В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Народный праздник « Масленица» в цикле «Образы русской культуры»

Народный праздник « Масленица» в цикле «Образы русской культуры»

Елизавета Якимова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12 голосов:3просмотров: 3271
Краткое описание
     Игровая реконструкции  праздника «Масленица»  является   формой итогового занятия.  Сценарий мероприятия можно использовать на занятиях по народной культуре. В нашей нижегородской гимназии имени А.С. Пушкина такие уроки являются «точки схождения» содержания программ всех учебных курсов, входящих в интеграционный цикл "Образы русской культуры". Они помогают  воссоздать среду бытования традиционной культуры.  
Описание
Народный праздник « Масленица» в цикле «Образы русской культуры»
Сценарий игровой реконструкции праздника

«Широкая «Масленица» для учащихся 5-х классов
Продолжительность мероприятия в помещении – 70 минут.
Активные игры на воздухе – 40 минут.

Авторы: Якимова Елизавета Юрьевна руководитель цикла «Образы русской культуры»,
учитель технологии, МХК
Патунина Елена Александровна учитель музыки, МХК
МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина г. Нижнего Новгорода
Пояснительная записка
Педагоги гимназии имени А.С. Пушкина города Нижнего Новгорода давно задумались о приоритетной роли культурообразующей миссии школы и ориентации всего педагогического процесса на продуцирование духовно-нравственных ценностей, на воспитание «человека культуры».
Присвоение культурного опыта (то, что мы вкладываем в понятие социализации личности) происходит во взаимодействии с окружающей культурной средой. А это предполагает особые качества и навыки взаимодействия с социокультурным пространством, основанные на осознании своей принадлежности к тысячелетнему национальному культурному наследию. Но осознания не происходит, если нет целостного восприятия национальной культуры. И тогда нет культурной преемственности, что и приводит к аномалиям в развитии духовно-нравственной сферы развивающейся личности.
Целостное восприятие национальной культуры – это осуществленное «вживание», «делание своим» через конкретную деятельность и творческое осмысление, всего того, что веками сохраняли предшествующие поколения.
Создание условий, которые позволили бы обучающимся в нашей гимназии детям приобщиться к национальному достоянию, и является целью интеграционного цикла «Образы русской культуры».
Многолетняя работа по программе цикла принесла большое удовлетворение. Сотрудничество с чуткими, мудрыми коллегами Рат Руфиной Николаевной, Патуниной Еленой Александровной, Кривоносовой Татьяной Александровной и Клюшиной Натальей Владимировной мне как руководителю цикла позволило избежать многих ошибок, преодолеть трудности. Им мои самые искренние слова благодарности за труд, на который их подвигло чувство высокой ответственности педагога за будущее наших учеников.
Цикл для учащихся 5-6 классов включен в учебный план гимназии с1994 года. Он состоит из учебных курсов:
— «Мир русского слова. Славянская мифология»;
— «Прикладное искусство и этнография»;
— «Музыкальный фольклор»;
— «Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды».
Программы курсов обеспечивают согласованное по времени проведения занятий и их тематике развертывание и расшифровку учебного материала, выделение этнокультурной информации, расстановку мировоззренческих акцентов. Это создает единое информационное и эмоциональное учебное пространство.
Активные формы обучения с преобладанием исследовательской направленности, использование метода проектов позволяют сформировать глубокомыслие (умение в простом и знакомом увидеть вопрос-загадку, наметить пути поиска ответа, аргументировать его).
Ролевые формы деятельности учащихся в воссоздаваемой среде бытования традиционной культуры способствуют погружению в традиции, ритуалы, обряды. Игровые реконструкции «Святки-Коляда», «Масленица», «Сороки», «Радуница» побуждают эстетически воспринимать и эмоционально реагировать на национальную образную систему.
В цикле они являются своеобразной формой итогового контроля как на отдельных этапах освоения программы цикла, так и по ее завершении. Такие уроки, как «точки схождения» содержания программ всех учебных курсов, и создают целостную картину того или иного культурного явления.
Неподдельный интерес детей к игре, их познавательный азарт, непосредственность реакций, импровизационная основа деятельности созвучны языку праздника.
Праздник на Руси, всегда яркий и многоликий, особым образом представлял и выявлял характер и мировоззрение человека, живущего на этой земле. А сегодня народный праздник раскрывает для нас секреты гармоничного взаимодействия мира природы и мира человека, позволяя, при желании, «прочитать» и осмыслить его всеобщий код, то, что наука называет этнокультурной информацией.
Сама культура праздника впитала в себя опыт исторического самоопределения народа, постепенно объединив воедино сложные религиозные и этические представления, обряды и нормы, устное, музыкальное, драматическое, хореографическое творчество.
К моменту проведения «Масленицы» дети уже познакомились с мифами Древней Греции, с поэтической реконструкцией славянских мифов, с колыбельными напевами, игровыми календарными и обрядовыми песнями, с закличками, потешками и играми. Старинные образцы рукоделий, изделия народных промыслов, задания по осмыслению художественной образной системы традиционных ремесел помогли лучше понять истоки народной культуры.
Дети заранее знают о празднике и вместе с учителями и родителями готовятся к участию в нем. Они подбирают оформление зала, костюмы, делятся на три группы-волости. В соответствии с названиями волостей сочиняют приветствия-частушки, по группам изготавливают детали чучела Масленицы. А вкусные румяные блины и ароматный чай, без которых не обходится праздник, готовят родители. На Масленице они первые помощники учителей, активные зрители и участники игр.
Сценарий игровой реконструкции праздника «Широкая Масленица» разработан в соавторстве с учителем курса «Музыкальный фольклор» Патуниной Е.А. Цели мероприятия: способствовать погружению учащихся в атмосферу народных традиций, побуждая их эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на национальную образную систему и понимать все составляющие народного праздника.
Задачи:
— актуализировать знания детей, полученные на уроках всех учебных курсов;
— создать условия для включения каждого в атмосферу коллективного и
индивидуального творчества;
— привить навыки культуры проведения праздников.
Этапы праздника.
  1. Зачин (15 мин).
  2. Посиделье (20 мин).
  3. «Масленицу собирать – все волости созывать» (10 мин).
  4. «Ах, блины, наши блины» (чаепитие 25 мин).
  5. «Вместе будем мы гулять, Масленицу провожать». Выход на школьный двор (10 мин).
  6. Масленичные забавы (40 мин).

Оформление зала (воссоздание интерьера русской избы).
На заднем плане – макет русской печи. В углу висит колесо с лентами, над ним — сбруя с колокольчиками. Стоит стол с утварью и самоваром, блюдо с блинами. За столом «сидит» ростовая кукла Дуняша. В центре зала перед столом — лавки для гостей из волостей Посиделкино, Разгуляево и Забавляево.
Технические средства: компьютер и мультимедийный проектор, экран.
Ход праздника
Звучит музыка П.И. Чайковского «Масленица» — «Март» из цикла «Времена года». Участники и зрители входят в зал.
1. Зачин

Ведущая:
Милости просим, гости дорогие, в светлую горницу! Праздник пришел – гостей привел! Рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Сядем рядком, да поговорим ладком, да послушаем ушком! (Вопрос к зрителям) По какому случаю-поводу гостей принимаем?
Дети:
— Праздник на дворе – Масленица.
— Все люди радуются этому празднику.
— С гор катаются, блинами объедаются.
— Масленица последний праздник зимы.
— Зиму хоронили – весну благословили! ….
Ведущая:
Масленицу ожидали с большим нетерпением и ласково называли ее честная, веселая, широкая, объедуха…
Дети:
Масленица – не масленица без блинов!
Ведущая:
Наша хозяюшка, Авдотьюшка, напекла для вас целую гору румяных блинов, да вот немного приустала и задремала. Не будем ее пока тревожить, пусть немного отдохнет. Может, снится ей сон-сказка, как среди зимы снежной спешит к нам весна-красна, как возрождается природа ото сна.
Сказки, сказания дошли до нас из глубины веков. За тысячу лет до наших дней начало весны связывалось с возрождением, воскресением природы. Мы с вами знаем много древних мифов разных народов. Все они рассказывают об универсальном законе природы – Возрождении. В те далекие времена верили, что возрождению природы предшествует возрождение всесильных богов.
Давайте попробуем восстановить содержание одного из таких мифов.

(Звучит музыка А. К. Лядова «Волшебное озеро». Детям раздают тексты древнегреческого мифа о возвращении каждой весной бога Адониса из Подземного мира. Дети вписывают имени богов и пересказывают содержание мифа.)

Ведущая:
Древние славяне придавали особое значение дням, которые мы сейчас называем масленичной неделей. Среди наших гостей из волостей есть знатоки старинных преданий. Интересно, о чем они нам поведают?
(Звучат «Былинные напевы». Дети рассказывают о мифологическом содержании, обычаях празднования «Масленицы» по материалам энциклопедии «Русский праздник» и книг А.И. Асова «Русские Веды», «Календарь древних славян».)

1 группа.
В эти дни Зима-Марена и Кащей обретают невиданную власть. В понедельник Марена встречает Даждьбога, во вторник – заигрывает с ним и старается понравиться, в среду – угощает блинами, в широкий четверг – устраивает пир и дает ему приворотное зелье, в пятницу – распинает Даждьбога на Алатырской горе, в субботу – Жива навещает Марену, в воскресенье – Жива освобождает Даждьбога, и в мир снова приходит весна.
2 группа.
Масленица – честная, широкая, веселая, считалась племянницей Кащея. Он приезжал «в салазочках, в одних портяночках» и угощал Масленицу. О Масленице говорили: «красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка». Масленица – это Марья Маревна из русских сказок, еще она Маревна Свароговна дочь триединой Лады («трех матерей дочь»), внучка Рода-Родихи (у которого много ликов – «сорока бабушек внучка»), все славянские боги ее братья («тридцати братьев сестра»).
3 группа.
На Масленице людям приписывалось пировать, устраивать маскарады, ходить в гости, угощать друг друга блинами. Каждый день масленичной недели имеет свое название, сохраняющее древний мифологический смысл. Понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгуляй, пятница – тещины вечера, суббота – заловкины посиделки, воскресенье – прощеный день.
Раздольно и весело провожали Масленицу. В народе поговорка сложилась «не житье, а Масленица». Прощаясь с ней, весело пели
Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!
  1. Посиделье

Ведущая:
Много интересного, ребята, вы знаете о Масленице. Молодцы! А наша Дуняша все спит. Так можно и праздник проспать! Я знаю, кто ее сможет разбудить. А вы хотите узнать, кто они?
Дети: Да!
Ведущая: Для этого давайте разгадаем загадку-подсказку.
( Детям по группам предлагается разгадать кроссворд, чтобы получить ключевое слово «скоморохи». Звучат вариации на тему русской народной песни «Светит месяц», и группы приступают к работе.)
Вопросы к кроссворду.
  1. «Сито свито, золотом покрыто» (солнце).
  2. Ряженые надевали личину, она же …(маска).
  3. В славянской мифологии его называют «Родник Вселенной» (Род).
  4. «…Она нить прядет, в клубок сматывает, не простые то нити – волшебные, из тех нитей сплетается наша жизнь от завязочки-рождения и до конца, до последней развязочки…» (Макошь).
  5. Стоит дуб от земли до неба.На нем 12 гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца.В каждом яйце по семи цыплят (год).
6. В славянской мифологии богиня зимы, увядания жизни (Марена).
7. Бог земледелия, сын Матери Сырой Земли и Рода (Ярило).
8. В славянской мифологии божество солнечного диска, «небесное око» (Хорс).
9. В славянской мифологии богиня весны, жизни (Жива).
(при правильном заполнении кроссворда по вертикале получается слово «СКОМОРОХИ»)

Ведущая: Так кто нам поможет разбудить Дуняшу?
Дети: (все вместе) Скоморохи!
Ведущая: Наши скоморохи заводилы из заводил, и певцы, и игрецы, кто на них посмотрит, тот и сам в пляс пустится.
(Раздаются звуки веселого наигрыша на рожках «Во кузнице», вбегают скоморохи.)
Скоморохи:
— Здравствуйте, друзья!
— Разрешите с вами познакомиться.
— Родные братья,
— Двоюродные Колобку да сестрице Аленушке,
— А Царевне Лягушке – седьмая вода на киселе.
вместе: Фома и Ерема – будем знакомы!
Ведущая:
Ну и чудеса! Только подумала о вас, и вы тут как тут. Помогите нам Дуняшу разбудить, развеселить!
Скоморохи:
Мы на дудочках заиграем, а вы, друзья, песню шуточную запевайте.
(Все вместе поют «Во кузнице», ростовая кукла Дуняша «оживает» в руках девочки.)
Дуняша: А кто ко мне в гости пожаловал? Сколько детей со всех волостей!
(Дети из трех волостей приветствуют Дуняшу.)
Из Посиделкина: Хозяюшке поклон низкий! Мы из Посиделкина, на язык остры, на дело быстры.
Из Забавляева: Приветствуем тебя, хозяюшка! Мы из Забавляева, на прибаутки скоры, на шутки споры.
Из Разгуляева: Здравствуй, хозяюшка! Мы из Разгуляева, песни наши громки, голоса звонки!
Дуняша: А вы, братья- весельчаки, с чем пожаловали?
Скоморохи:
— На дворе праздник Масленица.
— Были мы на ярмарке.
— Чего там только нет!
— Мы купили картины. Одна другой крашке!
— Да только вот незадача, на всех картинах изображена Масленица, а вот каким
дням масленой недели они посвящены мы и не знаем.
— Купец продал, да не сказал, какую картину за какой повесить-развесить.
— Помогите, разъясните! Нам самим гадать — не разгадать.
(Детям представлены репродукции картин: Б.М. Кустодиев «Масленица» 1916г., 1919г., В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Группы последовательно выстраивают изобразительный ряд. Звучит русский народный наигрыш «Коробейники». Ведущая благодарит детей за объяснения и помощь.)

3. «Маслену собирать – все волости созывать».

Скоморохи:
Звал, подзывал честной народ:
— Масленица-Кривошейка, порадуй нас хорошенько!
— А где же Масленица?
— Смастерим-соберем и на двор позовем!
(Дети собирают детали чучела Масленицы, подготовленные к празднику.)

Из Посиделкина:
Будет наша Масленица круглолица, румяна, белолица!
— Коса – до самых пят,
— А из чего?
— Да из мочала! Хотите, начнем с начала!
Из Разгуляева:
— А тельце ее, какое?
— Бумажное.
— Сарафан из рогожи – нет его дороже!
— Лоскуты да нитки дырки прикрывают, заплаты настилают.
— Эти заплатки от Тришкиного кафтана, а эта – от дедова зипуна.
— Радуйся, наша сторона!
Из Забавляева:
— У масленицы нашей ластки красные.
— А лапти?
— Лапти частые, головастые!
— На леву ногу лапоток – что в печи открыт роток.
— А на праву ногу – растрепан чеботок немного.
Все вместе: Готова масленица!
4. «Ах, блины, наши блины»

Дуняша: Ай да, Масленица! Ай да красавица! А теперь прошу отведать блинков моих. На доброе здоровье! К столу пожалуйте, гости дорогие.
(Дети идут на чаепитие, поют песню «Блины».)
Ведущая(в конце чаепития):
Спасибо, гостеприимная хозяюшка, за угощение (все благодарят Дуняшу). Что вы, дети, тут сидите, а гулять вы не хотите? Засиделись, чай, с утра, уж не улицу пора!
5. «Вместе будем мы гулять…»
Скоморохи:
— Вместе будем мы гулять, Масленицу провожать!
— Будем петь, и шутить, да весну веселить!
(Звучит русская народная песня «Тимоня». Дети одеваются, собираются веселой гурьбой на школьный двор. Впереди – сбруя-дуга, с впряженными в нее «конями». С песней «Вот уж зимушка проходит» выходят на улицу.)

6. Масленичные забавы

( На школьном дворе звучит праздничная народная музыка, стоит тройка лошадей, дети «выезжают» на школьный двор со своей Масленицей-чучелом, встают в круг.)
Скоморохи:
— Масленица-Кривошейка,
— Встречаем тебя хорошенько.
— Сыром, маслом, блинами
— И румяными пирогами!
(Дети поют величальную Масленице)
А, мы Масленицу дожидали
Дожидали, люли, дожидали.
Сыром горушку укладывали.
Укрывали, люли, укрывали.
Сверху маслицем поливали,
Поливали, люли, поливали.
Будь катлива,
Будь катлива, люли, будь катлива.
Дети (обращаясь Масленице, ее хвалят, ей поют): Дорогая наша гостья, Масленица – Авдотьюшка Изотьевна!
— Дуня бела, Дуня румяна,
— Коса длинная — триаршинная,
— Лента алая — двуполтинная.
— Платок беленький – новомодненький,
— Брови черные наведенные,
— Шуба синяя, ластки красные.
Масленка, Масленка,
Погулена масленка.
Ой, ладушки, лада,
Погулена, Масленка.
В гостях погостилася,
С зимушкой простилася.
Ой, ладушки, лада,
С зимушкой простилася.
Ты гуляла с нами,
Теперь села в сани,
Ой, ладушки, лада,
Теперь села в сани.
Скоморохи (собирают всех в центре):
— Вдоль по улице в конец шел удалый молодец.
— И товар продавать и себя показать.
— Подходи, налетай!
— Не робей, покупай!
(Всем показывают коробейку со свистульками, бубенцами, хохломскими ложками.)
Ведущая: За что продаете?
Скоморохи: За шутки, прибаутки, загадки, поговорки.
(Проводят конкурс загадок и прибауток, каждому участнику дается музыкальный «товар».)
Вырос лес,
Белый весь.
Пешком в него не войти,
На коне не въехать (морозные узоры на стекле).
……………………..

— Масленица, широка так,
А без блинов не Масленица,
Без пирогов не именины.
— Блин добро не один.
— Блины брюха не портят.
— Блин не клин, едока не расколет.
Скоморохи: А теперь нашим оркестром распотешим веселую Масленицу.
(Звучит музыка «Пляски скоморохов» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», дети наигрывают на свистульках, колокольчиках и танцуют вокруг Масленицы.)
Скоморохи:
— Эй, народ, запевай веселей,
— Распотешьте частушкой своей!
(Проводят конкурс частушек, которые в группах подготовили к празднику.)

Скоморохи:
— А теперь в игру пошли играть,
— Нужно ноженьки свои размять.
( Заранее каждая группа подготовила свою игру и предлагает в ней поучаствовать ребятам из других групп.)
Игра «Заря-зареница». Выбирают одного водящего – «Зарю». Остальные дети встают в круг, держа ленточки от разноцветной карусели и, напевая, двигаются друг за другом. «Заря» ходит вне круга в противоположную сторону. На слове «огонь» все останавливаются. Тот, около которого оказалась «Заря» опускает ленточку, и бежит с «Зарей» по кругу в противоположные стороны. Кто добежит до опущенной ленты последним становится «Зарей».
Заря-зареница,
Красная девица.
По полю ходила
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два – не воронь,
А лети, как огонь.
Игра «У дедушки Трифона». Играющие, напевая, слова повторяют движения ведущего. Самый внимательный участник выигрывает.
У дедушки Трифона
Было семеро детей.
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Они пили, они ели,
Друг на дружку все глядели,
Разом делали вот так.
Игра «Заинька». Дети, напевая песню и взявшись за руки, ходят по кругу. Внутри круга «заяц», он ищет лазейку, чтобы выпрыгнуть.
Заинька серенький,
Заинька беленький,
Некуда заиньке выскочит,
Некуда белому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Замочки немецкие.
Если ему это не удается, то он для всех танцует, а участники игры продолжают петь.
Ну-ка, заинька, шоком-боком
Перед нашим хороводом.
Ну-ка, зайка, не ленись,
Кому хочешь, поклонись.
«Зайка» с поклоном встает на место любого участника игры. Тот становится «Зайкой» и игра продолжается.
Скоморохи:
— Добры молодцы, красны девицы!
— Удалось нам сегодня гулянье.
— Приложили мы много старанья.
— Прощай, зимушка зима!
— Прощай, Масленица!
— Спасибо, что пришла к нам с добром.
— На будущий год тебя снова позовем!
Ведущая:Повеселила нас Масленица, пора ей песню петь – прощаться с Масленицей.
(Дети поют песню на мотив русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени».)

Ах. Вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые, решетчатые.
Припев:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Тут и сусленки,
Тут и масленки.
Выходила молода
За новые ворота,
За новые, кленовые, решетчатые.
Ты скажи моему другу,
Чтобы шел он на блины,
Чтобы шел он на блины,
До вечерней до поры.
Как на масленой недели
Из печи блины летели,
Вы, блины мои, блины,
Вы, блиночки мои.

Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А настанет воскресенье,
Наше кончится веселье.
Припев:
Прощай, прощай,
Прощай, Масленица.
Прощай, прощай – пересмешница.
Ведущая:
Ай да, ребятушки! Ай да, молодцы! Весело и радостно проводили мы Масленицу, а вместе с ней и зиму холодную. Ваши щечки разрумянились, глазки засияли, настроение праздничное. Как нам удалось создать такое настроение?
Дети: Мы старину далекую вспомнили. Скоморохов позвали. Весну разбудили!
Ведущая:
Праздник на славу удался. Всем показали красоту народного праздника, всех вспомнили, традиции уважили. Наигрались, на других посмотрели и себя показали. И родным есть, что рассказать. А чучело Масленицы мы с почестями провожаем на районный праздник, на котором вы будете представлять нашу гимназию.
Гуляй, широкая Масленица!
(Звучит хор «Проводы Масленицы» из пролога оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».)
Литература.
Асов А.И. Русские веды.- М.,1992.
Русский праздник. Иллюстрированная энциклопедия. – Санкт-Петербург, «Искусство-СПБ, 2002.
Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. — М., 1994
Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.,1991.
Фольклорный театр. — М.,1988.
Словарь славянской мифологии (составители Грушко К.А., Медведев Ю.М.) Н.Новгород, 1996.
Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в.-М.,1957.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
статья на сайт.doc Скачать









Народный праздник « Масленица»

в цикле «Образы русской культуры»





Сценарий игровой реконструкции праздника «Широкая Масленица»

для учащихся 5 класса




Продолжительность мероприятия в помещении – 70 минут.

Активные игры на воздухе – 40 минут.






Авторы:

Якимова Елизавета Юрьевна

руководитель цикла «Образы русской культуры»,

учитель технологии, МХК

Патунина Елена Александровна

учитель музыки, МХК

МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина

г. Нижнего Новгорода,







Пояснительная записка

Педагоги гимназии имени А.С. Пушкина города Нижнего Новгорода давно задумались о приоритетной роли культурообразующей миссии школы и ориентации всего педагогического процесса на продуцирование духовно-нравственных ценностей, на воспитание «человека культуры».

Присвоение культурного опыта (то, что мы вкладываем в понятие социализации личности) происходит во взаимодействии с окружающей культурной средой. А это предполагает особые качества и навыки взаимодействия с социокультурным пространством, основанные на осознании своей принадлежности к тысячелетнему национальному культурному наследию. Но осознания не происходит, если нет целостного восприятия национальной культуры. И тогда нет культурной преемственности, что и приводит к аномалиям в развитии духовно-нравственной сферы развивающейся личности.

Целостное восприятие национальной культуры – это осуществленное «вживание», «делание своим» через конкретную деятельность и творческое осмысление, всего того, что веками сохраняли предшествующие поколения.

Создание условий, которые позволили бы обучающимся в нашей гимназии детям приобщиться к национальному достоянию, и является целью интеграционного цикла «Образы русской культуры».

Многолетняя работа по программе цикла принесла большое удовлетворение. Сотрудничество с чуткими, мудрыми коллегами Рат Руфиной Николаевной, Патуниной Еленой Александровной, Кривоносовой Татьяной Александровной и Клюшиной Натальей Владимировной мне как руководителю цикла позволило избежать многих ошибок, преодолеть трудности. Им мои самые искренние слова благодарности за труд, на который их подвигло чувство высокой ответственности педагога за будущее наших учеников.

Цикл для учащихся 5-6 классов включен в учебный план гимназии с1994 года. Он состоит из учебных курсов:

- «Мир русского слова. Славянская мифология»;

- «Прикладное искусство и этнография»;

- «Музыкальный фольклор»;

- «Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды».

Программы курсов обеспечивают согласованное по времени проведения занятий и их тематике развертывание и расшифровку учебного материала, выделение этнокультурной информации, расстановку мировоззренческих акцентов. Это создает единое информационное и эмоциональное учебное пространство.

Активные формы обучения с преобладанием исследовательской направленности, использование метода проектов позволяют сформировать глубокомыслие (умение в простом и знакомом увидеть вопрос-загадку, наметить пути поиска ответа, аргументировать его).

Ролевые формы деятельности учащихся в воссоздаваемой среде бытования традиционной культуры способствуют погружению в традиции, ритуалы, обряды. Игровые реконструкции «Святки-Коляда», «Масленица», «Сороки», «Радуница» побуждают эстетически воспринимать и эмоционально реагировать на национальную образную систему.

В цикле они являются своеобразной формой итогового контроля как на отдельных этапах освоения программы цикла, так и по ее завершении. Такие уроки, как «точки схождения» содержания программ всех учебных курсов, и создают целостную картину того или иного культурного явления.

Неподдельный интерес детей к игре, их познавательный азарт, непосредственность реакций, импровизационная основа деятельности созвучны языку праздника.

Праздник на Руси, всегда яркий и многоликий, особым образом представлял и выявлял характер и мировоззрение человека, живущего на этой земле. А сегодня народный праздник раскрывает для нас секреты гармоничного взаимодействия мира природы и мира человека, позволяя, при желании, «прочитать» и осмыслить его всеобщий код, то, что наука называет этнокультурной информацией.

Сама культура праздника впитала в себя опыт исторического самоопределения народа, постепенно объединив воедино сложные религиозные и этические представления, обряды и нормы, устное, музыкальное, драматическое, хореографическое творчество.

К моменту проведения «Масленицы» дети уже познакомились с мифами Древней Греции, с поэтической реконструкцией славянских мифов, с колыбельными напевами, игровыми календарными и обрядовыми песнями, с закличками, потешками и играми. Старинные образцы рукоделий, изделия народных промыслов, задания по осмыслению художественной образной системы традиционных ремесел помогли лучше понять истоки народной культуры.

Дети заранее знают о празднике и вместе с учителями и родителями готовятся к участию в нем. Они подбирают оформление зала, костюмы, делятся на три группы-волости. В соответствии с названиями волостей сочиняют приветствия-частушки, по группам изготавливают детали чучела Масленицы. А вкусные румяные блины и ароматный чай, без которых не обходится праздник, готовят родители. На Масленице они первые помощники учителей, активные зрители и участники игр.

Сценарий игровой реконструкции праздника «Широкая Масленица» разработан в соавторстве с учителем курса «Музыкальный фольклор» Патуниной Е.А.

Цели праздника: способствовать погружению учащихся в атмосферу народных традиций, побуждая их эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на национальную образную систему и понимать все составляющие народного праздника.

Задачи:

- активизируют знания детей, полученные на уроках всех учебных курсов;

- создать условия для включения каждого в атмосферу коллективного и

индивидуального творчества;

- привить навыки культуры проведения праздников.

Этапы праздника.

  1. Зачин (15 мин).

  2. Посиделье (20 мин).

  3. «Масленицу собирать – все волости созывать» (10 мин).

  4. «Ах, блины, наши блины» (чаепитие 25 мин).

  5. «Вместе будем мы гулять, Масленицу провожать». Выход на школьный двор (10 мин).

  6. Масленичные забавы (40 мин).


Оформление зала (воссоздание интерьера русской избы).

На заднем плане – макет русской печи. В углу висит колесо с лентами, над ним - сбруя с колокольчиками. Стоит стол с утварью и самоваром, блюдо с блинами. За столом «сидит» ростовая кукла Дуняша. В центре зала перед столом - лавки для гостей из волостей Посиделкино, Разгуляево и Забавляево.

Технические средства: компьютер и мультимедийный проектор, экран.


Ход праздника

Звучит музыка П.И. Чайковского «Масленица» - «Март» из цикла «Времена года». Участники и зрители входят в зал.

1. Зачин


Ведущая:

Милости просим, гости дорогие, в светлую горницу! Праздник пришел – гостей привел! Рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Сядем рядком, да поговорим ладком, да послушаем ушком! (Вопрос к зрителям) По какому случаю-поводу гостей принимаем?

Дети:

- Праздник на дворе – Масленица.

- Все люди радуются этому празднику.

- С гор катаются, блинами объедаются.

- Масленица последний праздник зимы.

- Зиму хоронили – весну благословили! ….

Ведущая:

Масленицу ожидали с большим нетерпением и ласково называли ее честная, веселая, широкая, объедуха…

Дети:

Масленица – не масленица без блинов!

Ведущая:

Наша хозяюшка, Авдотьюшка, напекла для вас целую гору румяных блинов, да вот немного приустала и задремала. Не будем ее пока тревожить, пусть немного отдохнет. Может, снится ей сон-сказка, как среди зимы снежной спешит к нам весна-красна, как возрождается природа ото сна.

Сказки, сказания дошли до нас из глубины веков. За тысячу лет до наших дней начало весны связывалось с возрождением, воскресением природы. Мы с вами знаем много древних мифов разных народов. Все они рассказывают об универсальном законе природы – Возрождении. В те далекие времена верили, что возрождению природы предшествует возрождение всесильных богов.

Давайте попробуем восстановить содержание одного из таких мифов.


(Звучит музыка А. К. Лядова «Волшебное озеро». Детям раздают тексты древнегреческого мифа о возвращении каждой весной бога Адониса из Подземного мира. Дети вписывают имени богов и пересказывают содержание мифа.)

Ведущая:

Древние славяне придавали особое значение дням, которые мы сейчас называем масленичной неделей. Среди наших гостей из волостей есть знатоки старинных преданий. Интересно, о чем они нам поведают?


(Звучат «Былинные напевы». Дети рассказывают о мифологическом содержании, обычаях празднования «Масленицы» по материалам энциклопедии «Русский праздник» и книг А.И. Асова «Русские Веды», «Календарь древних славян».)

1 группа.

В эти дни Зима-Марена и Кащей обретают невиданную власть. В понедельник Марена встречает Даждьбога, во вторник – заигрывает с ним и старается понравиться, в среду – угощает блинами, в широкий четверг – устраивает пир и дает ему приворотное зелье, в пятницу – распинает Даждьбога на Алатырской горе, в субботу – Жива навещает Марену, в воскресенье – Жива освобождает Даждьбога, и в мир снова приходит весна.


2 группа.

Масленица – честная, широкая, веселая, считалась племянницей Кащея. Он приезжал «в салазочках, в одних портяночках» и угощал Масленицу. О Масленице говорили: «красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка». Масленица – это Марья Маревна из русских сказок, еще она Маревна Свароговна дочь триединой Лады («трех матерей дочь»), внучка Рода-Родихи (у которого много ликов – «сорока бабушек внучка»), все славянские боги ее братья («тридцати братьев сестра»).


3 группа.

На Масленице людям приписывалось пировать, устраивать маскарады, ходить в гости, угощать друг друга блинами. Каждый день масленичной недели имеет свое название, сохраняющее древний мифологический смысл. Понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгуляй, пятница – тещины вечера, суббота – заловкины посиделки, воскресенье – прощеный день.

Раздольно и весело провожали Масленицу. В народе поговорка сложилась «не житье, а Масленица». Прощаясь с ней, весело пели


Уходи, Зима холодная!

Приходи, Лето жаркое!

Со страдной порой,

С цветами, с травой!

  1. Посиделье


Ведущая:

Много интересного, ребята, вы знаете о Масленице. Молодцы! А наша Дуняша все спит. Так можно и праздник проспать! Я знаю, кто ее сможет разбудить. А вы хотите узнать, кто они?

Дети: Да!

Ведущая: Для этого давайте разгадаем загадку-подсказку.


( Детям по группам предлагается разгадать кроссворд, чтобы получить ключевое слово «скоморохи». Звучат вариации на тему русской народной песни «Светит месяц», и группы приступают к работе.)


Вопросы к кроссворду.

  1. «Сито свито, золотом покрыто» (солнце).

  2. Ряженые надевали личину, она же …(маска).

  3. В славянской мифологии его называют «Родник Вселенной» (Род).

  4. «…Она нить прядет, в клубок сматывает, не простые то нити – волшебные, из тех нитей сплетается наша жизнь от завязочки-рождения и до конца, до последней развязочки…» (Макошь).

  5. Стоит дуб от земли до неба.

На нем 12 гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца.

В каждом яйце по семи цыплят (год).

6. В славянской мифологии богиня зимы, увядания жизни (Марена).

7. Бог земледелия, сын Матери Сырой Земли и Рода (Ярило).

8. В славянской мифологии божество солнечного диска, «небесное око» (Хорс).

9. В славянской мифологии богиня весны, жизни (Жива).

(при правильном заполнении кроссворда по вертикале получается слово «СКОМОРОХИ»)


Ведущая: Так кто нам поможет разбудить Дуняшу?

Дети: (все вместе) Скоморохи!

Ведущая: Наши скоморохи заводилы из заводил, и певцы, и игрецы, кто на них посмотрит, тот и сам в пляс пустится.


(Раздаются звуки веселого наигрыша на рожках «Во кузнице», вбегают скоморохи.)

Скоморохи:

- Здравствуйте, друзья!

- Разрешите с вами познакомиться.

- Родные братья,

- Двоюродные Колобку да сестрице Аленушке,

- А Царевне Лягушке – седьмая вода на киселе.

вместе: Фома и Ерема – будем знакомы!

Ведущая:

Ну и чудеса! Только подумала о вас, и вы тут как тут. Помогите нам Дуняшу разбудить, развеселить!

Скоморохи:

Мы на дудочках заиграем, а вы, друзья, песню шуточную запевайте.


(Все вместе поют «Во кузнице», ростовая кукла Дуняша «оживает» в руках девочки.)


Дуняша: А кто ко мне в гости пожаловал? Сколько детей со всех волостей!


(Дети из трех волостей приветствуют Дуняшу.)


Из Посиделкина: Хозяюшке поклон низкий! Мы из Посиделкина, на язык остры, на дело быстры.

Из Забавляева: Приветствуем тебя, хозяюшка! Мы из Забавляева, на прибаутки скоры, на шутки споры.

Из Разгуляева: Здравствуй, хозяюшка! Мы из Разгуляева, песни наши громки, голоса звонки!

Дуняша: А вы, братья- весельчаки, с чем пожаловали?

Скоморохи:

- На дворе праздник Масленица.

- Были мы на ярмарке.

- Чего там только нет!

- Мы купили картины. Одна другой крашке!

- Да только вот незадача, на всех картинах изображена Масленица, а вот каким

дням масленой недели они посвящены мы и не знаем.

- Купец продал, да не сказал, какую картину за какой повесить-развесить.

- Помогите, разъясните! Нам самим гадать - не разгадать.


(Детям представлены репродукции картин: Б.М. Кустодиев «Масленица» 1916г., 1919г., В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Группы последовательно выстраивают изобразительный ряд. Звучит русский народный наигрыш «Коробейники». Ведущая благодарит детей за объяснения и помощь.)


  1. «Маслену собирать – все волости созывать».


Скоморохи:

- Звал, подзывал честной народ:

- Масленица-Кривошейка, порадуй нас хорошенько!

- А где же Масленица?

- Смастерим-соберем и на двор позовем!


(Дети собирают детали чучела Масленицы, подготовленные к празднику.)


Из Посиделкина:

- Будет наша Масленица круглолица, румяна, белолица!

- Коса – до самых пят,

- А из чего?

- Да из мочала! Хотите, начнем с начала!


Из Разгуляева:

- А тельце ее, какое?

- Бумажное.

- Сарафан из рогожи – нет его дороже!

- Лоскуты да нитки дырки прикрывают, заплаты настилают.

- Эти заплатки от Тришкиного кафтана, а эта – от дедова зипуна.

- Радуйся, наша сторона!

Из Забавляева:

- У масленицы нашей ластки красные.

- А лапти?

- Лапти частые, головастые!

- На леву ногу лапоток – что в печи открыт роток.

- А на праву ногу – растрепан чеботок немного.

Все вместе: Готова масленица!


  1. «Ах, блины, наши блины»


Дуняша: Ай да, Масленица! Ай да красавица! А теперь прошу отведать блинков моих. На доброе здоровье! К столу пожалуйте, гости дорогие.


(Дети идут на чаепитие, поют песню «Блины».)


Ведущая (в конце чаепития):

Спасибо, гостеприимная хозяюшка, за угощение (все благодарят Дуняшу). Что вы, дети, тут сидите, а гулять вы не хотите? Засиделись, чай, с утра, уж не улицу пора!


  1. «Вместе будем мы гулять…»


Скоморохи:

- Вместе будем мы гулять, Масленицу провожать!

- Будем петь, и шутить, да весну веселить!


(Звучит русская народная песня «Тимоня». Дети одеваются, собираются веселой гурьбой на школьный двор. Впереди – сбруя-дуга, с впряженными в нее «конями». С песней «Вот уж зимушка проходит» выходят на улицу.)


  1. Масленичные забавы


( На школьном дворе звучит праздничная народная музыка, стоит тройка лошадей, дети «выезжают» на школьный двор со своей Масленицей-чучелом, встают в круг.)

Скоморохи:

- Масленица-Кривошейка,

- Встречаем тебя хорошенько.

- Сыром, маслом, блинами

- И румяными пирогами!

(Дети поют величальную Масленице)

А, мы Масленицу дожидали

Дожидали, люли, дожидали.

Сыром горушку укладывали.

Укрывали, люли, укрывали.

Сверху маслицем поливали,

Поливали, люли, поливали.

Будь катлива,

Будь катлива, люли, будь катлива.

Дети (обращаясь Масленице, ее хвалят, ей поют): Дорогая наша гостья, Масленица – Авдотьюшка Изотьевна!

- Дуня бела, Дуня румяна,

- Коса длинная - триаршинная,

- Лента алая - двуполтинная.

- Платок беленький – новомодненький,

- Брови черные наведенные,

- Шуба синяя, ластки красные.

Масленка, Масленка,

Погулена масленка.

Ой, ладушки, лада,

Погулена, Масленка.

В гостях погостилася,

С зимушкой простилася.

Ой, ладушки, лада,

С зимушкой простилася.

Ты гуляла с нами,

Теперь села в сани,

Ой, ладушки, лада,

Теперь села в сани.

Скоморохи (собирают всех в центре):

- Вдоль по улице в конец шел удалый молодец.

- И товар продавать и себя показать.

- Подходи, налетай!

- Не робей, покупай!

(Всем показывают коробейку со свистульками, бубенцами, хохломскими ложками.)

Ведущая: За что продаете?

Скоморохи: За шутки, прибаутки, загадки, поговорки.

(Проводят конкурс загадок и прибауток, каждому участнику дается музыкальный «товар».)

Вырос лес,

Белый весь.

Пешком в него не войти,

На коне не въехать (морозные узоры на стекле).

……………………..

- Масленица, широка так,

А без блинов не Масленица,

Без пирогов не именины.


- Блин добро не один.

- Блины брюха не портят.

- Блин не клин, едока не расколет.


Скоморохи: А теперь нашим оркестром распотешим веселую Масленицу.

(Звучит музыка «Пляски скоморохов» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», дети наигрывают на свистульках, колокольчиках и танцуют вокруг Масленицы.)

Скоморохи:

- Эй, народ, запевай веселей,

- Распотешьте частушкой своей!


(Проводят конкурс частушек, которые в группах подготовили к празднику.)


Скоморохи:

- А теперь в игру пошли играть,

- Нужно ноженьки свои размять.

( Заранее каждая группа подготовила свою игру и предлагает в ней поучаствовать ребятам из других групп.)

Игра «Заря-зареница». Выбирают одного водящего – «Зарю». Остальные дети встают в круг, держа ленточки от разноцветной карусели и, напевая, двигаются друг за другом. «Заря» ходит вне круга в противоположную сторону. На слове «огонь» все останавливаются. Тот, около которого оказалась «Заря» опускает ленточку, и бежит с «Зарей» по кругу в противоположные стороны. Кто добежит до опущенной ленты последним становится «Зарей».

Заря-зареница,

Красная девица.

По полю ходила

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два – не воронь,

А лети, как огонь.


Игра «У дедушки Трифона». Играющие, напевая, слова повторяют движения ведущего. Самый внимательный участник выигрывает.


У дедушки Трифона

Было семеро детей.

Семеро, семеро, семеро сыновей.

Они пили, они ели,

Друг на дружку все глядели,

Разом делали вот так.


Игра «Заинька». Дети, напевая песню и взявшись за руки, ходят по кругу. Внутри круга «заяц», он ищет лазейку, чтобы выпрыгнуть.


Заинька серенький,

Заинька беленький,

Некуда заиньке выскочит,

Некуда белому выпрыгнуть.

Есть города турецкие,

Замочки немецкие.


Если ему это не удается, то он для всех танцует, а участники игры продолжают петь.


Ну-ка, заинька, шоком-боком

Перед нашим хороводом.

Ну-ка, зайка, не ленись,

Кому хочешь, поклонись.


«Зайка» с поклоном встает на место любого участника игры. Тот становится «Зайкой» и игра продолжается.

Скоморохи:

- Добры молодцы, красны девицы!

- Удалось нам сегодня гулянье.

- Приложили мы много старанья.

- Прощай, зимушка зима!

- Прощай, Масленица!

- Спасибо, что пришла к нам с добром.

- На будущий год тебя снова позовем!

Ведущая: Повеселила нас Масленица, пора ей песню петь – прощаться с Масленицей.

(Дети поют песню на мотив русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени».)

Ах. Вы, сени, мои сени,

Сени новые мои,

Сени новые, кленовые, решетчатые.

Припев:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Тут и сусленки,

Тут и масленки.


Выходила молода

За новые ворота,

За новые, кленовые, решетчатые.


Ты скажи моему другу,

Чтобы шел он на блины,

Чтобы шел он на блины,

До вечерней до поры.


Как на масленой недели

Из печи блины летели,

Вы, блины мои, блины,

Вы, блиночки мои.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А настанет воскресенье,

Наше кончится веселье.

Припев:

Прощай, прощай,

Прощай, Масленица.

Прощай, прощай – пересмешница.

Ведущая:

Ай да, ребятушки! Ай да, молодцы! Весело и радостно проводили мы Масленицу, а вместе с ней и зиму холодную. Ваши щечки разрумянились, глазки засияли, настроение праздничное. Как нам удалось создать такое настроение?

Дети: Мы старину далекую вспомнили. Скоморохов позвали. Весну разбудили!

Ведущая:

Праздник на славу удался. Всем показали красоту народного праздника, всех вспомнили, традиции уважили. Наигрались, на других посмотрели и себя показали. И родным есть, что рассказать. А чучело Масленицы мы с почестями провожаем на районный праздник, на котором вы будете представлять нашу гимназию.

Гуляй, широкая Масленица!

(Звучит хор «Проводы Масленицы» из пролога оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».)


Литература.


Асов А.И. Русские веды.- М.,1992.


Русский праздник. Иллюстрированная энциклопедия. – Санкт-Петербург, «Искусство-СПБ, 2002.


Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. - М., 1994


Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М.,1991.


Фольклорный театр. - М.,1988.


Словарь славянской мифологии (составители Грушко К.А., Медведев Ю.М.) Н.Новгород, 1996.


Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX- начала XX в.-М.,1957.



статья.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров