Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных» Учитель начальных классов Кудрявцева Татьяна Владимировна МОУ Коткишевской ООШ муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области УМК «Классическая школа» Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 4 класс Цели:
ü повторить теоретический материал по теме «Имя прилагательное»;
ü формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
ü развивать умение распознавать именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных;
ü формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах;
ü развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; выполнять самопроверку и взаимопроверку;
ü воспитывать самостоятельность в работе над заданием;
ü воспитывать любовь к русскому языку и родному краю.
Учащиеся должны:
ü знать грамматические признаки имени прилагательного;
ü уметь склонять имена прилагательные множественного числа и знать их падежные окончания:
ü уметь различать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать их окончания;
ü уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы; выполнять самопроверку и взаимопроверку;
Оборудование:
ü алгоритм-опора по теме;
ü тетрадь-помощница;
ü индивидуальные карточки для работы с текстом;
ü снежинки со словами;
ü учебник.
Ход урока.
- Организационный момент.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация.
— Мы продолжаем изучение темы «Множественное число имён прилагательных». Наш урок структурно будет состоять из двух частей: 1) повторение пройденного и 2) работа над новым материалом. Работать будем под девизом:
Смело иди вперёд,
Не стой на месте,
Чего не сделает один,
Сделаем вместе!
— Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном по алгоритму:
являюсь…
обозначаю…
отвечаю…
изменяюсь…
связан…
в предложении…
— Послушайте стихотворение и назовите имена прилагательные
Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берёз.
Снежные тропинки,
Голыекусты,
Падают снежинки
Тихо с высоты.
— Что объединяет эти имена прилагательные?
— В домашнем упражнении (часть 1, стр.34 упр.343) найдите имена прилагательные во множественном числе.
(бронзовые стволы, зелёные вершины). Просклоняйте их по падежам (по вариантам)
И.п. бронзовые стволы, зелёные вершины
Р.п. бронзовых стволов, зелёных вершин
Д.п. бронзовым стволам, зелёным вершинам
В.п. бронзовые стволы, зелёные вершины
Т.п. бронзовыми стволами, зелёными вершинами
П.п. о бронзовых стволах, зелёных вершинах
— Какие же окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
И.п., В.п. – ые –ие
Р.п, П.п. – ых – их
Д.п. – ым – им
Т.п. – ыми – ими
3. Постановка учебной задачи.
— На карточке записано прилагательное (белые), определите его падеж.
— Кто смог выполнить задание? Почему не смогли? Какие можно сделать предположения?
— Какова же новая тема урока? ( Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных). Как же определить падеж у прилагательного «белые»? (Составить предложения)
Например: Белые берёзы нарядились в зимние одежды. Из окна я вижу белые берёзы.
— Уточним цели урока.
4. Первичное закрепление.
Часть 1, упр. 347, стр.37
(учащиеся работают в тетрадях с комментированием)
5. Физкультминутка.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками,
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели,
Раз — присели, два – присели,
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
6. Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону.
— Февральская метель развеяла хоровод снежинок и рассыпала на ваших партах предложения на отдельные слова. Составьте предложения и определите падеж имён прилагательных. (Приложение 1)
1 группа. Лёгкие облака плывут по небу. Ветер гонит лёгкие облака.
2 группа. Белые снега укрыли землю. Солнце осветило белые снега.
3 группа. Широко раскинули свои веточки зелёные ёлочки. Солнце осветило зелёные ёлочки.
4 группа. Яркие звёзды загорелись в небе. На небе я вижу яркие звёзды.
5 группа. Скоро зацветут весенние цветы. На поляне мы заметили первые весенние цветы.
6 группа. Высокие сосны любят свет. Белки любят прыгать на высокие сосны.
(Взаимопроверка в четвёрках)
7. Включение в систему знаний.
— Работаем на карточке. Задание: в тексте определите падежи имён прилагательных.
(Приложение 2.)
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
8. Итог урока.
— Над какой темой работали?
— Как различить именительный и винительный падежи имён прилагательных во множественном числе?
— Домашнее задание: стр.37 упр.348 или стр.38 упр.349 по выбору.
— Оцените свою работу по шкале роста.
Приложение 1.
Лёгкие облака плывут по небу.
|
Ветер гонит лёгкие облака.
|
Белые снега укрыли землю.
|
Солнце осветило белые снега.
|
Широко раскинули свои веточки зелёные ёлочки.
|
Солнце осветило зелёные ёлочки.
|
Яркие звёзды загорелись в небе.
|
На небе я вижу яркие звёзды.
|
Скоро зацветут весенние цветы.
|
На поляне мы заметили первые весенние цветы.
|
Высокие сосны любят свет.
|
Белки любят прыгать на высокие сосны.
|
Лёгкие облака плывут по небу.
|
Ветер гонит лёгкие облака.
|
Белые снега укрыли землю.
|
Солнце осветило белые снега.
|
Широко раскинули свои веточки зелёные ёлочки.
|
Солнце осветило зелёные ёлочки.
|
Яркие звёзды загорелись в небе.
|
На небе я вижу яркие звёзды.
|
Скоро зацветут весенние цветы.
|
На поляне мы заметили первые весенние цветы.
|
Высокие сосны любят свет.
|
Белки любят прыгать на высокие сосны.
|
Приложение 2.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: «Именительный и винительный падежи
множественного числа имён прилагательных»
Учитель начальных классов
Кудрявцева Татьяна Владимировна
МОУ Коткишевской ООШ
муниципального района
город Нея и Нейский район
Костромской области
УМК «Классическая школа»
Т.Г.Рамзаева «Русский язык»
4 класс
Цели:
-
повторить теоретический материал по теме «Имя прилагательное»;
-
формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
-
развивать умение распознавать именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных;
-
формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах;
-
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; выполнять самопроверку и взаимопроверку;
-
воспитывать самостоятельность в работе над заданием;
-
воспитывать любовь к русскому языку и родному краю.
Учащиеся должны:
-
знать грамматические признаки имени прилагательного;
-
уметь склонять имена прилагательные множественного числа и знать их падежные окончания:
-
уметь различать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать их окончания;
-
уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы; выполнять самопроверку и взаимопроверку;
Оборудование:
-
алгоритм-опора по теме;
-
тетрадь-помощница;
-
индивидуальные карточки для работы с текстом;
-
снежинки со словами;
-
учебник.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация.
- Мы продолжаем изучение темы «Множественное число имён прилагательных». Наш урок структурно будет состоять из двух частей: 1) повторение пройденного и 2) работа над новым материалом. Работать будем под девизом:
Смело иди вперёд,
Не стой на месте,
Чего не сделает один,
Сделаем вместе!
- Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном по алгоритму:
являюсь…
обозначаю…
отвечаю…
изменяюсь…
связан…
в предложении…
- Послушайте стихотворение и назовите имена прилагательные
Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берёз.
Снежные тропинки,
Голые кусты,
Падают снежинки
Тихо с высоты.
- Что объединяет эти имена прилагательные?
- В домашнем упражнении (часть 1,стр.34 упр.343) найдите имена прилагательные во множественном числе.
(бронзовые стволы, зелёные вершины). Просклоняйте их по падежам (по вариантам)
И.п. бронзовые стволы, зелёные вершины
Р.п. бронзовых стволов, зелёных вершин
Д.п. бронзовым стволам, зелёным вершинам
В.п. бронзовые стволы, зелёные вершины
Т.п. бронзовыми стволами, зелёными вершинами
П.п. о бронзовых стволах, зелёных вершинах
- Какие же окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
И.п., В.п. – ые –ие
Р.п, П.п. – ых – их
Д.п. – ым – им
Т.п. – ыми – ими
3. Постановка учебной задачи.
- На карточке записано прилагательное (белые), определите его падеж.
- Кто смог выполнить задание? Почему не смогли? Какие можно сделать предположения?
- Какова же новая тема урока? ( Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных). Как же определить падеж у прилагательного «белые»? (Составить предложения)
Например: Белые берёзы нарядились в зимние одежды. Из окна я вижу белые берёзы.
- Уточним цели урока.
4. Первичное закрепление.
Часть 1, упр. 347, стр.37
(учащиеся работают в тетрадях с комментированием)
5. Физкультминутка.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками,
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели,
Раз - присели, два – присели,
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
6. Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону.
- Февральская метель развеяла хоровод снежинок и рассыпала на ваших партах предложения на отдельные слова. Составьте предложения и определите падеж имён прилагательных. (Приложение 1)
1 группа. Лёгкие облака плывут по небу. Ветер гонит лёгкие облака.
2 группа. Белые снега укрыли землю. Солнце осветило белые снега.
3 группа. Широко раскинули свои веточки зелёные ёлочки. Солнце осветило зелёные ёлочки.
4 группа. Яркие звёзды загорелись в небе. На небе я вижу яркие звёзды.
5 группа. Скоро зацветут весенние цветы. На поляне мы заметили первые весенние цветы.
6 группа. Высокие сосны любят свет. Белки любят прыгать на высокие сосны.
(Взаимопроверка в четвёрках)
7. Включение в систему знаний.
- Работаем на карточке. Задание: в тексте определите падежи имён прилагательных.
(Приложение 2.)
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появи
лись пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
8. Итог урока.
- Над какой темой работали?
- Как различить именительный и винительный падежи имён прилагательных во множественном числе?
- Домашнее задание: стр.37 упр.348 или стр.38 упр.349 по выбору.
- Оцените свою работу по шкале роста.
Приложение 1.
Лёгкие облака плывут по небу. |
Ветер гонит лёгкие облака. |
Белые снега укрыли землю. |
Солнце осветило белые снега. |
Широко раскинули свои веточки зелёные ёлочки. |
Солнце осветило зелёные ёлочки. |
Яркие звёзды загорелись в небе. |
На небе я вижу яркие звёзды. |
Скоро зацветут весенние цветы. |
На поляне мы заметили первые весенние цветы. |
Высокие сосны любят свет. |
Белки любят прыгать на высокие сосны. |
Лёгкие облака плывут по небу. |
Ветер гонит лёгкие облака. |
Белые снега укрыли землю. |
Солнце осветило белые снега. |
Широко раскинули свои веточки зелёные ёлочки. |
Солнце осветило зелёные ёлочки. |
Яркие звёзды загорелись в небе. |
На небе я вижу яркие звёзды. |
Скоро зацветут весенние цветы. |
На поляне мы заметили первые весенние цветы. |
Высокие сосны любят свет. |
Белки любят прыгать на высокие сосны. |
Приложение 2.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО