В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 3 по 5 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Русь под монголо-татарским игом, урок истории Отечества, 7 класс

Русь под монголо-татарским игом, урок истории Отечества, 7 класс

Елена Колбасина
Тип материала: Урок
просмотров: 5621 комментариев: 3
Краткое описание
Цель урока:
Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба  русских людей против монголо - татар»;  формирование представлений о  монголо-татарском иге  и его последствий для русского народа.
Описание
Урок № 4 из раздела № 5 «Борьба Руси с иноземными завоевателями» календарно- тематического планирования по истории Отечества, 7 класс.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Колбасина Е.С., технол карта урока истории МКОУ СКОШ VIII вида № 9 Мыски.doc Скачать

16







Русь под монголо-татарским игом

(технологическая карта урока)












Колбасина Елена Сергеевна,

учитель истории муниципального казенного

(специального) коррекционного образовательного

учреждения для обучающихся воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья-

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

VIII вида № 9 Мысковского городского округа



















2012


Содержание



  1. Введение……………………………………………………………………3

  2. Технологическая карта урока истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом»,7 класс………………………………..……… 7

  3. Список литературы……………………………………………………… 15


































Введение


Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения их к национальным и культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. История Отечества в коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, специально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Таким образом, История Отечества является эффективным средством развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Урок истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом» разработан для обучающихся 7 класса на основе программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией О.И. Бородина, В.М. Мозгового с использованием учебника История России (7 класс, авторы учебника Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, 2005 г.).

Урок № 4 из раздела № 5 «Борьба Руси с иноземными завоевателями» календарно- тематического планирования по истории Отечества.

Цель урока:

Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо - татар»; формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо - татарского ига для русского народа.

Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.


Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную мотивацию к обучению.

Тип урока: комбинированный.  Цель, задачи соответствуют типу и структуре урока. Урок разделен на смысловые отдельные части, так как нарушения последовательности логического высказывания обучающихся приводит к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Урок построен логически четко, прослеживается завершенность каждого этапа урока, их целенаправленность, подчиненность общей цели урока, прослеживается преемственность в обучении. Цель соответствует теме урока. Образовательные задачи решались в ходе урока. Коррекционные задачи решались посредством включения в урок упражнений на соотнесение, работа с терминами (формирование исторического словаря), работа с наглядностью (формирование пространственных представлений, развитие словесно-логоческого мышления), все задания были построены по нарастающей степени сложности. Воспитательные задачи реализовывались через организационный момент, в итоге урока (создание эмоционального настроя у обучающихся, мотивации к обучению), в ходе урока (воспитывалось научное мировоззрение).

Урок построен с учетом следующих принципов обучения в коррекционной школе:

  1. Научности и доступности обучения (отражение в ходе изучения материала реальной действительности, на уровне реальных возможностей обучающихся).

  2. Коррекционной направленности обучения (задания на уроке направлены на исправление и ослабление недостатков психофизического развития обучающихся).

  3. Систематизации и последовательности в обучении (линейно-концентрическое изучение материала, преемственность в обучении строится на основе предыдущих знаний).

  4. Индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (задания с учетом индивидуальных особенностей, а также с учетом особенностей определенной группы детей).

  5. Принцип наглядности (иллюстрации в учебнике, карта, сюжетные картины).

  6. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков (повторение, закрепление пройденного материала).

Также на уроке в рамках реализации элементов технологии деятельностного подхода реализованы следующие принципы:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающиеся на уроке, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, с частичной помощью педагога.

2)  Принцип минимакса – заключается в следующем: обучающимся предлагалась возможность освоения содержания образования на максимальном для них уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

3) Принцип психологической комфортности заключается в создании на уроке доброжелательной атмосферы.

4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к принятию решений в ситуации выбора (программированные задания, на соотнесения).

На уроке использовались следующие методы:

Словесные - объяснительная беседа, рассказ, вводное слово учителя, словарная работа, уточняющая беседа, обобщающая беседа, вопросы (информационные, проблемные, уточняющие).

Наглядные – иллюстрации в учебнике, историческая карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», сюжетные картины, презентация.

Практические - работа с текстом учебника, картой, задание на соотнесение, решение программированных заданий. На протяжении урока обучающиеся работают с учебником: чтение вслух указанного рассказа, отдельных абзацев; устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника.

На уроке осуществлялись приемы: вопрос-ответ, обведение по карте границ государства, чтение вслух абзацев по цепочке, соотнесение, выбор правильного ответа из предложенных, обобщение.

Сюжетные картины использовались с целью непосредственного восприятия изучаемого материала, иллюстрация в учебнике – формирование исторического понятия и восприятие материала. Работа с наглядностью способствует развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые события, использовать зрительную опору, воспроизводить изученный материал. Все задания на уроке предполагали оптимальное чередование устной и письменной форм работы, последовательную активизацию различных анализаторов, смену видов деятельности.




  1. Технологическая карта урока


Тема


Русь под монголо-татарским игом

Класс

7 класс

Цель


Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо - татар»; формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо - татарского ига для русского народа.

Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.

Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную мотивацию к обучению; культуру поведения при работе в парах. Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

Иметь представления о монголо-татарском иге, его последствии для русского народа.

Личностные: Оценка жизненных ситуаций  и поступков исторических деятелей, исторических текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Метапредметные:

Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь).

Познавательные . Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события. С помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе высказываний.

Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других. Уметь отвечать на поставленный вопрос. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Учиться выполнять различные роли при работе в парах.

Основные понятия

Иго, Сарай, баскаки, ярлык.

ТСО

Компьютер, проектор, экран. Карточки с заданиями на соотнесение, словарные слова, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», программированные задания, иллюстрация в учебнике, сюжетные картины.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах
























Этап урока и его цель

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

I. Организационный

момент.

Самоопределение к деятельности.


Цель:

  • создание эмоционального настроя обучающихся

на интеллектуальную деятельность


Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку.


Читает стихотворение.


Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!





Слушают учителя.

-Организация  своего рабочего  места.

-Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


Цель:

  • повышение познавательной деятельности обучающихся.

  • формирование пространственных представлений (работа с картой)

  • установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция.





Надо вспомнить и ответить на вопросы.

- Какую тему изучали на предыдущем уроке?

- О чем шла речь?

- Вспомните, когда произошла первая битва русских с монголо - татарами?

- Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами.

- Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар.


Задание 1.

(на карточке на доску – для всех, на карточках для слабоуспевающих)

Когда монголо - татары напали на Русь? Выберите дату.

1221

1237

1223 (слайд 2, 3)

Задание 2.

1. На доску вывешиваются 3 тематические картины с изображением осадных орудий монголо-татар, затем 1 убирается, дети должны назвать, что изменилось;

затем добавляется картинка с изображением танка, дети должны назвать, что лишнее и почему. (Можно попросить перечислить названия осадных орудий одного об-ся, можно по рядам).

Вспоминают тему и содержание предыдущее

го урока. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы.


Работа с картой.











Идет поиск конструктивных решений.





-Умение выражать свои мысли полно и точно.

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

-Умение делать выводы.

- Осуществлять актуализацию имеющихся знаний.


3.Формулирование темы урока, постановка цели.


Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.


Вводное слово учителя.

На Руси наступили тяжелые времена.

-Что мы знаем о состоянии Руси?

Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов.

Тема нашего урока - Русь под монголо-татарским игом.

Какой вопрос у вас возникает? Что такое монголо-татарское иго?









Отвечают на поставленный вопрос





Записывают тему урока в тетрадь.



Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи к уроку, определив знания и незнания.

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.



-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.


4. Изучение нового материала.



Цель:

  • организация совместной деятельности по открытию нового знания



На огромных просторах завоёванной русской земли властвовала монголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство - Золотая Орда. Показ на карте государства Золотая Орда. (слайд 4)

Столица Золотой Орды получила название «дворец».

Задание. Вы узнаете, как это слово звучит по-монгольски установив соответствия между словами двух столбиков.

Работа в парах. Инструктаж.

Океан

Монголо-татары

Дворец

Сарай

Чингисхан

Кочевники

Итак, столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный город Астрахань) (показ на физической карте России Астрахани).

  1. Работа с текстом по карточкам (Приложение 1).


Физкультминутка (слайд 7)

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поклонись!

Начинаем мы опять по истории шагать,

Чтобы всё понятным стало

Потрудились мы немало.


  1. Работа с текстом учебника.

Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с учебником, умение находить главную мысль)

Найти и выписать в тетрадь.

  1. Как называлась ханская грамота?

  2. Ханские слуги – это….

  3. Иго-….

слайд (8,9)

Задание: объясните значение слов: иго, баскаки, ярлык.

Работа с иллюстрацией в учебнике «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о событии) с. 241.

Ученики делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя:

На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет.















Работают в парах, выполняют задание.

Проверка результатов работы.

Делают вывод: Столица Золотой Орды- г. Сарай.

Записывают в тетрадь. (слайд 5, 6)






Работают с текстом. Читают по абзацу. Выполняют по абзацу.














Работают с учебником и тетрадью.




Проверяют задание.


Объясняют значение слов.


Работают с иллюстрацией.





Делают вывод о последствиях монголо-татарского ига.








-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

-осуществлять взаимоконтроль.

-находить и выбирать способ решения

- умение работать с текстом.

-умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

-осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.



5. Закрепление нового материала.

Цель:

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению




  • корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение.


1. Обобщающая беседа

- Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? Вырази свое отношение.

- Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае?

-Столица государства Золотая Орда.

-Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага?

2. Задания на карточках и на доске (оказание помощи слабоуспевающим).

- Соотнесите понятия с определениями:

Государство монголо – татар Баскаки

Столица Золотой Орды Ярлык

Сборщики дани Золотая Орда

Документ на великое княжение Сарай


Слайд 10,11.




Отвечают на вопросы, комментируя ответ.





Сжимают пальцы в кулак.



Выполняют задания на соотнесение.



Участвуют в беседе, проверяют задание.

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

-осуществлять взаимоконтроль.

-находить и выбирать способ решения предложенного задания.

-умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

-осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

6. Контролирующее задание

Цель:

- проверить умение

применять изученный материал на практике, степень усвоения материала

Программированные задания (задания на карточках)

1. Река, где впервые встретились

русские воины с монголо- татарскими воинами?

а) Днепр;

б) Калка;

в) Волхов.

2. Господство одного народа над другим

а) иго;

б) жертва;

в) ярлык.

3. Город, который семь недель оборонялся от монголо - татар и был прозван «злым городом».

а) Козельск;

б) Новгород;

в) Киев.

4. Ханская грамота на княжение

а) ярлык;

б) грамота;

в) документ.

5. Столица Золотой Орды

а) Новгород;

б) Сарай;

в) Киев.

6. Город Руси, первый подвергшийся разгрому со стороны монголо -татар.

а) Торжок;

б) Рязань;

в) Москва.

7. Подарки ханам от русских князей.

а) налог;

б) дань;

в) выкуп.

8. Поход монголо - татар в 1237 году возглавил хан...

а) Чингисхан;

б) Батый;

в) Ахмат.

Организует деятельность по применению новых знаний. Вывод учителя о работе на данном этапе.

Выполняют задание.


















































Подводят итог, проверяют задания, комментируют ответы, исправляют ошибки. Слайд 12

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-самоопределение.


7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

  • подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся.

  • развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельностичерез умение выразить свои мысли.

Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. я приобрел…

  7. я научился…

  8. у меня получилось …

  9. я смог…

  10. я попробую…

  11. меня удивило…

  12. урок дал мне для жизни…

  13. мне захотелось…

Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося. Слайд 13.

Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке.

-строить речевое высказывание



- рефлексия своих действий

  1. Домашнее задание

Цель:

  • обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


Сообщение домашнего задания прочитать текст учебника с. 204-242, дать ответы на вопросы учебника.

Индивидуальные задания - подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения. Слайд 14.

Записывают домашнее задание









  1. Список литературы


1. Петрова, Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / Л.В. Петрова. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).

2. Пузанов, История России [Текст]: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Владос, 2005.























Приложение 1.

Текст.

Задание.

  1. Прочитать текст.

  2. Объяснить значение выделенных слов и словосочетаний.


Все русские князья должны были получить от хана грамоту на право управлять своим княжеством. Ханская грамота называлась - ярлык. Русские князья ездили за грамотой в Сарай. Поездка была очень опасной, потому что никто из князей не знал, вернётся ли он из Золотой Орды живым. Приезжал князь к хану с подарками. Хан сам назначал великого князя.

Все русские люди платили дань Золотой Орде. Дань собирали ханские слуги- баскаки. Они с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань. Если они встречали сопротивление или нежелание платить дань, тогда они сжигали целые города и посёлки, убивали жителей.

Каждый житель ежегодно должен был послать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра, лисицы. Каждый посёлок 2 тонны хлеба. Баскаки брали золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот. Уводили в плен жителей. Высокая дань разоряла русские города. Только храмы и монастыри не платили дань. Туда баскаки старались не заглядывать. Поэтому многие русские люди спасались от них за стенами храмов и монастырей.


Колбасина Е.С., технол карта урока истории МКОУ СКОШ VIII вида № 9 Мыски.rar Скачать
Обсуждение материала
Светлана Львова
28.10.2012 12:54
Спасибо за сотрудничество с порталом Учмет.
Ваш материал имеет практическую значимость для учителей истории коррекционных школ.
Конспект рабочий, содержательный и  грамотно оформленный.
Просьба доработать его в соответствии с требованиямиПортала.
Елена Колбасина
18.11.2012 16:17
Спасибо, что разместили материал, я его доработала, единственное -нет сертификата. Буду надеяться на отзывы коллег.
Ирина Николаевна
2.12.2012 10:31
Елена Сергеевна, спасибо за урок. Разработан методически грамотно, четко прослеживается деятельность учителя и обучающихся.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос