В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок географии "Религии древнейших цивилизаций Америки" (10 класс)

Урок географии "Религии древнейших цивилизаций Америки" (10 класс)

Элеонора Понкратова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 5692
Краткое описание
Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через изучение истории религии древних цивилизаций Америки, развитие исследовательско-познавательских навыков через коммуникативное общение и индивидуальную работу.
Описание
«Религии древнейших цивилизаций Америки (майя, ацтеков, инков, чибча-муисков, индейцев Северной Америки)» Образовательная программа «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс
Ю. Н. Гладкий, В. В. Лавров « География10-11 класс», Москва Полярная Звезда, « Просвещение», 2010г. « География культур, религий, цивилизаций» Понкратова Элеонора Викторовна

Тема: «Религии древнейших цивилизаций Америки (майя, ацтеков, инков, чибча-муисков, индейцев Северной Америки)»

Цель: приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через изучение истории религии древних цивилизаций Америки, развитие исследовательско-познавательских навыков через коммуникативное общение и индивидуальную работу. Задачи: Образовательная: исследовать роль религии древнейших цивилизаций Америки (майя, ацтеков, инков, чибча-муисков, индейцев Северной Америки) как одного из структурообразующих элементов культуры народов американского континента; выяснить причины их исчезновения и как они повлияли на формирование культуры современного населения континента Развивающая: развитие интеллектуальных способностей детей; расширение общего и культурного кругозора, эстетического восприятия окружающего мира; развитие внимания, памяти, восприятия, фантазии, воображения и образного мышления; развитие коммуникативного взаимодействия и рефлексивных умений и действий Воспитательная: воспитание в детях системы моральных ценностей, способствующих развитию взаимопонимания, толерантности; воспитание самостоятельной творческой личности; воспитывать любовь к людям, традициям, обычаям и религиозному выбору; Форма проведения: познавательный марафон ( 2 занятия) Карта занятия:
1блок
1.Вступительное слово педагога.
а) Диагностика обучающихся на предмет качества воспитанности
2.Обсуждение обучающимися вопросов возникновения и распространения Религии древнейших цивилизаций Америки
3.Выводы обучающихся с последующим конспектированием.
10-14 мин.
2 блок
Часть А 1.Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.
2.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Майя ( выступление группы детей) .
3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Майя
4. Расшифровка загадки строений Майя, в чем их символичность.
5.Закрепление знаний через работу над ошибками.
Часть–Б
1. Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.
2.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Ацтеков ( выступление группы детей) .
3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Ацтеков
4. Составление схемы пантеона богов ацтеков
5. Закрепление знаний о храмовом искусстве ацтеков (индивидуальная работа «фоторепортаж о храмовом искусстве ацтеков»)

Часть – В
1.Объяснение нового материала педагогом в сотворчестве с обучающимися по вопросам географического ареала распространения очагов религиозного мировоззрения Инков.
2.Работа с атласом и контурной картой, целью которой является запоминание географического рисунка распространения религии инков и стран, к ним относящихся.
3.Закрепление знаний о религиозных праздниках инков (индивидуальная работа обучающихся, монологический рассказ)
4. Работа в группах (написание мини сценария праздника инков с возможной инсценировкой)

Часть – Г
1. Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.
2.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Чибча-Муисков .
( выступление группы детей) .
3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Чибча-Муисков.
4. Выяснение религиозного процесса обожествления жрецов и характеристика жрецов чмбча-муисков ( индивидуальная работа обучающегося)
5.Закрепление знаний через работу над ошибками.
Часть – Д
1.Творческо-коммуникативная работа обучающихся на тему «Загадка острова Пасхи» (создание мультимедио презентации из заранее подготовленного материалов членами коллектива)
2. Просмотр видеофрагментов на тему «Остров Пасхи» (индивидуальная работа обучающегося)
3. Нанесения на контурную карту о. Пасхи.
60-70 мин.
3 блок 1) Индивидуальные задания для обучающихся с различным уровнем мотивации:
· Составление опросника по пройденной теме
· Подготовка выставки иллюстративных работ
· Составление теста
· Составление сканворда или кроссворда
3-6 мин.
4 блок 1) Закрепление и обобщение знаний по теме занятия через выполнение аналитических заданий (по выбору педагога)
2) Основные выводы занятия через анализ выступлений, практических заданий и групповой работы. Коррекция знаний по данной теме.
10-15 мин.

Методы и методические приемы: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, рассказ; коллективная, индивидуальная групповая, дифференцированная.
Оборудование: ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; Дополнительные источники информации, заготовки обучающихся, выступления, презентации, видеофрагменты, географическая карта мира, карта Американского континента, чистые листы, цветные карандаши, контурные карты, Межпредметная связь:
История: колониальное прошлое народов Южной Америки
Мировая художественная культура: Древние цивилизации Америки( культура народов)
География: районы распространения Древних цивилизаций Америки, их численность
Глоссарий:


Иерархия, ипостаси, вера, жертва, жертвоприношение, гадание, идолы, молитва, алтарь, религиозный календарь, грех, культ, вакханалия, жезл, бог, дьявол, загробный мир, лама- священное животное, благодать, бальзамирование, дух, крест, космос; копал (ладан смолы), палик (церемониальное мясо); племена — майя, киче, какчикело, тсентало, дакандоне, ица; повелители небес (Ошлахун-Ти-Ку); владыка подземного мира (Болон Ти-Ку); чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба); Творец — Великий Отец (Кукумай), но и Создательница — Великая Мать (Тепеу); Бог Солнца Суэ и его супруга — богиня Луны Чиа — особо почитались у муисков; священного озера Гуатавита; бог Чиминигагуа, запустивший однажды огромное количество птиц с большими крыльями, которые, облетев весь мир, повсюду выпускали из клювов лучи света, так земля обрела рассвет; Инти Райми – праздник почитания бога Солнца у инков; пача – вселенная, ханан пача- высший мир, уку пача- внутренний мир, хуРин пача – царство умерших; праздник связи времён назывался у ацтеков Тохиумолпилъя; Тлалок, Тласотльтеотлъ — богиня земли, плодородия, очистительница от грехов; Коатликуэ (Владычица в одежде из змей) и некоторые другие. В следующую входят три самых почитаемых, главных бога: Уицилопочтли — бог Солнца, неба, войны и охоты, Тескатлипока и Кецалькоатль; Тонатиу — бога Солнца, Мецтли — бога Луны, Мишкоатля — бога туч и звёзд и др. Следующая объединяет богов смерти и преисподней — Миктлантекутли, его супругу Миктлансиуатль и др; бог — покровитель торговцев Иакатекутли; боги-творцы — Тлоке Науаке, Омешекутли с супругой Омесиуатлъ, Тонкатекутли и его супругу Тонакасиуатль и т.д.
Ход открытого занятия I. Организационный момент
1 блок
а) Диагностика обучающихся на предмет качества воспитанности (Смотри Приложение №1)
В науке существует несколько гипотез заселения материка. Южная Америка – родина древних цивилизаций. Первыми, кто возвёл на американской земле величественные дворцы и храмы, создал сложную и удивительную культуру, были не ацтеки, не инки, и не майя. Более 3 тыс. лет назад на территории Мексики процветали города ольмеков. Они, по предположениям учёных, и являются предками первых майя. Почти 2тыс. лет назад майя изобрели иероглифическую письменность, они известны как замечательные астрономы. Первые люди попали в Анды через Панамский перешеек, земледелия они не знали, поэтому они в основном занимались собирательством, охотой и рыболовством. Спустя много лет они окультурили дикую кукурузу, начали изготовлять посуду, одомашнили гуанако – близких родственников верблюдов. Задолго до появления знаменитой империи инков на склонах перуанских Анд существовали могучие государства – Чавин, Паракас, Мочика. Центр государства Чавин находился в 462 км от Лимы на высоте 3180 м над уровнем моря. Путь развития инков можно проследить только с 1438 года. До испанского завоевания правитель инков Пачакутек превратил своё государство в огромную могущественную империю, которая простиралась на 5000 км от юга современной Колумбии до севера Чили и Аргентины. Свою страну они называли Тауантинсуйа (Четыре стороны света), полагая что все ещё не завоёванные земли со временем подчинятся им. Эти территории постоянно захватывались европейцами. Индейцы оказывали испанским и португальским завоевателям отчаянное сопротивление, но были побеждены и подвергнуты безжалостному уничтожению. Коренное население до настоящего времени сохранилось только в самых труднодоступных районах материка – в амазонской сельве (народы бороро, гуахибо, ботокуды), на севере Тихоокеанских экваториальных лесов ( чоко, эмбера) и в горных “медвежьих углах” (мотилоны, араваки, яганы). Конкистадоры во главе с Франсиско Писарро за 10 лет полностью овладела Центральными Андами, заставив индейцев работать на себя. Почти вся Южная Америка была разделена между Испанией и Португалией. По Тордесильясскому договору 1494 г. к Португалии отошла только северо- восточная оконечность Южной Америки, а к Испании — все остальные земли. Местный народ вёл освободительную борьбу против колониальной зависимости. Симон Боливар возглавил армию повстанцев и освободил Венесуэлу, Перу и др. страны от испанских колонизаторов. Поэтому одна из освобождённых территорий была названа Боливией. В настоящее время в Южной Америке живут представители всех трёх рас человечества. Среди населения материка шло смешение рас, языков, традиций, нравов. Состав населения приобрёл чрезвычайную сложность. Религиозные верования древних цивилизаций Америки представляют чрезвычайный интерес во всем мире. На сегодняшнем занятии нам предстоит ответить на многие вопросы: какие народы проживали в Америке, сколько их насчитывалось, какие территории они заселяли, особенности их религии и культуры, выяснить причины их исчезновения???
Формулировка целей занятия совместно с обучающимися.
Аналитика особенностей заселения территории Америки и как она повлияла на древние цивилизации (начало поиска решения проблемного вопроса)
II. Основная часть
2 блок
Часть А
1.Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.
Слово педагога.
Город-государство майя.
Царство индейского народа майя, объединяющего большое количество разных племен, занимало огромную территорию, превышающую 300 тыс. квадратных километров. Уже около 1000 г. до н. э. майя населяли полуостров Юкатан, часть нынешней Мексики, а также территорию Гватемалы и Гондураса. Природа этой части американского континента отличается большим разнообразием. На юге тянуться горные цепи, образованные существовавшими здесь когда-то вулканами. Во многих местах склоны гор прорезаны глубокими ущельями. К северу и востоку от них располагается низменность, покрытая тропическими лесами. Первые племена майя занимались земледелием. Они выжигали участки тропического леса и сеяли на освободившейся земле кукурузу, бобы, томаты, тыкву, зеленый перец, хлопчатник и какао, зерна которого стали потом использовать в качестве денег. Поселения майя располагались обычно около водоемов, а возделываемые поля в нескольких днях пути от них. Важную роль в хозяйстве майя играла охота на оленей и диких индюков, пчеловодство, рыбная ловля. Во главе племен стояли военная знать и жрецы. Археологи нашли в местах древних поселений майя многочисленные статуэтки, посвященные богине плодородия, которой поклонялись племена индейцев. Постепенно эти поселения превратились в города, в которых были возведены огромные каменные сооружения — храмы, дворцы, стадионы. Крупные и сильные города подчиняли своей власти соседние. Так образовались города-государства майя. В период расцвета их государств численность индейцев майя достигала 10-20 млн. человек, а в самых больших городах – Тикаль, Паленке, Ушмаль, Чичен-Ица насчитывалось около 50 тысяч жителей в каждом. Города-государства торговали между собой. Купцы вели свои караваны по специально проведенным дорогам или перевозили товары на легких лодках – каноэ. Время от времени города-государства майя вели друг с другом жестокие и кровопролитные войны. Расцвет городов майя к 8 веку сменился упадком. Продолжительные междоусобные войны ослабили мощные государства, которые стали затем легкой добычей европейцев. (Теория) 2.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Майя ( выступление группы детей). (Смотри Приложение №2) Практическая часть
3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Майя. (Смотри Приложение №3) Практическая часть

4. Расшифровка загадки строений Майя, в чем их символичность ( беседа с элементами дискуссии)
5.Закрепление знаний через работу над ошибками ( рефлексия)

Часть Б

1.Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.
Слово педагога.
Империя ацтеков
Другим могущественным и воинственным индейским народом были ацтеки. Согласно легендам, их предки некогда жили на острове Астлан, что означало «место, где живут цапли». От названия острова произошло и название этого племени. Затем ацтекам пришлось покинуть свою родину, и после долгих скитаний они поселились на берегах озера Тескоко в долине Мехико. Там они занялись земледелием. Ацтеки научились осушать болота с помощью системы каналов. Затем они стали создавать искусственные островки — «плавающие сады», на которых выращивали различные культуры. Ацтеки сеяли кукурузу, бобы, кабачки, томаты, зеленый и красный перец, хлопчатник. Из сока агавы они изготавливали опьяняющий напиток «пульке». Также как и другие индейские народы, ацтеки поклонялись Солнцу. Вскоре территория владений ацтеков распространилась далеко за предел долины Мехико. Образовавшаяся в 14 в. империя ацтеков к 16 веку простиралась от Мексиканского залива до Тихого океана. С подвластных земель ацтеки взимали дань. Во главе государства стоял вождь До сих пор в Латинской Америке крупных политиков и богатых людей, обладающих большой властью, называют касиками. К началу 16 века главный город государства ацтеков Теночтитлан, основанный около 1325 г., насчитывал 100 тысяч жителей. Он был построен на острове, поэтому улицами там служили каналы, вдоль которых проходили узкие пешеходные дорожки. С берегом город был соединен многочисленными дамбами и мостами. Так же, как и в других городах ацтеков, в центре Теночтитлана располагалась главная площадь. На ней возвышался храм бога Солнца Уицилопочтли и бога дождя и грома Тлалока. Питьевая вода подавалась в город с помощью системы специальных колодцев. Город вызывал изумление европейцев, прибывших сюда в 16 в. Одной из самых трагических страниц истории стало завоевание испанцами Царства ацтеков. К 1521 г. города индейцев были разрушены, а большая часть населения истреблена.(Теория)
2.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Ацтеков ( выступление группы детей) .(Смотри Приложение №4) Практическая часть

3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Ацтеков (Воспользуйся Приложением №3) Практическая часть
4. Составление схемы пантеона богов ацтеков. Практическая часть
5. Закрепление знаний о храмовом искусстве ацтеков (индивидуальная работа «фоторепортаж о храмовом искусстве ацтеков»)Практическая часть

Часть В
1.Объяснение нового материала педагогом в сотворчестве с обучающимися по вопросам географического ареала распространения очагов религиозного мировоззрения Инков.
Слово педагога.
Царство инков
Корме городов майя и империи ацтеков в Америке существовало еще одно могущественное индейское государство. В 1526 г. матросы одного испанского судна, достигшего американского континента, встретили индейских торговцев, которые плыли на деревянном плоту под парусами из прочной хлопковой ткани. Действительно, европейцы тогда увидели жителей одного из самых богатых индейских государств – Царства инков. В 12 веке племя инков, жившее в предгорьях Анд в долине Куско на территории Перу, стало подчинять себе соседние племена. Затем инки возглавили союз племен, с помощью которого завоевали огромные территории. В 15 в. Царство Инков простиралось с севера на юг почти на 5000 километров. Это государство называлась «Туантинсуйу», что означало «четыре стороны света, соединенные между собой». Города и селения инков были соединены между собой мощеными дорогами с подвесными мостами. Гонцы доставляли в разные концы огромного царства важные известия и сведенья. Защищала государство самая сильная и многочисленная в Южной Америке армия, в которой в течение пяти лет был обязан служить каждый житель ТуантинсУйу. Правителем державы инков был вождь, которого считали потомком бога Солнца и называли «Сапа инка», или «Верховный инка». Его власть была неограниченной. Главным городом державы инков был город Куско. Здесь находился дворец Верховного инки. В центре города располагался храм самого почитаемого бога Солнца, сыновьями которого инки считали себя. Народы царства инков обладали самой совершенной техникой обработки металлов. Несмотря на то, что инструментами ремесленников инков были только гладкие крепкие камни, молоток и игла, их изделия во многом превосходили европейские ювелирные украшения. Инки создали и свое особенное письмо – кипу, что на языке индейцев означает «узел». На шнурках разного цвета и длины они завязывали определенное количество узелков. Царству инков также не удалось избежать печальной участи других индейских государств. После 1532 года держава инков была захвачена испанцами. (Теория)
2.Работа с атласом и контурной картой, целью которой является запоминание географического рисунка распространения религии инков и стран, к ним относящихся. (Воспользуйся Приложением №3) Практическая часть

3.Закрепление знаний о религиозных праздниках инков (индивидуальная работа обучающихся, монологический рассказ)(Смотри Приложение №5) Практическая часть

4. Работа в группах (написание мини сценария праздника инков с возможной инсценировкой)Практическая часть

Часть Г
1-2. Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Чибча-Муисков ( выступление группы детей) .(Смотри Приложение №6) Практическая часть

3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Чибча-Муисков. (Воспользуйся Приложением №3) Практическая часть
4. Выяснение религиозного процесса обожествления жрецов и характеристика жрецов чмбча-муисков ( индивидуальная работа обучающегося)Практическая часть (составление схемы ритуала + описание жрецов использование домашних заготовок)

5.Закрепление знаний через работу над ошибками(рефлексия)

Часть Д
1.Творческо-коммуникативная работа обучающихся на тему «Загадка острова Пасхи» (создание мультимедио презентации из заранее подготовленного материалов членами коллектива) .(Смотри Приложение №7) Практическая часть

2. Просмотр видеофрагментов на тему «Остров Пасхи» (индивидуальная работа обучающегося)(Смотри Приложение №7) Практическая часть

3. Нанесения на контурную карту о. Пасхи.(Воспользуйся Приложением №3) Практическая часть

3 блок

Индивидуальные задания для обучающихся с различным уровнем мотивации:
· Составление опросника по пройденной теме
· Подготовка выставки иллюстративных работ
· Составление теста
· Составление сканворда или кроссворда

III. Подведение итогов
4 блок

1) Закрепление и обобщение знаний по теме занятия через выполнение аналитических заданий (по выбору педагога)
2) Основные выводы занятия через анализ выступлений, практических заданий и групповой работы. Коррекция знаний по данной теме. (рефлексия индивидуальных выступлений, групповых заданий, коллективного продукта- презентации)

Литература:
1. Горелов А.А. История мировых религий: Учеб. пособие. М., Флинта: МПСИ, 2005.
2. Религии мира. Энциклопедия для детей в 2-х т. М., Аванта+, 1996.
3. Леонидов Ф. Введение в вероучения народов мира. М., 2005.
4. Лобазова О.Ф. Религоведение. Учебник. 3-е изд. М., «Дашков и К», 2004.
5. Лучшие рефераты по религиоведению. / Сост. Н.В.Коваленко. Серия «Банк Рефератов». Ростов-н-Д, Феникс, 2001.
6. Мень А., прот. История религий: В 7 т. М., Слово, 1997.
7. Мифологический словарь / Гл.ред. Е.М. Мелетинский. М., Сов. энциклопедия, 1990.
8. Мифологический словарь: Кн. для учителя / М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган, М.Б.Рабинович, Б.П.Селецкий. 4-е изд., испр. и перераб. М., Просвещение 1985.
9. http://en.wikipedia.org/wiki/Maya_civilization
10. http://relig.info/article/ostrov-paskhi
11. http://www.angelfire.com/ca/humanorigins/
12. http://en.wikipedia.org/wiki/Aztec

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Религии древнейших цивилизаций Америки. вариант для МЦ Баранова.doc Скачать

«Религии древнейших цивилизаций Америки (майя, ацтеков, инков, чибча-муисков, индейцев Северной Америки)» Образовательная программа «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Ю. Н. Гладкий, В. В. Лавров « География10-11 класс», Москва, Полярная Звезда, « Просвещение», 2010г. « География культур, религий , цивилизаций»

Понкратова Элеонора Викторовна

Тема: «Религии древнейших цивилизаций Америки (майя, ацтеков, инков, чибча-муисков, индейцев Северной Америки)»


Цель: приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через изучение истории религии древних цивилизаций Америки, развитие исследовательско-познавательских навыков через коммуникативное общение и индивидуальную работу.

Задачи:

Образовательная:

  • исследовать роль религии древнейших цивилизаций Америки (майя, ацтеков, инков, чибча-муисков, индейцев Северной Америки) как одного из структурообразующих элементов культуры народов американского континента;

  • выяснить причины их исчезновения и как они повлияли на формирование культуры современного населения континента

Развивающая:

  • развитие интеллектуальных способностей детей;

  • расширение общего и культурного кругозора, эстетического восприятия окружающего мира;

  • развитие внимания, памяти, восприятия, фантазии, воображения и образного мышления;

  • развитие коммуникативного взаимодействия и рефлексивных умений и действий

Воспитательная:

  • воспитание в детях системы моральных ценностей, способствующих развитию взаимопонимания, толерантности;

  • воспитание самостоятельной творческой личности;

  • воспитывать любовь к людям, традициям, обычаям и религиозному выбору;


Форма проведения:

познавательный марафон ( 2 занятия)

Карта занятия:

1блок

1.Вступительное слово педагога.

а) Диагностика обучающихся на предмет качества воспитанности

2.Обсуждение обучающимися вопросов возникновения и распространения Религии древнейших цивилизаций Америки

3.Выводы обучающихся с последующим конспектированием.


10-14 мин.




2 блок

Часть А

1.Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.

2.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Майя ( выступление группы детей) .

3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Майя

4. Расшифровка загадки строений Майя, в чем их символичность.

5.Закрепление знаний через работу над ошибками.

Часть–Б

1. Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.

2.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Ацтеков ( выступление группы детей) .

3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Ацтеков

4. Составление схемы пантеона богов ацтеков

5. Закрепление знаний о храмовом искусстве ацтеков (индивидуальная работа «фоторепортаж о храмовом искусстве ацтеков»)


Часть – В

1.Объяснение нового материала педагогом в сотворчестве с обучающимися по вопросам географического ареала распространения очагов религиозного мировоззрения Инков.

2.Работа с атласом и контурной картой, целью которой является запоминание географического рисунка распространения религии инков и стран, к ним относящихся.

3.Закрепление знаний о религиозных праздниках инков (индивидуальная работа обучающихся, монологический рассказ)

4. Работа в группах (написание мини сценария праздника инков с возможной инсценировкой)


Часть – Г

1. Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.

2.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Чибча-Муисков .

( выступление группы детей) .

3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Чибча-Муисков.

4. Выяснение религиозного процесса обожествления жрецов и характеристика жрецов чмбча-муисков ( индивидуальная работа обучающегося)

5.Закрепление знаний через работу над ошибками.

Часть – Д

1.Творческо-коммуникативная работа обучающихся на тему «Загадка острова Пасхи» (создание мультимедио презентации из заранее подготовленного материалов членами коллектива)

2. Просмотр видеофрагментов на тему «Остров Пасхи» (индивидуальная работа обучающегося)

3. Нанесения на контурную карту о. Пасхи.




60-70 мин.

  1. блок

  1. Индивидуальные задания для обучающихся с различным уровнем мотивации:

  • Составление опросника по пройденной теме

  • Подготовка выставки иллюстративных работ

  • Составление теста

  • Составление сканворда или кроссворда

3-6 мин.

4 блок

  1. Закрепление и обобщение знаний по теме занятия через выполнение аналитических заданий (по выбору педагога)

  2. Основные выводы занятия через анализ выступлений, практических заданий и групповой работы. Коррекция знаний по данной теме.

10-15 мин.

Методы и методические приемы:

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, рассказ; коллективная, индивидуальная групповая, дифференцированная.

Оборудование: ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; Дополнительные источники информации, заготовки обучающихся, выступления, презентации, видеофрагменты, географическая карта мира, карта Американского континента, чистые листы, цветные карандаши , контурные карты,


Межпредметная связь:

История: колониальное прошлое народов Южной   Америки

Мировая художественная культура: Древние цивилизации Америки( культура народов)

География: районы распространения Древних цивилизаций Америки, их численность

Глоссарий:


Иерархия, ипостаси, вера, жертва, жертвоприношение, гадание, идолы, молитва, алтарь, религиозный календарь, грех, культ, вакханалия, жезл, бог, дьявол, загробный мир, лама- священное животное, благодать, бальзамирование, дух, крест, космос; копал (ладан смолы), палик (церемониальное мясо); племена - майя, киче, какчикело, тсентало, дакандоне, ица; повелители небес (Ошлахун-Ти-Ку); владыка подземного мира (Болон Ти-Ку); чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба); Творец — Великий Отец (Кукумай), но и Создательница — Великая Мать (Тепеу); Бог Солнца Суэ и его супруга — богиня Луны Чиа — особо почитались у муисков; священного озера Гуатавита; бог Чиминигагуа, запустивший однажды огромное количество птиц с большими крыльями, которые, облетев весь мир, повсюду выпускали из клювов лучи света,так земля обрела рассвет; Инти Райми – праздник почитания бога Солнца у инков; пача – вселенная, ханан пача- высший мир, уку пача- внутренний мир, хуРин пача – царство умерших; праздник связи времён назывался у ацтеков Тохиумолпилъя; Тлалок, Тласотльтеотлъ — богиня земли, плодородия, очистительница от грехов; Коатликуэ (Владычица в одежде из змей) и некоторые другие. В следующую входят три самых почитаемых, главных бога: Уицилопочтли — бог Солнца, неба, войны и охоты, Тескатлипока и Кецалькоатль; Тонатиу — бога Солнца, Мецтли — бога Луны, Мишкоатля — бога туч и звёзд и др. Следующая объединяет богов смерти и преисподней — Миктлантекутли, его супругу Миктлансиуатль и др; бог — покровитель торговцев Иакатекутли; боги-творцы — Тлоке Науаке, Омешекутли с супругой Омесиуатлъ, Тонкатекутли и его супругу   Тонакасиуатль и т.д.

Ход открытого занятия


  1. Организационный момент

1 блок

а) Диагностика обучающихся на предмет качества воспитанности (Смотри Приложение №1)

В науке существует несколько гипотез заселения материка. Южная Америка – родина древних цивилизаций. Первыми , кто возвёл на американской земле величественные дворцы и храмы, создал сложную и удивительную культуру, были не ацтеки, не инки, и не майя. Более 3 тыс. лет назад на территории Мексики процветали города ольмеков. Они, по предположениям учёных, и являются предками первых майя. Почти 2тыс. лет назад майя изобрели иероглифическую письменность, они известны как замечательные астрономы. Первые люди попали в Анды через Панамский перешеек, земледелия они не знали, поэтому они в основном занимались собирательством, охотой и рыболовством. Спустя много лет они окультурили дикую кукурузу, начали изготовлять посуду, одомашнили гуанако – близких родственников верблюдов. Задолго до появления знаменитой империи инков на склонах перуанских Анд существовали могучие государства – Чавин, Паракас, Мочика. Центр государства Чавин находился в 462 км от Лимы на высоте 3180 м над уровнем моря. Путь развития инков можно проследить только с 1438 года. До испанского завоевания правитель инков Пачакутек превратил своё государство в огромную могущественную империю, которая простиралась на 5000 км от юга современной Колумбии до севера Чили и Аргентины. Свою страну они называли Тауантинсуйа (Четыре стороны света), полагая что все ещё не завоёванные земли со временем подчинятся им. Эти территории постоянно захватывались европейцами. Индейцы оказывали испанским и португальским завоевателям отчаянное сопротивление, но были побеждены и подвергнуты безжалостному уничтожению. Коренное население до настоящего времени сохранилось только в самых труднодоступных районах материка – в амазонской сельве (народы бороро, гуахибо, ботокуды), на севере Тихоокеанских экваториальных лесов ( чоко, эмбера) и в горных “медвежьих углах” (мотилоны, араваки, яганы). Конкистадоры во главе с Франсиско Писарро за 10 лет полностью овладела Центральными Андами, заставив индейцев работать на себя. Почти вся Южная Америка была разделена между Испанией и Португалией. По Тордесильясскому договору 1494 г. к Португалии отошла только северо- восточная оконечность Южной Америки, а к Испании - все остальные земли. Местный народ вёл освободительную борьбу против колониальной зависимости. Симон Боливар возглавил армию повстанцев и освободил Венесуэлу, Перу и др. страны от испанских колонизаторов. Поэтому одна из освобождённых территорий была названа Боливией. В настоящее время в Южной Америке живут представители всех трёх рас человечества. Среди населения материка шло смешение рас, языков, традиций, нравов. Состав населения приобрёл чрезвычайную сложность. Религиозные верования древних цивилизаций Америки представляют чрезвычайный интерес во всем мире. На сегодняшнем занятии нам предстоит ответить на многие вопросы: какие народы проживали в Америке, сколько их насчитывалось, какие территории они заселяли, особенности их религии и культуры, выяснить причины их исчезновения???

Формулировка целей занятия совместно с обучающимися.

Аналитика особенностей заселения территории Америки и как она повлияла на древние цивилизации (начало поиска решения проблемного вопроса)

  1. Основная часть

2 блок

Часть А

1. Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.

Слово педагога.

Город-государство майя.

Царство индейского народа майя, объединяющего большое количество разных племен, занимало огромную территорию, превышающую 300 тыс. квадратных километров. Уже около 1000 г. до н. э. майя населяли полуостров Юкатан, часть нынешней Мексики, а также территорию Гватемалы и Гондураса. Природа этой части американского континента отличается большим разнообразием. На юге тянуться горные цепи, образованные существовавшими здесь когда-то вулканами. Во многих местах склоны гор прорезаны глубокими ущельями. К северу и востоку от них располагается низменность, покрытая тропическими лесами. Первые племена майя занимались земледелием. Они выжигали участки тропического леса и сеяли на освободившейся земле кукурузу, бобы, томаты, тыкву, зеленый перец, хлопчатник и какао, зерна которого стали потом использовать в качестве денег. Поселения майя располагались обычно около водоемов, а возделываемые поля в нескольких днях пути от них. Важную роль в хозяйстве майя играла охота на оленей и диких индюков, пчеловодство, рыбная ловля. Во главе племен стояли военная знать и жрецы.

Археологи нашли в местах древних поселений майя многочисленные статуэтки, посвященные богине плодородия, которой поклонялись племена индейцев. Постепенно эти поселения превратились в города, в которых были возведены огромные каменные сооружения - храмы, дворцы, стадионы. Крупные и сильные города подчиняли своей власти соседние. Так образовались города-государства майя. В период расцвета их государств численность индейцев майя достигала 10-20 млн. человек, а в самых больших городах – Тикаль, Паленке, Ушмаль, Чичен-Ица насчитывалось около 50 тысяч жителей в каждом. Города-государства торговали между собой. Купцы вели свои караваны по специально проведенным дорогам или перевозили товары на легких лодках – каноэ. Время от времени города-государства майя вели друг с другом жестокие и кровопролитные войны.

Расцвет городов майя к 8 веку сменился упадком. Продолжительные междоусобные войны ослабили мощные государства, которые стали затем легкой добычей европейцев. (Теория)


2.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Майя ( выступление группы детей) . (Смотри Приложение №2) Практическая часть

3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Майя . (Смотри Приложение №3) Практическая часть


4. Расшифровка загадки строений Майя, в чем их символичность ( беседа с элементами дискуссии)


5.Закрепление знаний через работу над ошибками ( рефлексия)


Часть Б


1.Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.

Слово педагога.

Империя ацтеков

Другим могущественным и воинственным индейским народом были ацтеки. Согласно легендам, их предки некогда жили на острове Астлан, что означало "место, где живут цапли". От названия острова произошло и название этого племени. Затем ацтекам пришлось покинуть свою родину, и после долгих скитаний они поселились на берегах озера Тескоко в долине Мехико. Там они занялись земледелием. Ацтеки научились осушать болота с помощью системы каналов. Затем они стали создавать искусственные островки - "плавающие сады", на которых выращивали различные культуры. Ацтеки сеяли кукурузу, бобы, кабачки, томаты, зеленый и красный перец, хлопчатник. Из сока агавы они изготавливали опьяняющий напиток "пульке". Также как и другие индейские народы, ацтеки поклонялись Солнцу. Вскоре территория владений ацтеков распространилась далеко за предел долины Мехико. Образовавшаяся в 14 в. империя ацтеков к 16 веку простиралась от Мексиканского залива до Тихого океана. С подвластных земель ацтеки взимали дань. Во главе государства стоял вождь До сих пор в Латинской Америке крупных политиков и богатых людей, обладающих большой властью, называют касиками.

К началу 16 века главный город государства ацтеков Теночтитлан, основанный около 1325 г., насчитывал 100 тысяч жителей. Он был построен на острове, поэтому улицами там служили каналы, вдоль которых проходили узкие пешеходные дорожки. С берегом город был соединен многочисленными дамбами и мостами. Так же, как и в других городах ацтеков, в центре Теночтитлана располагалась главная площадь. На ней возвышался храм бога Солнца Уицилопочтли и бога дождя и грома Тлалока. Питьевая вода подавалась в город с помощью системы специальных колодцев. Город вызывал изумление европейцев, прибывших сюда в 16 в. Одной из самых трагических страниц истории стало завоевание испанцами Царства ацтеков. К 1521 г. города индейцев были разрушены, а большая часть населения истреблена.(Теория)


2.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Ацтеков ( выступление группы детей) . (Смотри Приложение №4) Практическая часть


3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Ацтеков (Воспользуйся Приложением №3) Практическая часть

4. Составление схемы пантеона богов ацтеков. Практическая часть

5. Закрепление знаний о храмовом искусстве ацтеков (индивидуальная работа «фоторепортаж о храмовом искусстве ацтеков») Практическая часть


Часть В

1.Объяснение нового материала педагогом в сотворчестве с обучающимися по вопросам географического ареала распространения очагов религиозного мировоззрения Инков.

Слово педагога.

Царство инков

Корме городов майя и империи ацтеков в Америке существовало еще одно могущественное индейское государство.

В 1526 г. матросы одного испанского судна, достигшего американского континента, встретили индейских торговцев, которые плыли на деревянном плоту под парусами из прочной хлопковой ткани. Действительно, европейцы тогда увидели жителей одного из самых богатых индейских государств – Царства инков.

В 12 веке племя инков, жившее в предгорьях Анд в долине Куско на территории Перу, стало подчинять себе соседние племена. Затем инки возглавили союз племен, с помощью которого завоевали огромные территории. В 15 в. Царство Инков простиралось с севера на юг почти на 5000 километров. Это государство называлась "Туантинсуйу", что означало "четыре стороны света, соединенные между собой". Города и селения инков были соединены между собой мощеными дорогами с подвесными мостами. Гонцы доставляли в разные концы огромного царства важные известия и сведенья. Защищала государство самая сильная и многочисленная в Южной Америке армия, в которой в течение пяти лет был обязан служить каждый житель ТуантинсУйу. Правителем державы инков был вождь, которого считали потомком бога Солнца и называли "Сапа инка", или "Верховный инка". Его власть была неограниченной. Главным городом державы инков был город Куско. Здесь находился дворец Верховного инки. В центре города располагался храм самого почитаемого бога Солнца, сыновьями которого инки считали себя. Народы царства инков обладали самой совершенной техникой обработки металлов. Несмотря на то, что инструментами ремесленников инков были только гладкие крепкие камни, молоток и игла, их изделия во многом превосходили европейские ювелирные украшения. Инки создали и свое особенное письмо – кипу, что на языке индейцев означает "узел". На шнурках разного цвета и длины они завязывали определенное количество узелков.

Царству инков также не удалось избежать печальной участи других индейских государств. После 1532 года держава инков была захвачена испанцами. (Теория)


2.Работа с атласом и контурной картой, целью которой является запоминание географического рисунка распространения религии инков и стран, к ним относящихся. (Воспользуйся Приложением №3) Практическая часть


3.Закрепление знаний о религиозных праздниках инков (индивидуальная работа обучающихся, монологический рассказ) (Смотри Приложение №5) Практическая часть


4. Работа в группах (написание мини сценария праздника инков с возможной инсценировкой) Практическая часть


Часть Г

1-2. Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.Обсуждение учащимися вопроса религиозных особенностей религии Чибча-Муисков ( выступление группы детей) . (Смотри Приложение №6) Практическая часть


3. Нанесение на контурную карту районов распространения религии Чибча-Муисков. (Воспользуйся Приложением №3) Практическая часть


4. Выяснение религиозного процесса обожествления жрецов и характеристика жрецов чмбча-муисков ( индивидуальная работа обучающегося) Практическая часть (составление схемы ритуала + описание жрецов использование домашних заготовок)


5.Закрепление знаний через работу над ошибками (рефлексия)


Часть Д

1.Творческо-коммуникативная работа обучающихся на тему «Загадка острова Пасхи» (создание мультимедио презентации из заранее подготовленного материалов членами коллектива) . (Смотри Приложение №7) Практическая часть


2. Просмотр видеофрагментов на тему «Остров Пасхи» (индивидуальная работа обучающегося) (Смотри Приложение №7) Практическая часть


3. Нанесения на контурную карту о. Пасхи. (Воспользуйся Приложением №3) Практическая часть


3 блок


Индивидуальные задания для обучающихся с различным уровнем мотивации:

  • Составление опросника по пройденной теме

  • Подготовка выставки иллюстративных работ

  • Составление теста

  • Составление сканворда или кроссворда


  1. Подведение итогов

  1. блок


  1. Закрепление и обобщение знаний по теме занятия через выполнение аналитических заданий (по выбору педагога)

  2. Основные выводы занятия через анализ выступлений, практических заданий и групповой работы. Коррекция знаний по данной теме. (рефлексия индивидуальных выступлений, групповых заданий, коллективного продукта- презентации)


Литература:

  1. Горелов А.А. История мировых религий: Учеб. пособие. М., Флинта: МПСИ, 2005.

  2. Религии мира. Энциклопедия для детей в 2-х т. М., Аванта+, 1996.

  3. Леонидов Ф. Введение в вероучения народов мира. М., 2005.

  4. Лобазова О.Ф. Религоведение. Учебник. 3-е изд. М., «Дашков и К», 2004.

  5. Лучшие рефераты по религиоведению. / Сост. Н.В.Коваленко. Серия «Банк Рефератов». Ростов-н-Д, Феникс, 2001.

  6. Мень А., прот. История религий: В 7 т. М., Слово, 1997.

  7. Мифологический словарь / Гл.ред. Е.М. Мелетинский. М., Сов. энциклопедия, 1990.

  8. Мифологический словарь: Кн. для учителя / М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган, М.Б.Рабинович, Б.П.Селецкий. 4-е изд., испр. и перераб. М., Просвещение 1985.

  9. http://en.wikipedia.org/wiki/Maya_civilization

  10. http://relig.info/article/ostrov-paskhi

  11. http://www.angelfire.com/ca/humanorigins/

  12. http://en.wikipedia.org/wiki/Aztec



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос