В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Проблемная лекция для родителей первоклассников «Ваш ребенок идет в 1 класс»

Проблемная лекция для родителей первоклассников «Ваш ребенок идет в 1 класс»

Наталья Гавриленко
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 7669
Краткое описание
сформировать у родителей первоклассников представления о периоде адаптации к школьному обучению, проанализировать в совместной деятельности возможные трудности адаптации и пути их профилактики.
Описание
Казенное учреждение «Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа VIIIвида» Проблемная лекция для родителей первоклассников «Ваш ребенок идет в 1 класс»

Подготовила:
педагог-психолог КУ «НКОШ VIII вида»
Гавриленко Н.А.
г. Нижневартовск, Тюменской обл., ХМАО-Югра Цель: сформировать у родителей первоклассников представления о периоде адаптации к школьному обучению, проанализировать в совместной деятельности возможные трудности адаптации и пути их профилактики. Задачи: ü Создание представлений о понятиях готовность к школьному обучению, адаптация ü Проанализировать структуру готовности к школе, найти элементы требующие особого внимания ü Создание условий для анализа родителями адаптационных трудностей и путей их профилактики Форма проведения мероприятия: проблемная лекция Материалы: бумага для записи, ручки, брошюры «Первый раз в первый класс», анкета обратной связи. Ход занятия: 1. Организационный момент (сбор участников) 2. Приветствие, предъявление темы лекции, вступительное слово психолога 3. Мини лекция «Готовность к обучению в школе ее структура» 4. Обсуждение структурных компонентов готовности к школе, определение приоритетных направлений работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья 5. Рекомендации «Как формировать готовность» 6. Мини лекция «Адаптация к школьному обучению» 7. Работа в микро группах «Симптомы дезадаптации» 8. Рекомендации «Помощь родителей, в период адаптации к школе» 9. Подведение итогов лекции (заключительное слово психолога, слова родителей, анкетирование удовлетворенности мероприятием) При подготовке круглого стола использованы следующие литературные источники: 1. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. — М., 2008. 2. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что стоит знать родителям будующих первоклассников. – СПб, 2008 СЦЕНАРНЫЙ ХОД Вступительное слово:«Вы и Ваш ребенок долго ждете этого дня, как праздника, готовитесь, покупаете нарядный костюм и школьные принадлежности. Вы ждете от школы только добрых впечатлений, новых знаний и друзей для Вашего ребенка… Но он, почему то, не разделяет Вашей радости. Приходит из школы гнусным, падает без сил, мало рассказывает о школе, капризничает или вовсе отказывается идти в школу. Любой из этих признаков достоин родительского волнения. Но что же происходит? Сегодня мы вместе постараемся ответить на этот вопрос и не только. Мы постараемся разобраться в таких понятиях как готовность к школе и школьная адаптация. Определим «маячки» опасности и способы их предотвращения.» Мини лекция «Готовность к обучению в школе ее структура» Как вы думаете что такое готовность? (отвечают родители) Да вы правы готовность это полное или частичное соответствие возможностей человека и требований той среды в которую он попадает. Говоря о «готовности к школе» специалисты, чаще всего, имеют ввиду уровень сформированности различных сфер психической деятельности. В соответствии с этими сферами выделяют структурные компоненты готовности к обучению.
Однако возникает ряд вопросов. Что в первую оче­редь необходимо развивать у будущего первоклассника? На что надо обращать внимание и учителю, и родителям, готовя ребенка к школе? Обсуждение структурных компонентов готовности к школе, определение приоритетных направлений работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья Трудно дать однозначный ответ на поставленные вопросы. Некоторые педагоги и родители считают, что прежде всего надо развивать познавательную сферу, то есть память, внимание, мышление. Другие признают доминирование волевой сферы, обращая основное вни­мание на развитие у будущего первоклассника таких во­левых качеств, как самостоятельность, организован­ность, инициативность и др. А зачастую многие взрослые стремятся дать ребенку ту базу, которая, на их взгляд, может стать трамплином для успешного обучения в шко­ле: учат их писать, читать, считать. Исходя из особенностей психофизиологического развития умственно отсталых детей, говорить о доминировании в структуре готовности к школе познавательного компонента нецелесообразно. Учащиеся с нарушением интеллекта приходят в школу познавательно неготовые, формирование познавательной сферы происходит на протяжении всего периода обучения. Поэтому особое внимание следует уделить волевому, эмоциональному и мотивационному компоненту готовности к школе. Эмоциональная сфера Эмоции и чувства — это переживание человеком сво­его отношения к людям, к поступкам и явлениям. Какие чувства и переживания возникнут у ребенка по отношению к школе, зависит прежде всего от настроя и эмоциональной подготовки школьников со стороны взрослых. Все родители стараются создать положительный настрой у своих детей. Однако практика показыва­ет, что многие дети старшего дошкольного возраста ис­пытывают лишь негативные эмоции по отношению к грядущему обучению в школе. В чем причина? Во-первых, родители, занимаясь с ребенком, не все­гда могут правильно выбрать темп, объем работы, и тог­да малыш, переутомившись, боится предстоящей нагруз­ки и, как следствие, отказывается заниматься. Во-вторых, во многих семьях разговоры о предстоя­щем обучении ведутся чуть ли не ежедневно в течение всего предшкольного года, что вызывает у ребенка тре­вогу и неуверенность в своих силах. В-третьих, зачастую родители, отчаявшись сделать из своего непоседы прилежного и послушного, удобного для них будущего школьника, сами провоцируют нега­тивное отношение не только к школе, но и к учителю. Некоторые из них заявляют: «Ничего, скоро в школу пойдешь — там тебе покажут. Попробуй там сказать, что не хочешь читать, — сразу двойку получишь». В-четвертых, некоторые родители, увлекаясь и идя на поводу у маленького ученика, формируют у него непра­вильное отношение к школьной оценке. Дошкольники, стремясь стать «большими», требуют взрослых ставить за выполненные задания «пятерки» и «четверки». В школе они сталкиваются с другой ситуацией — оценки могут быть и плохими — и разочаровываются в учебе. В-пятых, многие родители игнорируют тот факт, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возра­ста является игра, и резко меняют игровую деятельность на учебную. Ребенок, не готовый к такой перемене, час­то бунтует или, напротив, демонстрирует равнодушие к занятиям. Чтобы избежать подобных ошибок, взрослые, окру­жающие дошкольника, должны заботиться о его эмоци­ональном состоянии. Конечно, невозможно избежать не­гативных эмоций в нашей жизни, да и ни к чему. Лучше научить малыша понимать собственные чувства и эмо­ции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения. РЕКОМЕНДАЦИИ: 1. Попросите ребенка рассказать о том, что он чув­ствовал, когда вы пришли за ним в детский сад раньше (позже), чем обещали.
2. Спросите ребенка, что, по его мнению, чувство­ вал его друг, когда ему подарили книжку.
3. Рассматривая вместе с ребенком журнал, газету, обратите его внимание на изображения людей и спросите, какое настроение у человека на фото­графии. Пусть ребенок подумает, какие события вызвали у него те или иные эмоции.
4. Читая ребенку книгу, прервите чтение, спросите, что могли чувствовать герои рассказа, сказки в конкретный момент. Например, что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане. И неожиданный вопрос: «А что чувствовала Маль­вина, когда наказала таким образом деревянно­го мальчика?». Уверяем вас, в ответах на подобные вопросы вы услышите много полезного и любопытного для себя.
5. Потренируйтесь по очереди с ребенком в спосо­бах проявления различных эмоций (удивление, страх, гнев и др.) Спросите, как можно выразить, например, радость: только ли смехом и улыбкой? Пусть ребенок попробует объяснить, чем сопро­вождается каждая эмоция — жесты, мимика, поза, интонация голоса и т. д.
Волевая сфера Любые действия человека носят произвольный или непроизвольный характер. Произвольные действия осу­ществляются под контролем сознания, они требуют оп­ределенных усилий, направленных на достижение по­ставленной цели. Непроизвольное поведение предста­вляет собой импульсивные и неосознанные действия, ко­торые не направлены на достижение цели. Главная функция воли — сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выраженная в уме­нии преодолевать внутренние и внешние препятствия, стоящие на пути к цели. Волевые качества, необходимые школьнику, — це­леустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и др. являются предпосылкой форми­рования дисциплинированности, способности регулиро­вать и соотносить свои желания с условиями жизни. Ре­бенку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке в течение 45 минут, не выкрикивать с места ответ на вопрос учителя, выполнять домашнее за­дание. Вот почему, готовя ребенка к школе, так необхо­димо уделять внимание не только и не столько формиро­ванию навыков чтения, письма и счета, сколько формированию волевых качеств. Однако, воспитывая в ребенке самостоятельность, организованность, очень важно учитывать его возмож­ности, возрастные и индивидуальные особенности. При несоответствии требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям могут возникнуть проблемы во взаи­моотношениях между ребенком и взрослым, а в отдель­ных случаях — психосоматические проблемы 1. Договоритесь с ребенком заранее, о том, что если вы произнесете, например, слово «барбарис» (или любое другое), он должен немедленно заме­реть, что бы ни делал в этот момент. 2. Обращайте внимание ребенка на обязательность точного выполнения инструкций как в игре, так и в жизни.
3. Если вы хотите, чтобы ребенок привык самостоя­тельно выполнять ваши поручения, ежедневно утром (или с вечера) готовьте вместе с ним спи­сок дел на весь день. Если ребенок пока еще не умеет читать, список может быть составлен с по­мощью рисунков.
4. Можно поиграть с ребенком в молчанку: в тече­ние 2-3 минут предложите ему не разговаривать.
5. Игра «Да и нет не говорите» — отличный способ развития волевых качеств ребенка.

Мотивационная сфера Давайте представим себе мотивационную сферу ре­бенка в виде дерева, у которого есть ствол, ветви и, ко­нечно, корни, уходящие в землю и невидимые нами. Нас радуют послушные дети, которые хорошо учатся, любят школу и своих учителей. Интересные книжки, общение с товарищами, оценки, система наград и наказаний — это те стимулы, которые создают видимую часть этого дерева, называемую внешняя мотивация. Но «под зем­лей» находится внутренняя мотивация, которая руково­дит действиями ребенка, побуждая его узнавать новое, применять эти новые знания на практике и, наконец, просто любить учиться. Что же происходит во внутрен­нем мотивационном диалоге, который непрестанно ведут в человеке «хочу» и «надо»? Например, очень хочется посмотреть мультфильмы по телевизору, поиграть на компьютере или просто погулять, но надо написать две строчки в прописи, выучить состав числа «пять», почи­тать. Что победит: «хочу» или «надо»? И это «надо» бу­дет исходить от взрослого (родителя, учителя), и ребе­нок ему подчинится или оно станет внутренней потребностью маленького, а затем и большого ученика? Уже в четыре года ребенок начинает осознавать свои желания и потребности, они неоднозначны по степени своей важности для малыша. Появляются устойчивые интересы и предпочтения. По словам Е. П. Ильина [2003], у ребенка складывается индивидуальная мотивационная система. Итак, мы на пороге первого класса. Каковы же ос­новные мотивы посещения школы у шести-семилетних детей (не будем путать их с мотивами обучения, то есть получения новых знаний)? Я пойду в школу, потому что (мотив посещения шко­лы): «буду как мои друзья-школьники»;
«хочу в школу, потому что там все большие, а в детском саду маленькие»;
« буду там играть с мальчишками и девчонками »;
«мне купят рюкзак, новые карандаши, пенал и красивые тетради»;

«пойду в школу, потому, что мама так сказала».
Я люблю учиться, потому что (мотив обучения):
« мне нравится узнавать новое »;
« учительница интересно рассказывает »;
«люблю получать хорошие оценки»;

«когда я хорошо учусь, меня хвалят мама и папа (за плохие — соответственно ругают)»;
«если я буду хорошо учиться, то мне купят новый компьютер и подарят собаку».
Как правило, различные комбинации данных моти­вов (внешних и внутренних) создают общий мотивационный фон посещения школы и получения новых зна­ний. В течение учебного года одни из них становятся слабее, другие сильнее. И как результат — ребенок с ра­достью бежит в школу или, наоборот, ищет причину ос­таться дома. ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ Необходимо время для того, чтобы организм маленького ученика привык к измене­нию ритма жизни, к смене основной деятельности (иг­ровой на учебную), ограничению двигательной активно­сти. Изменяется и характер взаимоотношений ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Возникает не­обходимость соблюдать школьный распорядок и дисцип­лину. Приспособление организма ребенка к изменив­шимся условиям происходит постепенно. Потребуется не день и даже не неделя для адаптации маленького учени­ка к школе. И родители и учителя могут оказать ребен­ку помощь в привыкании к новому ритму и правилам школьной жизни. Существуют понятия физиологической и социаль­ной адаптации ребенка к школе. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ Период физиологической адаптации составляет око­ло пяти-шести недель, то есть продолжается до 10-15 ок­тября. Особенно трудны для организма ребенка первые две-три учебные недели, они характеризуются значительным напряжением практически всех систем организма. Если выбранная родителями программа обучения не соответ­ствует возрастному развитию ребенка, его физическим иинтеллектуальным возможностям, то уже в первые неде­ли обучения можно наблюдать резкое падение учебной ак­тивности и снижение работоспособности первоклассника. Данную фазу физиологической адаптации М. М. Безруких называет этапом «физиологической бури». Прошло пять-шесть недель обучения, и только теперь снижается напряжение центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы организма ребенка, стано­вятся более стабильными показатели учебной работоспо­собности. Однако общее состояние организма маленького ученика зависит от того, с каким «букетом» соматических проблем он появился на пороге школы. Легче адаптиру­ются к умственной и физической нагрузкам здоровые дети с гармоничным физическим развитием. СИМПТОМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ. Это могут быть двигательное возбуждение или затормо­женность, частая смена настроения, плаксивость, раз­дражительность, нежелание идти в школу или ложить­ся спать, жалобы на головную боль, нарушение сна, провокационное поведение (непослушание, агрессивные вспышки). Если вас беспокоят такие проявления в пове­дении ребенка уже в первые месяцы обучения в школе, лучше обратиться к врачу, а при необходимости и к школьному психологу. Попросите совета у «старших» родителей, чьи дети уже закончили первый класс. По­могите своему ребенку и себе избежать ненужных про­блем. Обязательно задайте специалисту все интересую­щие вас вопросы. Внимательно наблюдайте за здоровьем ребенка в те­чение всего периода обучения в первом классе. СОЦИАЛЬНАЯ Начало учебы в школе — это не только уроки (где, несомненно, важен личный контакт ребенка с учителем), но и перемены, а значит, общение и дружба с детьми, ко­торые учатся вместе с вашим ребенком. У многих детей на момент поступления в первый класс уже сформиро­вана внутренняя социальная позиция: «Я — школьник». Осознание этой позиции помогает ребенку принять тре­бования учителя, правила школьной дисциплины, рас­порядок дня и новые взаимоотношения со сверстника­ми.По данным М. М. Безруких, по характеру адаптации к школе выделяют три группы детей: с легкой адаптаци­ей (происходит в течение первой четверти), адаптацией средней тяжести (в течение первого полугодия) и тяже­лой адаптацией (возможны нарушения в состоянии здо­ровья и социальная дезадаптация, усиливающиеся к концу учебного года). СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: 1. Прежде всего оказывать поддержку ребенку в его де­лах, вселять в него уверенность, что вы верите в него, в его силы, а при необходимости всегда приде­те на помощь.
2. Выслушивайте все рассказы ребенка о школе, а если он не рассказывает сам или рассказывает мало — рас­спрашивайте его. Если ему трудно выделить главное
(чем стоит поделиться с вами), задавайте конкретные вопросы, на которые легче ответить. Обсуждайте школьные дела ребенка и свои рабочие проблемы со всей семьей, например за ежедневным вечерним чаем.
3. Не сводите беседу к примитивным вопросам, каса­ющимся питания, количества уроков. Постарайтесь выяснить, с кем ребенок играл и в какие игры, как провел перемену, что за день ему больше всего по­нравилось, что вызвало переживания.
4. Приобщать ребенка к самостоятельности постепен­но, не обрушивая на него непосильную нагрузку.
5. Если ребенок пока еще не в состоянии выполнять уроки сам, постарайтесь, чтобы необходимая ему помощь с каждым разом становилась все менее су­щественной.
6. Поощряйте любые попытки ребенка проявить само­стоятельность, рассказывайте о таких его действи­ях членам семьи.
7. Соблюдайте режим дня. Если необходимо — выде­лите время для дневного сна или хотя бы пассивно­го отдыха. После школы желательна прогулка, и только после нее можно приступать к урокам.
8. Помогите организовать пространство и время, осо­бенно при выполнении домашних заданий. Выясни­те, когда у ребенка высокая работоспособность, и в соответствии с этим определите благоприятные пе­риоды для выполнения домашнего задания.
9. Помогите ребенку определить удобные для него спо­собы выполнения различных заданий, научите ис­пользовать их как дома, так и в классе.
10. Постарайтесь в первые минуты встречи не спраши­вать ребенка, какие оценки он получил в школе. Иначе он может подумать, что главное для вас — не он сам, а его успехи.

11. Постарайтесь спокойно относиться к «плохим» оценкам (вернее, к тем, которые не нравятся вам), не упрекайте ребенка, не заставляйте его в наказа­ние дополнительно заниматься.
12. Следите за состоянием здоровья ребенка. Если на­ лицо признаки утомления и даже переутомления, постарайтесь уменьшить нагрузку, а в сложных слу­чаях — обратитесь к врачу.
13. Перед сном не устраивайте шумных игр, серьезных разговоров, не наказывайте ребенка. Лучше поси­дите с ним, почитайте вслух, выразите надежду на то, что завтрашний день принесет удачу вам и ва­шему ребенку!

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Анкета обратная связь.doc Скачать

Представьтесь , пожалуйста____________________________________________________

Название мероприятия, в котором Вы принимали участие________________________

______________________________________________________________________________

Чего Вы ожидали от мероприятия?_____________________________________________

______________________________________________________________________________

Что Вам больше всего запомнилось?____________________________________________

______________________________________________________________________________

Какова польза данного мероприятия для Вас лично?_____________________________

______________________________________________________________________________

Что бы Вам хотелось изменить на данном мероприятии?__________________________

______________________________________________________________________________

Хотелось бы Вам еще раз принять участия в мероприятии подобного плана?________

Ваши предложения и пожелания организаторам__________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Представьтесь , пожалуйста____________________________________________________

Название мероприятия, в котором Вы принимали участие________________________

______________________________________________________________________________

Чего Вы ожидали от мероприятия?_____________________________________________

______________________________________________________________________________

Что Вам больше всего запомнилось?____________________________________________

______________________________________________________________________________

Какова польза данного мероприятия для Вас лично?_____________________________

______________________________________________________________________________

Что бы Вам хотелось изменить на данном мероприятии?__________________________

______________________________________________________________________________

Хотелось бы Вам еще раз принять участия в мероприятии подобного плана?________

Ваши предложения и пожелания организаторам__________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Представьтесь , пожалуйста____________________________________________________

Название мероприятия, в котором Вы принимали участие________________________

______________________________________________________________________________

Чего Вы ожидали от мероприятия?_____________________________________________

______________________________________________________________________________

Что Вам больше всего запомнилось?____________________________________________

______________________________________________________________________________

Какова польза данного мероприятия для Вас лично?_____________________________

______________________________________________________________________________

Что бы Вам хотелось изменить на данном мероприятии?__________________________

______________________________________________________________________________

Хотелось бы Вам еще раз принять участия в мероприятии подобного плана?________

Ваши предложения и пожелания организаторам__________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________




БЛАНК приглашениt.doc Скачать



Уважаемая (мый) ______________________________________________________

Приглашаем Вас на собрание

по теме: «Ваш ребенок идет в первый класс»

Мы ждем Вас 10 сентября в 18.00 в кабинете 308 (3 этаж).

Педагог – психолог начальных классов

Наталья Александровна


Если Вы, по каким либо причинам, не можете посетить мероприятие, прошу заранее сообщить об этом и назначить индивидуальную консультацию в удобное Вам время.

Телефон для связи: 89224222473 (с 12.00 до 16.00)


Уважаемая (мый) ______________________________________________________

Приглашаем Вас на собрание

по теме: «Ваш ребенок идет в первый класс»

Мы ждем Вас 10 сентября в 18.00 в кабинете 308 (3 этаж).

Педагог – психолог начальных классов

Наталья Александровна


Если Вы, по каким либо причинам, не можете посетить мероприятие, прошу заранее сообщить об этом и назначить индивидуальную консультацию в удобное Вам время.

Телефон для связи: 89224222473 (с 12.00 до 16.00)


Уважаемая (мый) ______________________________________________________

Приглашаем Вас на собрание

по теме: «Ваш ребенок идет в первый класс»

Мы ждем Вас 10 сентября в 18.00 в кабинете 308 (3 этаж).

Педагог – психолог начальных классов

Наталья Александровна


Если Вы, по каким либо причинам, не можете посетить мероприятие, прошу заранее сообщить об этом и назначить индивидуальную консультацию в удобное Вам время.

Телефон для связи: 89224222473 (с 12.00 до 16.00)

Уважаемая (мый) ______________________________________________________

Приглашаем Вас на собрание

по теме: «Ваш ребенок идет в первый класс»

Мы ждем Вас 10 сентября в 18.00 в кабинете 308 (3 этаж).

Педагог – психолог начальных классов

Наталья Александровна


Если Вы, по каким либо причинам, не можете посетить мероприятие, прошу заранее сообщить об этом и назначить индивидуальную консультацию в удобное Вам время.

Телефон для связи: 89224222473 (с 12.00 до 16.00)


план проведения.doc Скачать

Казенное учреждение «Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»

Проблемная лекция для родителей первоклассников

«Ваш ребенок идет в 1 класс»




Подготовила:

педагог-психолог КУ «НКОШ VIII вида»

Гавриленко Н.А.








г. Нижневартовск,

Тюменской обл., ХМАО-Югра

Цель: сформировать у родителей первоклассников представления о периоде адаптации к школьному обучению, проанализировать в совместной деятельности возможные трудности адаптации и пути их профилактики.

Задачи:

  • Создание представлений о понятиях готовность к школьному обучению, адаптация

  • Проанализировать структуру готовности к школе, найти элементы требующие особого внимания

  • Создание условий для анализа родителями адаптационных трудностей и путей их профилактики

Форма проведения мероприятия: проблемная лекция

Материалы: бумага для записи, ручки, брошюры «Первый раз в первый класс», анкета обратной связи.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (сбор участников)

  2. Приветствие, предъявление темы лекции, вступительное слово психолога

  3. Мини лекция «Готовность к обучению в школе ее структура»

  4. Обсуждение структурных компонентов готовности к школе, определение приоритетных направлений работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

  5. Рекомендации «Как формировать готовность»

  6. Мини лекция «Адаптация к школьному обучению»

  7. Работа в микро группах «Симптомы дезадаптации»

  8. Рекомендации «Помощь родителей, в период адаптации к школе»

  9. Подведение итогов лекции (заключительное слово психолога, слова родителей, анкетирование удовлетворенности мероприятием)


При подготовке круглого стола использованы следующие литературные источники:

  1. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. - М., 2008.

  2. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что стоит знать родителям будующих первоклассников. – СПб, 2008


СЦЕНАРНЫЙ ХОД

Вступительное слово: «Вы и Ваш ребенок долго ждете этого дня, как праздника, готовитесь, покупаете нарядный костюм и школьные принадлежности. Вы ждете от школы только добрых впечатлений, новых знаний и друзей для Вашего ребенка… Но он, почему то, не разделяет Вашей радости. Приходит из школы гнусным, падает без сил, мало рассказывает о школе, капризничает или вовсе отказывается идти в школу. Любой из этих признаков достоин родительского волнения. Но что же происходит?

Сегодня мы вместе постараемся ответить на этот вопрос и не только. Мы постараемся разобраться в таких понятиях как готовность к школе и школьная адаптация. Определим «маячки» опасности и способы их предотвращения.»


Мини лекция «Готовность к обучению в школе ее структура»

Как вы думаете что такое готовность? (отвечают родители)

Да вы правы готовность это полное или частичное соответствие возможностей человека и требований той среды в которую он попадает. Говоря о «готовности к школе» специалисты, чаще всего, имеют ввиду уровень сформированности различных сфер психической деятельности.

В соответствии с этими сферами выделяют структурные компоненты готовности к обучению.

Однако возникает ряд вопросов. Что в первую оче­редь необходимо развивать у будущего первоклассника? На что надо обращать внимание и учителю, и родителям, готовя ребенка к школе?

Обсуждение структурных компонентов готовности к школе, определение приоритетных направлений работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Трудно дать однозначный ответ на поставленные вопросы. Некоторые педагоги и родители считают, что прежде всего надо развивать познавательную сферу, то есть память, внимание, мышление. Другие признают доминирование волевой сферы, обращая основное вни­мание на развитие у будущего первоклассника таких во­левых качеств, как самостоятельность, организован­ность, инициативность и др. А зачастую многие взрослые стремятся дать ребенку ту базу, которая, на их взгляд, может стать трамплином для успешного обучения в шко­ле: учат их писать, читать, считать.

Исходя из особенностей психофизиологического развития умственно отсталых детей, говорить о доминировании в структуре готовности к школе познавательного компонента нецелесообразно. Учащиеся с нарушением интеллекта приходят в школу познавательно неготовые, формирование познавательной сферы происходит на протяжении всего периода обучения.

Поэтому особое внимание следует уделить волевому, эмоциональному и мотивационному компоненту готовности к школе.

Эмоциональная сфера

Эмоции и чувства — это переживание человеком сво­его отношения к людям, к поступкам и явлениям. Какие чувства и переживания возникнут у ребенка по отношению к школе, зависит прежде всего от настроя и эмоциональной подготовки школьников со стороны взрослых. Все родители стараются создать положительный настрой у своих детей.

Однако практика показыва­ет, что многие дети старшего дошкольного возраста ис­пытывают лишь негативные эмоции по отношению к грядущему обучению в школе. В чем причина?

Во-первых, родители, занимаясь с ребенком, не все­гда могут правильно выбрать темп, объем работы, и тог­да малыш, переутомившись, боится предстоящей нагруз­ки и, как следствие, отказывается заниматься.

Во-вторых, во многих семьях разговоры о предстоя­щем обучении ведутся чуть ли не ежедневно в течение всего предшкольного года, что вызывает у ребенка тре­вогу и неуверенность в своих силах.

В-третьих, зачастую родители, отчаявшись сделать из своего непоседы прилежного и послушного, удобного для них будущего школьника, сами провоцируют нега­тивное отношение не только к школе, но и к учителю. Некоторые из них заявляют: «Ничего, скоро в школу пойдешь — там тебе покажут. Попробуй там сказать, что не хочешь читать, — сразу двойку получишь».

В-четвертых, некоторые родители, увлекаясь и идя на поводу у маленького ученика, формируют у него непра­вильное отношение к школьной оценке. Дошкольники, стремясь стать «большими», требуют взрослых ставить за выполненные задания «пятерки» и «четверки». В школе они сталкиваются с другой ситуацией — оценки могут быть и плохими — и разочаровываются в учебе.

В-пятых, многие родители игнорируют тот факт, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возра­ста является игра, и резко меняют игровую деятельность на учебную. Ребенок, не готовый к такой перемене, час­то бунтует или, напротив, демонстрирует равнодушие к занятиям.

Чтобы избежать подобных ошибок, взрослые, окру­жающие дошкольника, должны заботиться о его эмоци­ональном состоянии. Конечно, невозможно избежать не­гативных эмоций в нашей жизни, да и ни к чему. Лучше научить малыша понимать собственные чувства и эмо­ции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Попросите ребенка рассказать о том, что он чув­ствовал, когда вы пришли за ним в детский сад раньше (позже), чем обещали.

  2. Спросите ребенка, что, по его мнению, чувство­ вал его друг, когда ему подарили книжку.

  3. Рассматривая вместе с ребенком журнал, газету, обратите его внимание на изображения людей и спросите, какое настроение у человека на фото­графии. Пусть ребенок подумает, какие события вызвали у него те или иные эмоции.

  4. Читая ребенку книгу, прервите чтение, спросите, что могли чувствовать герои рассказа, сказки в конкретный момент. Например, что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане. И неожиданный вопрос: «А что чувствовала Маль­вина, когда наказала таким образом деревянно­го мальчика?». Уверяем вас, в ответах на подобные вопросы вы услышите много полезного и любопытного для себя.

  5. Потренируйтесь по очереди с ребенком в спосо­бах проявления различных эмоций (удивление, страх, гнев и др.) Спросите, как можно выразить, например, радость: только ли смехом и улыбкой? Пусть ребенок попробует объяснить, чем сопро­вождается каждая эмоция — жесты, мимика, поза, интонация голоса и т. д.


Волевая сфера

Любые действия человека носят произвольный или непроизвольный характер. Произвольные действия осу­ществляются под контролем сознания, они требуют оп­ределенных усилий, направленных на достижение по­ставленной цели. Непроизвольное поведение предста­вляет собой импульсивные и неосознанные действия, ко­торые не направлены на достижение цели.

Главная функция воли — сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выраженная в уме­нии преодолевать внутренние и внешние препятствия, стоящие на пути к цели.

Волевые качества, необходимые школьнику, — це­леустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и др. являются предпосылкой форми­рования дисциплинированности, способности регулиро­вать и соотносить свои желания с условиями жизни. Ре­бенку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке в течение 45 минут, не выкрикивать с места ответ на вопрос учителя, выполнять домашнее за­дание. Вот почему, готовя ребенка к школе, так необхо­димо уделять внимание не только и не столько формиро­ванию навыков чтения, письма и счета, сколько формированию волевых качеств.

Однако, воспитывая в ребенке самостоятельность, организованность, очень важно учитывать его возмож­ности, возрастные и индивидуальные особенности. При несоответствии требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям могут возникнуть проблемы во взаи­моотношениях между ребенком и взрослым, а в отдель­ных случаях — психосоматические проблемы

  1. Договоритесь с ребенком заранее, о том, что если вы произнесете, например, слово «барбарис» (или любое другое), он должен немедленно заме­реть, что бы ни делал в этот момент.

  2. Обращайте внимание ребенка на обязательность точного выполнения инструкций как в игре, так и в жизни.

  3. Если вы хотите, чтобы ребенок привык самостоя­тельно выполнять ваши поручения, ежедневно утром (или с вечера) готовьте вместе с ним спи­сок дел на весь день. Если ребенок пока еще не умеет читать, список может быть составлен с по­мощью рисунков.

  4. Можно поиграть с ребенком в молчанку: в тече­ние 2-3 минут предложите ему не разговаривать.

  5. Игра «Да и нет не говорите» — отличный способ развития волевых качеств ребенка.


Мотивационная сфера

Давайте представим себе мотивационную сферу ре­бенка в виде дерева, у которого есть ствол, ветви и, ко­нечно, корни, уходящие в землю и невидимые нами. Нас радуют послушные дети, которые хорошо учатся, любят школу и своих учителей. Интересные книжки, общение с товарищами, оценки, система наград и наказаний — это те стимулы, которые создают видимую часть этого дерева, называемую внешняя мотивация. Но «под зем­лей» находится внутренняя мотивация, которая руково­дит действиями ребенка, побуждая его узнавать новое, применять эти новые знания на практике и, наконец, просто любить учиться. Что же происходит во внутрен­нем мотивационном диалоге, который непрестанно ведут в человеке «хочу» и «надо»? Например, очень хочется посмотреть мультфильмы по телевизору, поиграть на компьютере или просто погулять, но надо написать две строчки в прописи, выучить состав числа «пять», почи­тать. Что победит: «хочу» или «надо»? И это «надо» бу­дет исходить от взрослого (родителя, учителя), и ребе­нок ему подчинится или оно станет внутренней потребностью маленького, а затем и большого ученика? Уже в четыре года ребенок начинает осознавать свои желания и потребности, они неоднозначны по степени своей важности для малыша. Появляются устойчивые интересы и предпочтения. По словам Е. П. Ильина [2003], у ребенка складывается индивидуальная мотивационная система.

Итак, мы на пороге первого класса. Каковы же ос­новные мотивы посещения школы у шести-семилетних детей (не будем путать их с мотивами обучения, то есть получения новых знаний)?

Я пойду в школу, потому что (мотив посещения шко­лы):

  • «буду как мои друзья-школьники»;

  • «хочу в школу, потому что там все большие, а в детском саду маленькие»;

  • « буду там играть с мальчишками и девчонками »;

  • «мне купят рюкзак, новые карандаши, пенал и красивые тетради»;


  • «пойду в школу, потому, что мама так сказала».

  • Я люблю учиться, потому что (мотив обучения):

  • « мне нравится узнавать новое »;

  • « учительница интересно рассказывает »;

  • «люблю получать хорошие оценки»;


  • «когда я хорошо учусь, меня хвалят мама и папа (за плохие — соответственно ругают)»;

  • «если я буду хорошо учиться, то мне купят новый компьютер и подарят собаку».

Как правило, различные комбинации данных моти­вов (внешних и внутренних) создают общий мотивационный фон посещения школы и получения новых зна­ний. В течение учебного года одни из них становятся слабее, другие сильнее. И как результат — ребенок с ра­достью бежит в школу или, наоборот, ищет причину ос­таться дома.


ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ


Необходимо время для того, чтобы организм маленького ученика привык к измене­нию ритма жизни, к смене основной деятельности (иг­ровой на учебную), ограничению двигательной активно­сти. Изменяется и характер взаимоотношений ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Возникает не­обходимость соблюдать школьный распорядок и дисцип­лину. Приспособление организма ребенка к изменив­шимся условиям происходит постепенно. Потребуется не день и даже не неделя для адаптации маленького учени­ка к школе. И родители и учителя могут оказать ребен­ку помощь в привыкании к новому ритму и правилам школьной жизни.

Существуют понятия физиологической и социаль­ной адаптации ребенка к школе.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

Период физиологической адаптации составляет око­ло пяти-шести недель, то есть продолжается до 10-15 ок­тября.

Особенно трудны для организма ребенка первые две-три учебные недели, они характеризуются значительным напряжением практически всех систем организма. Если выбранная родителями программа обучения не соответ­ствует возрастному развитию ребенка, его физическим и интеллектуальным возможностям, то уже в первые неде­ли обучения можно наблюдать резкое падение учебной ак­тивности и снижение работоспособности первоклассника. Данную фазу физиологической адаптации М. М. Безруких называет этапом «физиологической бури».

Прошло пять-шесть недель обучения, и только теперь снижается напряжение центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы организма ребенка, стано­вятся более стабильными показатели учебной работоспо­собности. Однако общее состояние организма маленького ученика зависит от того, с каким «букетом» соматических проблем он появился на пороге школы. Легче адаптиру­ются к умственной и физической нагрузкам здоровые дети с гармоничным физическим развитием.

СИМПТОМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Это могут быть двигательное возбуждение или затормо­женность, частая смена настроения, плаксивость, раз­дражительность, нежелание идти в школу или ложить­ся спать, жалобы на головную боль, нарушение сна, провокационное поведение (непослушание, агрессивные вспышки). Если вас беспокоят такие проявления в пове­дении ребенка уже в первые месяцы обучения в школе, лучше обратиться к врачу, а при необходимости и к школьному психологу. Попросите совета у «старших» родителей, чьи дети уже закончили первый класс. По­могите своему ребенку и себе избежать ненужных про­блем. Обязательно задайте специалисту все интересую­щие вас вопросы.

Внимательно наблюдайте за здоровьем ребенка в те­чение всего периода обучения в первом классе.


СОЦИАЛЬНАЯ

Начало учебы в школе — это не только уроки (где, несомненно, важен личный контакт ребенка с учителем), но и перемены, а значит, общение и дружба с детьми, ко­торые учатся вместе с вашим ребенком. У многих детей на момент поступления в первый класс уже сформиро­вана внутренняя социальная позиция: «Я — школьник». Осознание этой позиции помогает ребенку принять тре­бования учителя, правила школьной дисциплины, рас­порядок дня и новые взаимоотношения со сверстника­ми. По данным М. М. Безруких, по характеру адаптации к школе выделяют три группы детей: с легкой адаптаци­ей (происходит в течение первой четверти), адаптацией средней тяжести (в течение первого полугодия) и тяже­лой адаптацией (возможны нарушения в состоянии здо­ровья и социальная дезадаптация, усиливающиеся к концу учебного года).



СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

  1. Прежде всего оказывать поддержку ребенку в его де­лах, вселять в него уверенность, что вы верите в него, в его силы, а при необходимости всегда приде­те на помощь.

  2. Выслушивайте все рассказы ребенка о школе, а если он не рассказывает сам или рассказывает мало — рас­спрашивайте его. Если ему трудно выделить главное
    (чем стоит поделиться с вами), задавайте конкретные вопросы, на которые легче ответить. Обсуждайте школьные дела ребенка и свои рабочие проблемы со всей семьей, например за ежедневным вечерним чаем.

  3. Не сводите беседу к примитивным вопросам, каса­ющимся питания, количества уроков. Постарайтесь выяснить, с кем ребенок играл и в какие игры, как провел перемену, что за день ему больше всего по­нравилось, что вызвало переживания.

  4. Приобщать ребенка к самостоятельности постепен­но, не обрушивая на него непосильную нагрузку.

  5. Если ребенок пока еще не в состоянии выполнять уроки сам, постарайтесь, чтобы необходимая ему помощь с каждым разом становилась все менее су­щественной.

  6. Поощряйте любые попытки ребенка проявить само­стоятельность, рассказывайте о таких его действи­ях членам семьи.

  7. Соблюдайте режим дня. Если необходимо — выде­лите время для дневного сна или хотя бы пассивно­го отдыха. После школы желательна прогулка, и только после нее можно приступать к урокам.

  8. Помогите организовать пространство и время, осо­бенно при выполнении домашних заданий. Выясни­те, когда у ребенка высокая работоспособность, и в соответствии с этим определите благоприятные пе­риоды для выполнения домашнего задания.

  9. Помогите ребенку определить удобные для него спо­собы выполнения различных заданий, научите ис­пользовать их как дома, так и в классе.

  10. Постарайтесь в первые минуты встречи не спраши­вать ребенка, какие оценки он получил в школе. Иначе он может подумать, что главное для вас — не он сам, а его успехи.


  1. Постарайтесь спокойно относиться к «плохим» оценкам (вернее, к тем, которые не нравятся вам), не упрекайте ребенка, не заставляйте его в наказа­ние дополнительно заниматься.

  2. Следите за состоянием здоровья ребенка. Если на­ лицо признаки утомления и даже переутомления, постарайтесь уменьшить нагрузку, а в сложных слу­чаях — обратитесь к врачу.

  3. Перед сном не устраивайте шумных игр, серьезных разговоров, не наказывайте ребенка. Лучше поси­дите с ним, почитайте вслух, выразите надежду на то, что завтрашний день принесет удачу вам и ва­шему ребенку!


1 класс.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос