ит в ож...дании лета
Она на опушк... л...сной.
Слова с пропущенными буквами распредели по группам в зависимости от того, в какой части слова они пропущены.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Что обозначают выделенные слова в этих устойчивых выражениях?
Объясни значение выражений.
АЛЬФА и ОМЕГА, кануть в ЛЕТУ, ОТ АЗА ДО ИЖИЦЫ, аки ТАТЬ в нощи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Распредели слова на две группы по выбранному тобой признаку.
Красноватый, лиловатый, розоватый, черноватый.
1 группа____________________________________________________________________________________________
2 группа____________________________________________________________________________________________
Задание 5. Какой частью речи может быть слово АРСИРИЙ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Это предложение три человека поняли по-разному. Подумай, как?
Письма знакомой из Киева едва ли заменят фотографии его любимой и милой дочери Марии.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы и критерии оценки заданий
Максимальное количество баллов при оценке работ - 18 баллов.
Задание
1.
[р'] [р] [м'] [т] [й'] [с] [л'] [л] [ф] [ш]
[ч']
[н]
Правильно выделил все звуки - 2
балла.
Допустил
1-2 ошибки, кроме парных звонких - 1,5 балла
Выделены парные звонкие - О
баллов.
Задание 2. Буквы пропущены:
а) в корне (солнце, в лесу, потеплей, береза, зеленые, ветвей, в сережках, в листве, стоит, в ожидании, лесной);
б) в окончании (пригрело, стало, тонких, белое, на опушке).
Правильно
вставлены пропущенные буквы и распределены
слова по группам, в зависимости с
заданием, где выделен признак - 4 балла.
Задание выполнено в полном объеме,
но допущены 1-2 ошибки в орфограммах или
в выделении корней - 3 балла.
Правильно вставлены орфограммы, но неверно распределены слова по группам - 2 б.
Задание выполнено в полном объеме, но много ошибок - 1 балл.
Задание 3. Альфа и Омега - основа всего, самое значительное.
Кануть в Лету - бесследно исчезнуть, навсегда оказаться забытым.
От аза до ижицы - проходитъ, изучать; от начала до конца, во всем объеме.
Аки тать в нощи - тайно; как вор в ночи; внезапно, неожиданно (напасть).
Правильное
толкование всех устойчивых выражений
- 4 балла.
Правильное толкование трех
устойчивых выражений - 3 балла,
Правильное
толкование двух устойчивых выражений
или 1-2 выражения
толкуются неверно,
но есть логическое обоснование - 2 балла.
Есть логическое обоснование, но устойчивые выражения растолкованы неверно - 1 б.
Задание 4. Признак- по морфемному составу (выделены суффиксы):
красноватый лиловатый
черноватый розоватый
Правильно
распределены слова на группы и выделен
признак - 3 балла.
Распределены слова
на группы без выделения признака - 2
балла.
Задание выполнено в полном
объеме, но есть ошибки - 1 балл.
Задание 5. Арсирий - как имя существительное (кто? что?), например, Меркурий.
Арсирий - как имя прилагательное (какой"), например, синий.
Отнесено слово к существительному и прилагательному и дано обоснование - 3 балла.
Отнесено слово к существительному и прилагательному без обоснования - 2 балла.
Отнесено слово только к существительному или прилагательному без обоснования - 1
Отнесено слово к другим частям речи - О баллов.
Задание 6. 1) Письма знакомой из Киева едва ли заменят фотографии его любимой и милой дочери Марии (два разных человека).
2) Письма знакомой из Киева едва ли заменят фотографии его любимой... (один человек)
3) Письма знакомой из Киева едва ли заменят фотографии его любимой и милой дочери Марии (откуда письма) и т.д.
За каждое пpавильное толкование - 1 балл.
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.____________________________________________класс_________
Задание 1. Учитель второго класса записал на доске слова для изучения новой темы:
Книжка, сказка, сладкий, крепкий, трубка, лодка, прятки, кашка, тряска.
Определи, какой должна быть тема урока?
___________________________________________________________________________________________
Задание 2. Дети выполняли задание. Определи, в каких из данных слов конечное – е является:
а) окончанием или его составной частью,
б) суффиксом или его составной частью,
в) входит в состав корня.
Будущее, вдалеке, вдвое, везде, вправе, где, горе, горючее, две, двое, домашние, драже, желе, кашне, кофе, налегке, обе, поодиночке, себе, скорее, сырьё, тире, шимпанзе, шоссе.
Лена и Галя выполнили задание следующим образом:
|
окончание |
суффикс |
корень |
Лена
|
Будущее, горе, горючее, две, домашние, обе, себе, сырьё, двое |
Вдалеке, вдвое, вправе, налегке, поодиночке, скорее |
Где, везде, драже, желе, кашне, кофе, тире, шимпанзе, шоссе |
Галя |
Будущее, горе, горючее, две, домашние, обе, себе, сырьё, где, везде, драже, желе, кашне, кофе, тире, шимпанзе, шоссе |
|
Вдалеке, вдвое, вправе, двое, налегке, скорее, поодиночке |
С кем из девочек ты можешь согласиться? Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Во всех предложениях слово тёплый замени другим словом, не меняя смысла предложения.
1) На прощание гость поблагодарил хозяев за тёплый (…………………) приём.
2) В адрес юбиляра было сказано немало тёплых (……………………) слов.
3) Машина стоит в тёплом (………………………) гараже.
4) Я люблю тёплый (…………………) хлеб с хрустящей корочкой.
Представь,
что ты автор толкового словаря. Как бы
ты объясни значение
слова тёплый?
__________________________________________________________________________________
Задание 4. Прочитай пары слов. В данных парах слов сравни - звуки по сильной позиции и укажи, какие из них влияют на изменение смысла слова:
Дам - дом, кров - кровь, пар - парь, бар - пар, угол - уголь, изморось - изморозь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. В гостях у Маши жил Джон, который приехал из Германии. Вечером, когда мама готовила ужин, Маша читала маме газету. Джон в своем письме записал об этом так: Мама читает Маша.
Каких секретов построения предложения не знает Джон? Что ему должна объяснить Маша?
________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Прочитай предложение. Что в нём вызывает смех? Покажи правильный вариант. Обоснуй его.
У ивы стояла девушка, она покачивалась и скрипела.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Максимальное количество баллов при оценке работ - 18.
Задание 1. Орфограмма слабой позиции парной согласной В корне слова. Парная согласная корне слова - 2 балла.
Задание 2. Лена успешно справилась с заданием. В ответах Гали окончание -е в словах где, везде, драже, желе, кашне, кофе, тире, шимпанзе, шоссе надо отнести к корню слова, потому что все эти слова неизменяемые и всё слово в них входит в корень.
В словах вдалеке, вправе,
двое, налегке, поодиночке, скорее
-е в суффиксе или в
составе суффикса,
т.к, это тоже неизменяемые слова, наречия,
но в них можно выделить корень и суффикс
-е или суффикс -е после другого
суффикса: вдалек -е, вдвое (oj +
э), вnрав -е двое (oj + э), налегк -е,
поодиночк -е, скор -ее - 4 балла.
Задание 3. 4 балла.
Задание 4. Звуковые схемы: [дам] - [дом]; [кроф] - [кроф']; [пар] - [пар']; [бар] - [пар]; [угoл] - [угол']; [изморос'] - [изморос'].
Схемы по сильной позиции звука: [дам] - [дом]; [кров] - [кров']; [пар] - [пар']; [бар] - [пар]; [yroл] - (угол']; [изморос'] - [измороз'] или [измo/арос'] - [измo/ароз'].
Влияют на изменение смысла слова: [а) - (о); [в) - [в'); [р) - [р']; [б] - сп]; [л] - [л']; [с') - [з'] - 3 балла.
Задания 5. Студент не знал,
что в предложении слова изменяют падежную
форму в зависимости от значения.
Действующее лицо - мама - в И.п.; ТОТ,
кому адресовано (предназначено) действие
-Маше- в Д.п. Изменение падежного
значения передается через окончание
существительного. Иностранцу надо
объяснить, что в русском языке
имена
склоняются (изменяются по падежам).
Ознакомитъ его с изменением существительных
по падежам, с падежными вопросами и
объяснить как выбрать правильную форму
существительного. – 3балла.
Задание 6. В этом предложении местоимение она заменяет и слово ива, и слово девушка, что ведет к искажению (нарушению) смысла. Можно понять, что покачивалась и скрипела девушка. Предложение стоит перестроитъ так:
У
ивы стояла девушка, ива покачивалась
и скриnела.
Или: Ива покачивалась
и скриnела, у ивы стояла девушка. - 2
балла.
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.____________________________________________класс_________
Задание 1. Объясните различия в значениях данных слов, составь с каждым словосочетание.
Отдёрнуть руку____________ одёрнуть платье_____________________
Охватить _________________ окутать _________________
Укутать __________________ окутать _________________
Украсить _________________ скрасить_________________
Расцветать ________________ процветать _______________
Чернеть __________________ очернить _________________
Задание 2. Объедини попарно русские пословицы и пословицы других народов
в зависимости от их смысла.
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Что происходит с каждым из указанных слов, если будет меняться ударный слог.
Заросли, хлеба, трусить, знаком – знаком.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 4. Переведи звуковую запись в буквенную. С полученными словами составь словосочетания
[ вад'ица] [в'ист'и] [сп'ица] [л'эс]
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 5. Подчеркни слова, в которых нет мягких согласных звуков:
Водит, пашешь, верит, смог, мел, можешь, матч.
Задание 6. О скольких людях идет речь в этом предложении? Что нужно сделать, чтобы это было ясно читающему?
На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Выпиши все прилагательные из высказывания. Поясни своё решение.
«Плавающий белый лебедь был очень красив на голубой поверхности озера».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитай сказочные словосочетания. Поставь мягкий знак, где это необходимо.
Поясни своё решение
Пятлая куж, много бурявых туполож, мяугавая дуч, луаб гуруч, тирипев дрыч.
______________________________________________________________________________
Задание 3. Тебе нужно разработать компьютерную программу для проверки орфограмм.
В предложенном тексте укажи количество ошибок и разработай ключ для проверки
текста компьютером.
Бокр дрямкаит навью. Бакриха вязгаит рупыносова бакрёнка. Вурливый млачь и сявая кущ шлёвают на мувом ракчи.
Тебе поможет схема:
Орфограмма |
Ключ для проверки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. Переведи звуковую запись в буквенную: [калоцца].
Составь два высказывания с тем, что у тебя получилось.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Расставь знаки препинания в «глоком» тексте:
Цумраз то зиукнет то шмындит но штуй не тындит.
Задание 6. Запиши словосочетания с именем существительным в творительном падеже:
Зубным, зубастым (врач, акула, волк)
__________________________________________________________________________
Серебряным, серебристым (кубок, тополь, украшение)
__________________________________________________________________________
Красным, красочным (альбом, книга, флаг)
__________________________________________________________________________
Дружным, дружеским (привет, работа, класс)
__________________________________________________________________________
Ответы и критерии.
Задание 1. Прилагательные: белый, красив, голубой. Обозначают признак предмета, изменяются по родам, числам, падежам (кроме слова красив.т.к. краткие прилагательные не изменяются по падежам), в предложении являются определением (белый, голубой), а красив входит в состав сказуемого. Имеют формы степеней сравнения: белый – белее – белейший; голубой – более голубой – самый голубой.
Плавающий – форма глагола, образовано от глагола плавать. Это причастие.
Максимальное количество – 3 балла. Выделены все три прилагательных. Есть пояснение со ссылкой на морфологические признаки прилагательных.
2 балла – выделены плавающий, белый, красив, голубой или плавающий, белый, голубой. Есть пояснение об их общем грамматическом признаке и изменении по родам, числам, падежам.
1 балл - выделены плавающий, белый, красив, голубой или плавающий, белый, голубой. Указаны некоторые грамматические признаки.
Задание 2. Пятлая кужь ( имя сущ. 3-го скл.), много бурявых туполож (родит. пад. мн. ч. им. сущ. ), мяугавая дучь (имя сущ. 3-го скл. ), луаб гуручь (наречие, инфинитив на чь), тирипев дрычь (наречие и существительное женского рода 3-го склонения, инфинитив на чь) и дрыч (существительное мужского рода 2-го склонения).
Максимальное количество - 4 балла.
3 балла – нет указания на варианты написания в двух последних словосочетаниях. Представлен 1 вариант с пояснениями ко всем словам.
2 балла - нет указания на варианты написания в двух последних словосочетаниях. Представлен 1 вариант написания без пояснений.
1 балл - нет указания на варианты написания в двух последних словосочетаниях. Представлен 1 вариант написания без пояснений. Есть 1 ошибка в первых 3 словосочетаниях.
Задание 3. Бокр дрямкаит навью. Бакриха вязгаит рупыносова бакрёнка. Вурливый млачь и сявая кущ шлёвают на мувом ракчи.
Орфограмма |
Ключ для проверки |
1. дрямкаит |
дрямкать – дрямкает (не на –ить, не искл., I спр.) |
2. бакриха |
.б.криха - бокр – бокриха (○′ - ○ (в корне родственных слов). |
3. вязгаит |
вязгать – вязгает (не на –ить, не искл., I спр.) |
4. рупыносова |
рупыносого (го – по словарю или запомнить правописание окончаний прилагательных ) |
5. бакрёнка |
б.крёнка – бокр – бокрёнка (○′ - ○ (в корне род-ых слов). |
6. вурливый млачь |
вурливая млачь (имя существительное женского рода 3-го склонения) (имя прил. Р.Ч П = Р.Ч.П. имя сущ.) |
7. сявая кущ |
сявый кущ (имя существительное мужского рода 2- го склонения) (имя прил. Р.Ч.П = Р.Ч.П. имя сущ.) |
8. на мувом ракчи |
на мувом ракче (окончание предложного падежа имени существительного 2-го склонения: на ракч. - на столе - на ракче) (○′ - ○ (в окончании) |
Максимальное кол. – 5 бал. Выявлены все 8 ошибок 5 видов. Составлен ключ для их проверки.
4 балла – выявлены все 8 ошибок. В ключе есть погрешности.
3 балла – выявлены ошибки 4 видов. В ключе есть неточности.
2 балла – выявлены ошибки 3 видов. Есть только фрагменты ключа.
1 балл – выявлены ошибки 2 видов. Нет ключа или только отдельные фрагменты.
Задание 4. Задание 3. Максимальное количество – 2 балла [калотца] – 1) колоться ; 2) колодца.
Составлены 2 предложения с этими словами.
1 балл – дана правильная буквенная запись 1 слова и составлено 1 предложение.
Задание 5. Цумраз то зиукнет, то шмындит, но штуй не тындит. Максимальное количество – 1 балл.
Задание 6. Зубным врачом, зубастой акулой, зубастым волком.
Серебряным кубком, серебристым тополем, серебряным украшением
Красочным альбомом, красным альбомом, Красной книгой или красочной книгой, красным флагом.
Дружеским приветом, дружной работой, дружным классом. Максимальное количество – 3 балла. 2 балла – есть 2 ошибки. 1 балл – есть 4 ошибки.
Итого: 18 баллов
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.____________________________________________класс_________
Задание 1. Запиши, какие согласные звуки являются общими для слов:
а) мягкий, мех
б) конечно, кошка
в) городской, вокзал____________
Задание 2. Найди и подчеркни слова, в которых ударение падает на первый слог.
Завидно, камбала, жалюзи, гусеница, звонит, задал, статуя, столяр.
Задание 3. Обозначь приставки в словах:
Подорожник, подёргивать, надоить, подделка, надобность, пододеяльник, подобреть, надёжный.
Задание 4. Какие речевые ошибки содержатся в данных предложениях? Исправь их. Зачеркни и напиши сверху.
Света всегда ложит свои книги на место.
Маша одела пальто и пошла гулять.
Деревья росли по обоим сторонам дороги.
Задание 5. Составьте с каждым из данных слов по, два словосочетания так, чтобы в одном из них слово было употреблено в прямом значении, а в другом - в переносном:
Тепло ______________________________________________________________
Металл _____________________________________________________________
Черный _____________________________________________________________
Хлебнуть __________________________________________________________
Задание 6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами и запиши их.
1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
_________________________________________________________
2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
___________________________________________________________________
3. Кирилл целый день бездельничал.
_____________________________________
4. Мы догадывались, что он нас обманывает.
_____________________________________________________________________
5. Первого сентября Уля проснулась очень рано.
_________________________________
Задание 7. Составьте
пословицы, в которых встречаются
попарно соединённые слова.
Синица - журавль ___________________________________________________________.
Дело – потеха ______________________________________________________________ .
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Образуй новые слова, вставив вместо чёрточек пару букв (одну и ту же для каждого слова).
Пример: __ __ Х __ __ - ТАХТА.
__ __ Ч __ __ - ………….; __ __ ВОР __ __ - ………..…...; __ __ РОВСТ __ __ - …………………
Задание 2. Даны слова на языке неизвестного племени островитян и их перевод (в перепутанном порядке). Переведи островитянские слова на русский язык (соедини соответствующие слова стрелками) и запиши, как по островитянски будет слово «зарисовка»
калямувь, ралямувь, камурпавь, ралямта, лямувь, рамурпавь
написать, зарисовать, писать, записка, нарисовать, записать
Задание 3. Запиши предложения по правилам русской орфографии. Объясни выбор окончания во втором слове:
[ф’п’эс’ниав’эш’имал’эг’ипав’иствуj’ицаасуд’б’эрускавакн’аз’а]
Задание 4. С каждым из приведённых слов придумай такое предложение, чтобы слово в нём использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:
Ласка, полька, гусеница, старина
Задание 5. Учитывая звучание данных слов, раздели их на две равные группы. Принцип деления объясни. Дополни каждую группу своими примерами:
бульканье, ехать, охать, шуршащий, сомнительный, желанье, хруст, старушка, кукушка, звук, храпеть, тащить
1 группа |
2 группа |
____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
Задание 6. С каждым из приведенных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:
Ласка, полька, гусеница, старина
Задание 7. В сказках, былинах и других произведениях русского устного народного творчества молодец обычно добрый, а девица – красная. Запиши, какие в этих произведениях:
поле __________________________; руки (рученьки) ______________________________;
лес ____________________________; земля ______________________________________;
очи ____________________________; кудри __________________ ___________________;
голова (головушка) ______________________; палаты _____________________________
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Подчеркните слова, в которых рядом стоят два гласных звука:
театр, маяк, строит, моют, белеет, стоит, баян, прообраз.
Задание 2. Из каких фразеологизмов можно сделать вывод:
у земли есть лицо? _____________________________________________________
вопросу иногда не здоровится? ____________________________________________
у следов нелады с температурой? __________________________________________
Задание 3. Составьте предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя).
день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Подчеркните слова, про которые нужно говорить «оканчивается на о», но нельзя
сказать «имеют окончание о».
Какао, небо, спасибо, самбо, кружево, зарево, тоскливо, слово, одинаково, рабство, чувство, пальто, юношество.
Задание 5. Выпишите имена существительные в три столбика. В первый столбик - имена существительные, которые бывают только в единственном числе, во второй - те, которые бывают только во множественном числе, а в третий - те, которые могут быть и в единственном и во множественном числе.
Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капуста.
1 столбик 2 столбик 3 столбик
_______________ _______________ _______________
_______________ _______________ _______________
_______________ _______________ _______________
_______________ _______________ _______________
_______________ _______________ _______________
_______________ _______________ _______________
_______________ _______________ _______________
Задание 6. Превратите «тесто» в «булку», изменяя в каждом последующем слове одну букву.
Тесто - м_______ - _________- ________ - п_________ - __________ - к_________ - _________ - _________ - п________- ________- б________- булка
Задание 7. В каких словах, на месте пропуска, пишется буква «Ш»?
Яи…ница, помо… ник, скворе…ник, нау…ники.
Ответы и критерии.
Задание 1.
Цель задания: проверить знание фонетики.
Ответ:
Театр, строит, стоит, прообраз.
(4 балла, по 0,5 баллов за правильный ответ)
Задание 2.
Цель задания: проверить знания фразеологизмов и умения их употреблять в речи.
Ответы:
стереть с лица земли;
больной вопрос;
по горячим следам или след простыл.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Задание 3.
Цель задания: проверить умение строить предложения.
Ответ:
В этот ненастный серый сырой день над круглым озером клубился
непроглядный густой молочный туман. (3 балла)
Задание 4.
Цель: проверить умение находить окончание в словах.
Ответ:
Какао, спасибо, самбо, тоскливо, одинаково, пальто.
(3 балла; по 0,5 за каждый правильный ответ)
Задание 5.
Цель задания: проверить умение употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа.
Ответ:
1 столбик 2 столбик 3 столбик
железо сани варежка
смех ворота воз
трусость ножницы валенок
кашель кудри обед
темнота чернила пожар
капуста дрова полотенце
(6 баллов; по 2 балла за каждый столбик; если 1 ошибка – 1 балл; если больше 1-й ошибки – 0 баллов)
Задание 6.
Цель задания: проверить словарный запас, уровень развития
логического и образного мышления.
Ответ:
Тесто - место - месть- масть - пасть - паста - каста - каска- качка - пачка- палка- балка- булка.
(6 баллов)
Задание 7.
Цель задания: проверить сформированность орфографического навыка.
Ответ:
Наушники
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Расставьте ударение в словах.
Торты, банты, красивее, звонит, алфавит, столяр, дремота, баловать, жалюзи, сироты.
Задание 2. Запиши слова по правилам русской орфографии. С каждым записанным словом составь словосочетание, поясняющее его значение:
[ва’дица] - _________________________; [вад’ ица] -__________________________
[ч’истата] -________________________; [ч’истата] -________________________
[праживат’] - ______________________; [праживат’] - ________________________
Задание 3. Даны пары слов. Определите, в каких парах произношение слов различается лишь
одним звуком.
а) код – кот _______________________________________________
б) нос – нёс _______________________________________________
в) был – бил _______________________________________________
г) пуд – путь _______________________________________________________
Задание 4. Какими частями речи могут быть данные слова?
Приведите примеры, составив словосочетания.
Стекло - ________________________________________________________________
Стих - _______________________________________________________________
Мой - _______________________________________________________________
Покрывало - _______________________________________________________________________
Задание 5. Замените синонимами (словами, близкими по значению) фразеологизмы.
1) на птичьих правах - ___________________________________________
2) ломать голову - ___________________________________________
3) откуда ни возьмись - __________________________________________
4) держать язык за зубами - _____________________________________
5) намылить шею - ___________________________________________
6) за тридевять земель - _________________________________________
Задание 6. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении? Подчеркните ошибки и запишите правильно предложение.
Циган купил красофки. _______________________________________________________
Задание 7. Соберите слово и запишите его.
а) буква, обозначающая шипящий согласный звук;
б) гласная буква, которая пишется в конце наречий с приставкой ИЗ-;
в) корень числительного «СТО»;
г) один из суффиксов существительного «больница»;
д) окончание существительных женского рода (в именительном падеже единственного числа).
Ответы и критерии
Задание 1.
Цель: проверить сформированность орфоэпических навыков.
Ответ:
Торты, банты, красивее, звонит, алфавит, столяр, дремота, баловать, жалюзи, сироты. (2 балла)
Задание 2.
Ответ: водица, водиться; чистота, частота; проживать, прожевать. ( 3 балла)
Задание 3.
Цель: проверить знание фонетики, орфоэпии. (2 балла)
Ответ:
Произношение слов в первой паре одинаково, в третьей – различается двумя звуками [бы] - [б,и], а в оставшихся парах различается лишь одним звуком: во второй паре – первым [н] - [н,], в четвёртой – последним [т] - [т,].
Ответ: б (нос – нёс), г (пуд – путь).
Задание 4.
Цель: проверить умения определять лексические и грамматические значения слов. (4 балла)
Ответ (примерные ответы):
-
Прозрачное стекло (сущ.) , молоко стекло (глагол) со стола;
-
Ветер стих (глагол), написать стих (сущ.);
-
Мой (глагол) руки, мой (местоимение) портфель;
-
Снежное покрывало (сущ.), снегом покрывало (глагол) поле.
Задание 5.
Цель: проверить умение заменять синонимами фразеологизмы.
(3 балла, по 0,5 баллов за каждый правильный ответ)
Ответ (примерные ответы):
1) временно, незаконно
2) усиленно думать над трудным заданием
3) внезапно, неожиданно
4) не говорить ничего, молчать
5) отругать
6) далеко
Задание 6.
Цель: проверить сформированность орфографической зоркости. (2 балла)
Циган купил красофки.
Ответ: 4 ошибки. Цыган купил кроссовки.
Задание 7.
Цель: выявить уровень развития вариативного творческого мышления.
Соберите слово. (3 балла)
Ответ: частица.
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Напишите, какие согласные звуки являются общими для каждой пары слов:
«городской вокзал» [ ] «легкий пух» [ ]
Задание 2. От имён существительных образуйте глаголы неопределённой формы с частицей СЯ. Пояс - _________________, правда- ________________, свет - _________________, земля - __________________, свобода - ________________, лень - ____________________.
Задание 3. Составьте и запишите словосочетания, употребив имена существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Исправьте ошибки.
На дваре бушивала не погода. Дошть стучял по крыши трипал листя в саду плискался в лужах. Но вриминам он стихал и унасился в тёмнаю глубену ночи но патом внофь прилитал к дому и бушивал с новай силай.
Задание 5. В каких словах в последнем слоге пишется буква «ё»?
Галд…ж, именительный пад…ж , пад…ж скота, руб…ж, невтерп…ж, кут…ж.
Задание 6. Зачеркните начало тех слов, которые не соответствуют заданному в конце написанию:
слове |
|
изве |
|
вла |
|
уме |
|
|
|
редко |
|
чуде |
|
у |
|
по |
-сный |
согла |
|
отве |
|
по |
|
гну |
|
|
Задание 7. Отгадайте имя существительное общего рода.
-
Бездельник, зачинщик ссор и драк ______________________________
-
Тот, кто первым вмешивается в разговор _________________________
-
Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам _____________________
-
Тот, кто любит сладости ______________________________________
-
Грубый, невоспитанный человек ________________________________
-
Ненасытный человек __________________________________________
-
Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюду ________
-
Рассеянный, неловкий человек _________________________________
Ответы и критерии
Задание 1.
Цель задания: проверить знание фонетики.
Ответ:
«городской вокзал» - [г] «легкий пух»- [х]
(1 балл; 0,5 за верный звук)
Задание 2.
Цель задания: проверить навыки словообразования.
(по 0,5 баллов за каждый правильный ответ)
Ответы: опоясаться, оправдаться, светиться, приземлиться, освободиться, лениться (либо другие варианты).
Задание 3.
Цель: проверить умение употреблять имена существительные в Р.п. множественного числа.
Ответ:
У новых скатертей, около речных пристаней, пуговицы от наволочек, ветки черешен, герои басен, пять простыней, продажа полотенец, шесть килограммов апельсинов.
(4,5 баллов; по 0,5 за каждый правильный ответ)
Задание 4.
Цель задания: проверить сформированность орфографического навыка. (3 балла)
Ответ:
Найдено более 15 ошибок- 2 балла, более 20 ошибок- 3 балла.
Задание 5.
Цель задания: проверить сформированность орфографического навыка.
Ответ:
Галдёж, падёж, невтерпёж, кутёж. (2 балла)
Задание 6.
Цель задания: проверить сформированность орфографического навыка.
(3,5 балла, по 0,5 балла за правильно зачеркнутое слово)
Ответ:
слове |
|
----- |
|
---- |
|
---- |
|
|
|
--- |
|
чуде |
|
---- |
|
---- |
-сный |
согла |
|
отве |
|
----- |
|
гну |
|
|
Задание 7.
Цель задания: проверить лексические умения. (4 балла)
-
Бездельник, зачинщик ссор и драк – (забияка, задира)
-
Тот, кто первым вмешивается в разговор – (выскочка)
-
Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам – (зевака)
-
Тот, кто любит сладости – (лакомка, сластёна)
-
Грубый, невоспитанный человек – (невежа)
-
Ненасытный человек – (обжора)
-
Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюду– (проныра)
-
Рассеянный, неловкий человек – (разиня)
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Расставь ударение в словах:
Включит, принудить, черпать, согнутый, сливовый, пуловер, в туфлях, обеспечение.
Задание 2. Прочитай слово «праздник». Определи, из каких звуков оно состоит. Сколько раз каждый звук слова «праздник» встречается во фразе:
«Яблоко от яблони недалеко падает»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитай стихотворение-каламбур, перепиши его, раскрыв скобки. Укажи части
речи выделенных слов.
Нёс медведь, шагая к(рынку), _________________________________________
На продажу мёду к(рынку), _________________________________________
Вдруг на Мишку – вот (на)пасть – _________________________________________
Осы вздумали (на)пасть, _________________________________________
Мишка с армией (о)синой _________________________________________
Дрался вырванной (о)синой, _________________________________________
Мог ли в ярость он не (в)пасть, _________________________________________
Если осы лезли (в)пасть, _________________________________________
Жалили куда (по)пало, _________________________________________
Им за это и (по)пало. _________________________________________
Задание 4. Найди во фразеологизмах слова, которые употреблены неправильно.
Подчеркни их. Напиши правильные фразеологизмы.
1) не из робкой пятёрки - _______________________________________
2) ждать у океана погоды - _______________________________________
3) намотать на нос - ______________________________________________
4) кричать во всю Петровскую - ___________________________________
Задание 5. Найди и исправь ошибки.
Утро
Наступило весенние утро. На вершини ёлки заиграли яркие лучи солнца. От берёз и
дубов легли по дороге длиные тени. Потенул свежий ветерок зашумел в троснике. За
шелестели листья. Над полем и озером появился лёгкий туман. В чаще леса праснулись
птицы. Жаворонок песней встречает день. За рощей гудит трактор. Начилась работа
в поле ина огороди. У речки много цветущей черёмухи. Ребята бегут по тропинке к
роще. Как хорошо кругом!
Задание 6. Подумай, сколько разных слов написано: дорога, сера.
Докажи, составив предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы и критерии
Задание 1.
Цель задания: проверить сформированность орфоэпических навыков. (4 балла)
Ответ:
Включит, принудить, черпать, согнутый, сливовый, пуловер, в туфлях, обеспечение.
Задание 2.
Цель задания: проверить знание фонетики, орфоэпии. (5 баллов)
Ответ:
[п р а з, н, и к]
[п] - 1
[а] - 9
[н,] - 2
[и] - 3
[к] - 2
Задание 3.
Цель задания: проверить сформированность знаний частей речи, правописание приставок и предлогов.
(6 баллов)
Ответ:
к рынку – предлог + сущ.
крынку – сущ.
вот напасть – сущ.
напасть – глагол
осиной – прилагательное
осиной – сущ.
не впасть – глагол
в пасть - предлог + сущ.
куда попало – наречие
попало – глагол
Задание 4.
Цель задания: выявить умение использовать устойчивые обороты.
(2 балла, по 0,5 баллов за каждый правильный ответ)
Ответ:
1) не из робкого десятка
2) ждать у моря погоды
3) намотать на ус
4) кричать во всю Ивановскую
Задание 5.
Цель задания: проверить сформированность орфографической зоркости. (6 баллов)
Ответ:
Утро
Наступило весеннЕе утро. На вершинЕ ёлки заиграли яркие лучи солнца. От берёз и дубов легли по дороге длиНные тени. ПотЯнул свежий ветерок, зашумел в тросТнике. Зашелестели листья. Над полем и озером появился лёгкий туман. В чаще леса прОснулись птицы. Жаворонок песней встречает день. За рощей гудит трактор. НачАлась работа в поле и на огородЕ. У речки много цветущей черёмухи. Ребята бегут по тропинке к роще. Как хорошо кругом!
Задание 6.
Цель задания: проверить умение определять лексические значения слов.
(2 балла, по 1 баллу за каждую пару)
(Примерные ответы)
1) Дорога привела нас в поле. Мне моя жизнь дорога.
2) Сера используется в пиротехнических целях. Сова сера.
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс________
Задание 1. Даны первые и последние буквы слов: т…е, л…ь. Какими частями речи могут быть
данные слова? Приведи примеры.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков. Докажите свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите 3 слова, в которых звуков больше, чем букв. Докажите свой ответ.
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Задание 3. Запиши, как называются жители этих стран?
а) Франция - ________________________
б) Япония - ________________________
в) Россия - __________________________
г) Испания - _________________________
д) Англия - __________________________
е) Дания - ___________________________
ж) Норвегия - _______________________
з) Индия - ___________________________
Задание 4. Найди в каждой строке четвёртое «лишнее» слово, подчеркни его.
Кратко объясни свой выбор.
Деревня, лошадь, девочка, лиса __________________________________________________
Скатерть, тополь, конь, день _________________________________________________
Грустный, мрачный, веселый, унылый ____________________________________________
Задание 5. Разгадай шарады:
_____________________________ + _______________________________ = _____________
группа певцов крупное кровососущее насекомое
_____________________________ + ___________________________ = _____________
воронье слово антоним слова «верх»
_____________________________ + _______________________________ = _____________
древнерусское название лба промежуток времени в 100 лет
Задание 6. Собери «рассыпавшуюся» загадку. Запиши отгадку:
Ну, вихрем, меня, мне, с, коня, мчат, поднимать, горки, а, берёзовых, надо, на, опять, два, гору, их.
____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Ответы и критерии
Задание 1.
Цель задания: проверить знания по разделу «Морфология».
Ответы:
Творение - имя существительное
Тебе - местоимение
Трое - имя числительное
Тёплое - имя прилагательное
Творите - глагол
Тоньше - наречие
Лень - имя существительное
Ловить – глагол
Лишь – наречие
( по 0,5 баллов за каждый правильный ответ: слово, часть речи)
Задание 2.
За каждое верно подобранное слово 1 балл итого 6 баллов
Наличие доказательства (доказательством является звуковая запись слова) 1 балл
(Наличие только подсчета кол-ва букв и звуков в словах доказательством не является)
(Баллы начисляются только за схемы к верно подобранным словам)
Звуковая схема записана верно ко всем словам 3 балла
Звуковая схема записана верно к 4-5 словам 2 балла
Звуковая схема записана верно к 3 словам 1 балл
Звуковая схема записана верно менее чем к 3 словам 0 баллов
Максимальное количество баллов за задание 10
Задание 3.
Цель задания: проверить навыки словообразования, выявить уровень кругозора.
(4 балла, по 0, 5 баллов за каждое слово)
Ответ:
а) Франция - французы
б) Япония - японцы
в) Россия - россияне
г) Испания - испанцы
д) Англия - англичане
е) Дания - датчане
ж) Норвегия - норвежцы
з) Индия – индийцы
Задание 4.
Любой верный, доказательный вариант ответа - 1 балл
Задание 5.
Ответ: (1,5 балла, по 0, 5 баллов за каждое слово)
Хоровод, карниз, человек
Задание 6.
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Рой, мой, закрой, простой, печь.
Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Подбери к каждому прилагательному подходящие по смыслу существительные:
мужской
мужественный
мужицкий
мальчишеский
мальчиковый ________________________________________
девичий
девчоночий
девчачий ___________________________________________
Задание 3. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
Средство-……………, шофер-…………………, цыган,-…………………,
торт-………………, трактор-……………………, инженер-………………
Задание 4. По данной картинке составь и запиши текст. Все предложения в нем не должны иметь второстепенных членов.
Задание 5. Запиши ответы, решив загадочные примеры:
Кто ответит, например, Не решила вся квартира,
Что такое ИКС + Р? Что такое ИКС + ИРА.
Думал я весь день вчера, Долго мучил я соседа,
Что такое ИКС + РА. Что такое ИКС + РЕДА.
Подсказал мне старший брат, ИКС + Н + РА + ТА -
Что такое ИКС + РАТ. То с бензином, то пуста.
Догадался я без брата, ИКС + ТА + НА + РА -
Что такое ИКС + РАТА. Кто решил, тому «Ура»
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Диктант.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение:
по шоссе - _____________, об Отчизне - ___________________ .
Задание 3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.
___________________________________________________________________________________
Задание 4. Распределите слова на две группы:
вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок.
_________________________________________________________________
Задание 6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы и критерии
Максимальное количество баллов – 23.
Задание 1. Диктант. 5 баллов
Весенний звон.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?
Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.
Задание 2. Ответ: по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.
Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла
Задание 3. Ответ: мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балла
Задание 4. Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла
А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.
Водитель, водит, шофёр, таксист
Б)по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
Глагол: водит
В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит
Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток
Задание 5. Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла
Задание 6. Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д.
7 баллов
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Спиши предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.
Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
(С) горы (с) бежал поток проворный.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Разбери слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка
Задание 3. Распредели слова на две группы:
водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Подчеркни лишнее слово: стужа, метель, пурга, снег, буран.
Задание 5. Замени одним словом:
Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .
Задание 6. Поставь существительные в родительном падеже множественного числа
Килограммы -______________, апельсины - ____________, сапоги -____________, помидоры -__________________, ботинки - _________________.
Задание 7. Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам.
________________________________________________________________________
Задание 8. Поставь существительные в форму множественного числа:
Трактор - _________________, доктор - _________________,
шофер - ______________, сторож - __________________.
Задание 9. Отгадай и запиши слово, в котором
Корень из слова СНЕЖИНКА
Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ
Суффиксы из слова ЛЕСНИК
Окончание из слова УЧЕНИКИ
___________________________________________
Задание 10. Объясните значение выражений:
Рукой подать - ________________________;
работать, засучив рукава - ____________________________;
работать, спустя рукава - ____________________________________;
бить баклуши - __________________________________.
Ответы и критерии
Максимальное количество баллов – 28
Задание 1. Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.
Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).
С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла
Задание 2. Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка 4 балла
Задание 3. Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”
Водокачка, водопой, водоворот – от “вода” 2 балла
Задание 4. Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл
Задание 5. Ответ: пассажир 1 балл
Задание 6. Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов
Задание 7. Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла
Задание 8. Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла
Задание 9. Ответ: подснежники 1 балл
Задание 10. Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;
работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
Задание 1. Составь слово из звуков:
1-й – глухая пара звука [з]; ___
2-й – глухая пара звука [д]; ___
3-й – гласный [о] под ударением; ___
4-й – глухая пара звука [г]. ___ ______________
Задание 2. В каких словах в названиях букв допущена ошибка?
Чашка – ча, а, ша, ка, а;
Конец – ка, о, эн, е, це
Стекло – эс, тэ, е, ка, эль, о
Задание 3. Выпиши все словосочетания из предложения:
Резкий ветер срывал листья с деревьев и разносил их по лесу.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________________________________________
Задание 4. Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса –ист- .
медалист, лесистый, волокнистый, золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
Задание 5. Объясни смысл выражений:
задирать нос-___________________________________________________;
перебивался с хлеба на квас - _____________________________________;
плясать под чужую дудку - _______________________________________;
язык до Киева доведёт - __________________________________________.
Задание 6. Вычеркни слова, не родственные двум другим.
а) вода, водитель, наводнение;
б)горец, горе, гористый;
в) носилки, носатый, поднос;
г) рисунок, рисовый, зарисовка.
Задание 7. Составь сложные слова.
7 лет -__________________________________________;
2 горба -____________________________________ ____;
5 знаков-_____________________________________ __;
11 классов -_______________________________ _ ____;
16 килограммов-_________________________________.
Ответы и критерии
Максимальное количество баллов 23.
Задание 1. Должно получиться слово «сток».
Оценивается 1 балл (если уч-ся справился с заданием).
Задание 2. Ошибка допущена в названии буквы «ча».
Оценивается 1 балл (если уч-ся справился с заданием).
Задание 3. Учащиеся должны выписать следующие словосочетания:
«резкий ветер», «срывал листья», «срывал с деревьев», «разносил их»,
«разносил по лесу».
Оценивается 5 баллов (по кол-ву выписанных словосочетаний).
Задание 4. Учащиеся должны объединить слова в следующие группы:
1 группа – медалист, хоккеист;
2 группа – лесистый, волокнистый, холмистый;
3 группа – золотистый, серебристый.
Оценивается 3 балла (если уч-ся объединил с лова во все 3 группы).
Задание 5. Примерно должны получиться следующие ответы:
задирать нос- зазнаваться;
перебивался с хлеба на квас – жил бедно;
плясать под чужую дудку - слушать чужой совет;
язык до Киева доведёт - обращаясь к кому-нибудь можно найти ответ
на свой вопрос.
Оценивается 4 балла (если уч-ся правильно объяснил все выражения).
Задание 6. Уч-ся должны вычеркнуть следующие слова:
а) водитель;
б) горе;
в) носатый;
г) рисовый.
Оценивается 4 балла (если уч-ся правильно нашли и вычеркнули все слова).
Задание 7. Должны получиться следующие слова:
семилетка, двугорбый, пятизначный, одиннадцатиклассник,
шестнадцатикилограммовый.
Оценивается 5 баллов (если уч-ся составили сложные слова).
Олимпиада для младших школьников по русскому языку 4 класс
Ф.И.________________________________________ класс_________
1. В каком ряду во всех словах есть согласный звук [к]?
а) Композитор, вдруг, кисель
б) Кимоно, кишечник, прятки
в) Друг, очерк, корешок
_____________________________________________________________
2. Прочитай, укажи части речи.
Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Снежное покрывало все поле покрывало.
3. Найди спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных писателей, выпиши их.
а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери?
б) Витя, не надо краба ртом трогать.
а)________________________________________________________________________ б) _______________________________________________________________________
4. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.
При ( ......... ) ец, каб ( .......... ) окошко, часто( .......... )ос, ме ( .......... )олад.
5. Прочитай, объясни значение слова вёдро.
И ветер отвечал мне: будет вёдро;
Деревья подтверждали: будет вёдро;
И только где-то на болоте цапля
Кричала: будет непременно дождь. (Н.Рыленков)
______________________________________________________________________________________
6. Спишите. Найдите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедините линией.
1. Лясы точить. 1. Не покладая рук.
2. Держать ухо востро. 2. Держать язык за зубами.
3. Сидеть сложа руки. 3. Воды в рот набрать.
4. От руки отбился. 4. Ворон считать.
5. Во всю Ивановскую. 5. Держать в ежовых рукавицах.
Ответы и критерии:
1. В каком ряду во всех словах есть согласный звук [к]?
А) Композитор, вдруг, кисель
Б) Кимоно, кишечник, прятки
В) Друг, очерк, корешок
Ключ: 1 балл. - В.
2. Спиши, укажи части речи.
Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Снежное покрывало все поле покрывало.
4 балла. (по 1 баллу за правильное слово)
3. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.
а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери?
б) Витя, не надо краба ртом трогать.
Ключ: 2 балла. а) Маршак б) Барто
4. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.
При ( ... ) ец, каб ( ... ) окошко, часто( ... )ос, ме( ... )олад.
Ключ: 4 балла (по 1 баллу за каждое слово)
При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.
5. Прочитайте, объясните значение слова вёдро.
И ветер отвечал мне: будет вёдро;
Деревья подтверждали: будет вёдро;
И только где-то на болоте цапля
Кричала: будет непременно дождь. (Н.Рыленков)
Ключ: 2 балла. Вёдро-сухая, солнечная погода.
6. Спишите. Найдите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедините линией.
1. Лясы точить. 1. Не покладая рук.
2. Держать ухо востро. 2. Держать язык за зубами.
3. Сидеть сложа руки. 3. Воды в рот набрать.
4. От руки отбился. 4. Ворон считать.
5. Во всю Ивановскую. 5. Держать в ежовых рукавицах.
Ключ: 5 баллов (по 1 баллу за каждую пару)
Лясы точить. - Воды в рот набрать.
Держать ухо востро. - Ворон считать.
Сидеть сложа руки. - Не покладая рук.
От руки отбился. - Держать в ежовых рукавицах.
Во всю Ивановскую. - Держать язык за зубами.
Всего 18 баллов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Порецкая средняя общеобразовательная школа»
Олимпиадные задания
по русскому языку
для учеников 4 класса
Автор-составитель: Смирнова Вера Валентиновна
учитель начальных классов
МБОУ «Порецкая СОШ» Чувашской Республики
с.Порецкое-2012г.
Пояснительная записка
Олимпиады по различным предметам обучения всегда были и остаются действенным средством вовлечения учащихся во внеклассную и внешкольную работу. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для интенсивного развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения, познавательной активности.
Данная работа включает в себя задания для 4-х классов, обучающихся в начальной школе (независимо от образовательной программы и уровня подготовки обучающегося). Задания могут быть использованы при составлении викторин, олимпиад, творческих конкурсов, во внеклассной работе, а так же на уроках русского языка.
Цель разработки олимпиадных заданий по русскому языку:
создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых детей для их дальнейшего интеллектуального развития
Важнейшими задачами олимпиады по русскому языку являются:
– развитие интереса к предмету;
– выявление детей, одарённых в области языкознания;
– активизация внеклассной и внешкольной работы по русскому языку;
– предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки класса.
Основные принципы разработки заданий олимпиады.
Задания олимпиады подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало базовых школьных знаний соответствующего уровня. В то же время большинство заданий для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. Задания часто выходят за рамки традиционной программы по русскому языку и вносят элемент неожиданности в сочетании с различными «заковыристыми» формулировками. В целом задания подбираются максимально разнообразно, так, чтобы охватить различные разделы русского языка.
Задания и упражнения, которые представлены ниже способствуют развитию интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы с различными словарями. Заинтересованный учитель может использовать данные задания и упражнения на внеурочных занятиях и факультативных курсах по русскому языку. Материалы будут полезны не только учителям, но и родителям, желающим развивать своих детей.
Список использованной литературы
-
Весёлая грамматика. В.В.Волина. Москва «Дрофа», 2003
-
Всё дело в мыслях: Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ. Выпуск 2 / Автор-составитель Г.В.Панскова. Чебоксары, 2002.
-
Всё дело в мыслях: Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ. Выпуск 4 / Автор-составитель Г.В.Панскова. Чебоксары, 2007.
-
Всё дело в мыслях: Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ. Выпуск 5 / Автор-составитель Г.В.Панскова. Чебоксары, 2009.
-
Занимательный русский язык. Г.Александрова. С-Петербург «Тригон», 1997
-
Олимпиадные задания по предмету «Русский язык». Л.А.Богданова, Н.Е.Власова. УМП «Готовимся к олимпиаде» Кемерово, 2001
-
Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Т.В. Ходова. М. «Айрис–экспресс», 2007
-
Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры / М.В.Соловейчик. М.,2001.
Интернет ресурсы
-
Методический портал учителя «Метсдсовет» http://metodsovet.su
-
Международный Центр Развития Ребёнка школа «Приоритет» http://www.prioritet-school.ru
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО