Урок "Проблема мира и политической стабильности на планете" (11 класс)
Задачи урока:
1. Образовательная
· познакомить учащихся с процессом глобализации, выяснить основные глобальные проблемы человечества и их группы
· выяснить основные проблемы мира и политической стабильности на планете, и их последствия; раскрыть аспекты решения проблем поддержания стабильности и что может сделать мировое сообщество, чтобы в мире не было войн и конфликтов
2. Развивающая
· развивать навыки организации и ведения записей в рабочей тетради
· развивать коммуникативные способности вести конструктивный диалог и работать в команде
· формирование умений и навыков работы с текстом, картографическими и статистическими материалами, составление на их основе графиков и диаграмм
· развивать навыки логического мышления при анализе и формировании прогнозов с использованием периодической печати и Интернет-ресурсов
· развивать навыки самооценки (способность самостоятельно оценивать достигнутый результат)
3. Воспитывающая
· воспитание у учащихся толерантного отношения к различным религиозным течениям, этносам, народам и расам, понимание важности мира на планете как главной задачи всего человечества.
4. Самообразовательная
· вызвать интерес к предлагаемой проблеме через опережающую самостоятельную работу в группах для расширения знаний и кругозора
· формировать у учащихся умения использовать методы самостоятельного поиска решений
5. Стимулирующая
· Повысить мотивацию учащихся к изучаемой теме и к предмету
· Дать возможность обучающимся раскрыть свои лидерские, личностные, творческие способности на основе имеющегося потенциала
Оборудование:«Политическая карта мира», газета (индивидуальная творческая работа учащихся) газета «Экстремизм в мировом масштабе», учебник, атлас, контурные карты, статистические таблицы, фотографии, компьютер, мультимедиопроэктор. Форма урока:конференция Тип урока:изучение нового материала Карта урока:
1 блок | 1) Вступительное слово учителя. 2) Обсуждение учащимися вопроса семинара «Глобализация, глобальные проблемы человечества и их группы» 3) Выводы учащихся с последующим конспектированием. | 5-7 мин. |
2 блок | Часть А 1) Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся. 2) Обсуждение учащимися вопроса семинара «Экстремизм, национализм, ксенофобия и фундаментализм». 3) Раскрытие проблемы насилия одних людей над другими через материалы информационной газеты «Экстремизм в мировом масштабе». 4) Закрепление знаний через работу над ошибками. Часть–Б 1) Объяснение учителем угрозы терроризма для человечества. 2) Обсуждение учащимися вопроса семинара «Терроризм. Его прошлое и настоящее». 3) Просмотр фрагмента документального видеофильма с последующим обсуждением и выводами. Часть – В 1) Объяснение нового материала учителем в сотворчестве со школьниками по вопросам географического ареала распространения очагов нестабильности в мире. 2) Работа с атласом и контурной картой, целью которой является запоминание географического рисунка «полосы нестабильности» и стран, к ним относящихся. 3) Обсуждение учащимися вопроса семинара «Почему именно эти регионы являются «горячими точками» в мире? Как регулируются конфликтные ситуации? Какой путь лучше выбрать и почему?» 4) Просмотр фрагмента документального видеофильма и фоторепортажа с последующим обсуждением и выводами. Часть – Г 1) Объяснение учителем проблемы «гонки вооружения» и выявление причин её остроты в период 70-80 годов XXвека. 2) Обсуждение проблемы роста вооружения в мире на фоне разоружения (диалог учащихся). 3) Самостоятельная работа: построение ранжированных рядов по количеству ядерных боеголовок в странах мира с их последующим анализом. | 30-35 мин. |
3 блок | 1) Домашнее задание для учащихся с различным уровнем мотивации. | 1-2 мин. |
4 блок | 1) Закрепление и обобщение знаний по теме урока через выполнение теста или аналитических заданий (по выбору учителя) 2) Основные выводы урока через анализ ошибок, допущенных в тесте или заданиях. | 5-7 мин. |
Большинство глобальных проблем решается при участии ООН и других международных организаций (штаб- квартира находится Нью-Йорке). 2. Безопасность в современном мире. Часть — А Проблема мира и политической стабильности – ключевая для современного этапа развития общества, отягощенного многочисленными конфликтами и экстремистскими движениями. Политическая нестабильность в каком-то отдельно взятом регионе, будь то Балканы, Кавказ или Ближний Восток, может поставить под угрозу весь мир. Проблемы, связанные со столкновением культур, этносов, религий, приобретают глобальный характер. На 90-е годы ХХ века пришелся всплеск воинствующего национализма, который дестабилизировал обстановку в некоторых регионах мира. Это Балканы, Кавказ, Ближний Восток, Южная Азия. Политологи объясняют возрастание конфликтности растущей нетерпимостью к представлению других культур, усилением ксенофобии. ( Диалог учащихся в рамках подготовки к вопросам семинарского занятия) (Конспектирование учащимися основных вопросов в рабочую тетрадь по ходу урока) — экстремизм, — национализм, — ксенофобия (В помощь учителю) Экстремизм– приверженность к крайним взглядам и поступкам, представляющая собой вызов общественной морали. Национализм– идеология и политика в национальном вопросе, основа которых – трактовка нации как высшей ценности и формы общности (фашизм, сепаратизм, шовинизм, расизм). Ксенофобия– любая постоянная чрезмерная боязнь (или ненависть) к иностранцам или незнакомцам, иным культурам, религиям, идеологиям. Ближний Восток – один из самых главных центров политической нестабильности в мире. Важнейшим фактором нестабильности в современном мире является религиозный фундаментализм. (В помощь учителю)
Фундаментализм – течение в рамках религиозной или идеологической системы, направленное на консервацию устаревших и отживших черт, не допускающее их пересмотра или критического анализа. Терминалогическая работа над ошибкам с целью закрепления знаний по географии и русскому языку в ходе урока Фундам…нт…лизм — ? Гл…б…лизация — ? Наци… н…лизм — ? Экстр…мизм — ? Кс… н…фобия — ? Вставить пропущенные буквы и дать определение терминам. (В рамках подготовки к вопросам конференции) Раскрытие основных целей выпуска газеты «Экстремизм в современном мире» для обучающихся, учителей школы и родителей. Обсуждение значимости политической стабильности в мире, в России, в Курской области. Часть — Б Наиболее широко известен исламский фундаментализм, хотя экстремистские (крайние) течения могут существовать в любой религии. Исламские фундаменталисты считают своей основной задачей силой насаждать веру в мусульманские догмы, приводить нормы общественной и личной жизни в соответствие с заповедями ислама, заставляя верующих слепо выполнять предписания Корана и шариата. Для экстремистских течений характерны: резкое неприятие ценностей цивилизации, агрессивная политическая активность, готовность прибегнуть к насильственным методам борьбы, включая терроризм, неоправданную жестокость. Типичным примером является ваххабитское течение. (Это представители исламского фундаментализма на Северном Кавказе.) Проблема терроризма актуальна в наши дни, как никогда. Она усугубляется тем, что террористические акты проводятся не только в местах религиозных и этнических конфликтов, но и за тысячи километров от них. В результате жертвами насилия становятся люди, порой ничего не знающие об очаге конфликта, инициировавшего теракт. « Терроризм – его прошлое и настоящее» 1) Выступление учащихся по вопросам прошлого и настоящего терроризма в мире. 2) Демонстрация на фоне выступлений учащихся фоторепортажа, выполненного в виде мультимедиа-проекта. ( Диалог учащихся в рамках подготовки к вопросам конференции) Террористические акты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и окрестностях Вашингтона, трагические события в Москве в 2002г. и в Беслане в сентябре 2004г. свидетельствуют о том, что современный мир, гордо именующий себя «глобализованным», все еще далек от подлинного единения. Ни один человек, где бы он ни жил, не может чувствовать себя полностью исключенным из войны идеологий и должен осознавать ответственность за поддержание мира и стабильности. Демонстрация видеофрагмента трагедии 11 сентября 2001 года в США, которая унесла 3000 мирных жителей. Продолжительность — 2 минуты. Обсуждение вопросов количества жертв мирных жителей, разрушений, всеобщего психоза в США, Москве, Беслане, Лондоне, Испании и во всем мире. Можно ли было этого избежать? Часть – В Анализируя пространственное расположение очагов конфликтов, можно выявить определенную закономерность. Большинство из них тяготеют к дуге, проходящей от Британских островов через Среднюю Европу, Балканы, Кавказ, горные системы Гиндукуша, Памира, Гималаев к Индокитаю и Зондским островам. Это географическое пространство получило название «ПОЛОСЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ». (Индивидуальная и коллективная работа учащихся с «Политической картой мира» в атласе и на контурной карте с целью обозначения «пояса нестабильности», стран и регионов в него входящих) Плотность конфликтов в различных частях планеты неодинакова. Большое число очагов выделяется в пределах Европы. Это отнюдь не означает, что в развивающихся странах эта проблема менее остра. На самом деле все происходит скорее наоборот: в молодых многонациональных государствах Азии и Африки активны конфликтогенные факторы, но информационный поток оттуда очень скуден. Это нестабильные отношения в Афганистане, Пакистане, Израиле, Ираке и Иране, на Филиппинах, в Сомали и т.д. То что проблема существует, имеет место (ведутся войны, террористические акции, гибнут люди и все это происходит в глобальном масштабе), ни у кого не вызывает сомнения. А вот какими путями все это можно разрешить? Как выйти из конфликта? Какими мерами и действиями? Под выходом из конфликта понимается полное или частичное урегулирование конфликтной ситуации, в результате которого основное противоречие, породившее конфликт, либо снимается полностью, либо сторонами достигается соглашение относительно предмета или объекта конфликта. При возникновении угрозы этнического конфликта любое государство вынуждено на нее реагировать. Варианты ответа могут быть разделены условно на две группы: силовые (вооруженные) реакции и несиловые (невооруженные) реакции. Оба типа реакции часто тесно связаны между собой. Вооруженное подавление очага конфликта сменяется поиском мирного диалога, а силовое решение проблемы следует после исчерпания потенциала переговорного процесса. Вашему вниманию предлагается фрагмент фильма, который иллюстрирует военное решение конфликта . (Демонстрация видеофрагмента об операции «Буря в пустыни») Обсуждение с учащимися правильности военного пути решения конфликта в Ираке. Типичным примером мирного урегулирования является решение международного конгресса в Детройте (США) в 1995 году, которое заложило основы урегулирования конфликта в Боснии и Герцеговине. Прошлогодние события между Грузией и Южной Осетией ещё раз доказывают, что не всегда конфликтные вопросы можно решить мирным путем, ведь более сильное государство пытается поглотить более мелкое. И без вмешательства Российской Федерации, которая вопреки мировому сообществу стала на защиту крошечной Южной Осетии, народ маленькой автономии не смог бы самостоятельно выстоять в этой кровавой битве. Именно такая мощная поддержка и защита помогли малочисленной этнической группе добиться признания их независимости другими странами. (В рамках подготовки к вопросам конференции) « Южная Осетия в войне с Грузией» 1) Демонстрация фоторепортажа, выполненного в виде мультимедиа-проекта с последующим обсуждением данного вопроса с учащимися. Несмотря на кажущуюся свободу выбора действия на возникший конфликт, государство не может не считаться с мнением мирового сообщества. А оно недвусмысленно формулируется так: в современном политике нет места силовым решениям, если остается хотя бы малейший шанс мирного разрешения конфликта. Именно поэтому варианты урегулирования конфликтов несиловыми методами предпочтительнее силовых реакций. Соблюдение основных прав и свобод граждан способствует формированию положительного имиджа государства на международной арене, открывая двери для многообразной финансово — экономической и гуманитарной помощи, позволяет избежать внешнеполитической изоляции. Существенную помощь в поддержании мира в зонах региональных конфликтов оказывают миротворческие силы ООН. Часть – Г Существует еще очень важная проблема по сохранению мира на Планете — гонка вооружений. Начало такому явлению в мире положило противоборство двух стран: США с одной стороны, СССР с другой в 70-е и 80-е годы XX века. А толчком послужило изобретение в СССР и успешное испытание 29 августа 1949 года в Семипалатинске ядерного оружия. Этот ужасающий мировой процесс был назван «Холодной войной». И он продолжается по сей день между разными странами мира. (Индивидуальная работа учащихся со статистической информацией в различных источника): 1)Страны и компании, лидирующие по производству и продаже оружия. 2)Обеспеченность стран атомным оружием. Самостоятельная работа на уроке: Составить рейтинговый ранжированный ряд, используя данные таблицы, которая лежит у вас на столах. Подсчитайте общее число боеголовок в мире (работа на 1-2 минуты) (В помощь учителю)
Страны, имеющие ядерное оружие (или пытающиеся его произвести) | Количество имеющихся боеголовок на 2008 год |
1. США 2. Россия 3. Великобритания 4. Франция 5. Китай 6. Индия +Пакистан 7. Израиль 8. КНДР 9. ЮАР 10. Ирак | 10600 8600 512 384 400 400 200 2 7 ? |
Б) В 1885 годувзорвалась бомба в поезде Метрополитен Лайн на Гувер-стрит. Группа анархистов оставила бомбу на станции Альдерсгейт. В феврале 1913 годабомба, оставленная суфражистками, была найдена на станции Вестборн-Парк. ( Великобритания. Лондон) В) Кафе Леопольд — большой и популярный ресторан в Мумбае. Расположен в шаге от отделения полиции Колаба, по причине чего в 26 ноября 2008во время нападения на Мумбай пострадал от действий террористов. Об обширном разрушении в кафе газета»The Guardian»сообщила, что «бандиты расстреляли популярный ресторан, посетители, с пулевыми ранениями были доставлены в больницу Кама в южном Мумбае. Ресторан был повреждён и испещрён пулевыми отверстиями. (Индия) (Основные выводы урока через анализ ошибок, допущенных в тесте или заданиях.) 1) Основные выводы урока: · Проблемы, которые охватили весь мир, все человечество, называют глобальными. Важнейшими для человечества признаны глобальные проблемы мира и политической стабильности, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая, экологическая. · Проблемы, связанные со столкновением культур, этносов, наиболее актуальны в настоящее время. · На 90-е годы XXвека пришелся всплеск экстремизма, который дестабилизировал обстановку в ряде регионов мира – на Балканах, Кавказе, Ближнем Востоке, в южной Азии. · Урегулирование конфликтов несиловыми методами предпочтительнее силовых решений. Используемая литература: 1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География», 1 часть, М, «Русское слово», 2007 2. Уроки географии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, М., 2006 3. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», М., 2008 4. http://ru.wikipedia. Глобальные проблемы 5. http://ru.wikipedia.Ядерноеоружие 6. А.В. Кацура Глобальные проблемы человечеств. Междисциплинарный научно-практический справочник, М.,
А.В. Кацура Проблема современного терроризма и новый тип террориста», статья. 7. Родионова И.А. «Глобальные проблемы человечества». Пособие для учащихся и студентов, М.: Аспект- Пресс, 1995 8. Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина «География» М. Просвещение 2007-2008 гг.
Урок по географии «Проблема мира и политической стабильности на планете» с применением информационно-коммуникационных технологий
( 11 класс)
Понкратова Э.В.,
учитель географии
Цель урока: выяснить, какие проблемы относятся к глобальным, а также познакомиться с одной из актуальных проблем человечества – проблемой мира и безопасности на Планете; закрепить смысл новых географических терминов; прививать учащимся толерантное отношение к различным религиям, этносам, народам и расам.
Задачи урока:
-
Образовательная
-
познакомить учащихся с процессом глобализации, выяснить основные глобальные проблемы человечества и их группы
-
выяснить основные проблемы мира и политической стабильности на планете, и их последствия; раскрыть аспекты решения проблем поддержания стабильности и что может сделать мировое сообщество , чтобы в мире не было войн и конфликтов
-
Развивающая
-
развивать навыки организации и ведения записей в рабочей тетради
-
развивать коммуникативные способности вести конструктивный диалог и работать в команде
-
формирование умений и навыков работы с текстом, картографическими и статистическими материалами, составление на их основе графиков и диаграмм
-
развивать навыки логического мышления при анализе и формировании прогнозов с использованием периодической печати и Интернет-ресурсов
-
развивать навыки самооценки (способность самостоятельно оценивать достигнутый результат)
-
Воспитывающая
-
воспитание у учащихся толерантного отношения к различным религиозным течениям, этносам, народам и расам, понимание важности мира на планете как главной задачи всего человечества.
-
Самообразовательная
-
вызвать интерес к предлагаемой проблеме через опережающую самостоятельную работу в группах для расширения знаний и кругозора
-
формировать у учащихся умения использовать методы самостоятельного поиска решений
-
Стимулирующая
-
Повысить мотивацию учащихся к изучаемой теме и к предмету
-
Дать возможность обучающимся раскрыть свои лидерские, личностные, творческие способности на основе имеющегося потенциала
Оборудование: «Политическая карта мира», газета (индивидуальная творческая работа учащихся) газета «Экстремизм в мировом масштабе», учебник, атлас, контурные карты, статистические таблицы, фотографии, компьютер, мультимедиопроэктор.
Форма урока: конференция
Тип урока: изучение нового материала
Карта урока:
1 блок |
|
5-7 мин. |
2 блок |
Часть А
Часть–Б
Часть – В
Часть – Г
|
30-35 мин. |
|
|
1-2 мин. |
4 блок |
|
5-7 мин. |
Вопросы конференции
-
Что такое глобализация?
-
Какие глобальные проблемы человечества вы знаете? В какие группы они объединяются?
-
Что такое экстремизм, национализм, ксенофобия, фундаментализм? Какие формы их проявления вы знаете? Где и когда они происходили в мире?
-
Что такое терроризм? Какова его история? В чем основная угроза?
-
Где находятся зоны нестабильности и очаги территориальных конфликтов?
-
Пути урегулирования конфликтов в мире. Какие из них, на ваш взгляд, более эффективны и почему?
-
Что такое «гонка вооружений» и каковы её корни? Актуальна ли эта проблема в современном мире и почему?
Ход урока
-
Мотивационно-целевой блок.
Слово учителя.
В современном мире от того, насколько человечество разумно решит глобальные проблемы, зависит будущее планеты и людей. Аргументируйте данное высказывание. ( Высказывание на доске)
Какие проблемы называют глобальными? Что такое глобализация?
( Диалог учащихся в рамках подготовки к вопросам конференции)
(В помощь учителю)
Глобальные проблемы человечества – это проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для настоящего и будущего и требуют своего незамедлительного решения на международном уровне.
(В помощь учителю)
Глобализация - это построение всемирного государства без границ.
Но уместно сделать небольшое, но, с моей точки зрения, важное дополнение.
Глобализация – это мировая революция по построению всемирного государства...
Глобализация - это общий термин, обозначающий все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, который проявляется в расширении потоков товаров, технологий и финансовых средств, в неуклонном росте и усилении влияния международных институтов гражданского общества, в глобальной деятельности транснациональных корпораций, в значительном расширении масштабов трансграничных коммуникационных и информационных обменов, прежде всего через Интернет, в трансграничном переносе заболеваний, в возникновении экологических последствий и во все большей интернационализации определенных типов преступной деятельности.
( Высказывание на доске)
Смысл глобализации сводится к постулированию неизбежности полной планетарной интеграции, перехода от множества государств, народов, наций и культур к единому мировому государству.
Число глобальных проблем непостоянно и точное количество их не определено: разные исследователи выделяют от 8 до 10 или от 40 до 45. Такой разброс объясняется таким обстоятельством, что наряду с общими глобальными проблемами выделяются и частные, например, проблемы преступности, наркомании, распространение инфекционных болезней, возникновение техногенных катастроф.
Важнейшими для человечества признаны глобальные проблемы мира и политической стабильности, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая, экологическая.
Главные проблемы человечества и их основные группы (подходы к классификации).
( Диалог учащихся в рамках подготовки к вопросам конференции)
(Конспектирование учащимися основных вопросов в рабочую тетрадь по ходу урока)
(В помощь учителю)
Схема 1.
«ОСНОВНЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Угроза
мировой термоядерной войны, предотвращение
которой предполагает установление и
поддержание безъядерного мира;
Экономическая
отсталость отдельных стран мирового
сообщества (стран Африки, Азии, Латинской
Америки), требующая преодоления резкого
дисбаланса развития человечества;
Угроза
истощения как воспроизводимых, так и
невоспроизводимых природных ресурсов
(продовольствия, сырья, источников
энергии);
Негативные
последствия научно-технического
прогресса;
Деморализация
и криминализация общественной жизни.
Экологический
кризис, порождаемый сверхактивным
вторжением человека в биосферу;
Угроза
перенаселения планеты, осложняющего
социально-экономический прогресс в
развивающихся странах;
Схема 2.
«ГРУППЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Общечеловеческие
проблемы (например, предотвращение
гонки вооружений);
Проблемы
отношений человека с природой (например,
изучение и освоение космоса);
Проблемы
взаимоотношений общества и человека
(например, ликвидация наиболее опасных
заболеваний).
Большинство глобальных проблем решается при участии ООН и других международных организаций (штаб- квартира находится Нью-Йорке).
-
Безопасность в современном мире.
Часть - А
Проблема мира и политической стабильности – ключевая для современного этапа развития общества, отягощенного многочисленными конфликтами и экстремистскими движениями. Политическая нестабильность в каком-то отдельно взятом регионе, будь то Балканы, Кавказ или Ближний Восток, может поставить под угрозу весь мир.
Проблемы, связанные со столкновением культур, этносов, религий, приобретают глобальный характер. На 90-е годы ХХ века пришелся всплеск воинствующего национализма, который дестабилизировал обстановку в некоторых регионах мира. Это Балканы, Кавказ, Ближний Восток, Южная Азия. Политологи объясняют возрастание конфликтности растущей нетерпимостью к представлению других культур, усилением ксенофобии.
( Диалог учащихся в рамках подготовки к вопросам семинарского занятия)
(Конспектирование учащимися основных вопросов в рабочую тетрадь по ходу урока)
- экстремизм, - национализм, - ксенофобия
(В помощь учителю)
Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и поступкам, представляющая собой вызов общественной морали.
Национализм – идеология и политика в национальном вопросе, основа которых – трактовка нации как высшей ценности и формы общности (фашизм, сепаратизм, шовинизм, расизм).
Ксенофобия – любая постоянная чрезмерная боязнь (или ненависть) к иностранцам или незнакомцам, иным культурам, религиям, идеологиям.
Ближний Восток – один из самых главных центров политической нестабильности в мире.
Важнейшим фактором нестабильности в современном мире является религиозный фундаментализм.
(В помощь учителю)
Фундаментализм – течение в рамках религиозной или идеологической системы, направленное на консервацию устаревших и отживших черт, не допускающее их пересмотра или критического анализа.
Терминалогическая работа над ошибкам с целью закрепления знаний по географии и русскому языку в ходе урока
Фундам…нт…лизм - ?
Гл…б…лизация - ?
Наци… н…лизм - ?
Экстр…мизм - ?
Кс… н…фобия - ?
Вставить пропущенные буквы и дать определение терминам.
(В рамках подготовки к вопросам конференции)
Раскрытие основных целей выпуска газеты «Экстремизм в современном мире» для обучающихся, учителей школы и родителей. Обсуждение значимости политической стабильности в мире, в России, в Курской области.
Часть - Б
Наиболее широко известен исламский фундаментализм, хотя экстремистские (крайние) течения могут существовать в любой религии. Исламские фундаменталисты считают своей основной задачей силой насаждать веру в мусульманские догмы, приводить нормы общественной и личной жизни в соответствие с заповедями ислама, заставляя верующих слепо выполнять предписания Корана и шариата.
Для экстремистских течений характерны: резкое неприятие ценностей цивилизации, агрессивная политическая активность, готовность прибегнуть к насильственным методам борьбы, включая терроризм, неоправданную жестокость. Типичным примером является ваххабитское течение. (Это представители исламского фундаментализма на Северном Кавказе.)
Проблема терроризма актуальна в наши дни, как никогда. Она усугубляется тем, что террористические акты проводятся не только в местах религиозных и этнических конфликтов, но и за тысячи километров от них. В результате жертвами насилия становятся люди, порой ничего не знающие об очаге конфликта, инициировавшего теракт.
« Терроризм – его прошлое и настоящее»
-
Выступление учащихся по вопросам прошлого и настоящего терроризма в мире.
-
Демонстрация на фоне выступлений учащихся фоторепортажа, выполненного в виде мультимедиа-проекта.
( Диалог учащихся в рамках подготовки к вопросам конференции)
Террористические акты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и окрестностях Вашингтона, трагические события в Москве в 2002г. и в Беслане в сентябре 2004г. свидетельствуют о том, что современный мир, гордо именующий себя «глобализованным», все еще далек от подлинного единения. Ни один человек, где бы он ни жил, не может чувствовать себя полностью исключенным из войны идеологий и должен осознавать ответственность за поддержание мира и стабильности.
Демонстрация видеофрагмента трагедии 11 сентября 2001 года в США, которая унесла 3000 мирных жителей. Продолжительность - 2 минуты.
Обсуждение вопросов количества жертв мирных жителей, разрушений, всеобщего психоза в США, Москве, Беслане, Лондоне, Испании и во всем мире. Можно ли было этого избежать?
Часть – В
Анализируя пространственное расположение очагов конфликтов, можно выявить определенную закономерность. Большинство из них тяготеют к дуге, проходящей от Британских островов через Среднюю Европу, Балканы, Кавказ, горные системы Гиндукуша, Памира, Гималаев к Индокитаю и Зондским островам. Это географическое пространство получило название «ПОЛОСЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ». (Индивидуальная и коллективная работа учащихся с «Политической картой мира» в атласе и на контурной карте с целью обозначения «пояса нестабильности», стран и регионов в него входящих)
Плотность конфликтов в различных частях планеты неодинакова. Большое число очагов выделяется в пределах Европы. Это отнюдь не означает, что в развивающихся странах эта проблема менее остра. На самом деле все происходит скорее наоборот: в молодых многонациональных государствах Азии и Африки активны конфликтогенные факторы, но информационный поток оттуда очень скуден. Это нестабильные отношения в Афганистане, Пакистане, Израиле, Ираке и Иране, на Филиппинах, в Сомали и т.д.
То что проблема существует, имеет место (ведутся войны, террористические акции, гибнут люди и все это происходит в глобальном масштабе), ни у кого не вызывает сомнения. А вот какими путями все это можно разрешить? Как выйти из конфликта? Какими мерами и действиями?
Под выходом из конфликта понимается полное или частичное урегулирование конфликтной ситуации, в результате которого основное противоречие, породившее конфликт, либо снимается полностью, либо сторонами достигается соглашение относительно предмета или объекта конфликта.
При возникновении угрозы этнического конфликта любое государство вынуждено на нее реагировать. Варианты ответа могут быть разделены условно на две группы: силовые (вооруженные) реакции и несиловые (невооруженные) реакции. Оба типа реакции часто тесно связаны между собой. Вооруженное подавление очага конфликта сменяется поиском мирного диалога, а силовое решение проблемы следует после исчерпания потенциала переговорного процесса.
Вашему вниманию предлагается фрагмент фильма, который иллюстрирует военное решение конфликта .
(Демонстрация видеофрагмента об операции «Буря в пустыни»)
Обсуждение с учащимися правильности военного пути решения конфликта в Ираке.
Типичным примером мирного урегулирования является решение международного конгресса в Детройте (США) в 1995 году, которое заложило основы урегулирования конфликта в Боснии и Герцеговине.
Прошлогодние события между Грузией и Южной Осетией ещё раз доказывают, что не всегда конфликтные вопросы можно решить мирным путем, ведь более сильное государство пытается поглотить более мелкое. И без вмешательства Российской Федерации, которая вопреки мировому сообществу стала на защиту крошечной Южной Осетии, народ маленькой автономии не смог бы самостоятельно выстоять в этой кровавой битве. Именно такая мощная поддержка и защита помогли малочисленной этнической группе добиться признания их независимости другими странами.
(В рамках подготовки к вопросам конференции)
« Южная Осетия в войне с Грузией»
1) Демонстрация фоторепортажа , выполненного в виде мультимедиа-проекта с последующим обсуждением данного вопроса с учащимися.
Несмотря на кажущуюся свободу выбора действия на возникший конфликт, государство не может не считаться с мнением мирового сообщества. А оно недвусмысленно формулируется так: в современном политике нет места силовым решениям, если остается хотя бы малейший шанс мирного разрешения конфликта. Именно поэтому варианты урегулирования конфликтов несиловыми методами предпочтительнее силовых реакций. Соблюдение основных прав и свобод граждан способствует формированию положительного имиджа государства на международной арене, открывая двери для многообразной финансово - экономической и гуманитарной помощи, позволяет избежать внешнеполитической изоляции.
Существенную помощь в поддержании мира в зонах региональных конфликтов оказывают миротворческие силы ООН.
Часть – Г
Существует еще очень важная проблема по сохранению мира на Планете - гонка вооружений. Начало такому явлению в мире положило противоборство двух стран: США с одной стороны , СССР с другой в 70-е и 80-е годы XX века. А толчком послужило изобретение в СССР и успешное испытание 29 августа 1949 года в Семипалатинске ядерного оружия. Этот ужасающий мировой процесс был назван «Холодной войной». И он продолжается по сей день между разными странами мира. (Индивидуальная работа учащихся со статистической информацией в различных источника):
1)Страны и компании, лидирующие по производству и продаже оружия.
2)Обеспеченность стран атомным оружием.
Самостоятельная работа на уроке:
Составить рейтинговый ранжированный ряд, используя данные таблицы, которая лежит у вас на столах. Подсчитайте общее число боеголовок в мире (работа на 1-2 минуты)
(В помощь учителю)
-
Страны, имеющие ядерное оружие (или пытающиеся его произвести)
Количество имеющихся боеголовок на 2008 год
-
США
-
Россия
-
Великобритания
-
Франция
-
Китай
-
Индия +Пакистан
-
Израиль
-
КНДР
-
ЮАР
-
Ирак
10600
8600
512
384
400
400
200
2
7
?
-
3. Домашнее задание.
Написать обращение к жителям планеты « Нам нужен мир». Подготовиться к экспресс-опросу по разделу «Глобальные проблемы человечества». Группе № 1: составить тест из 12 вопросов по теме «Проблема мира и политической стабильности на планете»)
4.Закрепление и обобщение знаний по теме урока.
1 вариант
Мини-тест с использованием мультимедиа:
-
Какой из перечисленных признаков не существенен для того, чтобы признать проблему глобальной:
-
Требует усилия всего человечества для решения
-
Характерна для развивающихся стран
-
В разрешении участвуют международные организаций
-
Несут угрозу для будущего
-
Какие методы наиболее эффективны при урегулировании конфликтов:
-
Замалчивание проблем
-
Силовые
-
Несиловые
-
Насильственные
-
Через какой материк Земли проходит пояс нестабильности:
-
Евразия
-
Южная Америка
-
Северная Америка
-
Африка
-
В каких районах угроза проведения террористических актов наиболее реальна:
-
Однонациональные территории
-
Сельские районы
-
Крупнейшие города мира
-
Очаги межнациональных конфликтов
-
Какой из перечисленных территориальных конфликтов относится к поясу нестабильности:
-
Конфликты между коренными жителями и русскоязычным населением в странах Балтии
-
Конфликт между англоканадцами и франкоканадцами
-
Конфликт между суннитами и шиитами в Иране
-
Противоречия между расовыми группами населения ЮАР
Ответы: 1- б; 2 – с; 3 – а; 4 – с, д; 5 – с.
2 вариант
Узнай по описанию очаг нестабильной ситуации в мире:
А) Кадарская зона известна также как Отдельная исламская территория — ваххабитский автономный анклав, существовавший на территории Буйнакского района Дагестана в конце 1990-х годов. В анклав, располагавшийся в Кадарском ущелье, входило крупное село Карамахи с населением около 5000 человек, где находилась местная мечеть, а также селения Чабанмахи, Кадар и Ванашимахи. Военным лидером анклава был полевой командир, называвший себя «бригадным генералом» Джарулла (или Джерулла). «Отдельная исламская территория» была ликвидирована в рамках подавления ваххабитского мятежа в ходе спецоперации федеральных сил 29 августа — 13 сентября 1999 года.
( Россия, Северный Кавказ)
Б) В 1885 году взорвалась бомба в поезде Метрополитен Лайн на Гувер-стрит. Группа анархистов оставила бомбу на станции Альдерсгейт. В феврале 1913 года бомба, оставленная суфражистками, была найдена на станции Вестборн-Парк.
( Великобритания. Лондон)
В) Кафе Леопольд — большой и популярный ресторан в Мумбае. Расположен в шаге от отделения полиции Колаба, по причине чего в 26 ноября 2008 во время нападения на Мумбай пострадал от действий террористов. Об обширном разрушении в кафе газета»The Guardian» сообщила, что «бандиты расстреляли популярный ресторан, посетители, с пулевыми ранениями были доставлены в больницу Кама в южном Мумбае. Ресторан был повреждён и испещрён пулевыми отверстиями.
(Индия)
(Основные выводы урока через анализ ошибок, допущенных в тесте или заданиях.)
-
Основные выводы урока:
-
Проблемы, которые охватили весь мир, все человечество, называют глобальными. Важнейшими для человечества признаны глобальные проблемы мира и политической стабильности, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая, экологическая.
-
Проблемы, связанные со столкновением культур, этносов, наиболее актуальны в настоящее время.
-
На 90-е годы XX века пришелся всплеск экстремизма, который дестабилизировал обстановку в ряде регионов мира – на Балканах, Кавказе, Ближнем Востоке, в южной Азии.
-
Урегулирование конфликтов несиловыми методами предпочтительнее силовых решений.
Используемая литература:
-
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География», 1 часть, М, «Русское слово», 2007
-
Уроки географии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, М. , 2006
-
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», М., 2008
-
http://ru.wikipedia. Глобальные проблемы
-
http://ru.wikipedia.Ядерное оружие
-
А.В. Кацура Глобальные проблемы человечеств. Междисциплинарный научно-практический справочник, М.,
А.В. Кацура Проблема современного терроризма и новый тип террориста», статья.
-
Родионова И.А. «Глобальные проблемы человечества». Пособие для учащихся и студентов, М.: Аспект- Пресс, 1995
-
Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина «География» М. Просвещение 2007-2008 гг.
1.Составить рейтинговый ранжированный ряд, используя данные таблицы.
2. Подсчитайте общее число боеголовок в мире
-
Страны, имеющие ядерное оружие (или пытающиеся его произвести)
Количество имеющихся боеголовок на 2008 год
-
ЮАР
-
Россия
-
Израиль
-
Китай
-
Ирак
-
Франция
-
США
-
КНДР
-
Великобритания
-
Индия + Пакистан
7
8600
200
400
?
384
10600
2
512
400
-
___________________________________________________________________________________________
1.Составить рейтинговый ранжированный ряд, используя данные таблицы.
2. Подсчитайте общее число боеголовок в мире
-
Страны, имеющие ядерное оружие (или пытающиеся его произвести)
Количество имеющихся боеголовок на 2008 год
-
ЮАР
-
Россия
-
Израиль
-
Китай
-
Ирак
-
Франция
-
США
-
КНДР
-
Великобритания
-
Индия + Пакистан
7
8600
200
400
?
384
10600
2
512
400
-
- «Проблемы качества географического образования в контексте преемственности начальной и основной школы» Планируемые результаты обучения в основной школе для повышения уровня обученности выпускников четвертых классов через призму ВПР.
- «Размещение вод суши» (9 урок по теме «Природа Земли: главные закономерности»).
- Урок географии "Религии древнейших цивилизаций Америки" (10 класс)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»