Внеурочный курс "Путешествие по микрорайону"
Краткое описание
Организация внеурочной деятельности по географии учащихся 8 класса на местном материале
Описание
Авторская программа Путешествие по микрорайону Пояснительная записка.Программа внеурочного курса «Путешествие по микрорайону» для учащихся 8-х классов направлена на формирование активной гражданской позиции, расширение мировоззренческого кругозора школьников.Курс представляет собой практико – ориентированный проект по созданию пособия — путеводителя и рассчитан на 17 часов, с учетом реальных рамок учебного времени, потребностей и познавательных возможностей учащихся 13 – 14 — летнего возраста. Содержание соответствует целям и задачам модернизации образования, учитывает предстоящий переход на стандарты нового поколения. Преемственность знаний обеспечивается путем углубленного изучения тем, рассматриваемых в рамках регионального курса «Краеведение». Наряду с этим для комплексного восприятия мира вводится ряд новых тем, рассматриваемых надпредметно. Актуальность данного курса объясняется приоритетами духовно-нравственного воспитания школьников основного звена. В настоящий момент в Ромодановском районе нет программы, связывающей воедино историю семьи, населённого пункта, района и области. Без этого единства невозможно выполнить одно из требований новых государственных стандартов к выпускнику основной школы «…любящий родной край» Структура программы основана на сочетании хронологического принципа знакомства с материалом и связи с современностью. Программа предусматривает как совершенствование школьниками общеучебных умений и навыков, так и приобретение новых. В этом направлении приоритетами для курса являются: - создание условий для формирования сознательной гражданской позиции - организация самостоятельной познавательной деятельности; Цели курса:
— воспитание патриотизма, гражданственности, приверженности демократическим ценностям, ценностям семьи; — развитие системы навыков самостоятельного поиска знания (в том числе исторического); — формирование навыков комплексного (надпредметного) рассмотрения учебного материала.Задачи курса:-развитие познавательного интереса ко всему окружающему миру на основе интереса к своей малой родине; -осознание единства и неразрывности семьи, населённого пункта, района, области и России; -складывание патриотических взглядов через перенос отношения к малой родине на район, область, Россию в целом; -обучение приёмам и методам самостоятельного поиска, анализа и обобщения знаний; -формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения задач в сфере общественно-полезной деятельности, для активного участия в жизни своей малой родины; Реализации поставленных целей способствуют активные и практико-ориентированные методы обучения. Ожидаемые учебные результаты в рамках существующих стандартов образования.Формирование знаний – целостное представление об основных этапах и ключевых событиях истории малой родины; умение соотносить события местной, отечественной и всеобщей истории между собой; Формирование общеучебных умений – умение использовать основные виды исторических источников, работать с исторической картой, анализировать полученную информацию, определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий. Формирование коммуникативных умений – умение вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссиях, формулировать вопросы, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям; использовать знания об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Формирование отношения, ценностей — формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование. Конечным продуктом для выпускника является отчёт о его личном вкладе в дело процветания малой родины на основе рассмотрения результатов ученического портфолио. Промежуточным продуктом, по которому оценивается деятельность учащихся, являются личные проекты общественной значимости, творческие работы, участие в акциях, в классных и общешкольных проектах гражданской направленности. Примерные виды практико-ориентированной деятельности представлены в конце каждой темы.Система оценки достижений учащихся.Безотметочная, основанная на оценке полезности сделанного конкретным учеником для местного социума и Родины в целом (включая получение знаний).
Учебно-тематический план
Содержание курса. 1. Организационное занятие:Географическое положение населённого пункта в Ромодановском районе, в Республике Мордовия, в Российской Федерации, на планете Земля. Задание группам: 1-я – узнать, сколько улиц, старое и новое название, когда были переименованы; 2-я –топонимика улиц исторических деятелей; 3-я – топонимика улиц современных героев; 4-я группа –сбор информации о прошлом поселка, встреча со старожилами поселка; 5-я группа – фотографирование улиц и жителей на них. 2. Что было на месте моего населённого пункта миллионы лет назад. Ранняя история моего населённого пункта. Встреча со старожилами поселка. 3. Сбор информации о названиях улиц, людях, проживающих на них 4. Создание путеводителя поселка.
Календарно – тематическое планирование
Источники информации:
1.В.Н.Пресняков «География Республики Мордовия». — Саранск. — МГУ. — 2006. — 216 с.
2. Материал, собранный детьми во время посещения ветеранов.
— воспитание патриотизма, гражданственности, приверженности демократическим ценностям, ценностям семьи; — развитие системы навыков самостоятельного поиска знания (в том числе исторического); — формирование навыков комплексного (надпредметного) рассмотрения учебного материала.Задачи курса:-развитие познавательного интереса ко всему окружающему миру на основе интереса к своей малой родине; -осознание единства и неразрывности семьи, населённого пункта, района, области и России; -складывание патриотических взглядов через перенос отношения к малой родине на район, область, Россию в целом; -обучение приёмам и методам самостоятельного поиска, анализа и обобщения знаний; -формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения задач в сфере общественно-полезной деятельности, для активного участия в жизни своей малой родины; Реализации поставленных целей способствуют активные и практико-ориентированные методы обучения. Ожидаемые учебные результаты в рамках существующих стандартов образования.Формирование знаний – целостное представление об основных этапах и ключевых событиях истории малой родины; умение соотносить события местной, отечественной и всеобщей истории между собой; Формирование общеучебных умений – умение использовать основные виды исторических источников, работать с исторической картой, анализировать полученную информацию, определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий. Формирование коммуникативных умений – умение вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссиях, формулировать вопросы, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям; использовать знания об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Формирование отношения, ценностей — формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование. Конечным продуктом для выпускника является отчёт о его личном вкладе в дело процветания малой родины на основе рассмотрения результатов ученического портфолио. Промежуточным продуктом, по которому оценивается деятельность учащихся, являются личные проекты общественной значимости, творческие работы, участие в акциях, в классных и общешкольных проектах гражданской направленности. Примерные виды практико-ориентированной деятельности представлены в конце каждой темы.Система оценки достижений учащихся.Безотметочная, основанная на оценке полезности сделанного конкретным учеником для местного социума и Родины в целом (включая получение знаний).
Учебно-тематический план
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
Вид занятия |
количество часов |
1 |
Организационное занятие: распределение заданий по группам | беседа | 1 |
2 |
Что было на месте моего населённого пункта миллионы лет назад | Рассказ, встреча со старожилами | 1 |
3 |
Сбор информации о названиях улиц, людях, проживающих на них | Групповая работа | 5 |
4 |
Обработка полученных знаний | Групповая работа | 3 |
5 |
Выступление с докладами | семинар | 2 |
6 |
Составление электронного каталога пособия — путеводителя | Практическая работа | 4 |
7 |
Итоговое занятие | семинар | 1 |
|
ИТОГО | 17 |
Содержание курса. 1. Организационное занятие:Географическое положение населённого пункта в Ромодановском районе, в Республике Мордовия, в Российской Федерации, на планете Земля. Задание группам: 1-я – узнать, сколько улиц, старое и новое название, когда были переименованы; 2-я –топонимика улиц исторических деятелей; 3-я – топонимика улиц современных героев; 4-я группа –сбор информации о прошлом поселка, встреча со старожилами поселка; 5-я группа – фотографирование улиц и жителей на них. 2. Что было на месте моего населённого пункта миллионы лет назад. Ранняя история моего населённого пункта. Встреча со старожилами поселка. 3. Сбор информации о названиях улиц, людях, проживающих на них 4. Создание путеводителя поселка.
Календарно – тематическое планирование
№п/п |
Темы | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата проведения | |
По плану | Факт. | ||||
1 |
Организационное занятие: распределение заданий по группам |
1 |
беседа | ||
2 |
Что было на месте моего населённого пункта миллионы лет назад |
1 | Рассказ, встреча со старожилами | ||
3 |
Сбор информации о названиях улиц, людях, проживающих на них |
1 |
Посещение ЖКО, работа с Интернетом, посещение семей старожил | ||
4 |
Сбор информации о названиях улиц, людях, проживающих на них |
1 |
Работа с Интернетом, посещение семей старожил | ||
5 |
Сбор информации о названиях улиц, людях, проживающих на них |
1 |
Работа с Интернетом, посещение семей старожил | ||
6 |
Сбор информации о названиях улиц, людях, проживающих на них |
1 |
Работа с Интернетом, газетами, посещение семей старожил | ||
7 |
Сбор информации о названиях улиц, людях, проживающих на них |
1 |
Работа с Интернетом, газетами, посещение семей старожил | ||
8-10 |
Обработка информации | 3 |
Оформление докладов, презентаций | ||
11-12 |
Выступление с докладами | 2 |
семинары | ||
13-16 |
Составление электронного каталога |
4 |
Работа с компьютерами | ||
17 |
Итоговое занятие | 1 |
Семинар |
Источники информации:
1.В.Н.Пресняков «География Республики Мордовия». — Саранск. — МГУ. — 2006. — 216 с.
2. Материал, собранный детьми во время посещения ветеранов.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Внеурочная деятельность
География
8 класс
12 октября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»