Личностно-ориентированная технология и педагогическая культура
г. Краснознаменск
Большой интерес для системы дополнительного образования представляет личностно-ориентированная технология, главной задачей которой является разностороннее и творческое развитие ребёнка. Основной принцип технологии – признание индивидуальности ребенка и создание необходимых условий для его развития. Личностная направленность технологии требует от образовательного процесса другого наполнения: − не знаний, а личностного смысла учения и жизни ребенка; − не предметных умений и навыков, а индивидуальных способностей, самостоятельной учебной деятельности ученика; − не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота; − сотрудничество и диалог учителя и ученика; − уважение жизненного опыта ученика. В основе личностно-ориентированной технологии лежат отношения педагога к ученику. Значит, чтобы эта технология была эффективна, прежде всего, необходимо установить личность педагога, который сможет обеспечить ученику комфортные условия его развития. Какими личностными качествами должен обладать учитель, педагог? Словари дают нам разные значения слова учитель. Если эти понятия выписать в одну строчку, получиться, что учитель — гуру, инструктор, руководитель, наставник, образец, хозяин, господин, педант. Педагог – у греков ученый раб, сопровождавший детей своего господина в школу. Значит, можно добавить и слово раб. Что же выбрать для характеристики педагога, обеспечивающего на практике личностно-ориентированную технологию? Давайте узнаем у детей, каким они хотят видеть современного педагога. На этот вопрос отвечали более 1000 учащихся, отдыхающих в детском центре «Артек». Практически все ответили так: педагог должен быть добрым, обладать чувством юмора и понимать своих учеников. И здесь чувство юмора и доброта квалифицируются школьниками как основополагающие черты. Речь, конечно же, идет не о «веселеньком времяпровождении» на занятиях, не о нарочитом бодрячестве, а о мажорной атмосфере, о мобилизующей интонации учителя, о создании контактирующего единства учителя и ученика.
Эта привычка сохранять бодрое, оптимистическое состояние на занятиях достигается только волей самого педагога и его уважением к детям: у тебя сегодня неприятности – оставь их за дверью кабинета. Педагог должен заниматься гимнастикой чувств, более того – играть, «лицедействовать»! В артистизме учителя, его владении собой есть элемент педагогического мастерства, учительской целеустремленности и психологической эластичности педагога.
С большим уважением я вспоминаю своего классного руководителя, учителя истории Софью Павловну Григорьеву. Она не входила в класс, она в него врывалась со словами: «Сегодня мы летим в Древний Египет! Горошко – командир корабля, Романова – бортпроводница (и откуда она знала, что я в то время мечтала быть стюардессой?) И мы летели. И, замерев, ждали, что же будет в следующую минуту? Любили мы историю? Без сомнения. Другой пример из моей школьной жизни. Молодая и довольно симпатичная учительница биологии входила в класс с одними словами и одной интонацией: «Здравствуйте, садитесь». Эта монотонность и однообразие привело к тому, что каждый начинал заниматься своим делам, понимая, что и весь урок будет таким же монотонным и скучным.
Быть приветливым! Приветливость, как черта характера сохраняет учителю резервы душевных сил, обеспечивает оптимистическую трезвость, доброжелательность в тоне, поведении, взгляде. Всегда ли высококвалифицированный предметник может называться педагогом? Мария Ивановна, учитель физики, идет по коридору. Навстречу ей не самый лучший ученик. Ученик здоровается, учитель проходит молча. Ученик догоняет учителя и спрашивает: «Мария Ивановна, а почему Вы со мной не здороваетесь?». «А я не обязана с Вами здороваться, я должна Вам знания давать». Думаете, чем закончилась эта история? Учительница запретила ходить дотошному ученику на свои уроки до тех пор, пока не придут родители и не извинятся за хамство своего сына.
Моему старшему сыну, очень повезло с первым учителем Верой Алексеевной, теперь она директор одной из лучших школ Москвы. Она самые скучные темы делала для своих учеников сказкой. Они не писали, они плели кружева, из которых получались такие красивые платки, как на Вере Алексеевне. Она входила в класс со стопкой книг и голосом заговорщика произносила: «Ребята, нам в библиотеку привезли новые книги, об этом еще никто не знает. Я их все сразу принесла вам. Вы только ни кому об этом не рассказывайте, чтобы обид не было. Кто возьмет домой читать?». Лес рук. Так она приучала детей к чтению. Если на уроке математики дело заходило в тупик, она не ругалась, она брала баян (он все время был у нее под учительским столом) и весь класс пел: «Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя». Разрядились, отдохнули и решение почему-то нашлось. Таких приемов сотни. Вот пример для подражания!
А.С. Макаренко сказал: «… воспитание детей – это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни». Так что и для нас педагогов остается актуальным совет пушкинского Онегина: «Учитесь властвовать собой…».
Педагог всегда на виду и должен сам соответствовать тому, что требует от детей. «Почему учителя носят короткие юбки, а нам не разрешают?» Если у дамы стройные, красивые ноги, почему бы их не показать, но для этого нужно выбирать не школу. Был случай, когда педагогу во время урока бросили под ноги некоторые средства индивидуальной защиты. Место для демонстрации было выбрано не правильно и дети, конечно в безобразной форме, но сказали ей об этом. Педагогу необходимо иметь такт в одежде, в этом поможет вкус, который тоже надо развивать и общий уровень культуры.
И, пожалуй, самое неприятное, о чем нельзя умолчать, ведя разговор о педагогической культуре – это дисциплина педагога, а точнее опоздания на занятия. Все мы люди разные, со своими слабостями, странностями, но такое нарушение дисциплины нельзя оправдать ничем. Это уже неуважение к ребенку, который спешил именно к тебе и к коллегам, к которым бумерангом вернется обобщенное сторонними людьми « да у них там…».
Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное её отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира (Е. А. Климов). Возвращаясь к началу работы, я бы из всех понятий выбрала бы образец и наставник. Образец – потому что для детей это естественно, быть похожими на людей, которые им нравятся. Образец – потому что как и чему можно учить других, если сам не дотягиваешь… Наставник – потому что личностно-ориентированная технология на первый план выдвигает педагога, способного не диктовать, а вступать с учениками в диалог, при этом рождаются такие важные состояния как со-трудничество и со-творение.
Используемый материал.
Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004. http://lib.rus.ec/b/203913/read
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00031222_0.html
http://neudoff.net/info/pedagogika/klassifikaciya-pedagogicheskix-texnologij-po-bespalko-v-p/
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Центр развития творчества детей и юношества"
Личностно-ориентированная технология
и педагогическая культура
Подготовила педагог дополнительного образования
высшей категории Давыдова Г.В.
г. Краснознаменск
Большой интерес для системы дополнительного образования представляет личностно-ориентированная технология, главной задачей которой является разностороннее и творческое развитие ребёнка. Основной принцип технологии – признание индивидуальности ребенка и создание необходимых условий для его развития.
Личностная направленность технологии требует от образовательного процесса другого наполнения:
-
не знаний, а личностного смысла учения и жизни ребенка;
-
не предметных умений и навыков, а индивидуальных способностей, самостоятельной учебной деятельности ученика;
-
не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота;
-
сотрудничество и диалог учителя и ученика;
-
уважение жизненного опыта ученика.
В основе личностно-ориентированной технологии лежат отношения педагога к ученику. Значит, чтобы эта технология была эффективна, прежде всего, необходимо установить личность педагога, который сможет обеспечить ученику комфортные условия его развития. Какими личностными качествами должен обладать учитель, педагог?
Словари дают нам разные значения слова учитель. Если эти понятия выписать в одну строчку, получиться, что учитель - гуру, инструктор, руководитель, наставник, образец, хозяин, господин, педант. Педагог – у греков ученый раб, сопровождавший детей своего господина в школу. Значит, можно добавить и слово раб. Что же выбрать для характеристики педагога, обеспечивающего на практике личностно-ориентированную технологию?
Давайте узнаем у детей, каким они хотят видеть современного педагога. На этот вопрос отвечали более 1000 учащихся, отдыхающих в детском центре «Артек». Практически все ответили так: педагог должен быть добрым, обладать чувством юмора и понимать своих учеников. И здесь чувство юмора и доброта квалифицируются школьниками как основополагающие черты. Речь, конечно же, идет не о «веселеньком времяпровождении» на занятиях, не о нарочитом бодрячестве, а о мажорной атмосфере, о мобилизующей интонации учителя, о создании контактирующего единства учителя и ученика.
Эта привычка сохранять бодрое, оптимистическое состояние на занятиях достигается только волей самого педагога и его уважением к детям: у тебя сегодня неприятности – оставь их за дверью кабинета. Педагог должен заниматься гимнастикой чувств, более того – играть, «лицедействовать»! В артистизме учителя, его владении собой есть элемент педагогического мастерства, учительской целеустремленности и психологической эластичности педагога.
С большим уважением я вспоминаю своего классного руководителя, учителя истории Софью Павловну Григорьеву. Она не входила в класс, она в него врывалась со словами: «Сегодня мы летим в Древний Египет! Горошко – командир корабля, Романова – бортпроводница (и откуда она знала, что я в то время мечтала быть стюардессой?) И мы летели. И, замерев, ждали, что же будет в следующую минуту? Любили мы историю? Без сомнения. Другой пример из моей школьной жизни. Молодая и довольно симпатичная учительница биологии входила в класс с одними словами и одной интонацией: «Здравствуйте, садитесь». Эта монотонность и однообразие привело к тому, что каждый начинал заниматься своим делам, понимая, что и весь урок будет таким же монотонным и скучным.
Быть приветливым! Приветливость, как черта характера сохраняет учителю резервы душевных сил, обеспечивает оптимистическую трезвость, доброжелательность в тоне, поведении, взгляде. Всегда ли высококвалифицированный предметник может называться педагогом? Мария Ивановна, учитель физики, идет по коридору. Навстречу ей не самый лучший ученик. Ученик здоровается, учитель проходит молча. Ученик догоняет учителя и спрашивает: «Мария Ивановна, а почему Вы со мной не здороваетесь?». «А я не обязана с Вами здороваться, я должна Вам знания давать». Думаете, чем закончилась эта история? Учительница запретила ходить дотошному ученику на свои уроки до тех пор, пока не придут родители и не извинятся за хамство своего сына.
Моему старшему сыну, очень повезло с первым учителем Верой Алексеевной, теперь она директор одной из лучших школ Москвы. Она самые скучные темы делала для своих учеников сказкой. Они не писали, они плели кружева, из которых получались такие красивые платки, как на Вере Алексеевне. Она входила в класс со стопкой книг и голосом заговорщика произносила: «Ребята, нам в библиотеку привезли новые книги, об этом еще никто не знает. Я их все сразу принесла вам. Вы только ни кому об этом не рассказывайте, чтобы обид не было. Кто возьмет домой читать?». Лес рук. Так она приучала детей к чтению. Если на уроке математики дело заходило в тупик, она не ругалась, она брала баян (он все время был у нее под учительским столом) и весь класс пел: «Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя». Разрядились, отдохнули и решение почему-то нашлось. Таких приемов сотни. Вот пример для подражания!
А.С. Макаренко сказал: «… воспитание детей – это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни». Так что и для нас педагогов остается актуальным совет пушкинского Онегина: «Учитесь властвовать собой…».
Педагог всегда на виду и должен сам соответствовать тому, что требует от детей. «Почему учителя носят короткие юбки, а нам не разрешают?» Если у дамы стройные, красивые ноги, почему бы их не показать, но для этого нужно выбирать не школу. Был случай, когда педагогу во время урока бросили под ноги некоторые средства индивидуальной защиты. Место для демонстрации было выбрано не правильно и дети, конечно в безобразной форме, но сказали ей об этом. Педагогу необходимо иметь такт в одежде, в этом поможет вкус, который тоже надо развивать и общий уровень культуры.
И, пожалуй, самое неприятное, о чем нельзя умолчать, ведя разговор о педагогической культуре – это дисциплина педагога, а точнее опоздания на занятия. Все мы люди разные, со своими слабостями, странностями, но такое нарушение дисциплины нельзя оправдать ничем. Это уже неуважение к ребенку, который спешил именно к тебе и к коллегам, к которым бумерангом вернется обобщенное сторонними людьми « да у них там…».
Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное её отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира (Е. А. Климов).
Возвращаясь к началу работы, я бы из всех понятий выбрала бы образец и наставник. Образец – потому что для детей это естественно, быть похожими на людей, которые им нравятся. Образец – потому что как и чему можно учить других, если сам не дотягиваешь… Наставник – потому что личностно-ориентированная технология на первый план выдвигает педагога, способного не диктовать, а вступать с учениками в диалог, при этом рождаются такие важные состояния как со-трудничество и со-творение.
Используемый материал.
Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.
http://lib.rus.ec/b/203913/read
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00031222_0.html
http://neudoff.net/info/pedagogika/klassifikaciya-pedagogicheskix-texnologij-po-bespalko-v-p/
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО