Развитие умения задавать вопросы: кто? что? к словам.
СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ:КТО? ЧТО?
Урок 34 (28).
Тема: Развитие умения задавать вопросы: кто? что? к словам.
Цель:учить задавать вопросы: кто?, что? к словам, их называющим.
Задачи:развитие умений различать классы объектов живой и неживой природы; правильно писать имена собственные (имена, фамилии людей, клички животных, названия городов); дальнейшее овладение языком (расширение словарного запаса, обогащение грамматического строя речи).
Ход урока: I. Организационный момент.Самоопределение к деятельности.
II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.
1) Комментированная запись числа.
2) Минутка чистописания.
Работа со словами из словаря.
Один ученик загадывает загадку про овощ, остальные пишут отгадку. Подчёркивают «опасные места» в словах. – Отгадайте мою загадку.
В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. (Подсолнух.) – Запишем отгадку? (Нет, это не овощ.)
III. Создание проблемной ситуации.
– Послушайте строчки из стихотворения А. Барто. Кто, кто в этой комнате живёт? Кто, кто вместе с солнышком встаёт? – Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. Докажите свой выбор.
Кошка, аквариум, Машенька, мячик, луч.
IV. Формулирование темы урока.
– Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Будем учиться, наоборот, задавать вопросы к словам.)
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Постановка вопросов к словам.
- Строить диалоги в форме вопросов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение? V. Открытие новых знаний.
1. Упражнение в постановке вопросов кто? что?к словам.
Выставлены рисунки с изображением людей разных профессий, животных, неодушевлённых предметов. Сначала они закрыты (перевёрнуты). Учитель просит задать вопрос к слову, на которое он показывает. «Испытываете затруднения? Почему?» Затем открываются (переворачиваются) изображения. Ученик выходит, показывает на рисунок и задаёт вопрос: «Кто это?» или «Что это?» Спрашивает другого ученика, тот отвечает.
– Можно ли задать вопрос, если предмет не видишь? (Нет, нельзя ничего понять.) – Можно ли задать вопрос, если видишь предмет? (Да.) Почему мы можем задать вопрос, даже если не знаем профессию или не видели никогда это животное или предмет? (Мы понимаем, что это «живое», одушевлённое, или «неживое», неодушевлённое.) – Вы сейчас вели диалоги. Что такое диалог? Как он оформляется на письме? VI. Развитие умений – применение знания.
Работа по учебнику.
Упр. 57– развивается умение строить предложения, включающих слова кто? или что?, и ответов, содержащих информацию опредметах. – Прочитайте и назовите, где одушевлённый предмет, а где неодушевлённый. Звуко-буквенный анализ слова сказки. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Игра «Волшебное превращение».
– Замените в словах ответа одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос «кто?». Запишите. Что это?
Это коса, мак, капля, сон.
Кто это?
Это коза, рак, цапля, сом.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией
VII. Итог урока.
– Что надо знать, чтобы правильно задать вопросы: кто? или
что?(Одушевлённый предмет или неодушевлённый.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VIII. Домашнее задание.
Упр. 42 («Дидактический материал»).
Русский язык
СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ
НА ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО?
Урок 34 (28).
Тема: Развитие умения задавать вопросы: кто? что? к словам.
Цель: учить задавать вопросы: кто?, что? к словам, их называющим.
Задачи: развитие умений различать классы объектов живой и неживой природы; правильно писать имена собственные (имена, фамилии людей, клички животных, названия городов); дальнейшее овладение языком (расширение словарного запаса, обогащение грамматического строя речи).
Ход урока:
-
Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
-
Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.
Работа со словами из словаря.
Один ученик загадывает загадку про овощ, остальные пишут отгадку. Подчёркивают «опасные места» в словах.
– Отгадайте мою загадку.
В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. (Подсолнух.)
– Запишем отгадку? (Нет, это не овощ.)
-
Создание проблемной ситуации.
– Послушайте строчки из стихотворения А. Барто.
Кто, кто
в этой комнате живёт?
Кто, кто
вместе с солнышком встаёт?
– Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. Докажите свой выбор.
Кошка, аквариум, Машенька, мячик, луч.
-
Формулирование темы урока.
– Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Будем учиться, наоборот, задавать вопросы к словам.)
– Составим план урока.
План (примерный).
-
Постановка вопросов к словам.
-
Строить диалоги в форме вопросов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
-
Открытие новых знаний.
1. Упражнение в постановке вопросов кто? что? к словам.
Выставлены рисунки с изображением людей разных профессий, животных, неодушевлённых предметов. Сначала они закрыты (перевёрнуты). Учитель просит задать вопрос к слову, на которое он показывает. «Испытываете затруднения? Почему?»
Затем открываются (переворачиваются) изображения. Ученик выходит, показывает на рисунок и задаёт вопрос: «Кто это?» или «Что это?» Спрашивает другого ученика, тот отвечает.
– Можно ли задать вопрос, если предмет не видишь? (Нет, нельзя ничего понять.)
– Можно ли задать вопрос, если видишь предмет? (Да.) Почему мы можем задать вопрос, даже если не знаем профессию или не видели никогда это животное или предмет? (Мы понимаем, что это «живое», одушевлённое, или «неживое», неодушевлённое.)
– Вы сейчас вели диалоги. Что такое диалог? Как он оформляется на письме?
-
Развитие умений – применение знания.
Работа по учебнику.
Упр. 57 – развивается умение строить предложения, включающих слова кто? или что?, и ответов, содержащих информацию о предметах.
– Прочитайте и назовите, где одушевлённый предмет, а где неодушевлённый.
Звуко-буквенный анализ слова сказки.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Игра «Волшебное превращение».
– Замените в словах ответа одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос «кто?». Запишите.
Что это?
Это коса, мак, капля, сон.
Кто это?
Это коза, рак, цапля, сом.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией
-
Итог урока.
– Что надо знать, чтобы правильно задать вопросы: кто? или
что? (Одушевлённый предмет или неодушевлённый.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
-
Домашнее задание.
Упр. 42 («Дидактический материал»).
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»