«Кодирование информации».
Конспект урока
-
Автор разработки: Руш Виктория Алексеевна, учитель информатики и ИКТ.
2. Образовательное учреждение (полное название), регион: МБОУ « Новопетровская ООШ», Кулундинский район, Алтайский край.
-
Предмет, класс, в котором используется продукт: информатика, 5 класс.
-
Авторы учебника, учебно-методического комплекса: Л.Л. Босова
-
Тема урока: «Кодирование информации».
-
Цель урока: дать представление о кодах и способах кодирования информации.
-
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся со способами кодирования информации;
развивающая: развитие внимания, интуиции, смекалки, умения самопроверять и анализировать свои ошибки;
воспитательная: способствовать формированию мотивации к изучению информатики.
8. Тип урока: изучение нового материала
9. Время реализации занятий: 45 минут.
10. Оборудование и материалы для урока: проектор, интерактивная доска, ПК, ПО Smart Notebook 10, презентация для сопровождения урока, учебники информатики, рабочие тетради.
Материал для интерактивной доски состоит из 20 страничек.
Навигация по страничкам осуществляется с помощью навигационных кнопок, которые находятся в правом нижнем углу страничкии .
Для учеников и учителя на каждой странице имеются указания по проверке предложенных заданий.
Использованы такие возможности ИД:
Интерактивные средства LAT 2.0, гиперссылки, прием «перетаскивания», утилита множественного клонирования, музыкальное сопровождение динамической паузы.
Ход урока
-
Организационный этап, актуализация знаний
Данный этап может быть организован с помощью слайда №1, 2
Учитель задает вопросы, для проверки учащиеся вытягивают ответы за стрелки.
Учитель: Давайте вспомним, что такое информация?
Учащиеся: Информация — сведения об окружающем нас мире.
Учитель: Приведите пример обмена информацией между людьми. Что в вашем примере является источником информации, а что — приемником?
Учащиеся: Приводят примеры, называют источники и приемники.
Учитель: Какой вид информации воспринимает глаза и уши?
Учащиеся: Уши – слуховую, глаза – зрительную
II . Изучение нового материала
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, что такое «код» и каким образом происходит кодирование информации.
Информация может поступать от источника к приемнику при помощи условных знаков или сигналов самой разной физической природы.
Например:
1. Вы идете по улице и видите своего знакомого. Как можно поприветствовать друг друга? (помахать рукой, кивнуть головой, сказать «Здравствуй!» и т.д.);
Вывод: В виде жеста, движения, слова.
2. Звонок на урок, звонок с урока, звонок будильника.
Вывод: Звуковой.
3. На военных кораблях установлены прожекторы. В темное время суток корабли общаются при помощи этого прожектора.
Вывод: Световой.
Запишите в тетради способы кодирования информации.
Слайд №3
Способы кодирования:
Графический – с помощью рисунков и знаков
Числовой – с помощью чисел
Символьный – с помощью символов алфавита
Звуковой – с помощью звуков
Слайд №4
Что же такое код и кодирование информации?
Запишите, пожалуйста, код — это система условных знаков для представления информации. Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
Для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» — плохих). С помощью нотных знаков кодируется (записывается) любое музыкальное произведение. Правила дорожного движения кодируются с помощью символических рисунков — дорожных знаков.
Физкультминутка.
Для физминутки нажать на значок звука и под музыку изобразить в пространстве с закрытыми глазами:
-
Сердце
-
Круг
-
Букву М
-
Квадрат
-
Треугольник
-
Шпалы
III . Закрепление изученного материала.
Задача №1
Слайд №5
Учитель: Отгадайте ребусы
Проверка осуществляется вытягиванием указателей
Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен?
Ответ: Графический, т. к. использованы рисунки. Для проверки есть подсказка «Тяни»
- Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.
Задача №2
Слайд №6
Учитель: Некто расположил буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Разгадайте шифровку: «ОБ ОЁУ Й ТФЕБ ОЁУ».
Для облегчения задачи на слайде представлены буквы алфавита по кругу. Для проверки нужно потянуть вниз указатель «Тяни».
Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен?
Ответ: Символьный, т. к. использованы символы алфавита.
Для проверки нужно вытянуть указатель в виде руки.
Задача №3
Слайд №7
Учитель: Заполните таблицу, расположенную слева, и запишите содержащуюся в ней информацию в виде арифметических выражений в таблице справа.
Задание выполняется в тетради, затем осуществляется проверка с помощью лупы.
Вопрос: Какой способ кодирования информации вы использовали?
Ответ: Числовой, т. к. использованы числа.
Чтобы проверить, нужно вытянуть указатель.
Задача №4
Слайд №8
Учитель: С помощью флажковой азбуки зашифруйте слова: «информация», «кодирование», «источники».
Задание выполняется в тетради.
IV. Подведение итогов.
Обобщение материала. Выставление оценок. Рефлексия
Слайд №9
Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали на уроке:
-
Какие существуют способы кодирования информации?
-
Что значит закодировать информацию числовым способом?
-
Что значит закодировать информацию словесным способом?
-
Что значит закодировать информацию графическим способом?
(Ответы ребят)
Слайд №10
Учитель: Запишите домашнее задание:
-
Выучить записи в тетради;
-
В рабочей тетради выполнить № 10 — 19 на стр. 16 – 23;
Учащиеся записывают домашнее задание.
Рефлексия.
Слайд №11
Учащимся нужно на место картинки вытянуть колобка, который соответствует настроению каждого.
Учитель: Спасибо за урок, молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали. Слайд №12
Использованная литература и материалы:
Слайд №14
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г.: Занимательные задачи по информатике - 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
4. Баннер - http://www.grafamania.net/2009/04/27/page/2/
5. Колобки - http://900igr.net/fotografii/skazki-i-igry/Kolobok-2.files
http://proshkolu.ru
6. Бумага, кнопки, скотч -http://www.liveinternet.ru/users/m_svetti/post135078040
7. Флажковая азбука - http://festival.1september.ru/
8. Ребусы - http://internika.org
Интерактивные средства коллекции LAT 2.0
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
Достоинство предложенной Вами великолепной разработки снижают мелкие недочёты. Так, добавьте, пожалуйста, заявленные в конспекте урока приложение к ИД и презентацию Также прошу Вас поместить логотип Портала в верхний колонтитул разработки. О том, как это сделать, см.
Заранее благодарен Вам за дополнения, внесённые в разработку. Как только они будут готовы, пожалуйста, известите меня, я посмотрю работу ещё раз.
С уважением, С.А. Колодин.