Рабочая программа по окружающему миру 2 класс 2012-2013 уч.г.
№ п/п | Основные содержательные линии | Количество часов |
1 |
Человек и природа Где и как найти ответы на вопросы Планеты и звёзды Неживая и живая природа Земли Свойства воздуха и воды Солнце, воздух, вода и … растения Разнообразие растений Культурные растения Грибы Животные Человек и животные | 43 3 4 2 4 3 4 7 4 8 4 |
2 |
Человек и общество В родном краю | 7 |
3 |
Правила безопасного поведения Человек – разумный часть природы Правила дорожного движения Как уберечь себя от беды | 18 5 9 4 |
ИТОГО | 68 |
• характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света – на смену времен года, растительный и животный мир);
• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);
• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка)
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримеча-тельностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
• понимать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
•соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания
и личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
• выполнять правила безопасного поведения в природе;
•выполнять правила безопасного поведения на дороге и в транспорте.
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД Личностные универсальные учебный действия
Сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего,сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей учебников (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми. Сюжетная основа учебников и диалоговый характер учебных текстов позволяет демонстрировать учащимся образцы рассуждения и разрешения проблем, создает предпосылки для таких общих интеллектуальных умений, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументированно отстаивать свою точку зрения. В процессе диалога учащимся задаются вопросы типа: «В чем причина ошибки рассуждений «героя»?», «Сравните и оцените два подхода», и т. д. Герои диалога могут и ошибаться в своих суждениях, что чрезвычайно важно для психологического комфорта учащихся со средними способностями и для детей с повышенной тревожностью. Например, выступление Миши на заседании школьного клуба («Окружающий мир», 2 кл., ч. 1, с. 94): «Я считаю, что крапиву надо отнести к культурным растениям. Во-первых, она растет на огороде. Во-вторых, ее листья употребляют в пищу. В-третьих, я за ней ухаживаю. Я ее весной поливаю». А ты согласен с Мишей?» Или диалог читателя с героями очередного заседания школьного клуба, где обсуждается целесообразность соблюдения режима дня младшим школьником (2 кл., ч. 2, с. 67): «От кого зависит твой режим дня? Кому – тебе или взрослым – он нужен? Миша сказал, что его режим дня не зависит от него. Так, мама настаивает на том, чтобы спать он ложился в 9 часов вечера. Костя Погодин возразил. Каждый сам решает раньше или позже 9 часов вечера ложиться спать. Но он считает, что от того, во сколько ляжешь спать, зависит режим нового дня. А как считаешь ты?» Следя за развитием сюжетной интриги, наблюдая за поведением героев (Маша и Миша Ивановы и их одноклассники – Костя, Рашид, Сеня и др.), школьники учатся соотносить свои поступки, результаты своей учебной и внеурочной деятельности с поступками и результатами деятельности своих сверстников. Герои интриги экспериментируют, делают доклады и презентации, оформляют дневники наблюдений, ведут заседания школьных клубов, отстаивают свою точку зрения, изучают природу и культуру своего края, обсуждают правила здорового образа жизни, и в то же время постоянно ведут диалог с учащимися, призывая их к аналогичным видам деятельности. Метапредметный универсальные учебные действия Приведем примеры заданий, основная цель которых – формирование метапредметных УУД по основной содержательной линии «Человек и природа» (наличие других аналогичных заданий обозначено нумерацией соответствующих страниц учебников 1–4 классов). Задания, основная цель которых: 1. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. 1) Тема «Цветковые растения». Как ты различаешь деревья, кустарники и травянистые растения? (2 кл., ч. 1, с. 73) 2) Тема «Какие части культурных растений используют люди?». Задание всем присутствующим на заседании клуба: составить таблицу овощных, зерновых и бобовых растений своего края (2 кл., ч. 1, с. 92). 3) Тема «Ищем ответы на вопросы в учебнике». Изучи таблицу. Объясни, как ее составили (2 кл., ч. 1, с. 13). 4) Тема «Свойства воды». Перепиши таблицу в тетрадь и занеси в нее результаты своих наблюдений (2 кл., ч. 1, с. 53). 5) Тема «Сколько живут растения?». Так в чем же сходство и различие однолетних, двулетних и многолетних растений? (2 кл., ч. 1, с. 104). 6) Тема «Разнообразие животных». Проверь по Оглавлению, сколько групп животных должно быть в схеме. Вернись на с. 5. Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к которой оно относится (2 кл., ч. 2, с. 8). Аналогичные задания: 2 кл., ч.1: с. 60, 108…; ч. 2: с.5, 6, 8, 9, 14, … 54… 2. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Задания: 2 кл., ч. 1: с. 6, 11, 18, 58 и др.; ч. 2: с. 6, 9, 17, 18, 19, 25, 41... 3. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. 1) Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Обрати внимание на комнатное растение, которое стоит около окна. Его листья обращены к свету. Поверни это растение листьями от окна. Оставь его в таком положении на 3–4 дня. Как ты думаешь, что произойдет с листьями за эти дни? Через 3–4 дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твое предположение подтвердилось? Объясни причину этого явления (2 кл., ч.1, с.71). Аналогичные задания: 2 кл., ч. 1: с. 15, 16, 21, 23, 45–50, 52–65, 100…; ч. 2:, с. 14, 47, 48… 4. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации. 1) Тема «Условия жизни на планете Земля». Ты прочитал в Словарике, что такое атмосфера? Влияет ли атмосфера на жизнь Земли? Дочитай текст. Выясни условия, необходимые для жизни на Земле (2 кл., ч. 1, с. 42). Аналогичные задания: 2 кл., ч. 1: с. 7, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 23, 29, 31, 40, 42, 95, 103,104, 106…; ч.2: с. 8, 9, 10, 14, 16, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 40, 51, 53, 59, 63, 82, 94, 96, 99, 104, 105, 106… 5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Задания: 2 кл., ч. 1: с. 10, 11, 13, 15…; ч. 2: с. 7, 9, 11… 6. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Задания: 2 кл., ч. 1: с. 13, 16, 31,…; ч. 2: с. 35–38… 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение). Задания: 2 кл., ч. 1: с. 6–8, 41, 43, 63, 82, 83...; ч. 2: с. 8, 11, 14, 31… 8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту). 1) Тема «Расти здоровым». От чего зависит здоровье человека? Рассмотри схему. Дополнить тебе ее поможет Оглавление (2 кл., ч. 2, с. 54). Аналогичные задания: 2 кл., ч. 1: с. 47, 56, 69, 70... 9. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. 1) Тема «Про тебя». Рассмотри рисунок на с. 45. Назови части тела человека. Как и с помощью чего человек перемещается по суше и в воде? (2 кл., ч. 2, с. 44). 2) Тема «Берегись простуды!». Рассмотри рисунок на с. 77. Расскажи по рисунку, какие правила гигиены надо соблюдать? (2 кл., ч. 2, с. 78). Аналогичные задания: 2 кл., ч. 2: с. 44, 45, 47, 64, 65… Приведем примеры заданий (учебники 1–4 классов) по основной содержательной линии «Человек и общество», основная цель которых – формирование метапредметных УУД. (По каждому пункту приводятся типичные примеры. Наличие подобных заданий обозначено нумерацией соответствующих страниц учебника по каждому классу). Задания, основная цель которых научить школьника: 1. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др. 1) Тема «Имя города, села, поселка». Ты посылаешь письмо в школьный клуб «Мы и окружающий мир». Что ты указываешь после имени отправителя и имени получателя? (2 кл., ч. 2, с. 93). Аналогичные задания: 2 кл., ч. 2: с. 93, 94… 2. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края. 1) Тема «День Конституции России». Рассмотри на с. 116 Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фигуры на нем изображены? (2 кл., ч. 2, с. 115). Аналогичные задания: 2 кл., ч. 2: форзац «Золотое кольцо России» с иллюстрациями гербов каждого из городов; форзац «План карта г. Санкт-Петурбурга (XVIII в.)»; с. 112, 114, 116, 117, 120… 3. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени. 1) Тема «Имя города, села, поселка». На рисунке ты видишь, как строилось село Мирное. Почему ему дали такое имя? Чем необычно старое написание названия? На письмах, которые получали сельчане от родных и друзей, было написано: «В село Мiрное» (2 кл., ч. 2, с. 95). 2) Тема «История Московского Кремля». Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы? (2 кл., ч. 2, с. 98) 3) Тема «Общий дедушка». Кого из родственников называют прадедушкой? Кто был прадедом Ивана III, построившего более 500 лет тому назад Московский Кремль из красного кирпича? (2 кл., ч. 2, с. 109). 4. Используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. Страницы, содержащие адреса дополнительного материала в Интернете: 2 кл., ч. 1, с. 121, темы: «Планеты и звезды», «Природа Земли»; 2 кл., ч. 2, с. 122, тема: «Животный мир Земли»; 5. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество). 1) Задания по форзацу учебника 2 класса, ч. 1: «Правила поведения в классном коллективе». 2) Задания по форзацу учебника 2 класса, ч. 2: «Взаимопомощь в семье». 3) Рассмотри рисунок. Как дедушку Ваню могут поздравить живущие далеко родственники? (2 кл., ч. 2, с. 107). 4) Тема «Экскурсия в город». Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. В каком городе она расположена. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны для всей страны (2 кл., ч. 2, с. 105). 6. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. 1) Тема «Экскурсия в город». Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город? (2 кл., ч. 1, с. 104). 2) Тема «Твоя безопасность на улице» (двенадцатое заседание клуба). Задание всем присутствующим: составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях (2 кл., ч. 2, с. 80). 3) Тема «Твоя безопасность дома». В квартире многоэтажного дома тебя ждут родители. Ты подходишь к подъезду. Можно ли сказать, что все опасности уже позади? (2 кл., ч. 2, с. 87). Аналогичные задания: 2 кл., ч. 2: с. 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 92… 7. Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы). 1) Тема «День Конституции России». Ты уже учишься во 2 классе и знаешь права и обязанности школьника. Как ты понимаешь свое право на отдых? Можно ли не делать уроки, если не хочется? (2 кл., ч. 2, с. 114). 2) Тема «День Конституции России». О каких правах, записанных в Конституции, ты можешь рассказать? (2 кл., ч. 2, с. 115).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
· Программа
· Учебники, тетради для самостоятельной работы, хрестоматии, методические пособие для учителя.
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Формы контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||||
ГДЕ И КАК НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (5 часов) | |||||
1 |
Письмо экологов школьникам | 1 | Беседа | 04.09 | |
2 |
Повторение ПДД. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. | 1 | Беседа, ФО | 08.09 | |
3 |
Мишины вопросы | 1 | Беседа, ФО | 11.09 | |
4 |
Где и как найти ответы на вопросы? | 1 | Беседа, ФО | 15.09 | |
5 |
Правила перехода улиц и дорог. ПДД | 1 | Беседа, ФО | 18.09 | |
ПЛАНЕТЫ И ЗВЁЗДЫ (5 часов) | |||||
6 |
Земля. Модель Земли | 1 | ФО | 22.09 | |
7 |
Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | ФО | 25.09 | |
8 |
Звёзды и созвездия. Планеты | 1 | ФО | 29.09 | |
9 |
ПДД. Наземный транспорт | 1 | Беседа | 02.10 | |
10 |
Движение Земли вокруг Солнца | 1 | ФО | 06.10 | |
НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА ЗЕМЛИ (2 часа) | |||||
11 |
Как связаны неживая и живая природа? | 1 | Беседа, ФО | 09.10 | |
12 |
Условия жизни на планете Земля | 1 | ФО | 13.10 | |
СВОЙСТВА ВОЗДУХА И ВОДЫ (4 часа) | |||||
13 |
Свойства воздуха (1-е заседание клуба) | 1 | ИО, ГР | 16.10 | |
14 |
Кому и для чего нужна вода? (2-е заседание клуба) | 1 | ИО, ГР | 20.10 | |
15 |
Вода и её свойства (3-е заседание клуба) | 1 | ИО, ГР | 23.10 | |
16 |
Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды» | 1 | ИО, СР | 27.10 | |
СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, ВОДА И … РАСТЕНИЯ (4 часа) | |||||
17 |
Условия, необходимые для развития растений | 1 | ФО | 30.10 | |
18 |
Корень, стебель и лист | 1 | ФО | 10.11 | |
19 |
Питание растений. Обобщение по теме | 1 | ИО | 13.11 | |
20 |
ПДД. Обязанности пассажиров. Общественный транспорт | 1 | Беседа | 17.11 |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Формы контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||||
РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ (4 часа) | |||||
21 |
Цветковые и хвойные растения | 1 | ФО | 20.11 | |
22 |
Папоротники, мхи и водоросли | 1 | ФО | 24.11 | |
23 |
Красная Книга России. Правила поведения на природе | 1 | ИО | 27.11 | |
24 |
Обобщение по теме «Разнообразие растений» | 1 | СР | 01.12 | |
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (8 часов) | |||||
25 |
Для чего люди выращивают культурные растения? (4-е заседание клуба) | 1 | ИО | 04.12 | |
26 |
Какие части культурных растений используют люди? (5-е заседание клуба) | 1 | ИО | 08.12 | |
27 |
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? (6-е заседание клуба) | 1 | ИО | 11.12 | |
28 |
От чего зависит урожай зерновых? (7-е заседание клуба) | 1 | ИО | 15.12 | |
29 |
Растения сада | 1 | ФО | 18.12 | |
30 |
Сколько живут растения? (8-е заседание клуба) | 1 | ИО | 22.12 | |
31 |
Размножение растений своими частями (9-е заседание клуба). Обобщение по теме | 1 | ИО | 25.12 | |
32 |
ПДД. Элементы улиц и дорог | 1 | Беседа | 29.12 | |
ГРИБЫ (4 часа) | |||||
33 |
Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | ГР | 12.01 | |
34 |
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов | 1 | ФО | 15.01 | |
35 |
Как правильно собирать грибы? | 1 | ИО | 19.01 | |
36 |
Проверочная работа | 1 | СР | 22.01 | |
ЖИВОТНЫЕ (8 часов) | |||||
37 |
Разнообразие животных | 1 | ФО | 26.01 | |
38 |
Насекомые | 1 | ИО | 29.01 | |
39 |
Рыбы | 1 | ИО | 02.02 | |
40 |
Земноводные | 1 | ИО | 05.02 | |
41 |
Пресмыкающиеся | 1 | ИО | 09.02 | |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Формы контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||||
42 |
Птицы | 1 | ИО | 12.02 | |
43 |
Звери | 1 | ИО | 16.02 | |
44 |
Как животные защищаются | 1 | ИО | 19.02 | |
ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ (5 часов) | |||||
45 |
Домашние животные | 1 | ФО | 26.02 | |
46 |
Живой уголок (10-е заседание клуба) | 1 | ИО | 02.03 | |
47 |
Значение диких животных | 1 | ФО | 05.03 | |
48 |
Человек в ответе не только за тех, кого приручил! Обобщение по теме | 1 | ИО | 09.03 | |
49 |
ПДД. Движение пешеходов по улицам и дорогам | 1 | Беседа | 12.03 | |
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ (6 часов) | |||||
50 |
Про тебя | 1 | ФО | 16.03 | |
51 |
Что умеет человек? | 1 | ФО | 19.03 | |
52 |
Расти здоровым | 1 | ФО | 02.04 | |
53 |
Питание и здоровье | 1 | ФО | 06.04 | |
54 |
От кого зависит твой режим дня? (11-е заседание клуба). Обобщение по теме | 1 | ИО | 09.04 | |
55 |
ПДД.Дорожные знаки | 1 | Беседа | 13.04 | |
КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ БЕДЫ? (5 часов) | |||||
56 |
Чистота – залог здоровья | 1 | ФО | 16.04 | |
57 |
Берегись простуды! | 1 | ФО | 20.04 | |
58 |
Твоя безопасность на улице (12-е заседание клуба) | 1 | ИО | 23.04 | |
59 |
Твоя безопасность дома.Обобщение по теме | 1 | ИО | 27.04 | |
60 |
ПДД Игра-соревнование по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | 1 | Беседа | 30.04 |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Формы контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||||
В РОДНОМ КРАЮ (8 часов) | |||||
61 |
Имя города, села, посёлка | 1 | Беседа, ФО | 04.05 | |
62 |
История Московского Кремля | 1 | Беседа, ФО | 07.05 | |
63 |
Экскурсия в город (13-е заседание клуба) | 1 | ГР | 11.05 | |
64 |
Общий дедушка | 1 | Беседа, ФО | 14.05 | |
65 |
День Победы | 1 | Беседа | 18.05 | |
66 |
День Конституции России | 1 | Беседа | 21.05 | |
67 |
Проверочная работа | 1 | СР | 25.05 | |
68 |
Итоговое занятие по ПДД | 1 | Беседа | 28.05 |
ФО – фронтальный опрос
ИО – индивидуальный опрос
ГР – работа в группе
СР – самостоятельная работа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Окружающему миру» для 2 класса О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом основной идеи УМК – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса, а также Примерной программы по изучению правил дорожного движения.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю). В настоящей программе указывается распределение учебных часов, отводимых на изучение тем и разделов курса, а также определяется минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных); организация подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении.
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование у учащихся специальных знаний, умений, практических навыков и привычки безопасного поведения;
- знакомство с окружающим миром: дорожными знаками на улицах села, элементами дороги, транспортными средствами;
воспитание дисциплинированности, основанной как на специфических требованиях дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.
Реализуя принцип деятельностного подхода, процесс учения рассматривается не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
– демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
– выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
– системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
– специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
– иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии второго класса (источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды; свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек разумный — часть природы; общий дедушка; в родном краю, правила дорожного движения) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков:
Человек и природа (43 ч)
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля – планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус – модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Основные виды деятельности обучающихся:
- классификация объектов окружающего мира
-выделение отличительных признаков живой природы
-распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы)
-обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы
-изучение разнообразия растений и животных родного края
- осуществление посильных осенних работ на участке
-сбор природного материала
-проведение сравнений, сравнение, выбор правильного ответа
- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
-самостоятельное маркирование
-уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления я о звездах
-знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус
-выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля
-усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений
- расширение представлений о значении воды для жизни на Земле
-определение в ходе опытов свойства воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств
-обсуждение особенностей процесса питания растений
-высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп)
-выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих
-подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края
-обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду
-составление таблицы однолетних, двухлетних, многолетних растений своего края
-дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов
-обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности)
-классификация отличительных признаков животных разных групп
-повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей, приобретение новой информации
-углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме
-повторение и расширение знаний о диких животных
-знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной
-обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга
-проведение наблюдений, постановка опытов
Человек и общество (7 ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек – член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край – частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина – Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Основные виды деятельности обучающихся:
-участие в исследовательской деятельности
-проведение сравнений, выбор правильного ответа
- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
-самостоятельное маркирование
-описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков
-обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе
-знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме
-знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники
-удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве
-ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой
-изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села)
-расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах
-изучение родословной
-рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи
- воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам
-моделирование (составление маршрута экскурсии)
Правила безопасного поведения (18 ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота – залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Основные виды деятельности обучающихся:
-знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий
-приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов
-понимание важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
-использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека
-обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье
-знакомство и применение основных правил личной гигиены
-классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения
-использование основных правил дорожного движения;
-моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами»
-обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Основные содержательные линии |
Количество часов |
1 |
Человек и природа Где и как найти ответы на вопросы Планеты и звёзды Неживая и живая природа Земли Свойства воздуха и воды Солнце, воздух, вода и … растения Разнообразие растений Культурные растения Грибы Животные Человек и животные |
43 3 4 2 4 3 4 7 4 8 4 |
2 |
Человек и общество В родном краю |
7 |
3 |
Правила безопасного поведения Человек – разумный часть природы Правила дорожного движения Как уберечь себя от беды |
18 5 9 4 |
ИТОГО |
68 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света – на смену времен года, растительный и животный мир);
• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);
• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка)
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримеча-тельностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
• понимать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
•соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания
и личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
• выполнять правила безопасного поведения в природе;
•выполнять правила безопасного поведения на дороге и в транспорте.
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Личностные универсальные учебный действия
Сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей учебников (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми.
Сюжетная основа учебников и диалоговый характер учебных текстов позволяет демонстрировать учащимся образцы рассуждения и разрешения проблем, создает предпосылки для таких общих интеллектуальных умений, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументированно отстаивать свою точку зрения. В процессе диалога учащимся задаются вопросы типа: «В чем причина ошибки рассуждений «героя»?», «Сравните и оцените два подхода», и т. д.
Герои диалога могут и ошибаться в своих суждениях, что чрезвычайно важно для психологического комфорта учащихся со средними способностями и для детей с повышенной тревожностью.
Например, выступление Миши на заседании школьного клуба («Окружающий мир», 2 кл., ч. 1, с. 94):
«Я считаю, что крапиву надо отнести к культурным растениям. Во-первых, она растет на огороде. Во-вторых, ее листья употребляют в пищу. В-третьих, я за ней ухаживаю. Я ее весной поливаю». А ты согласен с Мишей?»
Или диалог читателя с героями очередного заседания школьного клуба, где обсуждается целесообразность соблюдения режима дня младшим школьником (2 кл., ч. 2, с. 67): «От кого зависит твой режим дня? Кому – тебе или взрослым – он нужен?
Миша сказал, что его режим дня не зависит от него. Так, мама настаивает на том, чтобы спать он ложился в 9 часов вечера.
Костя Погодин возразил. Каждый сам решает раньше или позже 9 часов вечера ложиться спать. Но он считает, что от того, во сколько ляжешь спать, зависит режим нового дня. А как считаешь ты?»
Следя за развитием сюжетной интриги, наблюдая за поведением героев (Маша и Миша Ивановы и их одноклассники – Костя, Рашид, Сеня и др.), школьники учатся соотносить свои поступки, результаты своей учебной и внеурочной деятельности с поступками и результатами деятельности своих сверстников. Герои интриги экспериментируют, делают доклады и презентации, оформляют дневники наблюдений, ведут заседания школьных клубов, отстаивают свою точку зрения, изучают природу и культуру своего края, обсуждают правила здорового образа жизни, и в то же время постоянно ведут диалог с учащимися, призывая их к аналогичным видам деятельности.
Метапредметный универсальные учебные действия
Приведем примеры заданий, основная цель которых – формирование метапредметных УУД по основной содержательной линии «Человек и природа» (наличие других аналогичных заданий обозначено нумерацией соответствующих страниц учебников 1–4 классов).
Задания, основная цель которых:
1. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
1) Тема «Цветковые растения». Как ты различаешь деревья, кустарники и травянистые растения? (2 кл., ч. 1, с. 73)
2) Тема «Какие части культурных растений используют люди?». Задание всем присутствующим на заседании клуба: составить таблицу овощных, зерновых и бобовых растений своего края (2 кл., ч. 1, с. 92).
3) Тема «Ищем ответы на вопросы в учебнике». Изучи таблицу. Объясни, как ее составили (2 кл., ч. 1, с. 13).
4) Тема «Свойства воды». Перепиши таблицу в тетрадь и занеси в нее результаты своих наблюдений (2 кл., ч. 1, с. 53).
5) Тема «Сколько живут растения?». Так в чем же сходство и различие однолетних, двулетних и многолетних растений? (2 кл., ч. 1, с. 104).
6) Тема «Разнообразие животных». Проверь по Оглавлению, сколько групп животных должно быть в схеме. Вернись на с. 5. Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к которой оно относится (2 кл., ч. 2, с. 8).
Аналогичные задания:
2 кл., ч.1: с. 60, 108…; ч. 2: с.5, 6, 8, 9, 14, … 54…
2. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
Задания:
2 кл., ч. 1: с. 6, 11, 18, 58 и др.; ч. 2: с. 6, 9, 17, 18, 19, 25, 41...
3. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.
1) Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Обрати внимание на комнатное растение, которое стоит около окна. Его листья обращены к свету. Поверни это растение листьями от окна. Оставь его в таком положении на 3–4 дня. Как ты думаешь, что произойдет с листьями за эти дни? Через 3–4 дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твое предположение подтвердилось? Объясни причину этого явления (2 кл., ч.1, с.71).
Аналогичные задания:
2 кл., ч. 1: с. 15, 16, 21, 23, 45–50, 52–65, 100…; ч. 2:, с. 14, 47, 48…
4. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.
1) Тема «Условия жизни на планете Земля». Ты прочитал в Словарике, что такое атмосфера? Влияет ли атмосфера на жизнь Земли? Дочитай текст. Выясни условия, необходимые для жизни на Земле (2 кл., ч. 1, с. 42).
Аналогичные задания:
2 кл., ч. 1: с. 7, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 23, 29, 31, 40, 42, 95, 103,104, 106…; ч.2: с. 8, 9, 10, 14, 16, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 40, 51, 53, 59, 63, 82, 94, 96, 99, 104, 105, 106…
5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.
Задания:
2 кл., ч. 1: с. 10, 11, 13, 15…; ч. 2: с. 7, 9, 11…
6. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.
Задания:
2 кл., ч. 1: с. 13, 16, 31,…; ч. 2: с. 35–38…
7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение).
Задания:
2 кл., ч. 1: с. 6–8, 41, 43, 63, 82, 83...; ч. 2: с. 8, 11, 14, 31…
8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту).
1) Тема «Расти здоровым». От чего зависит здоровье человека? Рассмотри схему. Дополнить тебе ее поможет Оглавление (2 кл., ч. 2, с. 54).
Аналогичные задания:
2 кл., ч. 1: с. 47, 56, 69, 70...
9. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
1) Тема «Про тебя». Рассмотри рисунок на с. 45. Назови части тела человека. Как и с помощью чего человек перемещается по суше и в воде? (2 кл., ч. 2, с. 44).
2) Тема «Берегись простуды!». Рассмотри рисунок на с. 77. Расскажи по рисунку, какие правила гигиены надо соблюдать? (2 кл., ч. 2, с. 78).
Аналогичные задания:
2 кл., ч. 2: с. 44, 45, 47, 64, 65…
Приведем примеры заданий (учебники 1–4 классов) по основной содержательной линии «Человек и общество», основная цель которых – формирование метапредметных УУД. (По каждому пункту приводятся типичные примеры. Наличие подобных заданий обозначено нумерацией соответствующих страниц учебника по каждому классу).
Задания, основная цель которых научить школьника:
1. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др.
1) Тема «Имя города, села, поселка». Ты посылаешь письмо в школьный клуб «Мы и окружающий мир». Что ты указываешь после имени отправителя и имени получателя? (2 кл., ч. 2, с. 93).
Аналогичные задания:
2 кл., ч. 2: с. 93, 94…
2. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края.
1) Тема «День Конституции России». Рассмотри на с. 116 Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фигуры на нем изображены? (2 кл., ч. 2, с. 115).
Аналогичные задания:
2 кл., ч. 2: форзац «Золотое кольцо России» с иллюстрациями гербов каждого из городов; форзац «План карта г. Санкт-Петурбурга (XVIII в.)»; с. 112, 114, 116, 117, 120…
3. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.
1) Тема «Имя города, села, поселка». На рисунке ты видишь, как строилось село Мирное. Почему ему дали такое имя? Чем необычно старое написание названия? На письмах, которые получали сельчане от родных и друзей, было написано: «В село Мiрное» (2 кл., ч. 2, с. 95).
2) Тема «История Московского Кремля». Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы? (2 кл., ч. 2, с. 98)
3) Тема «Общий дедушка». Кого из родственников называют прадедушкой? Кто был прадедом Ивана III, построившего более 500 лет тому назад Московский Кремль из красного кирпича? (2 кл., ч. 2, с. 109).
4. Используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.
Страницы, содержащие адреса дополнительного материала в Интернете:
2 кл., ч. 1, с. 121, темы: «Планеты и звезды», «Природа Земли»; 2 кл., ч. 2, с. 122, тема: «Животный мир Земли»;
5. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).
1) Задания по форзацу учебника 2 класса, ч. 1: «Правила поведения в классном коллективе».
2) Задания по форзацу учебника 2 класса, ч. 2: «Взаимопомощь в семье».
3) Рассмотри рисунок. Как дедушку Ваню могут поздравить живущие далеко родственники? (2 кл., ч. 2, с. 107).
4) Тема «Экскурсия в город». Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. В каком городе она расположена. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны для всей страны (2 кл., ч. 2, с. 105).
6. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
1) Тема «Экскурсия в город». Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город? (2 кл., ч. 1, с. 104).
2) Тема «Твоя безопасность на улице» (двенадцатое заседание клуба). Задание всем присутствующим: составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях (2 кл., ч. 2, с. 80).
3) Тема «Твоя безопасность дома». В квартире многоэтажного дома тебя ждут родители. Ты подходишь к подъезду. Можно ли сказать, что все опасности уже позади? (2 кл., ч. 2, с. 87).
Аналогичные задания:
2 кл., ч. 2: с. 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 92…
7. Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).
1) Тема «День Конституции России». Ты уже учишься во 2 классе и знаешь права и обязанности школьника. Как ты понимаешь свое право на отдых? Можно ли не делать уроки, если не хочется? (2 кл., ч. 2, с. 114).
2) Тема «День Конституции России». О каких правах, записанных в Конституции, ты можешь рассказать? (2 кл., ч. 2, с. 115).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
|
Наименования учебного оборудования |
Единицы |
Отдельные замечания |
|
Книгопечатная продукция |
||||
1 |
Учебно-методические комплекты (УМК) для 2 класса:
|
Д К |
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки. |
|
Наглядные пособия |
||||
2 |
- комнатные растения; - гербарии, - семена и плоды растений; - коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; насекомых; - географические и исторические карты; - предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества; - приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал; - измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки; - экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки; - набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы. |
Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д |
|
|
Учебное оборудование |
||||
3 |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска Шкаф для хранения таблиц Учебный стол Учебный стул Учительский стол |
Д Д Д К К Д |
|
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М. :Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М. :Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Формы контроля |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
ГДЕ И КАК НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (5 часов) |
|||||
1 |
Письмо экологов школьникам |
1 |
Беседа |
04.09 |
|
2 |
Повторение ПДД. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. |
1 |
Беседа, ФО |
08.09 |
|
3 |
Мишины вопросы |
1 |
Беседа, ФО |
11.09 |
|
4 |
Где и как найти ответы на вопросы? |
1 |
Беседа, ФО |
15.09 |
|
5 |
Правила перехода улиц и дорог. ПДД |
1 |
Беседа, ФО |
18.09 |
|
ПЛАНЕТЫ И ЗВЁЗДЫ (5 часов) |
|||||
6 |
Земля. Модель Земли |
1 |
ФО |
22.09 |
|
7 |
Почему на Земле день сменяется ночью? |
1 |
ФО |
25.09 |
|
8 |
Звёзды и созвездия. Планеты |
1 |
ФО |
29.09 |
|
9 |
ПДД. Наземный транспорт |
1 |
Беседа |
02.10 |
|
10 |
Движение Земли вокруг Солнца |
1 |
ФО |
06.10 |
|
НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА ЗЕМЛИ (2 часа) |
|||||
11 |
Как связаны неживая и живая природа? |
1 |
Беседа, ФО |
09.10 |
|
12 |
Условия жизни на планете Земля |
1 |
ФО |
13.10 |
|
СВОЙСТВА ВОЗДУХА И ВОДЫ (4 часа) |
|||||
13 |
Свойства воздуха (1-е заседание клуба) |
1 |
ИО, ГР |
16.10 |
|
14 |
Кому и для чего нужна вода? (2-е заседание клуба) |
1 |
ИО, ГР |
20.10 |
|
15 |
Вода и её свойства (3-е заседание клуба) |
1 |
ИО, ГР |
23.10 |
|
16 |
Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды» |
1 |
ИО, СР |
27.10 |
|
СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, ВОДА И … РАСТЕНИЯ (4 часа) |
|||||
17 |
Условия, необходимые для развития растений |
1 |
ФО |
30.10 |
|
18 |
Корень, стебель и лист |
1 |
ФО |
10.11 |
|
19 |
Питание растений. Обобщение по теме |
1 |
ИО |
13.11 |
|
20 |
ПДД. Обязанности пассажиров. Общественный транспорт |
1 |
Беседа |
17.11 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Формы контроля |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ (4 часа) |
|||||
21 |
Цветковые и хвойные растения |
1 |
ФО |
20.11 |
|
22 |
Папоротники, мхи и водоросли |
1 |
ФО |
24.11 |
|
23 |
Красная Книга России. Правила поведения на природе |
1 |
ИО |
27.11 |
|
24 |
Обобщение по теме «Разнообразие растений» |
1 |
СР |
01.12 |
|
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (8 часов) |
|||||
25 |
Для чего люди выращивают культурные растения? (4-е заседание клуба) |
1 |
ИО |
04.12 |
|
26 |
Какие части культурных растений используют люди? (5-е заседание клуба) |
1 |
ИО |
08.12 |
|
27 |
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? (6-е заседание клуба) |
1 |
ИО |
11.12 |
|
28 |
От чего зависит урожай зерновых? (7-е заседание клуба) |
1 |
ИО |
15.12 |
|
29 |
Растения сада |
1 |
ФО |
18.12 |
|
30 |
Сколько живут растения? (8-е заседание клуба) |
1 |
ИО |
22.12 |
|
31 |
Размножение растений своими частями (9-е заседание клуба). Обобщение по теме |
1 |
ИО |
25.12 |
|
32 |
ПДД. Элементы улиц и дорог |
1 |
Беседа |
29.12 |
|
ГРИБЫ (4 часа) |
|||||
33 |
Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? |
1 |
ГР |
12.01 |
|
34 |
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов |
1 |
ФО |
15.01 |
|
35 |
Как правильно собирать грибы? |
1 |
ИО |
19.01 |
|
36 |
Проверочная работа |
1 |
СР |
22.01 |
|
ЖИВОТНЫЕ (8 часов) |
|||||
37 |
Разнообразие животных |
1 |
ФО |
26.01 |
|
38 |
Насекомые |
1 |
ИО |
29.01 |
|
39 |
Рыбы |
1 |
ИО |
02.02 |
|
40 |
Земноводные |
1 |
ИО |
05.02 |
|
41 |
Пресмыкающиеся |
1 |
ИО |
09.02 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Формы контроля |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
42 |
Птицы |
1 |
ИО |
12.02 |
|
43 |
Звери |
1 |
ИО |
16.02 |
|
44 |
Как животные защищаются |
1 |
ИО |
19.02 |
|
ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ (5 часов) |
|||||
45 |
Домашние животные |
1 |
ФО |
26.02 |
|
46 |
Живой уголок (10-е заседание клуба) |
1 |
ИО |
02.03 |
|
47 |
Значение диких животных |
1 |
ФО |
05.03 |
|
48 |
Человек в ответе не только за тех, кого приручил! Обобщение по теме |
1 |
ИО |
09.03 |
|
49 |
ПДД. Движение пешеходов по улицам и дорогам |
1 |
Беседа |
12.03 |
|
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ (6 часов) |
|||||
50 |
Про тебя |
1 |
ФО |
16.03 |
|
51 |
Что умеет человек? |
1 |
ФО |
19.03 |
|
52 |
Расти здоровым |
1 |
ФО |
02.04 |
|
53 |
Питание и здоровье |
1 |
ФО |
06.04 |
|
54 |
От кого зависит твой режим дня? (11-е заседание клуба). Обобщение по теме |
1 |
ИО |
09.04 |
|
55 |
ПДД. Дорожные знаки |
1 |
Беседа |
13.04 |
|
КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ БЕДЫ? (5 часов) |
|||||
56 |
Чистота – залог здоровья |
1 |
ФО |
16.04 |
|
57 |
Берегись простуды! |
1 |
ФО |
20.04 |
|
58 |
Твоя безопасность на улице (12-е заседание клуба) |
1 |
ИО |
23.04 |
|
59 |
Твоя безопасность дома .Обобщение по теме |
1 |
ИО |
27.04 |
|
60 |
ПДД Игра-соревнование по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах |
1 |
Беседа |
30.04 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Формы контроля |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
В РОДНОМ КРАЮ (8 часов) |
|||||
61 |
Имя города, села, посёлка |
1 |
Беседа, ФО |
04.05 |
|
62 |
История Московского Кремля |
1 |
Беседа, ФО |
07.05 |
|
63 |
Экскурсия в город (13-е заседание клуба) |
1 |
ГР |
11.05 |
|
64 |
Общий дедушка |
1 |
Беседа, ФО |
14.05 |
|
65 |
День Победы |
1 |
Беседа |
18.05 |
|
66 |
День Конституции России |
1 |
Беседа |
21.05 |
|
67 |
Проверочная работа |
1 |
СР |
25.05 |
|
68 |
Итоговое занятие по ПДД |
1 |
Беседа |
28.05 |
|
ФО – фронтальный опрос
ИО – индивидуальный опрос
ГР – работа в группе
СР – самостоятельная работа
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО