Конспект НОД по познавательному развитию "Эта удивительная бумага!"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-марафон методических разработок «Педагогическая мастерская»)
просмотров: 1234
Опытно-экспериментальная деятельность во время НОД позволит детям раскрыть все удивительные свойства бумаги!
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Мирнинский детский сад
Международный конкурс методических разработок
«Педагогическая мастерская»
Номинация «Открытое мероприятие с детьми»
Конспект НОД по познавательному развитию «Эта удивительная бумага!»
Автор: Чувашова Анастасия Витальевна
Должность: воспитатель
Старшая разновозрастная группа
Телефон: 89246050190
Адрес электронной почты: tchuvaschova.anastasya@yandex.ru
c.Мирный
2018 год
Конспект НОД по познавательному развитию
для детей старшей разновозрастной группы
1. Возраст_______5-7 лет________________________________________
2. Тема__«Удивительная бумага»
3. Дата проведения_________________________________________
4. Направление развития_____познавательное развитие__________
5. Цель: Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания.
6.Задачи:
Образовательные: познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве. Показать способы конструирования из бумаги «Стаканчика».
Развивающие: развивать исследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Развивать память, внимание, мышление, речь.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.
7. Перечень оборудования: ноутбук, колонки, компьютерная презентация «Производство бумаги», Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги, схема конструирования из бумаги стаканчика.
8. Продолжительность образовательной деятельности__30 минут ______
9. Предварительная работа: _
Интеграцияобразовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Ход образовательной деятельности:
-
Организационный момент (воспитатель заходит в группу, на нем одет бумажный фартук)
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какой красивый фартук я себе купила! Красивый? Если хотите, можете даже потрогать! Как вы думаете из чего его делали? Верно! Из бумаги! А для чего вообще люди придумали фартуки? (ответы детей: чтобы не замарать одежду.) Правильно! Чтобы не замарать одежду! Вот и я, если замараю свой фартук, возьму и постираю! С мылом, да водичку потеплее! Даже? (ответы детей: нет, бумажные вещи нельзя стирать!» Нельзя? Вот я не знала! А вы, наверное, все знаете о бумаге?! Давайте – ка сейчас проверим, что вы знаете о бумаге и возможно узнаете еще кое –что новенькое и интересненькое! Давайте поиграем в игру «Ученые в лаборатории»! Вам же нравится разные опыты и эксперименты!? (дети отвечают: Да!) . Прошу всех присесть за столы.
(дети присаживаются за свои столы)
Воспитатель: И помните! Одно из самых важных условий!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
Воспитатель:
Сегодня нам предстоит выполнить интересную работу и полезную работу. Вы выступите в роли исследователей. Как говорил русский поэт А.С.Пушкин “О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух …” Эти стихи помогут вам в научной деятельности. Для этого попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Задача непростая. Будем помогать друг другу, работая в группах. Недаром народная мудрость гласит: “Один ум - хорошо, а два – лучше!” Все ученые, прежде чем приступать к опытам и экспериментам, очень много читают и изучают литературу о том веществе или предмете, с которым собирается работать. И мы с вами не исключение.
II. Основная часть:
1. ЗАГАДКА. (Воспитатель предлагает отгадать загадку)
Воспитатель: Для начала, ребятки, отгадайте – ка загадку!
Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага.)
Воспитатель: Правильно! Именно о бумаге и ее свойствах сегодня пойдет речь.
2. Беседа о бумаге:
— Для чего нужна бумага? (ответы детей: чтобы писать, рисовать, делать поделки, из бумаги салфетки, чтобы вытирать руки, из бумаги книги и т.п.) Значит уже из ваших высказываний можно сделать вывод: бумага, как материал, имеющий самое разнообразное применение во всех областях жизни для современного человека – необходима для создания благоприятных условий жизни.
— Как вы думаете, бумага была всегда?
— На чем писали древние люди? (На камнях.) Воспитатель показывает бересту.
- Удобен ли был такой способ письма? Люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — бумага. Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.)
3. Просмотр компьютерной презентации с комментариями воспитателя «Изготовление бумаги»
Воспитатель:
- Бумагу изобрели в Китае. Китайцы делали ее из размоченных растительных волокон. В Европу бумага попала между 1000 и 1100 годами. Бумагу можно делать из дерева, тряпок и старой бумаги - макулатуры (таким образом бумагу можно использовать дважды!) Как же делают бумагу в наши дни? (слайд 1)
- Бумагу производят на бумажных фабриках. (слад 2)
- Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья. ( слайд 3)
- На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. (слайд 4)
- Самый экономичный способ получения древесной целлюлозы - механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идет на производство, например, газет.
Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, а также прочные оберточные материалы.
В этом случае щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту. (слайд 5)
- Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей. К обрабатываемой бумажной массе может быть добавлена макулатура, но лишь после удаления чернил. На этом этапе производства обрабатываемая масса, состоящая из древесных волокон и воды, называется бумажным сырьем. Затем на специальной перерабатывающей машине меняются форма и структура бумажных волокон. Для этого к бумажному сырью добавляют дополнительные вещества. Например, клеи - их присутствие в писчей бумаге отталкивает влагу. После этого бумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители. (слайд 6)
- Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину. Сначала кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Эта сетка натянута на два вала и все время вращается, перенося бумажную кашицу вперед. На сеточном участке начинается образование бумажного полотна, называемое формованием листа. Это происходит благодаря удалению воды из волокнистого материала. По мере продвижения бумажной массы по ленточному конвейеру часть содержащейся в ней воды вытекает через ячеистые отверстия, и бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя так называемую рулонную ленту. (слайд 7)
- Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют. (слайд 8)
- Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. (слайд 9)
- Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. (слайд 10)
Воспитатель: Вот такой длинный путь от дерева до типографии или магазина проделывает бумага, чтобы попасть к нам с вами!
- Ребята, почему нужно экономить бумагу? (ответы детей: Чтобы меньше пришлось рубить деревьев)
- А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют и рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют)
3. Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Предлагаю всем надеть фартуки и пройти в «волшебную лабораторию»! У каждого из вас кусочки разных видов бумаги. (Дети рассматривают их)
- Как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая? (погладить, провести пальцем)
- Тонкая или толстая? (надорвать, разрезать ножницами, опустить в воду)
-Мягкая или жесткая? (смять)
(Дети определяют, проводя обследовательские действия и опыты с бумагой рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду)
Воспитатель: Какие выводы, дорогие ученые, вы можете сделать о свойствах бумаги? Давайте зафиксируем их на листке наблюдений.
(Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнется, рвется, можно резать, непрочная, намокает и т.п.)
Свойства бумаги:
-
Бумага не прочная! Рвется тонкая легко, толстая с небольшим усилием.
-
Любая бумага режется ножницами!
-
Бумага мнется и ее можно складывать! Тонкая легко сминается , толстая с усилием.
-
Бумага намокает в воде и теряет форму!
-
Бумага не прозрачна! Чем толще бумага, тем меньше света она пропускает!
-
Бумага горит! Быстро загорается и полностью сгорает!
Воспитатель: Особенно последнее свойство бумаги вам надо хорошо запомнить и остерегаться возгорания бумаги! Не баловаться спичками, не бросать бумагу к печке, не оставлять бумажные салфетки возле плиты и т.п.
- А теперь нам пора возвращаться за столы. Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
4. Физминутка.
Мы бумагу рвали, рвали
Мы бумагу мяли, мяли
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И теперь ее складем!
5. Конструирование из бумаги «Стаканчик»
Предлагаю сделать стаканчик из бумаги и понаблюдать, как скоро вода просочится через бумагу. Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду. Воспитатель предлагает схему и показывает сам.
6. Чтение сказки «Важные бумаги» (Т. Кириллова)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо поработали, а теперь должны отдохнуть. Предлагаю минутку для отдыха. Садитесь поудобнее, расслабьтесь, а я вам почитаю сказку
«Жили-были в бумажном царстве разные бумаги. Жил среди них и Картон. Он считал себя самым важным и был поэтому царем. Подумал как-то раз Картон: «Зачем мне эти бумаги? Я самый главный и самый прочный, согнуть меня трудно, из меня папки и коробки делают». Решил он из своего царства все виды бумаг выгнать. И выгнал.
Поехал Картон к другу. Зашел в кассу за билетом, а билетов нет-ведь выгнал он печатную бумагу из царства, а из нее билеты делали. Решил книгу или журнал почитать-не вышло. Печатная бумага и их забрала. Захотел Картон письмо написать, а писчая бумага, на которой письма пишут, в другом царстве живет. Бегут к царю Картону слуги, докладывают, что все рисунки из царства исчезли-они нарисованы были на рисовальной бумаге, конфет нет-оберточная бумага их с собой унесла.
Понял Картон, что не только он, но и все виды бумаги важны, не обойтись без них. Вернул он все виды бумаг, уважать их стал.
7. Итог НОД. Рефлексия.
Воспитатель: Думаю, что после сегодняшних открытий, вы, ребята, тоже будете уважать бумагу, беречь ее и экономить!Мне бы очень хотелось узнать ваши впечатления о сегодняшней совместной деятельности. Для этого прошу ваш по одному выходить ко мне, выбрать себе на подносе одну понравившуюся бумажку, на которой написано начало мысли, которую вы должны продолжить так, как чувствуете и понимаете сами.
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось..
самым последним карточку (заранее заготовленную с надписью «Я хочу сказать…») воспитатель и заканчивает фразу «Хочу сказать вам всем СПАСИБО! За активную работу, за внимание. Мне с вами сегодня было очень интересно.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»