В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

горбатова ольга
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 8791 комментариев: 1
Краткое описание
Поделиться опытом работы с другими учителями, получить сертификат
Описание
Горбатова Ольга Владимировна, учитель высшей категории, МБОУ «СОШ № 19» г. Читы. МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯС ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО» Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и обучающегося на умение вести диалог. Учебный диалог относится к ведущим технологиям, так как для выпускника школы необходимо быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща. Эти навыки должны обеспечить молодому человеку мобильность, возможность быстрой реакции в изменяющемся мире при состоянии душевного комфорта, которое обеспечивает эмоциональное равновесие. Для того чтобы современный выпускник обладал данными навыками, необходимо, чтобы его этому научили. Диалог — вот что нам сейчас необходимо прежде всего, так как передаточный характер содержания образования неэффективен для развития личностного потенциала ребенка, принадлежащего к определенной культуре, он не способствует его полноценному творческому формированию. М.С.Каган писал, что «если в основе образования как процесса передачи знаний основным средством является монолог, то воспитание как формирование ценностей может бьпь эффективным только в диалогических контактах учителя и ученика» По мнению М. М. Бахтина «истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она открывается в процессе диалогического общения между людьми». Диалог как метод обучения способствует тому, что у школьников появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность, происходит обмен информацией, регулируются межличностные отношения. Если в живой разговорной речи диалог — это форма общения людей, то учебный диалог — это еще и метод обучения, который имеет свою структуру, динамику и композицию. Учебный диалог в школьной практике представлен в основном двумя видами: учитель — ученик и ученик — ученик. Долгий диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто, потому что на уроке редко встречается возможность обмениваться репликами с одним учеником. Даже если это и происходит, то с ориентацией на весь класс в целом. Если в бытовом диалоге могут участвовать два человека, то в школьном диалоге участвуют учитель и двадцать-тридцать учеников. Поэтому учитель не может рассчитывать услышать реплику-реакцию на свое высказывание от всех тридцати человек одновременно, но она все-таки «слышима» опытным учителем от каждого ученика, так как в данном случае реплика-реакция может быть выражена невербальными средствами (мимикой, жестами) и представлена внутренней речью. Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов: ü ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа; ü учебный диалог строго ограничен по времени; ü если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний; ü речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов; ü учебный диалог требует предварительной подготовки.  Профессиональная задача учителя — помочь ребенку увидеть в общей проблеме тот уникальный поворот, который соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика. Вследствие своей универсальности диалог в обучении — это не сюжет, не фрагмент лекции или семинарского занятия. Диалог всегда «внесюжетен» и независим от той или иной ситуации на уроке. Для ребят диалог — это ощущение и понимание равенства со своим собеседником. Равенство в диалоге — это не равенство в знании, это равные права на ответственность за постановку и решение своего вопроса. Поэтому необходимо раскрепощение педагогических отношений, изменение их сути на основе взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Вот почему так важно, чтобы учитель обрел утерянный им главный ориентир своей профессии — личность ученика. Решению этих задач и способствует диалогический строй уроков вообще, литературы — в особенности. Понимание жизни и литературы во всем их многоголосии, полифонии, многоцветности, противоречивости, сложности как непрекращающегося диалога ­вот что нам сейчас нужно прежде всего. Диалогичность — совместный поиск истины. Это и форма, и способ отношений. В нём главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. Здесь осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сотворчество. Общение организуется на уроке, как обмен личным опытом учителя и ученика. Причём учитель реализует в ходе такого общения не только свой жизненный опыт в виде собственной позиции, суждений, оценки анализируемой проблемы, но и выступает носителем социокультурных образцов, так как он должен добиться усвоения учеником их общепринятого содержания (научного, этического, нравственного, социального). Но это возможно лишь при серьёзном, уважительном отношении к учащемуся. Диалог изменяет и формы общения: вместо преобладающего монолога — полилог, причём при активном участии всех школьников.  Учебный диалог предполагает широкое использование личного опыта, знаний в интерпретации художественного произведения. Это многоаспектное общение: вербальное, невербальное, интеллектуальное, эмоциональное. В процессе учебного диалога старшеклассники высказывают суждения с различных точек зрения. Надо уважать и учитывать все позиции. А потому учитель не принуждает, а убеждает учеников принять то содержание, которое соответствует научному знанию. Ученик осознаёт, почему в основе полученных знаний лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только личностным, но и социально значимым ценностям.  В процессе учебного диалога учащиеся овладевают опытом эмоционально­ — ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей. Покажем это на примере фрагмента урока по роману Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». «Раскрытие внутреннего мира героя через символику времени в романе Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго» -История создания романа Б.Л.Пастернака не совсем обычна уже тем, что к этому произведению автор шел долгие годы, оно стало роковым в его судьбе и подвело своеобразный итог творчества этого сложного писателя. Нобелевская премия, присужденная за создание романа, так и не смогла попасть в руки её обладателя, наверное, потому, что это был человек с большой буквы, настоящий интеллигент, который не смог покинуть свою страну в тяжкие для неё годы. Он не отрекся от Родины, не отрекся от своих произведений и продолжал, не смотря ни на что, писать в них правду о суровой действительности. Его герой похож на своего создателя, иначе, наверное, не получилось бы той проникновенности в изображении чувств, характера, поступков, а самое главное, невозможно человеку с этим незнакомому описать тот небывалый процесс творчества, миг вдохновения, дарованный далеко не каждому. Не случайно роман «Доктор Живаго» называют «поэзией в прозе» или причисляют к жанру лирического романа. Возможно, что сам Пастернак не смог бы создать иное по жанр произведение, потому что сам воздух времени, эпохи, в которую он жил был полон стихов, ритмов, рифмовки. Пастернак — поэт, и его творчество тесно связано с символизмом, а так как роман написан поэтом, то он близок к поэтическому восприятию действительности, отсюда и очень сильная знаковая система (т.е. система символов). — Диалог мы начнём с выяснения значений ключевых слов. С основного знака.  Итак, главным героем романа является Юрий Андреевич Живаго. Почему Пастернак даёт своему герою имя Юрий? 1. Юрий — созвучно юродивому, т.е. в отличие от обычных людей. обладающим даром провидения, видящим истину в жизни. 2. В Святцах отсутствует имя Юрий, поэтому при крещении давали имя Георгий, ассоциируется с Георгием Победоносцем, т.е. мужественным, а мужество Юрия Живаго заключается в том, что он остался самим собой, одерживает духовную победу. 3. В переводе с латинского – «землепашец», «созидатель». — А теперь обратимся к фамилии. Почему фамилия Живаго? 1. От слова «жизнь». 2. В Евангелие от Матфея рассказывается о том, что когда Иисус Христос пришёл в окрестности Кесари, то спросил своих учеников: «Что говорят люди, кто я таков?». То один из учеников Симон Пётр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живаго», т.е. вечно живой (Христа распяли, но не убили, потому что Бога убить нельзя). Фамилия и имя символичны, но роман назван «Доктор Живаго». -Почему именно доктор главный герой романа? Когда человек идёт к доктору? (Когда болен, чтобы излечить какое — то физическое и душевное заболевание). — Почему доктор, а не врач? (Доктор — какое — то домашнее слово, доброе, а врач — официальное) Каково же назначение профессии врача? Спасать жизнь людей. Название романа символично. Вот вы сейчас говорили: «Живаго — жизнь, назначение врача — спасать жизнь. Какую жизнь показывает Б. Пастернак в романе? — Жизнь в эпоху войн и революций, поколение, живущее в эпоху социальных катаклизмов. Революции и войны разрушают установленный порядок, естественный ход жизни, ломают судьбы людей — это позиция Пастернака отражена уже в названии романа. Что значит доктор в эпоху войн? Доктор — это профессия нейтральная, его не имеют право убивать, брать в плен (ч.l1, гл. 4). Эта мысль, что профессия доктора нейтральна, отражена в поведении — героя. Он, действительно, нейтрален, как бы созерцает эту жизнь, потому что считает, что история сама себя излечит. Он постоянно находится между: войной и миром, белыми и красными (мы не знаем, кто он — белый или красный), между бытом и бытием, между Тоней и Ларой, между жизнью и смертью. Он постоянно в дороге. Мотив-символ дороги как глубокая рана, постоянно пересекает пространство романа. В этом метаобразе сконцентрировано авторское ощущение неумолимой поступи времени, пренебрегающего человеком.
Что символизирует образ дороги? Образ дороги тоже символичен. Дорога связана с поиском истины. Истина связана с познанием жизни, путь к истине труден. Недаром Живаго в конце романа выглядит стариком. --Почем же ЮрийЖиваго постоянно в дороге? — Где он пытается найти истину? В труде:хороший врач, работает, чтобы спасать жизнь других (ч. 9, гл. 1); на войне:не думает о себе, сам себя приносит в жертву (ч. 6, гл. 9); в творчестве:пытается всё время писать о жизни поколения, пытается предсказать будущее, потому что в настоящем плохо, хаос (ч. 9, гл. 7-8); в любви:жену любит как мать своих детей, страсти не было, традиция, любовь — долг, уважение. Любит как хранительницу очага, женился, как положено. Лару любит как поэт, для души, она вдохновляла его, питала жизненными силами. — Давайте проследим, как внутреннее состояние героя раскрывается с точки зрения временного пласта. Что символизируют времена года? Весна — пробуждения бытия, движение жизни. Лето — расцвет бытия Осень — символ засыпания бытия Зима — замирание, умирание бытия (Бытие — законы мира, не подвластные человеку) -Что такое весна для Юрия Живаго? Пробуждение душевного состояния героя, он оттаивает, как земля, начинает новую жизнь, порыв к творчеству. Лара появляется весной — зарождение любви. Живаго умирает осенью — Но мы говорим, что он Живаго? Что идёт после осени? Зима — замирание, зимнее время всё посвящено творчеству. Это время. закрытое для всех. Зимой загорается свеча и зарождается творчество.  - Что же такое зима в романе, какова её функция? Преображение. Этот процесс невидимый, но внутренний, то есть идёт обновление, воскрешение. — В чем воскрешение? В творчестве. Он остался поэтом в вечности. Преображается в другой образ — поэта. Через времена года Пастернак показывает зарождение, расцвет, умирание и преображение — это естественный ход человеческой и духовной жизни. Перед нами творец. Как в романе показано зарождение творческих способностей? (Эпизод со свечой ч. 3, гл. 10,11). — Что такое свеча? Символ чего? Символ свечи как начала жизни, начала творчества, вдохновения. «Как образ духовного света во тьме невежества, свеча является важным символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую трепетную человеческую душу». Вдохновение, огонь — начало творческой жизни; огонь в сердце — воплощение чувства любви, то есть образ свечи — это начало творчества и любви. — Послушайте эпизод из романа о бабочке. (Чтение учеником отрывка из ч. 11, гл. 8) — Итак, здесь главный образ – бабочка. — Как происходит процесс зарождения бабочки? (Гусеница — кокон — бабочка). — Что это за процесс, если спроецировать его на творчество? В начале гусеница — зарождение из безобразного, реального, быта, потом кокон — внутреннее движение, невидимое, внутренние животворящие процессы, затем появление бабочки — красоты, творчество. — Что делает бабочка в этом отрывке? (Мимикрирует) — Что это такое? ( Мимикрия — один из видов защитной окраски у животных и растений с окружающей средой, приспособляемость — ч. 13. гл. 16). — Какой путь предлагает Пастернак доктору Живаго? (Мимикрировать) В чём?  в творчестве:Пастернак писал стихи, которые многие не понимали;  с окружающим миром: кто не приспособился — умирает, кто приспособился, ­живёт. Живаго подстраивается ко многим событиям, нигде не сопротивляется жизни, воспринимает всё как есть (рубит дрова, копает землю, терпит нужду). Умирает естественной смертью, потому что жил в гармонии с Природой (вспомните Базарова, Рудина — умирают, так как шли против гармонии жизни). Ехал в трамвае, который идёт по рельсам — замкнутый круг жизни, вышел и умер. Но остаётся живым в творчестве. Недаром роман заканчивается главой «Стихотворения Юрия Живаго». — Давайте посмотрим, почему стихотворения располагаются в таком порядке? Почему же глава открывается стихотворением «Гамлет»? (чтение стихотворения учеником) Главная мысль этого стихотворения? О чём оно? «Гул затих. Я вышел на подмостки» — вышел на дорогу жизни. « Я ловлю в далёком отголоске Что случилось на моём веку»- попытка понять, предвидеть. «Я один, всё тонет в фарисействе»- одиночество. Жизнь — игра, бесполезно бороться, согласен играть роль. Здесь отражается трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно Гамлету, приходилось выбирать: быть или не быть.  - А теперь проследите принцип последовательности стихотворений. Почему стихи расположены в таком порядке? Все времена года, все формы человеческой жизни: времена — «Март», «На страстной», «Белая ночь», «Весенняя распутица», «Лето в городе», «Осень», «Август», «Зимняя ночь» и т.д., человеческая жизнь: «Объяснение», «Свадьба», «Разлука», «Свидание», «Дурные дни) — естественный ход человеческой жизни. Заканчивается глава стихотворением «Гефсиманский сад»  - Послушайте его и ответьте на вопрос: почему заканчивается этим стихотворением? Что произошло в Гефсиманском саду? (Иуда предал Христа, в этом стихотворении рассказывается о предательстве). — Чем заканчивается стихотворение? ( Смертью, воскрешением и преображением) Итак, сбылось, замысел осуществился, умер телесно, но воскрес в слове ­Живаго! — Сегодня мы попытались раскрыть внутренний мир героя через символику, исследовали духовные и душевные стороны главного героя, попытались разобраться в позиции Пастернака по отношению к миру окружающему.  ***
Главное преимущество диалога в сравнении с традиционным уроком заключается в создании условий для становления нового типа учащегося — ученика диалогизирующего. Умение вести диалог связано со способностью школьника отделять знание от незнания, выдвигать цели своего обучения, выбирать необходимые для этого образовательные средства, рефлексировать. Ученик диалогизирующий — это ученик активный, сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается новое: знание, эмоция, творчество.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Надежда Спиридонова
27.02.2013 01:33
Опыта общения и взаимодействия в реальном времени и мире у наших школьников как-то все меньше становится. Реальность все больше заменяется виртуальным миром и виртуальным общением.
Доктор Живаго... Здорово, что на ТАКОМ примере старшеклассникам приходится думать, выражать и обосновывать вслух свои мысли. Спасибо. Мне понравилось.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос