Рабочая программа по курсу «Скульптура» 5 класс ДХШ 7 ОП
Задачи курса: · Учить работать от общего к частному; · Строить железные проволочные каркасы; · Умение передавать в материале характер и фактуру формы; · Развивать способности видеть окружающий мир, среду; · Развивать зрительную память; · Развивать и направлять творческую мысль учащихся при работе над заданной темой; · Освоение навыков в передаче пропорций и движения натуры, владение формой предметов.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Уренгойская Детская художественная школа»
Рабочая программа по курсу «Скульптура»
5 класс ДХШ 7 ОП
Составитель:
Виницина Евгения
Анатольевна
пгт. Уренгой, Пуровский район, ЯНАО
2012 г.
Пояснительная записка
Скульптура – один из основных предметов в обучении и воспитании учащихся детских художественных школ. Занятия скульптурой способствуют развитию у учащихся трехмерного восприятия объемной формы и умению чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство. Навыки, полученные на занятиях скульптурой, помогают учащимся лучше понимать и строить объемную форму на плоскости на уроках рисунка и живописи, понимать и передавать пластику фигур людей и животных в работах по композиции.
Беседы должны сопровождаться показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций, кинофильмов, материала из методического фонда школы.
Каждое задание должно развивать у учащихся зрительное восприятие, координацию зрительного аппарата и рук, дисциплинировать внимание, научить контролировать и выявлять свои ошибки, сравнивать натуру со своей работой.
На пятом году обучения продолжается работа над орнаментом, натурой, ставятся натюрморты; предметы быта, близкие по форме геометрическим телам.
Цель курса:
Создание нового художественного образа; раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат.
Задачи курса:
-
Учить работать от общего к частному;
-
Строить железные проволочные каркасы;
-
Умение передавать в материале характер и фактуру формы;
-
Развивать способности видеть окружающий мир, среду;
-
Развивать зрительную память;
-
Развивать и направлять творческую мысль учащихся при работе над заданной темой;
-
Освоение навыков в передаче пропорций и движения натуры, владение формой предметов.
К концу учебного года учащиеся должны:
знать:
-
инструменты скульптора, уметь использовать их по назначению;
-
что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса;
-
последовательность работы в рельефе: набивка фона, разметка, прокладка объёма, лепка общей формы, выясняя отношения размеров, проработка деталей, обобщение;
-
последовательность выполнения круглой скульптуры: разработка эскиза, набор общих масс, проработка деталей;
уметь:
-
лепить по заранее подготовленным эскизам;
-
укреплять поделку с помощью каркасов разного типа;
-
анализировать готовое изделие, сравнивать свою работу с работой преподавателя, находить сходные и отличительные свойства;
-
творчески подходить к выполнению работы;
-
самостоятельно организовывать свою деятельность, ставить учебную или творческую задачу и реализовывать её в материале;
-
проявлять творчество в создании художественных изделий.
На занятии скульптурой для 5-го класса учебным планом отводится по 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
В качестве материалов используется: глина, скульптурный пластилин, бросовые материалы. Используемые инструменты: стеки, палочки, ножи столовые, фурнитура для декорирования форм и т.д. Работы выполняются либо на скульптурном станке, либо за партами, в зависимости от тематики задания.
В конце каждого занятия, проходит текущий контроль знаний: самоанализ работ учащимися либо преподавателем; в конце каждого триместра проходит периодический контроль знаний учащихся: групповой просмотр либо выставки, в конце каждого года.
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов и специальной литературы. Использованы материалы программ: Программа по скульптуре для детских художественных школ и школ искусств М.:1982 г; Примерная программа для детских художественных школ и художественных отделений детей школ искусств М.:2006 г.; Образовательная программа скульптура. Составитель Макарьев В.Е.: СП-б. 2001 г
Учебно-тематический план курса
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
||
Всего |
Из них теоретических |
Из них практических |
||
I триместр |
||||
|
Фрагмент пейзажа в рельефе. |
8 |
0,4 |
7,6 |
|
Контрольная работа. Рельеф этюда натюрморта из двух предметов быта цилиндрической и шарообразной формы (бидон, яйцо). |
8 |
0,7 |
7,3 |
|
Лепка с натуры геометрического тела-конус. |
4 |
0,6 |
3,4 |
II триместр |
||||
|
Лепка драпировки со складками конической формы. Рельеф. |
8 |
0,8 |
7,2 |
|
Лепка с натуры геометрического тела-куб. |
4 |
0,4 |
4,6 |
|
Рельеф этюда натюрморта из крупного предмета кубической формы на фоне драпировки со складками конической формы. |
10 |
0,8 |
11,2 |
|
Итоговый просмотр. |
2 |
2 |
- |
III триместр |
||||
|
Круглая скульптура. Лепка чучела птицы на каркасе с натуры. |
8 |
0,8 |
7,2 |
|
Лепка с натуры розетки «Ветка яблони». Рельеф. |
6 |
0,5 |
5,5 |
|
Контрольная работа. Рельеф этюда натюрморта из предмета быта кубической формы с включением чучела птицы. Итоговый просмотр. Анализ работ. |
10 |
0,7 |
9,3 |
|
Итого |
68 |
7,7 |
60,3 |
Методическое обеспечение программы
-
методички
-
технологические карты
-
схемы
-
слайд-шоу
-
таблицы
-
технологические карты с последовательным показом техники выполнения изделия.
ТСО. Техническое обеспечение:
-
Магнитофон.
-
Диски.
-
Кассеты.
-
Компьютер.
Условия реализации программы
Для успешного прохождения программы необходимо иметь:
-
Помещение: кабинет.
-
Оборудование и приборы: столы, стулья, доска магнитная, маркеры для доски.
-
Материалы и инструменты: Лист формата А4, карандаш простой, скульптурный пластилин, стеки, тряпочка, доска, проволока.
-
Звуковые пособия:
-диски: «Шедевры классической и народной музыки», «Волшебные голоса природы».
-видеокассеты: «Волшебные голоса природы», «Наедине с природой».
-
Наглядный ряд:
-керамические вазы, кувшины;
-чучела «Птиц»;
-гипсовые розетки
-
Таблицы и наглядность:
-иллюстрации, фотографии;
-руководство правил техники безопасности пользования инструментами;
-технологические карты с последовательным показом техники выполнения изделия.
Список используемой литературы
-
Ланг И. Скульптура. Издательство «Внешсигма» М. 2000г.
-
Хессенберг К. Скульптура для начинающих. Издательство «Арт-Родник» Москва 2006г.
-
Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. Издательство «Аст-Пресс» Москва 1999г.
-
Скульптура 4 класс. Москва 1988г.
-
Примерная программа для детских художественных школ и художественных отделений детей школ искусств М.:2006 г.
-
Образовательная программа скульптура. Составитель Макарьев В.Е.: СП-б. 2001 г
-
Программа по скульптуре для детских художественных школ и школ искусств М.:1982 г.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей