Региональный компонент на уроках гуманитарного цикла и во внеклассной работе.
Важную роль в жизни человека и общества играет язык, являющийся культурной памятью народа. Известно, что человек только тогда становится человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа.
Проблемы приобщения учащихся к культуре родного края выдвигают задачи поиска новых подходов к обучению, которые призваны обеспечить единство и взаимодействие языка, культуры и личности.
Вхождение учащихся в мир культуры своего народа, края тесно связано с региональным компонентом, на который в федеральном базисном плане отводится 10 % учебного времени от 735 часов, что составляет 74 часа в основной общей образовательной школе ( 5 – 9 классы) и 7 часов в средней ( полной ) на базовом уровне.
В пособии Т. И. « Региональный компонент на уроках русского языка и во внеклассной работе» ( Ростов – на – Дону, 2006 г.) раскрывается одно из направлений реализации регионального компонента — подбор и систематизация дидактического материала, в основе которого — многоаспектный анализ текстов Вит. Александр. Закруткина.
Текст, являясь формальной единицей обучения языку, становится важнейшим средством воспитания. Поэтому подбор текстов писателя осуществлён с позиций их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую родину.
Анализируя на уроках тексты донского писателя, учащиеся овладевают нормами русского языка, мастерством устной речи, учатся словесному оформлению своих высказываний, кроме того, анализ текстов помогает им овладеть орфографическими и пунктуационными правилами.
Чтение ( понимание) и анализ текста – образца как самого писателя, так и исследователей его творчества способствуют формированию умения школьников составлять собственное связное высказывание на основе выполнения заданий следующего типа: передача содержания текста ( сжато, подробно); составление плана ( простого, сложного, цитатного ) текста; развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера; изложение с творческим заданием; сочинения разных жанров, реферат на краеведческую тему и так далее.
Таким образом, работа над текстами В. Закруткина и текстами исследователей его творчества является не только воспитывающим, но и развивающим средством, формирует такие качества речи, как логичность, точность, ясность, уместность, образность, выразительность. Учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, приобретают навыки создания собственного текста. Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, обеспечивает органическое единство познания системы языка и развития речи.
Такой вид работы поможет учителю в организации учебно – воспитательного процесса как в системе урочной, так и внеурочной деятельности.
Тексты можно использовать для комплексного анализа, для различных видов диктантов ( по памяти, зрительный, творческий, с грамматическим заданием), для изложений, для проведения тестовой формы контроля.
Во внеурочной деятельности можно использовать следующие виды работ: творческая, научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся ( доклады, рефераты, исследования, сочинения ), литературные экскурсии; фестиваль « Наш край донской — крупиночка России» ( творчество юных поэтов, литераторов, фотокорреспондентов, художников); конкурс чтецов « Живое слово В. Закруткина»; научно – практическая конференция по литературному краеведению « Языковое мастерство В. Закруткина»; элективные курсы; конкурс знатоков биографии и творчества В. Закруткина.
Все эти задания окажут помощь учителю в организации использования регионального компонента как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Маслова Наталия Геннадьевна
село Красная Поляна Песчанокопского района Ростовской области
МБОУ КСОШ № 32
русский язык и литература
«Региональный компонент на уроках гуманитарного цикла и во внеклассной работе».
Региональный компонент на уроках гуманитарного цикла и во внеклассной работе.
В современном обществе кардинально изменились требования к системе образования. Задача школы – дать ученику возможность получить такое образование , которое не только обеспечит его необходимыми научными знаниями, практическими умениями и навыками, но и поможет осмыслить накопленные человечеством ценности и традиции. В связи с этим возрастает внимание к проблеме культуры и её трансляции в школьном образовании.
Важную роль в жизни человека и общества играет язык, являющийся культурной памятью народа. Известно, что человек только тогда становится человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа.
Проблемы приобщения учащихся к культуре родного края выдвигают задачи поиска новых подходов к обучению, которые призваны обеспечить единство и взаимодействие языка, культуры и личности.
Вхождение учащихся в мир культуры своего народа, края тесно связано с региональным компонентом, на который в федеральном базисном плане отводится 10 % учебного времени от 735 часов, что составляет 74 часа в основной общей образовательной школе ( 5 – 9 классы) и 7 часов в средней ( полной ) на базовом уровне.
В пособии Т. И. « Региональный компонент на уроках русского языка и во внеклассной работе» ( Ростов – на – Дону, 2006 г.) раскрывается одно из направлений реализации регионального компонента - подбор и систематизация дидактического материала, в основе которого - многоаспектный анализ текстов Вит. Александр. Закруткина.
Текст, являясь формальной единицей обучения языку, становится важнейшим средством воспитания. Поэтому подбор текстов писателя осуществлён с позиций их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую родину.
Анализируя на уроках тексты донского писателя, учащиеся овладевают нормами русского языка, мастерством устной речи, учатся словесному оформлению своих высказываний, кроме того, анализ текстов помогает им овладеть орфографическими и пунктуационными правилами.
Чтение ( понимание) и анализ текста – образца как самого писателя, так и исследователей его творчества способствуют формированию умения школьников составлять собственное связное высказывание на основе выполнения заданий следующего типа : передача содержания текста ( сжато, подробно) ; составление плана ( простого, сложного, цитатного ) текста ; развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера ; изложение с творческим заданием; сочинения разных жанров, реферат на краеведческую тему и так далее.
Таким образом, работа над текстами В. Закруткина и текстами исследователей его творчества является не только воспитывающим, но и развивающим средством, формирует такие качества речи, как логичность, точность, ясность, уместность, образность, выразительность. Учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, приобретают навыки создания собственного текста. Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, обеспечивает органическое единство познания системы языка и развития речи.
Такой вид работы поможет учителю в организации учебно – воспитательного процесса как в системе урочной, так и внеурочной деятельности.
Тексты можно использовать для комплексного анализа, для различных видов диктантов ( по памяти, зрительный, творческий, с грамматическим заданием), для изложений, для проведения тестовой формы контроля.
Во внеурочной деятельности можно использовать следующие виды работ: творческая, научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся ( доклады, рефераты, исследования, сочинения ), литературные экскурсии ; фестиваль « Наш край донской - крупиночка России» ( творчество юных поэтов, литераторов, фотокорреспондентов, художников); конкурс чтецов « Живое слово В. Закруткина» ; научно – практическая конференция по литературному краеведению « Языковое мастерство В. Закруткина» ; элективные курсы ; конкурс знатоков биографии и творчества В. Закруткина.
Все эти задания окажут помощь учителю в организации использования регионального компонента как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Использованная литература :
1.Т. И. Павлова, С. И. Гаврилова « Контроль на уроках русского языка в 5 – 7 классах как этап подготовки к новой форме государственной итоговой аттестации в 9 классе» Ростов – на – Дону 2008.
2.Т. И. Павлова, О. Н. Чигвинцева « Региональный компонент на уроках русского языка и во внеклассной работе» Ростов – на – Дону 2006.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО