Современные подходы к оценке учебных достижений младших школьников на уроках математики.
Современные подходы к оценке учебных достижений младших школьников на уроках математики.
Е.В.Лопатина,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 60 города Тюмени
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Важнейшей задачей современной системы основного общего образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Таблица №1.Приоритеты предметного содержания в формировании УУД
-
Смысловые акценты УУД
Математика 1-4 класс
Личностные
смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные
проблематизация, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий, рефлексия способов и условий действия
Познавательные общеучебные
поиск и выделение необходимой информации; моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Познавательные логические
анализ, синтез, сравнение, сопоставление, аналогия, классификация, ранжирование объектов, причинно-следственные связи, логические рассуждения, выдвижение гипотез, доказательства, практические действия
Коммуникативные
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, работа в парах, группах
В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью нашей школы становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые закладывают учителя нашей школы на всех уроках, например на математике.
Таблица №2.Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия
-
Виды УУД
Виды заданий (для уч-ся 1-4 классов)
Личностные
Ø участие в проектах;
Ø подведение итогов урока;
Ø творческие задания;
Ø мысленное воспроизведение картины, ситуации;
Ø самооценка события, происшествия;
Ø дневники достижений.
Познавательные
Ø «Найди отличия» (можно задать их количество);
Ø «Поиск лишнего»;
Ø «Лабиринты»;
Ø «Цепочки»;
Ø хитроумные решения;
Ø составление схем-опор;
Ø работа с разного вида таблицами, графиками;
Ø составление и распознавание диаграмм;
Ø работа со словарями.
Регулятивные
Ø «Преднамеренные ошибки»;
Ø поиск информации в предложенных источниках;
Ø самоконтроль и взаимоконтроль;
Ø взаимный диктант;
Ø диспут;
Ø заучивание материала наизусть в классе;
Ø «Ищу ошибки»;
Ø КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Коммуникативные
Ø составь задание партнеру;
Ø отзыв на работу товарища;
Ø групповая работа по выполнению заданий;
Ø парный опрос;
Ø ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»;
Ø диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
Ø «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» …
Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока. Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе. Так, на уроках математики организуется работа с помощью интерактивного плаката (в программе Power Point). По теме: «Переместительный закон сложения» в начале урока рассматриваем плакат, материал учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы. Обучаем учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбираем те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определяем их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.
Рисунок №1.Интерактивный плакат.
Следует продумать формы организации практической деятельности учащихся. Задание по математике следующего типа: «Рассмотри рисунок. Подбери числа. Придумай задачу. Предложи решить её товарищу. Проверьте правильность решения. Какую ещё задачу можно составить? Начертите схему. Подберите числа и решите задачу» предполагает организацию работы в парах. Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять. Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний организуется в форме учебного практико-ориентированного проекта. Так, при изучении темы «Числа от 1 до 9» первоклассники составляли карточки для игры «Математическое домино». На следующих уроках наборы использовались для отработки навыка счёта. Результативность обученияв нашей школе связана с мотивацией учения, необходимо отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. Например, на уроке математики в 1 классе можно провести ролевую игру - смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 7 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика в кошельке настоящие монеты достоинством 1р., 2р., 5 р., 10 р.). Несколько детей выступают в роли кассиров. Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями. Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо с первого класса.
Рисунок №2.Волшебные линеечки.
Определяем с детьми, кто из зверей лучше выполнил свою работу, по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота). На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).
Со второго класса такая работа стала носить прогностический характер. Например, перед написанием математических диктантов просим детей предположить, как они справятся с этим видом работы, и отметить на отрезке уровень успешности. По окончании работы учащиеся имеют возможность после самопроверки увидеть «пробелы» в знаниях, наметить пути по их коррекции.
Одной из форм коррекции знаний учащихся по теме «Таблица сложения и вычитания в пределах 20» в 1 классе стал коллективный практико-ориентированный проект «Лесенка примеров». Его суть в написании примеров и ответов в виде рисунков. Примеры с рисунками представлялись (защищались) авторами. Работа по коррекции знаний постепенно переросла в работу по запоминанию таблицы сложения и вычитания.
Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Во вторых классах вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:
Рисунок №3.Лист обратной связи.
Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».
Работа учащихся с листами обратной связи позволяет учителю сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её.
Рисунок №4. Лист обратной связи ( смайлик)
Также в листах обратной связи учащиеся одним из смайликов отмечают своё самочувствие до и после уроков. Это помогает учителю в начале рабочего дня заметить ребят, которые не могут сразу включиться в работу в полную силу и учесть это при организации работы с ними, при негативном настроении (плохом самочувствии) ребёнка по окончании уроков разобраться, что могло стать причиной, оказать ему поддержку.
Рисунок №5. Уровень активности на уроке.
Одним из приёмов, позволяющих учащимся оценить уровень активности
на уроке (своей, одноклассника, класса), называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша). Уровни активности - высокий, средний, низкий.
При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о формировании группы личностных результатов.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО