В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Наталья Кулагина
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 8408 комментариев: 1
Краткое описание
Целью моей работы является формирование представлений  детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. Отражены цель, задачи, принципы и формы работы с дошкольниками, а также показаны достигнутые результаты.
Описание
Кулагина Наталья Сергеевна г. Новокузнецк Кемеровской области МБ ДОУ «Детский сад № 250» комбинированного вида Дошкольное образование Главная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников Актуальность В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно — ролевую игру.Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Мною была выдвинута следующая гипотеза:
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если: — осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру; — используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий
— создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.
Таким образом, целью моей работы являетсяформирование представлений детей о мире профессийв условиях игровой деятельности дошкольников. Данную цель я решала через следующие задачи: · проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу; · создать предметно-развивающую среду; · развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения; · научить детей отражать в сюжетно — ролевой игре особенности, присущие различным профессиям; · сформировать у детей добросовестное отношение к труду; · воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Принципы, лежащие в основе моей работы:
Доступность:
-учет возрастных особенностей детей;
-адаптированность материала возрасту.
Систематичность и последовательность:
-постоянная подача материала от простого к сложному;
-частое повторение усвоенных правил и норм.
Наглядность:
-учет особенностей мышления.
Динамичность:
-интеграция в разные виды деятельности
Дифференциация:
-учет возрастных особенностей;
-создание благоприятной среды для усвоения норм и правил. Методы реализации работы.
1. Словесные
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-дидактические игры
-подвижные игры;
-развлечения;
-моделирование ситуаций;
-наблюдения
2. Наглядные
-сбор иллюстраций, фотоматериалов;
-рассматривание иллюстраций;
-театрализованная деятельность;
-аудиовизуальная техника;
-пример взрослых.
2. Практические
-создание развивающей среды в соответствии с решаемой задачей;
-моделирование ситуаций.
В результате проведённой мною работы были достигнуты следующие результаты: 1. Дети смотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий. 2. Дети научились отражать в сюжетно- ролевой игре особенности профессий. 3. У детей появилось представление о востребованных в обществе профессиях. 4. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей. Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь. В непринужденной беседе с детьми я обеспечивала развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствовали накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, дети проявляли активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращали внимание на их форму, рассуждали, продавцу, повару она нужна – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания дети отражали в игре. Игры детей стали эмоционально насыщенными, с развернутым игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети стали самостоятельны в организации игр, инициативны. Широко используют в играх знания о профессиональной деятельности людей, ролевое взаимодействие между детьми содержательно. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Мир профессий в обществе.doc Скачать







Кулагина Наталья Сергеевна

г. Новокузнецк Кемеровской области

МБ ДОУ «Детский сад № 250» комбинированного вида

Дошкольное образование

Главная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др.

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
























Актуальность

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.

Мною была выдвинута следующая гипотеза:

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если:

- осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру;

- используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий
- создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.

Таким образом, целью моей работы является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.

Данную цель я решала через следующие задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;

  • создать предметно-развивающую среду;

  • развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;

  • научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;

  • сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

  • воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.


Принципы, лежащие в основе моей работы:

Доступность:

-учет возрастных особенностей детей;

-адаптированность материала возрасту.

Систематичность и последовательность:

-постоянная подача материала от простого к сложному;

-частое повторение усвоенных правил и норм.

Наглядность:

-учет особенностей мышления.

Динамичность:

-интеграция в разные виды деятельности

Дифференциация:

-учет возрастных особенностей;

-создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.

Методы реализации работы.

  1. Словесные

-беседы;

-чтение художественной литературы;

-дидактические игры

-подвижные игры;

-развлечения;

-моделирование ситуаций;

-наблюдения

2. Наглядные

-сбор иллюстраций, фотоматериалов;

-рассматривание иллюстраций;

-театрализованная деятельность;

-аудиовизуальная техника;

-пример взрослых.

  1. Практические

-создание развивающей среды в соответствии с решаемой задачей;

-моделирование ситуаций.

В результате проведённой мною работы были достигнуты следующие результаты:

1. Дети смотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.

2. Дети научились отражать в сюжетно- ролевой игре особенности профессий.

3. У детей появилось представление о востребованных в обществе профессиях.

4. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.

Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь. В непринужденной беседе с детьми я обеспечивала развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствовали накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, дети проявляли активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращали внимание на их форму, рассуждали, продавцу, повару она нужна – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания дети отражали в игре. Игры детей стали эмоционально насыщенными, с развернутым игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети стали самостоятельны в организации игр, инициативны. Широко используют в играх знания о профессиональной деятельности людей, ролевое взаимодействие между детьми содержательно.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.







Мир профессий в обществе.zip Скачать
Обсуждение материала
Михелева Надежда Сергеевна
27.11.2012 16:27
Спасибо за интересный материал!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос