Применение технологии проектной деятельности в объединении «Музыкально-хоровая студия «Вдохновение»
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: голосов:2просмотров: 3563 комментариев: 2
Применение технологии «Проектная деятельность» в объединении «Музыкально-хоровая студия «Вдохновение» Подготовила педагог дополнительного образования высшей категории Давыдова Г.В. Соавторы: Штогрина Л.А., Куцева Е.В., Олейченко Э.Э.
г. Краснознаменск МО
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов это: − способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат); − совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия. И суть его остается прежней — стимулировать интерес обучающихся к получению знаний. Содержание проекта. Тема проекта– Амадей
Идея эксперимента– Развитие новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности.
Актуальность темы— 225 лет со дня рождения гениального композитора. Развитие у обучающихся творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование умения ставить вопросы и искать способы ответа на них Цель проекта — Получить глубокие знания о жизни и творчестве композитора через постановку проблемных вопросов.
Задачи:
1. Познакомиться с биографическими материалами жизни композитора. 2. Познакомить детей с особенностями музыкального языка Моцарта на примере разучиваемых музыкальных произведений. 3. Воспитывать любовь к музыке на примере служения этому искусству семьи Моцарт. 4. Воспитывать трудолюбие на примере жизни композитора, добиваться поставленной цели. 5. Пробуждать у детей желание к музыкальной деятельности. 6. Формировать у обучающихся умение работать в команде. 7. Развивать интерес к исследовательской работе. 8. Воспитывать трудолюбие на примере жизни композитора, добиваться поставленной цели. Сроки проекта— Продолжительность проекта — 5 месяцев (сентябрь 2010 – январь 2011) Этапы проекта – 1. Выбор темы. 2. Распределение педагогов и обучающихся, отвечающих за определенные темы проекта. 3. Выбор музыкального репертуара. Состав участников проекта— Педагоги и обучающиеся музыкально-хоровой студии «Вдохновение». Функциональные обязанности: Ответственный за проект – Давыдова Г.В. Написание сценария презентации проекта – Давыдова Г.В., Штогрина Л.А., Куцева Е.В., Подготовка сообщений по темам:
− «Зальцбург XVII века. История и география».
− « Стиль барокко и как он отразился в музыке Моцарта».
− «Роль Леопольда Моцарта в становлении Вольфганга, как великого музыканта».
− «Женщина, подарившая миру гения».
− «Почему в высшей степени музыкально одаренная сестра Моцарта Мария Анна, не стала известным музыкантом?».
− «Любовь в жизни Моцарта».
− «Интересные факты из жизни Моцарта».
− «Эффект Моцарта».
Подготовка музыкальных номеров:
1. Менуэт. Лиза Катанова
2. Менуэт. Аня Медынская
3. Пьеса из балетной музыки к пантомиме «Маленькие безделушки». Аня Новоселова.
4. Азбука. Ансамбль Ассорти
5. Сонатина До-мажор. Аня Иванова
6. Славен наш союз. Ансамбль «Премьера».
7. Ночная серенада. Маша Ребрик
8. Соната До-мажор I часть. Маша Луцкану.
9. Вариация №1 из сонаты Ля-мажор Маша Ребрик
10. Ария Фигаро. Полина Полунина и Катя Тронева.
11. Ария Барбарины. Полина Казанцева.
12. Хор девушек. Ансамбль «Звездный город».
13. Дон Жуан. Гуляевы Катя и Надя
14. Дует Дон-Жуана и Церлины. Маркина Алена и Гусарова Вера
15. Хор «Откуда приятный и нежный звон»
16. Лакримоза. Хор.
База эксперимента— Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества»
Научно-методическая обеспеченность эксперимента — Бальтозар Г. Три речи о Моцарте. — Издательство: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2006. Брион М. Жизнь замечательных людей. Вейс Д. Возвышенное и земное. — «Прогресс», 1970. Моцарт. – «Молодая гвардия», 1968. Сергеев А. Моцарт. — Издательство: Белый город, 2006 г. http://www.classic-music.ru/ http://mozart.belcanto.ru/ http://classic.chubrik.ru/ http://requiem-mozart.livejournal.com/ http://www.greatcomposers.ru/ Форма представления результатов: 1. Музыкальная гостиная. 2. Работа над музыкальными произведениями. Тип нашего проекта – творческий. Но в рамках этого проекта использовались и другие типы:
· реферативный,
· информационный,
· исследовательский,
· практико-ориентированный.
Наш проект был успешным. Цель была достигнута. Используемый материал: 1. Бальтозар Г. Три речи о Моцарте. — Издательство: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2006. 2. Брион М. Жизнь замечательных людей. 3. Вейс Д. Возвышенное и земное. — «Прогресс», 1970. 4. Моцарт. – «Молодая гвардия», 1968. 5. Сергеев А. Моцарт. — Издательство: Белый город, 2006 г. 6. http://www.classic-music.ru/ 7. http://mozart.belcanto.ru/ 8. http://classic.chubrik.ru/ 9. http://requiem-mozart.livejournal.com/ 10. http://www.greatcomposers.ru/ 11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2
Амадей
Музыкальная гостиная 2011
Занавес закрыт. Подсветить занавес.
Фонограмма 1. Звучит увертюра «»Свадьба Фигаро».
Занавес открывается.
Слайд «Моцарт».
Сначала темно, только яркий портрет.
Когда выходят дети – яркий свет - праздник
Катя - Добрый день, дорогие друзья!
Надя - Здравствуйте!
Катя - Я вижу, мы пришли вовремя, стол уже накрыт!
(посередине стол)
Поля - У нас сегодня праздник - День Рождения Вольфа Моцарта. Ой, простите, Вольфганга Амадея Моцарта.
Надя (в зал) - Вы его знаете? Ну конечно знаете, услышав раз музыку Моцарта – не забудешь никогда.
Катя - Потому что музыка была его дыханьем, музыка была его зрением, музыка была его слухом.
Лиза Катанова «Менуэт».
Аня - Раз сегодня День рождения Моцарта, давайте вспомним о Вольфганге все с самого начала и перенесемся в старую Австрию, в великолепный город Зальцбург.
слайд Зальцбург
Чуть притемнить, Чтобы был виден слайд.
Катя - Да разве это город? Это была настоящая музыкальная шкатулка!
Поля - Где каждый второй житель плясал, каждый третий – пел, а каждый четвертый играл на музыкальном инструменте. И всё вокруг танцевало.
Фонограмма 2 Менуэт. Танцуют дети
Тронева - И все-таки прославился старинный музыкальный город ни пением, ни танцами, ни старинными церквями, а тем, что будет иметь своего знаменитого композитора. Правда в тот день, в день рождения Вольфа, никто из жителей и не подозревал об этом.
Поля - И лишь отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт, счастливо вздохнув, задумался:
Леопольд - А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком как все Моцарты, или подобно мне отдаст свое сердце музыке?
Моцарт Аня М.) - Свет на рояль. Помню как я впервые подошел к инструменту и ударил по клавишам ладошками.
Звук был настолько резкий, что я испугался. Теперь я отношусь к инструменту по-другому – как к живому, как к чему-то волшебному. Я разговариваю с ним, долго слушаю каждый звук, ищу гармоничные созвучия.
Аня Медынская. Менуэт.
Леопольд - Ну вы уже конечно догадались, что маленький Моцарт стал музыкантом. Я даже записал тот день и час когда это произошло. Этот менуэт Вольфганг сочинил 26 января 1761 года в половине десятого вечера, в возрасте 4х лет, за день до своего дня рождения.
Катя Г - Скажите, а отчего Моцарт стал так рано музицировать. Может быть, здесь какая-то сказочная тайна?
Леопольд: Все очень просто мои дорогие. Вольф с самого рождения мог слышать больше нас, обычных людей. Но дар слышать это не только подарок и доверие Бога, это еще и великий труд. А Вольфу не было и 5ти лет, когда он начал постигать музыкальную науку. А с концертами по Европе он начал ездить, когда ему не было и 6 лет.
Фонограмма 3 (рефрен).
Выходит дама и убирает со стола. Мальчик наклеивает афишу.
Слайд Вена.
Аня - Сегодня 30-го августа в 6 часов вечера состоится последний концерт – чудесные дети Леопольда Моцарта … семилетий мальчик будет играть на клавесине труднейшие произведения великих композиторов (поворачивается) вы слышали?
Первая дама - как же не слышать. Чудо ребенок, который виртуозно владеет игрой на клавесине, скрипке, органе.
Вторая дама - Перед ним ставят ноты с незнакомым текстом, и он тут же проигрывает их с листа.
Третья дама - Он играет с закрытыми глазами и с закрытой платком клавиатурой. Двумя руками, одной рукой и одним пальцем.
Четвертая дама - Просто восторг и удивление! Он называет тоны и аккорды, взятые на всевозможных инструментах, а так же угадывает их в звуке скрипке, звоне шпор и тому подобных звуках.
Пятая дама - Вы слышали? Детей Моцарта принимали даже во дворце. Наш император очень любит скрипку: я сама слышала, как он исполнял гавот Иоганна Себастьяна Баха, а маленький Моцарт осмелился сделать Его Величеству несколько замечаний.
Шестая дама - и что же?
Пятая дама - А потом Моцарт сам мастерски сыграл на скрипке свое сочинение.
Настя Медведкова. Игра детей.
Пятая дама - Императорская семья была покорена, а императрица сделала маленькому Моцарту потрясающий подарок.
Затемнение на сцене. Луч в правый угол на императрицу.
Императрица (Оля Савина) - За Вашу прелестную музыку я жалую Вам шпагу и платье принца. Теперь, Вы маленький принц австрийской музыки.
Свет на сцене. Рояль.
Аня Новоселова. Пьеса из балетной музыки
к пантомиме «Маленькие безделушки».
Катя Г. - Да, по каким только городам не ездил Вольфганг: Мюнхен, Вена, Париж, Лондон и везде его встречали с восторгом.
Слайд «Лондон»
Надя - Вольфганг сочинял музыку прямо на глазах у удивленной публики. В Париже сочинение семилетнего композитора даже напечатали. И это не смотря на то, что к юному гению они относились с долей сомнения (легкомысленно) и восприняли Моцарта как очаровательную шутку музыки.
Ансамбль Ассорти «Азбука»
Подсветить центр. Ансамбль.
Катя Т. - Такой младенец и талантливее многих старых (поворачивается ко всем) Ну разве это не забавно!? (все смеются)
Леопольд: Как быстро бежит время, Вольфгангу уже 14, он автор множества сочинений, среди которых 2 оперы, надо представить его в Италии, в музыкальной столице Европы.
Фонограмма 3 (рефрен).
На сцене темно.
Слайд Италия
Высветить академиков справа на стульях.
Председатель - Прошу внимания. Сегодня нам предстоит принять непростое решение.
1 академик - Вы имеете в виду господина Моцарта
Председатель - Именно так.
2 академик - Но господа, он еще ребенок, мы не можем давать диплом лицу, моложе 26 лет.
Председатель - Да, но здесь исключительный случай. Мальчику всего 14, а он за полчаса справился с труднейшим заданием по композиции.
2 академик - наверняка ему помог отец
3 академик - не говорите глупостей, все претенденты были закрыты в отдельных комнатах.
Председатель - Господа, прошу не нарушать правил этикета.
3 академик - Мое мнение – Вольфганг Амадей Моцарт, не смотря на свой юный возраст, достоин быть академиком. Он прекрасно играет на клавесине, скрипке, органе, импровизирует, аккомпанирует певцам, да что там говорить.
4 академик - Действительно господа, на концертах он не только исполняет произведения известных мастеров, но сочиняет свои.
1 академик - А вы слышали, что этот юный музыкант на своем концерте сыграл «Помилуй меня Боже, великого Аллегри»
2 академик: Не может быть! Ведь это величайшее сокровище – собственность святой церкви.
4 академик - Говорят, что рукопись хранится в покоях у самого Папы Римского.
3 академик - Это произведение исполняют один раз в год на Святой Неделе.
1 академик - Вот Моцарт его и услышал.
2 академик - Ну и что же. Но как Моцарт смог достать ноты.
1 академик - А у него были свои, он сам записал все до последней ноты.
Все - Но как?
1 академик - По памяти.
Председатель - Господа, давай те вернемся к нашему вопросу.
1 академик - Между прочим, так называемого похитителя, не наказали, а по приказу Папы Римского наградили высшей рыцарской наградой - Орденом «Золотой Шпоры».
Председатель - Да… все понятно. Если уж сам Папа Римский… Господа, думаю, никто не станет возражать, что Вольфганг Амадей Моцарт достоин стать членом Болонской Музыкальной Академии, тогда я закрываю заседание академического совета.
Ведущий - Успехи Моцарта в Италии превзошли все ожидания. Но приходилось возвращаться домой, в унылую будничную обстановку.
Фонограмма 3 (рефрен).
Слайд Зальцбург.
Дама выносит подсвечник, чернильницу, перо.
На сцене затемнение. Уход академиков.
Свет на сцене.
Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Родной город встретил их неприветливо. Новый властитель Зальцбурга – князь - архиепископ Иероним Колоредо оказался властным и жестоким человеком. В юном музыканте он сразу почувствовал независимость характера и старался больно обидеть юношу.
Колоредо: - Музыканты!
Фонограмма 4 «Менуэт»
Граф в приподнятом настроении расхаживает по комнате,
что-то напевая, дирижируя музыкой, исполняя простые «па» из менуэта.
Стук в дверь.
Колоредо (недовольно) - Ну что еще?
Слуга (за сценой) - Вот бумаги, Ваше сиятельство. От господина Моцарта.
Колоредо – Господина…
Колоредо - Да, кстати, распорядитесь, чтобы обедать ему подавали в людской вместе со слугами. Пусть знает свое место! И вот еще что! Никаких опер! Никаких концертов!
Колоредо (раздраженно читает). «Придворный скрипач и клавесинист… просит Ваше сиятельство…». (В ярости) Опять прошение об отпуске. Да как он посмел! Я запрещаю ему отлучаться из города.
Ведущий – Тусклую жизнь скрашивало только одно – творчество.
Поздно ночью, когда все засыпали, начиналась настоящая жизнь.
Слайд.
Залить сцену синим цветом. Луч за Моцартом.
Моцарт подходит к роялю, наигрывает и садится за стол.
Ведущий – Стремясь излить все, что накопилось на душе, Вольфганг писал.
Фонограмма 5 «Симфония №40»
За письменным столом сидит Моцарт, скрестив ноги, сдвинув на затылок парик, и быстро пишет ноты. Время от времени, он взмахивает рукой, дирижируя музыкой, звучащей в нем, потом пристукивает ногой, закрывая глаза к чему-то прислушивается. Склоняет голову, а потом поднимает ее, и легкая улыбка скользит по губам (понравилось) и вновь принимается писать.
Ведущий - Писал с лихорадочной быстротой, взахлеб, едва успевая макать в чернильницу перо. В произведениях этой поры классическая уравновешенность и мудрое спокойствие все чаще перемежаются с романтической взволнованностью и страстью.
На сцене светлеет. Луч на артистов.
Аня Иванова «Сонатина До-мажор»
Славен наш союз. Анс. «Премьера».
Появляется Моцарт и кланяется девушкам.
Моцарт – Весь смысл моей жизни в музыке. Я буду писать, хотя мне все сложнее сдерживать и не отвечать резкостью на грубость Колоредо. Я буду писать! И вы услышите – это будут шедевры.
Ночная серенада. Маша Ребрик
Моцарт уходит тактируя.
Колоредо – Моцарты опять закидали меня прошениями об отпуске. Чтобы проучить их, я задумал игру. Посмотрим, понравится ли она им. (Разворачивает бумагу) «Придворному казначейству – с тем, чтобы отец и сын, согласно евангелию, получили разрешение впредь отправиться на поиски своего счастья». Да, да, добрый Колоредо разрешил им поездку. Но… Я знаю, что Вольфганг не приспособлен к самостоятельной жизни, в путешествии ему не обойтись без отца. А вот отцу-то я в последний момент запрещу покинуть Зальцбург.
Ведущий – Решено, что с Вольфгангом поедет мать.
Фонограмма 3 (рефрен)
Ведущий - Мюнхен, Мангейм.
И здесь к Вольфгангу приходит любовь – Алоизия Вебер.
Слайд «Алоизия»
Моцарт стоит у инструмента. За занавесом слышен смех Алозии. Появляется Алоизия. На встречу ей идет Моцарт. Алоизия с улыбкой протягивает руку. Моцарт целует ей руку.
Моцарт – Ваша рука пахнет ландышем.
Алоизия смущается, встает за рояль. Моцарт садится за инструментом.
Моцарт – Дорогая Алоизия! Я буду учить Вас не исполнять музыку, а музыкально мыслить, не петь разные сочетания звуков, а раскрывать в звуках чувства и мысли.
Алоизия – Мсье Моцарт, я буду ловить каждое Ваше слово.
( Алоизия поет).
Тоска по весне.
Моцарт – В Вас несомненно есть талант.
(Алоизия целует Моцарта и бегает со словами)
Алоизия – Мама, Констанция, послушайте, что за прелесть сочинил мсье Моцарт.
(В центре сцены – счастливый Моцарт. Постепенно настроение меняется.)
Фонограмма 6.
Леопольд (запись) – «Умоляю тебя, мой дорогой сын! Прочти письмо мое внимательно. Твоя поездка преследовала цель сыскать постоянную хорошую службу или же обосноваться в большом городе. И то и другое имело целью оказать помощь семье, а главное – завоевать мировую славу и известность.
В Париж! Да поскорей! Бери пример с великих людей – или Цезарь, или нечто»
Моцарт – (растерянно-вопросительно, глядя на портрет) Алоизия!?.. (твердо и глядя в зал) Я подчиняюсь, отец.
Фонограмма 3 (рефрен).
Слайд «Париж».
Ведущий - Когда-то парижан переполошил чудо-ребенок, невидаль, не имеющая на свете ничего равного. Теперь же приехал невзрачный и некрасивый юноша, один из многих музыкантов. Тогда он развлекал, теперь требовал понимания. Двадцатидвухлетний Вольфганг вступил в ожесточенную борьбу за свое место в жизни. Чтобы заработать на жизнь, Моцарт давал уроки.
Маша Луцкану. Соната До-мажор.
Моцарт у инструмента, затем садиться за стол.
Ведущий – Как ни тяжело складывалась жизнь в Париже, он творил, создавал. В самый разгар парижских горестей Моцарт создавал творения, утверждающие жизнь. В эту пору сочинена клавирная соната Ля-мажор.
Маша Ребрик «Вариация №1 из сонаты Ля-мажор»
Очень популярным стал финал сонаты - «Рондо в турецком стиле».
На сцене полумрак. Высвечивается Моцарт.
Ведущий – Беда пришла не вдруг.(Моцарт закрывает лицо руками) Собственное бессилие горестно. Бессилие, когда дело касается спасения самого близкого человека, - трагично.
Фонограмма 7. Реквием 1часть и слова Моцарта.
Моцарт (в записи) – «Скорбите, друг мой, Скорбите со мной! То был самый прискорбный день в моей жизни. Моей любимой матери больше нет…»
Ведущий – Отец мягко, но настойчиво убеждает вернуться его в Зальцбург.
Фонограмма 3 (рефрен).
Слайд «Зальцбург»
Ведущий - Оскорбительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта несносной. Колоредо делал все, чтобы унизить всемирно известного музыканта.
Моцарт (из левой кулисы) – Я композитор! Я не имею права и не могу хоронить свой талант, которым господь бог столь щедро одарил меня!
Колоредо (из правой кулисы)(в сторону) - Этот мальчишка крепче гранита. (Моцарту). Ты отъявленный прощелыга. Ни один человек не служит мне так дурно как ты!
Моцарт – Так. Стало быть, ваше преподобие мною недовольно?
Колоредо – Что? Угрожать? Ах, скоморох! Вон она, дверь! С этакими паршивцами я впредь не желаю иметь дела!
Моцарт – А я с вами. Тоже не желаю. Впредь. Человека облагораживает сердце. Пусть я не граф, но чести во мне больше, чем у иного графа... Честь моя - она мне дороже всего.
Колоредо – Вон!!!
Моцарт - Вон из Зальцбурга! Да здравствует свобода!
Ведущий – Моцарт уезжает в Вену.
Фонограмма 3 (рефрен).
Слайд «Вена»
Ведущий - Шел 1786 год.
Дамы и кавалеры, прогуливаясь,
Обсуждают последние светские новости.
1 дама: Вы были в опере? Сейчас там идет новый спектакль на музыку Моцарта. Опера превосходная!
1 господин: Разве Моцарт вновь сочиняет оперы? Помнится в последний раз его зингшпиль «Похищение из сераля» ставили в придворном оперном театре лет 5 тому назад ...
2 дама: Тогда и император был, но спектакль ему, кажется, не понравился. Он сказал: «Ужасно много нот, мой милый Моцарт».
2 господин: Но маэстро ему тогда достойно ответил: «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество!»
1 господин: Какую же оперу ставят на этот раз?
1 дама: Вам покажется невероятным, но это «Свадьба Фигаро» на сюжет Бомарше!
2 дама: Не может быть ... Ведь она запрещена цензурой!
2 господин: Именно поэтому Моцарт писал музыку втайне ... Ну, вы понимаете!
1 господин: А кто написал либретто?
2 господин: Итальянец да Понте, образованный человек, да к тому же неплохой поэт.
2 дама: Но, как же император разрешил постановку оперы? Ведь там слуга
превосходит графа!
1 дама: Не знаю, как это удалось, но премьера состоялась на той неделе. Успех огромный! Публика, певцы, музыканты оркестра в один голос кричали: «Браво, маэстро! Да здравствует великий Моцарт!»
2 господин: Многие арии по желанию публики приходилось повторять на
бис!
2 дама: А что император? Понравилась ли ему новая опера Моцарта?
2 господин: А что император ... публика так настойчиво аплодировала, что
даже остановилось действие!
1 дама: Его величество вынужден был это прекратить.· Он сказал: «Иначе,
мы останемся здесь на всю ночь».
1 дама: А вы слышали арию Фигаро? (Напевает арию Фигаро.)
2 дама: Прекрасно! Непременно надо сходить в оперу.
1 господин: Все только и говорят о новом спектакле. Посмотрите, даже арии
распевают. Завтра же идем в оперу.
2 господин: И получите массу удовольствия!
Слайд «Свадьба Фигаро»
1. Ария Фигаро. Фортепиано. Полина Полунина и Катя Тронева.
2. Ария Барбарины. Полина Казанцева.
3. Хор девушек. Анс. «Звездный город».
Моцарт (выходит на сцену): - Да, успех оперы «Свадьба Фигаро» был огромный. Не могу остановиться, хочется писать и писать. Да и с Да Понте приятно работать.
( голоса за сценой): - Да здравствует Да Понте! Да здравствует Моцарт! Покуда они живы, театрам не знать нужды!!
Моцарт – Напишу-ка я оперу на сюжет старинной легенды о Дон-Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Нужно создать замечательное глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров, а в ариях и ансамблях я ярко и выразительно раскрою чувства своих героев. Да, это будет здорово! (пишет).
Слайд «Дон Жуан»
Фортепиано. Дуэт.
Ария Дон-Жуана и Церлины.
Маркина Алена и Гусарова Вера.
Слайд «В венской квартире»
Ведущий - Успех оперы «Дон-Жуан» не улучшил материальное положение композитора. Тяжелым выдался и 1791. В марте 1791 г. в комнату Моцарта вошел старый знакомый – Эммануэль Шиканедер.
Подсветить левую сторону.
Шиканедер - Друг и брат, коли ты не поможешь, я пропал!
Моцарт - Чем же я могу тебе помочь? Ведь я сам бедняк.
Шиканедер - Мне нужны деньги. Дело мое влачит жалкое существование.
Моцарт(расхохотался) - И с этим ты, душа моя, приходишь ко мне! Нет, ты постучался не в те двери.
Шиканедер - Только ты можешь меня спасти. Один купец посулил мне заем в 2000 флоринов, если ты напишешь для меня оперу. Моцарт, ты спасешь меня от гибели и прославишься на весь мир. Я щедро вознагражу тебя, а опера – она наверняка будет иметь успех – туго набьет и твой карман.
Моцарт - А либретто у тебя уже есть?
Шиканедер - Я уже начал над ним работать. Это волшебная пьеса. Итак, дорогой друг, слово за тобой. Ну, скажи: да?
Моцарт - Ну, ладно. Давай либретто да поскорей. С божьей помощью напишу для тебя оперу. Если же мы потерпим крах – я ни при чем. Ведь я никогда еще не сочинял волшебной оперы.
Слайд «Театр в Вене»
Подсветить левый угол.
Выходит человек, читает:
Сегодня, в пятницу 30 сентября 1791 года актеры привилегированного императором театра на Видене будут иметь честь представить в первый раз: «Волшебная флейта»
Большая опера в 2 актах Эммануэля Шиканедера. Музыка господина В. А. Моцарта, капельмейстера и действительного придворного композитора. Господин Моцарт из уважения к благосклонной и почтейнейшей публике, а также из дружественных чувств к автору пьесы нынче будет дирижировать сам.
(Выходит хор).
Хор «Откуда приятный и нежный звон».
Моцарт дирижирует.
Слайд «Моцарт болен».
Ведущий - Однако, первое представление не принесло успеха. Моцарт был глубоко потрясен этой неудачей.
Полумрак. Подсветить левую сторону.
Вернувшись, домой, он почувствовал такой упадок сил, что слег в постель. (Моцарт полулежа на стуле. Дама выносит плед»
Так опера «Волшебная флейта» стала последней оперой Моцарта. Со слов Моцарта эта опера была его любимейшим созданием.
Стук в дверь.
Залить бордовым цветом.
Незнакомец в черном: - Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица.
Моцарт - Кого же именно?
Незнакомец в черном: - лицо это не желает, чтобы имя его было известно.
Моцарт - Пусть будет так. Чего же он хочет?
Незнакомец в черном - Он только что потерял близкого человека, память о котором навеки останется драгоценной. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти торжественной церковной службой и просит написать для этой цели реквием. Вложите в это дело весь свой талант, вы имеете честь работать для большого знатока музыки.
Незнакомец удалился.
Подсветить Моцарта красным лучом.
Моцарт - Реквием! Заупокойная обедня. Недаром в последнее время мысли о смерти так неотступно следуют за мной. В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями...
Он закрыл глаза и откинулся на спинку стула.
Звучит фрагмент Реквиема. 1часть и слова
Моцарт (запись) –
Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек.
За мною всюду как тень он гонится.
Вот и теперь, мне кажется, он с нами сам-третий сидит….
Моцарт Моцарт: Надо послушно склониться перед волей провиденья. Видно, для самого себя пишу я этот реквием. (Опускается рука).
Свет на рояль.
Все выходят на сцену.
Лакримоза
На последние слова «Аминь» свет постепенно переходит в яркий.
Ведущий - Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе – МОЦАРТ!
Слайд «Моцарт»
Фонограмма «Ночная серенада».
Занавес закрывается.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Центр развития творчества детей и юношества"
Применение технологии
«Проектная деятельность» в объединении
«Музыкально-хоровая студия «Вдохновение»
Подготовила педагог дополнительного образования
высшей категории
Давыдова Г.В.
Соавторы:
Штогрина Л.А., Куцева Е.В., Олейченко Э.Э.
г. Краснознаменск МО
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Метод проектов это:
-
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат);
-
совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия. И суть его остается прежней - стимулировать интерес обучающихся к получению знаний.
Содержание проекта.
Тема проекта – Амадей
Идея эксперимента – Развитие новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности.
Актуальность темы - 225 лет со дня рождения гениального композитора.
Развитие у обучающихся творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование умения ставить вопросы и искать способы ответа на них
Цель проекта - Получить глубокие знания о жизни и творчестве композитора через постановку проблемных вопросов.
Задачи:
-
Познакомиться с биографическими материалами жизни композитора.
-
Познакомить детей с особенностями музыкального языка Моцарта на примере разучиваемых музыкальных произведений.
-
Воспитывать любовь к музыке на примере служения этому искусству семьи Моцарт.
-
Воспитывать трудолюбие на примере жизни композитора, добиваться поставленной цели.
-
Пробуждать у детей желание к музыкальной деятельности.
-
Формировать у обучающихся умение работать в команде.
-
Развивать интерес к исследовательской работе.
-
Воспитывать трудолюбие на примере жизни композитора, добиваться поставленной цели.
Сроки проекта - Продолжительность проекта - 5 месяцев
(сентябрь 2010 – январь 2011)
Этапы проекта –
-
Выбор темы.
-
Распределение педагогов и обучающихся, отвечающих за определенные темы проекта.
-
Выбор музыкального репертуара.
Состав участников проекта - Педагоги и обучающиеся музыкально-хоровой студии «Вдохновение».
Функциональные обязанности:
Ответственный за проект – Давыдова Г.В.
Написание сценария презентации проекта – Давыдова Г.В., Штогрина Л.А., Куцева Е.В.,
Подготовка сообщений по темам:
-
«Зальцбург XVII века. История и география».
-
« Стиль барокко и как он отразился в музыке Моцарта».
-
«Роль Леопольда Моцарта в становлении Вольфганга, как великого музыканта».
-
«Женщина, подарившая миру гения».
-
«Почему в высшей степени музыкально одаренная сестра Моцарта Мария Анна, не стала известным музыкантом?».
-
«Любовь в жизни Моцарта».
-
«Интересные факты из жизни Моцарта».
-
«Эффект Моцарта».
Подготовка музыкальных номеров:
-
Менуэт. Лиза Катанова
-
Менуэт. Аня Медынская
-
Пьеса из балетной музыки к пантомиме «Маленькие безделушки». Аня Новоселова.
-
Азбука. Ансамбль Ассорти
-
Сонатина До-мажор. Аня Иванова
-
Славен наш союз. Ансамбль «Премьера».
-
Ночная серенада. Маша Ребрик
-
Соната До-мажор I часть. Маша Луцкану.
-
Вариация №1 из сонаты Ля-мажор Маша Ребрик
-
Ария Фигаро. Полина Полунина и Катя Тронева.
-
Ария Барбарины. Полина Казанцева.
-
Хор девушек. Ансамбль «Звездный город».
-
Дон Жуан. Гуляевы Катя и Надя
-
Дует Дон-Жуана и Церлины. Маркина Алена и Гусарова Вера
-
Хор «Откуда приятный и нежный звон»
-
Лакримоза. Хор.
База эксперимента - Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Центр развития творчества детей и юношества"
Научно-методическая обеспеченность эксперимента -
Бальтозар Г. Три речи о Моцарте. - Издательство: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2006.
Брион М. Жизнь замечательных людей.
Вейс Д. Возвышенное и земное. - "Прогресс", 1970.
Моцарт. – «Молодая гвардия», 1968.
Сергеев А. Моцарт. - Издательство: Белый город, 2006 г.
http://requiem-mozart.livejournal.com/
Форма представления результатов:
-
Музыкальная гостиная.
-
Работа над музыкальными произведениями.
Тип нашего проекта – творческий. Но в рамках этого проекта использовались и другие типы:
-
реферативный,
-
информационный,
-
исследовательский,
-
практико-ориентированный.
Наш проект был успешным. Цель была достигнута.
Используемый материал:
-
Бальтозар Г. Три речи о Моцарте. - Издательство: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2006.
-
Брион М. Жизнь замечательных людей.
-
Вейс Д. Возвышенное и земное. - "Прогресс", 1970.
-
Моцарт. – «Молодая гвардия», 1968.
-
Сергеев А. Моцарт. - Издательство: Белый город, 2006 г.
-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
С ув, модератор Ивлева Ю.А.