Программа факультативного курса для младших школьников «Основы исследовательской деятельности»
Краткое описание
Данная программа помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, обучить наблюдению, экспериментированию и, что особо ценно, содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до предоставления и защиты полученных результатов.
Описание
Программа факультативного курса для младших школьников «Основы исследовательской деятельности» Пояснительная записка
Современное общество характеризуется высокими темпами развития научно-технического прогресса. В этих условиях роль науки в процессе развития общества, техники и человечества в целом велика и неоспорима. Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально – экономических, культурных и духовных условий жизни. Современность требует включать в процесс обучения научные знания таким образом, чтобы они воспринимались как часть лично значимого опыта, чтобы их расширение становилось ценностной ориентацией и стимулом к активному поиску источников новых научных знаний.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. « Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине…» (Авгусманова Т.В. Программа курса «Методика исследовательской деятельности учащихся»)
И с педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное — исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Педагогические принципы Программа курса соответствует следующим педагогическим принципам: § соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся; § обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; § гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; § единство развития творческого сотрудничества в коллективе и личной индивидуальности каждого ребёнка. Направленность курса Курс «Основы исследовательской деятельности» ориентирован на развитие навыков исследовательской деятельности. Данная программа помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, обучить наблюдению, экспериментированию и, что особо ценно, содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до предоставления и защиты полученных результатов. Цель программы: § развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности, развитие навыков самостоятельной научной работы. Задачи программы: § выявление и развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся; § обучение детей методам исследования, их применением в собственном исследовании; § формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска; § знакомство с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности; § формирование опыта публичного выступления, речевой компетенции учащихся; § воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам. В соответствии с общей направленностью курса, целью и задачами программы выслеживаются следующие содержательные линии: § тренинговые занятия: овладение специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска § исследовательская практика: проведение учащимися самостоятельных исследований, выполнение проектов § презентация результатов собственных исследований: конференции, защиты исследовательских работ, проектов и др. Основные группы умений: § Исследовательские умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, классифицировать, обобщать, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. § Коммуникативные умения: сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций. § Оценочные умения: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других. § Информационные умения: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать информацию, сохранять информацию § Презентационные умения: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать культуру речи. Основные понятия курса: § Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. § Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. § Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. § Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. § Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. § Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. § Гипотеза(от древнегреческого hypothesis– основание, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления) – предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
§ игры;
§ экскурсии;
§ интеллектуальные марафоны;
§ практические занятия, тренинги;
§ дискуссии;
§ беседы;
§ работа в библиотеке с каталогами;
§ работа в компьютерном классе.
Объём курса Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов из расчёта 0,5 часа в неделю. 1 класс (со II полугодия) – 9 часов, 2-4 классы — по 17 часов в год. Итого: 60 ч. Требования к уровню освоения содержания программы: § в ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников; § в ходе тренингов будут развиваться специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, а, следовательно, и мышление; § собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний, развить умение работать с информацией, развить навыки самостоятельной научной работы; § учащиеся получат опыт публичного выступления.
Современное общество характеризуется высокими темпами развития научно-технического прогресса. В этих условиях роль науки в процессе развития общества, техники и человечества в целом велика и неоспорима. Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально – экономических, культурных и духовных условий жизни. Современность требует включать в процесс обучения научные знания таким образом, чтобы они воспринимались как часть лично значимого опыта, чтобы их расширение становилось ценностной ориентацией и стимулом к активному поиску источников новых научных знаний.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. « Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине…» (Авгусманова Т.В. Программа курса «Методика исследовательской деятельности учащихся»)
И с педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное — исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Педагогические принципы Программа курса соответствует следующим педагогическим принципам: § соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся; § обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; § гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; § единство развития творческого сотрудничества в коллективе и личной индивидуальности каждого ребёнка. Направленность курса Курс «Основы исследовательской деятельности» ориентирован на развитие навыков исследовательской деятельности. Данная программа помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, обучить наблюдению, экспериментированию и, что особо ценно, содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до предоставления и защиты полученных результатов. Цель программы: § развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности, развитие навыков самостоятельной научной работы. Задачи программы: § выявление и развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся; § обучение детей методам исследования, их применением в собственном исследовании; § формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска; § знакомство с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности; § формирование опыта публичного выступления, речевой компетенции учащихся; § воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам. В соответствии с общей направленностью курса, целью и задачами программы выслеживаются следующие содержательные линии: § тренинговые занятия: овладение специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска § исследовательская практика: проведение учащимися самостоятельных исследований, выполнение проектов § презентация результатов собственных исследований: конференции, защиты исследовательских работ, проектов и др. Основные группы умений: § Исследовательские умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, классифицировать, обобщать, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. § Коммуникативные умения: сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций. § Оценочные умения: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других. § Информационные умения: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать информацию, сохранять информацию § Презентационные умения: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать культуру речи. Основные понятия курса: § Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. § Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. § Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. § Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. § Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. § Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. § Гипотеза(от древнегреческого hypothesis– основание, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления) – предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
§ игры;
§ экскурсии;
§ интеллектуальные марафоны;
§ практические занятия, тренинги;
§ дискуссии;
§ беседы;
§ работа в библиотеке с каталогами;
§ работа в компьютерном классе.
Объём курса Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов из расчёта 0,5 часа в неделю. 1 класс (со II полугодия) – 9 часов, 2-4 классы — по 17 часов в год. Итого: 60 ч. Требования к уровню освоения содержания программы: § в ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников; § в ходе тренингов будут развиваться специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, а, следовательно, и мышление; § собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний, развить умение работать с информацией, развить навыки самостоятельной научной работы; § учащиеся получат опыт публичного выступления.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
09 октября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре