Авторская программа дополнительного образования в подготовительной группе "Волшебный мир оригами"
Авторская программа дополнительного образования в подготовительной группе «Волшебный мир оригами»
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования « Волшебный мир оригами» направлена на художественно-эстетическое развитие и развитие творческих способностей у детей. Данная программа согласуется с «Программой развития и художественного образования дошкольного возраста» , Л. В. Куцаковой « Конструирование и художественный труд в детском саду».
Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. Изучив литературу, убедилась, что оригами не только доступно и интересно детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным конструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой, обогащать словарный запас ребенка специальными терминами.
-Развивать внимание, память и логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности детей.
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, с октября по май, во вторую половину дня в рамках кружковой работы. Общее количество занятий в год -32. Возраст детей 6-7лет, количество детей 9 человек, длительность занятий 15 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа
-рассказ
-рассматривание иллюстраций
-показ образца, выполнения последовательности работы
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
- познакомятся с искусством оригами;
-научаться различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
-научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
-овладеют навыками культуры труда;
-приобретут навыки работы в коллективе.
Календарно-тематическое планирование.
месяц |
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
октябрь |
1 |
Знакомство с историей искусства оригами |
Познакомить с историей искусства оригами. Заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами. Развивать воображение, воспитывать усидчивость. |
2 |
Базовые формы: «Книжка», «Дверь», «Треугольник», «Воздушный змей», «Блинчик» |
Познакомить с базовыми формами. Развивать глазомер, совершенствовать точность мелких движений рук. |
|
3 |
«Стакан» |
Формировать навык изготовления модели из бумаги с применением приемов оригами и действия с ними; совершенствовать точность мелких движений руки. |
|
4 |
«Шапка-лодка» |
Продолжать знакомить детей с историей оригами. Обучать художественному конструированию из бумаги, закреплять приемы складывания. |
|
ноябрь |
5 |
«Лист клена» (коллективная работа) |
Продолжать работу с квадратом, закрепить прием складывания формы «Воздушный змей». Учить соединять детали вместе, развивать творчество, формировать интерес к природе, уважение к труду. |
6 |
«Письмо» |
Развивать сообразительность, упражнять детей в свободном выборе цвета. Учить складывать оригинальные конструкции из бумаги. |
|
7 |
«Поросенок» |
Закреплять прием складывания формы «Дверь». Учить работать по линиям, развивать мелкую моторику, воспитывать старание. |
|
8 |
«Корабль» |
Закреплять умение следовать инструкциям . Развивать конструктивное воображение, глазомер. |
|
декабрь |
9 |
«Вертушка» |
Закрепить умение разрезать квадратный лист бумаги по диагонали. Развивать творчество и воображение, активизировать мышление и речь. |
10 |
«Зайчонок» (коллективная работа) |
Повышать интерес к занятиям оригами. Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; развивать глазомер. |
|
11 |
«Лягушка» |
Продолжать учить мастерить игрушки в стиле оригами. Развивать воображение, воспитывать аккуратность, усидчивость. |
|
12 |
«Ёлочка» (коллективная работа) |
Продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами. Познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами. |
|
январь |
13 |
Складывание бумажных салфеток |
Показать приемы складывания бумажных салфеток. Развивать творчество, художественную и конструктивную деятельность. |
14 |
«Тюльпан» |
Закрепить умение мастерить фигурки оригами, развивать глазомер, мелкую моторику рук. |
|
15 |
« Коробочка» |
Познакомить с новым способом складывания бумаги, закрепить умение следовать инструкции. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. |
|
16 |
«Гусь» |
Учить складывать гуся способом оригами. Показать, что с изменением размера и цвета листа получается другая фигурка (гусь-гусенок). Воспитывать стремление складывать бумагу аккуратно и правильно. |
|
февраль |
17 |
«Петушок» |
Закрепить умение складывать лист бумаги, точно совмещать противоположные углы. Представить детям возможность проявлять инициативу и самостоятельность, вызвать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается. |
18 |
«Котенок» |
Познакомить детей с модульным оригами (изготовление игрушки из нескольких сложенных из бумаги деталей). Развивать внимание, воображение, зрительное восприятие. |
|
19 |
«Снегири на ветках» (коллективная работа) |
Учить складывать снегиря в технике оригами и киригами, уточнить окраску птиц. Развивать композиционные умения при создании зимней картины. |
|
20 |
«Гномик» |
Закрепить приемы складывания модульного оригами. Развивать внимание, воображение, зрительное восприятие. |
|
март |
21 |
«Подснежник» |
Воспитывать бережное отношение к первоцветам, умение видеть их красоту. Учить складывать цветок в технике модульного оригами, закрепить приемы складывания листа. |
22 |
«Лисенок» |
Учить складывать лису в технике модульного оригами. Развивать внимание, воображение. Поощрять творчество в играх с поделками, выполненными в стиле оригами, по мотивам русских народных сказок. |
|
23 |
«Собачка» |
Прививать любовь к домашним животным. Продолжать учить складывать фигурку в технике модульного оригами (из 2-х квадратов разного размера). |
|
24 |
«Хризантема» |
Учить складывать цветок в стиле оригами. Закрепить умение пользоваться ножницами. Воспитывать аккуратность, глазомер. |
|
апрель |
25 |
«Волчишко» |
Продолжать учить складывать модульные игрушки в технике оригами. Воспитывать стремление складывать бумагу аккуратно и правильно. |
26 |
«Самолет» |
Закрепить умение следовать инструкции воспитателя. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. Развивать глазомер. |
|
27 |
«Двухтрубный пароход» (коллективная работа) |
Упражнять в свободном выборе цвета. Учить складывать оригинальные конструкции из бумаги, добиваясь желаемого результата Закрепить складывание базовой фигуры «блинчик», учить ровно и аккуратно сгибать углы к центру. |
|
28 |
Подставка для яиц «Пасхальный заяц» |
Развивать воображение и творческие способности, совершенствовать конструктивные умения. |
|
май |
29 |
«Котенок» |
Упражнять в свободном выборе цвета. Продолжать учить складывать в технике оригами. Воспитывать стремление складывать бумагу аккуратно и правильно. |
30 |
«Лягушонок» |
Продолжать учить мастерить игрушки в стиле оригами, развивать воображение, творческие способности. |
|
31 |
«Бабочка» |
Учить складывать в технике оригами. Развивать мелкие мышцы рук, координацию. Развивать воображение, творческие способности. |
|
32 |
Игра «Знатоки оригами», выставка лучших работ |
Закрепить и уточнить знания детей о японском искусстве оригами. Проверить, насколько свободно дети владеют техникой складывания игрушек из бумаги, могут ли они правильно и быстро сложить игрушку на свой выбор. |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
С ув. модератор