Час общения "В силе дружба"
Тема: «В дружбе сила». Цель: расширение представлений о дружбе и дружеских взаимоотношениях детей. Задачи: — развитие коммуникативных способностей; — формирование умения давать словесную характеристику сверстнику; — воспитание у детей чувства товарищества и дружбы. Категория детей: средний школьный возраст. Ход занятия 1. Организационный момент (Звучит аудиозапись песни «Дружба крепкая») Девочки, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, возьмите друг друга за руки, закройте глаза и давайте мысленно пустим искорку добра каждому, находящемуся в нашей группе. А вы получили искорку добра? Как вы думаете, какое должно быть выражение лица у человека, который вашу искорку добра? Замечательно, у всех прекрасное настроение. 2. Введение в тему Ребята, давайте посмотрим на доску. Здесь написан эпиграф к нашему занятию. Девочки, а кто знает, что такое эпиграф? Прочитайте его. Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех нас таящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие! — Как вы понимаете данные слова? — Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Да, дорогие мои девочки! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать какими качествами должен обладать настоящий друг. А в конце занятия мы должны будем сформулировать правило дружбы. 3. Основная часть 1. Не каждый человек сможет рассказать сказку или спеть песню. А вот пословицу или поговорку любой когда-нибудьда и скажет и сам того не заметит, что употребил ее в разговоре. Ведь недаром в народе говорится, что без пословицы речь не молвится. А знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе? Давайте проверим. Я начну читать пословицу, а вы продолжите: · Не имей сто рублей … (а имей сто друзей) · Старый друг … (лучше новых двух) · Дружба дружбе рознь, … (а иную хоть брось) · Недруг поддакивает, … (а друг спорит) · С кем поведешься … (от того и наберешься) · Скажи мне кто твой друг … (и я скажу, кто ты) · Сам пропадай, … (а товарища выручай) Итак, девочки, мы убедились в том, что в народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой смысл. 2. Возьмите конверт. Из слов, находящихся в конверте, составьте Пословицу и объясните ее смысл. · Нет друга – ищи, а нашел – береги. · Не тот друг, кто потакает, а тот кто на ум наставляет. Вы молодцы. Одно можно сказать с уверенностью: дружба – самое сильное и самое великое чувство. Во все времена это чувство было первым среди остальных. 3.Есть хорошая пословица «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Эта истина подтверждается уже много веков. Девочки, как вы думаете, кого можно назвать другом? Разобраться в этом нам поможет наш гость – Чебурашка. О чем мечтал Чебурашка? Сейчас мы будем передавать Чебурашку и, каждая из вас назовет свою подругу и несколько ее достоинств. (Например: Наташа – умная, всегда помогает, красивая). Я думаю Чебурашка остался доволен. У вас у всех есть друзья и подруги. И наша группа – это и есть дом друзей, о котором так мечтал Чебурашка, где живут взаимопонимание, уважение и дружба. 4.Девочки, вы не устали? Давайте отдохнем. Предлагаю вам сыграть в игру «Это здорово!». Сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любом своем качестве, умении или таланте. Например: «Я умею красиво танцевать», «Я умею делать мостик». В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить: «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. Вы так сейчас поддерживали друг друга! Молодцы! 5.Присаживайтесь пожалуйста за столы. Мне хочется рассказать вам несколько историй. Послушайте и выскажите свое мнение. Рассказ «Друзья» Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!». — Давай! – согласился Саша. Подошли другие ребята, но Максим заслонил от них игру. -Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть. На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим. — Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть. Но тут подошел Саша. — И меня примите. — Нет, не примем, — сказал Максим. — Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил. — То вчера, — объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу! Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему? Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от кого можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т. п. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды. Внутренний мир. Рассказ «Одинаковые» Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. — Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме: — Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно: — Да, ты стала хуже… — Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я! — Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже. За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его. Рассказ «До первого дождя» Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали. — Сними свой плащ, мы накроемся вместе, — крикнула на бегу Таня. — Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша. В школе учительница сказала: — Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы шли вместе? — У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня. — Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу. Что вы можете сказать о девочках и их дружбе? Почему обе девочки густо покраснели? Рассказ «Так или не так?» Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Все присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем. Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает: — Ты еще ни с кем не дружишь? — Нет, — ответила Нюра. — И я ни с кем не дружу, — вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – Врунья, а Ира – задира. Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала. — Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?! — Не волнуйся, — ответила Нюра. – С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить. — Так или не так! Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя? Какие качества в одноклассниках отмечала Галя? Как Нюра догадалась, с кем ей не надо дружить? 6.Составление «Правил дружбы» Сегодня мы с вами говорили о пословицах, разобрали их смысл. Обсуждали поступки героев в рассказах, а теперь попробуем сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с друзьями. У вас на столах листочки. Запишите по два-три правила (звучит песня о дружбе). А теперь давайте зачитаем правила «по – цепочке». Девочки, послушайте, какие «Законы дружбы» составил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский: 1. Не оставляй друга в беде. 2. Тебе не безразлично, какой твой друг. 3. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. 4. Дружба испытывается в беде и опасности. Мне очень приятно, что ваше мнение совпало с мнением такого великого педагога. Думаю, что отныне отношения между собой вы будете строить по этим правилам. 4.Заключительная часть Рефлексия (в круге). Прошу вернуться ко мне в круг. Мы сегодня много говорили о дружбе. Был ли наш разговор полезным для каждой из вас? О чем заставил задуматься? (ответы детей) Я вам приготовила сердечки. После занятия вы их подарите своему лучшему другу в группе; тому с кем бы вы хотели подружиться; с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться. 5.Итог Итогом занятия явилось создание «Правил дружбы». Актив группы сгруппирует все ваши предложения, а редколлегия оформит. Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдете себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в детском доме, но и перенесете во взрослую жизнь. И закончить наше занятие хотелось бы такими строками: Землю обогнули тоненькие нити, Нити параллелей и зеленых рек, Протяните руку, руку протяните, Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек. Обогрейте словом, обласкайте взглядом, От хорошей шутки тает даже снег. Это так чудесно, если с вами рядом Станет добрым и веселым хмурый человек! Спасибо за внимание. Список литературы: 1. 400 русских пословиц о любви и дружбе: В. И. Даль — Санкт-Петербург, Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2004 г.- 32 с. 2. Быть другом или иметь друзей? Как познать самого себя и других людей: Валерио Альбисетти — Москва, Паолине, 2005 г.- 132 с. 3. На пороге взрослой жизни. Отделение от родителей. Любовь и дружба. Сексуальность: К. Фопель — Санкт-Петербург, Генезис, 2008 г.- 176 с.
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
Час общения
«В дружбе сила»
Воспитатель:
Семенова Татьяна Анатольевна
I квалификационная категория,
МКОУ «Детский дом № 6» города Прокопьевска, Кемеровской области
Пояснительная записка
Дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание. Именно на формирование ценности дружбы у детей, воспитывающихся в условиях детского дома и направлена данная методическая разработка часа общения «В дружбе сила».
Тема: «В дружбе сила».
Цель: расширение представлений о дружбе и дружеских взаимоотношениях детей.
Задачи:
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умения давать словесную характеристику сверстнику;
- воспитание у детей чувства товарищества и дружбы.
Категория детей: средний школьный возраст.
Ход занятия
-
Организационный момент
(Звучит аудиозапись песни «Дружба крепкая»)
Девочки, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, возьмите друг друга за руки, закройте глаза и давайте мысленно пустим искорку добра каждому, находящемуся в нашей группе. А вы получили искорку добра? Как вы думаете, какое должно быть выражение лица у человека, который вашу искорку добра? Замечательно, у всех прекрасное настроение.
-
Введение в тему
Ребята, давайте посмотрим на доску. Здесь написан эпиграф к нашему
занятию. Девочки, а кто знает, что такое эпиграф? Прочитайте его.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
- Как вы понимаете данные слова?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Да, дорогие мои девочки! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать какими качествами должен обладать настоящий друг. А в конце занятия мы должны будем сформулировать правило дружбы.
-
Основная часть
-
Не каждый человек сможет рассказать сказку или спеть песню. А
вот пословицу или поговорку любой когда-нибудьда и скажет и сам того не заметит, что употребил ее в разговоре. Ведь недаром в народе говорится, что
без пословицы речь не молвится. А знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе? Давайте проверим. Я начну читать пословицу, а вы продолжите:
-
Не имей сто рублей … (а имей сто друзей)
-
Старый друг … (лучше новых двух)
-
Дружба дружбе рознь, … (а иную хоть брось)
-
Недруг поддакивает, … (а друг спорит)
-
С кем поведешься … (от того и наберешься)
-
Скажи мне кто твой друг … (и я скажу, кто ты)
-
Сам пропадай, … (а товарища выручай)
Итак, девочки, мы убедились в том, что в народе сложено много
пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой смысл.
-
Возьмите конверт. Из слов, находящихся в конверте, составьте
Пословицу и объясните ее смысл.
-
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
-
Не тот друг, кто потакает, а тот кто на ум наставляет.
Вы молодцы. Одно можно сказать с уверенностью: дружба – самое
сильное и самое великое чувство. Во все времена это чувство было первым среди остальных.
3.Есть хорошая пословица «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Эта истина подтверждается уже много веков. Девочки, как вы думаете, кого можно назвать другом? Разобраться в этом нам поможет наш гость – Чебурашка.
О чем мечтал Чебурашка?
Сейчас мы будем передавать Чебурашку и, каждая из вас назовет свою подругу и несколько ее достоинств. (Например:Наташа – умная, всегда помогает, красивая).
Я думаю Чебурашка остался доволен. У вас у всех есть друзья и подруги. И наша группа – это и есть дом друзей, о котором так мечтал Чебурашка, где живут взаимопонимание, уважение и дружба.
4.Девочки, вы не устали? Давайте отдохнем. Предлагаю вам сыграть в игру «Это здорово!».
Сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любом своем качестве, умении или таланте. Например: «Я умею красиво танцевать», «Я умею делать мостик». В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить: «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец.
Вы так сейчас поддерживали друг друга! Молодцы!
5.Присаживайтесь пожалуйста за столы.
Мне хочется рассказать вам несколько историй. Послушайте и выскажите свое мнение.
Рассказ «Друзья»
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
- Давай! – согласился Саша.
Подошли другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
-Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от кого можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т. п. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды. Внутренний мир.
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
Рассказ «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
Почему обе девочки густо покраснели?
Рассказ «Так или не так?»
Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями.
В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Все присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
- Ты еще ни с кем не дружишь?
- Нет, - ответила Нюра.
- И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – Врунья, а Ира – задира.
Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
- Не волнуйся, - ответила Нюра. – С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
- Так или не так!
Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя?
Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
Как Нюра догадалась, с кем ей не надо дружить?
6.Составление «Правил дружбы»
Сегодня мы с вами говорили о пословицах, разобрали их смысл. Обсуждали поступки героев в рассказах, а теперь попробуем сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с друзьями. У вас на столах листочки. Запишите по два-три правила (звучит песня о дружбе).
А теперь давайте зачитаем правила «по – цепочке».
Девочки, послушайте, какие «Законы дружбы» составил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский:
-
Не оставляй друга в беде.
-
Тебе не безразлично, какой твой друг.
-
Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
-
Дружба испытывается в беде и опасности.
Мне очень приятно, что ваше мнение совпало с мнением такого
великого педагога. Думаю, что отныне отношения между собой вы будете строить по этим правилам.
4.Заключительная часть
Рефлексия (в круге).
Прошу вернуться ко мне в круг.
Мы сегодня много говорили о дружбе.
Был ли наш разговор полезным для каждой из вас?
О чем заставил задуматься? (ответы детей)
Я вам приготовила сердечки. После занятия вы их подарите своему лучшему другу в группе; тому с кем бы вы хотели подружиться; с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться.
5.Итог
Итогом занятия явилось создание «Правил дружбы». Актив группы сгруппирует все ваши предложения, а редколлегия оформит.
Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдете себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в детском доме, но и перенесете во взрослую жизнь.
И закончить наше занятие хотелось бы такими строками:
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!
Спасибо за внимание.
Список литературы:
-
400 русских пословиц о любви и дружбе: В. И. Даль — Санкт-Петербург, Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2004 г.- 32 с.
-
Быть другом или иметь друзей? Как познать самого себя и других людей: Валерио Альбисетти — Москва, Паолине, 2005 г.- 132 с.
-
На пороге взрослой жизни. Отделение от родителей. Любовь и дружба. Сексуальность: К. Фопель — Санкт-Петербург, Генезис, 2008 г.- 176 с.
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»