Неизменяемые приставки
1. Образовательная: продолжить формирование способов умственных действий, орфографической зоркости в процессе повторения и обобщения понятий о приставке.
2. Развивающая: развивать умение видеть морфемный состав слова, расширять словарный запас учащихся.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды работы.
МКОУ «Саргатская основная общеобразовательная школа»
Неизменяемые приставки
Урок русского языка
-
Орлянская Наталья Александровна
МКОУ «Саргатская основная общеобразовательная школа»
учитель русского языка и литературы
Саргатское - 2012
Пояснительная записка
Автор: Орлянская Наталья Александровна
Место работы, должность: МКОУ «Саргатская основная общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы
Регион: Омская область
Уровень образования: высшее
Класс: 5
Предмет: русский язык
Цели урока:
-
Образовательная: продолжить формирование способов умственных действий, орфографической зоркости в процессе повторения и обобщения понятий о приставке.
-
Развивающая: развивать умение видеть морфемный состав слова, расширять словарный запас учащихся.
-
Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды работы.
Тип урока: урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: А.Ю.Купалова «Русский язык. Практика. 5 класс» - М.: Дрофа, 2010 г.
Оборудование: таблица, индивидуальные карточки, карточки самоконтроля
Краткое описание:
Задачи урока:
- повторить и обобщить сведения о приставках, оканчивающихся на –з, с, повторить условия выбора согласных з – с на конце приставок; вспомнить о правописании приставок пре- и при-;
- формировать навык написания приставок.
Ход урока
-
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, которое поможет нам провести урок интересно, плодотворно. Сегодня на уроке каждый из вас будет оценивать самого себя, выставляя отметки в специальные карточки за каждое задание. И в конце урока вы должны будете поставить себе отметку за урок.
-
Определение темы и цели урока
Учитель: Для того чтобы определить тему урока, вы должны отгадать загадки, а отгадки записать себе в тетрадь.
1) В перевалку шёл со льдин
К нам на утренник … (пингвин)
2) Он стоит на трёх ногах
Сам чёрный, в чёрных сапогах,
Зубы белые, педаль
Называется…(рояль)
3) Неуклюжий, светло-синий
По кустам развешан …(иней)
4) Что выше леса, краше света,
Без огня горит? (солнце)
5) Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвётся звон,
И голос друга из далёка
Тебе подарит …(телефон)
6) Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
7) Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
8) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
9) В домик свой скворец вернулся,
И в норе медведь проснулся.
Всюду слышна птичья трель,
Кто же к нам пришёл…(апрель)
III. Закрепление изученного материала
1) Беседа.
Учитель: Вот вы сами и определили тему нашего урока. Составьте слово из первых букв, угаданных вами слов. Какое же слово у вас получилось?
Ученик: Приставка.
Учитель: А что такое приставка?
Ученик: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2) Работа с таблицей.
Учитель: Обратите внимание на таблицу, на которой показаны особенности приставок.
Приставка
|
3) Знакомство с понятием «классификация», работа с памяткой.
Учитель: Я предлагаю выполнить следующее задание: каждому из вас предлагается набор приставок и индивидуальные карточки. На какие группы можно разделить данные приставки? Деление приставок на группы – это классификация. Прежде чем вы ответите на поставленный вопрос, я предлагаю вашему вниманию памятку «Как провести классификацию».
Порядок деятельности при классификации.
|
4) Распределительный диктант.
Отдать, разбежаться, подавать, распилить, прекрасный, подкрасить, придорожный, бесшумный, надстроить, пригорать, низвергать, прикрепить.
Учитель: Итак, по каким признакам мы разделим приставки?
Ученик: Неизменяемые приставки, приставки на з- и с-, приставки пре- и при.
Учитель: А теперь заполняем карточку предложенными приставками.
Неизменяемые |
Приставки на з- и с- |
Приставки пре- и при- |
|
|
|
Учитель: Что у вас получилось? Прочитайте приставки, которые вы отнесли к первой группе? Ко второй? К третьей?
Ученик: 1) Отдать, подавать, подкрасить, надстроить.
2) Разбежаться, распилить, бесшумный, низвергать.
3) Прикрепить, придорожный, прекрасный, пригорать.
Учитель: Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля. (Приложение 1)
5) Выборочное списывание.
Учитель: Молодцы. Теперь запишите предложение.
Обработчик рыбных отходов побежал к надстройке.
Учитель: Найдите слова с приставками, выделите их.
Ученик: Обработчик, отходов, побежал, надстройке.
Учитель: О какой группе приставок мы будем сегодня говорить?
Ученик: О неизменяемых приставках.
6) Работа с теоретическим материалом.
Учитель: Откройте учебник, найдите приставки, которые пишутся всегда одинаково.
Ученик: Это приставки от-, под-, над-, об-, пред-, в-, с-, до-, пере-.
Учитель: Сформулируйте определение неизменяемых приставок.
Ученик: Неизменяемые приставки- приставки, которые всегда пишутся одинаково.
7) Выборочное письмо.
Учитель: Прочитайте стихотворение Орлова, выпишите из стихотворения слова с приставками, напишите слово, от которого оно образовано (без приставки). Найдите лишние слова.
Опустился тёплый вечер,
Словно голубь с высоты,
На мои большие плечи,
На деревню, на кусты…
Сизо-дымчатый, туманный,
Вечер крыльями накрыл
Лес, реку, людей, поляны…
Ничего не позабыл.
Посмотрел, улечься где бы,
Синий соня, - и уснул,
Всё закрыв дневное небо…
Я сурово вверх взглянул.
А вверху дрожат в бессилье,
Чище самых чистых рос,
На его широких крыльях
Голубые капли звёзд!
(С.Орлов.)
Учитель: Сколько слов с неизменяемыми приставками?
Учитель: Сколько лишних слов?
Ученик: Лишние слова - бессилье, взглянуть.
Учитель: Почему эти слова являются лишними?
Ученик: Это лишние слова, так как приставки в них не являются неизменяемыми, это приставки на з- и с-.
Учитель: Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля.
8) Задания по группам.
Учитель: Прочитайте отрывок М.Ю.Лермонтова. Спишите его, найдите слова, в которых есть приставки и выделите приставки – это задание для 3 группы; выделите приставки, запишите слова, от которых они образованы – задание для 2 группы; выделите приставки, найдите особенные, необычные приставки – задание для 1 группы.
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимой,
Засох и увял он от холода, зноя и горя,
И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.
(М.Ю.Лермонтов.)
Учитель: Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самооценки.
9) Беседа по выполненному заданию.
Учитель: Какая приставка отличается от других?
Ученик: Приставка ото-.
Учитель: Что с ней происходит?
Ученик: Произошло чередование о// нуль звука.
Учитель: Есть ли в стихотворении приставки 2 и 3 группы?
Ученик: Нет.
Учитель: О чём говорится в данной строфе?
Ученик: Говорится о листке.
Учитель: А что именно о нём говорится?
Ученик: Он оторвался, укатился, засох, увял, докатился.
Учитель: Какой художественный приём использует М.Ю.Лермонтов в своём стихотворении?
Ученик: Лермонтов использует олицетворение.
Учитель: Для чего М.Ю.Лермонтов использует олицетворение в данном отрывке?
Ученик: Лермонтов использует олицетворение для того, чтобы изобразить неодушевлённый предмет (дубовый листок) как одушевлённый, наделить его свойствами живого существа.
Учитель: Молодцы! Запишите слова, в которых происходит чередование.
Обозначить, обогнать, надорвать, ворваться.
Учитель: Что характерно для этих слов?
Ученик: Для них характерно чередование гласных букв с нулём звука в приставках.
10) Работа со словами.
Учитель: Верно. Но мы должны быть осторожны при выделении приставок в словах. В русском языке есть три слова, в которых буква з похожа на приставку. Написание этих слов нужно запомнить.
Здесь, здание, здоровье.
Учитель: Может ли з в этих словах быть приставкой?
Ученик: Нет, это часть корня.
Учитель: Составьте предложения с этими словами и запишите их.
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.
Учитель: Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля.
11) Творческое задание.
Учитель: А теперь вам нужно добавить приставку с- и образовать новые слова. Это задание по вариантам.
-
I вариант
Держать
Мыть
Гореть
Делать
бежать
II вариант
Бить
Быть
Терять
Жечь
гореть
Учитель: Проверим, справились ли вы с заданием.
Учитель: Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля.
IV. Итог
Учитель: Скажите, ребята, с какими приставками вы сегодня работали на уроке?
Ученик: Мы работали с неизменяемыми приставками.
Учитель: Что нового вы узнали о неизменяемых приставках? Что для вас было трудным? Какие задания для вас были интересны? Что бы вы ещё хотели узнать о приставках?
V. Оценивание
Учитель: В течение урока вы оценивали свою работу и вносили отметки в специальные карточки. А теперь выведите общую отметку – это и будет ваша отметка за урок
VI. Домашнее задание
§ 53, упражнение 639.
Приложение 1.
Карточка самоконтроля учащегося.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Итоговая отметка |
Отметка учащегося |
|
|
|
|
|
Фамилия, имя, класс учащегося______________________________________________ |
Литература
-
В. В. Бабайцева, М. И. Сергиенко. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. – М.: Дрофа, 2010 г.
-
В.В. Бабайцева и Л.Д. Беднарская. Сборник заданий по русскому языку. 5 класс. - М.: Дрофа, 2010 г.
-
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык» (теория 5-9 кл), 2009 г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»