Программа профориентационной деятельности
Программа профориентационной деятельности
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа профориентационной деятельности |
Разработчики программы | Григорян Арман Фрунзикович – учитель истории и обществознания МКОУ СОШ 6 с Спицевка Грачевского муниципального района Ставропольского края. Руководитель НОУ «ПОКОЛЕНИЕ» |
Основные исполнители программы | МКОУ СОШ 6 с Спицевка Грачевского муниципального района Ставропольского края |
Сроки выполнения и этапы реализации Программы |
2011-2012 гг. Организационная деятельность; Анализ ситуации, организация работы проектной группы по разработке программы, коррекция подпрограмм и определение механизмов реализации. 2012-2013 гг. Реализация ведущих направлений Программы. Полномасштабная реализация Программы, подведение итогов и анализ результатов по 2 этапу. |
Цель программы | Формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание комплексной реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся |
Основные задачи Программы |
|
Объем и источники финансирования |
Текущее бюджетное финансирование |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Повышение эффективности работы образовательных учреждений по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. |
Целевые индикаторы |
|
Реалии рыночной экономики указывают на то что, человеку, в течение всех этапов профессиональной жизни, потребуются умения и навыки выбора профессии, самоопределения, трудоустройства, конкурентного поведения, что в условиях рыночных отношений будет определять эффективную занятость и конкурентоспособность. На первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, эрудированность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, быстрая обучаемость, адаптивность, положительные личностные качества. Выше перечисленные качества способствуют лучшей реализации адаптационного потенциала в современных условиях. Для развития адаптационного потенциала молодого человека всегда была важна роль семьи. В новых социально-экономических условиях опыт родителей, очевидно недостаточен для обеспечения адаптационных процессов ребенка. В такой ситуации основным институтом самоопределения молодого человека должно стать система образования, которая в настоящее время рассматривает профессиональную ориентацию как действенный механизм социализации школьников. В последнее время значительную актуальность приобретает адаптационная, опережающая модель профориентационной работы, в основе которой лежит концепция сопровождения профессиональной карьеры будущего работника с учетом особенностей рыночной экономики, развивающая его активность, ответственность за свой профессиональный выбор, дальнейшее успешное трудоустройство. В связи с этим, оказание учащейся молодежи помощи в профессиональном и личностном самоопределении, правильном выборе профессии, осознании жизненного пути, построении профессиональной карьеры является задачей государственной важности. Показатели эффективности профориентационной работы: — достаточная информация о профессии и путях ее получения; — потребность в обоснованном выборе профессии; — уверенность обучающегося, воспитанника ОУ в социальной значимости труда; — степень самопознания обучающегося, воспитанника ОУ; — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
(К)
го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.
(М-Ц)
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.
3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.
2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).
3. Адекватная самооценка ПВК.
3. Ориентация на творчество.
4. Стремление к совершенствованию ПВК.
Практическая значимость
Показатель | Результаты реализации Программы |
1. Практическая значимость | 1.1 Создание и отработка функционирования организационной структуры взаимодействия социальных партнеров по реализации Программы. 1.2 Комплексная система профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи. 1.3 Разработка и реализация баз данных и информационных сервисов. 1.4 Сбор данных и информационное наполнение Банка социальных партнеров, Банка профессий и специальностей, Справочника профессиональных заведений, Системы оценки возможностей приема, Портфеля личных достижений обучающихся, воспитанников Банка методических разработок. 1.6 Получение обучающимися, воспитанниками оценки психологических особенностей, навыков формирования жизненных и профессиональных планов, опыта прохождения профессиональных проб. 1.7 Повышение квалификации педагогических кадров с учетом содержания профессиональной подготовки потребностям общества и обучающихся, воспитанников. 1.8 Увеличение доступности информационных сервисов через компьютерные классы, медиатеки и информационные киоски. |
2. Теоретическая значимость | 2.1 Сформулированы методические основы взаимодействия социальных партнеров. 2.2 Выработаны показатели эффективности реализации Программы. 2.3 Разработаны алгоритмы функционирования баз данных и информационных сервисов. 2.4 Разработаны технологии формирования банка методических разработок. 2.5.Разработаны методические основы использования баз данных и информационных сервисов при формировании индивидуальной жизненного и профессионального самоопределения. 2.7. Определен научно-методический уровень элективных курсов, обеспечивающих предпрофильную подготовку и профильное обучение, профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников. |
Программа профориентационной деятельности
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа профориентационной деятельности
|
Разработчики программы |
Григорян Арман Фрунзикович – учитель истории и обществознания МКОУ СОШ 6 с Спицевка Грачевского муниципального района Ставропольского края. Руководитель НОУ «ПОКОЛЕНИЕ» |
Основные исполнители программы |
МКОУ СОШ 6 с Спицевка Грачевского муниципального района Ставропольского края |
Сроки выполнения и этапы реализации Программы |
2011-2012 гг. Организационная деятельность; Анализ ситуации, организация работы проектной группы по разработке программы, коррекция подпрограмм и определение механизмов реализации. 2012-2013 гг. Реализация ведущих направлений Программы. Полномасштабная реализация Программы, подведение итогов и анализ результатов по 2 этапу. |
Цель программы |
Формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание комплексной реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся |
Основные задачи Программы |
развитие научно-технического и творческого потенциала;
|
Объем и источники финансирования |
Текущее бюджетное финансирование |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Повышение эффективности работы образовательных учреждений по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. |
Целевые индикаторы |
|
Реалии рыночной экономики указывают на то что, человеку, в течение всех этапов профессиональной жизни, потребуются умения и навыки выбора профессии, самоопределения, трудоустройства, конкурентного поведения, что в условиях рыночных отношений будет определять эффективную занятость и конкурентоспособность. На первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, эрудированность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, быстрая обучаемость, адаптивность, положительные личностные качества. Выше перечисленные качества способствуют лучшей реализации адаптационного потенциала в современных условиях.
Для развития адаптационного потенциала молодого человека всегда была важна роль семьи. В новых социально-экономических условиях опыт родителей, очевидно недостаточен для обеспечения адаптационных процессов ребенка. В такой ситуации основным институтом самоопределения молодого человека должно стать система образования, которая в настоящее время рассматривает профессиональную ориентацию как действенный механизм социализации школьников.
В последнее время значительную актуальность приобретает адаптационная, опережающая модель профориентационной работы, в основе которой лежит концепция сопровождения профессиональной карьеры будущего работника с учетом особенностей рыночной экономики, развивающая его активность, ответственность за свой профессиональный выбор, дальнейшее успешное трудоустройство.
В связи с этим, оказание учащейся молодежи помощи в профессиональном и личностном самоопределении, правильном выборе профессии, осознании жизненного пути, построении профессиональной карьеры является задачей государственной важности.
Показатели эффективности профориентационной работы:
- достаточная информация о профессии и путях ее получения;
- потребность в обоснованном выборе профессии;
- уверенность обучающегося, воспитанника ОУ в социальной значимости труда;
- степень самопознания обучающегося, воспитанника ОУ;
- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Критерии |
Показатели |
|
9 класс |
10-11 классы |
|
Когнитивный (К) |
1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. |
|
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития. |
||
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. |
3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК). |
|
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. |
4. Знание своих интересов, склонностей, способностей. |
|
Мотивационно- ценностный (М-Ц) |
1. Заинтересованность в получении знаний. 2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем. 3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности. 4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями. 5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора. |
1. Устойчивые познавательные интересы. 2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 3. Адекватная самооценка ПВК. |
Деятельностно-практический (Д-П) |
1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей. |
|
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. |
2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию ПВК. |
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
-
индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
-
направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Практическая значимость
Показатель |
Результаты реализации Программы |
1. Практическая значимость |
1.1 Создание и отработка функционирования организационной структуры взаимодействия социальных партнеров по реализации Программы. 1.2 Комплексная система профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи. 1.3 Разработка и реализация баз данных и информационных сервисов. 1.4 Сбор данных и информационное наполнение Банка социальных партнеров, Банка профессий и специальностей, Справочника профессиональных заведений, Системы оценки возможностей приема, Портфеля личных достижений обучающихся, воспитанников Банка методических разработок. 1.6 Получение обучающимися, воспитанниками оценки психологических особенностей, навыков формирования жизненных и профессиональных планов, опыта прохождения профессиональных проб. 1.7 Повышение квалификации педагогических кадров с учетом содержания профессиональной подготовки потребностям общества и обучающихся, воспитанников. 1.8 Увеличение доступности информационных сервисов через компьютерные классы, медиатеки и информационные киоски. |
2. Теоретическая значимость |
2.1 Сформулированы методические основы взаимодействия социальных партнеров. 2.2 Выработаны показатели эффективности реализации Программы. 2.3 Разработаны алгоритмы функционирования баз данных и информационных сервисов. 2.4 Разработаны технологии формирования банка методических разработок. 2.5.Разработаны методические основы использования баз данных и информационных сервисов при формировании индивидуальной жизненного и профессионального самоопределения. 2.7. Определен научно-методический уровень элективных курсов, обеспечивающих предпрофильную подготовку и профильное обучение, профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников. |
Социальное партнерство с вузами
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»