Выступление на педагогическом совете на тему "Проблемы успеваемости. О необходимости смены каналов восприятия."
Выступление на педагогическом совете на тему: Проблемы успеваемости. О необходимости смены каналов восприятия.
Подготовила:
педагог-психолог КУ «НКОШ VIII вида»
Гавриленко Н.А.
г. Нижневартовск, Тюменской обл., ХМАО-Югра Проблемы успеваемости. О необходимости смены каналов восприятия в ходе урока. Выделяют три группы трудностей в обучении, в зависимости от причин данных трудностей: Первая группа трудностей связана с недостатками интеллектуального развития, вызванных задержкой психического развития, дефектами головного мозга, неврологическими особенностями.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями личности учащегося, недостаточной мотивацией к учебной деятельности, наличием акцентуированных черт личности, особенностями темперамента.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
Вне зависимости от психологических причин трудностей в обучении педагогу приходится обращать внимание на особенности восприятия учащимися учебного материала, ведущие каналы восприятия. В зависимости от ведущей системы восприятия все люди делятся на «визуалов» — это те, кто прежде всего видит предмет, событие или явление, «аудиалов» -люди, которым важно слушать, «кинестетиков» — это люди чувств, и они воспринимают большую часть информации об окружающем мире через свои эмоции. Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия
Внешние проявления поведения | «Визуалы» | «Кинестетики» | «Аудиалы» |
Слова | Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу | Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий | Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих |
Поза | Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты | Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены | Голова наклонена вбок |
Телодвижения | Движения скованы, судорожны | Движения свободные, плавные | Движения то скованы, то свободны |
Дыхание | Высокое, грудное | Низкое, брюшное | В полном объеме |
Тембр, сила, темп голоса | Высокий, чистый, быстрый, громкий | Низкий, медленный, мягкий | Мелодичный, ритмичный, меняющийся |
Направление взгляда | Над окружающими | Под окружающими (снизу вверх) | Глаза опущены |
Особенности взгляда | Посмотрит, чтобы услышать | Скорее прикоснется, нежели посмотрит | Чтобы услышать, не смотрит |
Поведение в конфликте (категории В. Сатир) | Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешным | Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным | Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела |
Неимитационные | Имитационные | |
Неигровые | Игровые | |
Проблемное обучение. Лабораторная работа. Практическое занятие. Эвристическая лекция, семинар. Тематическая дискуссия. Курсовая работа. Программированное обучение. Работа в группах по заданной проблематике Занятие на производстве. Экскурсия (при досрочной подготовке может быть проведена учеником для учителя) | Анализ конкретных ситуаций. Имитационное упражнение. Действия по инструкции. Разбор документации (книг, статей, информации из интернета, словарей и т.д.). | Деловая игра. Разыгрывание ролей. Игровое проектирование. Урок – игра Круглый стол (с назначением ролей) Упражнения и элементы социально-психологического тренинга |
При использовании активных методов обучения с учащимися специальной (коррекционной) школы НЕОБХОДИМО:
· При построении взаимодействия учитывать уровень развития учащихся, их интересы, способности и возможности
· Опираться на принцип поэтапного формирования навыков (подготовить детей, вооружить знаниями и умениями необходимыми для решения той или иной задачи самостоятельно)
· Использовать выбранный метод систематически, для обеспечения адаптации учащихся к новой форме обучения
При подготовке использованы материалы книги Мониной Г.Б., Лютовой-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007.
Казенное учреждение «Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»
Выступление на педагогическом совете
на тему:
Проблемы успеваемости. О необходимости смены каналов восприятия.
Подготовила:
педагог-психолог КУ «НКОШ VIII вида»
Гавриленко Н.А.
г. Нижневартовск,
Тюменской обл., ХМАО-Югра
Проблемы успеваемости. О необходимости смены каналов восприятия в ходе урока.
Выделяют три группы трудностей в обучении, в зависимости от причин данных трудностей:
Первая группа трудностей связана с недостатками интеллектуального развития, вызванных задержкой психического развития, дефектами головного мозга, неврологическими особенностями.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями личности учащегося, недостаточной мотивацией к учебной деятельности, наличием акцентуированных черт личности, особенностями темперамента.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
Вне зависимости от психологических причин трудностей в обучении педагогу приходится обращать внимание на особенности восприятия учащимися учебного материала, ведущие каналы восприятия.
В зависимости от ведущей системы восприятия все люди делятся на «визуалов» — это те, кто прежде всего видит предмет, событие или явление, «аудиалов» -люди, которым важно слушать, «кинестетиков» — это люди чувств, и они воспринимают большую часть информации об окружающем мире через свои эмоции.
Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия
Внешние проявления поведения |
«Визуалы» |
«Кинестетики» |
«Аудиалы» |
Слова |
Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу |
Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий |
Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих |
Поза |
Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты |
Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены |
Голова наклонена вбок |
Телодвижения |
Движения скованы, судорожны |
Движения свободные, плавные |
Движения то скованы, то свободны |
Дыхание |
Высокое, грудное |
Низкое, брюшное |
В полном объеме |
Тембр, сила, темп голоса |
Высокий, чистый, быстрый, громкий |
Низкий, медленный, мягкий |
Мелодичный, ритмичный, меняющийся |
Направление взгляда |
Над окружающими |
Под окружающими (снизу вверх) |
Глаза опущены |
Особенности взгляда |
Посмотрит, чтобы услышать |
Скорее прикоснется, нежели посмотрит |
Чтобы услышать, не смотрит |
Поведение в конфликте (категории В. Сатир) |
Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешным |
Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным |
Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела |
Возможности воздействия на различные каналы восприятия в ходе урока.
Аудиальный канал. Подача информации путем стимуляции аудиального канала восприятия осуществляется при традиционном подходе к организации урока. Учитель выступает в роли транслятора информации, использует для ее передачи речь.
Для эффективного усвоения программного материала АУДИАЛАМИ педагогу необходимо учитывать:
-
Особенности собственной речи: интонацию, звучание речи, тембр, темп.
-
Грамотность собственной речи, культура речи: отсутствие жаргонизмов, «слов паразитов».
-
Использование голосовых, интонационных и эмоциональных акцентов в речи.
-
Доступность информации для категории слушателей: длина предложений, их структура, обоснованность использования различных речевых оборотов и терминологии.
Визуальный канал. Стимуляция визуального канала восприятия учащихся на уроке происходит в большей степени по средствам использования наглядности в дополнение к речи. Наглядность может быть представлена в виде таблиц, изображений, мультимедийных презентаций, отрывков документальных и художественных фильмов.
Для эффективного усвоения программного материала ВИЗУАЛАМИ педагогу необходимо учитывать:
-
Допустимый объем визуальной и ауидиовизуальной информации на уроке
-
Нормативы использования технических средств во время урока
-
Правила составления мультимедийных презентаций
-
Объем одновременно подаваемой информации не более 5-7 объектов
-
Использовать цветовые и звуковые акценты, графически выделять главные слова и фразы
-
При демонстрации текста, выделять ключевую мысль, не вставлять в презентацию весь текст
-
Использовать не более 2-3 предложений на одном слайде
-
При необходимости демонстрации большого текста, использовать анимационные выходы текста по ходу выступления
Кинестетический канал. Стимуляция кинестетического канала восприятия возможна только при использовании активных форм и методов обучения, при этом педагог занимает роль организатора, куратора, наблюдателя, а основная активность передается учащимся.
Активные методы обучения
Неимитационные |
Имитационные |
|
Неигровые |
Игровые |
|
Проблемное обучение. Работа в
группах по заданной проблематике |
Анализ
конкретных ситуаций. |
Деловая игра. Круглый стол (с назначением ролей) Упражнения и элементы социально-психологического тренинга |
При использовании активных методов обучения с учащимися специальной (коррекционной) школы НЕОБХОДИМО:
-
При построении взаимодействия учитывать уровень развития учащихся, их интересы, способности и возможности
-
Опираться на принцип поэтапного формирования навыков (подготовить детей, вооружить знаниями и умениями необходимыми для решения той или иной задачи самостоятельно)
-
Использовать выбранный метод систематически, для обеспечения адаптации учащихся к новой форме обучения
При подготовке использованы материалы книги Мониной Г.Б., Лютовой-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007.
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»