Выбор слова
3)совершенствование навыков монологической речи.
Если угодно, язык – это океан. Можно черпать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи.
В.Солоухин
Ход урока
1.Слово учителя.
«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»,- говорил А.М.Горький, подчёркивая этим неразрывную связь между содержанием и формой художественного произведения. Такую же ответственную роль играет
слово в любом жанре письменного или устного высказывания, и вполне естественно звучит требование, чтобы эта «одежда» была выбрана «по мерке» и «со вкусом». Это значит, что слова в предложении должны подбираться в соответствии с их лексической и стилистической сочетаемостью, которые определяются лексическим значением и их принадлежностью к тому или иному стилю речи. Это важнейшее
условие правильности речи.
1
1.Обращение к эпиграфуи формулирование цели урока (обращение к презентации).
Слайд 1
— Сегодня на уроке мы будем учиться чувствовать слово, точно определять его стилистическую окраску (принадлежность), чтобы совершенствовать свои речевые навыки, повышать культуру речи.
Ч.Дарвин, заканчивая предисловие к одной из своих работ, сделал приписку: «О стиле я не заботился!» Дарвину простительно. А вот нам с вами приходится заботиться постоянно.
2Актуализация знаний.
- Давайте вспомним стили речи, которые нам уже знакомы.
Слайд 2.
Задание:
А) Прочитайте стихотворение, вместо пропущенных слов вставьте названия стилей, о которых идёт речь.
Б.)Охарактеризуйте названные стили по следующим параметрам:
а) цель использования
б) сфера употребления
в) жанры
г) языковые средства
СТИЛИ РЕЧИ Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой –
Стиль это просто ...
(разговорный),
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай, в них ...
(художественный)
стиль,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль...
(публицистический)
–
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой – ...
(официально-деловой).
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль ...
(научный).
В.А. Синицын
2
3. Анализ опорного конспекта. Проверка правильности ответов.
Слайд 3.
4.Слово учителя.
— Выбор слова, как уже говорилось, определяется его стилистическими особенностями: учитывается то окружение, в которое попадает слово – в пределах фразы и в более широком контексте. Большинство слов характеризуется стилистической нейтральностью, т.е. возможностью использования в любом стиле речи. Но существуют слова, характерные для определённого стиля речи. Иногда такие слова (слова различных языковых пластов) оказываются в ближайшем соседстве. Такое употребление «разностильной» лексики помогает создать комический эффект, как это произошло в рассказе С.Львова.
5.Чтение фрагмента (учителем) миниатюры С.Львова «Превзошло самые смелые ожидания».
Задание:Прослушайте текст и ответьте на вопрос
1)Почему действующие лица рассказа считали, что главный герой болен или просто издевается над старшими? Чего не учёл Серёжа?
ПРЕВЗОШЛО САМЫЕ СМЕЛЫЕ ОЖИДАНИЯ … Как-то мне попалась книга «Что нужно знать будущему писателю». Она заворожила меня. Не советом заносить в общую тетрадь оригинальные мысли – чужие и свои, если придут в голову. До этого я уже додумался. И не указанием – прежде чем что-нибудь писать, обдумать план. Нет, книжка взволновала меня рассуждением о различных стилях речи. Оказывается, есть слова, которые значат почти одно и то же, но различаются окраской и придают речи особые оттенки… Приводился красноречивый пример: есть, лопать, шамать, трескать, питаться, кушать. Как можно испортить текст глухотой к звучанию слова, доказывалось цитатой из забытого исторического романа: «Юный князь могучей дланью напряг узды гордого скакуна своего и шлепнулся мордой в грязь». Впоследствии я догадался, что эту цитату составитель пособия изобрел сам.
Словом, еще не зная, страдаю ли я глухотой к слову, я вознамерился принять против нее меры заранее, а для того совершенствоваться в употреблении слов и оборотов, придающих речи возвышенный, торжественный или, наоборот, сниженный и грубый оттенок. А также добиваться экспрессивности слога. Я еще не очень хорошо понимал, что это означает, но догадывался, что за ним скрывается один из ключей к успеху на поприще литературы. Кроме того, я решил упражняться в применении идиом, крылатых слов и выражений и прочих фразеологических оборотов.
Утром, когда мама спросила меня, понравилась ли мне кинокартина, которую мы накануне смотрели всем классом, я ответил:
– Превзошла самые смелые ожидания!
Мама, несколько удивившись, спросила, чем именно.
– Всколыхнула лучшие чувства! – ответствовал я.
3
– Странно ты сегодня разговариваешь! – обиделась мама. – Говори по-человечески!
– Не премину! – пообещал я. Больше мама со мной вообще не беседовала. Сердилась.
В школе мои попытки говорить экспрессивным слогом привели к более серьезным 3
последствиям. На уроке мы поспорили с соседом по парте.
– Что у вас там происходит? – спросила Анна Васильевна.
– Ничего, что заслуживало бы упоминания, – ответил я. – Буря в стакане воды!
Брови Анны Васильевны изумленно поползли вверх.
– Ты плохо себя чувствуешь? – заботливо спросила она.
– Отнюдь! Не имею никаких оснований для жалоб! – прозвучал мой ответ. Меня отправили к врачу.
– Ну, так какие у нас жалобы? – справилась добрейшая Елизавета Матвеевна.
– Самочувствие не оставляет желать лучшего! – доложил я.
Манера говорить, которую я выбрал с утра, оказалась прилипчивой. Я уже сам был бы рад освободиться от нее – не получалось.
– Открой рот, покажи горло, скажи: а-а-а!
– Почту за честь! – воскликнул я, хотя терпеть не мог этой процедуры. А когда Елизавета Матвеевна сообщила мне, что горло чистое, я заметил, что не испытывал ни малейших сомнений на сей предмет. Тут она велела мне смерить температуру. Температура оказалась нормальной, о чем Елизавета Матвеевна сказала с явным удивлением.
– Оснований для тревоги нет и в помине! – прокомментировал я. – Будет ли мне позволено вернуться на урок?
– Ступай-ка ты лучше домой! – сказала Елизавета Матвеевна. – Я тебе освобождение напишу. Посиди денек-другой дома. Отдохни. А главное – ничего не читай! Я слышала, что ты очень много читаешь.
– Это обстоятельство имеет место! – сказал я, чувствуя, что впадаю в иную стилистическую тональность, с несколько канцелярским оттенком. Я вышел из кабинета врача с запиской об освобождении в руках, размышляя о превратностях судьбы того, кто собирается стать писателем. Едва начнешь
упражняться в применении разнообразно окрашенных слов и оборотов, как тебя сочтут больным.
… Я пересек улицу Горького напротив Музея Революции, немного не дойдя до перекрестка.
«Интересно, кому это свистят?» – с любопытством подумал я. Оказалось, мне. Милиционер своей волшебной палочкой проделал пасс, который означал, что я должен вернуться на тот тротуар, с которого сошел, и подойти к нему. Я как загипнотизированный поплелся туда, куда указывала палочка.
Когда я приблизился к милиционеру, он, слегка наклонившись ко мне, приложил руку к шлему и спросил скорее благожелательно, чем грозно:
– Нарушаем?
И я с ужасом услышал свой ответ:
– Имело место! – Канцелярская стилистическая волна захватила меня и не отпускала.
– Что? – переспросил милиционер.
– Нелегкая попутала! – сказал я, стремясь сделать свою речь не столько официальной, сколько выразительной.
– Ты как со старшими разговариваешь?! – возмутился милиционер, на что я неожиданно для самого себя ответил:
– Далек я был от мысли вас обидеть! – с изумлением чувствуя, что говорю ритмической прозой.
4
– Так! И нарушаем, и еще издеваемся! – воскликнул милиционер.
– Помилуйте! – в свою очередь вскричал я. – Чем повод дал я вам для этих подозрений?!
–… Всегда так говоришь? – с изумлением спросил он.
Я отрицательно помотал головой.
– Ну, скажи что-нибудь попросту!
– Желанье ваше мне закон!
– Господи! – охнул милиционер. – Ну, чеши домой!
И от этих слов во мне что-то словно щелкнуло. «Чешу домой!» – подумал я с облегчением. Когда мне открыла дверь мама с обычным вопросом, что в школе и почему я так рано, я выпалил:
– Меня милиционер задержал! Во-о! Дал духу! Потом отпустил! Я – драла! Задал лататы!
– Что ты говоришь? Как ты говоришь?! – простонала мама.
– Неужели непонятно: дал стрекача! Я рано потому, что доктор отпустил. Я говорю: есть такое дело – и, не будь дурак, домой во весь дух.
Мама слабым голосом спросила:
– Что с тобой?
Потом она тоже смотрела мне горло, мерила температуру, собиралась идти в школу, чтобы поговорить с Анной Васильевной. А я как мог ее успокаивал:
– Куда, за семь верст киселя хлебать! Все это ерунда на постном масле.
… Когда со службы вернулся папа, мама, не давая ему раздеться, задержала в коридоре и что-то долго и взволнованно сообщала ему.
– О тебе говорят! – преданно доложил мне младший брат Юра.
– Да, – промолвил я многозначительно, – зашел я далеко! Что ни скажу, нет веры мне. Все звук пустой!
Юрка восхитился. А меня даже не позвали ужинать, а отправили в постель, предварительно дав валерьянки. Не знаю, чем кончилась бы эта история, если бы я, проснувшись утром, не сказал громко:
– Есть как хочется!
И услышал радостный Юрин возглас:
– Сережа выздоровел!
(По С.Львову)
6.Стилистический эксперимент. Анализ художественных текстов.
Слайд 4
А) «Роза».
У ручья (выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей. С восхищением он (смотрел, уставился) на Розу, (воспевая, расхваливая) ее красоту. Соловьиные (трели, верещания) звучали над ручьем, и тот (вторил, поддакивал) им тихим (журчанием, бульканьем).
Но пришла осень. (Опали, отвалились) лепестки прекрасной Розы. Ручей (унес, уволок) их вдаль, и (смолкла, заглохла) соловьиная песня.
(А.Смирнов)
5
Задание:
1)Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочтите текст со вторым синонимом.
Что получилось?
2)В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?
3)Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй синоним?
Слайды 5-6.
Б)«Глаза»
Задание: 1)В данном тексте встретились синонимы к слову «глаза»: глазёнки, гляделки.
С какой целью использовал их автор?
2)Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?
3)Что, по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок, гляделок?
Слайд 7.
Глаза. Были глаза: черные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазенки: серые, плутоватые – все шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.
Спросили глаза:
– Что вы бегаете? Чего ищете?
Забегали глазенки, засуетились, говорят:
– Да так себе, понемножечку, полегонечку, нельзя – помилуйте, надо
же – сами знаете.
И были гляделки: тусклые, нахальные. Уставятся и глядят. Спросили глаза:
– Что вы смотрите? Что видите?
Скосились гляделки, закричали:
– Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас!
Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись.
(Ф.Сологуб)
6
7.Редактирование текста (групповые письменные задания). «Что бы это значило?»
-А сейчас нужно будет потрудиться и применить полученные знания на практике. Вам необходимо отредактировать предложенный текст, попутно объяснив знаки препинания. при диалоге. (Раздаются задания на карточках).
Слайд 8.
Записка в дневнике Уважаемые родители!
Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы.
Директор школы В.Петров Слайд 9.
Записка сына, обращенная к матери Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпромторга на сумму 33 (тридцать три) рубля 21 копейка.
Слайд 10.
Заявление служащей начальнику Дорогой Иван Иванович!
Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им.
С приветом, Ксения Петровна
25 сентября 1998 г.
7
Слайд 11.
Заявление директору фирмы от подчиненного Знаете ли, мне нужно завтра в поликлинику к зубному – талончик взять. Сами небось понимаете, что на работу я вовремя никак не поспею. Петр Петрович, миленький, можно, я опоздаю? Я лучше вечером задержусь и все-все сделаю до конца, честное слово! А?
Семенов
Вопросы и задания
1. Объясните, почему данные документы вызывают смех.2. Найдите ошибки, исправьте их соответственно официальному стилю.
3. Напишите указанные учителем документы и расскажите о законах их составления и оформления.
Проверка творческого задания.
8.Подведение итогов урока.
-А теперь подведём итог: каждое из упражнений, которые мы выполняли, было предназначено вовсе не для развлечения, несмотря на внешнюю занимательность. Сегодня на уроке мы занимались очень сложной и кропотливой работой: мы учились чувствоватьслово.
В.Солоухин писал: «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка. А в конечном счёте к уровню культуры».
Д/з (по выбору) Слайд 12
Письменный пересказ известной сказки в официально-деловом стиле или в форме диалога двух кумушек-соседок («Волк и семеро козлят», «Колобок»).
Список использованных источников:
1.Л.И.Новикова. Дидактические материалы о стилистике и культуре речи.
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100805
2.Д.Э.Розенталь. А как лучше сказать? М., Просвещение,2000 .
8
Урок развития речи.
Тема: «Стилистическая сочетаемость слов».
Продолжительность: 2 урока по 40 минут
Класс: 7 класс.
Технологии: урок с использованием презентации PowerPoint
Название урока:
« Выбор слова. Стилистическая сочетаемость слов »
Цель:
1)донести до учащихся мысль о том, что употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением и стилистической сочетаемостью - важнейшее условие правильности речи.
2)развитие чувства языка, языкового вкуса; формирование интереса к слову и его стилистической окраске.
3)совершенствование навыков монологической речи.
Эпиграф:
Если угодно, язык – это океан. Можно черпать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи.
В.Солоухин
Ход урока
1.Слово учителя.
«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»,- говорил А.М.Горький, подчёркивая этим неразрывную связь между содержанием и формой художественного произведения. Такую же ответственную роль играет
слово в любом жанре письменного или устного высказывания, и вполне естественно звучит требование, чтобы эта «одежда» была выбрана «по мерке» и «со вкусом». Это значит, что слова в предложении должны подбираться в соответствии с их лексической и стилистической сочетаемостью, которые определяются лексическим значением и их принадлежностью к тому или иному стилю речи. Это важнейшее
условие правильности речи.
1
1.Обращение к эпиграфу и формулирование цели урока (обращение к презентации).
Слайд 1
- Сегодня на уроке мы будем учиться чувствовать слово, точно определять его стилистическую окраску (принадлежность),чтобы совершенствовать свои речевые навыки, повышать культуру речи.
Ч.Дарвин, заканчивая предисловие к одной из своих работ, сделал приписку: «О стиле я не заботился!» Дарвину простительно. А вот нам с вами приходится заботиться постоянно.
2Актуализация знаний.
- Давайте вспомним стили речи, которые нам уже знакомы.
Слайд 2.
Задание:
А) Прочитайте стихотворение, вместо пропущенных слов вставьте названия стилей, о которых идёт речь.
Б.)Охарактеризуйте названные стили по следующим параметрам:
а) цель использования
б) сфера употребления
в) жанры
г) языковые средства
СТИЛИ РЕЧИ
Артисты
говорят в гримерной,
Твой друг беседует
с тобой –
Стиль это просто
... (разговорный),
А
не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь
или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай,
в них ... (художественный) стиль,
Стиль
очень интересный.
Еще есть
стиль... (публицистический) –
Статей
в журнале политическом,
Газетных
очерков, заметок –
Запомни также стиль
и этот.
А биографию открой –
... (официально-деловой).
А
правила когда мы учим,
Употребляем
стиль ... (научный).
В.А. Синицын
2
3. Анализ опорного конспекта. Проверка правильности ответов.
Слайд 3.
4.Слово учителя.
- Выбор слова, как уже говорилось, определяется его стилистическими особенностями: учитывается то окружение, в которое попадает слово – в пределах фразы и в более широком контексте. Большинство слов характеризуется стилистической нейтральностью, т.е. возможностью использования в любом стиле речи. Но существуют слова, характерные для определённого стиля речи. Иногда такие слова (слова различных языковых пластов) оказываются в ближайшем соседстве. Такое употребление «разностильной» лексики помогает создать комический эффект, как это произошло в рассказе С.Львова.
5.Чтение фрагмента (учителем) миниатюры С.Львова «Превзошло самые смелые ожидания».
Задание: Прослушайте текст и ответьте на вопрос
1)Почему действующие лица рассказа считали, что главный герой болен или просто издевается над старшими? Чего не учёл Серёжа?
ПРЕВЗОШЛО САМЫЕ СМЕЛЫЕ ОЖИДАНИЯ
...Как-то
мне попалась книга «Что нужно знать
будущему писателю». Она заворожила
меня. Не советом заносить в общую тетрадь
оригинальные мысли – чужие и свои, если
придут в голову. До этого я уже додумался.
И не указанием – прежде чем что-нибудь
писать, обдумать план. Нет, книжка
взволновала меня рассуждением о различных
стилях речи. Оказывается, есть слова,
которые значат почти одно и то же, но
различаются окраской и придают речи
особые оттенки... Приводился красноречивый
пример: есть, лопать, шамать, трескать,
питаться, кушать. Как можно испортить
текст глухотой к звучанию слова,
доказывалось цитатой из забытого
исторического романа: «Юный князь
могучей дланью напряг узды гордого
скакуна своего и шлепнулся мордой в
грязь». Впоследствии я догадался, что
эту цитату составитель пособия изобрел
сам.
Словом, еще не зная, страдаю ли я
глухотой к слову, я вознамерился принять
против нее меры заранее, а для того
совершенствоваться в употреблении слов
и оборотов, придающих речи возвышенный,
торжественный или, наоборот, сниженный
и грубый оттенок. А также добиваться
экспрессивности слога. Я еще не очень
хорошо понимал, что это означает, но
догадывался, что за ним скрывается один
из ключей к успеху на поприще литературы.
Кроме того, я решил упражняться в
применении идиом, крылатых слов и
выражений и прочих фразеологических
оборотов.
Утром, когда мама спросила
меня, понравилась ли мне кинокартина,
которую мы накануне смотрели всем
классом, я ответил:
– Превзошла самые
смелые ожидания!
Мама, несколько
удивившись, спросила, чем именно.
–
Всколыхнула лучшие чувства! – ответствовал
я.
3
– Странно
ты сегодня разговариваешь! – обиделась
мама. – Говори по-человечески!
– Не
премину! – пообещал я. Больше мама со
мной вообще не беседовала. Сердилась.
В
школе мои попытки говорить экспрессивным
слогом привели к более серьезным 3
последствиям.
На уроке мы поспорили с соседом по парте.
– Что у вас там происходит? – спросила
Анна Васильевна.
– Ничего, что
заслуживало бы упоминания, – ответил
я. – Буря в стакане воды!
Брови Анны
Васильевны изумленно поползли вверх.
–
Ты плохо себя чувствуешь? – заботливо
спросила она.
– Отнюдь! Не имею никаких
оснований для жалоб! – прозвучал мой
ответ. Меня отправили к врачу.
– Ну,
так какие у нас жалобы? – справилась
добрейшая Елизавета Матвеевна.
–
Самочувствие не оставляет желать
лучшего! – доложил я.
Манера говорить,
которую я выбрал с утра, оказалась
прилипчивой. Я уже сам был бы рад
освободиться от нее – не получалось.
–
Открой рот, покажи горло, скажи: а-а-а!
–
Почту за честь! – воскликнул я, хотя
терпеть не мог этой процедуры. А когда
Елизавета Матвеевна сообщила мне, что
горло чистое, я заметил, что не испытывал
ни малейших сомнений на сей предмет.
Тут она велела мне смерить температуру.
Температура оказалась нормальной, о
чем Елизавета Матвеевна сказала с явным
удивлением.
– Оснований для тревоги
нет и в помине! – прокомментировал я. –
Будет ли мне позволено вернуться на
урок?
– Ступай-ка ты лучше домой! –
сказала Елизавета Матвеевна. – Я тебе
освобождение напишу. Посиди денек-другой
дома. Отдохни. А главное – ничего не
читай! Я слышала, что ты очень много
читаешь.
– Это обстоятельство имеет
место! – сказал я, чувствуя, что впадаю
в иную стилистическую тональность, с
несколько канцелярским оттенком. Я
вышел из кабинета врача с запиской об
освобождении в руках, размышляя о
превратностях судьбы того, кто собирается
стать писателем. Едва начнешь
упражняться
в применении разнообразно окрашенных
слов и оборотов, как тебя сочтут
больным.
...Я пересек улицу Горького
напротив Музея Революции, немного не
дойдя до перекрестка.
«Интересно, кому
это свистят?» – с любопытством подумал
я. Оказалось, мне. Милиционер своей
волшебной палочкой проделал пасс,
который означал, что я должен вернуться
на тот тротуар, с которого сошел, и
подойти к нему. Я как загипнотизированный
поплелся туда, куда указывала палочка.
Когда
я приблизился к милиционеру, он, слегка
наклонившись ко мне, приложил руку к
шлему и спросил скорее благожелательно,
чем грозно:
– Нарушаем?
И я с ужасом
услышал свой ответ:
– Имело место! –
Канцелярская стилистическая волна
захватила меня и не отпускала.
– Что?
– переспросил милиционер.
– Нелегкая
попутала! – сказал я, стремясь сделать
свою речь не столько официальной, сколько
выразительной.
– Ты как со старшими
разговариваешь?! – возмутился милиционер,
на что я неожиданно для самого себя
ответил:
– Далек я был от мысли вас
обидеть! – с изумлением чувствуя, что
говорю ритмической прозой.
4
– Так!
И нарушаем, и еще издеваемся! – воскликнул
милиционер.
– Помилуйте! – в свою
очередь вскричал я. – Чем повод дал я
вам для этих подозрений?!
– ...Всегда
так говоришь? – с изумлением спросил
он.
Я отрицательно помотал головой.
–
Ну, скажи что-нибудь попросту!
– Желанье
ваше мне закон!
– Господи! – охнул
милиционер. – Ну, чеши домой!
И от этих
слов во мне что-то словно щелкнуло. «Чешу
домой!» – подумал я с облегчением. Когда
мне открыла дверь мама с обычным вопросом,
что в школе и почему я так рано, я
выпалил:
– Меня милиционер задержал!
Во-о! Дал духу! Потом отпустил! Я – драла!
Задал лататы!
– Что ты говоришь? Как
ты говоришь?! – простонала мама.
–
Неужели непонятно: дал стрекача! Я рано
потому, что доктор отпустил. Я говорю:
есть такое дело – и, не будь дурак, домой
во весь дух.
Мама слабым голосом
спросила:
– Что с тобой?
Потом она
тоже смотрела мне горло, мерила
температуру, собиралась идти в школу,
чтобы поговорить с Анной Васильевной.
А я как мог ее успокаивал:
– Куда, за
семь верст киселя хлебать! Все это ерунда
на постном масле.
...Когда со службы
вернулся папа, мама, не давая ему
раздеться, задержала в коридоре и что-то
долго и взволнованно сообщала ему.
–
О тебе говорят! – преданно доложил мне
младший брат Юра.
– Да, – промолвил я
многозначительно, – зашел я далеко! Что
ни скажу, нет веры мне. Все звук пустой!
Юрка
восхитился. А меня даже не позвали
ужинать, а отправили в постель,
предварительно дав валерьянки. Не знаю,
чем кончилась бы эта история, если бы
я, проснувшись утром, не сказал громко:
–
Есть как хочется!
И услышал радостный
Юрин возглас:
– Сережа выздоровел!
(По С.Львову)
6.Стилистический эксперимент. Анализ художественных текстов.
Слайд 4
А) «Роза».
У ручья
(выросла, вымахала) красавица Роза. На
ветку перед ней (сел, взгромоздился)
Соловей. С восхищением он (смотрел,
уставился) на Розу, (воспевая, расхваливая)
ее красоту. Соловьиные (трели, верещания)
звучали над ручьем, и тот (вторил,
поддакивал) им тихим (журчанием,
бульканьем).
Но пришла осень. (Опали,
отвалились) лепестки прекрасной Розы.
Ручей (унес, уволок) их вдаль, и (смолкла,
заглохла) соловьиная песня.
(А.Смирнов)
5
Задание:
1)Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочтите текст со вторым синонимом.
Что получилось?
2)В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?
3)Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй синоним?
Слайды 5-6.
Б) «Глаза»
Задание: 1)В данном тексте встретились синонимы к слову «глаза»: глазёнки, гляделки.
С какой целью использовал их автор?
2)Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?
3)Что, по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок, гляделок?
Слайд 7.
Глаза.
Были
глаза: черные, прекрасные. Взглянут –
и смотрят, и спрашивают. И были глазенки:
серые, плутоватые – все шмыгают, ни на
кого прямо не смотрят.
Спросили глаза:
–
Что вы бегаете? Чего ищете?
Забегали
глазенки, засуетились, говорят:
– Да
так себе, понемножечку, полегонечку,
нельзя – помилуйте, надо
же – сами
знаете.
И были гляделки: тусклые,
нахальные. Уставятся и глядят. Спросили
глаза:
– Что вы смотрите? Что
видите?
Скосились гляделки, закричали:
–
Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да
мы вас!
Искали глаза глаз таких же
прекрасных, не нашли и сомкнулись.
(Ф.Сологуб)
6
7.Редактирование текста (групповые письменные задания). «Что бы это значило?»
-А сейчас нужно будет потрудиться и применить полученные знания на практике. Вам необходимо отредактировать предложенный текст, попутно объяснив знаки препинания. при диалоге. (Раздаются задания на карточках).
Слайд 8.
Записка в дневнике
Уважаемые родители!
Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы.
Директор школы В.Петров
Слайд 9.
Записка сына, обращенная к матери
Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпромторга на сумму 33 (тридцать три) рубля 21 копейка.
Слайд 10.
Заявление служащей начальнику
Дорогой Иван Иванович!
Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им.
С
приветом, Ксения Петровна
25
сентября 1998 г.
7
Слайд 11.
Заявление директору фирмы от подчиненного
Знаете ли, мне нужно завтра в поликлинику к зубному – талончик взять. Сами небось понимаете, что на работу я вовремя никак не поспею. Петр Петрович, миленький, можно, я опоздаю? Я лучше вечером задержусь и все-все сделаю до конца, честное слово! А?
Семенов
Вопросы и задания
1.
Объясните, почему данные документы
вызывают смех.
2. Найдите ошибки ,
исправьте их соответственно официальному
стилю.
3. Напишите указанные учителем
документы и расскажите о законах их
составления и оформления.
Проверка творческого задания.
8.Подведение итогов урока.
-А теперь подведём итог: каждое из упражнений, которые мы выполняли, было предназначено вовсе не для развлечения, несмотря на внешнюю занимательность. Сегодня на уроке мы занимались очень сложной и кропотливой работой: мы учились чувствовать слово.
В.Солоухин писал: «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка. А в конечном счёте к уровню культуры».
Д/з (по выбору) Слайд 12
Письменный пересказ известной сказки в официально-деловом стиле или в форме диалога двух кумушек-соседок («Волк и семеро козлят», «Колобок»).
Список использованных источников:
1.Л.И.Новикова. Дидактические материалы о стилистике и культуре речи.
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100805
2.Д.Э.Розенталь. А как лучше сказать? М., Просвещение,2000 .
8
Агафонова Е.Е. г.Мамоново Калининградской области
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»