Упражнения на готовых чертежах (из опыта работы).
МБОУ «Новоурусовская СОШ»
Учитель математики Искабулова С.Х.
Упражнения на готовых чертежах
(из опыта работы).
На уроках геометрии почти каждое высказывание и каждый ответ на поставленный вопрос должны сопровождаться демонстрацией чертежей. Данные задачи и чертежи должны находиться перед глазами учащихся на протяжении всего решения задачи. Вот почему упражнения на готовых чертежах оказывают неоценимую помощь в усвоении и закреплении новых понятий и теорем. Они позволяют в течение малого времени усвоить и повторить большой объём материала, т.е. увеличивается темп работы на уроке. Основные назначения упражнений на готовых чертежах заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, обучать их умению рассуждать, сопоставлять, находить общее и различное, делать правильные умозаключения.
Я предлагаю комплекс упражнений на готовых чертежах по теме «Четырёхугольники», которые предназначены для:
-
усвоения свойств и признаков четырёхугольников;
-
закрепления изученных понятий;
-
проведения обобщающего урока и подготовки к контрольной работе.
По теме: «Параллелограмм»
Задача1. Являются ли следующие фигуры параллелограммами?
Выполняя это упражнение, учащиеся допускают следующие типичные ошибки. Доказав, что четырёхугольник MNLE- параллелограмм (см. рис. 1б).
Многие из них по аналогии заявляют, что и четырёхугольник STPR тоже параллелограмм (см. рис. 1в). В этом случае полезно дать сразу ещё один контрпример. Замечено, что учащиеся, после такого подбора заданий, отмечают, что при одних и тех же данных (см. рис. 1в и рис. 2) фигуры могут быть различны. Учащиеся делают вывод, о том, что четырёхугольник STPR может быть, а может и не быть параллелограммом. Данных не достаточно.
Выполнение подобных упражнений помогает устранить плохую привычку учащихся делать выводы, исходя не из данных задачи, а из чертежа.
Задача 2. Доказать, что изображенные на рис.3 фигуры являются
параллелограммами.
При решении подобных устных задач одновременно с усвоением нового материала происходит процесс повторения признаков параллельности прямых.
При закреплении изученных свойств параллелограмма можно дать следующие упражнения.
Задача 3. Вычислите углы параллелограмма.
Для побуждения мыслить рационально можно к этой задаче предложить упражнение:
-
Найти сумму всех углов параллелограммов АВСД и KLMN.
Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что сумма углов выпуклого четырёхугольника 360°, поэтому нет смысла складывать градусные меры всех углов параллелограмма, как это будут пытаться делать некоторые учащиеся.
Группа задач по теме «Параллелограмм»
-
Найти стороны ST и RT параллелограмма SQRT (см. рис.5а)
-
Вычислить периметр параллелограмма FEKM, если известны две его смежные стороны (см. рис.5б).
-
Найдите отрезки МО и АО, если известно, что диагонали параллелограмма АМЕL (см. рис.6) ML и AE соответственно равны 8 и 12 см.
-
Найдите диагонали параллелограмма АМЕL, если ОЕ= 5 см,
ОL =3 см (см. рис.6).
Упражнения для закрепления изученных
признаков параллелограмма:
-
Определить, какие из следующих фигур, изображенных на рис.7, 8, 9 являются параллелограммами.
Характерные ошибки, которые допускают учащиеся при решении подобных задач:
-
Невнимательное прочтение условия задачи: так , на рис 7, д учащиеся часто не замечают, что накрест лежащие углы не равны, а на рис 7,ж они не обращают внимания на неравные стороны и делают вывод, что эти фигуры являются параллелограммами.
-
Очень часто ребята неверно применяют признак параллелограмма:
Учащиеся рассматривают равенство одних сторон, а параллельность других сторон (см. рис.7з, и) и делают заключение: фигуры являются параллелограммами.
-
Неумение находить равные части диагоналей, полученные точкой пересечения (см. рис.9в)
Такую же серию задач можно предложить к любому четырёхугольнику: трапеции, ромбу и т.д.
Предложенная методика проведения отдельных этапов уроков геометрии повышает творческую активность учащихся, эффективно развивает логическое мышление, является хорошим средством усвоения и закрепления теоретического материала.
По теме « Трапеция»
-
Определить какие из фигур являются трапециями. Если это трапеция, то определить вид трапеции.
-
Какие из фигур являются параллелограммами? (см. рис.11)
-
По рис.12 укажите вид выпуклого четырёхугольника.
-
Перечислите свойства отрезков АВ и СК по рис.13.
В этом случае учащиеся должны сначала определить вид четырёхугольника, перечислить все свойства данного четырёхугольника.
При выполнении данного упражнения происходит активная мыслительная деятельность учащихся, что и даёт быстрое запоминание определений, свойств и признаков четырёхугольников.
Предложенная методика проведения отдельных этапов уроков геометрии повышает творческую активность учащихся, эффективно развивает логическое мышление, является хорошим средством усвоения и закрепления теоретического материала.
Данный материал - это часть того, что было собрано за многие годы работы.
А начинала я такие задачи применять благодаря статье «Упражнения на готовых чертежах» в журнале «Математика в школе» ещё в начале 90-х годов.
Журналы выписывать тогда удавалось не каждому – просто денег не хватало. Приходилось переписывать такие материалы, сидя в библиотеке или брали у коллег. А со временем и сами составляли эти задачи.
Уважаемые коллеги, если этот материал помог вам в работе, я очень рада.
Успехов Вам!
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
Материал можно рекомендовать для использования в образовательном процессе.
Но в документе видны только рисунки из журнала «Математика в школе», в статье нет личных рисунков автора, это снижает значимость методического материала. Кроме этого, автор не учитывает требования портала к размещенным материалам, хотя не первый раз это делает.