Адаптационное занятие в 10 классе
Краткое описание
Создать условия для формирования благоприятного психологического климата общения учащихся, укрепления навыков поведенческой саморегуляции. Проводить наблюдение поведенческих параметров с целью определения коммуникативных и деятельностных проблем учащихся.
Описание
Адаптационное занятие в 10 классе Пояснительная записка При изучении адаптации школьников к условиям обучения принят комплексный подход, основанный на представлениях о многоуровневой организации адаптационного процесса, поэтому используются разнообразные социометрические, психологические, физиологические, биохимические и клинические методы. У 10-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей действительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отношений и общения с одноклассниками и учителями. Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив. Игра рассчитана на старших подростков. Количество участников — 20–25 человек. Игра не требуют специально оборудованного помещения, главное — возможность разместить участников на стульях по кругу. Цели игры:Создать условия для формирования благоприятного психологического климата общения учащихся, укрепления навыков поведенческой саморегуляции… Проводить наблюдение поведенческих параметров с целью определения коммуникативных и деятельностных проблем учащихся. Задачи игры: · развитие способности наблюдать и понимать своеобразие других людей, интерпретировать и прогнозировать их поведение; · формирование умения убеждать собеседника, занимать активную, конструктивную позицию в общении; · формирование умения противостоять давлению группы; · способствовать становлению группового коллектива. · Помогать классным руководителям в изучении индивидуальных особенностей вновь прибывших детей с целью построения воспитательной траектории. Описание занятия Продолжительность игры: 40 мин.; 20 мин. Организационный момент, 5–7 мин. Инструктаж участников, 15 мин. Обсуждение результатов (рефлексия). Материал и оборудование Игровые жетоны для распределения ролей: синие (4 шт.) — продавцы; зеленый (2 шт.) — цыганки; красные (3 шт.) — люди «Х», оранжевые (13–18 шт.) — покупатели. Инструкция ведущего для покупателей, карточки-инструкции для продавцов, цыганки, людей «Х», текст «гадания» для цыганки, бонусы (денежная единица), «товары», надписи для торговых отделов: «парфюмерия», «продукты», «одежда (обувь)», «бытовая техника» или др., бумага, фломастеры. Для игры потребуется 2 стола (торговые лотки), для этапа обсуждения — стулья по числу участников. Участники получают жетоны: продавцов — 4 чел., цыганки — 2 чел., людей «Х» — 3 чел.; покупателей — остальные участники. Ведущий просит участников не разглашать без указания доставшуюся роль и сам не называет ролей, оперирует только названием цвета. Сначала он просит подойти тех, кому достались жетоны желтые, синие и зеленые. «Синим» выдаются фломастеры, бумага, надписи с названиями отделов, «товары» (можно использовать рисунки из рекламных журналов), инструкции, предлагается выбрать место в помещении. Затем выдается инструкция владельцам зеленого и красных жетонов. Затем ведущий раздает условные деньги (бонусы) владельцам оранжевых жетонов. К этому времени обычно продавцы заканчивают оборудование рабочих мест. Инструкция для покупателей Подготовительный этап Инструкция для продавцов (4 шт.) Оборудовать рабочее место — лоток, разложить товар, разместить вывеску, рекламу товара (использовать фломастеры, бумагу, готовые надписи), убедить покупателя купить именно ваш товар. Заработать как можно больше денег. Продать все товары. Только вы знаете цену товара — 3 бонуса. Бонусы со знаком «+» поддельные, их не принимать. Цену покупателю сообщать только после окончательного решения о покупке, сопровождаемого словом «беру». Товар отдавать только после проверки бонусов. Инструкция для цыганок Склонить покупателя к гаданию любым способом до принятия им решения о покупке, пока у него есть деньги. Убедить, что вы можете дать что-то гораздо более важное, чем покупка. Выманивать деньги в процессе гадания. Действовать можно по следующей схеме: — мотивировать клиента любым способом; деньги за гадание вначале можно не просить; — выбрать способ гадания: карты, линия руки, форма ушей, цвет глаз и т.д.; — прочитать текст гадания. В процессе общения выманить у клиента минимум один бонус, поставить на нем знак «+». Приблизительный текст гадания Ты — человек добрый и отзывчивый, но не всегда другие оценивают это должным образом. Ты стремишься к свободе и независимости, но тебе иногда ставят препятствия на пути. В последнее время ты испытываешь какое-то напряжение (ощущаешь, что потерял(а) что-то важное). Но наберись сил. Следующая неделя принесет тебе долгожданную удачу, которая приблизит исполнение твоего желания. Но опасайся человека с голубыми глазами, имеющего черную шнуровку. Он где-то рядом… Есть способ его обезоружить… Для этого положи белую бумажку на свою ладошку. Пусть в нее войдет проклятье. Это проклятье я сейчас сниму. (Нарисовать ручкой знак «+» на бонусе. С этого момента он ваш. Можете вернуть бонус владельцу.) Инструкция для людей «Х» (3 шт.) Ваша задача — под благовидным предлогом вынудить владельца денег сделать добровольное пожертвование в пользу «организации», которую вы рекламируете, представляете. Проявите максимум изобретательности. Вы можете предлагать даже участки на Луне или на другой планете. Вы можете организовать фонд поиска Атлантиды и ее несметных богатств или фонд защиты тушканчиков. Вы можете действовать в одиночку или объединиться. Можете искать себе союзников среди покупателей. Пожертвованные деньги можно не забирать, достаточно пометить их знаком «+». Ход занятия Итак, мы начинаем игру. Представьте себе городской рынок. Кроме продавцов и покупателей там могут быть и служители порядка, и зеваки, и гости города, и люди, пришедшие с какими-то своими целями. У кого есть деньги — тот может купить, у кого нет — просто посмотреть, прицениться. Задача покупателей (это все, кто получил условные деньги) — уйти с рынка с покупкой. Не торопитесь сразу покупать товар. Денег у вас хватит на одну покупку (любую). Присмотритесь, выберите то, что вам больше понравится. Решив купить, вы говорите слово «беру» и уже не можете изменить решение. После инструктажа продавцы занимают свои места. Игра начинается. Она идет спонтанно. Как только у кого-либо из продавцов будет реализована половина товара, можно начать обсуждение. Игра заканчивается этапом обсуждения. Вначале предоставляется слово продавцам (по очереди), затем покупателям, цыганкам, людям «Х». Опыт игры показывает, что если на явного вымогателя (обманщика) — цыганку у многих есть «иммунитет», то относительно людей «Х» картина несколько меняется. Здесь можно выйти на различные проблемы молодежи. Обсуждение дает участникам информацию о себе, ценный опыт независимо от итога (успеха–неуспеха) каждого игрока. Ведущий направляет обсуждение таким образом, чтобы каждый участник говорил о своих впечатлениях, чувствах, открытиях, избегая оценочных суждений относительно других участников. Индивидуальная работа После бурного обсуждения полученной информации ребята рисуют на листах те эмоции, которые у них вызвало занятие.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Психолог
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
17 октября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»