Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс по программе Школа-2100
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"СОШ № 4 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"
"Утверждено" Директор МБОУ "СОШ № 4" ________/Сафин И.З./ 28 августа 2012 года |
"Согласовано" Заместитель директора по УВР МБОУ "СОШ № 4" __________/Кольцова И.Н./ 27 августа 2012 года |
"Рассмотрено" на заседании ШМО _____________/Шайхуллина Ф.М./ протокол № 1 от 24 августа 2012 года |
Рабочая программа
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Ф.И.О. учителя: Зайкова Татьяна Михайловна
Квалификационная категория:первая
Предмет: история (история Древнего мира)
Уровень: базовый
Класс: 5
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089) и Примерной программы основного общего образования по истории. Предлагаемая программа ориентирована на учебник Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецова, С.С. Кузнецовой, А.А. Николаева. Всеобщая история: история древнего мира. 5 класс. М.: Баласс, 2012 год.
Преподавание предмета «История» осуществляется в качестве единого курса на основе примерных программ по истории, составленных в соответствии федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Основные содержательные линии предмета «История» в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX) классы и крупных тематических блоков.
Классы |
Объем учебного времени (федеральный компонент) |
Разделы примерной программы История России Всеобщая история |
Резерв учебного времени |
|
Что изучает история – не менее 10 часов |
|
|||
V-VI классы |
140 часов |
История России (с древности до 15 века)- не менее 30 часов |
История Древнего мира (не менее 45 часов и Средних веков не менее 30 часов) |
25 часов |
VII-VIII классы |
140 часов |
История России (16 –начало 19 века) – не менее 72 часов |
История Нового времени (16-начало 19 века)- не менее 48 часов. |
20 часов |
IX класс |
70 часов |
Новейшая и современная история России – не менее 36 часов |
Новейшая и современная история – не менее 24 часов |
10 часов |
Изучение содержательной линии «История татарского народа и Татарстана» предполагается за счет резерва учебного времени. Эта содержательная линия ориентирована на обязательное изучение и подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы в составе интегрированного учебного курса истории с V по IX класс.
В 5-9 классах образовательных учреждений с этнокультурным компонентом изучается интегрированный учебный курс истории, включая историю родного края.
Учебный материал по годам распределяется следующим образом.
Класс |
Количество часов в нед./год |
Количество часов на предмет |
Наименование содержательной линии |
5 |
2/70 |
70 |
История древнего мира (включая пропедевтический курс) |
6 |
2/70 |
30 40 |
История Средних веков История России с древности до 15 века (включая историю татарского народа и Татарстана с древности до 15 века) |
7 |
2/70 |
24 46 |
История нового времени 16-18 века. История России 16-18 века (включая историю татарского народа и Татарстана 16-18 века) |
8 |
2/70 |
24 46 |
История Нового времени 19- начало 20 века История России 19- начало 20 века (включая историю Татарстана и татарского народа 19- начало 20 века) |
9 |
2/70 |
24 46 |
Новейшая и современная история Новейшая и современная история России (включая новейшую и современную историю татарского народа и Татарстана) |
Целями данного курса являются:
-
формирование целостного представления о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни;
-
критически воспринимать получаемую социальную информацию;
-
осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе;
-
использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знание учащихся о закономерностях пространственной организации мира;
-
формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» и «Искусство» повышает коммуникативный потенциал процесса обучении.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения истории ученик должен
Знать/понимать:
-
точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение;
-
факты, явления, процессы, понятия, теории, характеризующие целостность исторического процесса;
-
периодизацию всемирной и отечественной истории;
-
историческую обусловленность современных общественных процессов;
-
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
-
связано пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
-
анализировать материал, определять предпосылки,
сущность и последствия исторических явлений и событий; -
сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
-
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
-
полемизировать и отстаивать свои взгляды;
-
самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
-
работать с исторической картой;
-
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-
осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, профессионального сообщества, гражданина России.
Общеучебные умения, навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.
В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует:
-
закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания;
-
сравнивать, сопоставлять классифицировать;
-
различать факты, мнения, доказательства;
-
передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
-
проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения;
-
создавать письменное высказывание, адекватно передающую прослушанную или прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (Кратко, выборочно, полно);
-
составлять план, конспект.
Учебно-тематическое планирование
по всеобщей истории (истории Древнего мира)
Классы 5 «а»
Учитель Зайкова Татьяна Михайловна
Количество часов:
Всего 70 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков 3 , практических работ 7, тестов 7.
Административных контрольных уроков_____ч.
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории и Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 года.
Учебник:
-
1. Д.Д.Данилов, Е.В. Сизова, А.В.Кузнецов, С.С.Кузнецова, А.А. Николаева. Всеобщая история: история Древнего мира. М.: Баласс, 2012
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Виды учебной деятельности учащихся |
Виды контроля (измерители) |
Планируемые результаты |
Дом. задание |
Дата проведения |
|||
план |
факт |
||||||||||
Раздел I. Введение (пропедевтический модуль 10 часов) |
|||||||||||
1 |
Что и как изучает история? |
1 |
Вводный урок |
Фронтальная беседа |
Составить рассказ об источниках древности на территории нашей Родины, объяснить значение терминов. Работа с картой знаний на с.8. |
-Знать понятия: пропедевтический, история, раскопки, древний мир, история России, этнография, исторические источники; Уметь: -объяснять смысл терминов урока; -рассказать об истории родного края; -работать с картой. |
Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края. |
3.09 |
|
||
2 |
Историческая память. Источники знаний о прошлом. |
1 |
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом |
практикум |
Доказать, что документы, часть личной истории, свидетельствующие о прошедших событиях. |
Уметь: -объяснять смысл терминов: архивы, музеи, библиотеки, документы. Знать: -ключевые понятия и термины: исторические источники, новая эра, исторический факт. |
Ответить на вопрос: Почему надо тщательно проверять достоверность исторических документов? |
6.09 |
|
||
3 |
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление. |
1 |
Комбинированный урок |
практикум |
Решение задач на счет исторического времени. Составление исторических задач с использование ленты времени. |
Уметь: -объяснять смысл терминов: лента времени, век, тысячелетие; -объяснить как велся счет лет в истории; -определять век и вести подсчет исторического времени; -устанавливать последовательность счета на ленте времени. |
Составить исторические задачи на счет исторического времени. |
10.09 |
|
||
4 |
Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. |
1 |
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом |
Фронтальная беседа, практикум |
Задание на составление родословной семьи. Исследовать, как появились прозвища некоторых исторических личностей. |
Уметь: -объяснять смысл терминов: родословная, генеалогическое древо, род, поколения, предки, семья; -составлять родословную семьи; -объяснять возникновение имен, отчеств, фамилий. |
Составить генеалогическую таблицу своей семьи. Узнать, что означает ваше имя. |
13.09 |
|
||
5 |
Геральдика: гербы, флаги, гимны государств. |
1 |
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом |
Рассказ, фронтальная беседа |
Задание на объяснение терминов и составление мини-рассказов. Рассказ о значении государственной символики. |
Уметь: -давать определения государственным символам: герб, флаг, гимн, штандарт; -знать составляющие элементы государственных символов. |
Составить герб своей семьи |
17.09 |
|
||
6 |
Географические названия-свидетели прошлого |
1 |
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом |
Работа с исторической и географической картой |
Выяснить происхождение названия города, в котором ты живешь или другого города в Республике Татарстан. |
Уметь: -объяснять смысл термина урока топонимика.. |
Подготовить сообщение о названии района или улицы на которой ты живешь или района в РТ |
20.09 |
|
||
7 |
Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории |
1 |
Комбинированный урок |
Фронтальная беседа, работа с исторической картой. |
Работа с исторической картой |
Уметь: - объяснять смысл терминов: всеобщая история, история России; -знать отличие государства и страны; |
Подготовить устный рассказ об одном историческом событии |
24.09 |
|
||
8 |
Российская государственная символика. |
1 |
Комбинированный урок |
Фронтальная беседа, практикум |
Работа с государственной символикой Российской Федерации |
Знать: -понятие государственная символика; Уметь: -называть государственные символы РФ; -правильно называть цвета флага, изображение герба, название гимна РФ. |
Подготовиться к проверочной работе по данной теме |
27.09 |
|
||
9 |
Россия -многонациональное государство |
1 |
Комбинированный урок |
Фронтальная беседа, практикум |
Работа с исторической картой, с историческими источниками |
Уметь: -объяснять смысл термина многонациональное государство; -называть основные нации, проживающие на территории РФ; -составлять рассказы о народах, живущих на территории РФ. |
Подготовить небольшой рассказ об одной из наций, проживающих на территории Республики Татарстан |
1.10 |
|
||
10 |
Контрольно-обобщающий урок по пропедевтическому модулю |
1 |
Урок контроля и проверки знаний |
Самостоятельная и индивидуальная работа с заданиями различного уровня сложности |
Тесты, решение исторических задач, задания на составление исторических задач. |
Знать: -основные понятия и термины. Уметь: -решать исторические задачи; -составлять исторические задачи и кроссворды; -работать с историческими документами. |
|
|
|
||
Раздел II. Первобытное общество (7 часов) |
|||||||||||
11 |
Предки человека. Первые люди. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника |
Составление логической цепочки согласно данным науки, как на Земле появился вид современных людей. Определение проблемы урока. |
Знать: -основные понятия и термины: древнейшие люди, человек умелый, охота, собирательство, орудия труда, человек разумный. Уметь: -выстраивать логическую цепочку возникновения вида современных людей; -работать с проблемными заданиями. |
§ 1, вопросы для обсуждения на с.22 |
4.10 |
|
||
12 |
Расселение древнейшего человечества. |
1 |
Комбинированный урок |
Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника. Определение проблемы урока. |
Задания на объяснение смысла терминов. Задания на описание жизни первобытного человека, на описание орудий труда на с. 25, с.27. |
Знать: -понятия и термины: родовая община. Уметь: -рассказать о расселении древнего человека; -описать портрет древнего человека; -объяснять, чем занимался, какими орудиями труда пользовался. |
§ 2, вопросы для обсуждения на с.27 |
8.10 |
|
||
13 |
Первобытные верования. Зарождение искусства. |
1 |
Комбинированный урок |
Индивидуальная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и иллюстрациями. Определение проблемы урока. |
Задания на объяснение терминов, объяснение причин возникновения верований и первобытного искусства. |
Уметь: -объяснять причину появления верований, религии; -рассказать о возникновении первобытного искусства. Знать: -понятия религия, искусство. |
§ 3, вопросы для обсуждения на с.32 |
11.10 |
|
||
14 |
Древние земледельцы и скотоводы. |
1 |
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом |
Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника, схемами. Определение проблемы урока. |
Задания на описание и сравнение предметов быта и орудий труда. Объяснение причины возникновения ремесла. |
Знать: -понятия и термины: земледелие, скотоводство, Уметь: -описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов; -работать со схемой и иллюстрациями в учебнике; -выделять причины и последствия исторических событий. |
§4, вопросы для обсуждения на с.37 |
15.10 |
|
||
15 |
Соседская община. Развитие ремесла. |
1 |
Комбинированный урок |
Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника. Определение проблемы урока |
Задание на сравнение родовой и соседской общины. |
Знать: -понятия и термины: племена, родовая община, соседская община. Уметь: -сравнивать родовую и соседскую общину; -определять проблему урока; -выделять причины и последствия исторических событий. |
§ 5 |
18.10 |
|
||
16 |
Первые очаги цивилизации. |
1 |
Комбинированный урок |
Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника. Определение проблемы урока. |
Задания на сравнения мира первобытности и мира цивилизации на с. 44. |
Знать: -понятия и термины: государство, первобытное общество, цивилизация. Уметь: -рассказать о древнейших городах; -указывать признаки появления первых цивилизаций; -определять проблему урока. |
§ 6, повторить параграфы 1-6 |
22.10 |
|
||
17 |
Первобытное общество |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Самостоятельная работа с тестовыми заданиями, историческими источниками, заданиями различного уровня сложности |
Тест, задания различного уровня сложности, работа с историческими источниками. |
Уметь: -определять правильный ответ из ряда предложенных; -давать определения принятиям и терминам; -работать с историческими источниками. |
|
25.10 |
|
||
Раздел III. Цивилизации Древнего Востока (15 часов) |
|||||||||||
18 |
Царство Древнего Египта. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Индивидуальная работа, самостоятельная работа с картой и с текстом учебника. Определение проблемы урока. |
Задания на работу с картой. Работа с иллюстрациями на с. 53, со схемой на с. 56. Работа с контурной картой. |
Уметь: - работать с исторической картой, историческими понятиями, схемами; - объяснять характерные черты политического строя египтян; -указывать причины образования государства у египтян; - определять влияние природных условий на жизнь и быт египтян. |
§ 7 |
5.11 |
|
||
19 |
Религия древних египтян. |
1 |
Комбинир. урок |
Самостоятельная работа с текстом учебника, таблицей. Определение проблемы урока. |
Составление таблицы «Религии Древнего мира» на с. 63. Работа с иллюстрациями на с. 62. |
Знать: -ключевые понятия и термины: язычество, жрецы, «книга мертвых», грех; Уметь: -определять проблему урока и решать проблемные задания; -работать с текстом учебника, находить в нем главное; -составлять таблицу. |
§ 8, вопросы на с.63 |
8.11 |
|
||
20 |
Храмы и пирамиды. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с текстом учебника и проблемными заданиями. |
Работа с заданиями на с. 68. |
Знать: -ключевые понятия и термины: науки, пирамида. Уметь: -определять проблему урока и работать с проблемными заданиями; -работать с текстом учебника, находить в нем необходимую информацию. |
§ 9, задания на с. 68 |
12.11 |
|
||
21 |
Общественный строй древних египтян. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с текстом учебника. |
Построение схемы или пирамиды «Общественный строй древних египтян» |
Знать: -ключевые понятия и термины: государство, народ, общество, граждане. Уметь: -определять проблему урока; -самостоятельно работать с текстом учебника; -строить схему или пирамиду. |
§ 10 |
15.11 |
|
||
22 |
Расцвет египетского царства. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. |
Работа с картой на с. 76 и в атласе. Работа с контурными картами. |
Знать: -ключевые понятия и термины: государство, народ, общество, граждане. Уметь: -показывать на карте положение Древнего Египта; -работать с контурными картами по заданной теме; -объяснять причины расцвета древнеегипетского царства. |
§ 11, вопросы на с.74 |
19.11 |
|
||
23 |
Практическая работа № 1 по теме «Древний Египет» |
1 |
Урок практикум |
Практикум |
Тест, задания различного уровня сложности, работа с историческими источниками |
Знать: -основные понятия и термины темы. Уметь: -работать с тестовыми заданиями; -работать с заданиями различного уровня сложности и историческими источниками. |
§ 7-11 |
22.11 |
|
||
24 |
Древнее Междуречье: природные условия, население. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Коллективная работа с картой, самостоятельная работа с текстом учебника, контурными картами. Определение проблемы урока. |
Работа с понятиями: цивилизация, государство, деспотия, иероглифы, религия. Составление таблицы «особенности Египта и Междуречья» на с. 80. |
Знать: -ключевые понятия и термины: Древнее Междуречье, цивилизация. Уметь: -показывать на карте положение Древнего Междуречья; -работать с проблемными заданиями; -составлять и заполнять таблицу |
§ 12. |
26.11 |
|
||
25 |
Законы Вавилонского царства. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с таблицей, картой, с историческими документами. |
Сравнение табличных данных на с.85. Работа с картой и контурными картами. Работа с историческими документами –законами царя Хаммурапи на с. 89. |
Знать: -ключевые понятия и термины: колонии, алфавит, Западная Азия, финикийцы, Хаммурапи. Уметь: -работать с исторической картой и контурными картами; -сравнивать данные таблицы и делать выводы; -работать с историческими документами. |
§ 13, законы царя на с. 89 |
29.11 |
|
||
26 |
Ассирийская держава. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Работа с картой и атласом. Самостоятельная работа с контурными картами. |
Работа с контурной картой и картой учебника на с. 93. Создание проблемных задач и их решение. |
Знать: -ключевые понятия и термины: Ассирия, до нашей эры. Уметь: -показывать на карте местоположение Ассирийской державы; -определять проблему урока и работать с проблемными заданиями; -работать с картой и контурными картами; -делать выводы и отвечать на поставленные вопросы. |
§ 14 |
3.12 |
|
||
27 |
Палестина и Финикия. Библия древних евреев. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с текстом учебника, исторической картой, с таблицей. |
Работа с картой на с.79. Работа с иллюстрацией на с. 99 «Библейская картина мира» и составление сравнительной таблицы. Работа с контурными картами. |
Знать: -ключевые понятия и термины: древние евреи, Библия, царство Израиль. Уметь: -определять проблему урока; -работать с картой и контурными картами; -сравнивать и делать выводы; -составлять таблицу |
§ 15 |
6.12 |
|
||
28 |
Возвышение Персидской державы и ее завоевания. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с текстом учебника, картой, контурными картами, схемой. |
Работа с картой на с. 105 и контурными картами. Работа со схемой на с.106 и сравнительная характеристика с египетским царством. |
Знать: -ключевые понятия и термины: Персидская держава, государство, цивилизация. Уметь: -показывать местоположение Персидской державы на карте; -определять проблему урока; -работать с исторической картой, контурными картами, схемами; -делать сравнительный анализ. |
§ 16 |
10.12 |
|
||
29 |
Древняя Индия. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с текстом учебниками, картой и контурными картами. Коллективная работа с иллюстрациями. |
Работа с исторической картой и контурными картами. Работа с иллюстрацией на с. 110 «Картина мира древних индийцев-буддистов» и сравнение ее с картиной мира египтян и евреев. Составление сравнительной таблицы. |
Знать: -ключевые понятия и термины: Древняя Индия, Будда, буддизм, варна, касты. Уметь: -определять проблему урока; -показывать местоположение Древней Индии на карте; -работать с исторической картой и контурными картами; -сравнивать и составлять сравнительную таблицу. |
§ 17, вопросы на с.113 |
13.12 |
|
||
30 |
Древний Китай. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Фронтальная беседа с наводящими вопросами. Самостоятельная работа с контурными картами. |
Работа с картой на с. 115. Работа с контурным картами на тему «Древний Китай». |
Знать: -основные понятия и термины: Древний Китай, Конфуций, конфуцианство. Уметь: -определять проблему урока; -показывать местоположение Древнего Китая на карте; -работать с контурными картами; -анализировать документы и делать выводы; -решать исторические задачи. |
§ 18, повторить параграфы12-18 |
17.12 |
|
||
31 |
Практическая работа № 2 по теме «Древние цивилизации Азии» |
1 |
Урок практикум |
Практикум |
Тест, задания различного уровня сложности, работа с историческими источниками |
Знать: -основные понятия и термины темы. Уметь: -работать с тестовыми заданиями; -работать с заданиями различного уровня сложности и историческими источниками. |
§ 12-18 |
20.12 |
|
||
32 |
Контрольно-обобщающее повторение по разделу «Цивилизации Древнего Востока» |
1 |
Контрольный урок |
Индивидуальная работа с заданиями различного уровня сложности, решение проблемных ситуаций. |
Тест, задания различного уровня сложности, работа с историческими источниками |
Знать: -основные понятия и термины темы. Уметь: -работать с тестовыми заданиями; -работать с заданиями различного уровня сложности и историческими источниками. |
§ 7-18 |
24.12 |
|
||
Раздел IV. Древняя Греция и эллинистический мир (18 часов) |
|||||||||||
33 |
Древняя Греция. Древнейшие государства. |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с исторической картой и контурными картами. |
Задания на описание природных условий Древней Греции. Работа с контурными картами. |
Знать: -ключевые понятия и термины :эллины, Древняя Греция, Микенское царство, Критское царство. Уметь: -показывать местоположение Древней Греции на карте; -составлять рассказ о природных условиях Древней Греции; -определять проблему урока. |
§ 19 |
27.12 |
|
||
34 |
Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с текстами учебника, поэмами. |
Задания на анализ «Илиады» и «Одиссея», на объяснение сути религии древних греков. |
Знать: -ключевые понятия и термины: Гомер, Троянский конь, поэмы «Илиада» и «Одиссея», миф. Уметь: -анализировать поэмы; -определять проблему урока; -работать с текстом учебника и исторической картой. |
§ 20, задания на с.133. |
10.01 |
|
||
35 |
Новые города Эллады. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с текстом учебника, задание творческого характера. |
Работа с источником на с. 134. Описание полиса по иллюстрации на с. 135. Работа со схемой на с. 137. |
Знать: -ключевые понятия и термины: город, гражданин, полис. Уметь: -определять проблему урока; -описывать и сравнивать исторические события; -работать с историческим источником. |
§ 21, задания на с.139 |
14.01 |
|
||
36 |
Верования древних греков. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника. |
Работа с источником на с.140. Задание на сравнение картины мира египтян с картиной мира греков на с. 141. Продолжение таблицы «Религии Древнего мира» на с.63. |
Знать: -ключевые понятия и термины: религия, мифы, боги. Уметь: -определять проблему урока; -сравнивать и делать выводы; -заполнять самостоятельно таблицу. |
§ 22 |
17.01 |
|
||
37 |
Афины и Спарта. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с текстом учебника, с таблицей. |
Задание на заполнение сравнительной таблицы «Афины м Спарта» на с. 146. Работа со схемой на с. 147 (Афинский полис после законов Солона). |
Знать: -ключевые понятия и термины: демократия, Афины, Спарта. Уметь: -определять проблему урока; -составлять сравнительную таблицу и делать выводы; -показывать местоположение Афин и Спарты на карте; -работать с контурными картами. |
§ 23, задание на с. 150 |
21.01 |
|
||
38 |
Воспитание граждан Эллады. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с текстом учебника. |
Задание на определение общего и особенного в воспитании в Афинах и Спарте. |
Знать: -ключевые понятия урока: олимпийские игры, воспитание. Уметь: -выделять общие и особенные черты; -сравнивать воспитание в Афинах и Спарте молодых юношей; -определять проблему урока. |
§ 24, вопрос на с.154 |
24.01 |
|
||
39 |
Греческая колонизация. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с картой атласа и контурными картами. |
Задания на заполнение контурных карт по заданному плану. Работа с картой на с. 157. |
Знать: -основные понятия и термины урока: колония, колонизация, агора, скифы. Уметь: -определять проблему урока; -работать с контурными картами и картами атласа; -отвечать на поставленные вопросы; -находить ответы на вопросы в тексте учебника. |
§ 25, повторить параграфы 19-25 |
28.01 |
|
||
40 |
Практическая работа № 3 по теме «Зарождение цивилизации Древней Греции» |
1 |
Урок практикум |
Самостоятельная и индивидуальная работа с заданиями различного уровня сложности. |
Тест, задания различного уровня сложности, работа с историческими источниками |
Знать: -основные понятия и термины темы. Уметь: -работать с тестовыми заданиями; -работать с заданиями различного уровня сложности и историческими источниками. |
|
31.01 |
|
||
41 |
Греко-персидские войны. |
1 |
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом |
Определение проблемы урока. Самостоятельная и коллективная работа с картами атласа и контурными картами. |
Задания на классификацию по отдельному признаку событий. Задания на работу с картой и контурными картами. |
Знать: -основные понятия и термины урока: греко-персидские войны, персы. Уметь: -определять проблему урока; -работать с исторической картой; -выделять причинно-следственные связи; |
§ 26, вопрос на с. 164 |
4.02 |
|
||
42 |
Афинская демократия. Свободные и рабы. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с иллюстрацией в учебнике. Творческое задание. |
Задание на составление и продолжение рассказа по иллюстрациям на с. 168 |
Знать: -основные понятия и термины урока: демократия, раб, гражданин, республика, суд присяжных. Уметь: -определять проблему урока; -объяснять значение слов и терминов; -доказывать, что Афины являлись демократической республикой; -характеризовать и выявлять черты, присущие афинской демократии. |
§ 27, воп. на с. 171 |
7.02 |
|
||
43 |
Литература и театральное искусство. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом учебника, задания творческого характера. |
Задание на объяснение назначения памятников архитектуры. Составить рассказ о древнегреческом театре. |
Знать: -основные понятия и термины урока: театр, Парфенон, комедия, трагедия. Уметь: -определять проблему урока; -описывать и выявлять особенности архитектуры; -рассказывать о театре. |
§ 28, задания на с.176 |
11.02 |
|
||
44 |
Развитие научных и философских знаний. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Коллективная работа по составлению таблицы, самостоятельная работа с учебником и документом. |
Задание на составление рассказа по заданному плану о мудрецах Древней Греции. |
Знать: - основные понятия и термины урока: философия, Сократ, Платон, Аристотель. Уметь: -определять проблему урока; -составлять рассказ по заданному плану; -объяснять смысл понятий и терминов; -различать философские взгляды мудрецов Древней Греции; - делать выводы. |
§ 29, вопросы и задания на с. 182; повторить параграфы 26-29 |
14.02 |
|
||
45 |
Практическая работа № 4 по теме «Расцвет древнегреческой цивилизации» |
1 |
Урок практикум |
Самостоятельная и индивидуальная работа с заданиями различного уровня сложности. |
Тест, задания различного уровня сложности, работа с историческими источниками |
Знать: -основные понятия и термины темы. Уметь: -работать с тестовыми заданиями; -работать с заданиями различного уровня сложности и историческими источниками. |
|
18.02 |
|
||
46 |
Возвышение Македонии. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с текстом учебника. Коллективная работа по составлению плана ответа. |
Задания на работу с картой и контурными картами. Задание на сравнение армий. |
Знать: -основные понятия и термины урока: Македония, македонская фаланга, царство. Уметь: -определять проблему урока; -выделять причины возвышения Македонии; -делать выводы о причинах победы Македонии; -работать с картой и контурными картами; -определять и объяснять свою позицию. |
§ 30, задание на с.188 |
21.02 |
|
||
47 |
Завоевания Александра Македонского и его держава. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Коллективная работа по составлению плана доклада. Работа с картой. |
Задание на составление доклада в роли советника одного их царей Индии для своего повелителя о причинах победы Александра Македонского. |
Знать: -основные понятия и термины урока: Александр Македонский, царь, фаланга. Уметь: -делать вывод о проблеме урока; -составлять доклад от третьего лица; -объяснять поступки и действия Александра Македонского; -указывать причины распада державы Александра Македонского. |
§ 31 |
25.02 |
|
||
48 |
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Работа с картой и контурными картами. |
Задание на составление и заполнение таблицы «Цивилизация эллинизма» на с. 197. Работа по карте на с. 185. |
Знать: -основные понятия и термины урока: эллинистическая цивилизация, монархия, Александрийская библиотека, мусей, пергамент. Уметь: -определять проблему урока; -работать с таблицей и текстом учебника; -работать с картой; -отличать цивилизацию Древней Греции (Запада) от цивилизации Древнего Востока. |
§ 32, таблица на с. 197 |
28.02 |
|
||
49 |
Практическая работа № 5 по теме «Эллинизм-встреча Запада и Востока» |
1 |
Урок практикум |
Самостоятельная и индивидуальная работа с заданиями различного уровня сложности. |
Тест, задания различного уровня сложности, работа с историческими источниками |
Знать: -основные понятия и термины темы. Уметь: -работать с тестовыми заданиями; -работать с заданиями различного уровня сложности и историческими источниками. |
|
4.03 |
|
||
Раздел V. Цивилизация Древнего Рима (8 часов) |
|||||||||||
50 |
Основание Рима и возникновение Римской республики. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Определение проблемы урока. Групповая работа с картой и контурными картами. Работа с иллюстрациями в учебнике. Работа со схемой на с. 209. |
Задание на описание природных условий Италии. Задание на соотнесение легенды с научными знаниями об основании Рима. |
Знать: -основные понятия и термины урока: Италия, Рим, плебеи, патриции, латинский алфавит, республика, этруски. Уметь: -определять проблему урока; -работать с картой и иллюстрациями; -сравнивать Римскую республику и греческий полис: находить различия; |
§ 33, сравнить Рим и Афины по рисунку на с. 209 |
7.03 |
|
||
51 |
Объединение Италии. |
1 |
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с картой учебника и атласа. |
Задания на работу с картой на с. 203 (определите по карте этапы завоевания Римом Италии и дайте название каждому этапу). |
Знать: -основные понятия и термины урока: Латинский союз, легион, триумф, Римско-Итальянский союз. Уметь: -выявлять отличительные особенности организации и вооружения римского легиона от греческой фаланги; -определять причины победы римлян над Италией; |
§ 34, задания на с. 215 |
11.03 |
|
||
52 |
Войны с Карфагеном. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Коллективная и групповая работа с картой и контурными картами. |
Задания по заполнению контурных карт. Задание на описание войска римлян и карфагенян. Задание на описание сражений. |
Знать: -основные понятия и термины урока: Карфаген, провинция, Пунические войны, Ганнибал. Уметь: -определять проблему урока; -характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия; -работать с картой. |
§ 35,вопрос на с. 220. |
14.03 |
|
||
53 |
Господство Рима в Средиземноморье. |
1 |
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом |
Определение проблемы урока. Коллективная и групповая работа с картой и контурными картами. |
Задания по заполнению контурных карт. |
Знать: -основные понятия и термины урока: восточное Средиземноморье. Уметь: - определять проблему урока; -объяснять значение слов; -определять цели, которые преследовали римляне в войне с Македонией; -делать выводы по проблеме. |
§ 36 |
18.03 |
|
||
54 |
Консулы, сенаторы и трибуны. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Коллективная работа с иллюстрациями и схемами учебника. |
Задание на характеристику земельной реформы братьев Гракхов. Работа с иллюстрациями на с. 227. Задания по схеме на с. 228. |
Знать: -основные понятия и термины урока: сенатор, консул, трибуны. Уметь: -определять проблему урока и сравнивать оценки и факты, изложенные учеными; -находить сходство и различия между богатыми римскими гражданами и простолюдинами и делать выводы; -рассказывать суть земельного закона братьев Гракхов. |
§ 37, задания на с.230 |
21.03 |
|
||
55 |
Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака. |
1 |
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом |
Определение проблемы урока. Работа в парах. |
Задание на описание жизни рабов Римской республике (поставь себя на место римского раба и обратись к своему товарищу: что, как и зачем вы должны изменить в своем положении) |
Знать: -ключевые понятия и термины урока: гражданская война, Спартак, раб, гладиатор, восстание рабов. Уметь: -рассказывать о рабовладении в Древнем Риме; -объяснять причины и последствия гражданских войн; |
§ 38 |
1.04 |
|
||
56 |
Гай Юлий Цезарь. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Работа с картой. Самостоятельная работа с текстом учебника. |
Задание на перечисление обстоятельств и участников важнейших событий, на выявление характерных черт управления Римской империей. |
Знать: -ключевые понятия и термины урока: Юлий Цезарь, диктатура, диктатор.. Уметь: - рассказывать о диктатуре Цезаря, объяснять суть; -работать с картой; -доказывать, что в Риме исчезает республика и делать выводы. |
§ 39, задания на с.242. |
4.04 |
|
||
57 |
Практическая работа № 6 по теме «Цивилизации Древнего мира» |
1 |
Урок практикум |
Самостоятельная и индивидуальная работа с заданиями различного уровня сложности. |
Тест, задания различного уровня сложности, работа с историческими источниками |
Знать: -основные понятия и термины темы. Уметь: -работать с тестовыми заданиями; -работать с заданиями различного уровня сложности и историческими источниками. |
|
8.04 |
|
||
Раздел VI. Античная греко-римская цивилизация (7 часов) |
|||||||||||
59 |
Установление императорской власти. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Определение проблемы урока. Работа со схемой учебника, с текстом учебника. |
Задание на объяснение схемы на с. 245. |
Знать: -основные понятия и термины урока: Римская империя, Октавиан Август, император. Уметь: -определять проблему урока; -объяснять схему «Римская империя I-II веков»; -устанавливать причинно-следственные связи; -определять личные качества Октавиана Августа и его приемников; -давать сравнительную характеристику исторических личностей. |
§ 40, задание на с. 248 |
11.04 |
|
||
60 |
Культурное наследие Древнего Рима. Римское право. |
1 |
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с текстом учебника. |
Задание на выявление особенностей античной цивилизации. |
Знать: -основные понятия и термины урока: римское право, фрески, базилики, античная цивилизация. Уметь: -определять проблему урока; -делать выводы на основе прочитанного текста; -выделять особенности античной цивилизации. |
§ 41. |
15.04 |
|
||
61 |
«Золотой век» Римской империи. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельна работа с текстом и иллюстрациями учебника |
Задание на доказательство того, что в Римской империи были развиты торговые связи-с. 256. Работа с картой на с. 243. |
Знать: -основные понятия и термины урока: романизация. Уметь: -определять проблему урока; -называть первобытных и цивилизованных соседей Римской империи; -перечислять главные ценности античной греко-римской культуры. |
§ 42. |
18.04 |
|
||
62 |
Возникновение и распространение христианства. Библия. |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Коллективная работа с выдержками из Библии. |
Задание на объяснение причин появление христианства в Риме. Работа с источником – Библией. |
Знать: -основные понятия и термины урока: Иисус Христос, Новый Завет, христианство. Уметь: -определять проблему урока; -находить отличия между религиями древних евреев, греков и римлян; -выделять причины распространения христианства среди римлян. |
§ 43, задания на с. 265. |
22.04 |
|
||
63 |
Признание христианства государственной религией Римской империи. |
1 |
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа со схемой учебника и текстом. |
Задание на сравнение империи II и IV веков на с. 245 и с. 268. Ответить на вопрос: почему стало выгодно использовать труд колонов. |
Знать: -основные понятия и термины урока: колоны, христианская церковь, священник, государственная религия, Константин. Уметь: -определять проблему урока; -объяснить причины принятия Константином христианства; -сравнивать, делать выводы; -отвечать на поставленные вопросы. |
§ 44, задание на с.272 |
25.04 |
|
||
64 |
Падение Западной Римской империи |
1 |
Комбинир. урок |
Определение проблемы урока. Самостоятельная работа с картами учебника и атласами. |
Задание в контурных картах. Сделать вывод: почему погибла Римская империя? |
Знать: -основные понятия и термины урока: Западная Римская империя, Восточная римская империя, великое переселение народов. Уметь: -определять проблему урока; -объяснять происхождение и современный смысл слов «варвар» и «вандал»; -работать с картой и контурными картами; -делать вывод по проблеме урока. |
§ 45, задание на с. 275 |
29.04 |
|
||
65 |
Практическая работа № 7 по теме «Античная греко-римская цивилизация» |
1 |
Урок практикум |
Самостоятельная и индивидуальная работа с заданиями различного уровня сложности. |
Тест, задания различного уровня сложности, работа с историческими источниками |
Знать: -основные понятия и термины темы. Уметь: -работать с тестовыми заданиями; -работать с заданиями различного уровня сложности и историческими источниками. |
|
2.05 |
|
||
Раздел VII. Культура древнерусского народа (4 часа) |
|||||||||||
66 |
Языческие традиции Древней Руси |
1 |
Урок изучения нового материала |
Коллективная работа. Самостоятельная работа с иллюстрациями. Подготовка к разработке проекта. |
Фронтальный опрос. |
Знать: -основные понятия и термины: язычество, традиции, обычаи. Уметь: -называть языческие праздники древних славян; -использовать теоретические знания для создание проекта или исследования |
Записи в тетради |
6.05 |
|
||
67 |
Древнерусский костюм |
1 |
Урок - проект |
Групповая работа по заданному плану. |
Задания на изучение и исследование элементов древнерусского костюма |
Знать: -основные понятия и термины урока: костюм, одежда, особенности древнерусского костюма. Уметь: -работать в группах; -создавать небольшие проекты. |
Закончить проект |
13.05 |
|
||
68 |
Культура Древней Руси дохристианского периода |
1 |
Урок-проект |
Групповая работа по заданному плану. |
Задания на изучение культуры Древней Руси дохристианского периода по заданному плану. |
Знать: -основные понятия и термины: культура, дохристианский период, христианство. Уметь: - работать в группах; -создавать небольшие проекты. |
Закончить проект |
16.05 |
|
||
69 |
Культура Древней Руси христианского периода |
1 |
Урок-исследование |
Групповая и индивидуальная работа по заданному плану |
Задания на исследование культуры и элементов культуры Древней Руси христианского периода по заданному плану. |
Знать: -основные понятия и термины урока: христианская культура, традиции, особенности христианской культуры. Уметь: -называть особенности христианской культуры древнерусского народа; -проводить мини-исследование; -работать в группах. |
|
20.05 |
|
||
70 |
Контрольно-обобщающее повторение по курсу «История Древнего мира» |
1 |
Контрольный урок |
Индивидуальная работа с заданиями различного уровня сложности, решение проблемных ситуаций. |
Тест, задания различного уровня сложности, работа с историческими источниками |
Знать: -основные понятия и термины темы. Уметь: -работать с тестовыми заданиями; -работать с заданиями различного уровня сложности и историческими источниками. |
|
23.05 |
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»