Исследовательские формы работы в начальной школе.
- Моё имя.
- Моя родословная.
- Мой город.
- Русские православные праздники.
- Времена года в России.
Замедляет детский рост. А я, братцы, на посту Посмотрите, как расту! Артём: Я старательно постился, Перед причащением, Я с сестрою помирился, Попросил прощения У Андрея и у Даши. И, когда я причащался, То увидел: возле Чаши Добрый Ангел улыбался. Олег: День — то сегодня какой! Всё озарено вокруг диковинным светом. В небесах горит яркая звезда. Надя: Так сегодня день святой, Пришло Рождество! Ангел с небес спустился И пропел: «Христос родился!» Никита: Над колыбелькою звезда сияет Я чувствую: она мне лучик посылает Дима: Эта звёздочка святая Светит нам на Рождество, Она смотрит, не мигая, На наше торжество. Аня: Вот так праздник Рождество! Это просто волшебство! Юля: Как чиста и светла Эта ночь Рождества! Загорается в небе заря. Мы к младенцу пришли И дары принесли….. Все: Нашей веры, надежды, любви! Рома: Зажигает звёзды ночь В полусонной тишине. Чёрный бархатный покров Расстилает по земле. Марина: Колыбель качает мать Наклонилась и поёт. Нежно смотрит на Дитя Сладкий сон к Нему зовёт.Надя: А мне, бабушка спела колыбельную, которую мама пела маленькому Иисусу.
— Божья Мать Младенца на руках качала Радовалась Сыну, тихо напевала. Лю-ли, лю-ли бай Глазки закрывай. Учитель: В Рождество на Руси всегда колядовали. А какие колядки вы знаете? Кто может спеть? Артём: Коляда, коляда Пришла коляда Накануне Рождества Мы ходили, мы искали Коляду святую По всем по дворам По проулочкам. Юля: Коляда, коляда, отворяй-ка ворота Пришла коляда, накануне Рождества С пышками, с лепёшками Со свиными ножками. Лера: Коляда, коляда, подай пирога! Подавай, не ломай, и по целому давай. Кто даст пирога – тому будет добра, Кто не даст пирога- уведём корову за рога. Илья: Бабушка — старушка, подай пирога! Не дашь пирога – мы корову за рога Не дашь ватрушки – поломаем кадушки. Не дашь хлеба – уведём деда. Все: Хозяин и хозяйка, с праздничком! Наделите, подарите колядовщиков! С амбару решетом, или с печи пирогом! Учитель: Рождество называют днём примирения, доброты, миролюбия. Это праздник утверждения любви на Земле, радости, света. От Рождества до Крещения – время гуляний, маскарадов, игр, гаданий и колядования. Правильно Аня рассказала, что к зимним святкам на Руси выпекали всевозможные прянички и фигурки из теста. Эти маленькие подарки раздаривали всем, кого поздравляли с праздником. В праздники на Руси в каждом доме принято было угощать гостей. Сегодня Вы наши гости. Мы хотим поздравить Вас с наступающими праздниками с Новым годом, с Рождеством! Пожелать вам добра, счастья, здоровья, благополучия. И примите от нас угощения, которые приготовили дети вместе со своими родителями. Учитывая возраст детей, многий материал приходилось подбирать учителю вместе с родителями, так как дети только делают первые шаги в такой исследовательской работе, это только первая ступенька. Родители отметили изменение детей, они стали больше интересоваться, появилось желание узнать что-то новое – и непременно самим. Список литературы: 1.Михайлова Н.Г.Народная культура в современных условиях.//Н.Г.Михайлова М.-2000 2.Градова Е.Г. Сценарий школьного праздника «Рождество Христово» //Начальная школа. – 2006 — №11-
3.Луговская Ю.П.Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. «Мы бросаем скуке вызов» Изд.Феникс, 2002 4.Соколова Л.П. Воспитание детей в русских традициях. //Начальная школа. – 2003 — №1-
5.Шалаева Г.П. Новый год и Рождество. Изд.М.Астрель –СЛОВО, 2009
Исследовательские формы работы
в начальной школе.
Статью подготовила
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 49 г.Волгограда
Лукьянова Татьяна Николаевна
Кафедра начального образования ставит перед собой задачу апробирования методов коллективного проекта как первоосновы формирования интереса к исследовательской деятельности у младших школьников.
Современная школа ориентирована на педагогику, которая поддерживает и развивает индивидуальность ребёнка, создаёт условия для формирования творческой личности. Учителя должны организовывать поисковую исследовательскую деятельность, формировать высокую степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности. Младший школьный возраст является сензитивным этапом развития творчества ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства. Принципиально важной особенностью детей этого возраста является их несомненный интерес к окружающей жизни: людям, событиям, фактам. Они с интересом участвуют в различной деятельности, организуется сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого.
Уже, начиная с 1-го класса, дети участвуют в коллективных проектах, например, ученики моего класса исследуют русское народное творчество. В данное время по теме: «Русские традиции в праздновании Нового года»
Народные календарные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Исследуя историю праздников дети пополняют своё представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства, они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
Учитывая психологические особенности данного возраста, когда ребёнок не может самостоятельно справиться с задачей, тогда и создаются совместные проекты: дети, школа, родители.
Мы разработали мегопроект, в котором несколько направлений – мини проектов.
-
Моё имя.
-
Моя родословная.
-
Мой город.
-
Русские православные праздники.
-
Времена года в России.
Хочется остановиться на одном из этих проектов. Это исследование русского православного праздника «Рождество».
Наша исследовательская работа началась в конце ноября. Детям была поставлена цель, задача и они приступили к сбору материала.
Это наблюдение и получение информации в семье. Беседа с родителями, бабушками, дедушками.
-
Посещение библиотеки с родителями.
-
Подготовка костюмов, оформление к празднику.
-
Межпредметная связь с уроками:
- музыки ( разучивание песен, колядок, хороводов)
- изобразительного искусства ( изготовление подарков для своих родных и близких)
Выставка рисунков, живописи, лепки.
Этот мини-проект охватывает урочную и внеурочную деятельность, это своеобразная заочная экспедиция в прошлое нашего народа.
Совершая эту экспедицию, дети исследуют предметы из различных областей знаний, идёт постоянная связь с общественными учреждениями.
Где-то за 10-15 дней до праздника весь материал обрабатывается, анализируется и обобщается детьми вместе с учителем и родителями.
Готовый проект показывается в школе. Он проходит в виде совместного праздника с родителями и детьми. Затем с этим проектом можно выйти в детский сад, во дворы домов.
Сейчас к вашему вниманию предоставляется фрагмент этих наработок исследования празднования Рождества по православным традициям в 1 классе.
Учитель: Ребята, какой сейчас месяц года? ( декабрь)
Учитель: В декабре стелет зима белые холсты, мороз наводит мосты через реки. Называют этот месяц – студень, стужайло.
Говорят в народе: декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. Готовит он дорогу по которой приедет в Россию самый веселый и радостный праздник.
Главный праздник зимы – Рождество и отмечается он в России 7 января.
Рождество – это праздник который отмечают во всём мире. Люди разных стран и народов берегут традиции этого праздника. Но у нас в России Рождество имеет свои обычаи и обряды и сегодня мы поговорим о этом прекрасном празднике.
- А теперь вы, ребята, расскажите, что вы узнали, как встречают на Руси Рождество?
Что знают об этом ваши бабушки и дедушки?
(Выступления детей)
Аня:
Так, 2 тысячи лет тому назад, в далёкой стране Палестине, в городе Вифлиеме, родился Иисус, которого Бог послал спасти человечество.
Со дня его рождения на земле наступила новая жизнь.
Дима: Наступило Рождество!
Долго ждали мы его!
Послушными и скромными
В пост старались быть:
Не кушали скоромного,
Чтоб душу не губить.
Андрей: Говорят, что строгий пост
Замедляет детский рост.
А я, братцы, на посту
Посмотрите, как расту!
Артём: Я старательно постился,
Перед причащением,
Я с сестрою помирился,
Попросил прощения
У Андрея и у Даши.
И, когда я причащался,
То увидел: возле Чаши
Добрый Ангел улыбался.
Олег: День - то сегодня какой!
Всё озарено вокруг диковинным светом. В небесах горит яркая
звезда.
Надя: Так сегодня день святой,
Пришло Рождество!
Ангел с небес спустился
И пропел: «Христос родился!»
Никита: Над колыбелькою звезда сияет
Я чувствую: она мне лучик посылает
Дима: Эта звёздочка святая
Светит нам на Рождество,
Она смотрит, не мигая,
На наше торжество.
Аня: Вот так праздник Рождество!
Это просто волшебство!
Юля: Как чиста и светла
Эта ночь Рождества!
Загорается в небе заря.
Мы к младенцу пришли
И дары принесли…..
Все: Нашей веры, надежды, любви!
Рома: Зажигает звёзды ночь
В полусонной тишине.
Чёрный бархатный покров
Расстилает по земле.
Марина: Колыбель качает мать
Наклонилась и поёт.
Нежно смотрит на Дитя
Сладкий сон к Нему зовёт.
Надя: А мне, бабушка спела колыбельную, которую мама пела
маленькому Иисусу.
- Божья Мать Младенца на руках качала
Радовалась Сыну, тихо напевала.
Лю-ли , лю-ли бай
Глазки закрывай.
Учитель: В Рождество на Руси всегда колядовали.
А какие колядки вы знаете? Кто может спеть?
Артём: Коляда, коляда
Пришла коляда
Накануне Рождества
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем по дворам
По проулочкам.
Юля: Коляда, коляда, отворяй-ка ворота
Пришла коляда, накануне Рождества
С пышками, с лепёшками
Со свиными ножками.
Лера: Коляда, коляда, подай пирога!
Подавай, не ломай, и по целому давай.
Кто даст пирога – тому будет добра,
Кто не даст пирога- уведём корову за рога.
Илья: Бабушка - старушка, подай пирога!
Не дашь пирога – мы корову за рога
Не дашь ватрушки – поломаем кадушки.
Не дашь хлеба – уведём деда.
Все: Хозяин и хозяйка, с праздничком!
Наделите, подарите колядовщиков!
С амбару решетом, или с печи пирогом!
Учитель: Рождество называют днём примирения, доброты, миролюбия. Это праздник утверждения любви на Земле, радости, света. От Рождества до Крещения – время гуляний, маскарадов, игр, гаданий и колядования.
Правильно Аня рассказала, что к зимним святкам на Руси выпекали всевозможные прянички и фигурки из теста. Эти маленькие подарки раздаривали всем, кого поздравляли с праздником.
В праздники на Руси в каждом доме принято было угощать гостей. Сегодня Вы наши гости. Мы хотим поздравить Вас с наступающими праздниками с Новым годом, с Рождеством! Пожелать вам добра, счастья, здоровья, благополучия. И примите от нас угощения, которые приготовили дети вместе со своими родителями.
Учитывая возраст детей, многий материал приходилось подбирать учителю вместе с родителями, так как дети только делают первые шаги в такой исследовательской работе, это только первая ступенька.
Родители отметили изменение детей, они стали больше интересоваться, появилось желание узнать что-то новое – и непременно самим.
Список литературы:
1.Михайлова Н.Г.Народная культура в современных условиях.//Н.Г.Михайлова М.-2000
2.Градова Е.Г. Сценарий школьного праздника «Рождество Христово» //Начальная школа. – 2006 - №11-
3.Луговская Ю.П.Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. «Мы бросаем скуке вызов» Изд.Феникс, 2002
4.Соколова Л.П. Воспитание детей в русских традициях. //Начальная школа. – 2003 - №1-
5.Шалаева Г.П. Новый год и Рождество. Изд.М.Астрель –СЛОВО, 2009
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО