Тематические планы «Пути формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 2 Г. ТОМСКА
ул. Тимакова,3/1, тел. 41-78-97
«Пути формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
(Тематические планы работы с детьми средней группы)
Материал подготовили:
Ст.воспитатель: Лейман Ю..А.
Воспитатель: Каменщикова А.А.
Актуальность
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и эмоционального благополучия». Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей. Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? По данным статистики, если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от внешних условий (среда, экология), 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. В связи с этим стоит острая проблема организации здоровье сберегающего пространства как можно раньше, в условиях ДОУ, а именно
-создание высоко гигиеничной, развивающей предметной среды;
-использование современных средств лечебно-профилактической работы;
-организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности;
-использование новых технологий;
-предоставление условий для максимально возможной двигательной активности детей.
Решение всех этих проблем преследует цель:
сформировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своём здоровье.
Задачи
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
-Сформировать у детей навыки ухода за своим телом.
- Создать условия для закаливания организма ребёнка.
- Выработать стойкую привычку самомассажа.
- Наглядно демонстрировать ребёнку значимость правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Учить детей правильно обращаться с опасными для здоровья вещами.
- Дать основные представления о строении и функциях тела человека.
Ожидаемые результаты
-
Полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье и физической культуре позволят ему найти способы укрепления и сохранения здоровья.
-
Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
-
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Пути решения поставленных задач
-
Начиная с младшей группы, мы учим детей рациональным способам самообслуживания (от постановки цели до получения результата). Формируя у детей навыки ухода за телом, мы помогаем им осознать необходимость освоения культурно-гигиенических навыков для жизни в социуме. Кроме того, отмечаем тесную взаимосвязь соблюдения правил гигиены с сохранением здоровья («Чтобы ушки хорошо слышали»). Быть здоровым, в понимании детей среднего возраста, значит «не болеть». Они рассказывают о том, как болели, и у большинства отчётливо проявляется негативное отношение к болезни. Руководствуясь различными источниками (см. список литературы) мы составили тематический план работы с детьми средней группы по следующим направлениям:
-
Ознакомление детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, доступных для наблюдения и изучения;
-
Ознакомление детей с основами первой помощи при травмах;
-
Приобретение навыков ухода за органами тела;
-
Формирование навыков саморегуляции поведения (воспитание чувств, эмоций);
-
Приобретение навыков здорового питания.
-
Освоение детьми элементарных навыков безопасного поведения.
Формирование валеологических основ социального
поведения у детей средней группы
Сентябрь |
Беседа: «Что такое здоровье?» Для чего мы умываемся с мылом, вытираемся полотенцем и т.д.? Подвижная игра: «Мой дружок – носовой платок» Чтение: А.Л. Барто «Девочка чумазая» Создание уголка: «Настроение» |
Октябрь |
Моделирование ситуации: «Кто чистит зубки по утрам, тот поступает мудро» Игра-тренинг: «Чтобы ушки хорошо слышали» Чтение: В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Моделирование ситуации: «Цветочная поляна» |
Ноябрь |
Моделирование ситуации: «Незнайка не умеет одеваться» Подвижная игра: «Мой враг – микроб» Моделирование ситуации: «Уборка» Моделирование ситуации: «Доброе слово лечит больного» |
Декабрь |
Занятие: «Ушки, носик и глаза помогают нам всегда» Рисование: «Моё настроение» (Тренинг эмоций) Игра-тренинг: «Моё дыхание» Моделирование ситуации: «Игрушки» |
Январь |
Моделирование ситуации: «Приятного аппетита» Заучивание пословиц о еде, о продуктах. Д/игра: «Узнай на вкус» Моделирование ситуации: «Карлики и великаны» |
Февраль |
Игра-тренинг: «Красивая осанка» Сюжетно-ролевая игра: «Больница» Моделирование ситуации: «Порез на пальце» Моделирование ситуации: «Поможем Красной шапочке» |
Март |
Игра-классификация: «Съедобное – несъедобное» Занятие: «Мои руки и ноги» Моделирование ситуации: «Кукла болеет» |
Апрель |
Занятие: «Зачем мы спим?» Моделирование ситуации: «Замарашка» Беседа: «Для чего мы делаем гимнастику, занимаемся физкультурой?» Игра-тренинг: «Палка, палка, огуречик – получился человечек» |
Май |
Игра-тренинг: «Если ты дома один» Занятие: «Его величество – ток» Моделирование ситуации: «Опасный петушок» Чтение: «Кошкин дом», «Пожар» С.Я. Маршак |
Следуя данному плану, мы убедились на практике, что основой для накопления положительного опыта детьми средней группы является, прежде всего, эмоционально комфортный климат в группе, а также личностно ориентированное содержательное взаимодействие воспитателя с детьми. Основу плана составляют организуемые педагогом ситуации накопления положительного социального опыта. Каждая ситуация носит проблемный характер, т.е. всегда заключает в себе близкую ребёнку жизненную ситуацию, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. При моделировании каждой ситуации необходимо следующее.
-
Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?».
-
Вызвать активное сопереживание участникам ситуации и понимание их трудности: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорощо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?».
-
Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику, чтобы решить проблему? Как поступил бы ты на месте каждого участника? Обсудим все предложения и найдём общее решение».
-
Включить детей в конкретное практическое действие: «Проявить заботу, показать, как следует поступить, выразить сочувствие кому то из участников».
-
Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы: «Все ли удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Как хорошо, что мы друг друга поддерживаем! Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!».
В плане присутствуют также игры-тренинги, цель которых – приобретение практических навыков ухода за различными частями тела, разучивание различных упражнений, специальных гимнастик и т.д. (приложение №1)
Критерии диагностики по валеологическому образованию
(авторы Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко).
ВЫСОКИЙ
-
Ребёнок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания.
-
Он отличается аккуратностью, адекватно оценивает культурно-гигиенические навыки сверстников и свои.
-
Проявляет заботу о слабых детях, с радостью оказывает им помощь.
-
С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма: «Я буду…, чтобы быть...»
-
Осознанно стремится к выполнению правил здорового образа жизни.
СРЕДНИЙ
-
Ребёнок сам себя обслуживает, без напоминания правильно умывается, одевается, следит за своим внешним видом и порядком в группе.
-
Однако контроль взрослого за самообслуживанием недостаточен, требуется помощь в оценке.
-
Иногда устанавливает связь между поведением и здоровьем.
НИЗКИЙ
-
Ребёнок неуверен в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не может правильно умываться, следить за своим внешним видом).
-
Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь.
-
Не развит интерес к выполнению правил здорового образа жизни.
-
Один из путей — это создание условий для закаливания детей. С этой целью мы разработали план закаливающих мероприятий в течение каждого дня и в течение года. В приложение к данным планам были разработаны примерные рекомендации для родителей, наглядная информация для родительского уголка, анкеты для активизации работы родителей в данном направлении (приложение №2). В качестве нетрадиционного метода закаливания и укрепления здоровья детей мы использовали методику педагога Нестерюк Т.В., которая называется «Гимнастика маленьких волшебников» (приложение №3). Для проведения третьего физкультурного занятия на прогулках использовали нетрадиционную методику Глазыриной Л.Д., которая тесно связана с познавательным развитием ребёнка. В средней группе мы решили попробовать солевой метод закаливания. Заключается он в том, что после сна дети проходят по пуговичным коврикам, затем по грубой мешковине, смоченной в солевом растворе, вытирают ноги о сухой полотняный коврик, выполняя по 4-6 шагов на каждом этапе, затем обуваются. Этот метод закаливания не имеет строгих противопоказаний для детей любой группы здоровья. Перед проведением солевого закаливания проводится:
-
Гимнастика в постели;
-
Самомассаж голеностопных суставов, рук и грудной клетки;
-
Использование пуговичных ковриков или природного материала (песок, керамзит, косточки от фруктовых деревьев) в целях профилактики плоскостопия;
План закаливающих и оздоровительных мероприятий в средней группе.
Осень |
- Обучение элементам обширного умывания - «Гимнастика маленьких волшебников» - Ходьба босиком по песку, по камешкам и т.д. - Солнечные и воздушные ванны - Облегчённая форма одежды - Физкультурное занятие на прогулке |
Зима |
- Сухое растирание после утренней гимнастики и физкультурных занятий - Ходьба босиком по пуговичным коврикам, мокрым солевым дорожкам, по ребристой доске (до 1-ой минуты) - «Гимнастика маленьких волшебников» - Обширное умывание после дневной гимнастики - Воздушные ванны - Физкультурное занятие на прогулке |
Весна |
- - Сухое растирание после утренней гимнастики и физкультурных занятий - Ходьба босиком по пуговичным коврикам, мокрым солевым дорожкам, по ребристой доске (до 4-ёх минут) - «Гимнастика маленьких волшебников» - Обширное умывание после дневной гимнастики - Солнечные и воздушные ванны - Физкультурное занятие на прогулке |
Лето |
- - Сухое растирание после утренней гимнастики и физкультурных занятий - Ходьба босиком по песку, камешкам и т.д. - «Гимнастика маленьких волшебников» - Обширное умывание после дневной гимнастики, прогулок - Солнечные и воздушные ванны - Обливание ног после прогулки - Физкультурное занятие на прогулке |
План закаливающих мероприятий в течение дня
Мероприятия |
Условия проведения |
Приём на воздухе |
Круглый год при благоприятных условиях |
Утренняя зарядка (обширное умывание) |
С мая по октябрь оздоровительный бег в сочетании с дыхательной гимнастикой и коррекционными упражнениями на улице (в облегчённой одежде и обуви), с ноября по май – в зале (спортивная форма, босиком) |
Воздушно-температурный режим |
В группе 18 градусов тепла, в спальне – 16-17 |
Сквозное проветривание |
Три раза до 14-16 |
Одностороннее проветривание |
Постоянно открытая фромуга с подветренной стороны |
Одежда детей в группе |
Облегчённая: носки, гольфы, шорты, рубашка или платье с коротким рукавом |
Сон |
В хорошо проветриваемом помещении, без футболок и маек |
Гимнастика после сна, ходьба по пуговичным коврикам, по мокрым солевым дорожкам, по ребристой доске, обширное умывание |
В хорошо проветренном помещении, без маек, босиком |
Прогулка: ежедневно – физические упражнения, подвижные и спортивные игры |
До – 20 |
-
Важнейший путь формирования у детей привычки к здоровому образу жизни — это создание условий для стимуляции двигательной активности дошкольников как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности. Недостаток движения (гипокинезия) вызывает целый комплекс нарушений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию. Для детей потеря в движениях — это потеря в развитии, здоровье, знаниях. Для того, чтобы привить детям любовь к физическим упражнениям, развить стремление заниматься физкультурой не только на занятиях, но и в свободной деятельности мы разработали план проведения весёлых спортивных досугов и праздников. В разработке данного плана мы опирались на книгу Давыдовой М.А. «Спортивные мероприятия для дошкольников»
План проведения спортивных досугов и праздников в средней группе.
Сентябрь |
Спортивный досуг по сказке «Колобок». Цель: приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, побуждать к проявлению своих возможностей, развивать интерес к спортивным упражнениям в русле знакомой сказки и волшебных образов персонажей. |
Октябрь |
Праздник: «Спортивный теремок» Цель: продолжать развивать у детей стремление к проявлению своих возможностей при выполнении спортивных упражнений, заданий. Создать благоприятный эмоциональный фон при помощи персонажей знакомой сказки. |
Ноябрь |
Досуг: «Город физкультурный» Цель: развивать у детей интерес к спортивным состязаниям, укреплять правильную осанку, умение метать в цель, воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку. |
Декабрь |
Праздник: «Зимняя олимпиада» Цель: развивать основные движения – бег, прыжки, метание в цель; дать детям понятие об олимпийских играх, о зимних видах спорта, прививать любовь к спорту. |
Январь |
Досуг: «Зима спортивная» Цель: продолжать развивать интерес к зимним видам спорта, способствовать укреплению физической выносливости, эмоциональной устойчивости детей |
Февраль |
Досуг: «Зимние забавы» Цель: развивать ловкость, силу, выносливость, произвольность движений, создать эмоционально положительный климат, воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь |
Март |
Досуг: «На зарядку становись» Цель: развивать стремление к здоровому образу жизни, к осознанию необходимости укреплять своё здоровье при помощи зарядки, укреплять положительное отношение к ежедневным занятиям. |
Апрель |
Праздник: «Папа, мама, я – спортивная семья» Цель: пропагандировать здоровый образ жизни при помощи родителей, расширять представление о проведении совместного досуга у взрослых и детей, воспитывать уважение к семейным ценностям. |
Май |
Досуг: «Спортивные игры на лугу» Цель: укреплять здоровье детей при помощи природных факторов в сочетании со спортивными упражнениями и играми; расширять представление детей об играх в летнее время года, воспитывать стремление играть на свежем воздухе. |
-
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу. Об опасности такого заблуждения говорит и статистика дорожно - транспортных происшествий с участием детей. Поэтому особое значение в нашей работе имеет принцип системного подхода к решению вопроса профилактики дорожно-транспортного травматизма. Общими усилиями мы формируем у детей навыки безопасного поведения на улицах города; знакомим с элементарными правилами; при помощи игровых методов прививаем детям интерес к знанию и соблюдению правил дорожного движения. Нами был разработан совместный план работы, который мы назвали:
«Светофор – наш друг»
В создании данного плана работы нам очень помогла книга Волкова С.Ю.
«Про правила дорожного движения».
План ознакомления детей средней группы с правилами дорожного движения.
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Показатели валеологического образования и воспитания детей средней группы (автор Л.В. Гаврючина).
-
Знают главные части тела человека, функции некоторых органов.
-
Понимают значение движения в оздоровлении человека.
-
Владеют элементарными представлениями о мышлении человека.
-
Интересуются своей внешностью, внутренним состоянием своего организма.
-
Имеют навыки ухода за кожными покровами, волосами, ногтями.
-
Умеют выбирать одежду согласно сезону.
-
Понимают оздоровительную направленность и красоту природы.
-
Положительно относятся к сверстникам, проявляют милосердие к родным и близким.
-
Владеют навыками поведения на улице и дома.
-
Имеют практические навыки по уходу за растениями и животными.
Список использованной и рекомендуемой литературы
-
Гаврючина Л.В./ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/. Методическое пособие. М, 2008.
-
Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н./ Школа здорового человека/. Программа для ДОУ. М., 2006.
-
Боровикова Н.Г., Машурьян Н.И./ Растём здоровыми/. Новосибирск, 2001.
-
Кузнецова М.Н./ Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ/. Пособие.
М., 2003.
5. Давыдова М.А. /Спортивные мероприятия для дошкольников/. М., 2007.
6. Глазырина Л.Д. /Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст/. Пособие. М., 1999.
7. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Спиркина Р.Б. /Основы безопасности детей дошкольного возраста/.
Программа. М., 2000.
8. Алямовская В.Г. /Как воспитать здорового ребёнка/. М., 1993.
9. Алябьева Е.А. /Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками/. М., 2004.
10. Волков С.Ю. /Про правила дорожного движения/. М., 2005.
11. Галанов А.С. /Игры, которые лечат/. М., 2006.
12. Извекова Н.А. , Медведева А.Ф. /Правила дорожного движения для детей/. М., 2006.
13. Люцис К. /Азбука здоровья в картинках/. М., 2004.
14. Минаева В.М. /Развитие эмоций дошкольников/. М., 1999.
15. Пиль А. / Моё тело/. М., 2005.
16. Ротенберг Р. /Расти здоровым/. М., 1996.
17. Топоров И.К. /Основы безопасности жизнедеятельности/. М., 2001.
18. Шорыгина Т.А. / Беседы о здоровье/. Пособие. М., 2005.
19. Шукшина С.Е. /Я и мое тело/. Пособие. М., 2004.
20. Бернштейн Н.А. /Ловкость и её развитие/. М., 1972.
21. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. /Развивающая методика оздоровления/. М., 2000.
22. Змановский А.А. /Воспитаем детей здоровыми/. М., 1998.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»