В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Проблемы школьной неуспеваемости и пути её устранения

Проблемы школьной неуспеваемости и пути её устранения

Ольга Егорова
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 15649 комментариев: 1
Краткое описание
выступление на РМО учителей начальных классов
Описание
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 Г. ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ СОШ №6 Г. ЛЮБЕРЦЫ ЕГОРОВОЙ ОЛЬГИ ВИКТОРОВНЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПУТИ ЕЁ УСТРАНЕНИЯ 2009-2010 УЧ. Г. ВВЕДЕНИЕ Проблема школьной неуспеваемости и её причины – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остаётся актуальной в связи с многообразием причин её порождающих. К сожалению, сегодня массовая школа не в состоянии одинаково хорошо научить всех своих воспитанников. Брак в работе школы проявляется уже в начальных классах. Пробелы в знаниях, приобретённые там, практически невозможно ликвидировать в среднем звене при нынешней наполняемости классов. К этому добавляется зачастую издёрганные, усталые педагоги, не всегда имеющие необходимые способности и терпение. Добавьте атмосферу общества, в котором престиж образования крайне низок, да ещё плачевное состояние учебно-материальной базы многих учебных заведений. И наконец, не очень пристальное внимание родителей к своим детям. Но наряду с непсихологическими проблемами есть и психологические. Это недостатки в познавательной, потребносто-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность процесса анализа и синтеза.
Проблема неуспеваемости школьников, способы предупреждения и пути преодоления издавна волновали педагогов. Ещё А. А. Коменский посвятил им ряд разделов своей «Великой дидактики». Каменский вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы предрасположенность, стремление к знанию, что всех их можно учить. Он пишет: «кто усомнился бы в том, что воспитание необходимо людям тупым»…
Широкое исследование неуспеваемости проведены такими психологами и педагогами как Ю. К. Бабанским, П. П. Блонским, С. Т. Шацким, Н. П. Локаловой и многими другими.
Шацкий в своей работе «На ликвидацию второгодничества» проводит анализ причин второгодничества и даёт этому свою оценку. Он пишет, что «американцы…называют второгодничество школьной учебной смертностью и тем самым указывают на невосполнимый характер потери, которая при применении его получается».
Один из ведущих психологов-педагогов Ю. К. Бабанский так же проводит исследование проблемы неуспеваемости. В своих трудах он проводит изучение причин неуспеваемости, анализ роли семьи, школы, общественности в предупреждении неуспеваемости. Он считает, что «в роли этих причин могут выступать недостатки в развитии определённых внутренних или внешних компонентов».
 В статье Н. П. Локаловой «Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и коррекционная работа» даются с психологической стороны причины неуспеваемости школьников, что является факторами немаловажными. Она считает, что «часто причиной низкого усвоения знаний является недостаточность мыслительной деятельности».
Ю. Кудряшов в своей работе уделяет большое внимание социальным причинам неуспеваемости. Это «загруженность школ, нехватка учителей, что не позволяет оказать детям необходимую помощь. В последнее время к этому можно добавить большую миграцию иноязычных детей внутри страны.
Даже краткий обзор литературы доказывает необходимость дополнительного изучения этой проблемы. В связи с этим ОБЪЕКТОМ нашего исследования является организация учебного процесса со слабоуспевающими учениками.
Проблема: поиск педагогических условий, обеспечивающих предупреждение и устранение неуспеваемости младших школьников.
Цель: определение и обоснование системы мер, направленных на преодоление неуспеваемости.

Становление и развитие научного понимания проблемы неуспеваемости  в истории развития педагогической мысли. Проблема неуспеваемости детей, способы предупреждения и пути её преодоления ещё издавна волновала педагогов. В то время эта проблема была не столь актуальна как сейчас. В основном она была направлена на работу по предупреждению неуспеваемости. Я. А. Коменский говорил, что «человеку врожденно предрасположение к знанию, а не само знание». При этом он пишет, «что не все достигают вершины знаний, часть по мере приближения к ней, достигают это с трудом. Но по правильно расположенным крепким ступенькам любого человека можно возвести на какую угодно высоту». При подходе к детям Каменский рекомендовал учитывать различные способности учащихся, т. к. «у одних способности острые, а у других тупые, у одних – гибкие и податливые, а у других – твёрдые и упрямые». На основе учёта этих способностей Каменский выделяет шесть больших групп.
1 группа – ученики с острым умом, стремящиеся к знаниям и податливые.
2 группа – ученики с острым умом, стремящиеся к знаниям, медлительные, но послушные.
3 группа – ученики с острым умом, но необузданные и упрямые.
4 группа – ученики послушные, любознательные, но медлительные и вялые.
5 группа – ученики тупые, равнодушные и вялые.
6 группа – ученики тупые, извращённые и злобные.
К каждой группе Коменский рекомендовал индивидуальный подход, чтобы предупредить неуспеваемость. Учащимся первой группы он рекомендовал давать «научную пищу». Для второго типа необходимо «пришпоривание». Третий тип необходимо умело воспитывать. Детей четвёртого типа не следует обременять и предъявлять к ним слишком строгие требования. В работе с пятым типом требуется благоразумие и терпение. У детей шестого типа необходимо прежде всего устранить упрямство, в работе с ними главное не отчаиваться. Особое внимание Каменский уделял правильной постановке помощи в учении. Он пишет, что давая детям задание, учитель должен его разъяснить, иначе ученик при неудачных попытках свирепеет и может потерять интерес к учению. Каменский считал, что «школа должна учить молодёжь всему приятно и основательно… и стать для них любимым местом».
Таким образом решающее значение в предупреждении неуспеваемости педагог придавал правильной постановке самого обучения и воспитания. В отечественной литературе проблеме большей эффективности учения слабоуспевающих учеников уделял внимание такой выдающийся педагог как Л. Н. Толстой, который считал проблемы неуспеваемости ученика – это проблема учителя, а не ученика. Если такой ученик есть, учитель не смог своими приёмами и методами добиться лучшего результата. Поэтому в первую очередь учитель должен работать над своей методикой. «Всякий учитель должен, принимая всякое затруднение ученика не за его недостаток, а за недостаток своего учения, стараясь развить в себе способности изобретать новые приёмы».
Научное понятие проблемы неуспеваемости, её причин и путей преодоления в современной педагогике. На основе идей педагогов прошлого получили своё развитие современные исследования проблемы неуспеваемости. К настоящему времени сложились разнообразные направления, концепции и теории причин неуспеваемости, путей её преодоления и предупреждения. В зависимости от мировоззренческого подхода к этой проблеме можно выделить следующие концепции: идеалистическая, диалектико-материалистическая и метафизическая. По профилю научного подхода выделяют: психологические, биологические, педагогические и другие теории.
Для исследования проблемы неуспеваемости в работах советских педагогов характерен диалектико-материалистический подход. Из обзора литературы по этой проблеме можно увидеть, что авторы работ концентрируют внимание на причины неуспеваемости, типологию неуспевающих школьников и видах неуспеваемости. При анализе этой проблемы в первую очередь необходимо остановиться на причинах неуспеваемости, т.к. подробная классификация причин помогает выявить причинно-следственные связи, корни этих причин. Также многообразие причин неуспеваемости вызывает различные виды неуспеваемости.
Классификацию причин неуспеваемости можно провести по разным основаниям. Их можно классифицировать по продолжительности их действия,, тогда выделяют причины кратковременного и длительного действия. Их можно разделить на причины с узким диапазоном в пределах одного предмета и с глобальным диапазоном (по ряду предметов). Также в литературе часто подчёркивается индивидуальный характер неуспеваемости. Без знания этих причин невозможно совершенствовать этот процесс.
Многообразие конкретных причин неуспеваемости вызывает различные виды неуспеваемости. Так причины кратковременного действия вызывают особый вид неуспеваемости – кратковременную. Причины длительного действия вызывают длительную, устойчивую неуспеваемость. Рассмотрим типичные комплексы причин для устойчивой и кратковременной неуспеваемости. Основной доминирующей причиной кратковременной неуспеваемости является отсутствие у школьников навыков рациональной организации учебного труда. Как правило эта причина часто встречается у второгодников. Следующая доминирующая причина – это наличие пробелов в развитии. Но они не так глубоки, как при устойчивой неуспеваемости, поэтому могут быть ликвидированы с помощью дополнительных занятий. О влиянии неблагоприятных бытовых условий можно сказать тоже самое. При кратковременной неуспеваемости они не так сложны, как при устойчивой. Причиной неуспеваемости также является и состояние здоровья. Влияние слабого здоровья на успехи в учении максимально сказываются в начальной школе. Это происходит потому, что на этот возраст приходится значительное число типичных детских заболеваний. Также одной из доминирующих причин является слабое развитие мышления школьников в начальных классах. Все эти причины приводят к формированию у школьников отрицательного отношения к учению. Каждая стадия нарастания пробелов знаний приводит к изменению в отношении школьников к учению и их волевых усилиях. Также происходит и снижение работоспособности школьников. Это является одним из наиболее сложных аспектов этой проблемы.
При рассмотрении причин неуспеваемости необходимо остановиться на специфике причин неуспеваемости школьников разного пола. Бабинский считает, что тенденция неуспеваемости обнаруживается у мальчиков. Если рассматривать отличие в проявлении отдельных причин у мальчиков и девочек, то можно увидеть: слабое здоровье является доминирующим фактором неуспеваемости у девочек чаще, чем у мальчиков; отрицательное отношение к учению у мальчиков выступает основной причиной отставании; низкий уровень воспитанности чаще встречается у мальчиков. В целом этот комплекс отрицательного отношения к учению, неорганизованности, бессистемности, недисциплинированности у мальчиков составляет большую часть причин неуспеваемости.
Также говоря о причинах неуспеваемости, нельзя не сказать о недостатках в деятельности учителей, ведущих к неуспеваемости школьников. Анализ причин неуспеваемости показывает, что основную долю их составляют недостатки педагогических воздействий. Каковы же недостатки в деятельности педагогических коллективов, приводящие к неполной эффективности обучения? Наиболее слабыми местами в организации процесса обучения являются осуществление индивидуального подхода к учащимся и обеспечение межпредметных связей в обучении. Подавляющее большинство учителей испытывают затруднения в подборе «ключика» к детям, неуспевающим по образовательной программе. Таких детей можно разделить на четыре условные группы, в зависимости от их способностей и отношению к учёбе.
1) 1тип — плохо приспособленный к школьной жизни, мало интересующийся школьной жизнью.
2) 2 тип – физически слабый, но умственно развитый, часто болеющий ребёнок.
3) 3 тип – физически нормальный, но умственно не развитый, плохо приспосабливающийся к школьной жизни.
4) 4 тип – дети, оторванные от школы из-за домашних условий, имеют сильные внешкольные интересы.
Пути преодоления неуспеваемости школьников. Выявив причины неуспеваемости школьников, опираясь на знания типов неуспевающих школьников, можно разработать пути её преодоления. Система мер по преодолению неуспеваемости предполагает специальный подход к группам или отдельным школьникам, имеющим ярко выраженные доминирующие причины. Какие же меры входят в эту систему.
1. Преодоление пробелов в навыках учебного труда. При этом необходимо сделать упор на те дидактические средства, которые переплетаются с успешностью учения школьников. Это навыки самоконтроля, планирования, рациональной организации учебного труда, должного темпа выполнения учебных операций.
2. Меры дифференцированного группового подхода к учащимся с целью предупреждения неуспеваемости. К группе слабоуспевающих школьников необходимо принять следующие меры:
— стремиться к тому, чтобы слабоуспевающие ученики были вовлечены в активную работу;
— оказывать этим ученикам необходимую помощь в учёбе.
Также необходимо применять меры дифференцированного подхода и в ходе урока. Ю. К. Бабинский предложил использовать на разных этапах урока свои меры подхода к слабоуспевающим ученикам.
Характер учебной деятельности Меры подхода
Контроль за подготовленностью учащихся
Составить атмосферу доброжелательности при опросе слабоуспевающих учащихся. Разрешить им дольше готовиться, давать им примерный план ответа, поощрять успехи при ответе.
Изложение нового материала
Обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания, привлекать в качестве помощников при показе наглядных пособий, вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.
Самостоятельная работа учащихся
Разделить сложные задания на определённые этапы, внимательно наблюдать за их деятельностью, отмечая положительные моменты. Выявлять их затруднения, чтобы предупредить их повторение другими учениками.
Организация самостоятельной работы класса
Подбирать систему заданий, более раскрывающих сущность изучаемого материала. Подробно объяснить порядок выполнения, давать задания на повторение изученного материала.
К мерам дифференцированного подхода Ю. Кудашев относит создание разных школ, программ, учебников для тех детей, которые не могут справиться с существующей программой.
Преодоление пробелов в развитии мышления школьников. Здесь особое внимание необходимо уделять формированию у учеников выделять главное существенное в изучаемом материале. Необходимо усилить влияние обучения путём внедрения в него элементов проблемности, в них надо опираться на прежний опыт учащихся. Большое значение здесь имеет обеспечение благоприятного климата во время обсуждения познавательных проблем. Особенностью работы по преодолению этих пробелов является то, что здесь приходится преодолевать уже сложившиеся отрицательные моменты «негативной учебной деятельности». В качестве отрицательных мотивов чаще всего выступают основные причины неуспеваемости, преломленные через сознание школьника и проявляющиеся в антипатии к учителю, к предмету в виде недооценки значения учения и т.п.
Эту задачу можно решить следующими путями:
Формирование благоприятной психологической атмосферы в отношениях учителя, коллектива учащихся и родителя с учеником;
Формирование познавательного интереса, склонности к учению;
Формирование убеждённости в необходимости учения, понимания его значимости.
Для преодоления отрицательного отношения к учению надо стремиться найти средства возбудить любопытство, любознательность. Превратить эти качества в потребность в знаниях, в интерес, постепенно перевести его в устойчивый.
Преодоление такого отношения часто связывается с влиянием на семью, чтобы нейтрализовать отрицательное воздействие семейных условий. Чаще это не материально-бытовые затруднения, а недостатки воспитательно-образовательного влияния семьи. Здесь необходимо обеспечить психологическое воздействие на родителей.
Преодоление пробелов в знаниях учащихся. Пробелы в знаниях являются неизменным признаком неуспеваемости и на каком-то уровне становятся доминирующей причиной. Для устранения небольших пробелов можно ограничиться дополнительными занятиями, консультациями. А для преодоления неуспеваемости школьников, имеющих значительные пробелы, необходимо решить следующие задачи:
Выявить характер и глубину пробелов в знаниях и умениях;
Выявить первопричины, вызвавшие эти пробелы и условия, мешающие их преодолению;
Осуществить меры по нейтрализации факторов, вызывающих пробелы в новых знаниях;
Организовать в процессе обучения систему мер по восполнению недостающих знаний с одновременным усвоением нового материала.
Выявив характер и глубину пробелов, учитель разрабатывает систему мер, направленную на их ликвидацию. Среди средств устранения пробелов на первом месте стоит специально организованное повторение учебного материала, индивидуальные практические упражнения, которые кратчайшим способом ведут к устранению наиболее существенных пробелов. Но против такого способа, как второгодничество, выступал Шацкий С. Т. в своей работе «О ликвидации второгодничества». Он считает, что это унижает ребёнка и называет второгодничество «школьной смертью».
Вторым важнейшим средством является система индивидуальных упражнений и заданий по решению задач, в ходе выполнения которых ученики осознают учебный материал, связывают теорию с практикой. Слабоуспевающий ученик нуждается в алгоритме. При решении нескольких типичных задач учитель старается показать ученику, что при анализе и решении задач существует закономерность.
Важным средством преодоления пробелов в знаниях является правильно организованный опрос учащихся. На первом этапе работы неуспевающим ученикам возможно разрешать пользоваться материалам по составленному дома плану. Отличительной особенностью этой системы мер является соответствие её специфике реальных учебных возможностей слабоуспевающих и неуспевающих школьников. Опираясь на то положительное, что обязательно присутствует в каждом слабом ученике, учитель должен строить свою коррекционную работу. Для такой корректирующей работы рекомендуется использовать дифференцированный подход. На основе этого подхода разрабатываются принципы работы с такими учениками. Большое внимание в этом подходе уделяется классу (группе) коррекции по вновь разработанной программе и новым учебникам.
ЛИТЕРАТУРА:
Я. А. Коменский «Педагогическое наследие» М., 1988
Л. Н. Толстой «Педагогические сочинения» М., !973
Ю. К. Бабанский «Избранные педагогические труды» М., 1989
Н. П. Локалова «Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и коррекционная работа»
Шацкий С. Т. «О ликвидации второгодничества»
Ю.Кудашев «Без второгодников и трудных» М., 1992

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Надежда Спиридонова
27.02.2013 01:22
Очень актуальный материал. И, главное, вовремя. Я - классный руководитель 5-клашек. Есть парочка отстающих учеников. В Вашей статье я нашла "рецепт" от неуспеваемости.
Уважаемая Ольга Викторовна! Очень проработанный материал. Спасибо.
С Вашего позволения я воспользуюсь им в своей работе классного руководителя.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос