Тема."Наблюдение над словами - признаками. Упражнение в подборе слов - признаков".
Краткое описание
упражняться в подборе слов- признаков,
-развивать -продолжить наблюдение над словами- признаками,
умение ставить вопросы к словам - признакам,
-устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками,
-развивать речь уч-ся (подбирать синонимы, антонимы к словам-признакам, слова-признаки с переносным значением, образование от слов- предметов слов-признаков)
-развивать -продолжить наблюдение над словами- признаками,
умение ставить вопросы к словам - признакам,
-устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками,
-развивать речь уч-ся (подбирать синонимы, антонимы к словам-признакам, слова-признаки с переносным значением, образование от слов- предметов слов-признаков)
Описание
Предмет: Русский язык
Класс:2
Тема: «Наблюдение над словами — признаками. Упражнение в подборе слов — признаков».
Цели:
-упражняться в подборе слов- признаков,
-развивать -продолжить наблюдение над словами- признаками,
умение ставить вопросы к словам — признакам,
-устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками,
-развивать речь уч-ся (подбирать синонимы, антонимы к словам-признакам, слова-признаки с переносным значением, образование от слов- предметов слов-признаков)
Оборудование
Демонстрационный материал: осенние пейзажи, ребус о лимоне, словарное слово «лимон» и слово-помощник «кислый», лимон, предметные картинки — лимон, лиса, яблоко, ворона, крот, зебры, корова, гусь, опоры и упр-я — запись на компьютере, запись на доске.
Для индивидуальной работы: карточки для составления пар слов (6 вариантов), тетрадь по чистописанию,, рабочая тетрадь, дидактический материал.
Ход урока:
I. Организация начало урока
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал
все за парты тихо сели,
на меня все посмотрели.
Здравствуйте, ребята!
II.Повторение изученного материала.
-Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.
Само массаж рук.
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем — с тыльной.
3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.
Минутка чистописания.
-Сегодня начался последний осенний месяц. Послушайте стихотворение Михаила Ковалевского о ноябре и назовите слова — признаки, которые вам встретятся.
Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждёт, когда зимой суровой
Его сорвёт и бросит вниз.
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому ещё не раз зацвесть.
(Ответы детей).
-Подберите слова — признаки (осенние пейзажи):
Осень (какая?)……(Ответы детей).
-Как вы понимаете «золотая осень» — это словосочетание употребляется
в прямом или переносном значении? Что значит в данном случае «золотая»? (Ответы детей).
(Аналогично:)
золотой браслет
золотые руки
золотое сердце
золотой человек
золотые слова
-Вы называли слова — признаки, описывающие осень. А как в русском языке называются слова — признаки? (Имена прилагательные).
-(Хором уч-ся:) Имя прилагательное — это часть речи, которая обозна-чает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Проверка по опоре).
-Для чего нам в речи нужны имена прилагательные? (Украшают речь, определяют признак предмета).
-Сейчас Юля прочитает нам стихотворение об имени прилагательном.
Уч-ся:
Очень занимательное —
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
-Мы будем продолжать наблюдение над словами — признаками, упражняться в подборе слов- признаков.(Сообщение темы урока)
III. Объяснение нового материала.
Словарная работа.
-Отгадайте словарное слово по ребусу.(Лимон).
-Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть…(Лимон).
Вывешивается словарное слово на доску. Учитель показывает картинку лимона и плод.
-Запишите слово «лимон» в правом верхнем углу, подчеркните непроверяемую безударную гласную, поставьте ударение.
-Упр.2. Почему так легче запомнить написание слова? (Слово — помощник «кислый», ударная и).
-Упр.3. Значение слова.
Лимон — цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод с твёрдой ароматной кожурой. Чай с лимоном.
-Для профилактики простудных заболеваний полезно есть лимоны, они содержат витамин C. Также данный витамин находится в зелёном укропе, болгарском перце, шиповнике, чёрной смородине. Очень полезно есть мёд, чай с малиновым вареньем.
-Упр.4. Подбор однокоренных слов (письменно).
Лимон, лимончик, лимонный, лимонад, лимонка, лимонник.
-Выделите корень в данных словах.
Физминутка «Моя книга».(Слова сопровождаются действиями".
Открой скорее книжку! (Движение руками)
В книжке мошка, мышка, мишка, (Показывают размер двумя пальцами)
В книжке мячик — круглый бок: (Руками — шар)
Вверх — вниз, прыг — скок. (Прыжки)
В книжке зонт. Открой — и пой: (Открывают зонт)
Лупит дождь — а ты сухой! (Над головой ладонями)
Киска в книжке близко-близко. (Показывают усы)
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой — (Поглаживают свои руки)
Ведь у киски мех такой
Тёплый! (Обнимают себя руками)
Работа в рабочей тетради.
— Записать, как можно больше, слов-признаков к слову «лимон» само стоятельно.
На доске опора: цвет, форма, размер, вкус, запах, температура, материал и т.д.
Фронтальная проверка…
Фронтальная работа.
1.- А можно, услышав одно слово-признак, например, «жёлтый», сказать о чём идёт речь? (Нет. Прилагательное «прилагается» к существительному).
Игра «Угадай предмет по признакам».
-Осторожная, хитрая, хищная, длиннохвостая, рыжая…(Лиса).
-Один уч-ся отворачивается у доски.(Учитель показывает картинку яблока.) Подберите слова-признаки к данному предмету, а …угадает, о каком предмете идёт речь.(Яблоко (какое?)…).
2.- Сейчас ребята загадают загадки. Составьте словосочетания — отгадка + слово-признак. Запишите словосочетания. (Учитель сопровождает отгадки показом иллюстраций животных).
Окраской сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.
Кто она? (Ворона).
В одежде богатой
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца. (Крот).
Надели коняшки
Морские тельняшки. (Зебры).
-Оказывается, не бывает двух одинаковых зебр. Это на первый взгляд все зебры кажутся близнецами. Полосатая окраска зебр отвлекает хищников, утомляет их зрение.
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова).
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки. (Гусь).
— Именно благодаря гусю существует такое выражение: «Выйти сухим из воды».
(Дети написали, например, вороватая ворона, слеповатый крот, полосатые зебры, пёстрая корова, важный гусь).
3.Развитие речи.
-Я называю слово-признак, а вы синоним и антоним к этому слову.
-Что такое синонимы? (Это слова, близкие по значению).
-Что такое антонимы? (Это слова с противоположным значением).
Большой — огромный — маленький
Смелый — храбрый, отважный — трусливый
Мудрый — умный, сообразительный — глупый
Скорый — быстрый — медленный
Печальный — грустный — весёлый
-Найдите в предложении антонимы:
Доброе слово лечит, а злое калечит.
-Что значит эта пословица? Как вы её понимаете? (Доброе слово придаст уверенность, поддержит, окрылит, а злое обидит, оскорбит).
— Синонимы и антонимы можно найти в специальных словарях. (Учитель показывает словари синонимов и антонимов для нач. школы).
4.Индивидуальная работа.
— Перед вами карточки с двумя столбиками слов (6 вариантов).
1 в.)поздняя листья 2 в.)тёмные солнышко
холодный осень свежий погода
ароматное дождь плохая тучи
разноцветные яблоко неяркое ветер
3 в.)капустный настроение 4 в.)пасмурный птицы
отличное белка перелётные гнездо
сочные пирог птичья день
шустрая груши воронье стайка
5 в.)спелые дерево 6в.) полезный лиса
красивое овощи рыжая осень
богатый ягода осенние чеснок
сладкая урожай золотая краски
— Образовать пары слов- словосочетания, соединив стрелками.
5. чудеса —
осень —
картон —
лиса —
-Как называются слова в первом столбике? (Имена существительные).
-Какое слово лишнее? (Лиса).
-Почему? (Одушевлённое имя сущ.).
-Образуйте прилагательные от данных имён существительных.
(Чудесный, осенний, картонный, лисий).Запишите пары слов — сущ. и прилаг.
6. «Четвёртое лишнее».
-Найти лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее:
цвет
цветок
цветник
цветной (Имя прилаг.)
-Что общего у этих слов? (Корень цвет-).
Физминутка.
-Если я называю слово- имя сущ, надо стоять, имя прилаг.- сесть.
7. Доску вымыли (……?) дежурные. (…….?) Дежурные дети убрали класс.
-Задайте вопросы к словам и скажите, чем отличаются эти слова? (Кто?-сущ., какие? — прилаг.).
-С каким словом во втором предложении связано слово «дежурные»? (Дети).
-Какое слово главное в этом словосочетании? (Дети).
-На следующем уроке мы будем учиться устанавливать и показывать графически связь между именами сущ. и прилаг. в словосочетаниях.
IV. Д. з. упр. 60, стр.30 Подобные упражнения мы делали сегодня, необходимо подобрать слова — признаки к предметам.
V. Итог урока.
-Хотелось бы отметить работу уч-ся….Они получают …(отметки), так как…
-Итог нашего урока подведем прочитав стихотворение Е. Руженцевой «Сказка про краски»:
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным — призелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
— Дорогие ребята, я желаю вам: «Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным!». И вокруг вас, и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова — признаки. Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.
Класс:2
Тема: «Наблюдение над словами — признаками. Упражнение в подборе слов — признаков».
Цели:
-упражняться в подборе слов- признаков,
-развивать -продолжить наблюдение над словами- признаками,
умение ставить вопросы к словам — признакам,
-устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками,
-развивать речь уч-ся (подбирать синонимы, антонимы к словам-признакам, слова-признаки с переносным значением, образование от слов- предметов слов-признаков)
Оборудование
Демонстрационный материал: осенние пейзажи, ребус о лимоне, словарное слово «лимон» и слово-помощник «кислый», лимон, предметные картинки — лимон, лиса, яблоко, ворона, крот, зебры, корова, гусь, опоры и упр-я — запись на компьютере, запись на доске.
Для индивидуальной работы: карточки для составления пар слов (6 вариантов), тетрадь по чистописанию,, рабочая тетрадь, дидактический материал.
Ход урока:
I. Организация начало урока
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал
все за парты тихо сели,
на меня все посмотрели.
Здравствуйте, ребята!
II.Повторение изученного материала.
-Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.
Само массаж рук.
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем — с тыльной.
3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.
Минутка чистописания.
-Сегодня начался последний осенний месяц. Послушайте стихотворение Михаила Ковалевского о ноябре и назовите слова — признаки, которые вам встретятся.
Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждёт, когда зимой суровой
Его сорвёт и бросит вниз.
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому ещё не раз зацвесть.
(Ответы детей).
-Подберите слова — признаки (осенние пейзажи):
Осень (какая?)……(Ответы детей).
-Как вы понимаете «золотая осень» — это словосочетание употребляется
в прямом или переносном значении? Что значит в данном случае «золотая»? (Ответы детей).
(Аналогично:)
золотой браслет
золотые руки
золотое сердце
золотой человек
золотые слова
-Вы называли слова — признаки, описывающие осень. А как в русском языке называются слова — признаки? (Имена прилагательные).
-(Хором уч-ся:) Имя прилагательное — это часть речи, которая обозна-чает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Проверка по опоре).
-Для чего нам в речи нужны имена прилагательные? (Украшают речь, определяют признак предмета).
-Сейчас Юля прочитает нам стихотворение об имени прилагательном.
Уч-ся:
Очень занимательное —
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
-Мы будем продолжать наблюдение над словами — признаками, упражняться в подборе слов- признаков.(Сообщение темы урока)
III. Объяснение нового материала.
Словарная работа.
-Отгадайте словарное слово по ребусу.(Лимон).
-Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть…(Лимон).
Вывешивается словарное слово на доску. Учитель показывает картинку лимона и плод.
-Запишите слово «лимон» в правом верхнем углу, подчеркните непроверяемую безударную гласную, поставьте ударение.
-Упр.2. Почему так легче запомнить написание слова? (Слово — помощник «кислый», ударная и).
-Упр.3. Значение слова.
Лимон — цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод с твёрдой ароматной кожурой. Чай с лимоном.
-Для профилактики простудных заболеваний полезно есть лимоны, они содержат витамин C. Также данный витамин находится в зелёном укропе, болгарском перце, шиповнике, чёрной смородине. Очень полезно есть мёд, чай с малиновым вареньем.
-Упр.4. Подбор однокоренных слов (письменно).
Лимон, лимончик, лимонный, лимонад, лимонка, лимонник.
-Выделите корень в данных словах.
Физминутка «Моя книга».(Слова сопровождаются действиями".
Открой скорее книжку! (Движение руками)
В книжке мошка, мышка, мишка, (Показывают размер двумя пальцами)
В книжке мячик — круглый бок: (Руками — шар)
Вверх — вниз, прыг — скок. (Прыжки)
В книжке зонт. Открой — и пой: (Открывают зонт)
Лупит дождь — а ты сухой! (Над головой ладонями)
Киска в книжке близко-близко. (Показывают усы)
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой — (Поглаживают свои руки)
Ведь у киски мех такой
Тёплый! (Обнимают себя руками)
Работа в рабочей тетради.
— Записать, как можно больше, слов-признаков к слову «лимон» само стоятельно.
На доске опора: цвет, форма, размер, вкус, запах, температура, материал и т.д.
Фронтальная проверка…
Фронтальная работа.
1.- А можно, услышав одно слово-признак, например, «жёлтый», сказать о чём идёт речь? (Нет. Прилагательное «прилагается» к существительному).
Игра «Угадай предмет по признакам».
-Осторожная, хитрая, хищная, длиннохвостая, рыжая…(Лиса).
-Один уч-ся отворачивается у доски.(Учитель показывает картинку яблока.) Подберите слова-признаки к данному предмету, а …угадает, о каком предмете идёт речь.(Яблоко (какое?)…).
2.- Сейчас ребята загадают загадки. Составьте словосочетания — отгадка + слово-признак. Запишите словосочетания. (Учитель сопровождает отгадки показом иллюстраций животных).
Окраской сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.
Кто она? (Ворона).
В одежде богатой
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца. (Крот).
Надели коняшки
Морские тельняшки. (Зебры).
-Оказывается, не бывает двух одинаковых зебр. Это на первый взгляд все зебры кажутся близнецами. Полосатая окраска зебр отвлекает хищников, утомляет их зрение.
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова).
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки. (Гусь).
— Именно благодаря гусю существует такое выражение: «Выйти сухим из воды».
(Дети написали, например, вороватая ворона, слеповатый крот, полосатые зебры, пёстрая корова, важный гусь).
3.Развитие речи.
-Я называю слово-признак, а вы синоним и антоним к этому слову.
-Что такое синонимы? (Это слова, близкие по значению).
-Что такое антонимы? (Это слова с противоположным значением).
Большой — огромный — маленький
Смелый — храбрый, отважный — трусливый
Мудрый — умный, сообразительный — глупый
Скорый — быстрый — медленный
Печальный — грустный — весёлый
-Найдите в предложении антонимы:
Доброе слово лечит, а злое калечит.
-Что значит эта пословица? Как вы её понимаете? (Доброе слово придаст уверенность, поддержит, окрылит, а злое обидит, оскорбит).
— Синонимы и антонимы можно найти в специальных словарях. (Учитель показывает словари синонимов и антонимов для нач. школы).
4.Индивидуальная работа.
— Перед вами карточки с двумя столбиками слов (6 вариантов).
1 в.)поздняя листья 2 в.)тёмные солнышко
холодный осень свежий погода
ароматное дождь плохая тучи
разноцветные яблоко неяркое ветер
3 в.)капустный настроение 4 в.)пасмурный птицы
отличное белка перелётные гнездо
сочные пирог птичья день
шустрая груши воронье стайка
5 в.)спелые дерево 6в.) полезный лиса
красивое овощи рыжая осень
богатый ягода осенние чеснок
сладкая урожай золотая краски
— Образовать пары слов- словосочетания, соединив стрелками.
5. чудеса —
осень —
картон —
лиса —
-Как называются слова в первом столбике? (Имена существительные).
-Какое слово лишнее? (Лиса).
-Почему? (Одушевлённое имя сущ.).
-Образуйте прилагательные от данных имён существительных.
(Чудесный, осенний, картонный, лисий).Запишите пары слов — сущ. и прилаг.
6. «Четвёртое лишнее».
-Найти лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее:
цвет
цветок
цветник
цветной (Имя прилаг.)
-Что общего у этих слов? (Корень цвет-).
Физминутка.
-Если я называю слово- имя сущ, надо стоять, имя прилаг.- сесть.
7. Доску вымыли (……?) дежурные. (…….?) Дежурные дети убрали класс.
-Задайте вопросы к словам и скажите, чем отличаются эти слова? (Кто?-сущ., какие? — прилаг.).
-С каким словом во втором предложении связано слово «дежурные»? (Дети).
-Какое слово главное в этом словосочетании? (Дети).
-На следующем уроке мы будем учиться устанавливать и показывать графически связь между именами сущ. и прилаг. в словосочетаниях.
IV. Д. з. упр. 60, стр.30 Подобные упражнения мы делали сегодня, необходимо подобрать слова — признаки к предметам.
V. Итог урока.
-Хотелось бы отметить работу уч-ся….Они получают …(отметки), так как…
-Итог нашего урока подведем прочитав стихотворение Е. Руженцевой «Сказка про краски»:
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным — призелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
— Дорогие ребята, я желаю вам: «Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным!». И вокруг вас, и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова — признаки. Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Русский язык
2 класс
01 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как способ реализации ФГОС НОО