Нетрадиционное занятие по баскетболу
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальный орган «Управление образования
городского округа Краснотурьинск»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Методическая разработка нетрадиционного занятия по баскетболу
Журавлева Людмила Владимировна
|
тренер-преподаватель по специализации баскетбол Педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории |
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме ориентации и отбора детей для занятий баскетболом. В разработке представлено занятие, в которое включен демонстрационный элемент наглядной подготовки баскетболистов.
Ресурс содержит подробный конспект занятия. Для удобства, в плане занятия используются схематические рисунки. Тренировочное занятие носит не только демонстрационный аспект, а так же обучающий и воспитательный. Обучающий направлен на развитие физических качеств: ловкости, быстроты реакции, прыгучести. Воспитательный - на развитие нравственных качеств: дружбы, чувства товарищества, уважения к сопернику.
Методическая разработка предназначена для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений, тренеров и педагогов дополнительного образования.
Введение
На сегодняшний день баскетбол занимает одно из ведущих мест среди спортивных игр, культивируемых в нашей стране и за рубежом, является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, уверенность в себе, воспитывают чувство коллективизма.
Баскетбол – лучшая игра с мячом. Летние олимпийские игры в Лондоне 2012г. показали необходимость постоянного роста качества подготовки спортивного резерва, а, следовательно, более тщательного подхода к проблемам ранней ориентации и отбора в группах начальной подготовки баскетболистов. Чтобы планомерно готовить спортивный резерв на уровне современных требований, необходимо совершенствование системы ориентации детей для процесса многолетней подготовки спортсменов. Несмотря на то, что в нашей стране создавалась и создается система ранней ориентации и отбора (И.И. Бахрах, В.М. Волков, Р.Н. Дорохов, Э.Г. Мартиросов, Т.С. Тимакова, В.П. Филин и др.), эффективность проводимой работы еще не соответствует современным высоким требованиям. Неправильно проведенная ранняя ориентация, с недостаточно продуманной последующей узкоспециализированной подготовкой, приводят к тому, что многие юные спортсмены заканчивают свою карьеру, так и не начав выступать во взрослых соревнованиях. Это обусловлено тем, что высокий темп игровых действий, быстрая смена ситуаций, непосредственное соприкосновение с противником в борьбе за мяч, ограничение времени владения мячом, эмоциональность и другие особенности баскетбола предъявляют большие требования к двигательной, функциональной и психической деятельности юного спортсмена. Поэтому проблему отбора детей для занятий баскетболом нужно решать, привлекая к занятиям как можно больше талантливых детей.
Актуальность данного занятия состоит в том, чтобы привлечь и заинтересовать детей и родителей для занятий баскетболом с первых минут знакомства с данным видом спорта.
Занятие проводится в начале учебного года, как представление профессиональной деятельности и педагогического мастерства тренера.
Возраст обучающихся: 6-7 лет, 17-18 лет.
Цель занятия: демонстрационно-показательное выступление, сравнительный анализ технических навыков учащихся на начальном этапе (наборе детей) и на выпуске (выпускников). Демонстрация уровня спортивного мастерства выпускников.
Задачи занятия:
1. Мотивировать родителей и детей нового набора, на долгосрочные спортивные занятия баскетболом.
2. Показать разницу между техническими навыками учащихся на начальном этапе (наборе детей) и на выпуске (выпускников ЦДТ)
3. Положить начало взаимодействию поколений.
Тип занятия: смешанный
Место проведения занятия: игровой спортивный зал.
Методы обучения:
Наглядный (личный показ);
Словесный (команды, методические указания);
Практический (выполнения задания по образцу, по команде);
Методы ведения занятия: фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный.
Межпредметные связи: математика, ритмика, музыка.
Оборудование, технические средства: магнитофон, мячи № 5 - 10 шт., мячи №7 – 8 шт., барьеры 3 шт. высотой 50см., гимнастические маты 2 шт., скакалка 2м., канат тонкий, «хвостики» - ленты по 2м (10 шт.), секундомер.
План занятия
Тренировочное занятие проводится по развернутому плану-конспекту. В связи с нетрадиционной формой тренировки, занятие состоит из вводной и основной части, которые проводятся для каждой возрастной группы отдельно и заключительной, которая проводится совместно с двумя группами.
-
Вводная часть занятия (для группы начальной подготовке 9 мин, группы спортивного совершенствования 15 мин.)
Задачи: Организация учащихся, сообщение задач урока, подготовительные упражнения к предстоящей нагрузке и выполнению основной части занятия.
Содержание занятия: элементы строя, гимнастические перестроения, различные виды ходьбы, ходьба в сочетании с дополнительными движениями, рук, ног, туловища, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения под музыку.
2. Основная часть занятия (для группы начальной подготовке 11 мин)
Задачи: изучения нового материала, овладения обучающими двигательными умениями и навыками, развитие ловкости, быстроты, смелости, сообразительности.
Содержание: точное повторение за тренером танцевальных упражнений под музыку, жонглирование и ведения мяча на месте, равновесия, игра «хвостики» с большой подвижностью.
-
Основная часть занятия (для группы спортивного совершенствования 15 мин.)
Задачи: закрепление пройденного материала, совершенствование владения мячом в условиях повышенной, акробатические элементы, развитие ловкости, прыгучести, координации, реакции, смелости, точности.
-
Заключительная часть 10 мин. (проводится совместно с двумя группами).
Задачи: взаимодействие поколений, подъем настроения и создание позитивных эмоций, постепенный переход от возбуждения к относительному спокойствию, подвести итоги занятия, организованный уход из зала, уборка инвентаря.
Содержание: игра с мячом с большой подвижностью, построение, ходьба на восстановление дыхания, отметить положительные стороны занятия и активных учащихся.
Планируемый результат: сравнить навыки учащихся у младшего поколения баскетболистов и выпускников. Продемонстрировать родителям чего добьются их дети при занятиях баскетболом в Центре детского творчества. Увлечь малышей для дальнейшего взаимодействия.
План – конспект
нетрадиционного занятия в секции баскетбол.
Задачи занятия:
1.Сравнительный анализ технических навыков учащихся на начальном этапе (наборе детей) и на выпуске.
2. Взаимодействие поколений.
Место и время проведения: спортивный зал ЦДТ, 12.00ч.
Продолжительность занятий: 60 мин. (с дошкольниками 20 мин., с группой спортивного совершенствования 20 мин.)
Инвентарь: магнитофон, мячи № 5 - 10 шт., мячи №7 – 8 шт., барьеры 3 шт. высотой 50см., гимнастические маты 2 шт., скакалка 2м. или канат тонкий, «хвостики»- ленты 2м (10 шт.), секундомер.
Тренер: Журавлева Л.В.
№ |
Содержание занятия |
Дозировка |
Методические указания |
1. 2. 3. 4. |
Вводная часть: 1.Построение детей 6 лет в шеренгу по одному. 2.Сообщение задач занятия 3. ОРУ в движении под музыку Тренер показывает движения ,уч-ся точно должны за ним повторить: А) ходьба на носках, руки на пояс В) ходьба на пятках, руки на пояс В) чередовать: 2 раза на пятках, 2 раза на носках, Г) выпад левой ногой вперед, правую приставить. Д) тоже с правой ноги. Е) бег по залу Ж) бег спиной вперед З) приставной шаг лев. И прав. боком З) ходьба 4. Перестроение в колонну по три 5. ОРУ на месте под музыку А) И.П.- ходьба на месте - руки в стороны.1- руки вверх, 2- в стороны Б) И.П.- о.с.1-2 два шага в приставных шага в право, подъем колена, 3-4. Тоже влево В) И.П.-ноги врозь в широкой стойке, руки в стороны, наклон туловища вперед под 90° Г) И.П.- тоже 1- повороты туловища на право, 2 влево Д) выпад правой ногой, выпад левой ногой Е) выпад в право, выпад в лево. Основная часть: 6. подвижная игра «мышки». Уч-ся берут хвостики и прикрепляют их сзади, один из водящих «кот». « Кот» должен сорвать хвостик у бегущего. 7 Жонглирование мяча на месте. У каждого волейбольный мяч. Преподаватель показывает движения, надо повторить за ним: А) круговые движения мяча вокруг ног. Б) круговые движения вокруг туловища В) круговые движения вокруг головы Г) чередовать А,Б,В, Е) ведения мяча на месте правой и левой рукой Водная часть у группы С.С. 1. Построение по залу в шахматном порядке. 2.Сообщение задач занятия 3. ОРУ в движении под музыку Тренер показывает движения ,уч-ся точно должны за ним повторить: А) ходьба на носках, В) ходьба на пятках В) чередовать: 2 раза на пятках, 2 раза на носках, Г) выпад левой ногой вперед, правую приставить. Д) тоже с правой ноги. Е) бег по залу Ж) бег спиной вперед З) приставной шаг лев. И прав. боком З) ходьба 4. Перестроение в колону по три 5. ОРУ на месте под музыку А) И.П.- ходьба на месте - руки в стороны.1- руки вверх, 2- в стороны Б) И.П.- о.с.1-2 два шага в приставных шага в право, подъем колена, 3-4. Тоже влево В) И.П.- ноги врозь в широкой стойке, руки в стороны, наклон туловища вперед под 90° Е) выпад в право, выпад в лево. Основная часть у гр. С.С.: 6. подвижная игра «мышки». Уч-ся берут хвостики и прикрепляют их сзади, один из водящих «кот». « Кот» должен сорвать хвостик у убегающего. 7 Жонглирование мяча на месте. У каждого баскетбольный мяч. Преподаватель называет движения, надо выполнить А) круговые движения вокруг ног. Б) круговые движения вокруг туловища В) круговые движения вокруг головы Г) чередовать А,Б,В, Е) ведения мяча на месте правой и левой рукой 8. Упражнения « Квадрат» Баскетболисты с мячами троятся в четырех углах площадки. Каждый с мячом. 1 ведет мяч у 6- метровой линии пасует свой мяч партнеру №2, партнер свой игроку № 1 , №1 атакует кольцо « двумя шагами.» №2 переходит в красный , №1 перемещается в синий угол площадки Упражнения выполняется по кругу одновременно. 9. « Полоса ловкости». У каждого мяч. Используя поточный метод, игроки должны выполнить задания. С ведением мяча преодолеть: у гимнастического мата остановиться , сделать пас в стену, за время полета мяча, кувырок вперед, мяч поймать, далее выполнить « два шага», с ведением пробежать под вращающейся скакалкой и атаковать второе кольцо, с ведением перепрыгнуть барьеры Б) забежать под скакалку и выполнить 3 прыжка с ведением мяча. Заключительная часть 1. Подвижная игра «мышки». Взрослые уч-ся берут хвостики и прикрепляют их сзади, осуществляют ведение двумя мячами, малыши должны сорвать хвостик у убегающего или забрать мяч в любом порядке. 2. Игра «выбивала», малыши в кругу, старшая группа выбивает 3.Общее построение. 4. Подведение итогов. |
9 мин. 1 мин. 1 мин. 4 мин. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек 30 сек. 1 мин. 3 мин. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек 11 мин. 6 мин. 4 мин. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 1 мин. 15 мин. 30 сек. 30 сек. 7 мин. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 1 мин 2 мин.. 30 сек. 30 сек. 1 мин.. 7 мин. 1 мин 1 мин 1 мин. 1 мин. 15 мин. 2 мин. 3 мин. 7 мин. 5 мин. 2 мин 10 мин. 4 мин. 5 мин. 30 сек. 30 сек. |
быстро четко личный показ руки могут быть произвольно. Помочь в перестроении. Личный показ После объяснения правил игры, показать роль водящего- «кота» Личный показ Личный показ Словесное объяснение Начинаем медленно, ускоряем до максимальной скорости. Передачи выполнять в любым способом. Рассредоточить учащихся на разные места по залу. Треугольники- игроки. Прямоугольник- мат, скакалку усложнить Взрослые уч-ся двигаются на малой площади, т.е. ограничены в перемещении. Быстро Назвать положительные моменты. |
Заключение
Работа над формированием стабильного многолетнего коллектива, показывающего высокие результаты - это долгий и скрупулезный труд. В начале которого, необходимо сделать набор детей, ориентированных на серьезные занятия спортом. Данное занятие поможет родителям увидеть результат работы тренера, а также поможет педагогу выявить ловких, внимательных, ориентирующихся в игровой ситуации ребят для занятий баскетболом.
Список литературы
-
Айрапетьянц Л. Р. , Годик М. А. Спортивные игры. - Ташкент: Изд. им, Ибн Сины, 1991. -160 с.
-
Баландин В. И. Прогнозирование в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1986. -125 с,
-
Бальсевич В. К., Запорожанов В, А, Обучение спортивным движениям. - Киев: Наукова думка, 1986. -236 с.
-
Баскетбол: Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (учебно-тренировочные группы).Под ред. Ю. Д. Железняка, И. А. Водянниковой, В. Б. Гаптоваи др. - М., 1984. - 134 с.
-
Баскетбол /Под общ. ред. Ю. М. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1988. -228 с.
-
Бахрах И. И., Астрова Т. 3. Некоторые медико-биологические перспективности юных спортсменов // Основы и методы спортивной ориентации и отбора в отдельных видах спорта: Тез. докл. /Всесоюз. симпоз. Дилижан, 18-21 сентября 1978 г, - Мм 1978. - С. 110-Ш,
-
Бахрах И. И., Фомина Е. А. Отбор и спортивная ориентация юных конькобежцев. - Смоленск, 1984. - 24 с.
-
Волков В. М. Филин В. П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -176 с.
-
Воронов Ю. С. Психофизические показатели как критерии отбора детей 9-14 лет для спортивного ориентирования: Автореф. дис.канд.пед.наук. - М., 1997. - 24 с.
-
Вуден Джон Р. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1987.-256 с.
-
Гомельский А. Я. Баскетбол Секреты мастерства. - М.: Изд. Торговый дом Гранд, 1997. -224 с,
-
Донской Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика.- М.: Физкультура и спорт, 1979. - 264 с.
-
Дорохов Р. Н. Физическое развитие детей школьного возраста // Медицина, подросток и спорт,- Смоленск, 1975.- С. 5 -38.
-
Евстегнеев Б. Н. Исследования темпов прироста физических и психологических качеств у лыжников - прыгунов 9-Ю лет с целью отбора // Теория и практика физической культуры. -1979. - № 2. - С. 34-36
-
Егоров А.Г., Губа В. П. Олимпийское образование в школе: Учебное пособие. - Смоленск, 1997. - 310 с.
-
Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. -М.: Просвещение, 1985. - 302 с.
-
Ершова Е. Н. Информативная ценность показателей подготовленности юных баскетболисток // Теория и практика физической культуры. - 1983.-KQ3.-C.23
-
Железняк Ю. Д. Совершенствование системы подготовки спортивных результатов в игровых видах спорта: Дис. докт. пед. наук. - М., 1980.-477 с.
-
Железняк КХ Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.-239 с,
-
Зайцев А. А, Динамика физической и технической подготовленности юных футболистов 11-12 лет различных соматических типов и вариантов развития: Автореф. дис.канд,пед.наук - Малаховка, 1997. - 24 с.
-
Запоржанов В. А», Сахновский К. П., Кузьмин А.И. Методика оценки перспективности спортсменов в условиях центра отбора // Тео рия и практика физической культуры. -1990. - № 4.- С. 27-29
-
Зациорский В. М., Алешинский С. КХ, Якунин Н. А. Биомеханические основы выносливости, - М.; Физкультура и спорт, 1982. -260 с.
-
Зеличенок В.Б. Критерии отбора как основа комплектования сборных национальных команд по легкой атлетике. - М., 1998. -116 с.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»