Вводный урок по теме "Имя существительное " - "По следам телевизионных передач"
Краткое описание
Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи
Описание
Вводный урок по теме «Имя существительное » «По следам телевизионных передач» Сагирова Нурания Наримановна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
Данный урок является обобщением изученного в 5 классе по теме «Повторение изученного. Имя существительное».
Ø Проводится повторение понятия «Имя существительное».
Ø Закрепляются морфологические признаки имени существительного.
Ø Закрепляется правописание гласных в суффиксах существительных.
Ø Этот материал можно использовать для совершенствования речи учащихся.
Ход урока.
1. Оргмомент.
— Здравствуйте, ребята. Желаю всем здоровья! Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: “Здоровому всё здорово”. Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.
Повторенье — мать ………. (ученья)
Слайды.
3. «Хочу всё знать!» Игра « Четвёртое лишнее». Вам нужно из ряда слов вычеркнуть четвертое лишнее и объяснить, почему вы его вычеркнули. Работайте в паре.
2) Повар, балерина, уборщица, учительница.
3) Кухня, семя, спальня, земля.
4) Урок, портфель, речь, герой.
5) Мальчик, девочка, человек, бабушка.
6) Город, село, река, Волга.
7) Лента, иголка, булавка, ножницы.
1) Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать лиц как мужского, так и женского пола.
2) Есть неизменяемые существительные (заимствованные). 3) Есть разносклоняемые существительные среднего рода на -мя .
«Очевидное – невероятное»
Распределить существительные в соответствии с их значением:
Краснота, бегство, ливень, нежность,прыжок, смелость, туман, мороз, обход, отдых, белизна, весна.
« Дежурная часть». Склонения надо узнавать в лицо. Вот их приметы.
1. окончания а, я — женск. и мужск. р.
2. окончания о, е — ср. род и нулевое окончание – мужск. род.
3. женск. род — ь
Назовите, какие имена существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению. Приведите примеры.
6. « В час пик »
Подберите к данным существительным синонимы:
а) мир, …, …, …, …; б) друг, …, …, …, …; в) родина,…..,……,…….
5. Подберите к данным существительным антонимы:
а) плюс — …, успех — …, юноша — … ;
б) свет — …, радость — …, свобода — … ;
в) правда — …, счастье- …, подъем — … .
8. «Кто хочет стать синтаксистом?» 1. Какими членами предложения могут быть в предложении имена существительные?
2. На какие вопросы отвечают?
3. « Играй, гармонь!» Чем является имя существительное в предложении?
4. «Язык мой — друг мой».
Задание: записать предложение, расставить знаки препинания, найти имена существительные, подчеркнуть, как члены предложения.
9. «Ты не поверишь!»
Практическая работа. Индивидуальная работа у доски. ( 1 ученик)
Морфологический разбор имени существительного. Друг познаётся в бед…. 10. «Спорт» Физкультминутка 11. «Пусть говорят!» Задание: из данных существительныхобразуйте однокоренные существительные, которые отвечают на вопрос кто?
Разберите слова по составу. Лыжи — …, грибы — …, победа – победитель, строить — …, футбол – футболист, баян — … .
Расскажите об образовании имён существительных.
«Интуиция»
Буквенный диктант
на берёзе о профессии по аллее
о времени в стремени в планетарии
в имени у дочери на заседании
на лекции об опасности из милиции
в инее по территории в брошюре
13. «Закон и порядок»
Посмотрите на карточку и скажите, на какую орфограмму даны слова. Расскажите правило. Найдите слово, в котором допущена ошибка и вычеркните его.
Мячик, человечек, василёчек, сыночик, молоточек.
14.«Необъяснимо,
но факт» Составление опорного конспекта (один у доски, остальные в тетради).
1. Существительное – отвечает на вопросы …
2. Обозначает … (предмет, свойства, качества, состояние человека и природы).
3. Имеет постоянные признаки …,
непостоянные признаки ….
4. Изменяется по … (числам, падежам).
5. В предложении является … .
15.«Поле чудес»
Составление существительных из букв, встречающихся в слове склонение.
( Склон, сено, слон, сон, сок, клон, кино, кон, кол, лоск, лес, нос.)
«Звёзд-
ныйчас»
Отгадайте загадку, просклоняйте слово – отгадку:
Что идет, не двигаясь с места? (Время)
Время выполнить тест.
III. Заключительная часть урока. Подведение итогов. Слово учителя: Ребята, мы с вами сегодня снова коснулись тайн великого
русского языка, красоту и волшебство которого вы постигаете на каждом уроке.
Скажите, всё ли мы знаем об имени существительном?
Нет, не всё. Но об остальном мы будем говорить на следующих уроках.
Перед нами еще столько неразгаданного, а значит впереди нас с вами ждет много интересных уроков. Мы должны любить и изучать русский язык. И только тот
добьётся в жизни успеха, кто уважает свою страну, свой народ, ценит и изучает язык. Желаю вам больших успехов в изучении языков.
Рефлексия
Вам было интересно?
Узнали ли вы что — то новое на уроке?
Сумели показать свои знания?
1. “Рожицы” — под той, которая соответствует вашему настроению, поставьте плюс.
Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок!
V. Домашнее задание:Сочинить лингвистическую сказку, начало которой такое: «Что было бы, если бы пропали все существительные?».
Морфологические категории имен существительных Постоянные признаки имён существительных Склонение имен существительных
Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных
Категория рода имен существительных
Имя существительное обозначает:
Ø конкретные предметы(цветок, дверь,…………………………………….............);
Ø живые существа (пчела, котёнок,……………………………………………………);
Ø явления природы (гроза, метель,……………………………………………………);
Ø события (война,………………………………………………………………………);
Ø процесс, действие (рисование, пение,………………………………………………);
Ø абстрактные понятия (счастье, злость,………………………………………………).
Опорныйконспект
1. Существительное – отвечает на вопросы …
2. Обозначает … (предмет, свойства, качества, состояние человека и природы).
3. Имеет постоянные признаки …X ,
непостоянные признаки …X .
4. Изменяется по … (числам, падежам).
5. В предложении является …X .
Выполнить тест “Имя существительное”. 1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. У какого существительного нет окончания – ов?
1) столов
2) коров
3) домов
4) заводов
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
- Образовательная:
Русский язык: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи - Развивающая:
Русский язык: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление и речь учащихся. - Воспитательная:
Русский язык: воспитание внимания, интереса к родному языку, воспитывать уважение друг к другу. - Информационные технологии: работа в программе Power Point.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- демонстрационный экран,
- презентация урока,
- компьютерные тесты для учеников,
- учебник русского языка
Данный урок является обобщением изученного в 5 классе по теме «Повторение изученного. Имя существительное».
Ø Проводится повторение понятия «Имя существительное».
Ø Закрепляются морфологические признаки имени существительного.
Ø Закрепляется правописание гласных в суффиксах существительных.
Ø Этот материал можно использовать для совершенствования речи учащихся.
Ход урока.
1. Оргмомент.
— Здравствуйте, ребята. Желаю всем здоровья! Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: “Здоровому всё здорово”. Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.
Я приглашаю всех присутствующих совершить интересный “поход” “ По следам телевизионных передач", в ходе которого вспомним, что мы знаем об имени существительном. Для начала дружно прочитаем девиз урока:
( Закончите предложение. Слайд)Повторенье — мать ………. (ученья)
Слайды.
1. «Доброе утро, страна!»
| II. Введение в тему урока.Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности, аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте «Закон поднятой руки». И еще! Не забывайте о правильной осанке! Итак, начинаем урок.
|
2. «Пока все дома». | III. Систематизация знаний.
В гостях у старого знакомого – Существительного. Один из лингвистов сказал об этой части речи так: “Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра”. — Что он хотел сказать этим сравнением? Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?.. Имена существительные бывают собственные и нарицательные, например… Какие существительные называются собственными? — Как они пишутся? — Почему в определении существительного указывается два вопроса? Итак, имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, например… Имена существительные бывают трех родов: мужской, женский и средний род, например… Три склонения. Это постоянные признаки имени существительного. – Имена существительные изменяются по числам, например… Есть имена существительные, которые имеют только единственное или только множественное число, например, пальто – существительное употребляется только в единственном числе, лыжи – только во множественном числе. |
«И это всё о нём»
| — Уточните, что конкретно могут обозначать существительные. |
3. «Хочу всё знать!» Игра « Четвёртое лишнее». Вам нужно из ряда слов вычеркнуть четвертое лишнее и объяснить, почему вы его вычеркнули. Работайте в паре.
Задания:
1) Проводник, переводчик, плотник, умница.2) Повар, балерина, уборщица, учительница.
3) Кухня, семя, спальня, земля.
4) Урок, портфель, речь, герой.
5) Мальчик, девочка, человек, бабушка.
6) Город, село, река, Волга.
7) Лента, иголка, булавка, ножницы.
Выводы:
Итак, что же мы выяснили?1) Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать лиц как мужского, так и женского пола.
2) Есть неизменяемые существительные (заимствованные). 3) Есть разносклоняемые существительные среднего рода на -мя .
«Очевидное – невероятное»
Распределить существительные в соответствии с их значением:
Краснота, бегство, ливень, нежность,прыжок, смелость, туман, мороз, обход, отдых, белизна, весна.
« Дежурная часть». Склонения надо узнавать в лицо. Вот их приметы.
1. окончания а, я — женск. и мужск. р.
2. окончания о, е — ср. род и нулевое окончание – мужск. род.
3. женск. род — ь
Назовите, какие имена существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению. Приведите примеры.
6. « В час пик »
Подберите к данным существительным синонимы:
а) мир, …, …, …, …; б) друг, …, …, …, …; в) родина,…..,……,…….
5. Подберите к данным существительным антонимы:
а) плюс — …, успех — …, юноша — … ;
б) свет — …, радость — …, свобода — … ;
в) правда — …, счастье- …, подъем — … .
8. «Кто хочет стать синтаксистом?» 1. Какими членами предложения могут быть в предложении имена существительные?
2. На какие вопросы отвечают?
3. « Играй, гармонь!» Чем является имя существительное в предложении?
4. «Язык мой — друг мой».
Задание: записать предложение, расставить знаки препинания, найти имена существительные, подчеркнуть, как члены предложения.
9. «Ты не поверишь!»
Практическая работа. Индивидуальная работа у доски. ( 1 ученик)
Морфологический разбор имени существительного. Друг познаётся в бед…. 10. «Спорт» Физкультминутка 11. «Пусть говорят!» Задание: из данных существительныхобразуйте однокоренные существительные, которые отвечают на вопрос кто?
Разберите слова по составу. Лыжи — …, грибы — …, победа – победитель, строить — …, футбол – футболист, баян — … .
Расскажите об образовании имён существительных.
«Интуиция»
Буквенный диктант
на берёзе о профессии по аллее
о времени в стремени в планетарии
в имени у дочери на заседании
на лекции об опасности из милиции
в инее по территории в брошюре
13. «Закон и порядок»
Посмотрите на карточку и скажите, на какую орфограмму даны слова. Расскажите правило. Найдите слово, в котором допущена ошибка и вычеркните его.
Мячик, человечек, василёчек, сыночик, молоточек.
14.«Необъяснимо,
но факт» Составление опорного конспекта (один у доски, остальные в тетради).
1. Существительное – отвечает на вопросы …
2. Обозначает … (предмет, свойства, качества, состояние человека и природы).
3. Имеет постоянные признаки …,
непостоянные признаки ….
4. Изменяется по … (числам, падежам).
5. В предложении является … .
15.«Поле чудес»
Составление существительных из букв, встречающихся в слове склонение.
( Склон, сено, слон, сон, сок, клон, кино, кон, кол, лоск, лес, нос.)
«Звёзд-
ныйчас»
Отгадайте загадку, просклоняйте слово – отгадку:
Что идет, не двигаясь с места? (Время)
Время выполнить тест.
III. Заключительная часть урока. Подведение итогов. Слово учителя: Ребята, мы с вами сегодня снова коснулись тайн великого
русского языка, красоту и волшебство которого вы постигаете на каждом уроке.
Скажите, всё ли мы знаем об имени существительном?
Нет, не всё. Но об остальном мы будем говорить на следующих уроках.
Перед нами еще столько неразгаданного, а значит впереди нас с вами ждет много интересных уроков. Мы должны любить и изучать русский язык. И только тот
добьётся в жизни успеха, кто уважает свою страну, свой народ, ценит и изучает язык. Желаю вам больших успехов в изучении языков.
Рефлексия
Вам было интересно?
Узнали ли вы что — то новое на уроке?
Сумели показать свои знания?
1. “Рожицы” — под той, которая соответствует вашему настроению, поставьте плюс.
Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок!
V. Домашнее задание:Сочинить лингвистическую сказку, начало которой такое: «Что было бы, если бы пропали все существительные?».
Морфологические категории имен существительных Постоянные признаки имён существительных Склонение имен существительных
Iсклонение | IIсклонение | IIIсклонение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных
Одушевленные | Неодушевленные |
Категория рода имен существительных
Мужской род | Женский род | Средний род |
Имя существительное обозначает:
Ø конкретные предметы(цветок, дверь,…………………………………….............);
Ø живые существа (пчела, котёнок,……………………………………………………);
Ø явления природы (гроза, метель,……………………………………………………);
Ø события (война,………………………………………………………………………);
Ø процесс, действие (рисование, пение,………………………………………………);
Ø абстрактные понятия (счастье, злость,………………………………………………).
Опорныйконспект
1. Существительное – отвечает на вопросы …
2. Обозначает … (предмет, свойства, качества, состояние человека и природы).
3. Имеет постоянные признаки …X ,
непостоянные признаки …X .
4. Изменяется по … (числам, падежам).
5. В предложении является …X .
Выполнить тест “Имя существительное”. 1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. У какого существительного нет окончания – ов?
1) столов
2) коров
3) домов
4) заводов
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Поурочное планирование
Русский язык
6 класс
13 октября 2012
Файлы
существительное.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»