Час общения "Генеалогическое дерево"
Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru
ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001
Час общения «Генеалогическое дерево»методическая разработка для детей старшего школьного возраста
Автор: Агаркова Елена Анатольевна, воспитатель МКОУ «Детский дом № 6», высшая квалификационная категория
Прокопьевск 2012
Пояснительная записка Генеалогия, как наука о предках ныне живущих людей, обретает сегодня особую актуальность. 19 лет уже прошло с появления первого в отечественной литературе практического пособия по составлению родословных (А. Н. Онучин), а важность изучения этой темы по-прежнему нет надобности, доказывать. При общении с воспитанниками детских домов отчетливо осознаешь, что дети не только плохо знают своих родственников (если они есть), но и не знают много слов, обозначающих родственные отношения. Те дети, у которых есть родные, они не знают отчества, дат основных жизненных событий (дни рождения, свадьбы, образование, места рождения и места жительства родственников), а также где и кем они (а иногда и родители) работают или чем занимаются. Поэтому данная методическая разработка позволит заинтересовать детей изучением истории своей семьи и в дальнейшем к составлению генеалогического древа. Эту работу вполне позволительно рекомендовать к обязательному просмотру всем, кто собирается заниматься изучением своей родословной. Здесь можно узнать с чего начать и как искать сведения о своих предках. Час общения предназначен для воспитателей и детей старшего школьного возраста, но будет также познавательным и для взрослых. В упрощенном виде час общения вполне может быть применен в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста Получив новые знания, вы сможете заложить фундамент своей генеалогической культуры и расширить горизонты перспективного будущего.
Ход занятия. I. Организационный момент. — Тема нашей встречи необычная. Сегодня мы поговорим о генеалогическом древе человека. С чем связаны «корни человека»? Но для начала давайте попробуем разобраться в названиях родственных отношений, понять, кто из родственников является друг другу братом, тетей, бабушкой, супругом, этом нам поможет кроссворд, который мы сейчас разгадаем. (Приложение №1)
Подведение итогов работы с кроссвордом.
II. Введение. — Итак, сегодня мы поговорим о семье, генезисе человека,
генеалогическом древе, о правилах и этапах его составления. Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе. Раньше на Руси говорили, что семья — это семь человек, живущих в одном доме. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. (По Далю.)О каждой семье можно написать интересную книгу. III. Основная часть. -Представьте, что такая книга есть и у нас. Называется она «Моя родословная». На первой странице мы узнаем о «Родственных отношениях».
(Слайд №2,3).
Давайте попробуем конкретизировать «Кого мы называем семьёй?» Перечислите членов семьи?
(ответы)
· Мама
· Папа
· Брат
· Сестра
· Бабушка
· Дедушка
— Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники.
— Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам? (Слайд №4).
· Дяди.
· Тёти.
· Двоюродные братья, сёстры.
· Прабабушки.
· Прадедушки………
— Да, семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья — дом, в котором мы живём.
— Хорошо, молодцы!
К сожалению, на сегодняшний день мало кто знает исконно русские названия родственников, например, кто такой шурин, кума, свояченица?..
— А вот понятие «крестная мать» (кума), «крестный отец» (кум), «крестник» связаны с крестинами ребенка (или взрослого). Выбор крестного отца и матери – очень древний христианский обычай. Как вы думаете, кого в основном выбирают на эти почетные «должности»?
Конечно, дальних родственников, друзей, добрых знакомых.
— А почему, как вы думаете?
— Все, что вы сказали, конечно, верно, но дело еще и в том, что с каждым поколением степень родства уменьшается. Крестные выбираются по такому принципу для того, чтобы усилить степень родства.
— У вас было задание к этому занятию – найти пословицы о родне, родных людях. Давайте их заслушаем и попробуем разъяснить смысл. Таким образом, мы переходим ко второй странице нашей книге, она так и будет называться «Пословицы о родне». (Слайд №4, 5).
· Русский человек без родни не живет.
· Добрая кума прибавит ума.
· Кума да кум наставят на ум.
· У кого есть дед, у того и обед.
· Была б моя бабуся — никого не боюся – бабушка щиток, кулак, и молоток!
· Братская любовь пуще каменных стен.
· Брат с братом на медведя ходят.
· У тещи – света все для зятя приспето.
· Зять на двор – пироги на стол!
— Предлагаю вам разгадать загадки:
· Шли две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а всего их трое. Как это может быть? (Мать, дочь и внучка).
· Сын отца моего, а мне не брат. (Это я сам).
— Вам приходилось когда-нибудь слышать слово «генеалогия»? А кто может сказать, что оно значит? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
В толковом словаре Владимира Даля записано так.
ГЕНЕАЛОГИЯ (родословная), вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17-18 вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий.(Слайд №6). — Христианская религия считает, что род человеческий произошел от Адама и Евы и тянется доныне. Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение. Вопрос о чистоте крови, например, имел большое значение в жизни рыцарей – при посвящении, при даровании герба, в вопросе о праве участия в турнире. В те времена возникла наука геральдика, живущая и поныне. Кому то известно, что означает наука геральдика? ГЕРАЛЬДИКА (гербоведение) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. (Слайд №7). Первыми профессиональными знатоками генеалогии были герольды. — Практически каждый знатный род имел свой родовой герб. Поэтому на третьей странице нашей книги мы узнаем «Историю разных родов». (Слайд №8). — Для доказательства своего дворянского происхождения человек должен был собрать сведения не менее чем о четырех своих предках, доказать, что они были дворяне. Конечно, тогда не всегда возможно было предоставить совершенно точные данные, поэтому родословные часто составлялись согласно преданиям, воспоминаниям. Герольды путешествовали от замка к замку и собирали сведения, которые заносились в генеалогические книги. К дворянским званиям прилагались гербы и девизы. Гербы говорили о происхождении, а девизы кратко формулировали основной смысл жизни дворянина, его кредо - верю, верую (личное убеждение, основа мировоззрения человека, иногда то же самое, что и девиз), например: «Честь превыше всего», «Делами славен» и так далее. — У русских дворян, как и в Европе, были широко распространены девизы. Вот, например, какой девиз был у известных дворян Лихачевых. Девиз звучал так: «Верен долгу». Один из потомков этого славного рода – генерал-майор Петр Гаврилович Лихачев – на Бородинском поле командовал 24-й пехотной дивизией и раненым взят был в плен при защите батареи Раевского. — Девизом рода Шереметевых стали слова «Бог хранит все». Его получил Борис Петрович Шереметев за военные и дипломатические заслуги от Петра первого. И вот что интересно многие усадьбы и дворцы Шереметевых действительно уцелели среди множества грозных событий, сотрясавших Россию. — У семейства Гончаровых, к которому принадлежала Наталья Николаевна, супруга А. С. Пушкина, тоже был свой девиз: «В честном труде». Справедливость девиза доказали предки Натальи Николаевны, выпуская ткани и бумагу отличного качества. — Ребята, вы сейчас услышали несколько замечательных девизов старинных и очень достойных русских дворянских династий. Попытайтесь сейчас придумать для себя девиз, которому вам хотелось бы следовать на протяжении жизни. (Выслушать варианты воспитанников). — А теперь мы подходим к очень интересной четвертой странице нашей книге «Генеалогическое древо», а именно его составлению. (Слайд №9). — В старину говорили «древо жизни», потому что в нем соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода.
— Как составить своё генеалогическое древо?
Составление семейного древа это отличный способ провести свободное время, а так же узнать много нового о своей истории. Устраивайтесь поудобнее, сейчас всё узнаете. С чего начать? (Слайд №11). 1. Начать работу надо, прежде всего с накапливания информации: даты, истории, фотографии, которые надо хранить в одном месте. Документы, дневники, письма, паспорта, дипломы, метрики — изучайте и черпайте знания. Расспросите старших родственников — бабушек и дедушек и них самих и об их предках, все запишите. 2. Затем начинаем восполнять пробелы в семейной истории. Здесь кое-что зависит от вашего упорства, что-то от удачи, везения и терпения, что-то так и останется загадкой. Но попробовать стоит. Это своего рода охота, как у коллекционеров за редким экспонатом. Учтите, что фамилии наследуются по мужским линиям — это всем известно. Но иногда женщины фамилии в браке не меняли, и это облегчает поиски. 3. Разыскивая предков, вы можете обратиться к архивам центральных библиотек. Можно сделать запрос в архив и ждать ответа. Можно перебрать подшивки старых газет — там можно почерпнуть много интересного. Бабушек и дедушек можно найти в «Книгах памяти», также можно получить информацию в ЗАГСе. 4. Начиная рисовать дерево, помните, что существует общее правило для всех схем. Обозначаются только мужчины — продолжатели рода. Если женщина выходит замуж, она принадлежит к другому роду, и в схеме ее муж и потомки не указываются. (Это для того, чтобы древо не было «развалистым»). Если указывать все родственные линии древо получится более чем подробным. Схемы бывают нисходящие — от отца к сыну и далее, и восходящие — от сына к отцу и далее. — На следующей пятой странице мы рассмотрим «Структуру генеалогического древа». (Слайд №12). Геометрические фигуры можно заменить фотографиями с надписями. — Для примера рассмотрим схематическое древо с надписями. ( Слайд №13). — На этом слайде вы можете посмотреть пример родословной. (Слайд №14, 15). (Приложение №2). IV. Заключительная часть. — Давайте рассмотрим фрагмент генеалогического древа и попытаемся его прочесть. (Слайд №16). — Дадим описание родственных отношений между персонажами, представленными на рис. 2. Персонажи № 1 и № 2 брат и сестра. Каждый из них имеет свою семью: № 3 является мужем сестры (№ 1), то есть №1 и №3, № 2 и №4– это муж и жена. Таким образом, мы описали отношения верхнего уровня дерева. Перейдем к следующему уровню: № 5 – сын № 1 и № 3, № 6 – его жена. №8 и №9 – это дочери пары №2 и №4. У пары №5 и №6 есть сын №7. V. Обратная связь. — Ребята, мы сегодня много говорили о родословной, родственных связях. Я хочу вам предложить составить свою схему – генеалогическое древо, хоть и не все знают своих родных, но, тем не менее, остановимся на оформлении схематической родословной и попробуем объяснить ее. (Слайд №17). VI. Итог. — Как видите, дерево начинается с одной пары родителей. На втором уровне показаны их дети, а на третьем — внуки. Подобная структура называется иерархической. Каждый уровень обязан своим существованием вышележащему уровню. — Важно не просто нарисовать семейное дерево, а важно понять, чем жили наши предки, каковы семейные традиции, характеры, присущие нашим предкам. — Я надеюсь, что вы заинтересовались своим происхождением. Если кому- то интересно найти своих родственников и составить свою родословную мы сможем это сделать вместе. Литература 1.Побединская, Л. А. Классный час играючи. Выпуск 4 / [Текст] Л. А. Побединская – М.: ТЦ Сфера, 2004. 2. http://fljuida.com/post196921520/?upd. 3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/tvorcheskaya-razrabotka-proektnaya-deyatelnost-uchashchikhsy. 4.http://digfoot.3dn.ru/publ/tvorcheskij_proekt_moja_rodoslovnaja_sozdanie_genealogicheskogo_dereva/1-1-0-17. 5. http://www.maaam.ru/blogs/ina-borisovna/proekt-programy-s-chego-nachinaetsja-rodina.html. 6. http://www.arhivcenter.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=248&Itemid=300. 5.http://www.kakprosto.ru/kak-88780-kak-sostavit-proekt-uroka.Приложение №1
Кроссворд «Родственные отношения»
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
п |
|
в |
3 |
|
|||||||||||||||||||||
|
л |
|
н |
|
м |
|
||||||||||||||||||||
4 |
д |
е |
д |
у |
ш |
к |
а |
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
м |
|
к |
|
м |
|
|
|||||||||||||||
|
5 |
я |
|
|
|
а |
|
|||||||||||||||||||
6 |
п |
л |
е |
м |
я |
н |
н |
и |
ц |
а |
|
|
|
|||||||||||||
|
7 |
|
а |
|
н |
|
|
|||||||||||||||||||
8 |
с |
у |
п |
р |
у |
г |
|
и |
|
|
|
|||||||||||||||
|
у |
|
а |
|
|
к |
|
|
|
|||||||||||||||||
|
п |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
р |
9 |
|
10 |
11 |
|
|||||||||||||||||||||
у |
в |
б |
д |
|
||||||||||||||||||||||
г |
н |
р |
я |
|
||||||||||||||||||||||
12 |
б |
а |
б |
у |
ш |
к |
а |
д |
|
|
||||||||||||||||
|
ч |
|
13 |
т |
е |
т |
я |
|
|
|||||||||||||||||
к |
|
|||||||||||||||||||||||||
а |
По горизонтали:
4. Отец отца или матери? (Дедушка). 6. Дочь брата или сестры? (Племянница). 8. Мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в браке? (Супруг). 12. Мать отца или матери? (Бабушка). 13. Сестра отца или матери? (Тетя).
По вертикали:
1. Сын брата или сестры? (Племянник). 2. Сын сына или дочери? (Внук).
3. Первое слово, которое говорит малыш? (Мама). 5. Без него не было бы меня? (Папа). 7. Замужняя женщина?(Супруга). 9. Дочь сына или дочери? (Внучка). 10. Сын в отношении к другим детям одних родителей? (Брат). 11. Брат отца или матери? (Дядя).
Кроссворд «Родственные отношения»
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
3 |
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
9 |
|
10 |
11 |
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
По горизонтали:
4. Отец отца или матери? 6. Дочь брата или сестры? 8. Мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в браке? 12. Мать отца или матери? 13. Сестра отца или матери?
По вертикали:
1. Сын брата или сестры? 2. Сын сына или дочери?
3. Первое слово, которое говорит малыш? 5. Без него не было бы меня? 7. Замужняя женщина? 9. Дочь сына или дочери? 10. Сын в отношении к другим детям одних родителей? 11. Брат отца или матери?
Приложение №2
В историческом музее, в основном холле на потолке находится генеалогическое древо: портреты династий Рюриковичей и Романовых, работы В. Васнецова, сохранившиеся еще со времен дореволюционной думы.
Пояснительная записка
Генеалогия, как наука о предках ныне живущих людей, обретает сегодня особую актуальность. 19 лет уже прошло с появления первого в отечественной литературе практического пособия по составлению родословных (А. Н. Онучин), а важность изучения этой темы по-прежнему нет надобности, доказывать.
При общении с воспитанниками детских домов отчетливо осознаешь, что дети не только плохо знают своих родственников (если они есть), но и не знают много слов, обозначающих родственные отношения.
Те дети, у которых есть родные, они не знают отчества, дат основных жизненных событий (дни рождения, свадьбы, образование, места рождения и места жительства родственников), а также где и кем они (а иногда и родители) работают или чем занимаются.
Поэтому данная методическая разработка позволит заинтересовать детей изучением истории своей семьи и в дальнейшем к составлению генеалогического древа.
Эту работу вполне позволительно рекомендовать к обязательному просмотру всем, кто собирается заниматься изучением своей родословной. Здесь можно узнать с чего начать и как искать сведения о своих предках.
Час общения предназначен для воспитателей и детей старшего школьного возраста, но будет также познавательным и для взрослых. В упрощенном виде час общения вполне может быть применен в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста
Получив новые знания, вы сможете заложить фундамент своей генеалогической культуры и расширить горизонты перспективного будущего.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Тема нашей встречи необычная. Сегодня мы поговорим о генеалогическом древе человека. С чем связаны «корни человека»? Но для начала давайте попробуем разобраться в названиях родственных отношений, понять, кто из родственников является друг другу братом, тетей, бабушкой, супругом,
этом нам поможет кроссворд, который мы сейчас разгадаем.
(Приложение
№1)
Кроссворд
«Родственные отношения»
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
п |
|
в |
3 |
|
|||||||||||||||||||||
|
л |
|
н |
|
м |
|
||||||||||||||||||||
4 |
д |
е |
д |
у |
ш |
к |
а |
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
м |
|
к |
|
м |
|
|
|||||||||||||||
|
5 |
я |
|
|
|
а |
|
|||||||||||||||||||
6 |
п |
л |
е |
м |
я |
н |
н |
и |
ц |
а |
|
|
|
|||||||||||||
|
7 |
|
а |
|
н |
|
|
|||||||||||||||||||
8 |
с |
у |
п |
р |
у |
г |
|
и |
|
|
|
|||||||||||||||
|
у |
|
а |
|
|
к |
|
|
|
|||||||||||||||||
|
п |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
р |
9 |
|
10 |
11 |
|
|||||||||||||||||||||
у |
в |
б |
д |
|
||||||||||||||||||||||
г |
н |
р |
я |
|
||||||||||||||||||||||
12 |
б |
а |
б |
у |
ш |
к |
а |
д |
|
|
||||||||||||||||
|
ч |
|
13 |
т |
е |
т |
я |
|
|
|||||||||||||||||
к |
|
|||||||||||||||||||||||||
а |
По горизонтали:
4. Отец отца или матери? (Дедушка). 6. Дочь брата или сестры? (Племянница). 8. Мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в браке? (Супруг). 12. Мать отца или матери? (Бабушка). 13. Сестра отца или матери? (Тетя).
По вертикали:
1. Сын брата или сестры? (Племянник). 2. Сын сына или дочери? (Внук).
3. Первое слово, которое говорит малыш? (Мама). 5. Без него не было бы меня? (Папа). 7. Замужняя женщина? (Супруга). 9. Дочь сына или дочери? (Внучка). 10. Сын в отношении к другим детям одних родителей? (Брат). 11. Брат отца или матери? (Дядя).
Подведение итогов работы с кроссвордом.
II. Введение.
-
Итак, сегодня мы поговорим о семье,
генезисе человека,
генеалогическом
древе, о
правилах и этапах его составления. Семья
– это совокупность близких
родственников, живущих вместе.
Раньше
на Руси говорили, что семья - это
семь человек,
живущих в одном доме. Женатый
сын или замужняя дочь, отдельно живущие,
составляют уже иную семью. (По
Далю.) О
каждой семье можно написать интересную
книгу.
III. Основная часть.
-Представьте, что такая книга есть и у нас. Называется она «Моя родословная». На первой странице мы узнаем о «Родственных отношениях».
(Слайд
№2,3).
Давайте
попробуем конкретизировать «Кого мы
называем семьёй?» Перечислите
членов семьи?
(ответы)
-
Мама
-
Папа
-
Брат
-
Сестра
-
Бабушка
-
Дедушка
-
Все эти члены семьи связаны родственными
отношениями, т.е. являются родственниками.
И называются они близкие родственники.
-
Есть ещё понятие дальние родственники.
Кто же относится к дальним
родственникам? (Слайд
№4).
-
Дяди
-
Тёти
-
Двоюродные братья, сёстры.
-
Прабабушки
-
Прадедушки,……..
- Да, семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья - дом, в котором мы живём.
- Хорошо, молодцы!
К сожалению, на сегодняшний день мало кто знает исконно русские названия родственников, например, кто такой шурин, кума, свояченица?....
- А вот понятие «крестная мать» (кума), «крестный отец» (кум), «крестник» связаны с крестинами ребенка (или взрослого). Выбор крестного отца и матери – очень древний христианский обычай. Как вы думаете, кого в основном выбирают на эти почетные «должности»?
Конечно, дальних родственников, друзей, добрых знакомых.
- А почему, как вы думаете?
- Все, что вы сказали, конечно, верно, но дело еще и в том, что с каждым поколением степень родства уменьшается. Крестные выбираются по такому принципу для того, чтобы усилить степень родства.
- У вас было задание к этому занятию – найти пословицы о родне, родных людях. Давайте их заслушаем и попробуем разъяснить смысл. Таким образом, мы переходим ко второй странице нашей книге, она так и будет называться «Пословицы о родне». (Слайд №4, 5).
-
Русский человек без родни не живет.
-
Добрая кума прибавит ума.
-
Кума да кум наставят на ум.
-
У кого есть дед, у того и обед.
-
Была б моя бабуся - никого не боюся – бабушка щиток, кулак, и молоток!
-
Братская любовь пуще каменных стен.
-
Брат с братом на медведя ходят.
-
У тещи – света все для зятя приспето.
-
Зять на двор – пироги на стол!
- Предлагаю вам разгадать загадки:
-
Шли две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а всего их трое. Как это может быть? (Мать, дочь и внучка).
-
Сын отца моего, а мне не брат. (Это я сам).
- Вам приходилось когда-нибудь слышать слово «генеалогия»? А кто может сказать, что оно значит? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
В толковом словаре Владимира Даля записано так.
ГЕНЕАЛОГИЯ (родословная), вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17-18 вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий. (Слайд №6).
- Христианская религия считает, что род человеческий произошел от Адама и Евы и тянется доныне. Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение. Вопрос о чистоте крови, например, имел большое значение в жизни рыцарей – при посвящении, при даровании герба, в вопросе о праве участия в турнире. В те времена возникла наука геральдика, живущая и поныне.
Кому то известно, что означает наука геральдика?
ГЕРАЛЬДИКА (гербоведение) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. (Слайд №7).
Первыми профессиональными знатоками генеалогии были герольды.
- Практически каждый знатный род имел свой родовой герб. Поэтому на третьей странице нашей книги мы узнаем «Историю разных родов». (Слайд №8).
- Для доказательства своего дворянского происхождения человек должен был собрать сведения не менее чем о четырех своих предках, доказать, что они были дворяне. Конечно, тогда не всегда возможно было предоставить совершенно точные данные, поэтому родословные часто составлялись согласно преданиям, воспоминаниям. Герольды путешествовали от замка к замку и собирали сведения, которые заносились в генеалогические книги. К дворянским званиям прилагались гербы и девизы. Гербы говорили о происхождении, а девизы кратко формулировали основной смысл жизни дворянина, его кредо (верю, верую) — личное убеждение, основа мировоззрения человека, иногда то же самое, что и девиз), например: «Честь превыше всего», «Делами славен» и так далее.
- У русских дворян, как и в Европе, были широко распространены девизы. Вот, например, какой девиз был у известных дворян Лихачевых. Девиз звучал так: «Верен долгу». Один из потомков этого славного рода – генерал-майор Петр Гаврилович Лихачев – на Бородинском поле командовал 24-й пехотной дивизией и раненым взят был в плен при защите батареи Раевского.
- Девизом рода Шереметевых стали слова «Бог хранит все». Его получил Борис Петрович Шереметев за военные и дипломатические заслуги от Петра первого. И вот что интересно многие усадьбы и дворцы Шереметевых действительно уцелели среди множества грозных событий, сотрясавших Россию.
- У семейства Гончаровых, к которому принадлежала Наталья Николаевна, супруга А. С. Пушкина, тоже был свой девиз: «В честном труде». Справедливость девиза доказали предки Натальи Николаевны, выпуская ткани и бумагу отличного качества.
- Ребята, вы сейчас услышали несколько замечательных девизов старинных и очень достойных русских дворянских династий. Попытайтесь сейчас придумать для себя девиз, которому вам хотелось бы следовать на протяжении жизни. (Выслушать варианты воспитанников).
- А теперь мы подходим к очень интересной четвертой странице нашей книге «Генеалогическое древо», а именно его составлению. (Слайд №9).
- В старину говорили «древо жизни», потому что в нем соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода.
- Как составить своё генеалогическое древо?
Составление семейного древа это отличный способ провести свободное время, а так же узнать много нового о своей истории. Устраивайтесь поудобнее, сейчас всё узнаете.
С чего начать? (Слайд №11).
1. Начать работу надо, прежде всего с накапливания информации: даты, истории, фотографии, которые надо хранить в одном месте. Документы, дневники, письма, паспорта, дипломы, метрики - изучайте и черпайте знания. Расспросите старших родственников - бабушек и дедушек и них самих и об их предках, все запишите.
2. Затем начинаем восполнять пробелы в семейной истории. Здесь кое-что зависит от вашего упорства, что-то от удачи, везения и терпения, что-то так и останется загадкой. Но попробовать стоит. Это своего рода охота, как у коллекционеров за редким экспонатом. Учтите, что фамилии наследуются по мужским линиям - это всем известно. Но иногда женщины фамилии в браке не меняли, и это облегчает поиски.
3. Разыскивая предков, вы можете обратиться к архивам центральных библиотек. Можно сделать запрос в архив и ждать ответа. Можно перебрать подшивки старых газет - там можно почерпнуть много интересного. Бабушек и дедушек можно найти в «Книгах памяти», также можно получить информацию в ЗАГСе.
4. Начиная рисовать дерево, помните, что существует общее правило для всех схем. Обозначаются только мужчины - продолжатели рода. Если женщина выходит замуж, она принадлежит к другому роду, и в схеме ее муж и потомки не указываются. (Это для того, чтобы древо не было «развалистым»). Если указывать все родственные линии древо получится более чем подробным. Схемы бывают нисходящие - от отца к сыну и далее, и восходящие - от сына к отцу и далее.
- На следующей пятой странице мы рассмотрим «Структуру генеалогического древа». (Слайд №12).
Основные элементы родословного дерева:
Геометрические фигуры можно заменить фотографиями с надписями.
- Для примера рассмотрим схематическое древо с надписями. ( Слайд №13).
- На этом слайде вы можете посмотреть различные родословные разных времен. (Слайд № 14, 15). (Приложение №2).
IV. Заключительная часть.
- Давайте рассмотрим фрагмент генеалогического древа и попытаемся его прочесть. (Слайд №16).
- Дадим описание родственных отношений между персонажами, представленными на рис. 2. Персонажи № 1 и № 2 брат и сестра. Каждый из них имеет свою семью: № 3 является мужем сестры (№ 1), то есть №1 и №3, № 2 и №4– это муж и жена. Таким образом, мы описали отношения верхнего уровня дерева. Перейдем к следующему уровню: № 5 – сын № 1 и № 3, № 6 – его жена. №8 и №9 – это дочери пары №2 и №4. У пары №5 и №6 есть сын №7.
V. Обратная связь.
- Ребята, мы сегодня много говорили о родословной, родственных связях. Я хочу вам предложить составить свою схему – генеалогическое древо, хоть и не все знают своих родных, но, тем не менее, остановимся на оформлении схематической родословной и попробуем объяснить ее. (Слайд №17).
VI. Итог.
- Как видите, дерево начинается с одной пары родителей. На втором уровне показаны их дети, а на третьем — внуки. Подобная структура называется иерархической. Каждый уровень обязан своим существованием вышележащему уровню.
- Важно не просто нарисовать семейное дерево, а важно понять, чем жили наши предки, каковы семейные традиции, характеры, присущие нашим предкам.
- Я надеюсь, что вы заинтересовались своим происхождением. Если кому- то интересно найти своих родственников и составить свою родословную мы сможем это сделать вместе.
Литература
-
Побединская, Л. А. Классный час играючи. Выпуск 4 / [Текст] Л. А. Побединская – М.:ТЦ Сфера, 2004.
-
http://www.maaam.ru/blogs/ina-borisovna/proekt-programy-s-chego-nachinaetsja-rodina.html.
-
http://www.arhivcenter.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=248&Itemid=300.
-
http://www.kakprosto.ru/kak-88780-kak-sostavit-proekt-uroka.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»