Урок: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными» (2 класс)
Цель: формировать умения УУД
Предметные:
• формировать умение видеть орфограмму;
• уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
• развивать орфографическую зоркость;
Метапредметные:
• развивать внимание, мышление, речь;
• уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
• уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
• уметь строить работу с партнёрами;
• уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
• уметь оценить свою работу и работу товарища;
• уметь находить причину успеха работы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование:
• схема с основными вопросами урока;
• алгоритм проверки парной согласной;
• карточки с заданиями;
• сигнальные карточки;
• карточки для самооценки.
Ход урока.
1. Мобилизующий этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание.
Помоги нам потрудиться:
Мы пришли сюда учиться.
— На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)
— Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)
— Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике.
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.
• Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
Орфографическая зарядка.
— Итак, в путь.
— Остановка в городе Слов.
— Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.
Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.
-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 — слова с непроверяемой безударной гласной).
Постановка проблемы урока
— Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
— Все ли написали правильно эти слова?
-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки? Чего мы не знаем? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).
• Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
Урок во 2-м классе
русскому языку
по теме: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
Посмитняя Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУСОШ №23 пос.Кучугуры
2012
Разработка урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
Цель: формировать умения УУД
Предметные:
-
формировать умение видеть орфограмму;
-
уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
-
развивать орфографическую зоркость;
Метапредметные:
-
развивать внимание, мышление, речь;
-
уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
-
уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
-
уметь строить работу с партнёрами;
-
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
-
уметь оценить свою работу и работу товарища;
-
уметь находить причину успеха работы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование:
-
схема с основными вопросами урока;
-
алгоритм проверки парной согласной;
-
карточки с заданиями;
-
сигнальные карточки;
-
карточки для самооценки.
Ход урока.
-
Мобилизующий этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание.
Помоги нам потрудиться:
Мы пришли сюда учиться.
- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)
- Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)
- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике.
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.
-
Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
Орфографическая зарядка.
- Итак, в путь.
- Остановка в городе Слов.
- Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.
Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.
-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной).
Постановка проблемы урока
- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
- Все ли написали правильно эти слова?
-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки? Чего мы не знаем? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).
-
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).
-Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).
- В течение урока мы ответим на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
3. Выявление места и причин затруднения.
Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.
Работа в группах.
Тетра.., арбу…, сне…, сапог…, гри.., сле…
Вывод.
- Встаньте те, у кого нет ошибок.
- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?
Правило.
Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднений.
На доске образец написания слов с парной согласной.
ГРИБ ГОЛУБКА
ЗУБ ЗАКЛАДКА
ГЛАЗ РЕДКИЙ
- Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как называется эта орфограмма? (парная согласная в конце слова).
-Давайте составим схему слов к первому столбику.
Пар.сог.
-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
-Давайте составим схему слов ко второму столбику.
Пар.сог.
-Что общего у слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
- Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?
(Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
Вывод: - Ответим на вопросы:
- Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)
-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)
-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)
- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
Что б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с
Где надо проверять? в корне, на конце слова
Как подбирать однок. слова, изменение формы сл.
Чем после согласного слышался гласный звук
Физминутка.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.
Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать проект.
- Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.
Спор согласных.
- В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.
И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.
- Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?
Правило-вывод.
Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).
-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.
Алгоритм
-
Прочитать слово
-
Выделить корень
-
Определить парную согласную
-
Подобрать проверочное слово
- Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
-Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.
- Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
- Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2. Всё перетрут терпение и … (труд).
3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).
Цель: организовать самопроверку по эталону.
Работа в группах.
- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово (приложение №1).
Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием цели задания).
8.Включение в систему знаний и повторений.
Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.
Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
Игра «Будь внимательным»
-Я буду называть слова с парной согласной в корне, на конце слова, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
Мёд, чиж, замазка, улыбка, Морозко, загадка, ложка, травка, узкий, слёзки.
Самостоятельная работа. Исправить ошибки.
Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки. блиский друк .
- Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)
- Где находится парная согласная? (В середине слова.)
- Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
Работа с текстом.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Речь.
- Жители этого города составили для вас текст.
- Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.)
- А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.)
- Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст.
Лёд стал крепким.
Был сильный мороз.
Пруд замёрз.
- Озаглавьте текст. (Зимой. Пруд зимой.)
- Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
- Какой частью речи они являются?
- Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова.
- Запишите это предложение под диктовку.
9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.
- С чем вы сегодня познакомились?
- Вернёмся к целям нашего урока?
- Почему мы достигли поставленных целей?
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?
Литература
1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. –Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996г.
2. Журжина Ж.И. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. М., 1995г.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Карточка 1 (работа с осложнённым текстом) |
Задание: - вставить пропущенные буквы, - записать рассказ Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - … Зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - … |
Карточка 2 (работа с осложнённым текстом) |
Задание: - вставить пропущенные буквы - составить предложение из слов, - записать рассказ 1.Девоч..ки, на, пришли, огоро.. . 2.На, в..сели, ветках, ни..ких, помидоры. 3.И, гря..ках, на, росли, морко..ка, ре..ка. |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО