Русь под монголо-татарским игом, урок истории Отечества, 7 класс
Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо - татар»; формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.
Русь под монголо-татарским игом
(технологическая карта урока)
Колбасина Елена Сергеевна,
учитель истории муниципального казенного
(специального) коррекционного образовательного
учреждения для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья-
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
VIII вида № 9 Мысковского городского округа
2012
Содержание
-
Введение……………………………………………………………………3
-
Технологическая карта урока истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом»,7 класс………………………………..……… 7
-
Список литературы……………………………………………………… 15
Введение
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения их к национальным и культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. История Отечества в коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, специально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Таким образом, История Отечества является эффективным средством развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Урок истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом» разработан для обучающихся 7 класса на основе программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией О.И. Бородина, В.М. Мозгового с использованием учебника История России (7 класс, авторы учебника Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, 2005 г.).
Урок № 4 из раздела № 5 «Борьба Руси с иноземными завоевателями» календарно- тематического планирования по истории Отечества.
Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо - татар»; формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо - татарского ига для русского народа.
Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.
Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную мотивацию к обучению.
Тип урока: комбинированный. Цель, задачи соответствуют типу и структуре урока. Урок разделен на смысловые отдельные части, так как нарушения последовательности логического высказывания обучающихся приводит к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Урок построен логически четко, прослеживается завершенность каждого этапа урока, их целенаправленность, подчиненность общей цели урока, прослеживается преемственность в обучении. Цель соответствует теме урока. Образовательные задачи решались в ходе урока. Коррекционные задачи решались посредством включения в урок упражнений на соотнесение, работа с терминами (формирование исторического словаря), работа с наглядностью (формирование пространственных представлений, развитие словесно-логоческого мышления), все задания были построены по нарастающей степени сложности. Воспитательные задачи реализовывались через организационный момент, в итоге урока (создание эмоционального настроя у обучающихся, мотивации к обучению), в ходе урока (воспитывалось научное мировоззрение).
Урок построен с учетом следующих принципов обучения в коррекционной школе:
-
Научности и доступности обучения (отражение в ходе изучения материала реальной действительности, на уровне реальных возможностей обучающихся).
-
Коррекционной направленности обучения (задания на уроке направлены на исправление и ослабление недостатков психофизического развития обучающихся).
-
Систематизации и последовательности в обучении (линейно-концентрическое изучение материала, преемственность в обучении строится на основе предыдущих знаний).
-
Индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (задания с учетом индивидуальных особенностей, а также с учетом особенностей определенной группы детей).
-
Принцип наглядности (иллюстрации в учебнике, карта, сюжетные картины).
-
Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков (повторение, закрепление пройденного материала).
Также на уроке в рамках реализации элементов технологии деятельностного подхода реализованы следующие принципы:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающиеся на уроке, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, с частичной помощью педагога.
2) Принцип минимакса – заключается в следующем: обучающимся предлагалась возможность освоения содержания образования на максимальном для них уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.
3) Принцип психологической комфортности заключается в создании на уроке доброжелательной атмосферы.
4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к принятию решений в ситуации выбора (программированные задания, на соотнесения).
На уроке использовались следующие методы:
Словесные - объяснительная беседа, рассказ, вводное слово учителя, словарная работа, уточняющая беседа, обобщающая беседа, вопросы (информационные, проблемные, уточняющие).
Наглядные – иллюстрации в учебнике, историческая карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», сюжетные картины, презентация.
Практические - работа с текстом учебника, картой, задание на соотнесение, решение программированных заданий. На протяжении урока обучающиеся работают с учебником: чтение вслух указанного рассказа, отдельных абзацев; устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника.
На уроке осуществлялись приемы: вопрос-ответ, обведение по карте границ государства, чтение вслух абзацев по цепочке, соотнесение, выбор правильного ответа из предложенных, обобщение.
Сюжетные картины использовались с целью непосредственного восприятия изучаемого материала, иллюстрация в учебнике – формирование исторического понятия и восприятие материала. Работа с наглядностью способствует развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые события, использовать зрительную опору, воспроизводить изученный материал. Все задания на уроке предполагали оптимальное чередование устной и письменной форм работы, последовательную активизацию различных анализаторов, смену видов деятельности.
-
Технологическая карта урока
Этап урока и его цель |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Цель:
на интеллектуальную деятельность |
Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку. Читает стихотворение. Звенит,
заливается школьный звонок, |
Слушают учителя. |
-Организация своего рабочего места. -Уметь слушать в соответствие с целевой установкой. -Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель:
|
Надо вспомнить и ответить на вопросы. - Какую тему изучали на предыдущем уроке? - О чем шла речь? - Вспомните, когда произошла первая битва русских с монголо - татарами? - Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами. - Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар. Задание 1. (на карточке на доску – для всех, на карточках для слабоуспевающих) Когда монголо - татары напали на Русь? Выберите дату. 1221 1237 1223 (слайд 2, 3) Задание 2. 1. На доску вывешиваются 3 тематические картины с изображением осадных орудий монголо-татар, затем 1 убирается, дети должны назвать, что изменилось; затем добавляется картинка с изображением танка, дети должны назвать, что лишнее и почему. (Можно попросить перечислить названия осадных орудий одного об-ся, можно по рядам). |
Вспоминают тему и содержание предыдущее го урока. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы. Работа с картой. Идет поиск конструктивных решений. |
-Умение выражать свои мысли полно и точно. -Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. -Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. -Умение делать выводы. - Осуществлять актуализацию имеющихся знаний. |
||
3.Формулирование темы урока, постановка цели. Цель:
|
Вводное слово учителя. На Руси наступили тяжелые времена. -Что мы знаем о состоянии Руси? Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов. Тема нашего урока - Русь под монголо-татарским игом. Какой вопрос у вас возникает? Что такое монголо-татарское иго? |
Отвечают на поставленный вопрос Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи к уроку, определив знания и незнания. |
-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
||
4. Изучение нового материала. Цель:
|
На огромных просторах завоёванной русской земли властвовала монголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство - Золотая Орда. Показ на карте государства Золотая Орда. (слайд 4) Столица Золотой Орды получила название «дворец». Задание. Вы узнаете, как это слово звучит по-монгольски установив соответствия между словами двух столбиков. Работа в парах. Инструктаж.
Итак, столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный город Астрахань) (показ на физической карте России Астрахани).
Физкультминутка (слайд 7) Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале. Влево, вправо повернись, Наклонись и поклонись! Начинаем мы опять по истории шагать, Чтобы всё понятным стало Потрудились мы немало.
Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с учебником, умение находить главную мысль) Найти и выписать в тетрадь.
слайд (8,9) Задание: объясните значение слов: иго, баскаки, ярлык. Работа с иллюстрацией в учебнике «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о событии) с. 241. Ученики делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя: На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет. |
Работают в парах, выполняют задание. Проверка результатов работы. Делают вывод: Столица Золотой Орды- г. Сарай. Записывают в тетрадь. (слайд 5, 6) Работают с текстом. Читают по абзацу. Выполняют по абзацу. Работают с учебником и тетрадью. Проверяют задание. Объясняют значение слов. Работают с иллюстрацией. Делают вывод о последствиях монголо-татарского ига. |
-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. -осуществлять взаимоконтроль. -находить и выбирать способ решения - умение работать с текстом. -умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос. -осуществлять актуализацию имеющихся знаний. - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
||
5. Закрепление нового материала. Цель:
|
1. Обобщающая беседа - Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? Вырази свое отношение. - Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае? -Столица государства Золотая Орда. -Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага? 2. Задания на карточках и на доске (оказание помощи слабоуспевающим). - Соотнесите понятия с определениями: Государство монголо – татар Баскаки Столица Золотой Орды Ярлык Сборщики дани Золотая Орда Документ на великое княжение Сарай
Слайд 10,11. |
Отвечают на вопросы, комментируя ответ. Сжимают пальцы в кулак. Выполняют задания на соотнесение. Участвуют в беседе, проверяют задание. |
-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. -осуществлять взаимоконтроль. -находить и выбирать способ решения предложенного задания. -умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос. -осуществлять актуализацию имеющихся знаний. - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
||
6. Контролирующее задание Цель: - проверить умение применять изученный материал на практике, степень усвоения материала |
Программированные задания (задания на карточках) 1. Река, где впервые встретились русские воины с монголо- татарскими воинами? а) Днепр; б) Калка; в) Волхов. 2. Господство одного народа над другим а) иго; б) жертва; в) ярлык. 3. Город, который семь недель оборонялся от монголо - татар и был прозван «злым городом». а) Козельск; б) Новгород; в) Киев. 4. Ханская грамота на княжение а) ярлык; б) грамота; в) документ. 5. Столица Золотой Орды а) Новгород; б) Сарай; в) Киев. 6. Город Руси, первый подвергшийся разгрому со стороны монголо -татар. а) Торжок; б) Рязань; в) Москва. 7. Подарки ханам от русских князей. а) налог; б) дань; в) выкуп. 8. Поход монголо - татар в 1237 году возглавил хан... а) Чингисхан; б) Батый; в) Ахмат. Организует деятельность по применению новых знаний. Вывод учителя о работе на данном этапе. |
Выполняют задание. Подводят итог, проверяют задания, комментируют ответы, исправляют ошибки. Слайд 12 |
- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. -самоопределение. |
||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель:
|
Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке:
Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося. Слайд 13. |
Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке. |
-строить речевое высказывание - рефлексия своих действий |
||
Цель:
|
Сообщение домашнего задания прочитать текст учебника с. 204-242, дать ответы на вопросы учебника. Индивидуальные задания - подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения. Слайд 14. |
Записывают домашнее задание |
|
-
Список литературы
1. Петрова, Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / Л.В. Петрова. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Пузанов, История России [Текст]: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Владос, 2005.
Приложение 1.
Текст.
Задание.
-
Прочитать текст.
-
Объяснить значение выделенных слов и словосочетаний.
Все русские князья должны были получить от хана грамоту на право управлять своим княжеством. Ханская грамота называлась - ярлык. Русские князья ездили за грамотой в Сарай. Поездка была очень опасной, потому что никто из князей не знал, вернётся ли он из Золотой Орды живым. Приезжал князь к хану с подарками. Хан сам назначал великого князя.
Все русские люди платили дань Золотой Орде. Дань собирали ханские слуги- баскаки. Они с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань. Если они встречали сопротивление или нежелание платить дань, тогда они сжигали целые города и посёлки, убивали жителей.
Каждый житель ежегодно должен был послать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра, лисицы. Каждый посёлок 2 тонны хлеба. Баскаки брали золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот. Уводили в плен жителей. Высокая дань разоряла русские города. Только храмы и монастыри не платили дань. Туда баскаки старались не заглядывать. Поэтому многие русские люди спасались от них за стенами храмов и монастырей.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
Ваш материал имеет практическую значимость для учителей истории коррекционных школ.
Конспект рабочий, содержательный и грамотно оформленный.
Просьба доработать его в соответствии с