В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Тематические планы «Пути формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Тематические планы «Пути формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Юлия Лейман
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345 голосов:13просмотров: 4777
Краткое описание
цель: сформировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своём здоровье.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ВАЛЕОЛОГИЯ пути формирования.doc Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 2 Г. ТОМСКА

ул. Тимакова,3/1, тел. 41-78-97








«Пути формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

(Тематические планы работы с детьми средней группы)





Материал подготовили:

Ст.воспитатель: Лейман Ю..А.

Воспитатель: Каменщикова А.А.










Актуальность

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и эмоционального благополучия». Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей. Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? По данным статистики, если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от внешних условий (среда, экология), 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. В связи с этим стоит острая проблема организации здоровье сберегающего пространства как можно раньше, в условиях ДОУ, а именно

-создание высоко гигиеничной, развивающей предметной среды;

-использование современных средств лечебно-профилактической работы;

-организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности;

-использование новых технологий;

-предоставление условий для максимально возможной двигательной активности детей.

Решение всех этих проблем преследует цель:

сформировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своём здоровье.

Задачи

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

-Сформировать у детей навыки ухода за своим телом.

- Создать условия для закаливания организма ребёнка.

- Выработать стойкую привычку самомассажа.

- Наглядно демонстрировать ребёнку значимость правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

- Учить детей правильно обращаться с опасными для здоровья вещами.

- Дать основные представления о строении и функциях тела человека.

Ожидаемые результаты


  1. Полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье и физической культуре позволят ему найти способы укрепления и сохранения здоровья.

  2. Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

  3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.



Пути решения поставленных задач


  • Начиная с младшей группы, мы учим детей рациональным способам самообслуживания (от постановки цели до получения результата). Формируя у детей навыки ухода за телом, мы помогаем им осознать необходимость освоения культурно-гигиенических навыков для жизни в социуме. Кроме того, отмечаем тесную взаимосвязь соблюдения правил гигиены с сохранением здоровья («Чтобы ушки хорошо слышали»). Быть здоровым, в понимании детей среднего возраста, значит «не болеть». Они рассказывают о том, как болели, и у большинства отчётливо проявляется негативное отношение к болезни. Руководствуясь различными источниками (см. список литературы) мы составили тематический план работы с детьми средней группы по следующим направлениям:


  • Ознакомление детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, доступных для наблюдения и изучения;

  • Ознакомление детей с основами первой помощи при травмах;

  • Приобретение навыков ухода за органами тела;

  • Формирование навыков саморегуляции поведения (воспитание чувств, эмоций);

  • Приобретение навыков здорового питания.

  • Освоение детьми элементарных навыков безопасного поведения.


Формирование валеологических основ социального

поведения у детей средней группы



Сентябрь

Беседа: «Что такое здоровье?» Для чего мы умываемся с мылом, вытираемся полотенцем и т.д.?

Подвижная игра: «Мой дружок – носовой платок»

Чтение: А.Л. Барто «Девочка чумазая»

Создание уголка: «Настроение»

Октябрь

Моделирование ситуации: «Кто чистит зубки по утрам, тот поступает мудро»

Игра-тренинг: «Чтобы ушки хорошо слышали»

Чтение: В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Моделирование ситуации: «Цветочная поляна»

Ноябрь

Моделирование ситуации: «Незнайка не умеет одеваться»

Подвижная игра: «Мой враг – микроб»

Моделирование ситуации: «Уборка»

Моделирование ситуации: «Доброе слово лечит больного»

Декабрь

Занятие: «Ушки, носик и глаза помогают нам всегда»

Рисование: «Моё настроение» (Тренинг эмоций)

Игра-тренинг: «Моё дыхание»

Моделирование ситуации: «Игрушки»

Январь

Моделирование ситуации: «Приятного аппетита»

Заучивание пословиц о еде, о продуктах.

Д/игра: «Узнай на вкус»

Моделирование ситуации: «Карлики и великаны»

Февраль

Игра-тренинг: «Красивая осанка»

Сюжетно-ролевая игра: «Больница»

Моделирование ситуации: «Порез на пальце»

Моделирование ситуации: «Поможем Красной шапочке»

Март

Игра-классификация: «Съедобное – несъедобное»

Занятие: «Мои руки и ноги»

Моделирование ситуации: «Кукла болеет»

Апрель

Занятие: «Зачем мы спим?»

Моделирование ситуации: «Замарашка»

Беседа: «Для чего мы делаем гимнастику, занимаемся физкультурой?»

Игра-тренинг: «Палка, палка, огуречик – получился человечек»

Май

Игра-тренинг: «Если ты дома один»

Занятие: «Его величество – ток»

Моделирование ситуации: «Опасный петушок»

Чтение: «Кошкин дом», «Пожар» С.Я. Маршак


Следуя данному плану, мы убедились на практике, что основой для накопления положительного опыта детьми средней группы является, прежде всего, эмоционально комфортный климат в группе, а также личностно ориентированное содержательное взаимодействие воспитателя с детьми. Основу плана составляют организуемые педагогом ситуации накопления положительного социального опыта. Каждая ситуация носит проблемный характер, т.е. всегда заключает в себе близкую ребёнку жизненную ситуацию, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. При моделировании каждой ситуации необходимо следующее.

  • Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?».

  • Вызвать активное сопереживание участникам ситуации и понимание их трудности: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорощо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?».

  • Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику, чтобы решить проблему? Как поступил бы ты на месте каждого участника? Обсудим все предложения и найдём общее решение».

  • Включить детей в конкретное практическое действие: «Проявить заботу, показать, как следует поступить, выразить сочувствие кому то из участников».

  • Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы: «Все ли удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Как хорошо, что мы друг друга поддерживаем! Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!».

В плане присутствуют также игры-тренинги, цель которых – приобретение практических навыков ухода за различными частями тела, разучивание различных упражнений, специальных гимнастик и т.д. (приложение №1)







Критерии диагностики по валеологическому образованию

(авторы Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко).


ВЫСОКИЙ

  1. Ребёнок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания.

  2. Он отличается аккуратностью, адекватно оценивает культурно-гигиенические навыки сверстников и свои.

  3. Проявляет заботу о слабых детях, с радостью оказывает им помощь.

  4. С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма: «Я буду…, чтобы быть...»

  5. Осознанно стремится к выполнению правил здорового образа жизни.


СРЕДНИЙ

  1. Ребёнок сам себя обслуживает, без напоминания правильно умывается, одевается, следит за своим внешним видом и порядком в группе.

  2. Однако контроль взрослого за самообслуживанием недостаточен, требуется помощь в оценке.

  3. Иногда устанавливает связь между поведением и здоровьем.


НИЗКИЙ

  1. Ребёнок неуверен в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не может правильно умываться, следить за своим внешним видом).

  2. Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь.

  3. Не развит интерес к выполнению правил здорового образа жизни.






  • Один из путей — это создание условий для закаливания детей. С этой целью мы разработали план закаливающих мероприятий в течение каждого дня и в течение года. В приложение к данным планам были разработаны примерные рекомендации для родителей, наглядная информация для родительского уголка, анкеты для активизации работы родителей в данном направлении (приложение №2). В качестве нетрадиционного метода закаливания и укрепления здоровья детей мы использовали методику педагога Нестерюк Т.В., которая называется «Гимнастика маленьких волшебников» (приложение №3). Для проведения третьего физкультурного занятия на прогулках использовали нетрадиционную методику Глазыриной Л.Д., которая тесно связана с познавательным развитием ребёнка. В средней группе мы решили попробовать солевой метод закаливания. Заключается он в том, что после сна дети проходят по пуговичным коврикам, затем по грубой мешковине, смоченной в солевом растворе, вытирают ноги о сухой полотняный коврик, выполняя по 4-6 шагов на каждом этапе, затем обуваются. Этот метод закаливания не имеет строгих противопоказаний для детей любой группы здоровья. Перед проведением солевого закаливания проводится:

  • Гимнастика в постели;

  • Самомассаж голеностопных суставов, рук и грудной клетки;

  • Использование пуговичных ковриков или природного материала (песок, керамзит, косточки от фруктовых деревьев) в целях профилактики плоскостопия;

План закаливающих и оздоровительных мероприятий в средней группе.



Осень

- Обучение элементам обширного умывания

- «Гимнастика маленьких волшебников»

- Ходьба босиком по песку, по камешкам и т.д.

- Солнечные и воздушные ванны

- Облегчённая форма одежды

- Физкультурное занятие на прогулке




Зима

- Сухое растирание после утренней гимнастики и физкультурных занятий

- Ходьба босиком по пуговичным коврикам, мокрым солевым дорожкам, по ребристой доске (до 1-ой минуты)

- «Гимнастика маленьких волшебников»

- Обширное умывание после дневной гимнастики

- Воздушные ванны

- Физкультурное занятие на прогулке




Весна

- - Сухое растирание после утренней гимнастики и физкультурных занятий

- Ходьба босиком по пуговичным коврикам, мокрым солевым дорожкам, по ребристой доске (до 4-ёх минут)

- «Гимнастика маленьких волшебников»

- Обширное умывание после дневной гимнастики

- Солнечные и воздушные ванны

- Физкультурное занятие на прогулке




Лето

- - Сухое растирание после утренней гимнастики и физкультурных занятий

- Ходьба босиком по песку, камешкам и т.д.

- «Гимнастика маленьких волшебников»

- Обширное умывание после дневной гимнастики, прогулок

- Солнечные и воздушные ванны

- Обливание ног после прогулки

- Физкультурное занятие на прогулке


План закаливающих мероприятий в течение дня


Мероприятия

Условия проведения

Приём на воздухе

Круглый год при благоприятных условиях

Утренняя зарядка (обширное умывание)


С мая по октябрь оздоровительный бег в сочетании с дыхательной гимнастикой и коррекционными упражнениями на улице (в облегчённой одежде и обуви), с ноября по май – в зале (спортивная форма, босиком)

Воздушно-температурный режим

В группе 18 градусов тепла, в спальне – 16-17

Сквозное проветривание

Три раза до 14-16

Одностороннее проветривание

Постоянно открытая фромуга с подветренной стороны

Одежда детей в группе

Облегчённая: носки, гольфы, шорты, рубашка или платье с коротким рукавом

Сон

В хорошо проветриваемом помещении, без футболок и маек

Гимнастика после сна, ходьба по пуговичным коврикам, по мокрым солевым дорожкам, по ребристой доске, обширное умывание

В хорошо проветренном помещении, без маек, босиком

Прогулка: ежедневно – физические упражнения, подвижные и спортивные игры

До – 20



  • Важнейший путь формирования у детей привычки к здоровому образу жизни — это создание условий для стимуляции двигательной активности дошкольников как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности. Недостаток движения (гипокинезия) вызывает целый комплекс нарушений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию. Для детей потеря в движениях — это потеря в развитии, здоровье, знаниях. Для того, чтобы привить детям любовь к физическим упражнениям, развить стремление заниматься физкультурой не только на занятиях, но и в свободной деятельности мы разработали план проведения весёлых спортивных досугов и праздников. В разработке данного плана мы опирались на книгу Давыдовой М.А. «Спортивные мероприятия для дошкольников»

План проведения спортивных досугов и праздников в средней группе.

Сентябрь

Спортивный досуг по сказке «Колобок».

Цель: приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, побуждать к проявлению своих возможностей, развивать интерес к спортивным упражнениям в русле знакомой сказки и волшебных образов персонажей.

Октябрь

Праздник: «Спортивный теремок»

Цель: продолжать развивать у детей стремление к проявлению своих возможностей при выполнении спортивных упражнений, заданий. Создать благоприятный эмоциональный фон при помощи персонажей знакомой сказки.

Ноябрь

Досуг: «Город физкультурный»

Цель: развивать у детей интерес к спортивным состязаниям, укреплять правильную осанку, умение метать в цель, воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Декабрь

Праздник: «Зимняя олимпиада»

Цель: развивать основные движения – бег, прыжки, метание в цель; дать детям понятие об олимпийских играх, о зимних видах спорта, прививать любовь к спорту.

Январь

Досуг: «Зима спортивная»

Цель: продолжать развивать интерес к зимним видам спорта, способствовать укреплению физической выносливости, эмоциональной устойчивости детей

Февраль

Досуг: «Зимние забавы»

Цель: развивать ловкость, силу, выносливость, произвольность движений, создать эмоционально положительный климат, воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь

Март

Досуг: «На зарядку становись»

Цель: развивать стремление к здоровому образу жизни, к осознанию необходимости укреплять своё здоровье при помощи зарядки, укреплять положительное отношение к ежедневным занятиям.

Апрель

Праздник: «Папа, мама, я – спортивная семья»

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни при помощи родителей, расширять представление о проведении совместного досуга у взрослых и детей, воспитывать уважение к семейным ценностям.

Май

Досуг: «Спортивные игры на лугу»

Цель: укреплять здоровье детей при помощи природных факторов в сочетании со спортивными упражнениями и играми; расширять представление детей об играх в летнее время года, воспитывать стремление играть на свежем воздухе.



  • К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу. Об опасности такого заблуждения говорит и статистика дорожно - транспортных происшествий с участием детей. Поэтому особое значение в нашей работе имеет принцип системного подхода к решению вопроса профилактики дорожно-транспортного травматизма. Общими усилиями мы формируем у детей навыки безопасного поведения на улицах города; знакомим с элементарными правилами; при помощи игровых методов прививаем детям интерес к знанию и соблюдению правил дорожного движения. Нами был разработан совместный план работы, который мы назвали:



«Светофор – наш друг»

В создании данного плана работы нам очень помогла книга Волкова С.Ю.

«Про правила дорожного движения».


План ознакомления детей средней группы с правилами дорожного движения.


Сентябрь

  1. Что такое улица? Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов

  2. Чтение художественной литературы (задание родителям)


Октябрь

  1. Экскурсия по улице Тимакова, Знакомство с тротуаром и проезжей частью

  2. Настольный театр: «Прогулка по улице»

  3. Изо-деятельность – рисование, аппликация светофора

  4. Изучение пространственных направлений: спереди, сзади, назад и т.д.

Ноябрь

  1. Прогулка к перекрёстку. Наблюдение за пешеходами.

  2. Конструирование: «Улица города»

  3. Наблюдение за поведением людей на улице (задание родителям)

Декабрь

  1. Рассматривание картины: «Транспорт»

  2. Беседы о соблюдении правил поведения в общественном транспорте (задание родителям)

  3. Сюжетно-ролевая игра: «Мы в автобус сели»

Январь

  1. Наблюдение за движением на дороге. Закрепление знаний о тротуаре и проезжей части

  2. Рассматривание альбомов с разными видами транспорта

  3. Заучивание стихотворения: «Светофор».

Февраль

  1. Целевая прогулка по тротуару. Дополнить представления детей об улице: разные дома имеют разное назначение.

  2. Рассматривание открыток с видами города

Март

  1. Закрепление знаний детей о том, что машины движутся по проезжей части, движение может быть одно- и двусторонним, проезжая часть разделена белой линией.

  2. Изготовление макета улицы вблизи детского сада.

  3. Настольная игра: «Я еду по городу».

Апрель

  1. Знакомство детей с дорожными знаками: «Пешеход», «Стоп», «Дети», «Велосипедное движение».

  2. Рисование: «Я с семьёй на улице»

  3. Экскурсия по городу совместно с родителями.

Май

  1. Выставка совместного творчества детей и родителей: «Мы гуляем по улицам города».

  2. Беседы: «Где можно гулять в городе?», «Что делать, если ты потерялся?»

  3. Настольная игра: «Азбука безопасности»




Показатели валеологического образования и воспитания детей средней группы (автор Л.В. Гаврючина).


  • Знают главные части тела человека, функции некоторых органов.

  • Понимают значение движения в оздоровлении человека.

  • Владеют элементарными представлениями о мышлении человека.

  • Интересуются своей внешностью, внутренним состоянием своего организма.

  • Имеют навыки ухода за кожными покровами, волосами, ногтями.

  • Умеют выбирать одежду согласно сезону.

  • Понимают оздоровительную направленность и красоту природы.

  • Положительно относятся к сверстникам, проявляют милосердие к родным и близким.

  • Владеют навыками поведения на улице и дома.

  • Имеют практические навыки по уходу за растениями и животными.

























Список использованной и рекомендуемой литературы


  1. Гаврючина Л.В./ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/. Методическое пособие. М, 2008.

  2. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н./ Школа здорового человека/. Программа для ДОУ. М., 2006.

  3. Боровикова Н.Г., Машурьян Н.И./ Растём здоровыми/. Новосибирск, 2001.

  4. Кузнецова М.Н./ Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ/. Пособие.

М., 2003.

5. Давыдова М.А. /Спортивные мероприятия для дошкольников/. М., 2007.

6. Глазырина Л.Д. /Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст/. Пособие. М., 1999.

7. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Спиркина Р.Б. /Основы безопасности детей дошкольного возраста/.

Программа. М., 2000.

8. Алямовская В.Г. /Как воспитать здорового ребёнка/. М., 1993.

9. Алябьева Е.А. /Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками/. М., 2004.

10. Волков С.Ю. /Про правила дорожного движения/. М., 2005.

11. Галанов А.С. /Игры, которые лечат/. М., 2006.

12. Извекова Н.А. , Медведева А.Ф. /Правила дорожного движения для детей/. М., 2006.

13. Люцис К. /Азбука здоровья в картинках/. М., 2004.

14. Минаева В.М. /Развитие эмоций дошкольников/. М., 1999.

15. Пиль А. / Моё тело/. М., 2005.

16. Ротенберг Р. /Расти здоровым/. М., 1996.

17. Топоров И.К. /Основы безопасности жизнедеятельности/. М., 2001.

18. Шорыгина Т.А. / Беседы о здоровье/. Пособие. М., 2005.

19. Шукшина С.Е. /Я и мое тело/. Пособие. М., 2004.

20. Бернштейн Н.А. /Ловкость и её развитие/. М., 1972.

21. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. /Развивающая методика оздоровления/. М., 2000.

22. Змановский А.А. /Воспитаем детей здоровыми/. М., 1998.



















Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров