В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Программа психолого-педагогического и медико – социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Программа психолого-педагогического и медико – социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Сорудейкина Елена
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 20233
Краткое описание
Целью психолого - педагогического и медико - социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе является поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Описание
МБОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа №4» Программа Психолого-педагогического и медико – социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Составители: Зам. директора по оздоровительной работе Педагогипсихологи
2012 Пояснительная записка Сроки реализации программы:2012-2015гг. Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения которые включают:
во-первых,систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения; во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; в-третьих,создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями. В МБОУ «Лянторская СОШ №4» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Обучаются эти дети инклюзивно, т. е. обучение детей с ОВЗ ведется в общеобразовательном классе или осуществляется индивидуально на дому. Основной проблемой неуспеваемости детей, которым рекомендовано обучение по программам VIIи VIIIвида обучения, является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе. В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их обучения. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе. Настоящая программапсихолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02.06.1999г.), Семейного кодекса РФ 1995г., письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2006г №100-п «Об утверждении порядка обучения детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому», инструктивным письмом Министерства образования РФ №27/2967-6 от 14.07.2003г. «О психолого-медико-педагогической комиссии», приказом Допобразования и науки ХМАО-Югры от 19.02.2010г. №143-НП «О центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа–Югры», приказом Департамента образования администрации Сургутского района Управлением здравоохранения Администрации Сургутского района от 30.03.2010г. №133/40«Об утверждении Положений и состава районной психолого-медико-педагогической комиссии».
Цель программы ППМС сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе является поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Задачи
· выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума); · комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ; · составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной); · психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности; · формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей; · оценка эффективности обучения и сопровождения обучающихся с ОВЗ по программе, рекомендованной ВК, ПМПК. Участники программы: Зам. директора по оздоровительной работе Зам. директора по административно-хозяйственной работе Педагоги-психологи Социальные педагоги Учителя-логопеды Медицинский работник Классный руководитель Учителя-предметники Родители Дети с ограниченными возможностями здоровья Формы взаимодействия участников сопровождения:
· Совместное обследование учащихся.
· Семинары-практикумы.
· Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, конференции. · Заседания ПМПк. · Выступления на родительских собраниях. · Выступления на методических объединениях для учителей. · Проведение индивидуальных консультаций, бесед. · Взаимопосещение и анализ занятий. · Анкетирование, деловые игры, мастер-классы. · Обзоры специальной литературы. · Пропаганда в СМИ. Ресурсы программы
Источник Виды ресурсов
информационные кадровые материально-технические
Собственные Сайт школы, школьная локальная сеть, методический комплекс для организации сопровождения учебно-воспитательного процесса у детей с ОВЗ. Результаты школьного психолого-педагогического консилиума.
Управляющий совет школы. Органы школьного самоуправления (волонтеры). Классные руководители. Учителя-предметники. Специалисты службы ППМС сопровождения. Воспитательная служба.

Школьные помещения
Привлеченные БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель». МБУЗ «ЛГБ». Дворовые клубы «Лидер», «Эрудит». МБОУ
ЦДО и МБОУ ЦДТ. Комитет опеки и попечительства администрации Сургутского района. Районная ПМПК.
Специалисты организаций, учреждений города. Специалисты объединений дополнительного образования. Специалисты ПМПК. Выход в другие учреждения
Этапы и сроки реализации программы 1.Этап подготовительный (май — август) Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи школьного ПМПк. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Социальный патронаж. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей. Взаимодействие с муниципальными государственными органами и учреждениями в разработке программ, планов по сопровождению. Промежуточные результаты: 1.1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты). 1.2. Разработка индивидуальной программы сопровождения. 1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса. 1.4. Повышение качества комплексных мероприятий; 1.5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Этап основной (в течение года)
Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций, вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ВК, ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение углубленного медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Содействие в организации санаторно — курортного лечения, посещения пришкольного оздоровительного лагеря. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями. Промежуточные результаты: 2.1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума; 2.2 Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях. 2.3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование. 2.4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, школьных мероприятий, в работу родительского комитета. 3. Этап аналитико-обобщающий (декабрь, май) Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития учащихся на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающихся. Промежуточные результаты: 3.1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ. 3.2. Перспективное планирование. 3.3. Корректировка программы.
Формы работы специалистов ППМС сопровождения
· Профилактические и просветительские беседы. · Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры. · Консультирование участников образовательного процесса. · Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время. · Диагностика.-Семинары, консилиумы, предметные недели.-Диспуты, акции, викторины, олимпиады.

Оформление тематических стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.
Оформление информационных страничек на школьном сайте.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: 1. Психологический блок 2. Социальный блок 3. Логопедический блок 4. Предметно — образовательный блок 5. Лечебно-оздоровительный блок ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК Цель:Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье). Ответственные: Педагоги-психологи
Направления деятельности Сроки
Диагностическое
1. Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. По плану
2. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.
3.
Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.
4. Изучение условий семейного воспитания ребёнка.
5. Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
6. Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка. В течение года
Коррекционное
1.
Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. В течение года
2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.
Развивающее
1. Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. В тече-ние года
2. Развитие универсальных учебных действий.
Консультационное
1. Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса.

В течение года
2. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися.
3. Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.
5. Содействие в выборе будущей профессии.
Просветительское
1. Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности. В течение года
2. Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Работа на школьном сайте.
СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК Цель:Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой. Ответственные: Социальные педагоги
Направления деятельности Сроки
Диагностическое
1. Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи. По плану
2. Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.
3.
Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ, их реабилитации.
4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.
5. Создание и корректировка банка данных, реабилитационных карт детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно — воспитательное
1. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка. В течение года
2. Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи.
3. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.
4. Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком с ОВЗ.
5. Организация досуга детей с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и обеспечения его занятостью в свободное время.
6. Содействие в социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях).
7. Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении).
Оздоровительное
1. Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности. В тече-ние года
2. Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.
3 Содействие в организации санаторно-курортного лечения, медицинского обследования, посещения оздоровительного лагеря (пришкольный).
Консультационное
1. Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса. В течение года
2. Оказание социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав.
Социально – правовое
1. Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В течение года
2. Решение конкретных проблем семьи путём оказания материальной помощи через УСЗН (управление социальной защиты населения), профориентационную работу.
3.
Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ БЛОК
Цель:Организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода. Ответственные: Учителя-логопеды
Направления деятельности Сроки
Диагностическое
1. Своевременное выявление учащихся с речевыми нарушениями.

По плану
2. Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у учащихся.
3. Диагностика письменных работ обучающихся.
Коррекционное

1. Разработка индивидуальной программы сопровождения.Планирование соответствующей коррекционной работы.
По плану
2. Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи учащихся.
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям, коррекция дисграфии и дислексии; коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи). В течение года
Консультационное
1.
Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий. В течение года
2. Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов.
Просветительское
1. Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой.
В течение года
2. Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи.
3. Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.
4. Работа на школьном сайте.
Профилактическое
1. Профилактика нарушений устной речи у детей младшего школьного возраста, нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий. В течение года
2. Логопедическая работа по профилактике нарушений чтения и письма у учащихся ОВЗ на фонетическом уровне дислексии и дисграфии.
Развивающее
1. Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
В течение года
2. Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа.
3. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.
4. Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.

ПРЕДМЕТНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Цель: Организация обучения детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Ответственные: Классные руководители, учителя — предметники
Формы деятельности классного руководителя Сроки
1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности.
По плану
2. Контроль за функциональным состоянием обучающихся в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего переутомления.
В течение года
3. Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.
4. Сбор информации о летнем отдыхе обучающихся.
По плану
5. Изучение жилищно — бытовых условий обучающихся.
В течение года
6. Сбор информации о занятости обучающегося во внеурочное время.
7. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в школе и городе. В течение года
8. Посещение ребенка на дому (по мере необходимости).
По плану
9. Совместная деятельность классного руководителя с учителями – предметниками.
В течение года
10. Беседы с родителями.
11. Создание условий, способствующих развитию индивидуальности обучающихся.
12. Содействие в организации летнего отдыха.
По плану
13. Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Формы деятельности учителя – предметника
1. Организация и проведение физминуток на каждом уроке с целью снятия усталости. В течение года
2. Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).
3. Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития.
4. Организация работы по предупреждению перегрузки обучающегося в учебной деятельности, связанной с выполнением домашних работ, количеством письменных работ.
5. Осуществление дистанционного обучения детей с ОВЗ.
6. Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, учебно — исследовательской деятельности.
7. Осуществление общефизической подготовки, удовлетворение потребности обучающегося в двигательной активности.
8. Наблюдение за учащимся во время учебных занятий, во время его общения со сверстниками.
9. Вовлечение детей с ОВЗ с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям.
ЛЕЧЕБНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК Цель:Создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения детей с ОВЗ Ответственные: заместитель директора по АХР, Заместитель директоро по ОР, медицинский работник
Форма деятельности Сроки
1. Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях.
В течение года
2. Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки.
3. Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания.
4. Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима в школе.
5. Обеспечение учебных кабинетов мебелью в соответствии с ростом обучающихся.
6. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы.

По мере необходимости
7. Проведение углубленного медицинского осмотра.

2 раза в год
8. Проведение специфической профилактики (профилактические прививки). Согласно национальному календарю
9. Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний.
В течение года
10. Проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию).
В течение года
Результатом сопровождения является достижения ребенка с ОВЗ планируемых результатов освоения образовательной программы

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
  2. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
  3. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
  4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
  5. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.
  6. Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  7. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
  8. Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.
  9. Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.
  10. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.
  11. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
  12. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.
  13. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  14. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  15. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.
  16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.
Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос