Психолого-педагогические предпосылки создания благополучной семьи.
«Не во всякой социально благополучной семье вырастают благополучные и успешные дети». И это действительно так.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Известно, что дети с отклонениями в интеллектуальном развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему миру. Причины затруднений связаны не только с особенностями интеллектуального развития. Участие их семьи в подготовке к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях наших учеников, как правило, нет нормальных семейных отношений, да и домашнее хозяйство ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких безобразных условиях сложно.
В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии, потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей, снижение образованности населения, алкоголизация семей – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных семейных взаимоотношений.
Положительный пример дети видят только в школе. И наша общая педагогическая цель максимально демонстрировать учащимся пример адекватных человеческих отношений, воспитывать у них желание перенимать положительный опыт и нести его в свою дальнейшую самостоятельную жизнь. Необходимо иметь в виду, что воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничиваются рамками одного курса, а являются общепедагогической задачей, которая разрешается в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой воспитания и обучения в школе. Но всё же максимально она может реализовываться на уроках СБО и на вновь введенном в этом учебном году уроке «Этика и психология семейной жизни».
Уроки социально-бытовой ориентировки направлены на подготовку детей с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни. Типовая государственная программа предмета разработана под руководством доктором педагогических наук, профессором В.В. Воронковой. Проблемы семейного воспитания решаются на уроках СБО. Начиная с 5 класса, мы изучаем состав семьи учащихся. И в 5 классе ученики с большим интересом узнают, откуда у них именно эта фамилия, начинают понимать, что у них есть отчество и откуда оно берется. Из опыта могу сказать, что многие дети не знают отчества своих родителей, имени своих бабушек и дедушек. На уроке я помогаю им узнать о своих корнях, пользуясь записями классного журнала. Это очень важно, ведь семья имеет свои корни и свои традиции.
В 6 классе ученики узнают место работы членов семьи. Эти знания даются также из школьного классного журнала, т.к. практически никто из учеников этого не знает и не интересуется. Мама и папа, либо кто-то один из них, работает и всё. Мы все достоверно знаем, что самооценка наших учащихся завышена, они все желают стать начальниками и командирами. А когда ученики узнают о месте работы своих родителей, у них реально открываются глаза и приземляются их возможности. Такая работа важна для формирования адекватного самосознания.
В 7 классе начинается работа по воспитанию семейных отношений. Мы изучаем возможные способы занятий с детьми дошкольного возраста (сказки, песенки, игры). И опять у ребят происходит постижение невероятного. Они узнают, что с детьми надо заниматься. Дома у них этого никогда, в основном этого не происходило. И все, и дети, и их родители, убеждены в том, что это обязанность воспитательных учреждений. В этом году впервые от Сергея Васева на вопрос: «А зачем нужно маленьким детям дома читать книжки?» — я услышала высказывание, что с детьми надо заниматься и читать им книжки, чтобы они развивались. Больше никто об этом никогда не говорил.
Именно от учителя дети узнают, что дома с детьми родители могут играть, заниматься, читать книжки. Начинает закладываться понятие семья и родители.
В 8 классе начинается конкретная семейная тема, изучаем уход за грудным ребенком. И, кстати, она многим из наших учеников, близка, знакома и понятна. Потому что многим из учеников, причем не только девочкам, приходилось не раз сидеть в няньках. Происходит обмен опытом. На уроке формируются грамотные приемы ухода за ребенком, мы постоянно говорим о бережном и осторожном обращении с грудными детьми, о последствиях неправильного ухода. Эта тема всегда учащимся очень нравится, слушают ее внимательно, с интересом и запоминают учебный материал быстро.
В 9 классе касаемся законодательства о создании семьи, на уроке стараюсь дать все принятые наши правительством постановления относительно семьи. Говорим о гражданском и законном браке, возрасте вступления в брак, традициях семьи и т.д. Старшеклассники-выпускники, особенно из классов с неосложненной структурой дефекта, воспринимают этот материал очень внимательно, после объяснения часто задают вопросы, уточняют то, что им непонятно. Ведь кроме как в школе они больше нигде об этом не узнают. Недавно на уроке в 9-а классе, изучая условия создания семьи, рассказала о процедуре заключения брака, торжественной и обычной. Было много уточняющих вопросов о том, что можно заключить законный брак, без особых материальных затрат на свадебные церемонии. На уроках СБО каким-то учащимся закладываются новые знания, а в основном, уточняются, расширяются и обогащаются знания, имеющиеся из их небольшого опыта. Исходя из этого, осуществляется индивидуальный подход в работе с учащимися.
В старших классах изучаются тема Экономика семьи. На уроках объясняю, из чего складывается бюджет семьи, доходы-расходы, возможность экономии средств, умение траты семейного бюджета и т.д. Здесь значительную роль имеют практические занятия, интегрированные связи с уроками математики. Главной задачей на таких уроках является обучение алгоритму счета, а не сам счет. Расчеты можно производить и на калькуляторах, главное объяснить и научить ребят правильно построить расчет.
Необходимым и практически главным условием любой семьи среднего и достатка является правильно, вовремя и вкусно приготовленная пища. Этому также учатся наши ученики на уроках СБО. Начиная с 5 класса и до выпуска из школы, мы изучаем тему «Питание». Это один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Вначале изучения темы в каждом классе повторяем правила ТБ и санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи. И затем по годам обучения проходим способы приготовления традиционных, простых, незамысловатых блюд от завтрака до ужина и праздничного меню. Изучаем диетическое и детское питание, способы хранения продуктов и заготовки их впрок.
Эти уроки ждут в течение всего года учащиеся всех классов. Они всегда практические, доступные, интересные, и вкусные. На уроках мы видим, что дети, практически все что-то умеют готовить, простейшими способами владеют многие ученики. Здесь самая главная задача – приучить к качеству выполнения работ по приготовлению пищи. Задача воспитания чистоплотности и аккуратности ставится перед каждым уроком.
Итак, на уроках СБО и не только по теме «Семья», но и при изучении культуры поведения, личной гигиены, жилища происходит работа по формированию знаний о создании и сохранении благополучной семьи.
Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни.
Многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным.
В этом году в 10 классе введен новый для нашей школы предмет “Этика и психология семейной жизни”. В связи с его введением возникли следующие проблемы: нет адаптированной программы и учебников по предмету.
Планирование уроков было составлено на основе экспериментального варианта типовой программы “Этика и психология семейной жизни”, М., 1982 г.
Изменения и дополнения в программу были внесены доктором психологических наук Т. А. Флоренской с учетом духовно-нравственных и социальных проблем современной семьи. Под руководством и при содействии Павловой Н.М., программа была адаптирована для учащихся школы 8 вида, скорректированы многие темы таким образом, чтобы обучение было доступным.
Ведущей целью курса “Этика и психология семейной жизни” является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям. Расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности;
формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся;
способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных знаний в построении своей семьи.
Курс имеет следующую структуру.
В первом разделе “Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.
Задача второго раздела “Психология личности” состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.
Третий раздел “Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения.
Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.
В разделе “Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей.
В завершающем курс разделе “Семья и дети” рассматриваются темы: незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания.
Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса, поскольку их коллективное обсуждение в классе может провоцировать у подростков переживания сексуального характера. Эти вопросы могут обсуждаться только в индивидуальных беседах.
Тематика разделов сложная, литература, которую мне принесла из массовой школы наша библиотекарь Бударина Р.Л., за что ей огромная благодарность. Так вот эта литература хрестоматийного характера, для наших учеников трудна как в чтении, так и в понимании. А просто учебников с разработанными темами нет. Поэтому приходится очень сложный материал, особенно касающийся психологии, разрабатывать, упрощать для понимания, не искажая при этом значимость понятий.
Чтобы научить десятиклассников элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений в своей работе я опираюсь на основы, заложенные на уроках СБО.
Уроки провожу в форме мини-лекций с записью основных моментов для заучивания во время самоподготовки.
Часто использую технологию проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению реальных жизненных проблем, которые могут происходить именно в семьях наших учеников. Это им интересно, ребята высказывают свои предположения, и всегда ждут моей оценки ситуации. А как думает учитель, а как нужно, как правильно решить вопрос. И бывают очень удивлены предложенной возможности бесконфликтного выхода из сложной ситуации. Десятиклассники более реально, по взрослому воспринимают вопросы семьи. Я часто вижу их разочарование, когда привожу примеры положительных, адекватных семейных отношений. Например, во время изучения темы «Нравственные нормы брака», я зачитала 10 законов Божьих. Это так предусмотрено в программе. Эти законы имели целью регулировать не только религиозную, но и гражданскую жизнь. Из них, в первых заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми. Их мы и изучали, записывали. Одного ученика поразила фраза: «Почитай отца и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле». Он спросил, как их можно почитать, если они пьют. Было трудно ребёнку объяснить смысл закона о любви к родителям.
Учащимся на каждом уроке предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания с учетом объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей. Могу сделать вывод, практически по истечении года обучения, что предмет нужный, интересный. Ученики внимательны на всех занятиях, стараются, учат заданный материал осмысленно. Во время бесед часто задают вопросы и приводят свои примеры. Тетрадки они носят домой. Я об это и не знала. Но после очередного классного родительского собрания классный руководитель 10-а мне сказала, что и родители очень довольны новым предметом, им тоже очень интересно и все понятно. Это было приятно слышать. Значит, я работаю в верном направлении.
Таким образом, учебные предметы социально-бытовая ориентировка и «Этика и психология семейной жизни» направлены на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации выбора жизненных приоритетов, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей благополучной семьи.
Литература.
1. ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Психологический институт РАО
Москва 1997
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Под редакцией доктора педагогических наук
В. В. Воронковой
Москва 1997
ГКСОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида г. Коврова.
Сообщение на спецсеминаре школы.
Тема: «Психолого-педагогические предпосылки
создания
благополучной
семьи».
Учитель: Львова С.А.
«Не во всякой социально благополучной семье вырастают благополучные и успешные дети». И это действительно так.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Известно, что дети с отклонениями в интеллектуальном развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему миру. Причины затруднений связаны не только с особенностями интеллектуального развития. Участие их семьи в подготовке к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях наших учеников, как правило, нет нормальных семейных отношений, да и домашнее хозяйство ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких безобразных условиях сложно.
В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии, потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей, снижение образованности населения, алкоголизация семей – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных семейных взаимоотношений.
Положительный пример дети видят только в школе. И наша общая педагогическая цель максимально демонстрировать учащимся пример адекватных человеческих отношений, воспитывать у них желание перенимать положительный опыт и нести его в свою дальнейшую самостоятельную жизнь. Необходимо иметь в виду, что воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничиваются рамками одного курса, а являются общепедагогической задачей, которая разрешается в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой воспитания и обучения в школе. Но всё же максимально она может реализовываться на уроках СБО и на вновь введенном в этом учебном году уроке «Этика и психология семейной жизни».
Уроки социально-бытовой ориентировки направлены на подготовку детей с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни. Типовая государственная программа предмета разработана под руководством доктором педагогических наук, профессором В.В. Воронковой. Проблемы семейного воспитания решаются на уроках СБО. Начиная с 5 класса, мы изучаем состав семьи учащихся. И в 5 классе ученики с большим интересом узнают, откуда у них именно эта фамилия, начинают понимать, что у них есть отчество и откуда оно берется. Из опыта могу сказать, что многие дети не знают отчества своих родителей, имени своих бабушек и дедушек. На уроке я помогаю им узнать о своих корнях, пользуясь записями классного журнала. Это очень важно, ведь семья имеет свои корни и свои традиции.
В 6 классе ученики узнают место работы членов семьи. Эти знания даются также из школьного классного журнала, т.к. практически никто из учеников этого не знает и не интересуется. Мама и папа, либо кто-то один из них, работает и всё. Мы все достоверно знаем, что самооценка наших учащихся завышена, они все желают стать начальниками и командирами. А когда ученики узнают о месте работы своих родителей, у них реально открываются глаза и приземляются их возможности. Такая работа важна для формирования адекватного самосознания.
В 7 классе начинается работа по воспитанию семейных отношений. Мы изучаем возможные способы занятий с детьми дошкольного возраста (сказки, песенки, игры). И опять у ребят происходит постижение невероятного. Они узнают, что с детьми надо заниматься. Дома у них этого никогда, в основном этого не происходило. И все, и дети, и их родители, убеждены в том, что это обязанность воспитательных учреждений. В этом году впервые от Сергея Васева на вопрос: «А зачем нужно маленьким детям дома читать книжки?» - я услышала высказывание, что с детьми надо заниматься и читать им книжки, чтобы они развивались. Больше никто об этом никогда не говорил.
Именно от учителя дети узнают, что дома с детьми родители могут играть, заниматься, читать книжки. Начинает закладываться понятие семья и родители.
В 8 классе начинается конкретная семейная тема, изучаем уход за грудным ребенком. И, кстати, она многим из наших учеников, близка, знакома и понятна. Потому что многим из учеников, причем не только девочкам, приходилось не раз сидеть в няньках. Происходит обмен опытом. На уроке формируются грамотные приемы ухода за ребенком, мы постоянно говорим о бережном и осторожном обращении с грудными детьми, о последствиях неправильного ухода. Эта тема всегда учащимся очень нравится, слушают ее внимательно, с интересом и запоминают учебный материал быстро.
В 9 классе касаемся законодательства о создании семьи, на уроке стараюсь дать все принятые наши правительством постановления относительно семьи. Говорим о гражданском и законном браке, возрасте вступления в брак, традициях семьи и т.д. Старшеклассники-выпускники, особенно из классов с неосложненной структурой дефекта, воспринимают этот материал очень внимательно, после объяснения часто задают вопросы, уточняют то, что им непонятно. Ведь кроме как в школе они больше нигде об этом не узнают. Недавно на уроке в 9-а классе, изучая условия создания семьи, рассказала о процедуре заключения брака, торжественной и обычной. Было много уточняющих вопросов о том, что можно заключить законный брак, без особых материальных затрат на свадебные церемонии. На уроках СБО каким-то учащимся закладываются новые знания, а в основном, уточняются, расширяются и обогащаются знания, имеющиеся из их небольшого опыта. Исходя из этого, осуществляется индивидуальный подход в работе с учащимися.
В старших классах изучаются тема Экономика семьи. На уроках объясняю, из чего складывается бюджет семьи, доходы-расходы, возможность экономии средств, умение траты семейного бюджета и т.д. Здесь значительную роль имеют практические занятия, интегрированные связи с уроками математики. Главной задачей на таких уроках является обучение алгоритму счета, а не сам счет. Расчеты можно производить и на калькуляторах, главное объяснить и научить ребят правильно построить расчет.
Необходимым и практически главным условием любой семьи среднего и достатка является правильно, вовремя и вкусно приготовленная пища. Этому также учатся наши ученики на уроках СБО. Начиная с 5 класса и до выпуска из школы, мы изучаем тему «Питание». Это один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Вначале изучения темы в каждом классе повторяем правила ТБ и санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи. И затем по годам обучения проходим способы приготовления традиционных, простых, незамысловатых блюд от завтрака до ужина и праздничного меню. Изучаем диетическое и детское питание, способы хранения продуктов и заготовки их впрок.
Эти уроки ждут в течение всего года учащиеся всех классов. Они всегда практические, доступные, интересные, и вкусные. На уроках мы видим, что дети, практически все что-то умеют готовить, простейшими способами владеют многие ученики. Здесь самая главная задача – приучить к качеству выполнения работ по приготовлению пищи. Задача воспитания чистоплотности и аккуратности ставится перед каждым уроком.
Итак, на уроках СБО и не только по теме «Семья», но и при изучении культуры поведения, личной гигиены, жилища происходит работа по формированию знаний о создании и сохранении благополучной семьи.
Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни.
Многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным.
В этом году в 10 классе введен новый для нашей школы предмет “Этика и психология семейной жизни”. В связи с его введением возникли следующие проблемы: нет адаптированной программы и учебников по предмету.
Планирование уроков было составлено на основе экспериментального варианта типовой программы “Этика и психология семейной жизни”, М. , 1982 г.
Изменения и дополнения в программу были внесены доктором психологических наук Т. А. Флоренской с учетом духовно-нравственных и социальных проблем современной семьи. Под руководством и при содействии Павловой Н.М., программа была адаптирована для учащихся школы 8 вида, скорректированы многие темы таким образом, чтобы обучение было доступным.
Ведущей целью курса “Этика и психология семейной жизни” является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям. Расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности;
формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся;
способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных знаний в построении своей семьи.
Курс имеет следующую структуру.
В первом разделе “Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.
Задача второго раздела “Психология личности” состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.
Третий раздел “Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения.
Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.
В разделе “Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей.
В завершающем курс разделе “Семья и дети” рассматриваются темы: незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания.
Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса, поскольку их коллективное обсуждение в классе может провоцировать у подростков переживания сексуального характера. Эти вопросы могут обсуждаться только в индивидуальных беседах.
Тематика разделов сложная, литература, которую мне принесла из массовой школы наша библиотекарь Бударина Р.Л., за что ей огромная благодарность. Так вот эта литература хрестоматийного характера, для наших учеников трудна как в чтении, так и в понимании. А просто учебников с разработанными темами нет. Поэтому приходится очень сложный материал, особенно касающийся психологии, разрабатывать, упрощать для понимания, не искажая при этом значимость понятий.
Чтобы научить десятиклассников элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений в своей работе я опираюсь на основы, заложенные на уроках СБО.
Уроки провожу в форме мини-лекций с записью основных моментов для заучивания во время самоподготовки.
Часто использую технологию проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению реальных жизненных проблем, которые могут происходить именно в семьях наших учеников. Это им интересно, ребята высказывают свои предположения, и всегда ждут моей оценки ситуации. А как думает учитель, а как нужно, как правильно решить вопрос. И бывают очень удивлены предложенной возможности бесконфликтного выхода из сложной ситуации. Десятиклассники более реально, по взрослому воспринимают вопросы семьи. Я часто вижу их разочарование, когда привожу примеры положительных, адекватных семейных отношений. Например, во время изучения темы «Нравственные нормы брака», я зачитала 10 законов Божьих. Это так предусмотрено в программе. Эти законы имели целью регулировать не только религиозную, но и гражданскую жизнь. Из них, в первых заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми. Их мы и изучали, записывали. Одного ученика поразила фраза: «Почитай отца и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле». Он спросил, как их можно почитать, если они пьют. Было трудно ребёнку объяснить смысл закона о любви к родителям.
Учащимся на каждом уроке предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания с учетом объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей. Могу сделать вывод, практически по истечении года обучения, что предмет нужный, интересный. Ученики внимательны на всех занятиях, стараются, учат заданный материал осмысленно. Во время бесед часто задают вопросы и приводят свои примеры. Тетрадки они носят домой. Я об это и не знала. Но после очередного классного родительского собрания классный руководитель 10-а мне сказала, что и родители очень довольны новым предметом, им тоже очень интересно и все понятно. Это было приятно слышать. Значит, я работаю в верном направлении.
Таким образом, учебные предметы социально-бытовая ориентировка и «Этика и психология семейной жизни» направлены на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации выбора жизненных приоритетов, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей благополучной семьи.
Литература.
1. ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Психологический институт РАО
Москва 1997
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Под редакцией доктора педагогических наук
В. В. Воронковой
Москва 1997
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Автор излагает целенаправленность для каждого класса обучения, формулирует основные принципы правильного использования различных сфер семейных ценностей, указывает, на чем нужно заострить внимание, как внедрять здоровьеформирующие технологии не только для обучения, но и как основу всей жизни.
Опыт автора заслуживает распространения в соответствующей образовательной среде, этому способствует красочная презентация.
Свою страницу на портале нужно дооформить, заменив статью аннотацией.