Урок истории в 10 классе по теме "Культура России в 1761-1801 гг."
Краткое описание
Формирование учебно-познавательных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций обучаемых в ходе работы с текстовым и иллюстративным материалом, обучение проектной деятельности; создание условий для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству.
Описание
Преподаватель: Пермякова Светлана Семеновна Место работы: филиал №3 ГКВОУ ЦО при ИУ Самарской области Регион: Самарская область, пгт. Усть-Кинельский Предмет: история Тема: «Культура России в 1761-1801 гг.» Класс: 10 Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока:урок-заседание редакции фото-журнала «Культура России» Длительность: 40 минут
Пояснительная записка Уроки по истории культуры в школьном курсе истории являются наиболее сложными и мало любимыми как для учителей, так и для учеников. Как сделать их интересными и увлекательными? Именно проектная деятельность может сделать эти уроки интересными и деятельностными. В ходе работы над заданием учащиеся работают с текстом, отбирают необходимую информацию, учатся классифицировать и структурировать учебный материал. Работа в группе над общим заданием способствует формированию коммуникативной компетенции: коллективного сотрудничества, согласованности и ответственности в принятии решения. Поэтому выбор формы — урок-проект по данной теме является методически обоснованным.
Цели урока: 1. Образовательные: познакомить учащихся с достижениями русской культуры XVIIIвека, определить значение знаний о русской культуре для современных людей. 2. Развивающие: формирование учебно-познавательных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций обучаемых в ходе работы с текстовым и иллюстративным материалом, обучение проектной деятельности; создание условий для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству. 3. Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России; развивать чувство ответственности за порученное дело, научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.
Оборудование:портреты видных деятелей культуры, репродукции картин, фломастеры, ватман, клей. Понятия: классицизм, барокко, сентиментализм, светское образование. Технологическая карта урока
Комментарий к технологической карте урока. 1. Организационный этап. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Актуализация личного опыта. Мотивация. Учитель. Я впервые была в музее в школьном возрасте, когда мы ездили с экскурсией в Москву и посетили Третьяковскую картинную галерею и музей-панораму Бородинской битвы. Так я впервые встретилась с живописью и историей и, возможно, эта встреча привела к тому, что я стала учителем истории. А вы бывали в Художественных музеях? Какие памятники архитектуры вам известны? Может быть, сегодня на уроке вы узнаете о том, что изменит ваше мировоззрение. 3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Тема нашего урока «Культура России в 1725-1801 гг.». Эта тема актуальна и значима, поскольку связана с духовным миром человека, его мировоззрением. Мы проведем урок в форме заседания редколлегии журнала «Культура России» и будем работать в группах для изучения различных направлений культуры с целью создания фотостраниц: «Образование и наука», «Архитектура», «Скульптура» и «Живопись». Вы получите необходимый материал с заданием. Во время групповой работы я буду оказывать вам консультативную и информационную помощь. Желаю успеха! 4. Этап усвоения новых знаний. Учащиеся получают материал для изучения и создания своей фотостраницы в журнале. Распределяют обязанности по выполнению задания. Изучают материал. Создают фотостраницу для журнала. 5. Этап проверки усвоения учащимися нового материала. Отчет групп о проделанной работе. 6. Подведение итогов урока.Учитель дает оценку деятельности учащихся на уроке называя наиболее активных. 7. Рефлексия.Учитель: Вы хорошо потрудились. Дадим оценку урока. Что на уроке было необычным? Чему вы научились на уроке? Было ли скучно? Когда и почему? Как вы оцениваете свою работу и класса в целом? Напишите.
Раздаточный материал для групп. Группа №1. «Архитектура». Во второй четверти века в архитектуре господствует классицизм. Это направление в искусстве 17-19 вв., обратившееся к античному наследию, как к идеалу. Для архитектуры характерны: монументальность, величественность, простота, торжественность, гармония, строгая пропорциональность, симметрия. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства. В Петербурге и его окрестностях замечательные творения в этом стиле оставили Д. Кваренги, И.Е. Старов. Это Таврический дворец (Старов), Академия наук (Кваренги), Смольный институт (Кваренги) В Москве строили здания в стиле классицизма В.И.Баженов ( Дом Пашкова) и М.Ф.Казаков (Московский университет, Дом Союзов, здание Сената в Кремле). Барокко – одно из направлений искусства XVI-XVIII вв., отличавшееся декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Используются такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры. В стиле барокко работал знаменитый Варфоломей Растрелли. Сын скульптора К. Растрелли учился за границей. По его проектам возвели много сооружений в Москве, Петербурге, Киеве. Но самым значительным, из всех созданных архитектором сооружений, был Зимний дворец, в Петербурге, тот, что и поныне украшает центр города. Зимний дворец – здание новое по архитектурной форме, но вместе с тем его облик свидетельствует о преемственности развития национальной художественной культуры в архитектуре. Длинное, вытянутое вдоль набережной, здание кажется «вылитым» из одного гигантского куска. Обратите внимание на изломанные формы, множество декоративных ваз, статуй, разнообразие форм оконных наличников. Это элементы «барокко». Впервые в русском зодчестве Растрелли применяет свободно стоящие колонны, как декоративные украшения. Дворец своей горизонтальной протяжённостью, как бы сливается с равнинным пейзажем города, с Невой. Для Растрелли характерно широкое применение цвета на фасаде. И в этом он продолжает старую традицию двухцветной окраски. Задание. 1. Прочитайте текст, выделив основные особенности архитектуры. 2. Подберите портреты архитекторов и их творения. 3. Составьте сравнительную таблицу:
4. Подготовьте материал для статьи и разместите на ватмане. 5. Выберите представителя для выступления.
Группа №2. «Скульптура». Бартоломео Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. Скульптура эта не копия, и не слепок человеческого лица, тела. Растрелли много лет работал над образом Петра I. Снял маску и сделал восковой бюст царя, а затем скульптуру. Олицетворением ума, воли, энергии представляется Пётр в скульптуре Растрелли. Зритель, глядя на него, понимает, что изображённый человек – государственный деятель и полководец. Здесь реализм и барокко. Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью, человечностью и теплотой. В 1788 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе) (названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня. Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая мощным рывком подняла на вершины своего гребня, всадника. Согласно правилам классицизма скульптор одевает Петра в «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. С левой стороны фигура Петра кажется спокойной и уравновешенной, если подойти к памятнику спереди начинает казаться, что конь мчится прямо на зрителя. Жест руки угрожающий, утверждающий. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга. Большую роль в формировании русской скульптуры сыграла Академия художеств. Она воспитала плеяду замечательных мастеров. Среди них Ф.Шубин, М. Козловский. Их произведения составляют гордость русской и национальной культуры. Скульптор – реалист Фёдор Иванович Шубин, земляк Ломоносова, тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также за границей. По возвращении в Петербург он приобрёл славу лучшего скульптора. Им созданы бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. Но реализм Шубина не мог быть по праву оценён его вельможными заказчиками. В период зрелости таланта Шубина происходило становление русского классицизма, героизм этого стиля остался чужд Фёдору Ивановичу. Он не мог отказаться от реализма в своём творчестве. Вскоре его забыли. Последний период жизни этого скульптора был очень тяжёл. Он умер в бедности. А классицизм завоёвывает ведущее место в русской скульптуре. В эти годы приобретает известность М. Козловский, автор замечательного «Самсона» в Петергофе, памятника Суворову в Петербурге. Задание. 1. Прочитайте текст, выделив основные особенности скульптуры. 2. Подберите портреты скульпторов и их творения. 3.Составьте в тетради сравнительную таблицу:
4.Подготовьте материал для статьи и разместите на ватмане. 5. Выберите представителя для выступления.
Группа №3. «Наука и просвещение». В развитии просвещения в России в 1725-1801 гг. ясно прослеживаются две тенденции: расширение сети учебных заведений и ужесточение принципа сословности при получении образования. Согласно Уставу народных училищ от1786 г. В каждом губернском городе открывались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В конце века в России было 288 школ с 22 220 учениками. Крепостные крестьяне не учились. Увеличилось число школ для дворянских детей. Было пять кадетских корпусов, открывались благородные пансионы. Делами образования занимался И.И.Бецкой. Он открыл училище при Академии художеств, Воспитательный дом в Москве, Коммерческое училище и Смольный институт благородных девиц. Росла роль науки, чему способствовали Московский университет (1755 г.), Горное училище (1773 г.), Российская академия (1783 г.). Выдающимися учеными были: М.В.Ломоносов, С.К.Котельников (основы теоретической механики), С.Я.Румовский (астрономия). Природные ресурсы страны изучали В.Беринг, А.И.Чириков и М.П.Шпанберг, И.И.Лепехин, Н.Я.Озерецкий. Были открыты материковый берег Аляски, изучен Южный Урал, районы Ладожского озера, Белого и Каспийского морей. Г.И.Шелихов составил классическое описание Алеутских островов и Аляски.В области медицины прославился трудами о чуме Д.А.Самойлович. И.И.Ползунов изобрел универсальную паровую машину. И.П.Кулибин разработал часы «яичной фигуры», проект моста через Неву, «самобеглую коляску», прожектор, лифт. Знамениты историки: М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, М.М.Щербатов, И.Н.Болтин.
Задание. 1. Прочитайте текст, выделив основные особенности развития образования и науки. 2. Подберите портреты ученых и отметьте область их деятельности. 3. Разместите материал на ватмане. 4. Выберите представителя для выступления.
Группа №4.«Живопись».
«Женская культура-это не просто культура женщин. Это особый взгляд на культуру. Женские ценности в культуре «основаны на чувстве и природе, которые вечны»…
Академия художеств дала России немало талантливых художников. В XVIII в. передовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом. В середине и второй половине столетия получили известность живописцы-классицисты А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», Г. Угрюмов «Торжественный выезд А. Невского в Псков».
«Чувственные» сюжеты, пасторальность присущи картинам сентиментального направления: портреты М. Иванова, пейзажи С. Щедрина.
Выдающееся место в русской живописи заняли художники В.Л. Боровиковский (Портрет М.И.Лопухиной), Д.Г. Левицкий (Портрет П.А.Демидова), Ф.С. Рокотов (Портрет А.П.Струйской).
«Портрет А. П. Струйской» Этот портрет в наше время прочно слит с восхитительными строками поэта Н. Заболоцкого:
Любите живопись поэты
Лишь ей единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – выдающийся мастер камерного портрета, т.е. погрудного изображения модели, где все внимание художника сосредоточено на лице портретируемого. Главное для Рокотова – показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Рокотов был превосходным мастером женского портрета. Женские образы художника преисполнены чувства внутреннего достоинства и духовной красоты, они величественны и гуманны. Его творчеству были присущи поэтичность образов, тонкость живописных отношений, легкость и мягкость мазка Во второй половине XVIII века художники начинают уделять внимание изображению жизни и быта крестьян. Крестьянской теме посвятил свои работы крепостной художник графа Потемкина Михаил Шибанов. Среди других художников XVIII века можно отметить творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825), который являлся третьим из ведущих мастеров портрета второй половины восемнадцатого века. Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека
«Портрет М. И. Лопухиной»
Написан портрет в жемчежно-голубых тонах.
Грустная красота изображенной девушки оттеняется ее трагической судьбой (на портрете ей 20 лет, а в 24 она умиерла от чахотки), выраженной в стихах поэта Я. П. Полонского:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви.
И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души от нас не улетела,
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать.
На портретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Именно в творчестве Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцвет приходится на екатерининское царствование. Никто так сочно и осязательно не пишет вещественный мир, восхищаясь его драгоценностью и разнообразием: блеском бронзы, тяжестью и переливами тканей Левицкий писал портреты так, как того требовали эстетические и этические нормы эпохи. Модели непременно должны были быть представлены в наивыигрышном свете. Они не скрывают, что позируют художнику. Отсюда их горделивая осанка, условные жесты, снисходительные взгляды. Портретируемые изображались обычно в роскошной одежде, парадных мундирах, в звездах и орденских лентах. Однако сквозь эту феерию богатства и парад чинов внимательный зритель может увидеть живые и полнокровные образы незаурядных людей. Таков А.М. Голицын, портрет которого был создан Левицким в 1772 году. Государственный деятель, сановник, он изображен согласно законам парадного портрета. Для этого художник выбрал большой формат холста и точку зрения снизу, дал поколенный срез фигуры. Широким жестом вице-канцлер указывает на бюст императрицы, подчеркивая тем самым свое прямое отношение к событиям, способствовавшим вступлению Екатерины II на престол. Левицкий воспевает добродетели «просвещенной монархини» в композиции «Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия» (1783). Аллегория здесь столь сложна, что художнику пришлось предпослать портрету пространное его описание: «Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя… В дали видно открытое море, и на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю».
Задание. 1. Прочитайте текст, выделив основные особенности развития живописи. 2. Подберите портреты художников и их творения. 3. Составьте в тетради сравнительную таблицу:
4. Разместите материал на ватмане. 5. Выберите представителя для выступления.
Приложение Проектные работы групп
Использованная литература. 1. Гончарова Т.И. «Исторические вечера в школе», М., Просвещение, 1992 г. 2. Левандовский А.А. История России XVIII-XIXвеков. 10 класс, М., Просвещение, 2010 г 3. Мезин С.А. «История русской культуры 10-18 в.в.» М. Издательство гуманитарного центра. 2000 г. Интернетресурсы 1. Портреты русских писателей XVIIIвека: http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&q=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B 2. Портреты и репродукции русских художников XVIIIвека: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2
Преподаватель: Пермякова Светлана Семеновна Место работы: филиал №3 ГКВОУ ЦО при ИУ Самарской области Регион: Самарская область, пгт. Усть-Кинельский Предмет: история Тема: «Культура России в 1761-1801 гг.» Класс: 10 Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока:урок-заседание редакции фото-журнала «Культура России» Длительность: 40 минут
Пояснительная записка Уроки по истории культуры в школьном курсе истории являются наиболее сложными и мало любимыми как для учителей, так и для учеников. Как сделать их интересными и увлекательными? Именно проектная деятельность может сделать эти уроки интересными и деятельностными. В ходе работы над заданием учащиеся работают с текстом, отбирают необходимую информацию, учатся классифицировать и структурировать учебный материал. Работа в группе над общим заданием способствует формированию коммуникативной компетенции: коллективного сотрудничества, согласованности и ответственности в принятии решения. Поэтому выбор формы — урок-проект по данной теме является методически обоснованным.
Цели урока: 1. Образовательные: познакомить учащихся с достижениями русской культуры XVIIIвека, определить значение знаний о русской культуре для современных людей. 2. Развивающие: формирование учебно-познавательных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций обучаемых в ходе работы с текстовым и иллюстративным материалом, обучение проектной деятельности; создание условий для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству. 3. Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России; развивать чувство ответственности за порученное дело, научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.
Оборудование:портреты видных деятелей культуры, репродукции картин, фломастеры, ватман, клей. Понятия: классицизм, барокко, сентиментализм, светское образование. Технологическая карта урока
Этап урока. Цели этапа. Длительность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые компетенции |
Организационный Цель: создание доброжелатель ного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм 1 мин. | Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и внутренней готовности | Приветствие учителя, подготовка к уроку | Организация внимания и быстрое включение в работу |
Актуализация личностного опыта учащихся Цель: мотивация 3 мин. | Рассказ учителя о личном опыте | Осмысление рассказа учителя и соотнесение с личным опытом
| Актуализация личностного смысла учащихся к изучению данной темы; осознание социальной и практической значимости учебного материала |
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся 2 мин. | Формулировка цели урока, видов деятельности учащихся | Учащиеся получают задания для работы в группах и материалы для изучения. Подготовка материала для фотоальбома в журнале. | Умение планировать свою деятельность, распределять обязанности в группе; умение сконцентрироваться для выполнения задания. |
Этап усвоения новых знаний Цель: организация класса для изучения нового материала в группах, добиться от учащихся восприятия, осознания и обобщения новых знаний. 15 мин. | Учитель информирует, консультирует учащихся | Работа в группах по изучению нового материала. Учащиеся распределяют материал для изучения. Выбирают представителя для презентации своего мини-проекта. | Умение анализировать информацию, сравнивать и классифицировать познавательные объекты архитектуры; умение работать в группе; развитие монологической и диалогической речи. Развитие умения работать во времени. |
Этап проверки усвоения учащимися нового материала Цель: проверка глубины понимания учащимися нового материала, основных направлений развития культуры России в 18 веке. 15 мин. | Координация отчетов групп о проделанной работе | Отчет групп о своей работе | Выработка умений оперировать полученными знаниями; развитие устной речи, умения слушать ответы других учащихся. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. 4 мин. | Учитель подводит итоги урока, дает оценку деятельности групп и учащихся. Выслушивает пожелания учащихся. | Оценка учащимися своей работы, выяснение неиспользованных возможностей. | Умение выделять узловые моменты своей деятельности и отмечать позитивные стороны, удачи, называть причины неиспользования всех своих возможностей. |
Комментарий к технологической карте урока. 1. Организационный этап. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Актуализация личного опыта. Мотивация. Учитель. Я впервые была в музее в школьном возрасте, когда мы ездили с экскурсией в Москву и посетили Третьяковскую картинную галерею и музей-панораму Бородинской битвы. Так я впервые встретилась с живописью и историей и, возможно, эта встреча привела к тому, что я стала учителем истории. А вы бывали в Художественных музеях? Какие памятники архитектуры вам известны? Может быть, сегодня на уроке вы узнаете о том, что изменит ваше мировоззрение. 3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Тема нашего урока «Культура России в 1725-1801 гг.». Эта тема актуальна и значима, поскольку связана с духовным миром человека, его мировоззрением. Мы проведем урок в форме заседания редколлегии журнала «Культура России» и будем работать в группах для изучения различных направлений культуры с целью создания фотостраниц: «Образование и наука», «Архитектура», «Скульптура» и «Живопись». Вы получите необходимый материал с заданием. Во время групповой работы я буду оказывать вам консультативную и информационную помощь. Желаю успеха! 4. Этап усвоения новых знаний. Учащиеся получают материал для изучения и создания своей фотостраницы в журнале. Распределяют обязанности по выполнению задания. Изучают материал. Создают фотостраницу для журнала. 5. Этап проверки усвоения учащимися нового материала. Отчет групп о проделанной работе. 6. Подведение итогов урока.Учитель дает оценку деятельности учащихся на уроке называя наиболее активных. 7. Рефлексия.Учитель: Вы хорошо потрудились. Дадим оценку урока. Что на уроке было необычным? Чему вы научились на уроке? Было ли скучно? Когда и почему? Как вы оцениваете свою работу и класса в целом? Напишите.
Раздаточный материал для групп. Группа №1. «Архитектура». Во второй четверти века в архитектуре господствует классицизм. Это направление в искусстве 17-19 вв., обратившееся к античному наследию, как к идеалу. Для архитектуры характерны: монументальность, величественность, простота, торжественность, гармония, строгая пропорциональность, симметрия. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства. В Петербурге и его окрестностях замечательные творения в этом стиле оставили Д. Кваренги, И.Е. Старов. Это Таврический дворец (Старов), Академия наук (Кваренги), Смольный институт (Кваренги) В Москве строили здания в стиле классицизма В.И.Баженов ( Дом Пашкова) и М.Ф.Казаков (Московский университет, Дом Союзов, здание Сената в Кремле). Барокко – одно из направлений искусства XVI-XVIII вв., отличавшееся декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Используются такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры. В стиле барокко работал знаменитый Варфоломей Растрелли. Сын скульптора К. Растрелли учился за границей. По его проектам возвели много сооружений в Москве, Петербурге, Киеве. Но самым значительным, из всех созданных архитектором сооружений, был Зимний дворец, в Петербурге, тот, что и поныне украшает центр города. Зимний дворец – здание новое по архитектурной форме, но вместе с тем его облик свидетельствует о преемственности развития национальной художественной культуры в архитектуре. Длинное, вытянутое вдоль набережной, здание кажется «вылитым» из одного гигантского куска. Обратите внимание на изломанные формы, множество декоративных ваз, статуй, разнообразие форм оконных наличников. Это элементы «барокко». Впервые в русском зодчестве Растрелли применяет свободно стоящие колонны, как декоративные украшения. Дворец своей горизонтальной протяжённостью, как бы сливается с равнинным пейзажем города, с Невой. Для Растрелли характерно широкое применение цвета на фасаде. И в этом он продолжает старую традицию двухцветной окраски. Задание. 1. Прочитайте текст, выделив основные особенности архитектуры. 2. Подберите портреты архитекторов и их творения. 3. Составьте сравнительную таблицу:
Основные черты классицизма | Основные черты барокко |
|
|
Группа №2. «Скульптура». Бартоломео Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. Скульптура эта не копия, и не слепок человеческого лица, тела. Растрелли много лет работал над образом Петра I. Снял маску и сделал восковой бюст царя, а затем скульптуру. Олицетворением ума, воли, энергии представляется Пётр в скульптуре Растрелли. Зритель, глядя на него, понимает, что изображённый человек – государственный деятель и полководец. Здесь реализм и барокко. Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью, человечностью и теплотой. В 1788 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе) (названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня. Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая мощным рывком подняла на вершины своего гребня, всадника. Согласно правилам классицизма скульптор одевает Петра в «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. С левой стороны фигура Петра кажется спокойной и уравновешенной, если подойти к памятнику спереди начинает казаться, что конь мчится прямо на зрителя. Жест руки угрожающий, утверждающий. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга. Большую роль в формировании русской скульптуры сыграла Академия художеств. Она воспитала плеяду замечательных мастеров. Среди них Ф.Шубин, М. Козловский. Их произведения составляют гордость русской и национальной культуры. Скульптор – реалист Фёдор Иванович Шубин, земляк Ломоносова, тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также за границей. По возвращении в Петербург он приобрёл славу лучшего скульптора. Им созданы бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. Но реализм Шубина не мог быть по праву оценён его вельможными заказчиками. В период зрелости таланта Шубина происходило становление русского классицизма, героизм этого стиля остался чужд Фёдору Ивановичу. Он не мог отказаться от реализма в своём творчестве. Вскоре его забыли. Последний период жизни этого скульптора был очень тяжёл. Он умер в бедности. А классицизм завоёвывает ведущее место в русской скульптуре. В эти годы приобретает известность М. Козловский, автор замечательного «Самсона» в Петергофе, памятника Суворову в Петербурге. Задание. 1. Прочитайте текст, выделив основные особенности скульптуры. 2. Подберите портреты скульпторов и их творения. 3.Составьте в тетради сравнительную таблицу:
Основные черты классицизма | Основные черты реализма |
|
|
Группа №3. «Наука и просвещение». В развитии просвещения в России в 1725-1801 гг. ясно прослеживаются две тенденции: расширение сети учебных заведений и ужесточение принципа сословности при получении образования. Согласно Уставу народных училищ от1786 г. В каждом губернском городе открывались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В конце века в России было 288 школ с 22 220 учениками. Крепостные крестьяне не учились. Увеличилось число школ для дворянских детей. Было пять кадетских корпусов, открывались благородные пансионы. Делами образования занимался И.И.Бецкой. Он открыл училище при Академии художеств, Воспитательный дом в Москве, Коммерческое училище и Смольный институт благородных девиц. Росла роль науки, чему способствовали Московский университет (1755 г.), Горное училище (1773 г.), Российская академия (1783 г.). Выдающимися учеными были: М.В.Ломоносов, С.К.Котельников (основы теоретической механики), С.Я.Румовский (астрономия). Природные ресурсы страны изучали В.Беринг, А.И.Чириков и М.П.Шпанберг, И.И.Лепехин, Н.Я.Озерецкий. Были открыты материковый берег Аляски, изучен Южный Урал, районы Ладожского озера, Белого и Каспийского морей. Г.И.Шелихов составил классическое описание Алеутских островов и Аляски.В области медицины прославился трудами о чуме Д.А.Самойлович. И.И.Ползунов изобрел универсальную паровую машину. И.П.Кулибин разработал часы «яичной фигуры», проект моста через Неву, «самобеглую коляску», прожектор, лифт. Знамениты историки: М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, М.М.Щербатов, И.Н.Болтин.
Задание. 1. Прочитайте текст, выделив основные особенности развития образования и науки. 2. Подберите портреты ученых и отметьте область их деятельности. 3. Разместите материал на ватмане. 4. Выберите представителя для выступления.
Группа №4.«Живопись».
«Женская культура-это не просто культура женщин. Это особый взгляд на культуру. Женские ценности в культуре «основаны на чувстве и природе, которые вечны»…
Академия художеств дала России немало талантливых художников. В XVIII в. передовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом. В середине и второй половине столетия получили известность живописцы-классицисты А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», Г. Угрюмов «Торжественный выезд А. Невского в Псков».
«Чувственные» сюжеты, пасторальность присущи картинам сентиментального направления: портреты М. Иванова, пейзажи С. Щедрина.
Выдающееся место в русской живописи заняли художники В.Л. Боровиковский (Портрет М.И.Лопухиной), Д.Г. Левицкий (Портрет П.А.Демидова), Ф.С. Рокотов (Портрет А.П.Струйской).
«Портрет А. П. Струйской» Этот портрет в наше время прочно слит с восхитительными строками поэта Н. Заболоцкого:
Любите живопись поэты
Лишь ей единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – выдающийся мастер камерного портрета, т.е. погрудного изображения модели, где все внимание художника сосредоточено на лице портретируемого. Главное для Рокотова – показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Рокотов был превосходным мастером женского портрета. Женские образы художника преисполнены чувства внутреннего достоинства и духовной красоты, они величественны и гуманны. Его творчеству были присущи поэтичность образов, тонкость живописных отношений, легкость и мягкость мазка Во второй половине XVIII века художники начинают уделять внимание изображению жизни и быта крестьян. Крестьянской теме посвятил свои работы крепостной художник графа Потемкина Михаил Шибанов. Среди других художников XVIII века можно отметить творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825), который являлся третьим из ведущих мастеров портрета второй половины восемнадцатого века. Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека
«Портрет М. И. Лопухиной»
Написан портрет в жемчежно-голубых тонах.
Грустная красота изображенной девушки оттеняется ее трагической судьбой (на портрете ей 20 лет, а в 24 она умиерла от чахотки), выраженной в стихах поэта Я. П. Полонского:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви.
И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души от нас не улетела,
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать.
На портретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Именно в творчестве Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцвет приходится на екатерининское царствование. Никто так сочно и осязательно не пишет вещественный мир, восхищаясь его драгоценностью и разнообразием: блеском бронзы, тяжестью и переливами тканей Левицкий писал портреты так, как того требовали эстетические и этические нормы эпохи. Модели непременно должны были быть представлены в наивыигрышном свете. Они не скрывают, что позируют художнику. Отсюда их горделивая осанка, условные жесты, снисходительные взгляды. Портретируемые изображались обычно в роскошной одежде, парадных мундирах, в звездах и орденских лентах. Однако сквозь эту феерию богатства и парад чинов внимательный зритель может увидеть живые и полнокровные образы незаурядных людей. Таков А.М. Голицын, портрет которого был создан Левицким в 1772 году. Государственный деятель, сановник, он изображен согласно законам парадного портрета. Для этого художник выбрал большой формат холста и точку зрения снизу, дал поколенный срез фигуры. Широким жестом вице-канцлер указывает на бюст императрицы, подчеркивая тем самым свое прямое отношение к событиям, способствовавшим вступлению Екатерины II на престол. Левицкий воспевает добродетели «просвещенной монархини» в композиции «Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия» (1783). Аллегория здесь столь сложна, что художнику пришлось предпослать портрету пространное его описание: «Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя… В дали видно открытое море, и на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю».
Задание. 1. Прочитайте текст, выделив основные особенности развития живописи. 2. Подберите портреты художников и их творения. 3. Составьте в тетради сравнительную таблицу:
Основные черты классицизма | Основные черты сентиментализма |
|
|
4. Разместите материал на ватмане. 5. Выберите представителя для выступления.
Приложение Проектные работы групп
Использованная литература. 1. Гончарова Т.И. «Исторические вечера в школе», М., Просвещение, 1992 г. 2. Левандовский А.А. История России XVIII-XIXвеков. 10 класс, М., Просвещение, 2010 г 3. Мезин С.А. «История русской культуры 10-18 в.в.» М. Издательство гуманитарного центра. 2000 г. Интернетресурсы 1. Портреты русских писателей XVIIIвека: http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&q=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B 2. Портреты и репродукции русских художников XVIIIвека: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
История
10 класс
08 октября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»