В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Наталья Максимова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 17928
Краткое описание
проследить связь сюжетной линии Мастер - Маргарита с фактами биографии писателя.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Любовь Булгакова.docx Скачать

Тема: « Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».1


Цели:

обучающие - проследить, как развивается сюжетная линия Мастер -Маргарита; уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; раскрыть красоту, доброту, искренность чувств булгаковских героев; проследить связь сюжетной линии Мастер - Маргарита с фактами биографии писателя.

развивающие - совершенствовать навык анализа текста, развивать умение подтверждать свои ответы текстом произведения, т.е. цитатами.

воспитывающие - воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим людям, стремление к истинным ценностям: свободе личности, милосердию, честности, вере, любви.


Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа, самостоятельная работа учащихся.


Оборудование: презентация (портрет М.А. Булгакова, иллюстрации из семейного альбома Булгаковых, зарисовки учащихся к роману, зарисовки к роману Н. Рушевой)



Ход урока:


I. Слово учителя:

Сегодня мы с вами продолжаем работать над романом, который уже полюбили. Романом, который поразил нас своей оригинальностью, в котором не только каждое слово играет определенную роль, но особым смыслом наполнены и композиция, и сюжет, и значение имен и событий.


- Давайте вспомним, сколько сюжетных линий мы выделили в романе?

  1. Понтий Пилат и Иешуа

  2. Москва 30-х г.г.

  3. Мастер и Маргарита.

Мы с вами уже анализировали и московские главы, и библейские главы, а сегодня мне бы хотелось поговорить о 3 сюжетной линии - о любви Мастера и Маргариты.

(записать тему в тетрадь.)


П. Беседа по роману:

Ваше домашнее задание было подобрать эпиграф к нашему уроку. Я бы хотела услышать варианты, которые вы предложите и объяснение, почему именно его вы выбрали.

(обсуждение эпиграфов)

«За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Этими словами начинается 2 часть книги, глава 19, которая называется «Маргарита». Так давайте же отправимся вслед за булгаковским призывом и убедимся во всепобеждающей силе любви! Такую любовь испытал и сам писатель. Мы уже отмечали, что роман содержит факты биографии писателя.

Роман, жизнь, как все переплелось, вросло друг в друга, соединились жизнь и мечта, Елена Сергеевна и Маргарита Николаевна. В начале 30-х г.г. жена крупного советского военачальника Московского округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой.

(показать портрет Елены Сергеевны)

В феврале 1929 г. они впервые встретились, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман «Мастер и Маргарита». Роман, который стал плодом любви Мастера к женщине и жизни.


Давайте вспомним начало любовной истории в романе.

  • Как познакомились Мастер и Маргарита?

Это была случайная встреча. Зачитать описание встречи Мастера и Маргариты глава 13 (Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы……стр 146)

- В чем особенность завязавшегося разговора?

Он самый обыкновенный, нет в нем ничего необычного, но Мастер неожиданно понял, что «всю жизнь любил эту женщину».

- Чем необычна вспыхнувшая любовь?

Необычна тем, что это была любовь с первого взгляда, которая как молния поразила их мгновенно. (зачитать стр. 148)

А как же было в жизни? (зачитываются воспоминания Елены Сергеевны из дневниковых записей)

Эти воспоминания помогают верить в лучшее в жизни, в то, что вечная, чистая, светлая любовь есть не только на страницах романа.

- Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи друг с другом?

Нет. Маргарита - «невиданное одиночество в глазах»

- Как жила Маргарита до Мастера?

У нее все было: дом, деньги, она не нуждалась ни в чем. Стр. 223 - зачитать.

- Раз у нее все было, чего же ей не хватало?

Любви, понимания и т. п. Ее муж - очень крупный специалист, провести параллель с Берлиозом, Римским и т.д.

  • Только ли возлюбленной стала Маргарита для Мастера? Она стала для него ангелом - хранителем, вдохновителем.

  • Как жил Мастер до Маргариты? Рассказать по сюжету.

  • Что общего в их жизнях до встречи друг с другом? Одиночество, не имеют ни родных, ни знакомых. Не всегда муж - родной человек. Родной тот, кто понимает.

Какова же реальная жизнь писателя?

Когда Булгаков встретился с Еленой Сергеевной, он бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать автор «Белой гвардии» любимой женщине. К этой поре Булгаков уже был забытым мастером. Сверкнули и забылись его первые фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы. Молчание, полное молчание, и только по необычайной любви Сталина к «Дням Турбинным» идет в единственном театре страны одна эта пьеса.

Познакомились Булгаков с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы.

(зачитать воспоминания из дневниковых записей Елены Сергеевны.)

И это в ту пору, когда за неимением средств к существованию он и в дворники нанимался. Но кому нужен дворник со знанием нескольких языков

- французского, немецкого, английского, греческого, латинского, не считая
родного украинского. А в 30- е г.г. добавились - испанский, итальянский.
Дворник с такой «белогвардейской славой».

Были и такие минуты, когда хотелось достать из потаенного места револьвер. Жизнь тяжела. Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.

- Каковы самые счастливые минуты встречи Мастера и Маргариты?

глава 13 стр. 149 - зачитать.

- В чем же заключается счастье? Ведь все более чем прозаично: фартук,
керосинка, испачканные пальцы. Почти нищета.

Булгаков говорит о возможности быть счастливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных.

Булгаков с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир - и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно. В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве.

- Счастье - не в богатстве. Какие страницы романа убеждают нас в
этом?

Анализ эпизода с фотокарточкой.

Фотографической карточкой, хранимой далеко от чужих глаз, стал для Елены Сергеевны снимок, некогда вклеенный в томик «Белой гвардии» -навсегда с особой нежностью любимый ею его фотопортрет.

- Почему Маргарита уходит именно в маленькую, темную комнату?
Булгаков противопоставляет Дом и Антидом, родное и враждебное
независимо от внешней обстановки.

О чем повествует далее дневник Елены Сергеевны. (Зачитать воспоминания об их жизни).

- В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?

Она стала ангелом - хранителем в делах Мастера, особенно это чувствуется после исчезновения Мастера.

  • Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка? Вспомнить эпизод литературной травли мастера, не мог видеть любимую несчастной, не мог принять ее жертвы - он растерян, отказывается то романа, сжигает его.

  • Почему сжечь роман считается преступлением? как наказан Мастер? Он отказывается от идеи, поэтому попадает в царство Покоя.

  • Что делает Маргарита во имя спасения любви?

Во имя любви она готова идти на все, продать душу дьяволу.

Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Истинной любви покорны все преграды.

- Как вела себя Маргарита на бале у Сатаны?

Ей пришлось вытерпеть много испытаний, за то, что бы только узнать что -либо о Мастере.

- Какие качества можно отметить в ее характере?

Ей свойственны доброта, милосердие. Вспомнить эпизод прощения Фриды. Но также и ненависть к гонителям Мастера.

- Способна ли ненависть подавить в ней милосердие?

Анализ эпизода - разгром квартиры Латунского, успокаивает малыша.

- Почему Воланд убивает Маргариту, как и Мастера? Почему она
попадает в царство Покоя, ведь она продала душу дьяволу?

Любимые должны быть рядом. Зачитать, как Банга сидит около Понтия Пилата двенадцать тысяч лун.

  • Какова роль Маргариты в истории романа Мастера? Маргарита - образ дома, семейно очага, жертвенности в любви.

  • Какие идеалы, связанные с темой любви, утверждает автор? Истинные ценности - свобода личности, честность, правда, вера, любовь.

(Заключительное слово: прочитать воспоминания Елены Сергеевны о последних днях жизни Булгакова).


III. Самостоятельная работа учащихся:

Почему Мастер и Маргарита стали главными героями романа?


IV. Подведение итогов. Домашнее задание.

Составить план сочинения по проработанным темам.


1

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос