Урок "Однозначные и многозначные слова" (5 класс)
2) уметь различать однозначные и многозначные слова, различать значения многозначных слов, правильно употреблять многозначные слова; находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова;
3) пополнять словарный запас, развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать.
Цель: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся.
Задачи:
• 1) формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;
• 2) пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать;
• 3) прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения:
• Учебник под редакцией Н. М. Шанского, авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Тростенцова
• Школьные толковые словари русского языка под редакцией Ф. П. Филина
• компьютер
• мультимедийный проектор
• презентация в программе PowerPoint
• карточки
• рисунки
• памятки «Однозначные и многозначные слова»
Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать... Былина об Илье Муромце Ход урока
I. Орг. момент
II. Побудительная мотивация
.
— Звучит запись песни «Дружат дети на планете» (Музыка Ю. Чичкова, стихи М. Пляцковского) Слайд № 1 — О чём песня? Цель:привлечь внимание к теме урока «Однозначные и многозначные слова», к изучению нового материала, реализовать воспитательную задачу.
III. Актуализация
-ЛЗ слова? Что такое мир? ЛЗ слова??
Слайд № 2
Мир-это всё, что нас окружает.
Мир-это состояние покоя и благополучия.
Мир-это Земля, люди, животные, растения…
Мир-это все мои чувства, переживания, то, чем я живу, мой внутренний мир.
Мир-это отсутствие войны.
— Молодцы! Сколько значений одного слова вы назвали! Определим тему нашего урока.
Цель: повторение ранее полученных знаний и навыков, необходимых для приобретения новых знаний Запись темы: Однозначные и многозначные слова.Слайд № 3
Выведение целей урока.Слайд № 4
IV. Познавательная мотивация.
Работа с эпиграфом. Слайд № 5
— Вдумайтесь в смысл этого предложения. Проблемный вопрос: почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа к уроку? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. Цель:подготовка обучающихся к активному, сознательному изучению нового материала. Расширение целей учителем. V. Объяснение нового материала. Слайд № 6 -Первичное осознание материала. Рассмотрим рисунки (иллюстрации на доске). Слайд № 7 1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам. 2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы). 3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное. Вывод: многозначное – слова, имеющие несколько ЛЗ, однозначные – одно.Слайд № 8
Цель: на этапе первичного осознания материала ввести понятие «многозначные слова» -Осознание и осмысление материала. Слайд № 9
Задание:Отгадай словечко!
1.То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи.
2.То, что мы называем началом колонны.
3. Единица счета скота.
4. То, что можно сложить в неравном бою.
— Общее между предметами?
Слайд № 10
Вывод: многозначное слово называет разные предметы, в чём-то сходные между собой
Цель: отработка понятия «многозначные слова» (сходство предметов)
Осознание и осмысление материала проходит в форме эвристической беседы.
• Работа со схемой. Слайд № 11 • Каково общее значение слова ножка во всех словосочетаниях? Во всех случаях это «опора»: ножка гриба — опора для шляпки, на ножках держится стол, ножками топает ребёнок, да и циркуль и некоторые другие инструменты снабжены ножками, чтобы иметь точку опоры.
• -Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово? (В этом нам помогают слова-соседи многозначного слова – контекст) Слайд №12 • Вывод: понять значение многозначного слова помогают слова-соседи многозначного слова – контекст Цель: отработка понятия «многозначные слова» (значение контекста в определении значения многозначного слова) Осознание и осмысление учебного материала проходит в виде работы с Толковым словарём
Фронтальная устная работа
-Как можно узнать, является ли слово
однозначным или многозначным? (по Толковому словарю) Слайд № 13
Сообщение дополнительной информации
из рубрики «Это интересно! Слайд № 14
Цель: повышение познавательной активности, развитие интереса к изучению русского языка.
Индивидуальная работа с Толковым словарём. Слайд № 15
— Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье?
— Найти в школьных толковых словарях однозначные и многозначные слова, привести примеры.
Слайд № 16
Игла, -ы, мн. иглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3.Обычно во мн. ч.Колючки на теле животных. Иглы ежа.
Слайд № 17
Вывод:1 )разные ЛЗ многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье; 2) разные ЛЗ многозначного слова нумеруются подряд.
Цель:развитие умения находить справки в Толковом словаре (расположение значений многозначного слова)
Вывод по теме урока «Однозначные и многозначные слова»
Индивидуальная работа. Создание памятки. Слайд № 18,19
Памятка
«Однозначные и многозначные слова»
• В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет.
• Например, слово …. Оно обозначает резинку для стирания нарисованного или написанного. Только этот предмет называется …. То же самое можно сказать и о словах карандаш, пальто. Такие слова называются … .
• Слова, которые имеют несколько значений, называются …… …. слово называет разные предметы, в чём-то … между собой.
• Значение многозначного слова нам помогают определить …. .
• Разные лексические значения многозначного слова помещаются …. .
Цель: развитие умения самостоятельно делать выводы, обобщать материал, выявление уровня осознания и осмысления материала
IV. Применение в новой ситуации
Дифференцированная работа Слайд № 20
Форма организации деятельности обучающихся: групповая
1) Выполнение упражнения 329
Задание:найти в словаре 3многозначных слова, составить с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово. Форма проверки выполнения
задания:
— фронтальная
Цель: выявление уровня усвоения материала (на уровне восприятия, понимания, запоминания) 2) Работа с Толковым словарём и карточками.
Задание: найти в Толковом словаре Ожегова С. И. слово «спросить» и рядом с каждым предложением выписать то значение слова, которое оно приобретает в данном контексте.
Форма проверки выполнения задания: самопроверка Слайд № 21
Цель:выявление уровня усвоения знаний (применение в аналогичной и сходной ситуации)
3) Написание мини-сочинение на тему «Для чего необходимо понимать, однозначное или многозначное слово мы используем?»
• Форма проверки выполнения задания: фронтальная
• Цель:выявление уровня усвоения знаний (применение в новой ситуации, творческий)
4) Индивидуализированная работа: упр. 330 ( работа у доски)
Задание: распределить слова по двум группам – однозначные и многозначные слова (в случае затруднений обращайтесь к словарю), составить распространённое предложение Цель: вовлечение в активную, сознательную работу слабоуспевающего обучающегося.
V. Рефлексия Слайд № 22 — Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, разное: «с одного боку – зеленое», а «с другого – румяное». А главное: «Ты умей его, девица, повертывать». Вывод: нужно уметь владеть словом, так как слово может иметь не одно, а несколько значений, несколько боков и бочков. Оно может быть многозначно. Цель:осмысление результатов работы, их оценка; возвращение к записанному на доске эпиграфу даёт возможность оценить его соответствие изученной теме и качество предположений обучающихся. Использование сигнальных карточекСлайд № 23
Цель:выявить уровень первичного усвоения и применения материала
• Я понял тему урока – розовая карточка. • Я понял тему урока частично — зелёная карточка. • Я не понял тему урока – синяя карточка . VI. Домашнее задание. Слайд №24 Чтобы упрочить знания, даю домашнее задание. • -П. 65; • По выбору: • 1. упр. 333. Задание: определить лексические значения слова свежий. • 2.Определите по толковому словарю слово ЯЗЫК — однозначное или многозначное, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке(3-4), запишите в тетрадь, выучите наизусть. • Дополнительно: упр. 335. Задание: придумать 2-3 юмористических рисунка с многозначными словами. VII. Оценки за урок.
Тема: Однозначные и многозначные слова.
Цель: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся.
Задачи:
-
1) формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;
-
2) пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать;
-
3) прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения:
-
Учебник под редакцией Н. М. Шанского, авторы:Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Тростенцова
-
Школьные толковые словари русского языка под редакцией Ф. П. Филина
-
компьютер
-
мультимедийный проектор
-
презентация в программе PowerPoint
-
карточки
-
рисунки
-
памятки «Однозначные и многозначные слова»
Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать...
Былина об Илье Муромце
Ход урока
-
Орг. момент
-
Побудительная мотивация
.
- Звучит запись песни «Дружат дети на планете» (Музыка Ю. Чичкова, стихи М. Пляцковского) Слайд № 1
- О чём песня?
Цель: привлечь внимание к теме урока «Однозначные и многозначные слова», к изучению нового материала, реализовать воспитательную задачу.
-
Актуализация
-ЛЗ слова? Что такое мир? ЛЗ слова??
Слайд № 2
Мир-это всё, что нас окружает.
Мир-это состояние покоя и благополучия.
Мир-это Земля, люди, животные, растения…
Мир-это все мои чувства, переживания, то, чем я живу, мой внутренний мир.
Мир-это отсутствие войны.
- Молодцы! Сколько значений одного слова вы назвали! Определим тему нашего урока.
Цель: повторение ранее полученных знаний и навыков, необходимых для приобретения новых знаний
Запись темы: Однозначные и многозначные слова. Слайд № 3
Выведение целей урока. Слайд № 4
-
Познавательная мотивация.
Работа с эпиграфом. Слайд № 5
- Вдумайтесь в смысл этого предложения.
Проблемный вопрос: почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа к уроку?
На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
Цель: подготовка обучающихся к активному, сознательному изучению нового материала.
Расширение целей учителем.
-
Объяснение нового материала. Слайд № 6
-Первичное осознание материала.
Рассмотрим рисунки (иллюстрации на доске). Слайд № 7
1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.
2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).
3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.
Вывод:
многозначное – слова, имеющие
несколько ЛЗ, однозначные – одно.
Слайд № 8
Цель: на этапе первичного осознания материала ввести понятие «многозначные слова»
-Осознание
и осмысление материала. Слайд №
9
Задание: Отгадай
словечко!
1.То, что может работать
хорошо или плохо при решении задачи.
2.То,
что мы называем началом колонны.
3.
Единица счета скота.
4. То, что можно
сложить в неравном бою.
- Общее
между предметами?
Слайд № 10
Вывод: многозначное слово
называет разные предметы, в чём-то
сходные между собой
Цель:
отработка понятия «многозначные
слова» (сходство предметов)
Осознание
и осмысление материала проходит в форме
эвристической беседы.
-
Работа со схемой. Слайд № 11
-
Каково общее значение слова ножка во всех словосочетаниях? Во всех случаях это «опора»: ножка гриба — опора для шляпки, на ножках держится стол, ножками топает ребёнок, да и циркуль и некоторые другие инструменты снабжены ножками, чтобы иметь точку опоры.
-
-Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово?
(В этом нам помогают слова-соседи многозначного слова – контекст)
Слайд №12
-
Вывод: понять значение многозначного слова помогают слова-соседи многозначного слова – контекст
Цель: отработка понятия «многозначные слова» (значение контекста в определении значения многозначного слова)
Осознание и
осмысление учебного материала проходит
в виде работы с Толковым словарём
Фронтальная устная работа
-Как
можно узнать, является ли слово
однозначным или многозначным? (по
Толковому словарю) Слайд № 13
Сообщение дополнительной информации
из
рубрики «Это интересно! Слайд № 14
Цель: повышение
познавательной активности, развитие
интереса к изучению русского языка.
Индивидуальная работа с Толковым словарём. Слайд № 15
- Как значения
многозначного слова помещаются в
словарной статье?
- Найти в школьных
толковых словарях однозначные и
многозначные слова, привести примеры.
Слайд
№ 16
Игла, -ы, мн. иглы, игл, ж.
1. Инструмент для шитья. Швейная игла.
2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы.
3.Обычно во мн. ч .Колючки на теле животных.
Иглы ежа.
Слайд №
17
Вывод: 1
)разные ЛЗ многозначного слова помещаются
в одной и той же словарной статье; 2)
разные ЛЗ многозначного слова
нумеруются подряд.
Цель: развитие умения находить справки в Толковом словаре (расположение значений многозначного слова)
Вывод по
теме урока «Однозначные и многозначные
слова»
Индивидуальная
работа. Создание памятки.
Слайд № 18,19
Памятка
«Однозначные и многозначные слова»
-
В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет.
-
Например, слово … . Оно обозначает резинку для стирания нарисованного или написанного. Только этот предмет называется … . То же самое можно сказать и о словах карандаш, пальто. Такие слова называются … .
-
Слова, которые имеют несколько значений, называются …. . …. слово называет разные предметы, в чём-то … между собой.
-
Значение многозначного слова нам помогают определить …. .
-
Разные лексические значения многозначного слова помещаются …. .
Цель: развитие умения самостоятельно делать выводы, обобщать материал, выявление уровня осознания и осмысления материала
IV. Применение в новой ситуации
Дифференцированная работа Слайд № 20
Форма организации деятельности обучающихся: групповая
1) Выполнение упражнения 329
Задание: найти в словаре 3многозначных слова, составить с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.
Форма проверки выполнения
задания:
- фронтальная
Цель: выявление уровня усвоения материала (на уровне восприятия, понимания, запоминания)
2) Работа с Толковым словарём и карточками.
Задание: найти в Толковом словаре Ожегова С. И. слово «спросить» и рядом с каждым предложением выписать то значение слова, которое оно приобретает в данном контексте.
Форма проверки выполнения задания: самопроверка Слайд № 21
Цель: выявление уровня усвоения знаний (применение в аналогичной и сходной ситуации)
3) Написание мини-сочинение на тему «Для чего необходимо понимать, однозначное или многозначное слово мы используем?»
-
Форма проверки выполнения задания: фронтальная
-
Цель: выявление уровня усвоения знаний (применение в новой ситуации, творческий)
4) Индивидуализированная работа: упр. 330 ( работа у доски)
Задание: распределить слова по двум группам – однозначные и многозначные слова (в случае затруднений обращайтесь к словарю), составить распространённое предложение
Цель: вовлечение в активную, сознательную работу слабоуспевающего обучающегося.
-
Рефлексия Слайд № 22
- Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, разное: «с одного боку – зеленое», а «с другого – румяное». А главное: «Ты умей его, девица, повертывать».
Вывод: нужно уметь владеть словом, так как слово может иметь не одно, а несколько значений, несколько боков и бочков. Оно может быть многозначно.
Цель: осмысление результатов работы, их оценка; возвращение к записанному на доске эпиграфу даёт возможность оценить его соответствие изученной теме и качество предположений обучающихся.
Использование
сигнальных карточек Слайд №
23
Цель: выявить уровень
первичного усвоения и применения
материала
-
Я понял тему урока – розовая карточка.
-
Я понял тему урока частично - зелёная карточка.
-
Я не понял тему урока – синяя карточка
.
-
Домашнее задание. Слайд №24
Чтобы упрочить знания, даю домашнее задание.
-
-П. 65;
-
По выбору:
-
1. упр. 333. Задание: определить лексические значения слова свежий.
-
2.Определите по толковому словарю слово ЯЗЫК - однозначное или многозначное, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке(3-4),запишите в тетрадь, выучите наизусть.
-
Дополнительно: упр. 335. Задание: придумать 2-3 юмористических рисунка с многозначными словами.
-
Оценки за урок.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок русского языка в 5 в классе
Тема: Однозначные и многозначные слова
Подготовил: учитель русского языка и литературы Сумина Светлана Юрьевна
г. Мегион, 2011
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»