Использование экскурсий в воспитательной работе с учащимися коррекционной школы VIII вида
Одегова Лариса Петровна, воспитатель
Использование экскурсий в воспитательной работе с учащимися коррекционной школы VIIIвида. Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы, т.к. экскурсия является одной из эффективных организационных форм работы по адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни в обществе и их социализации. Экскурсия позволяет проводить наблюдения, изучать явления природы, знакомиться с окружающим миром. Экскурсии в школе VIIIвида проводятся с целью:
· интеграции и активизации учебной и внеурочной деятельности учащихся;
· осуществления связи обучения с жизнью;
· расширения кругозора учащихся;
· воспитания позитивных межличностных отношений;
· расширения сферы общения и социальных контактов детей с ограниченными возможностями здоровья.
Экскурсионная работа в нашей школе:
§ носит системный характер;
§ учитывает возрастные особенности учащихся;
§ нацелена на развитие познавательных интересов;
§ имеет здоровьесберегающую направленность.
Экскурсия требует тщательной подготовки и включает в себя три этапа – подготовительный, собственно экскурсионный, заключительный. Определяются цели, задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитывающие), содержание и методы экскурсии. Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, чтобы познакомить с темой и планом экскурсии, практическими заданиями, которые необходимо выполнить (например, сбор природного материала), а также теми вопросами, на которые дети должны найти ответы во время экскурсий. После экскурсии знания и речевой материал закрепляются в беседах, рисунках, мини-сочинениях, оформлении фотоальбомов и фотовыставок.
В зависимости от цели и содержания экскурсии бывают разных видов. Природоведческие экскурсии, такие как «Берёзовая роща», «Золотая осень», «Лесная поляна», «Скворцы прилетели», «Зимняя сказка» и многие другие, знакомят школьников с многообразием окружающей природы. Воспитатели приучают детей бережно относиться к её богатствам. Эти встречи с природой обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире, учат ребят ориентироваться на местности, способствуют формированию навыков самостоятельного изучения окружающего мира. Во время походов в лес воспитатели учат ребят правилам поведения в экстремальных ситуациях (заблудился, поранил ногу, началась гроза, случился пожар), закрепляя знания, полученные на уроках. Накануне экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности. Таким образом, дети с отклонениями в развитии лучше усваивают теоретические знания и овладевают практическими навыками самосохранения.
Для расширения кругозора воспитанников школы-интерната и их успешной социализации проводятся тематические экскурсии в культурно-просветительские учреждения (городские библиотеки, музеи, кинотеатры, дома культуры) и предприятия службы быта (магазины, отделения связи, ателье, больницы, аптеки и др.). Эти экскурсии носят не только познавательный характер, но также позволяют совершать определённые действия (делать покупки, заполнять квитанции, оплачивать счета).Такие экскурсии требуют контактов с незнакомыми людьми, таким образом, помогая ученикам овладевать некоторыми практическими навыками общения в новых условиях. В рамках профориентационной деятельности для учащихся старших классов организуются экскурсии на городские промышленные предприятия: швейную и мебельную фабрику, машиностроительный завод. Наши воспитанники познакомились с условиями труда на хлебозаводе, в кондитерском цехе, в оранжерее, троллейбусном депо. Подобные экскурсии помогают детям с ограниченными возможностями здоровья определиться с будущей профессией и местом учёбы или работы.
Ежегодно для учащихся подросткового возраста организуются обзорные экскурсии по городам России. Дети побывали в Ярославле, Нижнем Новгороде, Муроме, Владимире, Суздале и Москве, познакомились с историей и достопримечательностями эти городов. Такие поездки способствуют лучшему усвоению программного материала по географии и истории, развитию любознательности и познавательных процессов; формируется ценностное отношение к природе и историческому наследию, воспитывается любовь к Родине. В ходе экскурсий у ребят закрепляются умения соблюдать правила культуры поведения в различных ситуациях, формируются эталоны поведения, вежливость, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям. Совместные путешествия позволяют осуществлять диагностику личности и коллектива, приводят к улучшению межличностных отношений в группе.
Результатом целенаправленной экскурсионной работы в коррекционной школе является повышение интереса к учёбе и получению новых знаний и умений, обогащение жизненного опыта, приобретение практических навыков.
Литература. 1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва «Школа-Пресс». 1994
2. А.Р.Маллер. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Москва. АРКТИ. 2000.
ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Коврова»
Одегова Лариса Петровна, воспитатель
Использование экскурсий в воспитательной работе с учащимися коррекционной школы VIII вида.
Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы, т.к. экскурсия является одной из эффективных организационных форм работы по адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни в обществе и их социализации. Экскурсия позволяет проводить наблюдения, изучать явления природы, знакомиться с окружающим миром. Экскурсии в школе VIII вида проводятся с целью:
-
интеграции и активизации учебной и внеурочной деятельности учащихся;
-
осуществления связи обучения с жизнью;
-
расширения кругозора учащихся;
-
воспитания позитивных межличностных отношений;
-
расширения сферы общения и социальных контактов детей с ограниченными возможностями здоровья.
Экскурсионная работа в нашей школе:
-
носит системный характер;
-
учитывает возрастные особенности учащихся;
-
нацелена на развитие познавательных интересов;
-
имеет здоровьесберегающую направленность.
Экскурсия требует тщательной подготовки и включает в себя три этапа – подготовительный, собственно экскурсионный, заключительный. Определяются цели, задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитывающие), содержание и методы экскурсии. Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, чтобы познакомить с темой и планом экскурсии, практическими заданиями, которые необходимо выполнить (например, сбор природного материала), а также теми вопросами, на которые дети должны найти ответы во время экскурсий. После экскурсии знания и речевой материал закрепляются в беседах, рисунках, мини-сочинениях, оформлении фотоальбомов и фотовыставок.
В зависимости от цели и содержания экскурсии бывают разных видов. Природоведческие экскурсии, такие как «Берёзовая роща», «Золотая осень», «Лесная поляна», «Скворцы прилетели», «Зимняя сказка» и многие другие, знакомят школьников с многообразием окружающей природы. Воспитатели приучают детей бережно относиться к её богатствам. Эти встречи с природой обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире, учат ребят ориентироваться на местности, способствуют формированию навыков самостоятельного изучения окружающего мира. Во время походов в лес воспитатели учат ребят правилам поведения в экстремальных ситуациях (заблудился, поранил ногу, началась гроза, случился пожар), закрепляя знания, полученные на уроках. Накануне экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности. Таким образом, дети с отклонениями в развитии лучше усваивают теоретические знания и овладевают практическими навыками самосохранения.
Для расширения кругозора воспитанников школы-интерната и их успешной социализации проводятся тематические экскурсии в культурно-просветительские учреждения (городские библиотеки, музеи, кинотеатры, дома культуры) и предприятия службы быта (магазины, отделения связи, ателье, больницы, аптеки и др.). Эти экскурсии носят не только познавательный характер, но также позволяют совершать определённые действия (делать покупки, заполнять квитанции, оплачивать счета).Такие экскурсии требуют контактов с незнакомыми людьми, таким образом, помогая ученикам овладевать некоторыми практическими навыками общения в новых условиях. В рамках профориентационной деятельности для учащихся старших классов организуются экскурсии на городские промышленные предприятия: швейную и мебельную фабрику, машиностроительный завод. Наши воспитанники познакомились с условиями труда на хлебозаводе, в кондитерском цехе, в оранжерее, троллейбусном депо. Подобные экскурсии помогают детям с ограниченными возможностями здоровья определиться с будущей профессией и местом учёбы или работы.
Ежегодно для учащихся подросткового возраста организуются обзорные экскурсии по городам России. Дети побывали в Ярославле, Нижнем Новгороде, Муроме, Владимире, Суздале и Москве, познакомились с историей и достопримечательностями эти городов. Такие поездки способствуют лучшему усвоению программного материала по географии и истории, развитию любознательности и познавательных процессов; формируется ценностное отношение к природе и историческому наследию, воспитывается любовь к Родине. В ходе экскурсий у ребят закрепляются умения соблюдать правила культуры поведения в различных ситуациях, формируются эталоны поведения, вежливость, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям. Совместные путешествия позволяют осуществлять диагностику личности и коллектива, приводят к улучшению межличностных отношений в группе.
Результатом целенаправленной экскурсионной работы в коррекционной школе является повышение интереса к учёбе и получению новых знаний и умений, обогащение жизненного опыта, приобретение практических навыков.
Литература.
-
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва «Школа-Пресс». 1994
-
А.Р.Маллер. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Москва. АРКТИ. 2000.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»