Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в старших классах
БАЗА: Андреапольская средняя школа №1. Общее количество учащихся с 2009 года — около 300 обучающихся. Дети в основной массе из семей рабочих и служащих. Школа расположена в центре города, где находится Дом детского творчества.
Педагогический стаж 35 лет; из них -28 лет работаю в школе. Имею три выпуска учащихся. За годы работы накоплен определённый опыт по нравственному воспитанию обучающихся, которым хочется поделиться с коллегами.
В работе столкнулась с ПРОТИВОРЕЧИЯМИ между пониманием важности и необходимости нравственного становления личности, её духовного обогащения и утратой тех должных незыблемых ценностей, на которые следует ориентироваться молодому человеку в современном обществе. Погоня за материальными благами без одновременного развития духовности опасна.
Люди разучатся общаться, любить, наслаждаться красотами родной природы, будут равнодушны к классикам русской литературы Пушкину, Тургеневу, Толстому .
Современный качественный школьный урок может спасти наших детей от надвигающейся духовной катастрофы.
ЦЕЛИ: указать на те обстоятельства и явления, которые мешают нашим обучающимся становиться порядочными людьми, заставить их задуматься над происходящими событиями и своём месте в этом меняющемся мире. Как сказал В.А.Сухомлинский, «…слово — тончайшее прикосновение к сердцу ребёнка; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым железом, и комьями грязи».
ЗАДАЧИ: формировать оценочное, личностное отношение к прочитанному, увиденному на ТВ, в Интернете; воспитывать гражданскую позицию школьников средствами литературы на современном историческом этапе; учить школьников быть сопричастными времени.
ТЕХНОЛОГИЯ:
1.Продумывание и по возможности формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Стремлюсь помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. Включение (из опыта работы) в школьную программу произведений таких авторов, как В.Распутин, К.Воробьёв, Л.Бородин, А.Астафьев, способствует выявлению у учащихся оценочного, личностного отношения к прочитанному. Произведения этих авторов отражают своё непростое, драматическое, а порой и трагическое время, утверждают непоколебимые человеческие ценности: чувства долга, добра, справедливости, милосердия, памяти.
2.Современные дети – это дети эпохи телевидения, Интернета, к сожалению, многие из них увлекаются играми и кинофильмами, пропагандирующими культ силы, цинизма и агрессии.
Привлекаю учащихся к использованию компьютера в качестве интеллектуального помощника.
Совместная работа с учащимися помогает проводить интересные уроки — откровения, уроки – диспуты, что формирует у них правила нравственного поведения в обществе, умение давать оценку низкопробным передачам на ТВ, произведениям литературы и искусства.
3.При подготовке к уроку использую методические требования доктора педагогических наук профессора М.М Поташника (М, М.Поташник «Требования к современному уроку» — М., ООО центр педагогического образования, 2007г.) Комплексно планирую задачи урока по трём группам: а) педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности; б) цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские); в) цели саморазвития учителя (профессиональные, личностные). Литература и воспитание всегда были едины, хотя в последнее время появилась тенденция к их разделению. Воспитание стремятся перевести только в область педагогики и психологии. С этим трудно полностью согласиться. Великий писатель Л.Н. Толстой свой роман «Война и мир» наполнил педагогическими мыслями о воспитании детей. »Высокая литература и высокая педагогика всегда сливаются в одном стремлении к правде: чтобы человеку было лучше, чтобы человек был лучше», — писал педагог С.Соловейчик. При комментированном чтении ряда эпизодов из романов «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и других писателей учащиеся извлекают опыт нравственных исканий лучшими героями произведений, поэтому при планировании уроков большое внимание уделяю его воспитательной функции.
4.Связь изучаемого на уроке материала с краеведческим материалом. В нашем городе один из лучших музеев Тверской области (директор В.В.Линкевич). Залы музея, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны, природе родного края как нельзя лучше помогают учителю в воспитании активной гражданской позиции обучающихся.Поэтому в цикле уроков по теме «Человек и природа» поднимается не только экологическая проблема человечества, но и местная, связанная с вырубкой лесов, загрязнением рек и озёр. «Истинным человеком, — говорит В.Астафьев, — будет лишь тот, кто видит красоту окружающего мира, кто не перестанет этой красоте радоваться и удивляться». А это и есть высшая степень нравственного прозрения.
5. Специально планирую работу по формированию надпредметных способов учебной деятельности (М.М.Поташник «Требования к современному уроку»), которая развивает у старшеклассников умение создавать тексты по заданной теме, виду, жанру, а также умение вести дебаты, дискуссию, полемику. Различного рода творческие работы ( сочинения, рефераты, эссе, рецензии, интерпретации, презентации) выявляют зрелость суждений учащихся, их гражданскую позицию, понимание ими норм морали общества, в котором они живут.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: разработанная вышеизложенная система обучения содействует гуманизации образования, ориентирует учащихся на общечеловеческие ценности добра и справедливости, памяти и милосердия.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МОУ АСОШ №1 г. АНДРЕАПОЛЯ СМИРНОВОЙ Л. И.
ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ».
БАЗА:
Андреапольская средняя школа №1 . Общее
количество учащихся с 2009 года - около
300 обучающихся. Дети в основной массе
из семей рабочих и служащих. Школа
расположена в центре города, где
находится Дом детского творчества.
Педагогический стаж 35 лет; из них
-28 лет работаю в школе. Имею три выпуска
учащихся. За годы работы накоплен
определённый опыт по нравственному
воспитанию обучающихся, которым хочется
поделиться с коллегами.
В работе
столкнулась с ПРОТИВОРЕЧИЯМИ между
пониманием важности и необходимости
нравственного становления личности,
её духовного обогащения и утратой тех
должных незыблемых ценностей, на которые
следует ориентироваться молодому
человеку в современном обществе. Погоня
за материальными благами без одновременного
развития духовности опасна.
Люди
разучатся общаться, любить, наслаждаться
красотами родной природы, будут
равнодушны к классикам русской
литературы Пушкину, Тургеневу, Толстому
.
Современный качественный школьный
урок может спасти наших детей от
надвигающейся духовной катастрофы.
ЦЕЛИ: указать на те обстоятельства и явления , которые мешают нашим обучающимся становиться порядочными людьми, заставить их задуматься над происходящими событиями и своём месте в этом меняющемся мире. Как сказал В.А.Сухомлинский, «…слово - тончайшее прикосновение к сердцу ребёнка; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым железом, и комьями грязи».
ЗАДАЧИ:
формировать оценочное, личностное
отношение к прочитанному, увиденному
на ТВ, в Интернете; воспитывать гражданскую
позицию школьников средствами литературы
на современном историческом этапе;
учить школьников быть сопричастными
времени.
ТЕХНОЛОГИЯ:
1.Продумывание
и по возможности формулирование
ценностных оснований выбора содержания
и трактовки учебного материала на
уроке. Стремлюсь помочь детям раскрыть
для себя личностный смысл любого
изучаемого на уроке материала. Включение
(из опыта работы) в школьную программу
произведений таких авторов, как
В.Распутин, К.Воробьёв, Л.Бородин,
А.Астафьев , способствует выявлению у
учащихся оценочного, личностного
отношения к прочитанному. Произведения
этих авторов отражают своё непростое,
драматическое, а порой и трагическое
время, утверждают непоколебимые
человеческие ценности: чувства долга,
добра, справедливости, милосердия,
памяти.
2.Современные дети – это дети
эпохи телевидения, Интернета, к сожалению,
многие из них увлекаются играми и
кинофильмами, пропагандирующими культ
силы, цинизма и агрессии.
Привлекаю
учащихся к использованию компьютера в
качестве интеллектуального помощника.
Совместная работа с учащимися помогает
проводить интересные уроки - откровения
, уроки – диспуты, что формирует у них
правила нравственного поведения в
обществе, умение давать оценку низкопробным
передачам на ТВ, произведениям литературы
и искусства.
3.При подготовке к уроку
использую методические требования
доктора педагогических наук профессора
М.М Поташника (М, М.Поташник «Требования
к современному уроку» - М.,ООО центр
педагогического образования, 2007г.)
Комплексно планирую задачи урока по
трём группам: а) педагогические цели:
обучения, обязательно воспитания,
развития и социализации личности; б)
цели развития образовательного процесса
(диагностические, познавательные,
исследовательские); в) цели саморазвития
учителя (профессиональные, личностные).
Литература и воспитание всегда были
едины, хотя в последнее время появилась
тенденция к их разделению. Воспитание
стремятся перевести только в область
педагогики и психологии. С этим трудно
полностью согласиться. Великий писатель
Л.Н. Толстой свой роман «Война и мир»
наполнил педагогическими мыслями о
воспитании детей. »Высокая литература
и высокая педагогика всегда сливаются
в одном стремлении к правде: чтобы
человеку было лучше, чтобы человек был
лучше», - писал педагог С.Соловейчик.
При комментированном чтении ряда
эпизодов из романов «Война и мир» Л.Н.
Толстого, «Преступление и наказание»
Ф.М.Достоевского и других писателей
учащиеся извлекают опыт нравственных
исканий лучшими героями произведений,
поэтому при планировании уроков большое
внимание уделяю его воспитательной
функции.
4.Связь изучаемого на уроке
материала с краеведческим материалом.
В нашем городе один из лучших музеев
Тверской области (директор В.В.Линкевич).
Залы музея, посвященные героическим
событиям Великой Отечественной войны,
природе родного края как нельзя лучше
помогают учителю в воспитании активной
гражданской позиции обучающихся.Поэтому
в цикле уроков по теме «Человек и природа»
поднимается не только экологическая
проблема человечества, но и местная,
связанная с вырубкой лесов, загрязнением
рек и озёр. «Истинным человеком, - говорит
В.Астафьев, - будет лишь тот, кто видит
красоту окружающего мира, кто не
перестанет этой красоте радоваться и
удивляться». А это и есть высшая степень
нравственного прозрения.
5. Специально
планирую работу по формированию
надпредметных способов учебной
деятельности (М.М.Поташник «Требования
к современному уроку»), которая развивает
у старшеклассников умение создавать
тексты по заданной теме, виду, жанру, а
также умение вести дебаты, дискуссию,
полемику. Различного рода творческие
работы ( сочинения, рефераты, эссе,
рецензии, интерпретации, презентации)
выявляют зрелость суждений учащихся,
их гражданскую позицию, понимание ими
норм морали общества, в котором они
живут.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: разработанная
вышеизложенная система обучения
содействует гуманизации образования,
ориентирует учащихся на общечеловеческие
ценности добра и справедливости,
памяти и милосердия.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»