В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Неизменяемые приставки

Неизменяемые приставки

Наталья Орлянская
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 5687
Краткое описание
Цели урока:
1.    Образовательная: продолжить формирование  способов умственных действий, орфографической зоркости в процессе повторения и обобщения понятий о приставке.
2.    Развивающая: развивать умение видеть морфемный состав слова, расширять словарный запас учащихся.
3.    Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды работы.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок_на конкурс_Орлянская.doc Скачать

МКОУ «Саргатская основная общеобразовательная школа»

















Неизменяемые приставки

Урок русского языка












Орлянская Наталья Александровна

МКОУ «Саргатская основная общеобразовательная школа»

учитель русского языка и литературы













Саргатское - 2012

Пояснительная записка


Автор: Орлянская Наталья Александровна

Место работы, должность: МКОУ «Саргатская основная общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы

Регион: Омская область

Уровень образования: высшее

Класс: 5

Предмет: русский язык

Цели урока:

  1. Образовательная: продолжить формирование способов умственных действий, орфографической зоркости в процессе повторения и обобщения понятий о приставке.

  2. Развивающая: развивать умение видеть морфемный состав слова, расширять словарный запас учащихся.

  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды работы.

Тип урока: урок закрепления знаний

Используемые учебники и учебные пособия: А.Ю.Купалова «Русский язык. Практика. 5 класс» - М.: Дрофа, 2010 г.

Оборудование: таблица, индивидуальные карточки, карточки самоконтроля

Краткое описание: 

 Задачи урока:

- повторить и обобщить сведения о приставках, оканчивающихся на –з, с, повторить условия выбора согласных з – с на конце приставок; вспомнить о правописании приставок пре- и при-;

- формировать навык написания приставок.



















Ход урока


  1. Организационный момент


Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, которое поможет нам провести урок интересно, плодотворно. Сегодня на уроке каждый из вас будет оценивать самого себя, выставляя отметки в специальные карточки за каждое задание. И в конце урока вы должны будете поставить себе отметку за урок.


  1. Определение темы и цели урока


Учитель: Для того чтобы определить тему урока, вы должны отгадать загадки, а отгадки записать себе в тетрадь.

1) В перевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

2) Он стоит на трёх ногах

Сам чёрный, в чёрных сапогах,

Зубы белые, педаль

Называется…(рояль)

3) Неуклюжий, светло-синий

По кустам развешан …(иней)

4) Что выше леса, краше света,

Без огня горит? (солнце)

5) Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга из далёка

Тебе подарит …(телефон)

6) Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

7) Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

8) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

9) В домик свой скворец вернулся,

И в норе медведь проснулся.

Всюду слышна птичья трель,

Кто же к нам пришёл…(апрель)


III. Закрепление изученного материала


1) Беседа.

Учитель: Вот вы сами и определили тему нашего урока. Составьте слово из первых букв, угаданных вами слов. Какое же слово у вас получилось?

Ученик: Приставка.

Учитель: А что такое приставка?

Ученик: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2) Работа с таблицей.

Учитель: Обратите внимание на таблицу, на которой показаны особенности приставок.


Приставка

  1. часть слова.

  2. Служит для образования новых слов.

  3. Пишется слитно.

  4. Между приставкой и корнем вопрос ставить нельзя.


3) Знакомство с понятием «классификация», работа с памяткой.

Учитель: Я предлагаю выполнить следующее задание: каждому из вас предлагается набор приставок и индивидуальные карточки. На какие группы можно разделить данные приставки? Деление приставок на группы – это классификация. Прежде чем вы ответите на поставленный вопрос, я предлагаю вашему вниманию памятку «Как провести классификацию».


Порядок деятельности при классификации.

  1. Выделить признак для классификации.

  2. Провести классификацию в соответствии с признаками.


4) Распределительный диктант.

Отдать, разбежаться, подавать, распилить, прекрасный, подкрасить, придорожный, бесшумный, надстроить, пригорать, низвергать, прикрепить.

Учитель: Итак, по каким признакам мы разделим приставки?

Ученик: Неизменяемые приставки, приставки на з- и с-, приставки пре- и при.

Учитель: А теперь заполняем карточку предложенными приставками.


Неизменяемые

Приставки на з- и с-

Приставки пре- и при-






Учитель: Что у вас получилось? Прочитайте приставки, которые вы отнесли к первой группе? Ко второй? К третьей?

Ученик: 1) Отдать, подавать, подкрасить, надстроить.

2) Разбежаться, распилить, бесшумный, низвергать.

3) Прикрепить, придорожный, прекрасный, пригорать.

Учитель: Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля. (Приложение 1)

5) Выборочное списывание.

Учитель: Молодцы. Теперь запишите предложение.

Обработчик рыбных отходов побежал к надстройке.

Учитель: Найдите слова с приставками, выделите их.

Ученик: Обработчик, отходов, побежал, надстройке.

Учитель: О какой группе приставок мы будем сегодня говорить?

Ученик: О неизменяемых приставках.

6) Работа с теоретическим материалом.

Учитель: Откройте учебник, найдите приставки, которые пишутся всегда одинаково.

Ученик: Это приставки от-, под-, над-, об-, пред-, в-, с-, до-, пере-.

Учитель: Сформулируйте определение неизменяемых приставок.

Ученик: Неизменяемые приставки- приставки, которые всегда пишутся одинаково.

7) Выборочное письмо.

Учитель: Прочитайте стихотворение Орлова, выпишите из стихотворения слова с приставками, напишите слово, от которого оно образовано (без приставки). Найдите лишние слова.

Опустился тёплый вечер,

Словно голубь с высоты,

На мои большие плечи,

На деревню, на кусты…

Сизо-дымчатый, туманный,

Вечер крыльями накрыл

Лес, реку, людей, поляны…

Ничего не позабыл.

Посмотрел, улечься где бы,

Синий соня, - и уснул,

Всё закрыв дневное небо…

Я сурово вверх взглянул.

А вверху дрожат в бессилье,

Чище самых чистых рос,

На его широких крыльях

Голубые капли звёзд!

(С.Орлов.)

Учитель: Сколько слов с неизменяемыми приставками?

Учитель: Сколько лишних слов?

Ученик: Лишние слова - бессилье, взглянуть.

Учитель: Почему эти слова являются лишними?

Ученик: Это лишние слова, так как приставки в них не являются неизменяемыми, это приставки на з- и с-.

Учитель: Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля.

8) Задания по группам.

Учитель: Прочитайте отрывок М.Ю.Лермонтова. Спишите его, найдите слова, в которых есть приставки и выделите приставки – это задание для 3 группы; выделите приставки, запишите слова, от которых они образованы – задание для 2 группы; выделите приставки, найдите особенные, необычные приставки – задание для 1 группы.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимой,

Засох и увял он от холода, зноя и горя,

И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.

(М.Ю.Лермонтов.)

Учитель: Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самооценки.

9) Беседа по выполненному заданию.

Учитель: Какая приставка отличается от других?

Ученик: Приставка ото-.

Учитель: Что с ней происходит?

Ученик: Произошло чередование о// нуль звука.

Учитель: Есть ли в стихотворении приставки 2 и 3 группы?

Ученик: Нет.

Учитель: О чём говорится в данной строфе?

Ученик: Говорится о листке.

Учитель: А что именно о нём говорится?

Ученик: Он оторвался, укатился, засох, увял, докатился.

Учитель: Какой художественный приём использует М.Ю.Лермонтов в своём стихотворении?

Ученик: Лермонтов использует олицетворение.

Учитель: Для чего М.Ю.Лермонтов использует олицетворение в данном отрывке?

Ученик: Лермонтов использует олицетворение для того, чтобы изобразить неодушевлённый предмет (дубовый листок) как одушевлённый, наделить его свойствами живого существа.

Учитель: Молодцы! Запишите слова, в которых происходит чередование.

Обозначить, обогнать, надорвать, ворваться.

Учитель: Что характерно для этих слов?

Ученик: Для них характерно чередование гласных букв с нулём звука в приставках.

10) Работа со словами.

Учитель: Верно. Но мы должны быть осторожны при выделении приставок в словах. В русском языке есть три слова, в которых буква з похожа на приставку. Написание этих слов нужно запомнить.

Здесь, здание, здоровье.

Учитель: Может ли з в этих словах быть приставкой?

Ученик: Нет, это часть корня.

Учитель: Составьте предложения с этими словами и запишите их.

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.

Учитель: Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля.

11) Творческое задание.

Учитель: А теперь вам нужно добавить приставку с- и образовать новые слова. Это задание по вариантам.


I вариант

Держать

Мыть

Гореть

Делать

бежать

II вариант

Бить

Быть

Терять

Жечь

гореть


Учитель: Проверим, справились ли вы с заданием.

Учитель: Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля.

IV. Итог

Учитель: Скажите, ребята, с какими приставками вы сегодня работали на уроке?

Ученик: Мы работали с неизменяемыми приставками.

Учитель: Что нового вы узнали о неизменяемых приставках? Что для вас было трудным? Какие задания для вас были интересны? Что бы вы ещё хотели узнать о приставках?

V. Оценивание

Учитель: В течение урока вы оценивали свою работу и вносили отметки в специальные карточки. А теперь выведите общую отметку – это и будет ваша отметка за урок

VI. Домашнее задание

§ 53, упражнение 639.



























Приложение 1.


Карточка самоконтроля учащегося.



1

2

3

4

Итоговая отметка

Отметка учащегося







Фамилия, имя, класс учащегося______________________________________________


































Литература


  1. В. В. Бабайцева, М. И. Сергиенко. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. – М.: Дрофа, 2010 г.

  2. В.В. Бабайцева и Л.Д. Беднарская. Сборник заданий по русскому языку. 5 класс. - М.: Дрофа, 2010 г.

  3. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык» (теория 5-9 кл), 2009 г.


урок на конкурс.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос