Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема: « Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».1
Цели:
обучающие - проследить, как развивается сюжетная линия Мастер -Маргарита; уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; раскрыть красоту, доброту, искренность чувств булгаковских героев; проследить связь сюжетной линии Мастер - Маргарита с фактами биографии писателя.
развивающие - совершенствовать навык анализа текста, развивать умение подтверждать свои ответы текстом произведения, т.е. цитатами.
воспитывающие - воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим людям, стремление к истинным ценностям: свободе личности, милосердию, честности, вере, любви.
Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: презентация (портрет М.А. Булгакова, иллюстрации из семейного альбома Булгаковых, зарисовки учащихся к роману, зарисовки к роману Н. Рушевой)
Ход урока:
I. Слово учителя:
Сегодня мы с вами продолжаем работать над романом, который уже полюбили. Романом, который поразил нас своей оригинальностью, в котором не только каждое слово играет определенную роль, но особым смыслом наполнены и композиция, и сюжет, и значение имен и событий.
- Давайте вспомним, сколько сюжетных линий мы выделили в романе?
-
Понтий Пилат и Иешуа
-
Москва 30-х г.г.
-
Мастер и Маргарита.
Мы с вами уже анализировали и московские главы, и библейские главы, а сегодня мне бы хотелось поговорить о 3 сюжетной линии - о любви Мастера и Маргариты.
(записать тему в тетрадь.)
П. Беседа по роману:
Ваше домашнее задание было подобрать эпиграф к нашему уроку. Я бы хотела услышать варианты, которые вы предложите и объяснение, почему именно его вы выбрали.
(обсуждение эпиграфов)
«За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Этими словами начинается 2 часть книги, глава 19, которая называется «Маргарита». Так давайте же отправимся вслед за булгаковским призывом и убедимся во всепобеждающей силе любви! Такую любовь испытал и сам писатель. Мы уже отмечали, что роман содержит факты биографии писателя.
Роман, жизнь, как все переплелось, вросло друг в друга, соединились жизнь и мечта, Елена Сергеевна и Маргарита Николаевна. В начале 30-х г.г. жена крупного советского военачальника Московского округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой.
(показать портрет Елены Сергеевны)
В феврале 1929 г. они впервые встретились, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман «Мастер и Маргарита». Роман, который стал плодом любви Мастера к женщине и жизни.
Давайте вспомним начало любовной истории в романе.
-
Как познакомились Мастер и Маргарита?
Это была случайная встреча. Зачитать описание встречи Мастера и Маргариты глава 13 (Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы……стр 146)
- В чем особенность завязавшегося разговора?
Он самый обыкновенный, нет в нем ничего необычного, но Мастер неожиданно понял, что «всю жизнь любил эту женщину».
- Чем необычна вспыхнувшая любовь?
Необычна тем, что это была любовь с первого взгляда, которая как молния поразила их мгновенно. (зачитать стр. 148)
А как же было в жизни? (зачитываются воспоминания Елены Сергеевны из дневниковых записей)
Эти воспоминания помогают верить в лучшее в жизни, в то, что вечная, чистая, светлая любовь есть не только на страницах романа.
- Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи друг с другом?
Нет. Маргарита - «невиданное одиночество в глазах»
- Как жила Маргарита до Мастера?
У нее все было: дом, деньги, она не нуждалась ни в чем. Стр. 223 - зачитать.
- Раз у нее все было, чего же ей не хватало?
Любви, понимания и т. п. Ее муж - очень крупный специалист, провести параллель с Берлиозом, Римским и т.д.
-
Только ли возлюбленной стала Маргарита для Мастера? Она стала для него ангелом - хранителем, вдохновителем.
-
Как жил Мастер до Маргариты? Рассказать по сюжету.
-
Что общего в их жизнях до встречи друг с другом? Одиночество, не имеют ни родных, ни знакомых. Не всегда муж - родной человек. Родной тот, кто понимает.
Какова же реальная жизнь писателя?
Когда Булгаков встретился с Еленой Сергеевной, он бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать автор «Белой гвардии» любимой женщине. К этой поре Булгаков уже был забытым мастером. Сверкнули и забылись его первые фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы. Молчание, полное молчание, и только по необычайной любви Сталина к «Дням Турбинным» идет в единственном театре страны одна эта пьеса.
Познакомились Булгаков с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы.
(зачитать воспоминания из дневниковых записей Елены Сергеевны.)
И это в ту пору, когда за неимением средств к существованию он и в дворники нанимался. Но кому нужен дворник со знанием нескольких языков
- французского,
немецкого, английского, греческого,
латинского, не считая
родного
украинского. А в 30- е г.г. добавились -
испанский, итальянский.
Дворник с
такой «белогвардейской славой».
Были и такие минуты, когда хотелось достать из потаенного места револьвер. Жизнь тяжела. Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.
- Каковы самые счастливые минуты встречи Мастера и Маргариты?
глава 13 стр. 149 - зачитать.
- В чем же заключается
счастье? Ведь все более чем прозаично:
фартук,
керосинка,
испачканные пальцы. Почти нищета.
Булгаков говорит о возможности быть счастливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных.
Булгаков с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир - и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно. В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве.
- Счастье - не в
богатстве. Какие страницы романа
убеждают нас в
этом?
Анализ эпизода с фотокарточкой.
Фотографической карточкой, хранимой далеко от чужих глаз, стал для Елены Сергеевны снимок, некогда вклеенный в томик «Белой гвардии» -навсегда с особой нежностью любимый ею его фотопортрет.
- Почему Маргарита
уходит именно в маленькую, темную
комнату?
Булгаков
противопоставляет Дом и Антидом, родное
и враждебное
независимо от внешней
обстановки.
О чем повествует далее дневник Елены Сергеевны. (Зачитать воспоминания об их жизни).
- В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?
Она стала ангелом - хранителем в делах Мастера, особенно это чувствуется после исчезновения Мастера.
-
Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка? Вспомнить эпизод литературной травли мастера, не мог видеть любимую несчастной, не мог принять ее жертвы - он растерян, отказывается то романа, сжигает его.
-
Почему сжечь роман считается преступлением? как наказан Мастер? Он отказывается от идеи, поэтому попадает в царство Покоя.
-
Что делает Маргарита во имя спасения любви?
Во имя любви она готова идти на все, продать душу дьяволу.
Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Истинной любви покорны все преграды.
- Как вела себя Маргарита на бале у Сатаны?
Ей пришлось вытерпеть много испытаний, за то, что бы только узнать что -либо о Мастере.
- Какие качества можно отметить в ее характере?
Ей свойственны доброта, милосердие. Вспомнить эпизод прощения Фриды. Но также и ненависть к гонителям Мастера.
- Способна ли ненависть подавить в ней милосердие?
Анализ эпизода - разгром квартиры Латунского, успокаивает малыша.
- Почему Воланд
убивает Маргариту, как и Мастера? Почему
она
попадает в царство
Покоя, ведь она продала душу дьяволу?
Любимые должны быть рядом. Зачитать, как Банга сидит около Понтия Пилата двенадцать тысяч лун.
-
Какова роль Маргариты в истории романа Мастера? Маргарита - образ дома, семейно очага, жертвенности в любви.
-
Какие идеалы, связанные с темой любви, утверждает автор? Истинные ценности - свобода личности, честность, правда, вера, любовь.
(Заключительное слово: прочитать воспоминания Елены Сергеевны о последних днях жизни Булгакова).
III. Самостоятельная работа учащихся:
Почему Мастер и Маргарита стали главными героями романа?
IV. Подведение итогов. Домашнее задание.
Составить план сочинения по проработанным темам.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре