В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок "Мозаичность политической карты мира. Типология стран. " (10 класс)

Урок "Мозаичность политической карты мира. Типология стран. " (10 класс)

Элеонора Понкратова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:3просмотров: 22891
Краткое описание
Выяснить особенности влияния различных исторических эпох на формирование политической карты мира, её количественные и  качественные сдвиги; рассмотреть формы государственного правления и государственного устройства на примере отдельных стран;  научить школьников классифицировать страны мира по различным признакам.
Описание
Урок по географии «Мозаичность политической карты мира. Типология стран. » Реализация деятельностного подхода на уроках географии ( 10 класс) Понкратова Э.В., учитель географии Цель урока: выяснить особенности влияния различных исторических эпох на формирование политической карты мира, её количественные и качественные сдвиги; рассмотреть формы государственного правления и государственного устройства на примере отдельных стран; научить школьников классифицировать страны мира по различным признакам.

Задачи урока:
1. Образовательная

· познакомить учащихся с историческими событиями, которые стали толчком к изменениям на политической карте мира
· выяснить основные направления качественных и количественных изменений на политической карте мира и причины их обуславливающие
· уяснить основные принципы классификации стран по разным признакам и типологию стран
· показать разнообразие стран современного мира
2. Развивающая
· развивать навыки организации и ведения записей в рабочей тетради
· развивать коммуникативные способности вести конструктивный диалог и работать в команде
· формирование умений и навыков работы с текстом, картографическими и статистическими материалами
· развивать навыки логического мышления при анализе и формировании прогнозов с использованием периодической печати и Интернет-ресурсов
· развивать навыки самооценки (способность самостоятельно оценивать достигнутый результат)

3. Воспитывающая
· воспитание у учащихся толерантного отношения к различным странам мира и к их населению, не зависимо от их положения в мире по уровню экономического развития
4. Самообразовательная
· вызвать интерес к предлагаемой проблеме через опережающую самостоятельную работу для расширения знаний и кругозора
· формировать у учащихся умения использовать методы самостоятельного поиска решений
5. Стимулирующая
· Повысить мотивацию учащихся к изучаемой теме и к предмету
· Дать возможность обучающимся раскрыть свои лидерские, личностные, творческие способности на основе имеющегося потенциала
Оборудование:«Политическая карта мира», учебник, атлас, контурные карты, статистические таблицы, фоторепортаж, индивидуальная работа учащегося, модули таблицы, карты рефлексии, компьютер, мультимедиапроектор. Форма урока:семинар Тип урока:изучение нового материала Карта урока:
1 блок 1) Вступительное слово учителя. 2) Определение целей изучаемого материала, их обоснование и значимость. 3) Понятие «политическая карта мира». Что такое политическая карта мира?
5-7 мин.
2 блок Часть А 1) Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся. 2) Обсуждение учащимися вопроса семинара «Какие исторические этапы способствовали формированию политической карты мира?» Мультимедиапрезентация на тему « Этапы формирования политической карты мира»
3) Заполнение таблицы. 4) Рефлексия учащихся. Часть–Б 1) Беседа учителя и учащихся 2) Обсуждение учащимися вопросов семинара «Основываясь на современных политических событиях в мире, какие изменения и где могут произойти на политической карте мира? Какие количественные и качественные изменения происходили на политической карте мира?»
3) Анализ рисунка 31 стр. 88 учебника
« Количественные и качественные изменения на политической карте мира»
4) Работа с политической карта мира атласа с последующими аргументированными выводами 5) Демонстрация звукового слайда Урока №2 КиМ слайд №3 + работа с контурной картой
Часть – В 1) Изучение нового материала учителем в сотворчестве со школьниками по вопросам форм правления и государственно-территориального устройства 2) Работа с модульной схемой у доски и по группам 3) Обсуждение учащимися вопроса семинара « Как форма правления и государственного устройства влияет на классификацию стран мира?» на основе работы над ошибками
4) Выявление ошибок через анализ и синтез информации, через определения, рисунок-схему и статистические таблицы 5) Выполнение тестовых задания для закрепления полученных знаний Часть – Г 1) Объяснение учителем при помощи интерактивного урока типологии стран. 2) Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд №2,3, 5, 6, 7 + работа с контурной картой
3) Работа с определениями ВВП и ВНП. Классификация ООН. 4) Фоторепортаж (индивидуальная работа учащегося)
5) Выявление «недостающих» классификаций стран по другим признакам
30-35 мин.
3 блок 1) Домашнее задание для учащихся с различным уровнем мотивации. 1-2 мин.
4 блок 1) Рефлексия урока через самооценку учащихся ( анкетирование). 2) Рефлексия учителя через анкетирование 5-7 мин.
Вопросы семинара 1. Что такое политическая карта мира? 2. Какие исторические этапы способствовали формированию политической карты мира? 3. Основываясь на современных политических событиях в мире, какие изменения и где могут произойти на политической карте мира? 4. Какие количественные и качественные изменения происходили на политической карте мира? 5. Почему государство является главным объектом политической карты и чем оно определяется? 6. Как форма правления и государственного устройства влияет на классификацию стран мира? 7. Какие признаки можно положить в основу классификации стран мира и почему? 8. Что такое ВВП и ВНП, и почему именно эти показатели легли в основу типологии стран мира? Ход урока 1. Мотивационно-целевой блок. Слово учителя. «География является самым фундаментальным фактором внешний политики государства потому, что этот фактор – самый постоянный. Министры приходят и уходят, умирают даже диктатуры, но цепи гор остаются непоколебимыми.» Николос Джон Спайкмен ( американский геополитик) Как можно объяснить это утверждение в рамках сегодняшней темы нашего урока? Что является объектом сегодняшнего изучения? ( Открыть атласы «Политическая карта мира») Как можно сформулировать цели сегодняшнего урока из формулировки темы? Понятие «политическая карта мира» выходит далеко за рамки географической карты. Кроме изображения государств, их границ, административно-территориального устройства, оно включает формы государственного устройства, характер изменений на такой карте, взаимоотношения между странами и территориальные конфликты. Можно сказать. Что политическая карта мира – это визитная карточка географии современного мира. 2. Содержательно-познавательный блок Часть — А Слово учителя. Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Основываясь на периодизации мировой истории, в становлении современного мирового устройства можно выделить несколько периодов, которые, с одной стороны, отличаются несомненной спецификой, с другой – является условными. (Выступление с индивидуальной опережающей мотивирующей обучающегося работой.) Мультимедиапрезентация на тему « Этапы формирования политической карты мира» Учащиеся заполняют таблицу «Этапы формирования политической карты мира»
Название этапа или подэтапа Период времени Особенности формирования
1. 2. 3. 4. 5.
(Рефлексия обучающихся по итогу выступления, выставление оценки) Часть — Б Беседа с учащимися 1) В чем заключается главная функция политической карты мира? 2) Какие процессы не отражает политическая карта мира? Почему? 3) Почему на политической карте такая пестрота красок и есть ли в этом какой-то смысл? 4) На протяжении XXвека изменения происходили значительно чаще, чем в предшествующие периоды. С чем это связано? Слово учителя. Итак, изменения на политической карте происходили и происходят. Они нося разный характер. И прежде всего специалисты отмечают два процесса этих изменений, это количественные и качественные изменения. Рассмотрим рисунок 31 стр. 88 учебника « Количественные и качественные изменения на политической карте мира» С чем связаны количественные изменения? Количественные изменениясвязаны с территориальными приобретениями, потерями, добровольными уступками государств. (Привести примеры с использованием политической карты мира) (Демонстрация звукового слайда Урока №2 КиМ слайд №3 + работа с контурной картой) А с чем связаны качественные изменения?
Качественные изменения – это смена одной формации другой, завоевание суверенитета, введение нового государственного устройства, образование новых союзов. (Привести примеры с использованием политической карты мира)
Государство – это главный объект политической карты мира Общее число стран на политической карте мира – 230. По данным 2009 года лишь 194 страны независимые государства. А какова же была динамика этого процесса?
ü В 40-50 гг. 20 века независимость завоевали 24 страны, в том числе 17 стран Азии ü В 60-70 гг. 20 века стали независимыми 68 стран, в том числе 39 стран Африки ü В 80-90гг. 20 века суверенитет обрели 32 страны, в том числе 13 стран Европы и 10 стран Азии ü На месте СССР образовалось 15суверенных государств, бывшей Югославии -5 ü Из состава единой Чехословакии выделилось две страны – Чехия и Словакия ü Вместе с тем произошли и объединения, Германии, а также Йемена ü В 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, перед второй мировой войной – 71 страна, к 2000 году их стало 193, а к 2009 – 194 ü В настоящее время площадь колониальных владений в мире равно 1 % суши. Но есть и такие страны мира, которые не имеют всеобщего мирового признания, например, Абхазия и Южная Осетия (часть Грузии), Тайвань ( часть Китая)и Палестина ( часть Израиля), Нагорно-Карабахская Республика ( часть Азербайджана), Приднестровье ( часть Молдавии)… ( Работа с контурной картой и атласом) Часть- В
Слово учителя.
Все стало понятно, что объектом изучения политической карты является государство. А что такое государство?
Государство– это результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. За каждым государством закреплена территория. Территория государства – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны. В состав государственной территории входит суша с её недрами, воды (в том числе территориальные – 12 миль) и, лежащие над сушей и водами, воздушное пространство. Международное право запрещает нарушение границ другого государства и тем более, насильственный захват чужих территорий. Все территориальные споры между государствами должны решаться мировыми средствами.
В курсе обществоведения и истории вы уже знакомились с понятиями государственный строй и государственное правление. Именно эти политико-исторические категории легли в одну из основных классификаций стран мира. Давайте, опираясь на имеющийся опыт и знания, смоделируем данную классификацию. Проведем работу у доски и по группам. У вас на столах и на доске имеется модули схемы, примеры стран, надо построить схему из модулей

Франция



Россия


Швейцария



Ватикан


Италия

( Схема должна иметь данный вид, следует провести работу над ошибками после изучения и повторения определений и статистических таблиц)
У всех ли групп получилась такая схема, наверняка нет. В чем же дело? Не хватает знаний. Проведем работу над ошибками через изучение определений, рисунка- схемы учебника, статистических таблиц.
1) Обратимся к определениям: монархия, республика, федерация, конфедерация, унитарное государство.
2) Рассмотрим рисунок 32. Стр. 91 учебника.
3) Проанализируем статистическую информацию таблицы № 1 и № 2
Закрепляем знания через тестовые задания:
Выберите верный ответ.
1. К унитарным государствам относятся:
А) Япония Б) Индия В) Финляндия Г) США
2. К федеративным государствам относятся:
А) Бразилия Б) Венгрия В) Россия Г) Франция
Установите соответствие.
Монархия -1 Республика – 2
А) США +Аргентина Б) Испания + Дания
В) Франция + Бразилия Г) Бахрейн + Катар
Ответы: 1) А+В 2) А + В 3) 1=Б + Г 2=А+В
Часть – Г
Слово учителя. В чем проявляется многоликость стран современного мира? Как лучше сгруппироват государства при всем их разнообразии? Какие признаки типологии стран можно считать главными? Почему любая типология государства всегда условна? Ответить на эти вопросы нам на сегодняшнем уроке поможет работа с контурной картой на основе фрагмента мультимедиа урока и атласа. ( Учащиеся внимательно слушают диктора, рассказывающего о типологии стран разного вида, а они ведут дальнейшую работу с контурной картой) Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд №2 + работа с контурной картой) · Макрогосударства · Микрогосударства · Самые многочисленные государства мира Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд 3 + работа с контурной картой) · Приморские · Полуостровные · Островные · Архипелаги · Внутриконтинентальные Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд 5 + работа с контурной картой) · Развитые страны мира по ВВП на душу населения Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд 6 + работа с контурной картой) · Развивающиеся страны по ВВП на душу населения Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд 7 + работа с контурной картой) · Страны с переходным типом экономики Так что такое ВВП и ВНП? (Работаем с определениями) ВВП – внутренний валовой продукт – стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, независимо от того, кому принадлежит на территории государства предприятие. ВНП– внутренний национальный продукт- это ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей. ООН классифицирует страны по величине ВВП на душу населения следующим образом: Богатые страны ( более 20 000 у.е. в год) – Швейцария, Швеция, Бельгия, Дания, Исландия) Состоятельные страны ( от 15 000 до 20 000 у. е. в год) –США, Норвегия, Япония, Канада, Финляндия, Великобритания Страны среднего достатка ( 10 000- 15 000 у. е. в год) – Франция, Австрия, Нидерланды Страны удовлетворительного достатка ( 5 000 – 10 000 у. е. в год)-Россия, Испания, Ирландия) Бедные страны ( 3 000 – 5 000 у. е. в год) – Греция, Польша, Португалия Очень бедные страны ( 1500 – 3000 у. е. в год) – страны Африки и Азии Беднейшие страны ( менее 1500 у. е. в год) – Мали, Сомали, Чад, Эфиопия, Бангладеш Фоторепортаж ( индивидуальная работа учащегося) Какие ещё признаки могли бы лечь в основу типологии стран мира, о которых мы сегодня не упоминали? ( Религиозный, национальный, языковой, региональный, относительно воображаемых линий на карте, относительно сторон горизонта и т. д.) 3. Домашнее задание. Для учащихся с повышенной мотивацией к предмету ответить на вопрос «Почему в современном мире постоянно возникают нестабильные ситуации? И с чем это связано? Как они влияют на изменения политической карты мира?» Подготовиться к экспресс-опросу по теме «Мозаичность политической карты мира. Типология стран. » Группе № 1: Составить ранжированный ряд самых богатых стран по ВВП на душу населения (десятка лидеров) Группа № 2: Составить ранжированный ряд самых беднейших стран по ВВП на душу населения (десятка отстающих) ! Использовать таблицу учебника « Независимые государства мира» стр. 264 -269 4. Рефлексия урока Анкетирование учащихся
Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)

 «Зачем я это изучаю?» 


 «Каковы мои успехи и что у меня не получается?»



«Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?»


«Правильно ли я решаю эту задачу?»


«Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?»



«Какая учебная задача стоит передо мной?»



Анкетирование учителя
Компоненты учебной деятельности
(позиция учителя)

Мотив деятельности


Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися



Обсуждение способа действий при решении учебной задачи


Осуществление контроля


Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)



Оценка процесса и результата


Используемая литература: 1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География», 1 часть, М, «Русское слово», 2007 2. Уроки географии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, М., 2006 3. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», М., 2008 4. http://ru.wikipedia. 5. Ю.Н. Гладкий, В. В. Николина «География»10- 11 класс, М. Просвещение, 2008 6. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству? — М.: 1999. 7. Примаков Е.С. Мир после 11 сентября. — М.: Мысль, 2002. 8. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству? — М.: 1999. 9. С.Б. Лавров. В каком мире мы живем. Размышления геополитика. — СПб., 2001.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Анкетирование учащихся..doc Скачать

Анкетирование учащихся



Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)

Ф. И. учащегося


 "Зачем я это изучаю?" 


 "Каковы мои успехи и что у меня не получается?"



"Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?"


"Правильно ли я решаю эту задачу?"


"Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?"



"Какая учебная задача стоит передо мной?"







Анкетирование учащихся



Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)

Ф. И. учащегося



 "Зачем я это изучаю?" 


 "Каковы мои успехи и что у меня не получается?"



"Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?"


"Правильно ли я решаю эту задачу?"


"Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?"



"Какая учебная задача стоит передо мной?"





Анкетирование учителя.doc Скачать

Анкетирование учителя



Компоненты учебной деятельности

(позиция учителя)


Ф. И. О. учителя

Мотив деятельности




Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися





Обсуждение способа действий при решении учебной задачи




Осуществление контроля





Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)





Оценка процесса и результата








КНТУРНАЯ КАРТА МИРА Мозаичность политической карты мира.doc Скачать

КОНТУРНАЯ КАРТА МИРА Ф.И. О. _________________________ Мозаичность политической карты мира. Типология стран 10- 11класс

Открытый урок март 2011.doc Скачать

Урок по географии «Мозаичность политической карты мира. Типология стран. » Реализация деятельностного подхода на уроках географии

( 10 класс)

Понкратова Э.В.,

учитель географии

Цель урока: выяснить особенности влияния различных исторических эпох на формирование политической карты мира, её количественные и качественные сдвиги; рассмотреть формы государственного правления и государственного устройства на примере отдельных стран; научить школьников классифицировать страны мира по различным признакам.



Задачи урока:

  1. Образовательная

  • познакомить учащихся с историческими событиями, которые стали толчком к изменениям на политической карте мира

  • выяснить основные направления качественных и количественных изменений на политической карте мира и причины их обуславливающие

  • уяснить основные принципы классификации стран по разным признакам и типологию стран

  • показать разнообразие стран современного мира

  1. Развивающая

  • развивать навыки организации и ведения записей в рабочей тетради

  • развивать коммуникативные способности вести конструктивный диалог и работать в команде

  • формирование умений и навыков работы с текстом, картографическими и статистическими материалами

  • развивать навыки логического мышления при анализе и формировании прогнозов с использованием периодической печати и Интернет-ресурсов

  • развивать навыки самооценки (способность самостоятельно оценивать достигнутый результат)



  1. Воспитывающая

  • воспитание у учащихся толерантного отношения к различным странам мира и к их населению, не зависимо от их положения в мире по уровню экономического развития

  1. Самообразовательная

  • вызвать интерес к предлагаемой проблеме через опережающую самостоятельную работу для расширения знаний и кругозора

  • формировать у учащихся умения использовать методы самостоятельного поиска решений

  1. Стимулирующая

  • Повысить мотивацию учащихся к изучаемой теме и к предмету

  • Дать возможность обучающимся раскрыть свои лидерские, личностные, творческие способности на основе имеющегося потенциала



Оборудование: «Политическая карта мира», учебник, атлас, контурные карты, статистические таблицы, фоторепортаж, индивидуальная работа учащегося, модули таблицы, карты рефлексии, компьютер, мультимедиапроектор.

Форма урока: семинар

Тип урока: изучение нового материала

Карта урока:

1 блок

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Определение целей изучаемого материала, их обоснование и значимость.

  3. Понятие «политическая карта мира». Что такое политическая карта мира?



5-7 мин.




2 блок

Часть А

  1. Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания у обучающихся.

  2. Обсуждение учащимися вопроса семинара «Какие исторические этапы способствовали формированию политической карты мира?» Мультимедиапрезентация на тему « Этапы формирования политической карты мира»

  3. Заполнение таблицы.

  4. Рефлексия учащихся.

Часть–Б

  1. Беседа учителя и учащихся

  2. Обсуждение учащимися вопросов семинара «Основываясь на современных политических событиях в мире, какие изменения и где могут произойти на политической карте мира? Какие количественные и качественные изменения происходили на политической карте мира?»

  3. Анализ рисунка 31 стр. 88 учебника

« Количественные и качественные изменения на политической карте мира»

  1. Работа с политической карта мира атласа с последующими аргументированными выводами

  2. Демонстрация звукового слайда Урока №2 КиМ слайд №3 + работа с контурной картой


Часть – В

  1. Изучение нового материала учителем в сотворчестве со школьниками по вопросам форм правления и государственно-территориального устройства

  2. Работа с модульной схемой у доски и по группам

  3. Обсуждение учащимися вопроса семинара « Как форма правления и государственного устройства влияет на классификацию стран мира?» на основе работы над ошибками

  4. Выявление ошибок через анализ и синтез информации, через определения, рисунок-схему и статистические таблицы

  5. Выполнение тестовых задания для закрепления полученных знаний


Часть – Г

  1. Объяснение учителем при помощи интерактивного урока типологии стран.

  2. Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд №2,3, 5, 6, 7 + работа с контурной картой

  3. Работа с определениями ВВП и ВНП . Классификация ООН.

  4. Фоторепортаж (индивидуальная работа учащегося)


  1. Выявление «недостающих» классификаций стран по другим признакам


30-35 мин.

  1. блок

  1. Домашнее задание для учащихся с различным уровнем мотивации.

1-2 мин.

4 блок

  1. Рефлексия урока через самооценку учащихся ( анкетирование).

  2. Рефлексия учителя через анкетирование

5-7 мин.

Вопросы семинара

  1. Что такое политическая карта мира?

  2. Какие исторические этапы способствовали формированию политической карты мира?

  3. Основываясь на современных политических событиях в мире, какие изменения и где могут произойти на политической карте мира?

  4. Какие количественные и качественные изменения происходили на политической карте мира?

  5. Почему государство является главным объектом политической карты и чем оно определяется?

  6. Как форма правления и государственного устройства влияет на классификацию стран мира?

  7. Какие признаки можно положить в основу классификации стран мира и почему?

  8. Что такое ВВП и ВНП, и почему именно эти показатели легли в основу типологии стран мира?

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой блок.

Слово учителя.

«География является самым фундаментальным фактором внешний политики государства потому, что этот фактор – самый постоянный. Министры приходят и уходят, умирают даже диктатуры, но цепи гор остаются непоколебимыми.»

Николос Джон Спайкмен ( американский геополитик)





Как можно объяснить это утверждение в рамках сегодняшней темы нашего урока?

Что является объектом сегодняшнего изучения?

( Открыть атласы «Политическая карта мира»)

Как можно сформулировать цели сегодняшнего урока из формулировки темы?



Понятие «политическая карта мира» выходит далеко за рамки географической карты. Кроме изображения государств, их границ, административно-территориального устройства, оно включает формы государственного устройства, характер изменений на такой карте, взаимоотношения между странами и территориальные конфликты. Можно сказать. Что политическая карта мира – это визитная карточка географии современного мира.



  1. Содержательно-познавательный блок

Часть - А

Слово учителя.

Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Основываясь на периодизации мировой истории, в становлении современного мирового устройства можно выделить несколько периодов, которые, с одной стороны, отличаются несомненной спецификой, с другой – является условными.



(Выступление с индивидуальной опережающей мотивирующей обучающегося работой.)

Мультимедиапрезентация на тему « Этапы формирования политической карты мира»

Учащиеся заполняют таблицу

«Этапы формирования политической карты мира»



Название этапа или подэтапа

Период времени

Особенности формирования

1.

2.

3.

4.

5.





(Рефлексия обучающихся по итогу выступления, выставление оценки)



Часть - Б

Беседа с учащимися

  1. В чем заключается главная функция политической карты мира?

  2. Какие процессы не отражает политическая карта мира? Почему?

  3. Почему на политической карте такая пестрота красок и есть ли в этом какой-то смысл?

  4. На протяжении XX века изменения происходили значительно чаще, чем в предшествующие периоды. С чем это связано?

Слово учителя.

Итак, изменения на политической карте происходили и происходят. Они нося разный характер. И прежде всего специалисты отмечают два процесса этих изменений, это количественные и качественные изменения.

Рассмотрим рисунок 31 стр. 88 учебника « Количественные и качественные изменения на политической карте мира»

С чем связаны количественные изменения?

Количественные изменения связаны с территориальными приобретениями, потерями, добровольными уступками государств.

(Привести примеры с использованием политической карты мира)

(Демонстрация звукового слайда Урока №2 КиМ слайд №3 + работа с контурной картой)

А с чем связаны качественные изменения?



Качественные изменения – это смена одной формации другой, завоевание суверенитета, введение нового государственного устройства, образование новых союзов.

(Привести примеры с использованием политической карты мира)



Государство – это главный объект политической карты мира

Общее число стран на политической карте мира – 230. По данным 2009 года лишь 194 страны независимые государства. А какова же была динамика этого процесса?



  • В 40-50 гг. 20 века независимость завоевали 24 страны, в том числе 17 стран Азии

  • В 60-70 гг. 20 века стали независимыми 68 стран, в том числе 39 стран Африки

  • В 80-90гг. 20 века суверенитет обрели 32 страны, в том числе 13 стран Европы и 10 стран Азии

  • На месте СССР образовалось 15суверенных государств, бывшей Югославии -5

  • Из состава единой Чехословакии выделилось две страны – Чехия и Словакия

  • Вместе с тем произошли и объединения, Германии, а также Йемена

  • В 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, перед второй мировой войной – 71 страна, к 2000 году их стало 193, а к 2009 – 194

  • В настоящее время площадь колониальных владений в мире равно 1 % суши.

Но есть и такие страны мира, которые не имеют всеобщего мирового признания, например, Абхазия и Южная Осетия (часть Грузии), Тайвань ( часть Китая)и Палестина ( часть Израиля), Нагорно-Карабахская Республика ( часть Азербайджана), Приднестровье ( часть Молдавии)…

( Работа с контурной картой и атласом)



Часть- В



Слово учителя.



Все стало понятно, что объектом изучения политической карты является государство. А что такое государство?



Государство – это результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. За каждым государством закреплена территория. Территория государства – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны. В состав государственной территории входит суша с её недрами, воды (в том числе территориальные – 12 миль) и, лежащие над сушей и водами, воздушное пространство. Международное право запрещает нарушение границ другого государства и тем более, насильственный захват чужих территорий. Все территориальные споры между государствами должны решаться мировыми средствами.



В курсе обществоведения и истории вы уже знакомились с понятиями государственный строй и государственное правление. Именно эти политико-исторические категории легли в одну из основных классификаций стран мира.

Давайте, опираясь на имеющийся опыт и знания, смоделируем данную классификацию. Проведем работу у доски и по группам. У вас на столах и на доске имеется модули схемы , примеры стран, надо построить схему из модулей





















Катар

Великобритания

США

Ватикан

Италия

Франция



Россия

Швейцария































( Схема должна иметь данный вид, следует провести работу над ошибками после изучения и повторения определений и статистических таблиц)

У всех ли групп получилась такая схема, наверняка нет. В чем же дело? Не хватает знаний. Проведем работу над ошибками через изучение определений , рисунка- схемы учебника, статистических таблиц.

  1. Обратимся к определениям: монархия, республика, федерация, конфедерация, унитарное государство.

  2. Рассмотрим рисунок 32. Стр. 91 учебника.

  3. Проанализируем статистическую информацию таблицы № 1 и № 2

Закрепляем знания через тестовые задания:

Выберите верный ответ.

  1. К унитарным государствам относятся:

А) Япония Б) Индия В) Финляндия Г) США

2. К федеративным государствам относятся:

А) Бразилия Б) Венгрия В) Россия Г) Франция

Установите соответствие.

Монархия -1 Республика – 2

А) США +Аргентина Б) Испания + Дания

В) Франция + Бразилия Г) Бахрейн + Катар

Ответы: 1) А+В 2) А + В 3) 1=Б + Г 2=А+В

Часть – Г

Слово учителя.

В чем проявляется многоликость стран современного мира? Как лучше сгруппироват государства при всем их разнообразии? Какие признаки типологии стран можно считать главными? Почему любая типология государства всегда условна? Ответить на эти вопросы нам на сегодняшнем уроке поможет работа с контурной картой на основе фрагмента мультимедиа урока и атласа.

( Учащиеся внимательно слушают диктора, рассказывающего о типологии стран разного вида, а они ведут дальнейшую работу с контурной картой)

Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд №2 + работа с контурной картой)

  • Макрогосударства

  • Микрогосударства

  • Самые многочисленные государства мира

Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд 3 + работа с контурной картой)

  • Приморские

  • Полуостровные

  • Островные

  • Архипелаги

  • Внутриконтинентальные

Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд 5 + работа с контурной картой)

  • Развитые страны мира по ВВП на душу населения

Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд 6 + работа с контурной картой)

  • Развивающиеся страны по ВВП на душу населения

Демонстрация звукового слайда Урока №3 КиМ слайд 7 + работа с контурной картой)

  • Страны с переходным типом экономики

Так что такое ВВП и ВНП? (Работаем с определениями)

ВВП – внутренний валовой продукт – стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, независимо от того, кому принадлежит на территории государства предприятие.

ВНП – внутренний национальный продукт- это ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей. ООН классифицирует страны по величине ВВП на душу населения следующим образом:

  • Богатые страны ( более 20 000 у.е. в год) – Швейцария, Швеция, Бельгия, Дания, Исландия)

  • Состоятельные страны ( от 15 000 до 20 000 у. е. в год) –США, Норвегия, Япония, Канада, Финляндия, Великобритания

  • Страны среднего достатка ( 10 000- 15 000 у. е. в год) – Франция, Австрия, Нидерланды

  • Страны удовлетворительного достатка ( 5 000 – 10 000 у. е. в год)-Россия, Испания, Ирландия)

  • Бедные страны ( 3 000 – 5 000 у. е. в год) – Греция, Польша, Португалия

  • Очень бедные страны ( 1500 – 3000 у. е. в год) – страны Африки и Азии

  • Беднейшие страны ( менее 1500 у. е. в год) – Мали, Сомали, Чад, Эфиопия, Бангладеш

Фоторепортаж ( индивидуальная работа учащегося)



Какие ещё признаки могли бы лечь в основу типологии стран мира, о которых мы сегодня не упоминали?

( Религиозный, национальный, языковой, региональный, относительно воображаемых линий на карте, относительно сторон горизонта и т. д.)



3. Домашнее задание.

Для учащихся с повышенной мотивацией к предмету ответить на вопрос «Почему в современном мире постоянно возникают нестабильные ситуации? И с чем это связано? Как они влияют на изменения политической карты мира?»



Подготовиться к экспресс-опросу по теме «Мозаичность политической карты мира. Типология стран. »

Группе № 1: Составить ранжированный ряд самых богатых стран по ВВП на душу населения (десятка лидеров)

Группа № 2: Составить ранжированный ряд самых беднейших стран по ВВП на душу населения (десятка отстающих)

! Использовать таблицу учебника « Независимые государства мира» стр. 264 -269

4. Рефлексия урока

Анкетирование учащихся

Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)



 "Зачем я это изучаю?" 


 "Каковы мои успехи и что у меня не получается?"



"Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?"


"Правильно ли я решаю эту задачу?"


"Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?"



"Какая учебная задача стоит передо мной?"





Анкетирование учителя

Компоненты учебной деятельности

(позиция учителя)



Мотив деятельности


Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися



Обсуждение способа действий при решении учебной задачи


Осуществление контроля


Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)



Оценка процесса и результата




Используемая литература:

  1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География», 1 часть, М, «Русское слово», 2007

  2. Уроки географии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, М. , 2006

  3. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», М., 2008

  4. http://ru.wikipedia.

  5. Ю.Н. Гладкий, В. В. Николина «География»10- 11 класс, М. Просвещение, 2008

  6. Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? — М.: 1999.

  7. Примаков Е.С. Мир после 11 сентября. — М.: Мысль, 2002.

  8. Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? — М.: 1999.

  9. С.Б. Лавров. В каком мире мы живем. Размышления геополитика. — СПб., 2001.



















Статистические данные..doc Скачать

Статистические данные


































































































































Этапы формирования политической карты мира. таблица для заполнения.doc Скачать

«Этапы формирования политической карты мира»



Название этапа или подэтапа

Период времени

Особенности формирования

1.



2.



3.



4.



5.












«Этапы формирования политической карты мира»



Название этапа или подэтапа

Период времени

Особенности формирования

1.



2.



3.



4.



5.










«Этапы формирования политической карты мира»



Название этапа или подэтапа

Период времени

Особенности формирования

1.



2.



3.



4.



5.








Презентация_к_уроку_учитель.rar Скачать
Приложения_к_уроку.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос