Организация работы с самодеятельным хоровым коллективом в сфере среднего профессионального образования
Краткое описание
С помощью музыкальных занятий создать условия для формирования духовно-развитой личности, умеющей творчески работать в любой сфере деятельности, ценить человеческие отношения, понимать красоту и многообразие окружающего мира.
Описание
ГАОУ СПО Калининградской области «Колледж предпринимательства»
Организация работы с самодеятельным хоровым коллективом в сфере среднего профессионального образования Программа рассчитана на подростков 14-18 лет Срок реализации программы — 3 года Автор: педагог дополнительного образованияСлободских Татьяна Владимировна
Калининград 2012 г
Организация работы с самодеятельным хоровым коллективом в сфере среднего профессионального образования. Деятельность педагога дополнительного образования, и особенно, педагога музыкального кружка, наиболее тесно связана с воспитанием у подростков эстетического чувства, с возможностью проявить свои творческие способности, с развитием коллективного мышления. Имея возможность прикоснуться к творческой жизни, подросток полнее и ярче познает многообразие и глубину окружающего мира, учится ясности мыслей и умению выражать их.
Начиная со средних веков хоровое пение в России имело важное значение в жизни общества. Церковно-приходские воскресные школы обучали детей нотной грамоте, умению «петь по крюкам». Каждый приход имел свой хор, в котором пели певчие. Из церковных хоров выросли выдающиеся русские певцы — Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, М.Д. Михайлов. В беседах Святитель Иоанн Златоуст так характеризует умение петь: «… В самом деле ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. Природа наша так услаждается песнями и стройными напевами и имеет к ним склонность, что и грудные дети, когда плачут и бывают неспокойны, усыпляются ими...» В середине XIXвека появились светские образовательные учреждения (женские и мужские гимназии, курсы), в которых возможность обучения имели дети разных сословий. Каждое учебное заведение имело свой певческий коллектив. Для таких самодеятельных хоров писали сочинения русские классики: П.Чесноков, С. Танеев, В. Калинников, Ю. Сахновский, П.Чайковский… Хоровое пение почиталось и ценилось. Каждый образованный человек умел читать ноты и петь по ним. В этот период для молодёжных катаний по Черной речке создал свои «Петербургские серенады» на слова русских поэтов А. Даргомыжский, и рассчитаны они были на исполнение любительскими коллективами. К сожалению, в сложившийся исторический период современным образованием хоровое пение утрачено как общекультурное массовое достояние, как форма коллективного мышления, необходимая людям для реализации своих творческих возможностей, выражения эмоциональных настроений, развития целого ряда положительных человеческих качеств. В данной ситуации есть чему учиться у соседей ближнего и дальнего зарубежья. В странах Польши, Германии, Швеции, Литвы, Эстонии большая часть населения наряду с общей имеет и музыкальную грамотность. Сохраняется престиж пения в хоровых коллективах, владения навыками сольфеджио. К счастью, традиция хорового пения сохранилась в нашей стране в некоторых ведущих вузах страны, где живут хоровые коллективы, которые успешно выступают наряду с профессиональными коллективами, выезжают на международные фестивали и конкурсы.
Из-за географической оторванности нашего региона от России именно педагог хорового класса, может способствовать сохранению и развитию хоровых традиций русского народа. У педагога самодеятельного коллектива имеется непосредственная возможность воспитывать чувство национальной гордости у молодёжи, осознание себя гражданином России, знающим историю своей страны, её обычаи, культурные традиции. Цель:
С помощью музыкальных занятий создать условия для формирования духовно-развитой личности, умеющей творчески работать в любой сфере деятельности, ценить человеческие отношения, понимать красоту и многообразие окружающего мира. Задачи руководителя музыкальных занятий:
— через музыкальные занятия пробудить интерес к различным творческим сферам деятельности человека — вызвать желание развивать и реализовывать свой творческий потенциал — поддерживать проявление творческих инициатив учащихся — воспитывать качества характера, необходимые в жизни и деятельности успешного человека: выдержка, целеустремлённость, дисциплина, организованность, коммуникабельность — обеспечить атмосферу, в которой учащиеся смогут приобрести навыки общения в коллективе — создать условия для желания познавать новое, расширять кругозор — привить понимание важности самоуважения и культуры поведения в обществе — помочь подросткам реализовать потребность в самоутверждении — способствовать познанию подростками культуры и искусства через творческую деятельность — научить детей организовывать свой отдых путём смены вида деятельности
2. Пояснительная записка
Работая педагогом хорового класса в сфере профтехобразования на протяжении 10 лет, я с большим интересом иду на занятия. Пожалуй, за все время работы не было ни одного дня схожего с другим. В хоровом коллективе занимаются девушки 14-18 лет. Каждая из них индивидуальна и талантлива. Я пытаюсь передать им свои знания, научить их видеть мир ярким, разнообразным, многогранным, чувствовать оттенки человеческих взаимоотношений, задумываться о вечных ценностях, и вместе с ними учусь тому же у них. В возрасте 14-18 лет девушки с одной стороны самостоятельны, хотят быть замеченными, выделиться из массы других учащихся; с другой — доверчивы и неуверенны. И, порой, именно в этот период они легче идут на контакт с людьми менее близкими, чем родители. Поэтому важно, чтобы рядом с ними оказались умные, внимательные педагоги, яркие личности, имеющие положительное влияние, авторитет и доверие. Именно такой педагог может увлечь подростка желанием познавать новое, открывать окружающий мир с разных сторон, быть активным в жизни. Хоровой класс — одна из самых доступных форм реализации творческих возможностей учащихся. Поскольку здесь основой является коллективное творчество. В хоре нашего колледжа поют все желающие девушки без предварительного отбора. В каждом учебном заведении существуют традиции, передаваемые из поколения в поколение. Например: «Посвящение в первокурсники» — праздник, который ежегодно проходит для вновь поступивших учащихся. Подготавливая мероприятие, все первокурсники разучивают Гимн лицея — это хорошая возможность объявить детям о существовании хора. Не секрет, что учащиеся одно слово «хор» воспринимают с удивлением, а иногда и с насмешками. Именно в этот период важно заинтересовать учащихся и убедить их посетить первое занятие. И от того насколько интересной будет первая встреча, зависит успех вовлечения детей в коллектив. Останутся ли учащиеся заниматься в хоре, зависит от дальнейшего мастерства, профессионализма, личного обаяния педагога. Процесс пения творческий, основанный на положительных эмоциях и исключительно на интересе учащихся. Нельзя заставить человека делать с любовью то, что ему неинтересно. Руководителю хора важно увлечь подростков, дать понять им, что пение в хоре — это очень занимательная вещь. Создать условия, чтобы детям было приятно нахождение в атмосфере творчества и общения друг с другом. Они должны чувствовать себя естественно и достойно. И, как правило, всегда во второй половине учебного года появляется вторая, дополнительная «волна» желающих посещать занятия хора. Учащиеся занимаются в хоре на протяжении всего обучения в колледже — с Iпо IIIкурс. Нередко на репетиции и выступления хора приходят выпускники. Нельзя не сказать несколько слов об отношении администрации учебного заведения к занятиям по дополнительному образованию детей. Педагогу необходима всецелая не формальная поддержка со стороны других педагогов и администрации: а) незыблемость расписания занятий, б) уважение к выделенной хору территории в) согласование любых действий, касающихся хора и его руководителя г) материальная поддержка коллективу, выражающаяся в: разработке и пошиве костюмов, ксерокопировании нотных и стихотворных текстов, обеспечении транспортом для выездных мероприятий, настройке инструмента и покупке необходимого оборудования, аппаратуры и т. д. Невозможно создать единый коллектив, собирая его стихийно, по мере надобности, от случая к случаю. Именно в систематичности, в регулярности занятий лежит залог как организационного, так и творческого успеха. Поступенность обучения, выработка необходимых навыков, четкое расписание убеждает детей в серьёзности отношения к занятиям, приучает к дисциплине, воспитывает чувство ответственности. Обучающий процесс ведется в двух формах на протяжении всего обучения: 1) групповая На этих занятиях происходит разучивание материала, разбор содержания, интонационная работа, работа над дыханием, артикуляцией, дикцией, постановкой голоса и т.д. 2) общая (сводная для всех групп) Во время общих репетиций ведется основная работа по созданию формы произведения, которая зависит от содержания, заложенного автором, от поэтического текста. Именно эти занятия наиболее захватывают учащихся, вызывая подлинный интерес к коллективному творчеству. Музицируя в коллективе, каждый участник вкладывает свое умение, одаренность, эмоциональное отношение и при этом невольно «впитывает» умение и таланты другого. Благодаря общему мышлению, общей эмоциональной настроенности этот процесс происходит естественным образом. Одной из самых важных задач всегда стоит выбор репертуара для коллектива. Важно учесть не только возрастные особенности подростков, их мировосприятие, их вокальные возможности, но и воспитательные моменты. Необходимо обращать внимание на мелодику выбираемых произведений, на богатый аккомпанемент, и, обязательно, на текст песен. В современной эстраде изобилуют песенки с примитивной гармонией и текстами. Но если предлагать детям талантливые произведения периода советских песенников, русских классиков, то такой репертуар быстро находит отклик в их сердцах. В своей практике я постоянно обращаюсь к эстраде 60-70-х годов, когда песни создавались профессиональными композиторами, знающими законы гармонии, мелодики и звуковедения, а тексты для них писали поэты. Подростки очень быстро начинают чувствовать интересную музыку с поэтическими текстами глубокого содержания. Через песни они познают историю страны, учатся сопереживать героям произведений, познают законы человеческого общения. В репертуаре хора обязательно должна быть и работа над классическими произведениями. Я считаю, что не так уж важно для самодеятельного коллектива строго выдерживать все каноны исполнительской практики этой музыки. Как раз введение интересных форм, интерпретаций, возможных вариаций может облегчить восприятие детьми этого материала и сблизить его с современностью, что в свою очередь дает возможность детям задуматься над связью исторических времён, понять эмоции и заботы людей прежних эпох. Любому творческому коллективу необходима активная концертная деятельность. На сцене происходят процессы, которых невозможно добиться даже на самой эмоциональной репетиции. Ответственность, повышенное внимание, высокие требования к себе — вот самые главные черты, проявляющиеся у учащихся на сцене. Выступая постоянно на разных площадках (сцена родного колледжа, залы других профессиональных училищ, выездные шефские концерты, выступления перед родителями, участие в различных конкурсах и фестивалях), дети видят, что их творчество нужно, оно вызывает интерес у людей разных поколений. И здесь происходит прямая зависимость — чем больше они получают положительных эмоций, тем более высокие требования к себе они предъявляют, тем больше их захватывает процесс творчества. Хоровой коллектив нашего колледжа постоянно участвует в городских и областных творческих смотрах. Занимает призовые места. Коллектив ведет большую концертную деятельность.
Я с удовольствием отмечаю, что выступления хора вызывают всё больший интерес у учащихся всего колледжа. С каждым годом учащиеся всего учебного заведения все более внимательно и с интересом слушают выступления хора. Эталон, как пусковой элемент обучения.
Главным, на мой взгляд, является принцип профессионального подхода к работе с самодеятельным коллективом, в использовании необходимой терминологии, в требованиях к звуковедению, ансамблю, строю и т.д. Только тогда отношение участников хора к занятиям будет соответствующее. Видя перед собой грамотного педагога, умеющего образно, интересно объяснить материал, дети будут тянуться к общению с ним и с желанием познавать новый материал, предлагаемый преподавателем. Обучение и самообучение начинается с восхищения и подражания. Постепенное формирование эталона певческого звука или возникновение в одночасье является решающим мотивационным фактором в приобщении детей к занятиям хора. Работа по формированию эталона звука особенно важна в вокальном обучении детей. Дети особенно подвержены воздействиям массовой культуры, в том числе молодёжного эстрадного исполнительства. Академический вариант пения учащиеся практически не слышат, поэтому имеют смутное представление о нём. Педагог дополнительного образования должен следовать систематическому обучению взрослой академической манере пения в женском варианте. Эта манера пения должна выступать как базовая. На её основе при желании и необходимости могут быть построены любые варианты. Влияние непрофессиональных звёзд эстрады и шоу-бизнеса приводит к тому, что молодёжь если едва и интонирует, то, как правило, с носовым или гортанным призвуком, что очень трудно поддаётся коррекции. И именно здесь помогает эталон звука. И если педагог добивается общего звучания с помощью объясняемых им приёмов, учащиеся будут овладевать правильной певческой техникой. Ни в коем случае я не отрицаю возможность обучения детей народной, эстрадной, джазовой манерам исполнения. Критерий в данном случае может быть приоритетным только один: любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью учащихся. Распев, как певческая база Обязательно перед началом работы есть распевка. Считаю её необходимым элементом в обучении пению. Именно при распевке формируются единая манера звукоизвлечения, постановка дыхания, артикуляционные и слуховые навыки, отрабатываются элементы, используемые при исполнении произведений. Привыкая распеваться перед началом занятий, учащиеся более вдумчиво и внимательно выполняют упражнения. Повторяя и закрепляя упражнения, происходит совершенствование певческих навыков и их «отшлифовка». По мере развития обучающихся, упражнения добавляются и усложняются. Хорошо использовать интонационные ходы, работать над штрихами, которые будут встречаться в предлагаемом материале. В распевке много внимания уделяется работе над дыханием. Это могут быть не только вокальные упражнения, но и различные дыхательные гимнастики. Я использую в своей работе метод А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика направлена на активизацию дыхательного аппарата и имеет общее оздоровительное значение. Один из главных моментов распевки — звуковедение. В небольших упражнениях на гласных буквах А, Э, И, О, У необходимо добиваться плавного перехода от одного звука к другому. Если добавить к упражнению гармоническую поддержку, то оно приобретёт выраженную звуковую фразу и одновременно можно вести работу над фразировкой. Дикция в хоре требует отдельного внимания. Многие преподаватели требуют от хористов прикрытого пения на «О». От этого текст песни зачастую становится невнятным, звук «загоняется в затылок», появляется проблема с интонацией. Создается ощущение вычурности и неестественности произношения. В работе над дикцией следует добиваться естественного произношения слов, близкого к разговорному. Прикрытия, округления требуют лишь единичные, (переходные) звуки. Такое требование в работе над дикцией облегчит работу над текстом, даст возможность использования всего спектра речевой и вокальной интонации, решит вопрос интонирования и самое главное не будет идти в разрез с привычной человеческой речью. Вокальная сторона исполнения в значительной степени зависит от дикции. «Хорошо сказанное — наполовину спето» — говорил Ф.И. Шаляпин. И дело здесь не только в том, что слово в большинстве случаев выступает равноценным с музыкой компонентом. Хорошее произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса. Формирование слова в пении должно быть столь же свободным, непринужденным и выразительным, как и в речи. Работая над дикцией, нельзя не обратить внимание на богатство русского языка, на его выразительность, взаимосвязь интонации и смысла. Эти моменты учат детей задумываться над интонацией в разговорной речи, в человеческом общении. В распевании коллектива важны не только упражнения, но и их конкретная цель. Обычно в одном упражнении ставится несколько задач. На распев хора обычно отводится 7-10 минут. Образное мышление, как средство достижения поставленных задач. Не следует в одном занятии пытаться охватить весь репертуар коллектива. Плодотворней будет тщательная работа над двумя-тремя произведениями за время, отведенное на одно занятие. В непосредственной работе над песнями необходимо делать упор на те моменты, которые прорабатывались в распевке. Работа мышечной памяти — одной из самых мощных памятей человеческого организма — позволяет быстрее достичь желаемых результатов, а также заставляет учащихся активно участвовать в творческом процессе. Легко и понятно запоминается то, что логично и поддается объяснению. Поэтому девушкам, незнакомым с нотной грамотой, проще объяснить свои требования на образных примерах, проводя параллель с жизненными ситуациями. Основой вокальной техники является правильное дыхание. Известно, что даже при наличии хороших голосов возможности хора ограничены, если певцы не будут владеть элементарными навыками дыхания. По поводу того, как пользоваться дыханием, следует вспомнить советы многих мастеров пения, которые рекомендуют, например, делать вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох — так, чтобы пламя свечи, поставленной у рта, не шелохнулось. Звуковедение можно объяснить, если представить кувшин, полный воды. Когда его наклоняешь, вода выливается легко и свободно, а не плещется. Также и звук должен как будто выливаться из нас без препятствий, а не выдавливаться искусственно. Пение музыкальной фразы легко представить в виде набегающей и уходящей морской волны. Полезно проговорить текстовую фразу без музыки, с разной интонацией и смысловыми ударениями на разные слова, тогда детям легче понять смысл текста и соответственно достичь более яркой фразировки. Совсем необязательно сразу вводить терминологию. На мой взгляд, в работе с самодеятельным коллективом музыкальные термины могут быть сначала заменены словами-синонимами, используемыми в обычной речи. Например: постепенное усиление (ослабление) звука – сrescendo, diminuendo звук должен растаять — сфилироватъ звук громко, тихо –f, р плавное, тягучее звучание- 1еgаtо активный удар с отскоком, как отскок мяча — акцент в дальнейшем для развития кругозора учащихся можно постепенно вводить в употребление музыкальные термины. Исполнение кульминации, появляется с осознанием взаимосвязи текста и музыки. Полезно проговорить кульминационный фрагмент эмоционально, с выражением, при этом выделив самое важное слово, являющееся ключевым. На занятиях хора я часто спрашиваю девушек — чем отличается вокальная музыка от инструментальной? Раньше после этого вопроса возникала пауза, теперь пришло осознание, что в вокальной музыке наравне с мелодией существует текст, благодаря которому, мы можем легче найти средства музыкальной выразительности, раскрыть замысел авторов, к тому же прибавив своё личное отношение. Понятие штриха как средства музыкальной выразительности опять же идёт от смысла текста. В практике работы с самодеятельным коллективом сложилась традиция восприятия многоголосного пения, как критерия оценки уровня коллектива. В то время как стоит помнить, что именно унисонное пение считается наиболее сложным и совершенным. Не стоит спешить добиваться двух-трехголосия на начальном этапе обучения. Намного важнее выстроить унисон, научить слышать и слушать звучание собственного голоса как самостоятельного, так и в коллективе. Унисон дает возможность тщательной работы во всех направлениях вокальной техники в хоре, придаёт интонационную уверенность, активизирует слуховой контроль. Только после выстроенного унисонного звучания можно вводить элементы двухголосия — имитацию, подголосочную фактуру, небольшие divizi голосов. Эти навыки вырабатываются во время первого года обучения. Позже можно вести речь о более сложных, но необходимых певческих правилах. а) Цепное дыхание в хоре используется довольно часто, но навык владения этим приемом приходит только с овладением азами певческого дыхания. б) Пение слов оканчивающихся и начинающихся на гласный звук. Слово, начинающееся на гласный звук, обязательно берется с твердой атакой. Например: "… Я возьму этот большой мир''' (муз. В. Чёрнышова, сл. Р.Рождественского «Этот большой мир»). «… Не все вернулись соколы — кто жив, а кто убит...» (муз. А. Афанасьева «Гляжу в озера синие») в) Владение твердой и мягкой атакой звука — также является одним из важных средств музыкальной выразительности. И чем больше дети будут задумываться над текстом исполняемых произведений, тем более естественным и понятным окажется использование этого приема. г) Понятие цезуры используется не только в музыке, но и в разговорной речи. С использованием смысловых пауз и остановок человеческая речь приобретает ясность и выразительность. д) В работе над произведениями можно использовать декламацию. Декламировать можно и всем коллективом, и сольно. Во время коллективной декламации отсутствует музыкальная ритмическая организация и в работу вступает речевая ритмика. Это упражнение требует от учащихся большего внимания, чувства «локтя», умения почувствовать ритмику, задаваемую коллективным мышлением. Все эти навыки, несомненно, необходимы современному образованному человеку, умеющему ясно выразить свои мысли, обладающему развитой богатой речью, быть интересным собеседником. «Пение — говорил греческий монах Евфимий Зигабен, — имеет огромное влияние на образование характера человека, на его изменение и упорядочение». Поэтому-то у древних народов музыка и пение имели важное значение в деле воспитания юношества и непременно входили в круг преподаваемых наук. Учебно-тематический план. Первый год обучения
Технологическая карта первого года обучения
После первого года обучения дети должны:
— знать певческою осанку, уметь держать её — иметь понятие о формировании певческого звука — владеть начальными навыками диафрагменного дыхания — знать, что такое голосовой режим и уметь им пользоваться — иметь начальный навык пения в хоровом коллективе — уметь слушать партнёра в коллективе — уметь самостоятельно интонировать (в пределах от квинты до развернутой мелодики — в зависимости от базовых данных) с инструментальной поддержкой ведущего голоса — осознанно выполнять задачи, поставленные во время распева — уметь выстраивать унисонное звучание — уметь петь песню с ведением музыкальной фразы — самостоятельно находить кульминацию произведения — знать музыкальную терминологию — иметь некоторые навыки исполнения певческих штрихов Учебно-тематический план. Второй год обучения
Технологическая карта второго года обучения
После второго года обучения дети должны: — уверенно пользоваться навыками певческого дыхания — уметь настраивать себя на исполнение, выступление — иметь исполнительскую выдержку — уметь исполнять песню, с поставленными певческими задачами — иметь слуховые навыки, позволяющие слышать коллектив — уметь самостоятельно держать мелодическую линию главного голоса без инструментальной поддержки — иметь некоторые навыки пения второго голоса с инструментальной или гармонической поддержкой — понимать необходимость внимательного прочтения поэтического текста произведения — иметь некоторые навыки грамотного исполнения произведения (использование необходимых средств музыкальной выразительности)
Учебно-тематический план. Третий год обучения
Технологическая карта третьего года обучения
После третьего года обучения дети должны: — иметь навыки общения в коллективе, умения вести диалог
— понимать необходимость контроля над своими интонациями в общении с людьми
— обладать способностью настроится на предстоящую деятельность
— научиться уважительно относиться к деятельности партнера
— уметь слушать партнёра в коллективе
— иметь навык пения в хоровом коллективе
— иметь исполнительскую выдержку
— уметь самостоятельно воспроизводить мелодию песни с сопровождением и без него
— уметь исполнять второй голос с сопровождением
— иметь достаточный музыкальный кругозор
— иметь навыки грамотного исполнения произведения
Формы участия коллектива в различных мероприятиях: 1) проведение творческих классных часов
2) участие в общеучебных плановых мероприятиях
3) организация сольных концертов
4) организация выступлений для родителей
5) выездные шефские концерты
6) участие в смотрах среди профессионально-технических училищ городского и областного масштаба
7) участие в различных городских конкурсах и фестивалях
примерный подбор репертуара для молодежного самодеятельного коллектива
Тема патриотизма, любви к Родине хорошо отражена в песнях:
Я. Дубравин «О земной красоте» А. Афанасьев «Гляжу в озёра синие»
Я. Дубравин «Родина» М. Дунаевский «Спасибо, жизнь»
Д. Тухманов «Как прекрасен этот мир» А. Петров «Память»
Д. Саульский «Счастья тебе, земля» М. Фрадкин «За того парня»
Ю. Антонов «Родные края» Е. Дога «Мой белый город»
Тема юношества, молодости в песнях:
В. Чернышов «Этот большой мир» А. Колкер «Двое под дождём»
А. Пахмутова «Дикая собака динго» Г. Гладков «Проснись и пой»
А. Журбин «Если город танцует» М. Таривердиев «Там, где сосны»
Произведения, ставшие хоровой классикой:
А. Хачатурян «Андантино» В. Гаврилин «Мама»
Неаполитанская песня «Санта Лючия» Дж. Гершвин «Хлопай в такт»
Т. Хренников «Колыбельная Светланы» К. Брюн «Парижское танго»
Произведения для молодёжного коллектива:
Д. Тухманов «Мы с тобою танцуем» Г. Шайдулова «Мама и дочка»
Я. Френкель «Вальс расставанья» В. Мигуля «Поговори со мною, мама»
А. Макаревич «Если в городе твоем…» Э. Колмановский «Спасибо вам, люди»
М. Леонидов «Последний час декабря» А. Кублинский «Ноктюрн»
Методическая литература
1. А. Сохор «Воспитательная роль музыки» Государственное музыкальное
издательство, Ленинград, 1962 г.
2. Т. Рзянкина «Войдёмте в мир музыки» Изд. «Музыка». Ленинград, 1968 г.
3. Работа с хором. Методика, опыт. Профиздат. Москва 1972 г.
4. В. Н. Шацкая «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества».
Москва, «Педагогика», 1975 г.
5. Г. Гачев. «Творчество, жизнь, искусство» Москва, Детская литература, 1980 г.
6. Библиотека учителя музыки. Из истории музыкального воспитания.
Составитель О.А. Апраксина
Хрестоматия, Москва, «Просвещение», 1990 г.
7. «Воспитание музыкой» Составители Т. Е. Вендрова, И.В. Пигарева,
Москва, «Просвещение», 1991 г.
8. Русская хоровая культура. История, традиции, современные проблемы.
Сборник научных трудов. Санкт-Петербург 1995 г.
9. О церковном пении. Сборник статей. «Ладья», Москва, 2001 г.
10. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг.
Санкт-Петербург. Москва. Краснодар, 2003 г.
11. П.Сикур «Воспою Тебе» Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светcкого и церковного пения; Русский хронограф, Москва, <metricconverter productid=«2006 г» w:st=«on»>2006 г.
Материал о гимнастике А. Л. Стрельниковой на сайте: www.strelnikova.ru
Нотная литература
1. А. Колкер «Песни для голоса и фортепиано» Изд. «Музыка», Ленинград, 1968 г.
2. Я. Френкель «Песни». Изд. «Музыка», Москва 1969 г.
3. В. Соловьёв-Седой «Пять песен». Изд. «Советский композитор», Ленинград 1970 г.
4. А. Колкер «Красивые слова». Песни для голоса в сопровождении ф-но. Изд.
«Советский композитор» Москва 1971 г.
5. А. Флярковский «Песни из кинофильмов». Изд. «Музыка», Москва 1973 г.
6. Т. Хренников «Песни из к/ф» Изд. «Советский композитор» Москва, 1977 г.
7. М. Фрадкин «Избранные песни». Москва, Всесоюзное издательство «Советский
композитор», 1980 г.
8. Народные песни из репертуара С. Лемешева Изд. «Музыка», Москва, 1982 г.
9. «В кругу друзей». Составитель О. Агафонов Москва, Всесоюзное издательство
«Советский композитор» 1985 г.
10. Э. Колмановский «Чета белеющих берёз». Песни. Москва, Всесоюзное издательство
«Советский композитор» 1985 г.
11. «Россияночка». Вып. 17 Составитель Я. Дубравин
Изд. «Советский композитор» 1985 г.
12. «Как прекрасен этот мир». Репертуар самодеятельного хора. Ленинград,
«Советский композитор» 1986 г.
13. «Поговори со мною, мама». Песни на стихи В. Гина, Москва, «Советский
композитор» 1990 г.
14. Е. Дога «Мой край родной» Изд. Советский композитор, Москва 1990 г.
15. «Песни радио и кино» Вып. 145, Изд. «Музыка» 1970 г.
16. «Песни радио и кино» Вып. 160, Изд. «Музыка» 1971 г.
17 «Песни радио и кино» Вып. 170, Изд. «Музыка» 1972 г.
18 «Песни радио и кино» Вып. 172, Изд. «Музыка» 1972 г.
19 «Песни радио и кино» Вып. 174 Изд. «Музыка» 1972 г.
ГАОУ СПО Калининградской области «Колледж предпринимательства»
Организация работы с самодеятельным хоровым коллективом в сфере среднего профессионального образования Программа рассчитана на подростков 14-18 лет Срок реализации программы — 3 года Автор: педагог дополнительного образованияСлободских Татьяна Владимировна
Калининград 2012 г
Организация работы с самодеятельным хоровым коллективом в сфере среднего профессионального образования. Деятельность педагога дополнительного образования, и особенно, педагога музыкального кружка, наиболее тесно связана с воспитанием у подростков эстетического чувства, с возможностью проявить свои творческие способности, с развитием коллективного мышления. Имея возможность прикоснуться к творческой жизни, подросток полнее и ярче познает многообразие и глубину окружающего мира, учится ясности мыслей и умению выражать их.
Начиная со средних веков хоровое пение в России имело важное значение в жизни общества. Церковно-приходские воскресные школы обучали детей нотной грамоте, умению «петь по крюкам». Каждый приход имел свой хор, в котором пели певчие. Из церковных хоров выросли выдающиеся русские певцы — Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, М.Д. Михайлов. В беседах Святитель Иоанн Златоуст так характеризует умение петь: «… В самом деле ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. Природа наша так услаждается песнями и стройными напевами и имеет к ним склонность, что и грудные дети, когда плачут и бывают неспокойны, усыпляются ими...» В середине XIXвека появились светские образовательные учреждения (женские и мужские гимназии, курсы), в которых возможность обучения имели дети разных сословий. Каждое учебное заведение имело свой певческий коллектив. Для таких самодеятельных хоров писали сочинения русские классики: П.Чесноков, С. Танеев, В. Калинников, Ю. Сахновский, П.Чайковский… Хоровое пение почиталось и ценилось. Каждый образованный человек умел читать ноты и петь по ним. В этот период для молодёжных катаний по Черной речке создал свои «Петербургские серенады» на слова русских поэтов А. Даргомыжский, и рассчитаны они были на исполнение любительскими коллективами. К сожалению, в сложившийся исторический период современным образованием хоровое пение утрачено как общекультурное массовое достояние, как форма коллективного мышления, необходимая людям для реализации своих творческих возможностей, выражения эмоциональных настроений, развития целого ряда положительных человеческих качеств. В данной ситуации есть чему учиться у соседей ближнего и дальнего зарубежья. В странах Польши, Германии, Швеции, Литвы, Эстонии большая часть населения наряду с общей имеет и музыкальную грамотность. Сохраняется престиж пения в хоровых коллективах, владения навыками сольфеджио. К счастью, традиция хорового пения сохранилась в нашей стране в некоторых ведущих вузах страны, где живут хоровые коллективы, которые успешно выступают наряду с профессиональными коллективами, выезжают на международные фестивали и конкурсы.
Из-за географической оторванности нашего региона от России именно педагог хорового класса, может способствовать сохранению и развитию хоровых традиций русского народа. У педагога самодеятельного коллектива имеется непосредственная возможность воспитывать чувство национальной гордости у молодёжи, осознание себя гражданином России, знающим историю своей страны, её обычаи, культурные традиции. Цель:
С помощью музыкальных занятий создать условия для формирования духовно-развитой личности, умеющей творчески работать в любой сфере деятельности, ценить человеческие отношения, понимать красоту и многообразие окружающего мира. Задачи руководителя музыкальных занятий:
— через музыкальные занятия пробудить интерес к различным творческим сферам деятельности человека — вызвать желание развивать и реализовывать свой творческий потенциал — поддерживать проявление творческих инициатив учащихся — воспитывать качества характера, необходимые в жизни и деятельности успешного человека: выдержка, целеустремлённость, дисциплина, организованность, коммуникабельность — обеспечить атмосферу, в которой учащиеся смогут приобрести навыки общения в коллективе — создать условия для желания познавать новое, расширять кругозор — привить понимание важности самоуважения и культуры поведения в обществе — помочь подросткам реализовать потребность в самоутверждении — способствовать познанию подростками культуры и искусства через творческую деятельность — научить детей организовывать свой отдых путём смены вида деятельности
2. Пояснительная записка
Работая педагогом хорового класса в сфере профтехобразования на протяжении 10 лет, я с большим интересом иду на занятия. Пожалуй, за все время работы не было ни одного дня схожего с другим. В хоровом коллективе занимаются девушки 14-18 лет. Каждая из них индивидуальна и талантлива. Я пытаюсь передать им свои знания, научить их видеть мир ярким, разнообразным, многогранным, чувствовать оттенки человеческих взаимоотношений, задумываться о вечных ценностях, и вместе с ними учусь тому же у них. В возрасте 14-18 лет девушки с одной стороны самостоятельны, хотят быть замеченными, выделиться из массы других учащихся; с другой — доверчивы и неуверенны. И, порой, именно в этот период они легче идут на контакт с людьми менее близкими, чем родители. Поэтому важно, чтобы рядом с ними оказались умные, внимательные педагоги, яркие личности, имеющие положительное влияние, авторитет и доверие. Именно такой педагог может увлечь подростка желанием познавать новое, открывать окружающий мир с разных сторон, быть активным в жизни. Хоровой класс — одна из самых доступных форм реализации творческих возможностей учащихся. Поскольку здесь основой является коллективное творчество. В хоре нашего колледжа поют все желающие девушки без предварительного отбора. В каждом учебном заведении существуют традиции, передаваемые из поколения в поколение. Например: «Посвящение в первокурсники» — праздник, который ежегодно проходит для вновь поступивших учащихся. Подготавливая мероприятие, все первокурсники разучивают Гимн лицея — это хорошая возможность объявить детям о существовании хора. Не секрет, что учащиеся одно слово «хор» воспринимают с удивлением, а иногда и с насмешками. Именно в этот период важно заинтересовать учащихся и убедить их посетить первое занятие. И от того насколько интересной будет первая встреча, зависит успех вовлечения детей в коллектив. Останутся ли учащиеся заниматься в хоре, зависит от дальнейшего мастерства, профессионализма, личного обаяния педагога. Процесс пения творческий, основанный на положительных эмоциях и исключительно на интересе учащихся. Нельзя заставить человека делать с любовью то, что ему неинтересно. Руководителю хора важно увлечь подростков, дать понять им, что пение в хоре — это очень занимательная вещь. Создать условия, чтобы детям было приятно нахождение в атмосфере творчества и общения друг с другом. Они должны чувствовать себя естественно и достойно. И, как правило, всегда во второй половине учебного года появляется вторая, дополнительная «волна» желающих посещать занятия хора. Учащиеся занимаются в хоре на протяжении всего обучения в колледже — с Iпо IIIкурс. Нередко на репетиции и выступления хора приходят выпускники. Нельзя не сказать несколько слов об отношении администрации учебного заведения к занятиям по дополнительному образованию детей. Педагогу необходима всецелая не формальная поддержка со стороны других педагогов и администрации: а) незыблемость расписания занятий, б) уважение к выделенной хору территории в) согласование любых действий, касающихся хора и его руководителя г) материальная поддержка коллективу, выражающаяся в: разработке и пошиве костюмов, ксерокопировании нотных и стихотворных текстов, обеспечении транспортом для выездных мероприятий, настройке инструмента и покупке необходимого оборудования, аппаратуры и т. д. Невозможно создать единый коллектив, собирая его стихийно, по мере надобности, от случая к случаю. Именно в систематичности, в регулярности занятий лежит залог как организационного, так и творческого успеха. Поступенность обучения, выработка необходимых навыков, четкое расписание убеждает детей в серьёзности отношения к занятиям, приучает к дисциплине, воспитывает чувство ответственности. Обучающий процесс ведется в двух формах на протяжении всего обучения: 1) групповая На этих занятиях происходит разучивание материала, разбор содержания, интонационная работа, работа над дыханием, артикуляцией, дикцией, постановкой голоса и т.д. 2) общая (сводная для всех групп) Во время общих репетиций ведется основная работа по созданию формы произведения, которая зависит от содержания, заложенного автором, от поэтического текста. Именно эти занятия наиболее захватывают учащихся, вызывая подлинный интерес к коллективному творчеству. Музицируя в коллективе, каждый участник вкладывает свое умение, одаренность, эмоциональное отношение и при этом невольно «впитывает» умение и таланты другого. Благодаря общему мышлению, общей эмоциональной настроенности этот процесс происходит естественным образом. Одной из самых важных задач всегда стоит выбор репертуара для коллектива. Важно учесть не только возрастные особенности подростков, их мировосприятие, их вокальные возможности, но и воспитательные моменты. Необходимо обращать внимание на мелодику выбираемых произведений, на богатый аккомпанемент, и, обязательно, на текст песен. В современной эстраде изобилуют песенки с примитивной гармонией и текстами. Но если предлагать детям талантливые произведения периода советских песенников, русских классиков, то такой репертуар быстро находит отклик в их сердцах. В своей практике я постоянно обращаюсь к эстраде 60-70-х годов, когда песни создавались профессиональными композиторами, знающими законы гармонии, мелодики и звуковедения, а тексты для них писали поэты. Подростки очень быстро начинают чувствовать интересную музыку с поэтическими текстами глубокого содержания. Через песни они познают историю страны, учатся сопереживать героям произведений, познают законы человеческого общения. В репертуаре хора обязательно должна быть и работа над классическими произведениями. Я считаю, что не так уж важно для самодеятельного коллектива строго выдерживать все каноны исполнительской практики этой музыки. Как раз введение интересных форм, интерпретаций, возможных вариаций может облегчить восприятие детьми этого материала и сблизить его с современностью, что в свою очередь дает возможность детям задуматься над связью исторических времён, понять эмоции и заботы людей прежних эпох. Любому творческому коллективу необходима активная концертная деятельность. На сцене происходят процессы, которых невозможно добиться даже на самой эмоциональной репетиции. Ответственность, повышенное внимание, высокие требования к себе — вот самые главные черты, проявляющиеся у учащихся на сцене. Выступая постоянно на разных площадках (сцена родного колледжа, залы других профессиональных училищ, выездные шефские концерты, выступления перед родителями, участие в различных конкурсах и фестивалях), дети видят, что их творчество нужно, оно вызывает интерес у людей разных поколений. И здесь происходит прямая зависимость — чем больше они получают положительных эмоций, тем более высокие требования к себе они предъявляют, тем больше их захватывает процесс творчества. Хоровой коллектив нашего колледжа постоянно участвует в городских и областных творческих смотрах. Занимает призовые места. Коллектив ведет большую концертную деятельность.
Я с удовольствием отмечаю, что выступления хора вызывают всё больший интерес у учащихся всего колледжа. С каждым годом учащиеся всего учебного заведения все более внимательно и с интересом слушают выступления хора. Эталон, как пусковой элемент обучения.
Главным, на мой взгляд, является принцип профессионального подхода к работе с самодеятельным коллективом, в использовании необходимой терминологии, в требованиях к звуковедению, ансамблю, строю и т.д. Только тогда отношение участников хора к занятиям будет соответствующее. Видя перед собой грамотного педагога, умеющего образно, интересно объяснить материал, дети будут тянуться к общению с ним и с желанием познавать новый материал, предлагаемый преподавателем. Обучение и самообучение начинается с восхищения и подражания. Постепенное формирование эталона певческого звука или возникновение в одночасье является решающим мотивационным фактором в приобщении детей к занятиям хора. Работа по формированию эталона звука особенно важна в вокальном обучении детей. Дети особенно подвержены воздействиям массовой культуры, в том числе молодёжного эстрадного исполнительства. Академический вариант пения учащиеся практически не слышат, поэтому имеют смутное представление о нём. Педагог дополнительного образования должен следовать систематическому обучению взрослой академической манере пения в женском варианте. Эта манера пения должна выступать как базовая. На её основе при желании и необходимости могут быть построены любые варианты. Влияние непрофессиональных звёзд эстрады и шоу-бизнеса приводит к тому, что молодёжь если едва и интонирует, то, как правило, с носовым или гортанным призвуком, что очень трудно поддаётся коррекции. И именно здесь помогает эталон звука. И если педагог добивается общего звучания с помощью объясняемых им приёмов, учащиеся будут овладевать правильной певческой техникой. Ни в коем случае я не отрицаю возможность обучения детей народной, эстрадной, джазовой манерам исполнения. Критерий в данном случае может быть приоритетным только один: любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью учащихся. Распев, как певческая база Обязательно перед началом работы есть распевка. Считаю её необходимым элементом в обучении пению. Именно при распевке формируются единая манера звукоизвлечения, постановка дыхания, артикуляционные и слуховые навыки, отрабатываются элементы, используемые при исполнении произведений. Привыкая распеваться перед началом занятий, учащиеся более вдумчиво и внимательно выполняют упражнения. Повторяя и закрепляя упражнения, происходит совершенствование певческих навыков и их «отшлифовка». По мере развития обучающихся, упражнения добавляются и усложняются. Хорошо использовать интонационные ходы, работать над штрихами, которые будут встречаться в предлагаемом материале. В распевке много внимания уделяется работе над дыханием. Это могут быть не только вокальные упражнения, но и различные дыхательные гимнастики. Я использую в своей работе метод А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика направлена на активизацию дыхательного аппарата и имеет общее оздоровительное значение. Один из главных моментов распевки — звуковедение. В небольших упражнениях на гласных буквах А, Э, И, О, У необходимо добиваться плавного перехода от одного звука к другому. Если добавить к упражнению гармоническую поддержку, то оно приобретёт выраженную звуковую фразу и одновременно можно вести работу над фразировкой. Дикция в хоре требует отдельного внимания. Многие преподаватели требуют от хористов прикрытого пения на «О». От этого текст песни зачастую становится невнятным, звук «загоняется в затылок», появляется проблема с интонацией. Создается ощущение вычурности и неестественности произношения. В работе над дикцией следует добиваться естественного произношения слов, близкого к разговорному. Прикрытия, округления требуют лишь единичные, (переходные) звуки. Такое требование в работе над дикцией облегчит работу над текстом, даст возможность использования всего спектра речевой и вокальной интонации, решит вопрос интонирования и самое главное не будет идти в разрез с привычной человеческой речью. Вокальная сторона исполнения в значительной степени зависит от дикции. «Хорошо сказанное — наполовину спето» — говорил Ф.И. Шаляпин. И дело здесь не только в том, что слово в большинстве случаев выступает равноценным с музыкой компонентом. Хорошее произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса. Формирование слова в пении должно быть столь же свободным, непринужденным и выразительным, как и в речи. Работая над дикцией, нельзя не обратить внимание на богатство русского языка, на его выразительность, взаимосвязь интонации и смысла. Эти моменты учат детей задумываться над интонацией в разговорной речи, в человеческом общении. В распевании коллектива важны не только упражнения, но и их конкретная цель. Обычно в одном упражнении ставится несколько задач. На распев хора обычно отводится 7-10 минут. Образное мышление, как средство достижения поставленных задач. Не следует в одном занятии пытаться охватить весь репертуар коллектива. Плодотворней будет тщательная работа над двумя-тремя произведениями за время, отведенное на одно занятие. В непосредственной работе над песнями необходимо делать упор на те моменты, которые прорабатывались в распевке. Работа мышечной памяти — одной из самых мощных памятей человеческого организма — позволяет быстрее достичь желаемых результатов, а также заставляет учащихся активно участвовать в творческом процессе. Легко и понятно запоминается то, что логично и поддается объяснению. Поэтому девушкам, незнакомым с нотной грамотой, проще объяснить свои требования на образных примерах, проводя параллель с жизненными ситуациями. Основой вокальной техники является правильное дыхание. Известно, что даже при наличии хороших голосов возможности хора ограничены, если певцы не будут владеть элементарными навыками дыхания. По поводу того, как пользоваться дыханием, следует вспомнить советы многих мастеров пения, которые рекомендуют, например, делать вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох — так, чтобы пламя свечи, поставленной у рта, не шелохнулось. Звуковедение можно объяснить, если представить кувшин, полный воды. Когда его наклоняешь, вода выливается легко и свободно, а не плещется. Также и звук должен как будто выливаться из нас без препятствий, а не выдавливаться искусственно. Пение музыкальной фразы легко представить в виде набегающей и уходящей морской волны. Полезно проговорить текстовую фразу без музыки, с разной интонацией и смысловыми ударениями на разные слова, тогда детям легче понять смысл текста и соответственно достичь более яркой фразировки. Совсем необязательно сразу вводить терминологию. На мой взгляд, в работе с самодеятельным коллективом музыкальные термины могут быть сначала заменены словами-синонимами, используемыми в обычной речи. Например: постепенное усиление (ослабление) звука – сrescendo, diminuendo звук должен растаять — сфилироватъ звук громко, тихо –f, р плавное, тягучее звучание- 1еgаtо активный удар с отскоком, как отскок мяча — акцент в дальнейшем для развития кругозора учащихся можно постепенно вводить в употребление музыкальные термины. Исполнение кульминации, появляется с осознанием взаимосвязи текста и музыки. Полезно проговорить кульминационный фрагмент эмоционально, с выражением, при этом выделив самое важное слово, являющееся ключевым. На занятиях хора я часто спрашиваю девушек — чем отличается вокальная музыка от инструментальной? Раньше после этого вопроса возникала пауза, теперь пришло осознание, что в вокальной музыке наравне с мелодией существует текст, благодаря которому, мы можем легче найти средства музыкальной выразительности, раскрыть замысел авторов, к тому же прибавив своё личное отношение. Понятие штриха как средства музыкальной выразительности опять же идёт от смысла текста. В практике работы с самодеятельным коллективом сложилась традиция восприятия многоголосного пения, как критерия оценки уровня коллектива. В то время как стоит помнить, что именно унисонное пение считается наиболее сложным и совершенным. Не стоит спешить добиваться двух-трехголосия на начальном этапе обучения. Намного важнее выстроить унисон, научить слышать и слушать звучание собственного голоса как самостоятельного, так и в коллективе. Унисон дает возможность тщательной работы во всех направлениях вокальной техники в хоре, придаёт интонационную уверенность, активизирует слуховой контроль. Только после выстроенного унисонного звучания можно вводить элементы двухголосия — имитацию, подголосочную фактуру, небольшие divizi голосов. Эти навыки вырабатываются во время первого года обучения. Позже можно вести речь о более сложных, но необходимых певческих правилах. а) Цепное дыхание в хоре используется довольно часто, но навык владения этим приемом приходит только с овладением азами певческого дыхания. б) Пение слов оканчивающихся и начинающихся на гласный звук. Слово, начинающееся на гласный звук, обязательно берется с твердой атакой. Например: "… Я возьму этот большой мир''' (муз. В. Чёрнышова, сл. Р.Рождественского «Этот большой мир»). «… Не все вернулись соколы — кто жив, а кто убит...» (муз. А. Афанасьева «Гляжу в озера синие») в) Владение твердой и мягкой атакой звука — также является одним из важных средств музыкальной выразительности. И чем больше дети будут задумываться над текстом исполняемых произведений, тем более естественным и понятным окажется использование этого приема. г) Понятие цезуры используется не только в музыке, но и в разговорной речи. С использованием смысловых пауз и остановок человеческая речь приобретает ясность и выразительность. д) В работе над произведениями можно использовать декламацию. Декламировать можно и всем коллективом, и сольно. Во время коллективной декламации отсутствует музыкальная ритмическая организация и в работу вступает речевая ритмика. Это упражнение требует от учащихся большего внимания, чувства «локтя», умения почувствовать ритмику, задаваемую коллективным мышлением. Все эти навыки, несомненно, необходимы современному образованному человеку, умеющему ясно выразить свои мысли, обладающему развитой богатой речью, быть интересным собеседником. «Пение — говорил греческий монах Евфимий Зигабен, — имеет огромное влияние на образование характера человека, на его изменение и упорядочение». Поэтому-то у древних народов музыка и пение имели важное значение в деле воспитания юношества и непременно входили в круг преподаваемых наук. Учебно-тематический план. Первый год обучения
№ | тема | теория | практика | всего | |
группа |
общая | ||||
1 | Организационное занятие | 2 | 4 | _ | 6 |
2 | Диафрагменное дыхание — основа певческого дыхания | 1 | 8 | 3 | 12 |
3 | Культура певческого звука и речевой интонации | 2 | 22 | 12 | 36 |
4 | Развитие кругозора учащихся | 1 | 5 | 6 | 12 |
5 | Самоконтроль в коллективе | 2 | 22 | 12 | 36 |
6 | Строение певческого аппарата. Голосовая гигиена | 3 | 3 | _ | 6 |
7 | Родственность разговорной речи и песни. Музыкальная фраза | 1 | 8 | 3 | 12 |
8 | Понятие кульминации | 1 | 23 | 12 | 36 |
9 | «Чувство локтя» в коллективе | 1 | 23 | 12 | 36 |
10 | Исполнительские штрихи, как средство музыкальной выразительности | 1 | 11 | 6 | 18 |
11 | Итоговое занятие | _ | _ | 6 | 6 |
всего |
15 |
129 |
72 |
216 |
Технологическая карта первого года обучения
№ | тема | задачи | содержание | методы |
1 | Организационное занятие | Заинтересовать подростков занятиями в хоре. Вовлечь детей в коллектив | Знакомство с поступившими детьми, прослушивание исходных данных. Экскурс в историю культуры человеческого общества. | Беседа Диалог Убеждение, Иллюстрация |
2 | Диафрагменное дыхание — основа певческого дыхания | Объяснить разницу поверхностного и диафрагменного дыхания. Дать начальные навыки активного вдоха, дыхания «прессом» | Постановка корпуса при пении, освоение ключевых навыков дыхательной системы А.Н. Стрельниковой. Певческие упражнения, небольшие вокальные распевы Разучивание репертуара | Рассказ, Показ Объяснение-иллюстрация, индивидуальный подход. Упражнения Рефлексия, исполнение |
3 | Культура певческого звука и речевой интонации | Показать непосредственную связь речевой интонации и интонации в музыке. Объяснить необходимость контроля над интонацией в человеческом общении | Постановка голоса Артикуляционная работа, исполнительская дикция в хоре. Зависимость речевой интонации и музыкальной фразы. Понятие певческого резонатора | Показ, Аналогия с жизненными ситуациями Объяснение-иллюстрация Вопрос — ответ Тренинг, исполнение |
4 | Развитие кругозора учащихся | Расширять знания учащихся, увеличивать их словарный запас, умение пользоваться им. | Элементарные понятия музыкальной терминологии: понятия f, p, крещендо, диминуэндо, легато, стаккато, мажор, минор, музыкальные темпы, размеры, жанры в музыке | Аналогия с жизненными ситуациями Объяснение – иллюстрация, исполнение Упражнения |
5 | Самоконтроль в коллективе | Добиться умения контролировать свою работу, находясь внутри коллектива. Вырабатывать навыки самоконтроля и коммуникабельности | Унисон – основа слухового и вокального контроля. (Народная песня.) Интонационная работа, понятие тона и полутона, упражнения на работу внутреннего слуха Понятие «близкого» звука – основы чистого интонирования | Объяснение, Тренинг, Воспитание самоконтроля Вопрос – ответ Исполнение Коллективное декламирование |
6 | Строение певческого аппарата. Голосовая гигиена. | Ориентировать девушек на ведение здорового образа жизни, как залога красоты, молодости, женственности, успеха | Культура поведения в обществе. Голос, как и глаза – зеркало души. Элементарные знания физиологии, функционирования певческого аппарата. Вокальные упражнения. | Беседа Рассказ Объяснение-иллюстрация |
7 | Родственность разговорной речи и песни. Музыкальная фраза | Путем проведения аналогии с речевой фразой научить исполнять музыкальную фразу | Вокальные упражнения на ведение фразы с гармонической поддержкой. Использование вокализов. Пение под метроном. | Упражнения, Скороговорки Аналогия с жизненными ситуациями исполнение |
8 | Понятие кульминации | Научить находить главную идею произведения. Уметь донести её до слушателя с помощью навыков, приобретенных на занятиях | Объяснение понятия кульминации как главной вершины произведения. Кульминация фразы. Знакомство с музыкальной формой. | Аналогия Показ Объяснение упражнения Коллективное произношение текста без музыки |
9 | «Чувство локтя» в коллективе | Привить навык ощущения партнёрства в коллективе, уважения деятельности товарища. Показать возможность получения радости от совместного творческого труда | Работа над ритмическим ансамблем. Произношение авторского текста без музыки. Зависимость вокальной подачи текста и исполнительской выразительности. | Творческое стимулирование Показ, объяснение Вопрос-ответ Исполнение по группам, на расстоянии друг от друга |
10 | Исполнительские штрихи, как средство музыкальной выразительности | Закреплять навыки выразительного исполнительства при помощи разнообразных средств | Совместное декламирование,. Использование активного дыхания для достижения навыков пения вокальных штрихов | Показ, Объяснение Исполнение, упражнения, тренинг подражание |
11 | Итоговые занятия | Закрепление навыков, полученных за 1 год обучения | Исполнение накопленного репертуара Подбор репертуара к следующему учебному году. | Исполнение репертуара Беседа, Диалог |
После первого года обучения дети должны:
— знать певческою осанку, уметь держать её — иметь понятие о формировании певческого звука — владеть начальными навыками диафрагменного дыхания — знать, что такое голосовой режим и уметь им пользоваться — иметь начальный навык пения в хоровом коллективе — уметь слушать партнёра в коллективе — уметь самостоятельно интонировать (в пределах от квинты до развернутой мелодики — в зависимости от базовых данных) с инструментальной поддержкой ведущего голоса — осознанно выполнять задачи, поставленные во время распева — уметь выстраивать унисонное звучание — уметь петь песню с ведением музыкальной фразы — самостоятельно находить кульминацию произведения — знать музыкальную терминологию — иметь некоторые навыки исполнения певческих штрихов Учебно-тематический план. Второй год обучения
№ | тема | теория | практика | всего | |
группа | общая | ||||
1 | Восстановление навыков полученных за первый год обучения. | 2 | 8 | 2 | 12 |
2 |
Работа над певческим дыханием. |
4 |
20 |
12 |
36 |
3 | Развитие слуховых навыков | 4 | 20 | 12 | 36 |
4 | Развитие слуховых навыков при пении а`капелла |
2 |
22 |
12 |
36 |
5 | Работа над дикцией | 2 | 6 | 4 | 12 |
6 | Умение слушать партнера | 2 | 10 | 6 | 18 |
7 | Чувство ансамбля в коллективе | 1 | 17 | 18 | 36 |
8 | Поэтический текст в песнях | 1 | 7 | 4 | 12 |
9 | Исполнительские штрихи, | 1 | 3 | 2 | 6 |
10 | Закрепление навыков, полученных за 2 год обучения | _ | 2 | 10 | 12 |
Всего: |
19 |
115 |
82 |
216 |
Технологическая карта второго года обучения
№ | тема | задачи | содержание | методы |
1 | Восстановление навыков, полученных за первый год обучения | Вспомнить основы певческого дыхания, голосовую гигиену. Восстановить, наработанные за первый год обучения, певческие навыки. | Вокальные распевки Репертуар прошлого года Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Гигиена голоса | Беседа, Объяснение, иллюстрация, Тренинг, Индивидуальный подход |
2 |
Работа над певческим дыханием. | На новом музыкальном материале вырабатывать певческие навыки, закреплять навык правильного певческого дыхания, увеличивать голосовой диапазон, ввести понятие звуковедения | Работа над звуковедением, певческой опорой Понятие «движения» в звуке Разучивание нового репертуара. | вокальные упражнения Тренинг, Объяснение, иллюстрация, Включение ассоциативного мышления подражание |
3 | Развитие слуховых навыков | Дать понятие хоровой партии. Научить ведению самостоятельного мелодического голоса. На примере знакомства с двухголосной фактурой показать её многообразие. | Элементы двухголосия: имитация, подголосочная вариация, вокализ. Деление голосов на хоровые партии. Работа над отдельными голосами и объединение их. | Слуховой контроль, Тренинг, упражнения, Индивидуальный подход |
4 | Развитие слуховых навыков при пении а`капелла | Развивать слуховые навыки на примере народной песни. | Знакомство с камертоном. распев хора и пение а`капелла, (на материале народной песни) Интонационная работа | Упражнения а`капелла, слуховой анализ, |
5 | Работа над дикцией | Донести до детей, что произношение текста является одним из главных средств в выразительном исполнении песни, стихотворения. | Понятие твердой и мягкой атаки звука, как средства музыкальной выразительности Цезура – запятая в музыке Двойные гласные в сочетании слов, понятие сонорных согласных, знакомство с особенностями фонетики русского языка. | Декламация, чтение стихотворного текста, Подражание ассоциативное мышление, Работа над артикуляцией |
6 | Умение слушать партнера | Нарабатывать ансамблевые навыки. Воспитание коллективного мышления, чувства партнерства. | Работа над цепным дыханием. Возможность широкой фразы. При работе с репертуаром воспитание чувства «локтя» | Объяснение-иллюстрация Тренинг, Слуховой контроль, |
7 | Чувство ансамбля в коллективе | Нарабатывать ансамблевые навыки. Воспитание коллективного мышления, чувства партнерства. | Понятие вертикального и горизонтального ансамбля. Ритмический, артикуляционный, интонационный ансамбль | Объяснение-иллюстрация Тренинг, Слуховой контроль |
8 | Поэтический текст в песнях | Научить детей понимать глубину поэтического текста на примере произведений, созданных на стихи русских поэтов. Донести равнозначность текста и музыки в песнях. | Артикуляция, дикция в хоре Зависимость вокальной подачи текста и исполнительской выразительности | Беседа, Объяснение-иллюстрация Вокальный тренинг, выразительное чтение |
9 | Исполнительские штрихи | Закреплять навыки выразительного исполнительства при помощи разнообразных средств | Использование декламации, как средства музыкальной выразительности. Исполнительские и динамические возможности в хоре. | Объяснение-иллюстрация Подражание, использование ассоциативного мышления |
10 | Итоговые занятия | Закрепление навыков, полученных за 2 год обучения | Исполнение накопленного репертуара Подбор репертуара к следующему учебному году. | Исполнение репертуара Беседа, Диалог |
После второго года обучения дети должны: — уверенно пользоваться навыками певческого дыхания — уметь настраивать себя на исполнение, выступление — иметь исполнительскую выдержку — уметь исполнять песню, с поставленными певческими задачами — иметь слуховые навыки, позволяющие слышать коллектив — уметь самостоятельно держать мелодическую линию главного голоса без инструментальной поддержки — иметь некоторые навыки пения второго голоса с инструментальной или гармонической поддержкой — понимать необходимость внимательного прочтения поэтического текста произведения — иметь некоторые навыки грамотного исполнения произведения (использование необходимых средств музыкальной выразительности)
Учебно-тематический план. Третий год обучения
№ | тема | теория | практика | всего | |
группа |
общая | ||||
1 | Восстановление навыков, полученных за второй год обучения. | 2 | 8 | 2 | 12 |
2 | Работа над певческим дыханием. | 4 | 20 | 12 | 36 |
3 | Интонация в человеческом общении | 4 | 20 | 12 | 36 |
4 | Зависимость эмоционального произношения текста и качества звука | 2 | 10 | 6 | 18 |
5 | Элементы музыкальной импровизации | 6 | 20 | 10 | 36 |
6 | Артикуляционная работа Взаимосвязь поэтического текста с исполнительской дикцией | 2 | 10 | 6 | 18 |
7 | Динамика в музыке | 1 | 8 | 3 | 12 |
8 | Диапазон без границ. Мимика в исполнении | 1 | 11 | 12 | 24 |
9 | Музыкальная форма | 1 | 11 | 6 | 18 |
10 | Подведение итогов | _ | 2 | 4 | 6 |
всего | 23 | 120 | 73 | 216 |
№ | тема | задачи | содержание | методы |
1 | Восстановление навыков, полученных за второй год обучения. | Вспомнить основы певческого дыхания, голосовую гигиену. Восстановить, наработанные за второй год обучения, певческие навыки. | Вокальные распевки Репертуар коллектива, наработанный за прошедшее время | Беседа, Объяснение, иллюстрация, Тренинг, Индивидуальный подход |
2 | Работа над певческим дыханием. | Закреплять навыки певческого дыхания, пения на опоре Научить, при помощи певческой опоры расширять голосовой диапазон | Разучивание нового репертуара. Работа над звуковедением, певческой опорой Развитие певческого диапазона | Объяснение, иллюстрация Ассоциативный подход подражание |
3 | Интонация в человеческом общении | Объяснить необходимость контроля над интонацией в общении. Научить точному интонированию звуковой высоты | Два понятия интонации: как звуковая высота, и как средство выражения смысла сказанного. Работа над хоровыми партиями | Беседа-диалог, Объяснение, показ Вокальные упражнения, тренинг Индивидуальный подход |
4 | Зависимость эмоционального произношения текста и качества звука | Научить подбирать необходимые звуковые краски путем нахождения нужной интонации | Работа над «светлым и темным» звуком в хоре Закрепление навыков цепного дыхания. | Ассоциативное мышление, тренинг Слуховой контроль |
5 | Элементы музыкальной импровизации | Дать начальные навыки импровизации для раскрепощения и проявления самостоятельных творческих замыслов | Элементы импровизации: жанровая, вариационная, мелодическая. Импровизация при помощи гармонической поддержки. Слуховой анализ Использование приобретенных знаний и умений | Беседа-диалог, Объяснение, показ Индивидуальный подход Коллективное мышление Творческое стимулирование |
6 | Артикуляционная работа Взаимосвязь поэтического текста с исполнительской дикцией | Научить пользоваться всеми имеющимися навыками для достижения исполнительской выразительности | Артикуляция, дикция в хоре Зависимость вокальной подачи текста и исполнительской выразительности | Беседа, Объяснение-иллюстрация Вокальный тренинг, выразительное чтение |
7 | Динамика в музыке | Научить пользоваться всеми имеющимися навыками для достижения динамической выразительности | Понятия динамических оттенков, нюансов. Достижение яркой динамики за счет «полётности» звука Контраст в исполнении. | Объяснение тренинг, имитация, показ |
8 | Диапазон без границ. Мимика в исполнении | Объяснить зависимость пения высоких и низких нот от мимики и эмоционального переживания | Развитие диапазона при помощи мимических упражнений, при использовании певческой опоры. Путём использования ассоциаций устранить страх перед пением высоких нот. | Объяснение-иллюстрация Вокальный тренинг, Подражание Проведение параллели с жизненными ситуациями |
9 | Музыкальная форма | Дать понятие целостности произведения. Воспитание исполнительской выдержки, создание единого образа на протяжении всего произведения. | От исполнения фразы – кульминации к созданию целостного произведения. Агогика в произведении. Использование вокальных упражнений. Работа над хоровым репертуаром. | Объяснение-иллюстрация Вокальный тренинг, Подражание Самоконтроль |
10 | Подведение итогов | Выявить умение детей вести беседу, контактировать в коллективе, их кругозор, взаимоотношения со сверстниками. | Исполнение репертуара, наработанного за весь период обучения, по желанию учащихся | Диалог, Исполнение |
— понимать необходимость контроля над своими интонациями в общении с людьми
— обладать способностью настроится на предстоящую деятельность
— научиться уважительно относиться к деятельности партнера
— уметь слушать партнёра в коллективе
— иметь навык пения в хоровом коллективе
— иметь исполнительскую выдержку
— уметь самостоятельно воспроизводить мелодию песни с сопровождением и без него
— уметь исполнять второй голос с сопровождением
— иметь достаточный музыкальный кругозор
— иметь навыки грамотного исполнения произведения
Формы участия коллектива в различных мероприятиях: 1) проведение творческих классных часов
2) участие в общеучебных плановых мероприятиях
3) организация сольных концертов
4) организация выступлений для родителей
5) выездные шефские концерты
6) участие в смотрах среди профессионально-технических училищ городского и областного масштаба
7) участие в различных городских конкурсах и фестивалях
примерный подбор репертуара для молодежного самодеятельного коллектива
Тема патриотизма, любви к Родине хорошо отражена в песнях:
Я. Дубравин «О земной красоте» А. Афанасьев «Гляжу в озёра синие»
Я. Дубравин «Родина» М. Дунаевский «Спасибо, жизнь»
Д. Тухманов «Как прекрасен этот мир» А. Петров «Память»
Д. Саульский «Счастья тебе, земля» М. Фрадкин «За того парня»
Ю. Антонов «Родные края» Е. Дога «Мой белый город»
Тема юношества, молодости в песнях:
В. Чернышов «Этот большой мир» А. Колкер «Двое под дождём»
А. Пахмутова «Дикая собака динго» Г. Гладков «Проснись и пой»
А. Журбин «Если город танцует» М. Таривердиев «Там, где сосны»
Произведения, ставшие хоровой классикой:
А. Хачатурян «Андантино» В. Гаврилин «Мама»
Неаполитанская песня «Санта Лючия» Дж. Гершвин «Хлопай в такт»
Т. Хренников «Колыбельная Светланы» К. Брюн «Парижское танго»
Произведения для молодёжного коллектива:
Д. Тухманов «Мы с тобою танцуем» Г. Шайдулова «Мама и дочка»
Я. Френкель «Вальс расставанья» В. Мигуля «Поговори со мною, мама»
А. Макаревич «Если в городе твоем…» Э. Колмановский «Спасибо вам, люди»
М. Леонидов «Последний час декабря» А. Кублинский «Ноктюрн»
Методическая литература
1. А. Сохор «Воспитательная роль музыки» Государственное музыкальное
издательство, Ленинград, 1962 г.
2. Т. Рзянкина «Войдёмте в мир музыки» Изд. «Музыка». Ленинград, 1968 г.
3. Работа с хором. Методика, опыт. Профиздат. Москва 1972 г.
4. В. Н. Шацкая «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества».
Москва, «Педагогика», 1975 г.
5. Г. Гачев. «Творчество, жизнь, искусство» Москва, Детская литература, 1980 г.
6. Библиотека учителя музыки. Из истории музыкального воспитания.
Составитель О.А. Апраксина
Хрестоматия, Москва, «Просвещение», 1990 г.
7. «Воспитание музыкой» Составители Т. Е. Вендрова, И.В. Пигарева,
Москва, «Просвещение», 1991 г.
8. Русская хоровая культура. История, традиции, современные проблемы.
Сборник научных трудов. Санкт-Петербург 1995 г.
9. О церковном пении. Сборник статей. «Ладья», Москва, 2001 г.
10. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг.
Санкт-Петербург. Москва. Краснодар, 2003 г.
11. П.Сикур «Воспою Тебе» Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светcкого и церковного пения; Русский хронограф, Москва, <metricconverter productid=«2006 г» w:st=«on»>2006 г.
Материал о гимнастике А. Л. Стрельниковой на сайте: www.strelnikova.ru
Нотная литература
1. А. Колкер «Песни для голоса и фортепиано» Изд. «Музыка», Ленинград, 1968 г.
2. Я. Френкель «Песни». Изд. «Музыка», Москва 1969 г.
3. В. Соловьёв-Седой «Пять песен». Изд. «Советский композитор», Ленинград 1970 г.
4. А. Колкер «Красивые слова». Песни для голоса в сопровождении ф-но. Изд.
«Советский композитор» Москва 1971 г.
5. А. Флярковский «Песни из кинофильмов». Изд. «Музыка», Москва 1973 г.
6. Т. Хренников «Песни из к/ф» Изд. «Советский композитор» Москва, 1977 г.
7. М. Фрадкин «Избранные песни». Москва, Всесоюзное издательство «Советский
композитор», 1980 г.
8. Народные песни из репертуара С. Лемешева Изд. «Музыка», Москва, 1982 г.
9. «В кругу друзей». Составитель О. Агафонов Москва, Всесоюзное издательство
«Советский композитор» 1985 г.
10. Э. Колмановский «Чета белеющих берёз». Песни. Москва, Всесоюзное издательство
«Советский композитор» 1985 г.
11. «Россияночка». Вып. 17 Составитель Я. Дубравин
Изд. «Советский композитор» 1985 г.
12. «Как прекрасен этот мир». Репертуар самодеятельного хора. Ленинград,
«Советский композитор» 1986 г.
13. «Поговори со мною, мама». Песни на стихи В. Гина, Москва, «Советский
композитор» 1990 г.
14. Е. Дога «Мой край родной» Изд. Советский композитор, Москва 1990 г.
15. «Песни радио и кино» Вып. 145, Изд. «Музыка» 1970 г.
16. «Песни радио и кино» Вып. 160, Изд. «Музыка» 1971 г.
17 «Песни радио и кино» Вып. 170, Изд. «Музыка» 1972 г.
18 «Песни радио и кино» Вып. 172, Изд. «Музыка» 1972 г.
19 «Песни радио и кино» Вып. 174 Изд. «Музыка» 1972 г.
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Досугово-развлекательная деятельность
Планирование работы, программы
02 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей