Описание применения технологии «Коллективно-творческая деятельность» на примере хоровых занятий
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: голосов:1просмотров: 3407 комментариев: 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Центр развития творчества детей и юношества"
Описание применения технологии
«Коллективно-творческая деятельность»
на примере хоровых занятий
Подготовила педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Давыдова Г.В.
г. Краснознаменск МО
Приоритет воспитания, формирование нравственных основ личности воспитанников, приобщение детей к культурному наследию – одна из ключевых характеристик деятельности учреждений дополнительного образования. За последние десятилетия в нашей стране многими утрачено понимание сути духовной культуры, отличия культуры от цивилизации, что в конечном итоге привело к развитию безнравственности, к попыткам развития нашего общества как общества потребителей, к умалению и растаптыванию своих корней, к возвеличиванию лжеценностей и лжекультуры. Идет подмена культуры развлекательной индустрией, потакающей низким чувствам и инстинктам человеческого тела, убивающее гармонию духа и материи, затрудняющее человеку дальнейшее эволюционное восхождение.
Социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально и творчески, владеющую культурой жизненного самоопределения.
Еще Платон заповедал в трактатах о государственности «Воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладев ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
Самым доступным инструментом для развития музыкальных способностей, высокого художественного вкуса и формирования нравственных качеств является хор. В нелегких экономических условиях нашего времени, именно хор
делает доступным музыкальное образование для широких слоев населения, возрождает давние традиции нашего народа – давать музыкальное образование на основе хорового пения.
Изучение воспитательных и развивающих факторов хорового пения имеет свою историю, и в этой области накоплен определённый опыт. Однако за последние десятилетия в детском хоровом исполнительстве произошли революционные изменения, которые оказались замечены не всеми. До сих пор хор – это массовый вид творческой деятельности. В советской школе, действительно, была важна массовость. Казалось, что никто не слышит качество исполнения. После уроков, а еще лучше во время биологии или физики, «сгоняли» параллели каких-нибудь классов. Раздавали слова, пару раз пели мелодию песни, а потом можно и на фестиваль. Такой «хор» на сцене или фальшиво шептал, или фальшиво кричал одноголосие. А в зале сидели одноклассники и кричали «Молодцы!», поддерживая свою школу. Результат: «пение» - никак не пение, воспитание – обман ради «Наша школа - лучшая». Дальше идет речовка. Я сама много лет являюсь свидетелем таких безобразий, участвуя с хором на хоровых фестивалях города. Слышу вопрос читателей: «Что ж не боролась?». Боролась, но бороться с чиновниками, даже самыми маленькими, бесполезно. Им главное отчитаться: проведено, участвовало более 1000 человек… А, вот о воспитательных результатах таких мероприятий никто не задумывается. Правда, когда наш хор поет духовную музыку, зал затихает и слушает.
Хор – коллектив людей, занимающихся любимым делом - пением музыкальных произведений. Хороший хор взрастает на примерах высокохудожественных. Хороший хор, имея художественный вкус, творчески подходит к интерпретации образа произведения, являясь транслятором замыслов создателя слушателю. Таким образом, главная, будто сама выросшая из хора, технология работы на хоровых занятиях – технология коллективно-творческой деятельности.
Рассмотрим действие этой технологии на занятиях хора.
-
Этап занятия. Организационный.
Цель – настроить обучающихся на активную работу, собрать внимание, дать мотивацию изучения темы урока.
В младшем хоре существует клятва (это я у кого-то подсмотрела): «Мы ходим на хор, чтобы стать сильными (показывают сильные руки, согнутые в локтях), умными (показывают на голову) и добрыми (показывают на сердце). Клятва есть клятва, дети знают это понятие даже из сказок, или из дворовых игр. Клятва организует детей, собирает их внимание, придает ответственность за их дальнейшую работу. Тем более, эта клятва – не просто слова. Она дана перед всем коллективом. В этой клятве звучало много голосов, поэтому она обладает большой силой. Не умоляя достоинства каждого, подчиняет силе всего коллектива. На девиз хора мушкетерский: «Один за всех и все за одного»
-
Работа над вокально-хоровыми навыками.
Цель – формировать правильные вокально-хоровые навыки.
Работа этого раздела строиться на упражнениях, отвечающих развитию определенных умений. Дети любят этот раздел. Все принимают самое активное участие. Упражнения используются системно, поэтому каждый участник знает свою задачу и не боится спеть громко, тем более его голос сливается с другими. Ребенок, который пока поет фальшиво, но у которого есть музыкальный слух, подстраивает свой голос к другим, тем самым развивая свою чистоту интонации.
На каждом занятии педагог немного варьирует упражнение, повышая его сложность. Детям это нравиться и они без труда переходят на ступенечку чуть выше предыдущей. Радость каждого за свой результат и результаты совместного труда. Совместно осваивая трудности, участвуя в коллективной работе, хористы влияют друг на друга, что способствует их быстрейшему освоению материала.
Упражнения в основном поются в трехголосном изложении, что повышает их окраску и делает исполнение более эмоциональным. Каждый исполнитель стремиться показать голосом свое отношение к повышению или понижению ступени. Совместная деятельность, когда ты не «белая ворона», позволяет раскрываться эмоциональной сфере обучающихся.
В нашей практике существует правило в этом же разделе исполнять произведения прошлого года. Это всегда происходит на приподнятом настроении. Старшие показывают свой класс, а новенькие постепенно разучивают наш репертуар. Старшие в хоре выступают в качестве старших наставников, повышая свою самооценку. У новеньких повышается мотивация «Значит, и я так смогу».
-
Работа над развитием ладового слуха.
Цель – развивать ладовый слух.
Тоже очень важная, но более сложная работа, без которой невозможна чистота хорового строя. Наша работа строиться на развитии ладового чувства. Чувство – это уже психологическая категория, более неуловимая и не материальная. Это то, что тяжело понять детям потому, что они не могут этого увидеть или потрогать.
Здесь на помощь приходит групповая технология и индивидуальная, которые являются составляющими коллективной.
Практически вся работа над упражнениями происходит в форме игры, где меняются герои. Например:
-
педагог показывает цепочку ступеней. Сначала поют старшие, затем новенькие. Дается возможность новеньким еще раз услышать, как звучат ступени. Старшие берут на себя ответственность показать новеньким путь. Девиз «Один за всех»;
-
интересно зашифровать известную мелодию, чтобы дети с радостью ее угадали. Отгадывают и старенькие и новенькие. Коллектив дает равные возможности всем участникам.
-
Игра и импровизации, опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.
-
Интересно пение с закрытым ртом (развитие внутреннего слуха). Весь коллектив делиться на три группы (по голосам). Педагог предлагает петь про себя, следя за его рукой с собранной кистью, которая показывает ступени на «поющей» лесенке. Педагог указывает, на какой ступени должна остановиться каждая партия. Когда кисть раскрывается, должен появиться трехголосный аккорд. Каждый участник хора старается правильно спеть свою ступеньку, чтобы их группа выиграла. Работа в коллективе повышает мотивацию каждого участника.
-
Работа над репертуаром
Цель – эмоционально осознать образ произведения, работать над хоровым строем произведения.
Репертуар старшего хора – это развитое многоголосие. Основа репертуара хора – произведения, исполняемые a cappella. Работа над такими произведениями занимает большую часть урока и требует определенных знаний, как от хормейстера, так и от детей, у которых появляется общая задача, - добиться чистого хорового строя. Общая задача коллектива мобилизует его силы на активную работу.
В работе над хоровыми партиями, в ответах детей проявляется индивидуальность каждого ребенка. Присутствует возможность наблюдать развитие каждого учащегося.
Хоровое пение способствует тому, чтобы неуверенные в себе учащиеся смогли быстрее и более полно раскрыть свои индивидуальные способности.
Коллективное творчество является благоприятной почвой для развития способностей ребёнка, тренировки воли, самоконтроля, для взращивания его как личности.
Воздействие педагога носит опосредованный характер: через группу – на личность. Такое воздействие естественно, так как группа является для ребенка частью социальной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Педагог учитывает особенности природного развития детей. Происходит удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в творческой деятельности. Обучение, развитие и воспитание происходит в контексте культуры.
Общий рабочий настрой создает атмосферу, когда стыдно не работать. Так же и эмоциональное состояние передается каждому. В группе легче раскрыться любому ребенку, потому что снимаются элементы страха и стеснительности.
Активно развиваются творческие способности обучающихся. Вызов положительных эмоций, возникающих от процесса коллективной деятельности и достигнутого результата.
Коллективная форма обучения на хоре создает ситуацию успеха, вершиной которой является радость совместного творчества.
Опора на выявление жизненных связей музыки. В данном контексте занятие старшего хора не просто урок развития музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание.
Каждое хоровое занятие – собрание детей, интересующихся музыкой и уже полюбивших хоровое пение. Здесь воспитывается чувство коллективизма и взаимопомощи – лучшие качества человеческого характер.
Ребенок приходит на занятия хора, потому что он всегда встретит там доброе и уважительное отношение к себе.
В основе занятий хором лежит прекрасное искусство – музыка. Работая над произведением, рассматривая связи музыки с другими видами искусства, постоянно отвечая на вопрос «А почему именно так?», изучая все материалы по данному произведению, осторожно и осознанно интерпретируя его, мы предлагаем свой вариант образа произведения. Значит, хоровое занятие носит творческий характер с эвристическими элементами.
Подведем итоги следующим образом. Просто в столбик выпишем все, что выделено курсивом (это выводы по самым маленьким разделам) и ответим на вопрос, что делает.
Это и будет описание технологии коллективно-творческой деятельности на примере хоровых занятий.
-
Не умоляя достоинства каждого, подчиняет силе всего коллектива. Один за всех и все за одного.
-
Дает радость каждого за свой результат и результаты совместного труда.
-
Способствует быстрейшему освоению материала, благодаря влиянию хористов друг на друга.
-
Совместная деятельность позволяет раскрываться эмоциональной сфере обучающихся.
-
Повышает самооценку старших.
-
Повышается мотивацию новеньких «Значит, и я так смогу».
-
Объединяет групповую и индивидуальную технологии.
-
Дает возможность взять старшим ответственность за младших.
-
Дает равные возможности всем участникам.
-
Опирается на потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.
-
Повышает мотивацию каждого участника.
-
Мобилизует силы коллектива на активную работу.
-
Предоставляет возможность наблюдать развитие каждого учащегося.
-
Способствует быстрее и более полно раскрыть свои индивидуальные способности каждому.
-
Является благоприятной почвой для развития способностей ребёнка, тренировки воли, самоконтроля, для взращивания его как личности.
-
Удовлетворяет интересы и потребности каждого ребенка в творческой деятельности. Обучение, развитие и воспитание происходит в контексте культуры.
-
Снимает элементы страха и стеснительности.
-
Вызывает положительные эмоции от процесса коллективной деятельности и достигнутого результата.
-
Создает ситуацию успеха, вершиной которой является радость совместного творчества.
-
Опирается на выявление жизненных связей музыки.
-
Воспитывает чувства коллективизма и взаимопомощи – лучшие качества человеческого характера.
-
Формирует доброе и уважительное отношение к каждому.
-
Носит творческий характер с эвристическими элементами.
Дорогие педагоги, мы с вами многие годы работали по этой технологии и только сейчас стали ее описывать. Время диктует. Но технология действительно замечательная, заслуженная, апробированная временем. Особенно рекомендована объединениям художественного направления. Из области «Лучшее – детям».
Спасибо, что прочитали!
Список литературы
Калиш И.В. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. - М., 1999г.
Материалы международной научно-практической конференции «Человек в пространстве культуры». - Ростов-на-Дону, 1998
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»